“ августа 1947 г., № 184 (791).
	Речь Черчилля
B Byacmoke
	ЛОНДОН, 5 августа. (ТАСС). Бывший
английский премьер-министр Уинетон Чер-
чилль выступил 4 августа в Вудетоке (Онс-
фордшир) на собрании членов ‘партии кон-
‘серваторов © политической речью, в кот-
рой подверг резкой критике деятельность
нынешнего лейбористекого правительства
Англии. По словам Черчилля, он не‘мог бы
поверить, что «еразу же после ‘капитуля-
ции немцев и японцев”в течение такого ко-
роткого’ периода Англия ‘могла’ ‘опуститься
так низко». «Гордая’ Англия, —= заявия
Черчилль, — сейчас вынуждена существо-
вать`на иностранную ‘помощь и подвергать
себя еше худшим лишениям, чем во время
войны... Вели мы не выдержим этих лише-
ний, то нас ожидает не только банкротетво,
но и голод, Таковы факты, изложенные
нам министрами социалистичеекого прази-
тельства и подтверждаемые всем, что мы

t

сами знаем. Нам говорят, что’ в следующую
	  среду премъер-министр. развернет перед на-
	ми новый каталог невзгод и лишений, ко-
торые каждый должен перенести. Несмотря
на все наши предупреждения, он так, поздно
принялся действовать, ‘что я опасаюсь, что
	его меры не. будут соответствовать чрезвы».
	чайному положению и явятся новой серней
лишений, нарушений и ограничений на
путн нашего падения».

Речь Черчилля характеризует остроту эко-
номического кризиса, переживаемото Aur-
sue HM rposdilero youauTnea B Oaumaluen
будущем. Черчилль признает, что возглав-
ляемая им самим партия консерваторов под-
держивала политику’ получения крупного
	  американского займа для того, чтобы Aur-
	тия смогла. пережить переходный период от
войны. к миру и переоборудовать свою: по-
мышленность и сельское хозяйство. — Ho
Черчилль: «был обеспокоен некоторыми ус-
	ловиями, навязанными в ©вязи с этим заи-.
	MOM».

Тем не менее Черчилль’ готов «поддержи-
вать и оправдывать дальнейшие. обращения
к США при условии, если мы будем прила-
гать все наши усилия, ‘если мы будем пол-
ностью использовать нанкй ребуреы и если
мы исполнимея решимости стать самообес-
	печенной напией как можно скорее и OT-
	бросим все преграды и будем трудиться
долго и упорно».

Черчилль критикует лейбористское пра-
вительство как за низкий уровень жизни в
Англии, Так и 3a 10, что американекий 3a-
eM используется не’на переоборудование
промьшленноети, а на ‘импорт табака, аме-
риканских фильмов, фруктов. Черчилль не-
доволен национализацией угольной промыш:
ленности;, недоволен увеличением расходов
на администрацию, о недоволен политикой
английского правительства, проводимой в
оккупированной англичанами зоне Герма-
НИИ, ИТ. Д.

Оратор отверг утверждение, что консер-
ваторы стремятся к. созданию коалиционио-
го правительства. зы

Перейдя к. вопросам. внешней ` политики,
Черчилль вновь воспроизвел евои призывы
к укреплению англо-американского блока,
считая ето «основой английской полити-
ки». По заявлению Черчилля, он. хотя и
«He требовал и не предлагал. союза», тем
не менее он хочет создать «нечто большее,
чем это».

Черчилль снова повторил свою програм-
	му создания антисоветского блока под вы-
веской так называемой «Об’единенной Ев-
роты».

Поддержав так называемый «план Мар-
шалла», Черчилль снова воспроизвел CBOE
выпады против демократических стран
Восточной Европы, повторив свои заявле-

ния 0 тах называемом «железном. заназве-
ce».
	Американские войска остаются
в Италии до февраля 1948 года
	РИМ, 5’ августа. (ТАСС) В местных
	‘журналиетских ’Кругах’ оживленно коммев-
	тируютея распространившиеся на-днях CBe-
дения 0 том, чю находящиеся в Италии
американские воинские части’ ^ предутрех-
	‘‚дены своим высшим командованием 00 их
оставлении в Италий до февраля 1948: года.
	`В осведомленных политических кругах в
связи с этими сообщениями высказывают
предположение. что ‘численность американ-
ских войск в Италии в ближайшее время
может быть увеличена и их дислокация,
возможно, подвергнется изменениям.
	К СОБЫТИЯМ В ИНДОНЕЗИИ
	НЬЮ-ИОРК, 6 августа. (ТАСС). №
сообщению батавского корреспондента
агентства Юнайтед Пресс; голландекие офи-
циальные лица заявили, что США и Гол-
ландия ведут  перевоворы относительно
посредничества США в разрешении индо-
незийского вопроса. Голландские круги
полагают, что посредником будет началь-
ник штаба главнокомандующего вооружен-
ными силами США адмирал. Леги. Однако
индонезийцы, продолжает корреспондент,
отвергают носредничество США и высту-
пают за арбитраж 06б’единенных наций.

