3 августа 1947 г. № 181 (788).
	Будем д
	( волнением Hf BCTIO-

ся. Oo TARTAR mn ee
	уиНаю дни, когда терри*

Герой Советского Союза
тория нашей страны,

roeannie ae
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ.
	-—— ВЕРШИНЫ МАСТЕРСТВА`--—-

i

v7

В воздухе ‘происходило что-то не-
обычное (С востока в плотном
строю, крыло в крыло, неслись три
яркокрасных истребителя. На боевом
развороте они слились в один CH-
луэт и (круто взмыли ввысь. Будто
спаянные, «Яковлевы» переворачива-
лись, «петлили», делали. равер-
сманы Ho   иммельманы. Потом
два внешних самолета закрутились
вокруг внутреннего так, что крылья
одного из них были как: бы продол-
жением крыльев другого. Закончив
блестящий каскад` фигур высшего
пилотажа, истребители скрылись за
	горизонтом...
у. + *
	После Великой Отечественной
войны три героя-летчика возврати-
лись в Москву. Здесь они принялись
овладевать групповым фигурным пи-
лотажем. Прежде всего они. шлифо-
вали индивидуальный пилотаж, учи-
лись плавности и автоматизму в уп-
равлении мотором и в работе руля-
МИ. Достигали исключительной
быстроты и пунктуальной точности
в движениях.

В групповых полетах от ведомых
потребовались исключительная вни-
мательность и ‘постоянная сосредо-
точенность, умение остро восприни-
мать малейшие изменения положения
ведущего самолета, с молниеносной
быстротой реагировать на эти изме-
нения. Путем повседневных трениро-
вок летчики выработали в себе не-
обходимые рефлексы.

Главное внимание ведущий тройки
уделял достижению постоянства и
однообразия в действиях. Он на-
стойчиво следил за точным соблюде-
° нием скоростей и строгим расчетом
производства той или иной фигуры.
	Вначале истребители совместно.
выполняли боевые развороты, затем
неревороты, петли, раверсманы и
иммельманы. Самой трудной фигу-
рой оказалась восходящая бочка с
петлей.

Летчики целыми днями просижи-
вали за чертежами и книгами, с по-
мощью макетов самолетов и всевоз-
можных ‘расчетов искали выход из
создавшегося положения. Потребова-
лись и высшая математика, и физи-
ка, и механика. Теория и практика
‘подсказали один вывод: восходящую
	 ’ бочку необходимо делать с некото:
	рым радиусом, при котором внешний
ведомый, имеющий большую окруж-
ную скорость, не отрывался бы от
ведущего, а‘внутренний ведомый He
оказывался бы в положении, когда
возникают обратные перегрузки в
работе мотора.

В тренировочных полетах такой ра-
диус был найден, и истребители
стали успешно производить восходя-
щую бочку с нетлей.

18 августа 1946 года, во Всесоюз-
ный день авиации, москвичи впервые
увидели удивительный, совершенный
но мастерству полет трех «Яко-
влевых». За блестящим  выпол-
нением группового фигурного пило-
тажа внимательно следил Иосиф
Виссарионович Сталин.

Это вдохновило авиаторов на до-

стижение новых успехов в летной
подготовке. Они с еще большим
рвением и упорством взялись за ©0-
вершенствование летного мастерства,
за. достижение новых вершин в сво-
ем дерзком и благородном деле.

Сегодня, в День воздушного фло-
та, офицеры Ткаченко, Середа и.Па-
хомов покажут над  Тушинским
аэродромом свое возросшее искус-
ство, продемонстрируют неуклонный
рост боевого мастерства советских
петчиков, их. постоянное стремление
	вперед,
Майор И. ЦВЕТКОВ.

# ++

На снимке (слева направо): Герой
Советского Союза гвардии подпол-
ковник П. Середа, Герой Советского
Союза гвардии полковник А. Ткачен-
‚Ко и гвардии майор А. Пахомов,

у Снимок Ф. Земченка.
		срзать
	Они пришли в полк...

