1 августа 1947 г., № 179 (755).
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ

жество, а KomaHoupy

ИД И ВАЗ

В воздушных битвах с врагом наши летчики показали беспримерную доблесть, героизм и му
	(И. Ста ли H)
HAA БЕРЛИНОМ
	„Ночь. В темноте едва заметно поблескивают. крылья моту-
цих самолетов. Закончены, последние ‘приготовления, Проходят
еще секунды — и огромные корабли с удивительной легкостью
взмывают вверх. у

‚Советекие бомбовозы держат куре. па Берлин; Лх ведуе опыт
ные, искусные люди. Отправляясь в полет, командир части тов.
Преображенский сказал:

— Мы идем метить за Москву.

Предстоит долгий и трудный путь через вепроглядную облач:
ность, в непроницаемом тумане. Разбущевавшимея силам при-
роды наши люди противоноставляют свою волю и мастерство,

Корабли летят’ над гитлеровекой Германией, В кромешной
тьме они приближаются к району Берлина.

Группа военных заводов расположена в северо-залтадной. части
города. Сода обрушивают свой удар советские летчики.

Первые зажигательные бомбы освещают заревом пожаров
намеченные цели. Фашистокие зенитки открывалот беспорядоч-
ный огонь, но он He причиняет вреда нашим самолетам, Ha ue.
‘ли, ясно различимые сквозь облачные окна, понеслиеь’ футаски:
  Над городом вотает зарево пожаров.

Задание выполнено блестяще. Самолеты легли курсом на во-
сок Boe Ko единого они возвратились на’ свои базы.

¥ \
	ТРИСТА ШТУРМОВОК

Двадпелипятилетний ‘офицер Владимир Алексеенко находился
на фронте около двух лет. Он пришел в гвардейский. пигурмовой
полк весной сорок третьего о года рядовым летчиком в званив
сержанта. Весной сорок пятого тода, когда наши Вооруженные
Силы  победоноено завершили Великую Отечественную. войзу,
Владимир Алексенко был уже командиром эскадрильи в чипе
твардии майора. Грудь летчика-штурмовика украсили две <30-
лотые Звезды» Героя Советокого Союза, восемь боевых орденов и
несколько медалей.

`В январе 1944 года гвардия лейтенант Алексеенко помогал
взламывать долговременную оборону немцев под Ленинтра
дом, сокрушать бетонированные устои вражеской блокады, В
июне гвардии старший лейтенант Алексенко штурмовал Hpe-
словутую «линию. Маннергейма» на Карельском перешейке, А
уже в сентябре того же года гвардии капитан, Алексеенко нано“

‚сил бомбо-штурмовые ‘удары по немецким войскам, изтоняемым
  из Советской Прибалтики,

Недюжинный талант воздушного бойца еще более расцвел в
небе Восточной Пруссии,

B каждом вылете он совершал не меньше 3 — 4 заходов на
` цель, Нередко же число атак доводилось им до 15. — 18. ВУ
змей сложности гвардии майор Алексеенко произвел 300 боевых
  вылетов и сделал около 2.000 эффективных атак uo живой
силе и. технике врага,

Сейчас. прославленный офицер командует эскадрильей пегур-
мовиков: Его подразделение, ‘обучаемов на передовом’ боевом
опыте, занимает первое место в Н-ской гвардейской части.

Истребитель „Юннерсов’
	—~ stu B Hebe Алелюхин; -— значит, «ШОнкерс» на земле,
говорили боевые друзья прославленного aca.

Нод Калачом немцы потеряли много самолетов — четыре 13
них 6бил Алелюхин. Затем — бои пол Котельниковом и Зямов-
	сими точными ударами. Однажды он провел бой один против
usta «Мессеров» и вышел из него победителем.

За подвиги, проявленные в боях за Ростов и Таганрог, Алекоей
Алелюхин был удостоен звания Героя Советского Союза.