Как сообщают, вице-премвер“ Индонезии
Гани, которого недавно освободили гол
ландцы, информировал бывшего премьера
Шарира 0 том, что’ перемирие, вероятно,
будет «иллюзией», ‘поскольку Голландия
намерена ‘продолжать’ закренление своих
военных успехов.
	Нарушение голландскими войсками
приказа о прекращении военных
действий
	ЛОНДОН, 6 августа. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер изо Сингапура, в
официальном заявлении по радио из Лжокь-
якарты правительетлво. Индонезийской pet
публики сегодня рано утром дважды с906-
щило председателю Совета безопаености 0.6
случаях нарушевия голландскими войсками
приказа о прекращении военных действий.
Речь идет о занятии голландцами Гомбонта,
обстреле деревни Пингит, воздушной раз-
ведке к югу от Маланга, занятии голланд-
скими войсками Грисе (Вобточная Ява) и
«очистительных операциях» -на буматре и
Мадуре. ЕТ
иона epeReneEEneTEENAaSeE

Ответственный редактор
Б. П. ПАВЛОВ.
			-67 (отдел боевой подготовки),
	ИЙ СОКОЛ
		ВЫСТУПЛЕНИЕ А.А, ГРОМЫКО: НА ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА “БЕЗОПАСНОСТИ:
	Пий. оно отклоняет соответетвующие пред-
	ложения. Нельзя нройти мимо. этого факта,
Он.заслуживает внимания, Он показывает,
насколько. фальшивыми являются утверж-
дения. теперешних ‚правителей  Грепии` о’
желании наладать отношения с Югослави-
ей, Болгарией и Албанией.

Далее Громыко остановился на необходи-
‘мости’ урегулирования вопроса о беженцах,
которых ‘немало имеется на территории: как.
Греции, так и Албании, Болгарии и Юго-
славии, выразивших готовность урегулиро-
вать этот. вопрое в духе установления дру-
жественных отношений с Грецией, и при-
ступить к соответствующим переговорам.
По-иному отноеилось. и к такому предложе-
нию греческое правительство. Оно фактиче-
ски отказалось принять. его, продемонстри-
ровав тем самым нежелание добиться скоро-
го’ его решения.

То же можно сказать об: урегулировавии
вопроса о положении  напиональных мень-
шинств, проживающих на территории Грез
uu.
Tos. Громыко выразил надежду. aro. Co-
вет безопасности одобрит. соответствующий
пункт советской резолюции, предуесматри-
	вающий урегулирование этого вопроса.
	Советская делегация внесла также пред-
ложение, предуематривающее вынесение (0-
ветом безопасности соответствующих реко-
мендаций о необходимости установить нор-
мальные дипломатические отношения меёж-
ду Грецией, с одной. стороны, Болтарией`и
Албанией, с другой, и нормализовать ди-
пломатические отношения между Грецией и
Югославией. Греческое правительство, как,
известно. не склонно принихать и это пред-
ложение, хотя обоснованность“ его ‘является
очевидной. Установление нормальных ди-
пломатических отношений между этими
	‚странами могло бы расчистить путь для
урегулирования ряда других вопросов в
	Таковы гаавнейшие предложения, содер-
	жашиеся в советокой резолюции, и их 3Ha-
чение,

B заключение тов. Громыко подчеркнул,
910 по ряду содержащихся в советской ре-
золюции пунктов, ‘повидимому. может не
быть единоглаеия в Совете безопаености, но
что было бы непонятным, если бы нельзя
было сойтись в Совете безопасности на’ тех
пунктах, по которым нет существенных
разногласий и значение которых для ype~
тулирования отношений между. Грецией, с.
одной ‘стороны, и Албанией, ‚ Воягарией И
Югославией, с другой, никто не может
отрицать, а

Принятие решения лаже только’ Но этим
пунктам представляло бы, несомненно, про-
гресе в рассмотрении этого вопрога,
	Ю-НОРК, 4 августа. (ТАСС). Высту-
ная 4 августа в Совете безопасности ООН,
советский делегат тов. Громыко заявил:

— Господин председатель, резолюция,
внесенная на рассмотрение Совета’ безонае-
ности советской делегацией, содержит пред-
ложения, которые в случае их принятия 0бе-
спечили бы решение греческого вопроса в
интересах как Греции, тав и организации
0б’вдиненных наций в целом. Эги предло-
жения ‘предусматривают устранение при-
чин, приведших Грецию в то состояние, в
которем ‘она находится в настоящее время, и
вызвавших напряжение в отношениях меж-
ду ней и ‘ее ‘соседями.