(От специального корреспондента «Сталинского сокола»).
	ет о службе в советской
авиации) — образование.
	ПРИЗ SANE EES AER TES

временно оккупирован-
ная Момцами, освобож-
далась частями Совет-

авиации Г. BA Wy Kon

IIS BENE GONE
под которым я под-
Тазумеваю. фундамен-
тальную Подготовку в

.. Позади остались голы, проведенные в о Командир эскадрильи, «труженик», вак
Борисоглебском авиационном училище, уче-   называет его командир полка, исполь
ба на «По-2» и на истребителе. Несколько   зовал каждый удобный момент не только
			ской Армии, в рядах которой были и мои
гвардейцы-штурмовики. Молодые, сильные
волей и телом, это.были замечательные лю-
ци, решавшие исход войны. Некоторые из
них Пали смертью храбрых, а многие и п
сей день несут вахту стражи мирного труда.
	Говоря 00 авиак
panera ии, нельзя
в СВОИХ а Ke у поро ты
ра делах. Какой ны
een HHRa, OHA C03 мы
и, ек является д и
Ушой этой тех
	Лишь требования к человеку-воину воз-
устают и повышаются в связи е усложне-
нием боевой техники и форм ее применения

‘егко понять, что от воздушного десантни-
14-болдата, высаживающегося в стане вра-
та, требуется значительно большее интел-
локтузльное и физическое напряжение, чем,
скажем, от солдата-суворовца, бравшего при-
иулом Альпы. Некоторые говорят, что
смерть одинакова в любых обстоятельствах.

` Шо дело не в том, что смерть. одинакова, а
тлавное заключается в ‘том, что борьба за
‘охранение жизни, а значит и’ боеспособно-
(ти, становится значительно сложнее, чем
paHbule.
	  На десантника, спустившегося с воздуха
‚ из З8млю, могут обрушиться ‘и грозный
_ нк, и всемогущая артиллерия, и химия, и,
наконец, авиация противника, Необходимо
эниеть многс средств борьбы и уметь пра-
Вильно применить их, чтобы выстоять и
самому разбить врага. Высокая культура и
выюокие моральные качества человека —
вот что необходимо для бойца настоящего и
будущего.

В связи с этими мыслями я вспоминаю
тех‹ честных, храбрых и грамотных моло-
дых людей, которые дрались за свою свя-
щенную землю в Великой Отечественной
войне. В них были заложены ‘советской
властью и коммунистической партией чер-
	ты большевиков-воинов. Наряду © 0езза-
	ветной храбростью и выносливостью они/об-
падали таким об’емом знаний, которые 10-
зволили им очень быстро осваивать новые
боевые самолеты во всем сложном комплексе
их вооружения и оборудования. Это положи-
тельно влияло на боеготовность частей, Bo-
оружавшихся заново.
	Что же следует иметь в виду нашей моло-
жи в связи с теми выводами, о которых
я Говорил выше? :
	Мне кажется, главное для нашей молоде-
Жи (и особенно той части ее, которая мечта-
	ЛЕНИНГРАДСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ,
августа. (По телеграфу от наш. корр.).
Рольшими успехами в боевой и политиче-
ской подготовке встретили свой традицион-
НЫЙ праздник авиаторы Ленинградокого во-
енного округа. Во всех подразделениях про-
ведены беседы и доклады о Дне сталинской
авиации, встречи молодых летчиков и авиа-
ционных специалистов с героями Великой
(течественной войны. В честь праздника в
ряде частей состоялись спортивные и стрел-
ковые соревнования, вечера художествен-
ной самодеятельности. Е

(еръезными успехами в боевой и поли-
тической учейе встретили праздник воины
Н-ской штурмовой‘ части. На учебных за-
нятиях по воздушной стрельбе большинет-
во офицеров части выполнило упражнения
4a «отлично». Особенно хорошо‘ етреляли
авиаторы подразделения Героя Советского
(оюза старшего лейтенанта Костина. Зна-
Чительных успехов добились штурмовики
в полетах над водным пространством и в
бимбометании. Экипажи подразделения
гвардии лейтенанта Касаткина, выполняя
задание по бомбометанию, все бомбы уло-
Жили в цель. .

у корректировщиков подготовка к празд-
HUEY совпала © проведением комплексных

Алексей СУРКОВ _
	Вютда мы идем по городской улице и над
наптими головами, нацелившись на посадоч-
НУЮ полосу аэродрома, . пролетает, гудя
мощными моторами, самолет, мы уже не
каждый раз поднимаем толову, чтобы по-
смотреть ему вслед.