За, образцовое выполнение боевых заданий командования ло
прорыву сильно укрепленной полосы немцев и освобождение
города Мелитополь двадпатитрехлетний гвардеец получил вторую
«Золотую Звезду», - и
‚ Алексей Алелюхин сражалея п в Восточной Пруссии, Закона
чия он войну в Берлине, Здесь бесстрашный 6 завершил свой
боевой очот, на котором записано 40 сбитых Им вражеских 04
молетов, Начав войну рядовым пилотом, Алексей Алелюхин 31-
кончил ве командиром истребительного полка.  Сейчае он
учится в академии имени\ Фуулзе и этим летом он закончил 2-й
вре:
	подвиги мужественного сталинекого совола, украеив его груль
тремя медалями «Золотая Звезда», окружив ето славой и почетом,
а боевом опыте трижды Героя Советского (0103 Ивана
в, сейчас учатея. JeTHOMY MacreperByY сотни моло»

er wr ee, ee
	цел советских летчиков, Они хотят быть такими же бесотрашные
мии исвусными В Hor, каким является Этот прославленный а,
		шестидеся-
	Боевые друзья поздравляют И. Кожедуба с

=.

той победой, .

‘Снимок сделан нашим фотокорреснонде
ном. Т. Мельником 98 wanre зале
	_и начальники уменье и военное мастерство в. руководстве воздушными операциями.
	БЕССМЕРТНЫЙ ПОДВИГ

...3 июля во главе своей эскадрильи капитан Гастелло сражался
в воздухе. Далеко внизу, на земле, тоже шел бой. Моторизованные
части противника стремились прорвать линию нашей обороны, но
огонь советеких артиллеристов и летчиков остановил их движение.
Ведя свой бой, Гастелло не упускал из виду и бой наземный. ,

Неожиданно снаряд вражеской зенитки разбил бензиновый бак
ого самолета. Машина затылала,

Что же, так и закончить на этом свой боевой путь? Спустить-
	ся, пока не поздно, на парапноте и, оказавишиеь на территории,
занятой врагом, сдатьея в постылный плен? Нет, это не выход.
	Капитан Гастелло не отетегнул нанлечных ремней. Вниз. в зем-
	1е, К етрудивиелмея ниетернам противника мчит он свой пылаю-
	щий самолет. Огонь уже возле летчика. Но земля близка. Ма-
шина Гастелло врезаетея в скопише нистерн. и автомобилей — и
		оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает воздух: взры-
ваются вражеские цистерны...

Бессмертный подвиг канитана Гастелло служил  источни-
ком вдохновения для советских летчиков. В Час, котла налобы-
0 выбирать между смертью в бою и позорным пленом, мно-
THe новторяли: его. огненный таран.

Родина никогда не забудет имени сталинского вокола —
Николая Франпевича Гастелло. Ce
	`*
ПЕРВЫЙ ТАРАН

Июньские дни 1941 reia — первые дни войны. Враг оветея
	в глубь нашей страны. Везде — на суше, на море, в воздухе —
советекие воины проявляют чудеса стойкости и героизма. `едер-
	живая натиск захватчиков. Б те дни советский народ узнал 06
одном из первых подвигов советеких летчиков.

..Младший лейтенант Петр Харитонов преследовал т
бомбардировщик. Все патроны были израсходованы, а немец ле-

тел; еще немного — и он скроется. Выпустить врага Харитонов
не мог. Неред его мысленным взором пронеслись ролная земля,
которую топтал немецкий сапог, дым пожарящ, Ненавиеть к
захватчикам горячей волной плеснула в сердце.

Немец трусливо удирал на бреющем полете. Харитонов ри-
нулея за ним, пристроилея в хвост. Немецкий стрелок отетре-
ливался. Burrow Харитонов рванул хвостовое оперение враже-
ского самолета. Немецкая машина с отрубленным хвостом лететь
уже не могла. Нще немного тянули моторы, но скоро самолет
упал, врезалея в лее и загорелся.