В резолюции содержится ‘специальный
цункт, предусматривающий вывод.из Гре-
ции иностранных войск и иностранного
военного персонала. События, развивавшие-
ся‘в Греции после освобождения ее от. фа-
шистеких оккупантов, показали, что тяже-
лая внутренняя обстановка в Греции и. ис-
портившиеся ‘отношения между Грецией и
соседними с ней странами вызваны в _3НЗ-
чительной степени иностранным. вмеша-
тельетвом во внутренние дела Греции.

Это: иностранное вмептательство называ-
ют иногда помощью. Греции. В действитель-
ности же это не столько помощь, сколько
CpexcTso политического и экономического
	„Принятие этих двух предложений, содер-
жащихея в советской резолюции, 03доро-
вило бы не только внутреннее положение в
Греции, но и создало бы условия для улуч-
шения отношений между Грецией, с одной
стороны, и Албанией, Болгарией и Югосла-
вией — с другой.

В советской резолюции содержится ряд
других важных положений, принятие вото-
рых также ‘представило бы значительный
прогресе в решении обсуждаемого нами
вопроса. В ней содержится рекомендация
правительству Греции принять меры в
прекращению пограничных инцидентов на
границах се Югославией, Болгарией и Алба-
нией. Такая рекомендация является свое-
временной. По глубокому убеждению совет-
ской делегации пограничные инциденты мо-
гут быть прекращены, если греческие вла-

сти, ‘ответственные за эти. инциденты, .

примут © этой ‘нелью ‘соответствующие ме-

ры. От Греции и греческих властей зависит,

будут ли вызываемые ими’ инциденты. про-
	должатьея или we OHH He ет в дальней-.
шем. иметь. места,

У Югославии, Болгарии и Албании нет
оснований провоцировать пограничные ин-
циденты. Утверждение греческого правя-
тельства с виновности этих стран в погра-.
ничных инцидентах лишено оснований, На
это мне приходилось уже указывать неодно-.
‘кратно. Иностранная интервенция Ha Ce-
верных греческих границах, о которой шу-
мят представители греческого: правительет-
ва, веть миф, Интервенцию нельзя спрятать
в кустах. Таким путем ‘нельзя спрятать
даже интернациональную бригаду, «ceHca-
ционные» сообщения о которой распростра-
нило греческое правительство. Эти сообще-
ния, как известно, явились плодом больно-
го воображения, в чем греческое правитель-
ство само вынуждено было расписаться.

Почти вее представители в Совете 0езо-
пасности, выступавшие. по греческому во-
проеу, указывали на необходимость заклю-
чения пограничных конвенций между Гре-
цией. и соседними. государствами. . Этот во-
прое, безусловно, заслуживает внимания.
Именно поэтому в советской резолюции: е0-
держится предложение о заключении, таких
конвенций. Правительства Югославии. Ал-
бании и Болгарии готовы немедленно при-
ступить к переговорам с Грецией по этому
вопросу, о чем они информировали Совет
безопасности через своих представителей.
Но греческое ‘правительство, вак это выяс-
нилось В ходе нашей дискуссии, отказы-
ваетея вести Tanne переговоры.. Вместо .то-
го. чтобы немедленно лать свое, согласие

Заявление Нокраши-паши
в Совете безопасности. -
		дийской оккупацией египетской  террито-
рии.

Игипетский премьер заявил далее, что
Ргипет не имел свободы действий, когда с0-
гласился на договор 1936 года, так как аН-
глийские войска’ Тогда оккупировали ети-
петскую территорию и’ Англия заявила,
что она восстановит протекторат. или TTO-
нибудь еще хуже, если Египет не согласит-
ся на договор. Таким образом, договор
1936 года, не выражает свободного согласия
Егинта на оккупацию.

Нокраши-пашз. ‘указал. на то, что этот
договор противоречит. международному c0-
тлашению. о. Суэцком канале, заключенному
в 1888 голу, которое. не делало Англию
елинетвенным стражем Суэцкого канала.