38 годы сталинских пятилеток авиация
стала не только привычной составной час-
Th неба нашей Родины, она как бы вошла
в быт народа.
	Великая Отечественная война против He-
	мецко-фашистских захватчиков еще больше
соединила наше представление о небе с
авиацией. Миллионы людей — и военных и
невоенных — в эти трудные ‘и грозные го-
ды научились не тФлько по очертаниям, но
Даже по гулу моторов различать свои и вра-
Жьи самолеты. Мне многократно приходи-
лось наблюдать в прифронтовой полосе, как
люди обрели особенное, B прошлом не су-
Ществовавшее шезтое ‘чувство — «чувство
воздуха», а

И для каждого мало-мальски размышляю-
Щего человека в годы войны было понятно,
Что стрелка барометра военной погоды по-
Шла вверх к надписи «Hama побе-
Да» с тех пор, как окопный солдат стал все
чаще поднимать вверх голову и; наблюдая
строй идущих бомбардировщиков, штурмо-
BEROB, молниеносные «горки», «пике» и
«развороты» истребителей, говорить с гор-
JOCTLIO B голосе: .

— Ну, опять полетели наши птички к
фрипам в гости. Ох, и дадут они им жизни!

Да, авиация вошла в быт советекого па-
ода. Но войдя в быт, она не стала скучны-
ми буднями. И нет такого человека в нашей
стране, который, приметив среди ‚ облаков
серебряную «птичку». занятую расписыва-
НИб\ замысловатых фигур высшего. пилота-
Та, не переживал бы: гордёливого и радост“
ного волнения:

— Вот работают соколики!

Вместе с авиацией вошла в народный быт
й героическая романтика летного дела. На

aa .
	месяцев Назад свершилось TO, KR YEMy
	так стремились, — они пришли в гвардей-
	ский истребительный полк.
	для обучения летному мастерству, но и для
воспитания этих людей, как офицеров, для
привития им команлиреких навыков. =
	Они пришли из училища c хорошим
багажом летных знаний и навыков; твердо.
усвоив элементы, воинского поведения. Но
положение слушателя в училище привило-
им и такие черты, которые теперь, когда
эти люди вступили в строй, нужно было.
немедленно изживать. В училище они.
привыкли отвечать в работе только за
самих себя, за собственные поступки: У
них не было там подчиненных, за повете-
ние которых они должны были бы нести
ответственность. А тут, в части, они вдруг
стали командирами экипажей. В подчинее.
нии У каждого находились теперь механик
и моторист. Качество работы этих людей,
их поведение, их моральный облик — все
это должно было глубоко интересовате
офицеров-летчиков, ибо они полностью ors
вечали за это.
	Провинилея моторист из экипажа Tete
нанта Медведева. Капитан Новгородцев вых
звал прежде всего самого Медведева и строго.
потребовал от него отчета. Тот растерянно.
посмотрел на командира, ‘потом попытался

возражать: !

— Да ведь, это он, товарищ капитан.

--~ Her, we он, а. прежде’ всего вых:
товарищ лейтенант, — перебил его коман--
Дир эскадрильи. — Помните: за все, что
делается У вас в экипаже, отвечаете“
прежле всего вы.   :

Так изо дня в день пе переставал капиз
тан  Новгороднев учить и воспитывать
своих питомцев, вводя их в строй, не прое.
пуская «мелочей», останавливая внимание.
на всем, что казалось ему важным at
офицера-летчика. _ 7
	Вскоре обнаружилось, что в училише.
слабее других разделов была изучена моло»
	дыми летчиками воздушная стрельба. Ока»
зывалея недостаток навыков. Командир
эскадрильи решил применить метод показа.
После’ непосредственного практического по-
каза техники выполнения захода, маневра,
прицеливания и вывода из пикирования.
летчики быстро овладели этими элементами
стрельбы.
	Многое в ‘успехах молодых BOHHOB:
коммунистов зависело ‘от них самих. Может
быть, не будь они так по-большевистеки -
упорны в своем желании поскорее’ статЕ
полноценными летчиками, He присматри-_
вайся они так внимательно в действиям.
и поступкам бывалых воинов-офицеров, не ©
«глотай» с такой жадностью книги по.
теории авиации, ‘может быть, и, дажа-
наверное, их успехи были бы меньше. ^