Самолег Харитонова сильно пострадал от тарана: одна лб-
пасть винта отлетела, вторая — иекриви лась... Продолжать
полет было невозможно. К счастью, когда Харитонов таранил,
он шел на большой скорости. Это позволило ему развернуться
почти на 180 градусов и благополучно сесть на пашню на нз-
пей территорий. Самолет удалось быстро отремонтировать.
	‚.Подвиг Нетра Харитонова новторяли многие советекие Tet
Таран, эта форма боя отважных, был о трозой лля

чики. [Гаран, эта форма
немецких захватчиков.
	Легендарный бой
	Это было на белгородеком направлении. 1рупна истреби-
телей «Лавочкин-5» гвардейской части майора Рымша  пат-
рулировала над передним краем. В составе грушиы шел гвардии
пейтенант А. Горобец. Была плотная облачноеть, и‘летчик не-
сколько отетал от своих, Вдруг он увидел большую групиу немец-
ких бомбарлировиков. Двалнать «Юнкере-87» шли сомкнутым
	строем к переднему краю советеких войск. сомнений не было —
	враг еобиралея бомбардировать наши позиции.
	Д. Глинка, на счету которого 50 уничтоженных немецких самолетов.

СТАЛИНСКИЕ ПИТОМЦЫ
	Or трозното vrpa 22 июня 1941 в a / сячи воздушных бойцов ‘проявляли безза-
	года до солнечного рассвета 9 мая
1945 roya на зэмле, на ме и
В воздухе шла невиланная в истории чело-
вечества гигантокая битва нашего народа
против немецких захватчиков. Советские
люди самоотверженно отстаивали честь,

свободу и независимость своей любимой, ным

Герой Советского Союза
генерал-нолковник авиации

В. СУДЕЦ
*
воздушным бойцам,

ветную отвагу, бесстрашно шли ва подви-
ги, В этих боях советская авиация покрыла
себя неувядаемой славой, а советские лет-
чики навеки обесемертили свои имена.

«В боях за свободу и независимость на-
шего Отечества советекие летчики дали не-

защитникам , мало примеров беззаветной стойкости, от-
	_ Победы над Берлином.

HY войну стали летчики и что на выс-

матери-Родины,

Влохновленный верой в правоту наптего
дела, ведомый большевистекой партией и!
великим вождем трудящихся товарищем
Сталиным, советекий народ бесстрашно
шел через все невзгоды и неудачи вперед,
& полной победе над врагом. Or земель
Нодмосковья, с берегов славной русской
реки Волги советские воины лоныаи до
фантиетекого логова и с честью выпол-
нйли приказ своего вождя, водрузив знамя

В одержанной победе велика роль от-!
важных сталинских питомцев — летчиков
Военно-Воздушных Сил. Есть что-то сим-
волическое в ‘том, что первыми Героями!
Советского Союза в Великую Отечествен-

ую стуцень славы поднялись в послед-
ние дни войны также летчики, первыми
получившие третью медаль «Золотая Эвез-
да». Взращенные и выпестованные това-,

HHH.

тенант

ленинградекого веба Здоровцеву, Харито-   ваги и подлинного героизма. Уни ыы

нову и Жукову было присвоено звание много ярких страниц в историю Велико
Героя Советского Сохоза. Летчики -— в03- Отечественной войны», — так высоко оце-
  дущные стражи нашей Родины —— совер.   нил ратный труд наших летчиков великий
шили 19, чем в свое время поразил мир вождь и полководец, организатор нашего
  Цетр Нестеров. Они таранили немецкие   воздутного флота, лучший друг coperenMy
авиаторов — товариш Сталин.