Нокраши-палиа заявил, что англо-египет-
ский договор 1936: года . несовместим С
Уставом организации 0б’единенных наций,
так как он предполагает, установить посто-
янный cows, который не. может быть при-
мирен с ролью члена организации 06’еди-
ненных наций. Такой союз. совершенно не-
естественен. ‘потому’ что Египет и Англия
не связаны ‘географической, смежноетью, ра-
совыми или КУЛЬТУНЫМИ СВЯЗЯМИ. «Англи-
чане. — сказал он,—в действительности не
хотят взаимного союза, они просто хотят ode-
спечить подчинение Египта своим имперским
целям. На историческом фоне англо-егинет-
ских. отношений союз этого рода является
только ‘другой формой. подчинения. Он слу-
жит прикрытием для отношений, которые
являются неравноправными и недостойны-
ми. Он привязывает Египет к’ ‘английской
экономике. On подчиняет Египет капризам
английской дипломатии. Он заключает Еги-
пет в орбиту английской имперекой власти.
Как свободная нация, Египет не может тер-
петь такие неравноправные отношения. Мы
хотим етоять на своих собственных ногах.
Мы хотим поставить себя в такое положе-
ние; чтобы мы могли выполнить наши обя-
зательства по Уставу организации 0б’еди-
ненных наций. Мы хотим играть свою роль
в подлержании международного мира и бе-
зопаености». as

Нокраши-паша резко критиковал англий-
ское управление в Судане: Он ‘сказал, что
англичане установили в Судане в 1882 го-
ду. «не знающую границ военную автокра-
тию» и продолжали сохранять ее «с един-
ственной целью служить своим собствен-
ным’ интересам: англичане ^ использовали
свою власть для того. чтобы руководить
‘администрацией в колониальном духе. С тех
‘пор. как началось их ‘управление. -продел-
‚жал господетвовать военный закон... 05-
шественное» мнение беспощално. лушилось.
‘Свободы: печати не существует. Цензура
запрещает. вее газеты ——ои египетские и
суданские, — сообщения или мнения кото-
рых не нравятся администрации».
	  Англичане, ‘продолжал Horpanin-nama,
`стремятея изолировать Судан’ от’ остального
  мира, в особенности от Египта: не допуека-
ют консульских агентов ‘из-за траницы,
пытаются помешать естественному разви-
тию торговли Судана с ЕГиитом, пренятет-
вуют египетекой иммиграции, не’ допускают
‚еуданцев, получивших образование в еги-
‘петсеких универеитетах. на службу в-прави-
а учреждения!  Судана. Нокра-
ши-паша указал также нё Нопытку англи-
чан провести внутреннее’ разделение в Су-
дане, отделить юг от севера и, повидимому,
подготовить создание отдельной южной про-
винции, которая. ‘в конце концов, могла бы
	быть присоединена к английской: Восточной
	  Африке. В. заключение Нокраши-пата ска-
зал, что. когда английскому. управлению в
Судане будет положен конец, народ долины
Нила сможет сам решить, какой образ прав-
ления должен заменить английское. гоаепод-
етво.
	НЬЮ-ЙОРЕ, 6 августа. (ТАСС). Buepa
египетский премьер-министр Нокраши-патиа
представил Совету безопасности дело Егип-
та и выступия с речью, в которой  поддер-
живал требование с полной и немедленной
эвакуации английских ‚войск из Египта и
о прекращении английского управления В
Судане. .

Нокраши-палиа заявил, что продолжаю-
шаяся английская оккупация египетской
территорий й вытекающее, отсюда англий-
ское ‘вмешательство во внутренние дела
Егинта не только .. вызывают повторные
конфликты между египетским и английским
правительствами, но «также создают посто-
янные трения между населением и оккупа-
ционными силами», воторые являются “YI-
розой миру. Он заявил, что это затрагивает
camo существование Егишта как суверенно-
то. государства. `

Обращаясь к членам Совета безопаености,
Нокрани-паша сказал: «Мы просим вас
‘дать указание об эвакуации всех англий-
ских войск из долины. Нила — из Судана,
как и из всех других частей египетской тер-
‘ритории. Й мы просим, вас сказать, что эта
‘эвакуация должна быть немедленной, пол-
вой и безоговорочной. Далее мы просим вас
дать указание о прекращении режима УП-
равления. который англичане поддерживают
в Судане с 1899 года, чтобы наши соотече-
	ственники в Судане могли разделить олаго-
	получие и чаяния егинетекого народа».

Нокраши-паша отметил безуспещные по-
пытки Египта урегулировать спор в течение
целого года мирных переговоров с англича-
нами. Он сказал, что. с-самого начала пере-
говоров в: прошлом году «английское прави-
тельство настаивало на, сохранении своих во-
енных баз в. Египтесв той. или иной форме».
Нокраши-паша сказал, что Егинет отклонил
это. требование, потому что оно покушается
на, суверенитет и независимость Египта и
противоречит Уставу ‘организации 0б’еди-
ненных наций и принципу коллективной
защиты. «С. самого начала переговоров, —
сказал оратор,—Анрлия пыталась в качест-
ве цены за естественное право Египта на
эвакуацию не только заставить его заклю-
чить обременительный 6003, HO также
добиться сохранения в Судане режима; Уп-
равления, под прикрытием которого Англия
сосредоточивает в своих руках всю влаеть,
нарушая суверенные права Ermira». Нокра-
	ск Я, У, кв чих