...В упорной учебе и работе шли месяцы: -

В полку стало известно 0 том, что вскоре.
он примет участие в больших учениях»
	  Началась оживленная подготовка. Но. как.
	ни старался капитан Новтородцев, как ни
старались сами молодые летчики, они ие
смогли подготовиться: ими не была во.
всей полноте освоена техника. рН:
полетов. :
	Расстроенный и огорченный крушением”
своего замысла, капитан долго размышлял”
	06 этом, вепоминая весь пройденный 9:
ними путь. И вдруг ему пришта в голову
фраза; которую любил повторять ero yan
тель, опытный летчик:

— Зрелость летчика — это мастерство.
и плюс еще «что-то».

Да, именно этого «что-то» нехватает-его
молодым воспитанникам. Они хорошо изу--
чили технику полетов в паре и звене,
технику ведения воздушного боя, научи-
лись стрелять по конусу и щитам, стали
дисцинлинированы, смелы, уверенно дей--
ствуют‹ в воздухе. Но ими еще не.
достигнуто то, что является вершиной.
летного искусства. В
	Перед капитаном Новтородцевым “стояла
цель, почетная задача, — сделать этих.
‘офицеров мастерами летного дела, и_бн-
готов выполнить эту задачу, о
	отчуждения, которая отделяла этих смелых.
и сильных одиночек от обывательской.
толны, к которой обращал Горький. свое-
гневно-сатирическое: «Рожденный ‘ползать.
— летать не может». а

Теперь, через тридцать пять. лет,
Листая иллюстрированные журналы того
времени, разглядывая желтые страницы,
`На которых напечатаны фотографии офиз
церов в кожаных куртках — Руднева: Нем
стерова, Габер-Волынского, особенно сильно.
чувствуешь, какую стену недоверия, кос-
‘ности, чиновничьего злопыхательства и

‚инертности пришлось пропгибать этим лю-

WAM,
Й когда сопоставляешь эти труствые

воспоминания с воспоминаниями о TOM,
каким взрывом всенародного восторга. и
любви встречали советские люди летчи
Ков — спасителей челюскинпев, а также
Чкалова, Байдукова, Белякова, Громова,
Юмашева, Данилина, с каким трепетным
вниманием весь народ следил за часами и.
минутами их героических ` перелетов. как
глубока была всенародная скорбь, когда поз
гибли наши славные стратонавты, когда
разбились. Чкалов, Серов, Осипенко, начинае
ешь с особой силой ощущать, чт не годы, &
столетия отделяют нас. от времени, когда
зарождалась русская авиация. Неузнаваз
емо изменилось общество. Любой средний
рабочий и крестьянин земли советской,
как высокая горная вершина, поднимается
над тем тупым обывателем, в ленивом мозгу
которого родилась фраза «От хорошей жиза
ни не полетишь!»

И Когда мы глядим в голубое ясное
небо нашей „Родины, когда мы примечаем
B ero безбрежном просторе самолет, дерзко
	устремляющийея в высоту, мы думаем:
	— Вот он, символ нашей эпохи —
дерзость мысли, сила воли, смелость силв-
ного сердца,  неугасимое беспокойство
разума, творящего коммунизм. ‘
	00 еме техникума, 3 етще

лучше — института или академий.
Высшее образование нашей молодежи не-
обходимо, чтобы успешно- ‘конструировать
самые передовые и самые современные виды
боевой техники. Выешее образование совет-
ской молодежи необходимо и для того, что-
бы двигать большевистскую военную науку
вперед, не уступая в этом ни одной стране.
Выешее образование необходимо, чтобы
стать истинным коммунистом, т. е. челове-
KOM, обогащенным опытом цивилизации, че-
ловеком, способным ориентироваться в лю-

бой, самой сложной политической обста-
новке.
	Безусловно, что овладение летной специ-

В Я
	 . та ae

альностью должно быть обязательным усло-_

а. ЖЕ
	ee

BHEM для любого студента, инженера и мо-
лодого ученого, который нссвящает себя
авиации. Специальность летчика ученому
или конструктору необходима хотя бы для
того лишь, чтобы тоньше ощущать приро-
ДУ воздуха и находить в технических реше-
ниях более надежные и короткие „пути
победы.