самолеты. Не жажда славы, а великое!
чуветво` любви к Родине, партии,   Ведомые гением великого Сталина, в0-
товарищу Сталину — вот что заставило   оруженные передовой советской военной

Отечественной   наукой, советские летчики завоевали пол-
He скалея своей, ное господство в воздухе и явились в годы
  войны. мощным воздушным щитом, назем-
Этим же чувством было наполнено   ных войск, од водительством великого
сердне молодого летчика-москвича Виктора полководца товарища Сталина еще более
Талалихина, вода on, защищая небо   окоепли крылья нашей авиации, ее силь-
Москвы, ночью таранил вражеский бом-  нее стала моль воздушного флота.
6 ba PAUPOBIUK, чтобы не дать ему сбросить   „Отгремели бои. Одержал свою последнюю
свой. смертоносный груз Ha советскую победу трижды Герой Советекого ’ Союза
столицу. Рядовым летчиком взлетел на Иван Вожедуб. Приземлился. на фровтовом
защиту ленинградского неба старший лей-   зэродроме после поеледней  штурмовки
Покрышев. Десятки воздушных   дважды Герой Советского Союза Василий
в которых Покрышев одерживал. Мыхлик. Настунил мир. Й сейчас, в дни

трех первых богатырей
войны ити на нодвиг,

боев,
	HHO ABH BORD также летчики, норвыми   защиту левинградекого неоа старштии лей- , аэродроме после последнеи  штурмовки
получтивтине третью медаль «Золотая 3pe3-   тенант Покрышев. Десятки воздушных   дважды Герой Советского Союза Василий
ja>. Взращенные и выцестованные това- боев, в которых Покрышев одерживал  Мыхлик. Наступил мир. И сейчас, в дни
pumem Сталиным, воспитанные болыие-   победу за победой, сделали его имя широко! мирной учебы, героические защитники co-
вистекой партией в духе беспредельной! известным; он--дважды Герой Советского! ветского неба. ‹ честью хранят славные
любви к Родине, наши летчики с первых   Союза. Здесь же, в небе Ленинграда, нача-   бобвые традиции, рожденные в годы войны.
же дней. войны показали беззаветную от»   лась летная биография н Петра Пилютова,   Полвиги героев войны вдохновляют  моло-
	вистекой партией в духе беспредельной. известным; он-дважды Герой Советского ветекого неба. ‹ честью хранят славные

любви к Родине, наши летчики с первых   Союза. Здесь же, в небе Ленинграда, нача-
показали беззаветную oT- ,

te дней войны
вагу в й0рьбе против сильного и злобного
_ врага. Несмотря на то, ‘что первое время
немцы имели численное превосходетво,
‚ советские. воздушные бойцы геройски сра-
жалиеь и ‘одерживали победы. В этом
сказалось ме. только высокое воинское

’ Мастерство наших воинов, но и их мораль-

ное превосходетво над врагом. Источником
безозветной отваги, бесстрашия и стой.
кости COBCTCRUX летчиков являлись пла-
менный советекий патриотизм, TOTOBHOCTH
жертвовать жизнью во имя Отчизны.
Осененные бессмертными, всепобеждаю-
HHH  маркеиетско-ленинскими идеями,
_ вдохновляемые и ведомые  коммуниети-
ческой партией и нашим вождем
‚ великим Сталиным, советские авиаторы
героически сражались с врагом, приумно-
жая славу советекого воздушного флота.
Они заслужили всеобщую любовь и нриз-
нательность советеких людей. .

бобвые традиции, рожденные в годы войны.
лась летная биография н Петра Пилютова,   Подвиги героев войны вдохновляют моло-
ныне Героя Советского Союза; денутата   лежь’ на борьбу за успехи в мирной учебе.

Ленинграда неустанно  совершенетвуют
6806 мастерство, передают. свой богатей-!
ший опыт молодым летчикам.

В воздушном сражении у Сталинграда
родилась громкая слава Чавриненкова,
Поелбина, Шестакова и чнотих других.
Здесь, в небе города-героя, во ‘веем своем.
блеске проявнлиеь мастерство и высокий
боевой дух советеких летчиков, их прево-
схолетво над. врагом. :

В победоноеных боях над Вубанью нача-
ли путь боевой славы Покрышкин, братья
Глинка, Речкалов. Прославленные на весь
мир; они продемонетрировали преимущество
наших летчиков над немецкими пилотами и
еще раз доказали, каких верных сынов
имеет наша Родина, каких мужественных
бойцов воспитала партия Ленина---Сталина.

