2) . ‚ СТАЛИНСКИЙ. СОКОЛ . Co os

«ЛЕовлевы» ушли в зону. На старт
зырулила машина с большими крас-
ными стрелами на бортах фюзеляжа.
90 =— самолет-‹охотник». Его цило-
тирует летчик-инструктор, свобод-
ный в этот день от летной ра-
боты е курсантами. Набрав высоту,
он приступает к «охоте»...

Командиры эскадрилий капитаны
Моисеенко и Перфильев Умело ис-
пользуют «охотников» в повседнев-
ной учебной практике. Перед каждым
летным днем летчики- «охотники» по-
лучают здесь определенное задание:
оно фиксируется в журнале руково-
дителя полетов. Поднявшись в воз-
дух, «охотник» стремится скрытно,
сзади, подойти к самолету, который.
пилотируется курсантом, и, если
обучаемый не заметит, «охотник»
атакует его, дав очередь из фотоки-
нопулемета. Затем, также по возмож-
ности скрытно, «охотник» уходит из
зоны и ищет другой самолет, как
ему указано в задании.

Курсант, заметивший «охотника»,
делает отворот на 30—40° и одно-
кратным глубоким покачиванием в
крыла на крыло показывает, что
атака не была для него неожиданно-
стью. Ответив тем же, «охотник»
прекращает атаку: вновь атаковать
тот же самолет «охотник» может
ЛИШЬ © paspelreHan руководителя по-
летов.

Атаки производятся в строгом 0-
ответствии с требованиями Вурса лет-
ной подготовки, то-есть под ракуреом
0/4—1/4 сзали сверху или снизу,
под углом никирования или вабриро-
вания 20—30° е дистанции не мень-
ше 100 метров. «Охотнику» запре-
щается атаковывать курсанта в №-
мент, когда тот выполняет вертикаль-
ные фигуры. Как правило, «охотник»
ловит молодого летчика при входе и
выходе самолета из зоны, в интерва-
лы между фигурами пилотажа, при
возвращении самолета в свою зону,
` после ухода из нее и при маршрут-
ных полетах.
	Ва-днях в  авиационно-техниче-
ском ‘подразделении офицера Гаври-
ленко возникла необходимость
для обслуживания летно-тактическо-
го учения выслать комендатуру на
полевой аэродром. Комендатура в. ко-
роткий срок была создана и направ-
лена на новое летное поле. Ho из-за
плохого состояния дороги она прибы-
‚ ла в месту назначения с опозданием
на 3 часа.
	На разборе  летно-тактического’
учения выяснилось, что комендатура
двигалась по грунтовой дороте, кото-
рая штабом подразделения заранее
разведана не была. Мер к обеспече-
нию движения поэтому пути штаб
также не принял,
	Опыт Великой Отечественной вой-
ны показал, Что веякому  движе-
нию но грунтовым дорогам при
перебазировании  авиационно-техни-
ческого подразделения должна поед-
птествовать тщательная разведка пу-
ти. Такую разведку организует штаб.
За несколько часов, а если позволяет
время, и за несколько дней до отправ-
ий комендатуры штаб авиационно-
технического подразделения высыла-
ет на маршрут разведывательную
партию. Состав партии—3—4 солда-
та под командой офицера автоподраз-
хеления. Партия обеспечивается ав-
томашиной. шанцевым инструментом
(лопаты, кирко-мотыги, пила), KOM-
	На темы летней. учебы
	1. Самолет-нохотник_
		“Четчик-«охотник» записывает н0=
мера атакованных им самолетов, фа-
милии пилотировавших их курсантов,
время произведенных атак, оценива-
ет степень осмотрительности, прояв-
ленную ‘обучаемыми. Обычне к раз-
бору летного дня командир лодразде-
ления, руководящий полетами, полу-
чает вместе с записями и обработан-
ную нленку’ В руках у него убеди-
тельный материал, показывающий, в
какой степени его подчиненные овлё-
дели навыками осмотрительности. Та-
ким образом, практически изучаются
летные качества курсантов и, судя
по данным «охотника», командир мо-
жет принять те или иные меры. для
того, чтобы улучшить тренировку
обучаемых осмотрительности.