Итак, первое, что необходимо ‚будущим
авиационным труженикам и бойцам, —
знания, настоящие и глубокие знания боль-
шевика, способного освещать путь к комму-
низму.

Время стремительных полетов требует
также от советской молодежи и крепкого
физического’ здоровья.Я в этом. году был на
Всесоюзном параде физкультурняков на
стадионе «Динамо» и с чувством радости и
гордости созерцал красоту, силу и ловкость
советских юношей и девушек. Необходимо,
чтобы физическая подготовка охватила всю
молодежь без исключения. Сильные, ловкие,
честные и умные люди, знающие правду
Жизни, способны не только. создать новое.
	коммунистическое общество. но и в состоя-
	нии защитить самыми передовыми и совер-
шенными средствами и методами борьбы
свое право на счастье,

Советский человек, воспитанный ленин-
ско-сталинской партией; свою основную
цель жизни — созидание нового общества—
понял и уяснил так, что для него нет таких
преград, которые бы он не преодолел, п
HHETO неё может его запугать, а тем более
сбить с твердого пути к пели.

Советский народ стремительно движется
вперед, восстанавливая свое хозяйство,
строя новые заводы, добиваясь высокого
урожая на полях. Борьба за мирную жизнь
ведется на всех поприщах многообразной
	деятельности великого Советского Союза.
	Ученые, конструктора, летчики, штурманы,
стрелки, механики, инженеры также не те-
ряют зря времени, и мы сегодня, в день
праздника, увидим, как наша молодежь ос-

воила новую технику, ‘созданную советским
народом.
	Никогда не забыть им первой беседы с
командиром и заместителем командира пол-
ка. Внимательно рассиросив каждого об его
жизни до прихода в часть, о том, как про-
текала их ‘Учеба, стараясь выяснить
их склонность п привычки, командир стал
рассказывать им историю своего полка.
Глубокая торжественность и непередаваемое
волнение были в его словах, в его тоне,
когда он говорил о. боевых делах части, об
участии ее в боях за Сталинград, 06 ее
славном пути от города Сталина до земель
Германии.

—- Крепко храните честь полка, берегите
наши славные традиции. Они  создава-

лись в огне и крови, — закончил командир
свой рассказ.
	Молодые летчики вышли после беседы
взволнованными. У них было ощущение
людей, которым оказана большая честь и
на которых вместе с тем возложена большая
ответственность.
	А спустя несколько дней с одним из них,
лейтенантом Толубенским, случился «грех»:
он сел на «вынужденную» во время полета
в зону — в машине нехватило бензина.
Оказалось, что перед полетом, доверивитись
механику, он не проверил количество горю-
чего в баках.

Его проступок обсуждали строго ий тща-
тельно — на разборе полетов, на заседании
партийного бюро и в личной беседе с ко-
мандирами эскадрильи и полка. Его обви-
няли в халатности, в невнимательном от-
ношении. к машине, в невыполнении своих
обязанностей, —словом, во всем том, что
старательно изгонялось из части, что не
было свойственно ес летчикам, что противо-
речило. гвардейским традициям. Молодой
летчик не только умом, но и сердпем про-
чувствовал и понял свою вину. Итогом все-
го передуманного им были слова, которые он
сказал наедине командиру:
	— Не телько сам всегда буду проверять
все на самолете, но и другим закажу: не
полагайтесь. на других, проверяйте все на
самолете сами, прежде чем подняться в во3-
	Ведущий тройки Алексей Ткачен-
ко, чье имя восхищает не только
неискушенных зрителей, но и быва-
лых авиаторов, родился в 1908 году
на Черниговщине, в семье крестья-
нина-бедняка.
	Советская власть в корне измени-
ла его судьбу, ‘открыла широкие
пути-дороги. В 1928 году Ткаченко
добровольцем пошел служить в`ави-
ацию. С тех пор прошло почти 20
лет За это время гвардии полков-
ник Ткаченко: пробыл в воздухе бо-
лее 3.000 часов и облетал террито-
рию от Тихбго океана до Эльбы. Он
летал на тридцати типах’ самолетов,
отважно дрался с белофиннами и
немцами, удостоился за это высоко-
го звания Героя Советского Союза.
	Биография левого ведомого rpap-
дии майора Алексея, Пахомова столь
же обычна. Родился он в 1912 году
в вологодской деревне. Семнадцати
лет ушел добровольцем служить в
артиллерию. После демобилизации
Пахомов поступил на рабфак, окон-
чил его и сдал экзамен в институт.
Решил быть инженером, работать в
авиационной промышленности. Но
как-то вызвали его в райком‘ комсо-
мола и там предложили пойти
учиться в. военную авиашколу.
	Так Алексей Пахомов стал летчи-
ком. Десятилетний стаж авиатора
изобилует примерами невиданного
упорства и дерзания в овладении
сложной ‘авиационной техникой. Он
блестяще проявил себя и на фрон-
тах Великой (Отечественной войны,
Счет сбитых им вражеских самоле-
тов Пахомов открыл под Ленингра-
дом; шестнадцатый немецкий истре-
битель он вогнал в землю под Ве-
HOA, :