пги-паша сказал, что, ‘когда  эчелийский
	министр иностранных дел Бевин в конце
концов. согласился ать единство Егип-

та и Судана под египетской короной, -aHr-
	лийские официальные представители в Cy-
дане пытались вызвать восстание суданцев
	‘  против егинтяй.
	закабаления Греции некоторыми сильными   ничных инцидентах лишено оснований, На
	цержавами. [от факт, что теперепгние, гре-
ческие правители сами обращаются за
такой помощью, лишь показывает, в. какую
пропасть они толкают, Грецию и гренеский
народ. Они предпочитают жертвовать ce
независимостью и ее национальным сувере-
нитетом” для? того, чтобы еохранить в Гре-
ции режим, который не пользуется попу-
тярностью и не поддерживается греческим
народом.:

_ В советской резолюции содержится так-
же предложение о создании специальной
Комиссии. Совета безопасности, которая
обеспечила бы использование предоставляе-
мой Греции иностранной, помощи только В
интересах греческого народа. Внося это
предложение, советская делегация исходит
из Того, что Треция нуждается в экономи-
ческой помощи как страна, сильно постра-
давшая от вражеской оккупаций. Вместе с
тем ‘советекая делегация. учитывает TOT
непреложный факт, что предоставляемая
Греции помошь далеко не всегда исполь-
зуещся в интересах греческого народа. Te,
кто предоставляет эту помощь, не окрыва-
ют, что значительная ‘чаеть ее: предостав-
тяетея не на восстановление экономики
страны имена удовлетворение неотложных
нужд населения Греции. но на военные
НУжлы, что не ‘может не осложнить еще
	АА, 9. а, фт 7

больше внутреннюю обстановку в Грепии и   На заключение пограничных конвенций или.

a
	ве отношения с соседними государетвами.
	НЬЮ-ЙОРК, 6 августа. (ТАСС). Buepa
после выступления делегата: Англии Вадо-
гана по поводу просьбы премьер-министра
Егинта Нокраши-паеи Совету безопаености
о выводе английских войск из Египта. Co-
вет.безонасности снова перешел к обсужде-
нию греческого вопроса. Представитель Гре-
ции Дендрамис настаивал на безотлагатель-
ном вынесении решения в отношении пос-
ледней жалобы Греции, требующей приня-
тия принудительных мер для прекращения.
будто бы допускаемого со стороны Албании,
Болгарии. и Югославии так называемого.
«нарушения мира».

Представитель Франции Пароди выразил.
	РАСШИРЕНИЕ
ШАНХАЙ. 6 августа, . (ТАСС). Как co-
	общает газета «Синьвэньоа0», гоминданов-
	ское правительство решило создать армей-
ский корпус второй линии для того, чтобы
в «кратчайший срок закончить кампанию

на возобновление действия старых конвен-
	В Совете безопасности
	мнение, что было бы лучше предоставить
время для неофициального обсуждения ком-
промисса, который был предложен 4 авгу-
ста, делегатом Волумбии Лопесом. В еоответ-
CTBEH © этим («компромиееом» ‘подкомитет
должен был бы, разработать новую формулу
для создания, полупостоянной комиссии. 0б-
ладающей полномочиями В области «прими-
рения». не

Делегат Советекого Союза А. А. Громыко
заявил, что предложение делегата. Колумбии
является лишь -поныткой придать новую
форму неприемлемому предложению Соели-
ненных. Штатов. о создании нолупостоянной
комиссии: на Балканах.
	ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙ

но полавлению коммунистов». Командую-
щим. армейским корпусом второй линии на-
значен Тан Энь-бей. Центр военного обуче-
ния нолучил приказ обучить офицеров для
нового армейского. корпуса. Большое число
	Нокрани-паша’ сделал obgop истории ан-
‘глийской оккунации Игипта © 1882 года,
заявив, что английская оккупация являетея
совершенно неоправданной и явно нарушает
‘международный закон. С тех пор «англича-
‘не снова и снова находили новые предлоги
‘для продления своей оккупации и” интер-
‘венции... С` Египтом обращались, как с .3а-
_воеванной стравой». -
  ‚`Упомянув о. многочисленных `англо-еги-
‘петских переговорах, имевших место за
прошедшую четверть столетия,  Нокралшии-
паша сказал: «Вакая бы партия ни ваходи-
лась У власти в Англии, каковы бы ни
были ее предвыборные обещания, господет-
вовали ли ‘копсерваторы или. лейбористы,
английская политика в ‘отношении Египта
	‘эставалаеь неизменной; и: она веегда была
	‘торийской».
		резолюцию Генеральной‘ Ассам-
	блей 00 от 14 декабря прошлого года; ко-
	торая рекомендует отвод иностранных В9-
оруженных сил с территорий: государетв —
членов OOH, Нокраши-паза подчеркнул,
что’ Египет не согласен с теперентней. анг-
	Затем делегат Польши Ланге выступил с
защитой пользкого предложения, отметив,
310. условия. восстановления дипломатиче-
ских отношений, переговоров: о двухеторон-
них пограничных ‘конвенциях ит. д. ‘пред-
ставляют собой предложения, которые больБ-
шинство уже” приняло, Выступившие затем
югославский делегат Вильфан и албанёкий
делегат Верджи выразили готовноеть’ RO-
стигнуть решения на основе польекой ‘0е30-
люции. Они отметили, что это не помешало
бы принятию других“ мер для урегулирова-
ния, как. например. вывод иностранных