В битвах под Москвой и под Ленинградом,

Верховного Совета СССР... Герой sere

«Наша авиация по качеству MpeBocko-  p cpamenuax y Cranwurpaza и на Кубани, в

дит немецкую авиацию, а напги славные

летчики покрыли еебя славой бесстрашных
бойцов», — говорил товарищ Оталин уже
в начале Великой Отечественной войны.
  Через 26 дней после начала войны
советский народ с великой гордостью 3a

своих сыновей узнал имена первых героев.

Великой Отечественной войны, Трем елав-

Орловско-Курской битве, в штурме Берли-
НА _— всюду © необычайной силой про-
являлея массовый о тероизм советских
‘воинов. С именем любимого вождя
товарища Сталина они смело врезались в
боевые порядки вражеских самолетов, бее-
пошално истребляли фавтистеких хишни-
ков. Не единицы и десятки, а сотни и ты-

Слава, завоеванная в ожесточенных боях
с врагом, множитея сейчас в аудиториях
академий, учили, в классах и на аэрод-
ромах частей. Советекие летчики, которым
чужды зазнайство и кичливость, изучают и
внедряют в повседневную учебу богатей-
щий опыт войны, совершенствуют свое’
мастерство.

`Герои войны в дни мирной учебы не ро-
няют. своей славы, Вак и подобаег больше-
викам, питомцам великого Сталина, они
идут в авангарде боевой учебы. Эскадрилья
дважды Героя Советского Союза майора’
Алекоенко в летний период учебы  завое-
вала первенство в полку Трижды Герой
Советского Союза Иван Кожедуб отлично
окончил куре зимней учебы и сейчае ста-
жируется в своем родном ‘полку, Многие
другие герои боев служат сейчае примером
в овладения новыми высотами воинского
мастерства. ,

Советские летчики, имена которых яв-
ляются символом доблести, славы и герой-
ства, прилагают все усилия к тому, чтобы
с честью выполнить ответственные залачи,
поставленные великим вождем и Учителем
Тенералиссимусом Советекого Союза  това-
рищем Сталиным перед советскими Воору-
женными Силами. ел
	Умелые действия нашей доблестной авиации постоянно спо-
собствовали успеху наземных войск и помогли добиться окон-
	‚ чательного разгрома. враза. и `Й. СТАЛИН.
	21 апреля 1945 года, Под тяжестью веесокрупающих Ударов
попался и трещал по швам последний рубеж немецкой обороны,
В зияющие бренти здесь и там врывалиеь лавины советеких тан.
	ков и выносили на своем остальном гребне неустрашимую нпехо-
ту. Дым и чал окутывали землю,
	А в небе... :

Невозможно сразу охватить взором необозримый воздуптный
океан, равно как и нельзя было уследить за сотнями самоле-
тов, стремительно перекрещивающими его во всех направлениях.

Однако трудно было не заметить и здесь, в небе над Берлином,
	проставленного за нашей Тодины — советекого богатыря
Ивана Кожелуба.   $ }
	Вместе со своим боевым другом гвардии майором Титаренко он
увидел над одной из водных переправ большую группу
«Фокке-Вульф-190». Пользужь преимуществом в высоте.
два бесстрашных сталинских сокола врезалиеь в строй врага,
Внезалность нападения вызвала среди немцев нанику. Сбро-
сив бомбы на свои войска, они попытались было отразить дерз-
кую атаку, но превосходство советеких летчиков в боевом ма-
	отерстве и отваге оказалось важнее численного перевеса немцев,

В голубом небе — быстрый и точный росчерк фигур высшего.
пилотажа. Иван Вожедуб делает боевой разворот и выхолит в.
хвост опрометчиво погнавшегося за ним «Фовке-Вульфа». Сухой
треск пулеметной очереди и... немецкий сазюлет, медленно пере-
ворачиваяеь на «епину», стремительно падает вниз. Почти в ту.
ке секунду, окутываяеь дымом, рушится друтой «Фокке»,
сраженный гвардии майором Титаренко. }

Немцы решили спасаться бегетвом, но неотразимый огонь
Ивана Вожедуба настигает еще один немецкий самолет и сбра-
сывает его на землю.