Третий летчик знаменитой тройки
— Герой Советского Союза гвардии
подполковник Петр Сёреда — уро-
mene, Мелитополя. Он ровесник
Великой Октябрьской социалистиче-
ской революции. Его отец, потом-
ственный рабочий-литейщик, с ма-
лых лет прививал сыну любовь к
производству. Петр пошел по’ стопам
отца. Он поступил на завод и уже
через год стал квалифицированным ©
токарем. Летом 1936 года Петр. Се-
реда был зачислен в аэроклуб. По-
том он поступил в Качинскую шко-
лу пилотов. Совершенствовал свои
знания, оттачивал летное мастерство
в Кировабацском ‘училище. Затем
попал в ^строевую авиачасть. Здесь
в полной мере проявились его спо-
собности летчика-истребителя. Где
бы ни воевал Середа, везде он бил
немцев: под Черновицами и в Дон-
бассе, над Тереком и Эльбой.
	И действительно, после этого уже не бы-
ло ни одного случая, когда молодой летчик
нарушил бы летную дисциплину. Толубен-
ский с еще большим рвением взялся за уче-
бу: По временам в разгар полетов он вос-
Kaas:
	— Эх, дали бы мне волю, летал бы я по
шести часов в день и нё уставал бы!
	У него были отличные летные качества:
быстрота реакции, верный глаз, четкоеть в
координации движений. В первом же полете
он показался капитану Новгородневу много-
обещающим летчиком, и вся его дальней-
шая работа подтверждала это впечатление.
	Bee десять лет инструкторской работы
командир эскадрильи капитан Новгородцев
не только учил, но и изучал молодых лет-
чиков, стараясь в каждом отыскать нужные
качества характера, обнаружить скрытые,
может быть, до вих пор способности. Так
было и с этими молодыми офицерами, кото-
рые пришли к нему на выучку. Зорким
взглядом капитан Новгородцев присматри-
вался К ним, изучал их и, узнавая харак-
теры, применял в обращении с ними нуж-
ные методы обучения и воспитания.

Самолюбивый и вепыльчивый, Толубен-
ский почти болезненно остро реагировал на
замечания, принимая их «близко к серт-
цу». Гордость не позволяла ему видеть сво
фамилию в списке провинившихся. И ко-
мандир эскадрильи понял; достаточно одно-
го замечания, чтобы Толубенский обяза-
тельно исправил ошибку и не повторял ее.
А сравнительно флегматичный, равнодуш-
ный 10 характеру лейтенант Короленко за-
ставлял быть к нему значительно придир-
чивее, чем к остальным. По приходе в часть
он стал систематически опаздывать на
5-10 минут, всюду — на разборе, на
занятиях — появлялся позже всех. Ни бе-
седы, ни замечания не’ помогали. Только
после того, как ему вынесли взыскание,
`Короленко перестал опаздывать.

г”
	ленных «чемпионов мира», как ‘на бега,
когда будет «большая игра», как в паноп-
тикум, где показывают женщину с бородой
или уродцев-близнецов.