войск из Греции,
	ны В КИТАЕ
	офицеров запаса получило приказ пройти
специальное обучение © тем, чтобы подго-
TOBUTb себя к занятию постов командующих
батальонами И полками. Обучение начнется
	14 августа.

БЕСПОМОЩНЫЕ ПОТУГИ АНГЛИЙСКОГО ЭКСПЕРТА
	пометавиая немцам ` захватить MOCKBY,
сводилась в тому, что немецкая ‘авиация
«не могла оказать стопроцентную поддерж-

ку своей армии в захвате Советской: `‘етб-
лицы» (етр.105).

`Это утверждение автора неслучайное.
Оно обличает Amepa Лив том, что сон
преднамеренно пустил в. `ход давно’ обмеян-
ную немецкую басню о «тенерале зиме»,
чтобы умалить боевую мошь воветеких BO-
оруженных сил, в том числё и авиации,
которые разгромили зарвавшиеся гитлеров-
ские полчища на подетупах к Москве. В
исторической битве за Москву немецкая
авиапия, как известно, потернела серьезное
	поражение, доказав несостоятельноеть рас-  .
	четов ‚ вемецкого командования Ha MOWHHO-
носный разгром советской авиации,

Веспомощны потуги английского экспер-
та, Когда он. пытается убедить, что воен-
ные действия англичан и американцев в
Северной Африке, в бассейне Средиземно-
го моря и в Западной Евроне отвлекали
значительные силы. немецких ВВС с. 60-
велеко-германского фронта. Благодаря это-
му якобы к октябрю 1942 года против
СССР действовало лишь 1.500 немецких
	самолетов, и поэтому русским удалось с03-
	дать «пятикратное превосходство» в силах
над немецкой авиацией. Этим утверждени-
ем автор снова старается умалить героизм
и высокое мастерство советеких летчиков.
По ланным нашей прессы, численность со-
	ветской авиации в. оборонительных боях  -
	за Сталинграа была относительно невелика.
Секрет победы заключалея. не в. «пяти-
кратном превосходстве», з в Том, что наши
летчики, ведя ожесточенную. борьбу. про-
тив. отборных. частей немецкой авиации,
показали свои неизмеримо более. высокие
моральные качбетва и более, высокое лет-
ное мастеретво.
	`В июле 1944 года, пишет Ли, когда co-
ветские войска вплотную подошли к гер-
манским границам, «немцы ерочно перебро-
сили’ на Восточный -фронт из’Франции a
Италии. несколько ‚сот. истребителей-бомбар-
дировщиков «Фокке-Вульф-190» (стр. 149).
Однако это не спасло положения, и. «к осе-
ни 1944 г. германские ВВС перестали су-
ществовать как. военный фактор на: италь-
янеком театре военных действий, в России
и на Балканах».
	Автор лопускает здесь явную передерж-
	Автор же книги Ашер Ли идет на явную
фальсификацию, пытаясь ввести в заблуж-
дение читателей. Так, он значительно пре-
уменьшает данные о численности. немецкой
авиации, действовавшей на советеко-гер-
манском фронте в начале, войны. По дан-
ным автора, в июне 1941 года немцы бро-
CHIH против Советского Союза 3.000 camo-
летов.

Ашер Ди умышленно перевирает и дру-
гие факты. Он. пишет, что в течение пер-
вых трех месяцев войны немецкая авиа-
пия, действовавшая на советеко-герман-
ском фронте, с большим напряжением про-
изводила якобы по: 2.000 самолетовылетов.
в день. Это чибло также сильно преумень-.
шено. Учитывая, что неменкие истребите-
ли производили по 4—5, а бомбардиров-
щики по 2—3 вылета в день, даже при-
‘водимые в Вниге данные о количестве сз-
молетов опровергают: расчеты автора о.чис-
ле самолетовылетов в день.