Это была 62-я победа выдающегося советского истребителя,
Ролина, советское правительство но заслугам оденили ратные

Чокойный Рузвельт назвал Покрьникина самым лучшим из вевх
летчиков-истребителей. Одно его появление в воздухе вызывало
‘в стане неприятеля подлинную панику.

— Внимание! Внимание! В небе Покрьышикин! Берегитесь! —
предупреждала своих летчиков немецкая рация.

Но было уже поздно. Самолет с красными звездами на пло-
окослях неожиданно обрушивалея сверху и сбрасывал на землю
очередной немецкий самолет.

Отступая под ударами войск 1-го Украинского фронта от
Бреслау на Берлин, немцы. взорвали взлетные полосы на веех
оставленных ими аэродромах. А тут ваступила весенняя pacity-
типа. Тута и поляны раскисли. Подняться с них в воздух невоз-
можно. Немцы радуются. И вдруг чудо: Покрышкин и десятки
ero питомцев в небе, Взлетной полосой им послужила широкая
автострада Бреслау — Берлин. Хх

59 ебитых вражеских самолетов — таков боевой счет этого
выдающегося мастера воздушного боя.

За roast войны Александр Покрышкин пролетел с боями
240.000 километров. Это все равно, что, соверитить шесть поле-.
	Тов вокруг земного apd.
	He дрогнуло сердце советекого летчика. Сознание воинского дол-
	га подсказало гвардейнщу, что любой пеной он обязан сорвать з8-
MBICed фалистов. И Горебен на евоем грозном «Лавочкине» смело
врезался в строй прохивника. Вражеские летчики растерялись от
дерзости гвардейца, который действовал по суворовекому правилу:
удивить врага — значит напеловину победить. Летчик бил вра-
тов © предельно коротких дистанций — 10 — 20 метров. Один
за другим рухнули на землю 9 «Юнкереов», подожженные
твардии лейтенантом Горобец.
	‚Подвиг гвардии лейтенанта Горобец в этом легендарном 6010 —
	волнующая страница в летописи Великой Отечественной войны.
	<..Президиум Верховного Совета БССР Указом от 19 августа
1944 г. наградил вас третьей медалью «Золотая Звезда» и по-
становил установить ваш бронзовый бюст ‘на постаменте в виде
нолонны в Москве при Дворце Советов», —так гласит грамота № 1
0 присвоении звания трижлы Героя Советекого Союза Алексан-

тру Ивановичу Покрышкину.
	Crapa о доблестнейтем сталинеком соколе облетела весь мир.
	Гвардии полковник А, Покрышкин у сбитого им немецкого
	самолета,
Снимок сделан нашим фотокорреспондентом капитз-
	ном М. Руновым в Марте 1945 года под Берлином.
		Трижды Герой Советского Союза Алевсандр Покрышкин —-
достойный сын великого русского народа, воспитанник всепобеж-
дающей партии“ Ленина — Сталина. В нем поекрасно сочетаются
лучшие качества советского офицера, советекого летчика —
безграничная преданность своей социалистической Родине, на-
стойчивость в овладения воинеким мастерством, бесстралие и изо-
бретательность в бою. _

Алексанир Покрышикин не только блестящий воздушный боен,
но и талантливый военачальник, терпеливый. воспитатель. Из
среды его непосредотвенных учеников вышло 30 Героев Совет-
ского Союза, которые уничтожили не одну сотню вражеских сз-
молетов.
	шим фотокорреспондентом капита:
28 марта 1945 года на реке Одер,