А на тесном поле Коломяжското ипиод-
рома в эти дни вписывалась одна из важ-
	нейших первых страниц в историю булу-
	щей русской авиации. И многие русские
пилоты держали ответственный экзамен на
гордое звание завоевателей воздуха.
	Это были младенческие дни мировой
авиации. Онз еще только расправляла
крылья. Утлые, неуклюжие летательные
аппараты рождали в толпе насмешливые
замечания:

— И как он на такой этажерке полетит,
ума не приложу.

— На этаком, с позволения сказать,
«приборе» только от долгов летать!

А когда «этажерки», взревев моторами,
отделялись от земли и совсем нал головами
	зрителей делали круги в воздухе. у боль-`
	шинетва зрителей главный интерес про-
являлся к тому: упадет или не упадет?
	И когда самолет делал безуспешные. по-
пытки ‘взлететь или когда взлетевшая
машина „падала на землю, в толпе слыша=
лись реплики:
	— Ну, куда они суются со своими

самоварами!

— Вот видите, долеталея один моло-
дец!

И даже мне; десятилетнему мальчику,
буквально с’едавшему глазами шныряю-
щие в воздухе полотняные «этажерки»,
было как-то не по себе от неприязненной
отчужденности этих косных, самодоволь-
ных людей.
	И ‘через несколько лет, наблюдая из
толны мертвые петли приехавшего из
Франции пилота Пегу и отечественного
летчика Габер-Волынского, я среди этих
чиновников, купцов и мещан, взиравших
снизу на невиданное, захватывающее -зре-
лище покорения - человеком воздушной
стихии, чувствовал ту же плотную стену
	Успехи в боевой учебе
	летно-тактических учений. Представители.
	вышестоящего штаба дали им отличную
оценку. Особенно хорошо действовали эки-
пажи подразделения гвардии старшего лей-
тенанта, Полсобляева.
	`‘ Отмечая День воздушного флота высоки-
ми показателями в боевой и политической
подготовке, летчики, техники, авиаспециа-
листы не успокаиваютея на достигнутом.
	Намечен ряд ценных мероприятий по’ даль-
	нейшему повышению качества боевой вы-
учки. В Н-ской части, например. был ни:
роко обсужден опыт работы гвардии лейте-
нанта Никитина. Этот молодой офицер в те-
чение последних двух лет самостоятельно
изучил ряд трудов классиков марксизма-
ленинизма, проработал. куре математики,
физики, химии, в совершенстве овладел
боевой техникой. На весенних зачетах он
	получил тринадцать отличных оценок. Сей-
	подразделения   час Никитин-—лучший летчик полка, образ-

ово выполняющий все задания командова-
ния. Опыт самостоятельной работы гвардии
лейтенанта Никитина перенимают другие
офиперы части.

КРЫЛЬЯ РОЛИНЫ
	борьбе с сопротивлением воздуха до прибли-.
	жения скорости самолета к, скорости звука.
Разве это предел? Ведь уже сейчас в нла-
нах победителей пространетв обрисовыва-
ются контуры машин, обгоняющих звук.
	Чусть весе сильней и сильней вторгается
в жизнь ракетный самолет. Это не сужает
простора полета дерзкой мысли. Упорная и
настойчивая, она ищет себе новые пути,
новые возможности. Ведь уже многие люди
ломают головы над тем, чтобы совершенст-
вовать летательный аппарат, который мо-
жет взлетать вертикально, неподвижно ви-
сеть в воздухе, быть способным садиться на
крышу дома, на любую городскую площадь.
	Нет, в обществе, сделавшем творческую
дерзость человеческого ума знаменем эпо-
хи, крылатая профессия никогда не станет
будничной, и высокое звание сталиаского
сокола всегда будет в народном сознаний
окружено ореолом благородной романтики.
	ФЧивем мы в беспокойное время, Korya
капиталистический строй окружает наше
молодое государство атмосферой ненависти
и злобы. Буквально на другой день -nocae
окончания кровопролитнейшей в история
человечества войны мировая реакция  на-
чала готовить новые чудовищные кровавые
бойни. Это заставляет нас, COBETCRUX людей,
перенесших непомерные тяжести войны, с
060б0й заботой относиться в TOMY, чтобы
небо над нашей Родиной было веегла ясно
	и ЧИСТО.
	какой-нибудь рядовой вечеринке, гле собра-
лась молодежь — рабочие, студенты, без-
усые юнцы из выпускников средней шко-
лы, — если среди них есть хоть один, у
Koro Ha погонах поблескивают серебряные
эмблемы Военно-Воздушных Сил, или хоть
один курсант из аэроклуба, обязательно
поднимется кто-то и голосом, в котором зву-
чат восторг и обожание, произнесет тост:
	=— А Теперь, ребятки, выпьем за наших
сталинских соколов, за крылья нашей
Родины!