Общеизвестно, что Советская Армия в
начале войны прочно сковала немцев, &
затем свойми рещительными наступатель-
ными действиями разбила и уничтожила
главные силы ‘гитлеровской армии, решив
этим Победоносный исход войны в пользу:
06б’единенных наций, Весь мир знает, `ка-
кую. исключительную роль в этом деле
сыграли советские › Военно-Воздушные ‹ Си-
лы. Онй` добились прекрасных уснехов : в
активных - возтушных боях, приведитих к
большим. побрям врага, к быстрому пере-
малыванию основных кадров. немецкой
авиации. Уместно напомнить, что, напри-
мер, писал о действиях советской истреби-
тельной ‘авиации авиационный  обозрева-
тель английской‘ газеты «Обеервер» в, но-
ябре 1941 года: «Советская авиация,
столь долгое время упорно сопротивляю-
щаяся непрерывным атакам немецкой
авиации, ` храбро и искусно контратакую-
ая ее. показала величайшие достижения
	в возлушных боях. Эти достижения оста-.
	нутся памятными в истории военной авиз-
ции». `

’ Но какое дело Ашеру In ‘о историче-
ских фактов?

” Рассуждая о том, что к концу 1941 го-
да немецкая авиация начала выдыхаться,
столкнулась с тяжелыми метеорологичес-
кими условиями, автор делает смехотвор-
‘Hoe заявление. будто основная причина,
	ку утверждая, что немецкая авиация’ ‘К! риканской = авиации,  ‘обеспечивавшей
	осени 1944 г. прекратила сопротивление
	и свое существование на советско-герман-
ском фронте. Известно, например, что и в
Берлинской битве . в. апреле 1945 года на
советско-германеком. . фронте действовало
до 1.000 немецких самолетов.

Явно неправильно утверждение Ди ий
о vom, что е осени 1944 года главные
силы немецкой авиации численностью в

12.000 истребителей. , действовали против
англо-американской звиации в Западной
Европе. Это противоречит историческим
  фактам. :

’. Следует остановиться и на общих вы-
водах автора, годержантих, ряд. высказыва-
ний, широко. распространенных теперь в за-
рубежной печати,

Amep Ли считает, что «если бы в
1940 году немецкие ВВС имели. большую
численность ‘боевых самолетов, то они
могли бы сделать для. своих вооруженных
сил то же самое, что сделала англо-амери-
ванская авиация в Нормандии в июне
1944 да» (стр. 277), т. в. иными
ловами, обеспечила бы вторжение нем-
цев на Британские’, острова. о

Затем: «Коли бы в 1945 году ангяо-
американские войска 10 какой-либо при-

1 чине замедлили теми. своего наступления,
1%. плохие : метеорологические условия и
потребность в поддержке войск с воздуха
  отвлекли. бы стратегическую авиацию от
	вызолнения - ее. основной программы, ‘Td.
	немецкие: ВВО восстановили бы свои си-
лы и... нанесли бы поражение союзникам».
` Наконен: «Уроки использования  не-
‘мецких BBC” во второй ‘мировой. войне
  являются ’ важнейшим уроком, который
может быть лишв первым курсом изу-
чения авиации на ближайшие 20 лет».
Эти три выдвинутых автором ‘тезиса
абсурдны от. начала до конна. Bo-nep-
‚вых, неверно: утверждать, что немцы ве
осуществили вторжения на острова Ве-
	ликобритании потому, что не имели до-
	статочного количества боевых самолетов.
Боевая авиация, как известно, ^ ‘могла
только. обеспечивать, вторжение, которое
в. основном осуществляется средствами
морского. транспорта. и военно- -MOPCRAX
вил. Немцы не могли всерьез пойти Ha
вторжение в Англию. потому что неё’ име-
	ли сил и средств для создания временно-
	го, хотя бы местного. господства на мо-
ре. В своем первом тезиее звтор явно
пытается преувеличить роль англо-аме-
	вторжение войск в Северную Францию.
Он не учитывает того, что в’ этой бпера-
ЦИИ” взаимодействовали ` между 6060й ‘Во-
енно-воздушные силы,  воздушно-десант-
ные войска, ‘специальные английские,
канадские и американские отряды «ко-
мандос», & также морские караваны,
шедшие под охраной военного флота и
высадившие Ha Нормандеком побережье
многочислевные войска fo. .
	_ Во-вторых, Утверждая. aro Немцы: в
	(1945 году могли бы вобетановить свои
	вилы и нанести поражение ‹ союзникам,
`Ашер Ли снова ‘переоценивает силу в03-
действия военной авиации ‘на’ немецкий
тыл и умаляет значение разгрома гитле-
ровекой армии ‘на советеко-германеком
фронте для исхода войны в Европе. 0
каком поражении союзников могла итти
речь в 1945 году, когда советские войска
уже. находились у ворот Берлина?
Подобные явно. ‘клеветнические и про-
вокационные заявления автора, K9-
торый пытается доказать, что не Совет-
ский Союз нее основную тяжесть борьбы:
©. немцами, & антло-американские Boopy-
женные. силы и, в YaCTHOCTH, ux Gombap-
дировочная ° авиация, лишь  обличают
английского « «эксперта» в явно враж-
дебном ‘отношении к. нашей стране.
	Сила’ ударов. англо-американской asua-
	ЦИИ По» неменкому тылу, характеризуется
общеизвестными ::, фактами, о. которых
автор намеренно: умолчал. Известно, на-
пример, что, в: 1944. году, несмотря на
усиленную бомбардировку немецкой авиа-
промышленности: . с воздуха, немцы He
только не снизили выпуска самолетов в
стране, но, наоборот, развернули его. до
небывалого размера, т