Й немудрено, что десятки тысяч юношей
и девушек, отрывая часы от своего досуга,
прямо от станка или из школьной или ву-
зовской аудитории спешат на учебные аэро-
дромы Осоавиахима, чтобы сесть на «учени-
ческое» место в учебно-тренировочном са-
молете или, с замиранием сердца чувствуя
приближение урочного мига, ждать своего
первого прыжка с парашютом. —
	И, может быть, се наибольшей гордостью
произносит юноша, только что получивший
аттестат зрелости, слова: .

— А меня зачислили в авиационное учи-
лише!

Так есть и так будет. Воздушный океан
над нашими головами безбрежен. И в его
голубой безбрежности таится бесконечность
возможностей проявления талантов и силы
сердца тех, кто посвящает свою жизнь, вол-
нующим профессиям пилотов, механиков,
‘синоптиков, авиационных конструкторов,
рабочих на авиационных предприятиях.
	Пусть люди сегодня, побеждая о высоту,
уже летают в субстратосфере. Ведь над суб-
стратосферой возвышается изведанный лишь
одиночками-антузиастами ° таинственный
простор стратосферы. А за ним бесконечная
необ’ятность и неизмеренность. межиланет-
ных пространств.

Пусть дерзкая мысль конструкторов и ‘не-
угомонная смелость пилотов уже, дошли в
	нули выйти. на заБоевание воздушной сти-
ХИИ.
	- Безрадостно это далекое прошлое. В ат-.
	Мосфере мертвой чиновничьей тупости цар-
ской России, свинцового . обыватёльского
вонсерватизма и злопыхательства начинали
первые энтузиасты великое дело завоева-

ния воздушного океана.
	Перелистайте сатирические и иллюстри=
	рованные журналы за первое десятилетие
нашего века.

С каким сладострастным злопыхатёльст-
BOM, в угоду своему обывательскому потре-
	бителю бесчисленные карикатуриеты ‘и
	сочивители «сатирических куплетов» из-
девались над генералом Кованько, ‘робко
пытавшимся ввести  воздухоплаванье в
строй оружия русской армии.

А сколько было сказано’ ‘плоских ост-
рот, сколько нарисовано карикатур по ад-
pecy неутомимого  спортемена-энтузиаста
Уточкина, дерзнувшего построить рубский
самолет и на русском самолете подняться
В русское небо.

И лаже тогла, когда, подчиняясь моде,
русское зристократичёское «общество» ени-
	‘зоШло, из слепого подражания западу, до ор=
	танизации «авиационных недель» и’ первых
перелетов аэропланов, сквозь газетную шу-
Миху ясно слышался обывательский скеп-
сис, тупое. и темное:

— 0г хорошей: жизни не полетишь!

Мне в детстве довелось быть зрителем
первых нолетов на первой «авиационной
недёле» в Петербурге.
	очередной
	Авиационная Неделя была
столичной модсй сезона.
	Б Новую Деревню на неуклюжих тогдат-
них автомобилях, на рысаках, на наемных
извощичьих пролетках и по образу пешего
хождения стекались тысячи людей. Они ус-
тремлялись туда, как в цирк, когда пред-
стонт сенсапионная схватка двух ‘прослав=
	И потому, что мы не хотим, чтобы в на-
шем небе бесчинствовали чужие. самолеты,
какие бы опознавательные знаки они ни
носили на своих крыльях, мы будем отда-
вагь нашей авиации вею полноту ‚ щедрой
народной любви.

Размышляя в День воздушного флота. 0
будущем нашей авиации, мы. невольно 0б-
ращаемся мыслью к прошлому, Е тем вре-
MeHaM, когда русские люди впервые лерз-