` В-третьих; Ашер. Ли ‘делает слишком
глубокий ‘реверане: в. сторону побитых
фашистов, ‘когда утверждает, что их
авиация преподнесла миру урок, на изу-
чение которого ‚нотребуется лишь для на-
чала:.. 20 лет. Не слишком ли это много?

Все эти. утверждения явно тенденциоз-
НЫ’ и выдают © головой, › их. автора. Ашер
Ли не пожалел красок, чтобы очернить роль
Вооруженных Can CCCP — ведущей ве-
ликой державы — в разгроме гитлеров-
ской’ армии’ и, наоборот, преувеличить
значение  англо-американской авиации
во второй мировой войне. . ;

Полковник Н. ЧИСТОВ.
	БИБЛИОГРАФИЯ
	Лондонекое издательство Дакворз выпу-
стило книгу «Военно-воздушные силы: Tep-
мании» *, принадлежащую перу подполков-
ника Ащера Ли, эксперта и советника ми-
нистерства. авиации Великобритании: по
вопросам. немецкой авиации.

Предисловие к книге написал ‘коман-
дующий военно-воздушными силами США
генерал :Спаате. Похвалив автора за его
деятельность в период войны по обеспече-
нию английского и американского коман-
дования разведывательными данными 0
военно-воздушных силах Германии, гене-
рал Спаате пишет: «До сих пор еще не
появлялось в свет столь  обетоятельного
описания каких-либо военно-воздушных
	сил. Книга Ашера Ли является поворотной
	вехой в области. военного анализа и будет
тщательно изучена во всех странах мира».

Не будем оспаривать. роли Ашера Ли в
добывании. разведывательных данных. Это
тенералу Спаатсу виднее. Но ни в коем
случае нельзя согласиться с. оценкой, что
этот труд является «обстоятельным описз-
нием». Книга содержит некоторые, безу-
словно, заслуживающие внимания военных
читателей ханные 06 истории . развития,
организации, подготовке, боевой леятельно-
сти германских военно-воздущных CHA.
	Однако. когла Дело касается описания дей-
	ствий  немецко-фантистекой авиации на; со-
ветеко-германском. фронте, выпирает нару-
жу явно необ’ективный и предвзятый: под-
хол: автора к историческим событиям. Здесь
	сразу видна: антисоветекая направленность:
	желание умалить роль советских : воору-
женных сил в войне.

‚ Нечего доказывать, что. именно . совет-
скому государству и его вооруженным: си-
лам принадлежит ведущая роль-в разгроме
фашизма. Советеко-германекий фронт был
главным и решающим театром войны. Вее-
му миру известно, что здесь, на решающем
	участке; противниь держал главную часть
	своих сил. Именно сюда, где решалась
судьба всей войны. он бросал лучшую и
основную массу техники и все другие ма-
териальные средства борьбы. Из. советской
прессы, например, известно, что немцы в
начале войны выставили против Советско-
го Союза’  6.000 боевых самолетов.
	Force» by. wing-
	‘» ¢The: German Air
	eommander Ascher Lee. Duckworth. London,
	46 Г.
	—^ АДРЕС РЕДАКЦИИ:
	Москва, 167, Ленинградское’. шоссе; Петровско-Разумовская ‘аллея, д.20. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: коммутатор Д-3-25-00 до 03, доб. 1-60 (отв. секретарь), 1
1-27 (отдел пропаганды), 1-28 (отдел партполитработы), 1-61 (отдел культуры), 80 (отдел информации), `1-86 (издательство):
	Набрано. в типографии газеты «Сталинский сокол»  Напезатано в“типографии: газеты «Правда». имени. Сталина,