Жонтроль! з& поведением курсантов
в полете при помощи вамолета-«охот-
ника» способствует выработке у них
навыка осмотрительноети. А этот на-
выЕ необходим летчикам всех родов
авиации для того, чтобы успешно.
действовать в боевой обстановке.
	Бомандиры эскадрилий и звеньев,
& также инструкторы обязаны неу-
станно заботиться о совершенетвова-
нии у своих учеников умения ори-_
ентироваться и осматриваться `В по-
лете, научить их быстро и правиль-
HO оценивать воздушную обстановку.
Они должны тренировать курсантов
не только на земле, но и в воздухе,
широко используя для этого самолет-
«охотник». .
‚ Между тем некоторыми команди-
рами еще недооценивается роль само-
лета-«охотника» в обучении молодых
летных кадров. А кое-где, как, напри-
мер, в подразделениях подполковника
Влепикова, майора Афанасьева и май-_
ора Артамонова, они вовсе не приме-
няются, что, конечно, неправильно.
Сейчас, в разгар летней учебы, надо
всемерно использовать  самолеты-
«охотники» для повышения качества
боевой подготовки курсантов.
	плектом дорожных указателей, чер-
ной краской, двумя фонарями «лету-
Чая мышь» и некоторым количест-
BOM досок, бревен,
	Бы движении  разведывательная
партия обследует дорогу, производит
мелкий ремонт гатей, мостов, нахо-
дит обходы трудво проходимых уча-
crkos пути. На обходах и лерекрест-
ках дорог ставятся дорожные указа-
тели, в случае  необхедимости вы-
ставляются маяки. Партия изучает
профиль дороги, крутые спуски и
под’емы на ней, „производит уточне-
ние карты или  ебставляет заново
маршрутную карточку.

0 проделанной работе начальник
разведывательной партии доклады-
вает’ штабу, Это дает вму возмож-
ность при ‘отправке комендатуры
снабдить ее начальника точным мар-
шрутом, & также выслать заранее на
трудные участки дороги трактор или
другие средства, позволяющие улуч-

шить проходимость автотранспорта.

Если авиационно-техническое под-
разделение живет в стационарных
`условиях, Штаб его обязан всегда
знать состояние грунтовых дорог в
радиусе 50 — 70 вм. Офицеры литз-
6a должны производить  периодиче-
`ски в этом радиусе разведку приле-
таюших грунтовых лорог.
	ршего лейтенанта Глухова ведут огонь по конусу.
	Снимок капитана Т. Мельвика.
	бывал вынужден доворачивать, поэтому бом-
бы сильно отклонялись от цели, Но как же
устранить ошибку? Друзья обратились 38
советом к опытным летчикам и пггурманам.
	Исходя из собственной боевой практики, те
посоветовали: прин большом отклонений
	посоветовали: прин болышом отклонении
от цели применять координированный дово-
	рот. :
С тех пор техника пилотирования у Маг-
	никого значительно улучшилась. Больше
	того. он сам впослелетвии разобрался в ра-
	нее непонятном вопросе. Ири бомбометании
	он всегда строро выдерживал. скорость и вы-
	соту. Олнажлы он вдруг заметил, что когда,
	‚ штурман огкрыл бомболюки, самолет поте-
рял скорость и выеоту, Правда, для отлич-
ного летчика причина была бы яена: при
открытии люка увеличивается сопротивле-
ние и во избежание потери высоты и’ ско-
рости необходимо добавить газ. Но‘для Маг-
ниЦкого на первых порах это, действитель-
но, было загадкой, Молодые летчики сдела-
ли для себя выводы. Теперь, вылетая. на
`бомбометание, Магницкий следит за момен-
том открывания бомболюков и, как только
чуветвует в кабине резкую циркуляцию
воздуха, быстро добавляет газ — и машина
идет отлично,

Молодой экипаж первым закончил слепую
подготовку, полеты в облаках и под колпа-
ком, отлично выполнил упражнения по
стрельбам и бомбометанию. В учениям. эки-
паж пришел во всеоружии, в строю отлично
летел в паре с другим экипажем и с боль-
‘пюй высоты метко бомбил.

Высокое качество техники ‘пилотирова-
ния, хорошая слетанность в звене и эскад-
рилье, умение бомбить с больших высот,
безукоризненность взлета и посадки, проде-
монстрированные экипажем на  летно-так-
тических учениях, окончательно убедили
командира звена Бойцуна в том, что молодой
экипаж стал зрелым, способным к выполне-
нию любых учебно-боевых задач,
	Подполковник В. КУДРЯВЦЕВ.
	Новые памятники
на Бородинском поле
	По заданию Комитета по делам искусств
при Совете Министров  ССОР лауреат
Сталинской премии скульптор 3. И. Asryp
изготовил проекты памятников русским
пояководцам Отечественной войны 1812 го-
да П. И. Багратиону и М. Б. Барклаю-де-
Toran, Каждый из этих намятников пред-
ставляет с060й бронзовый бюст до двух
метров. высоты. Бюсты будут установлены
на Бородинском поле, на холме, где во вре-
мя исторического сражения помещалась
батарея Раевекого.
	CTOIBRO усилился, Что путевая скороеть
уменьшилась на 100 километров по срав-
нению с начальной. В результате на участ-
кев 250 километров расчетное время разо-
шлобь © фактическим более чем на 20’ ми-
HYT.

Поэтому в TeX cAyUaHX, когда расчетное
время истекло, а ориентира еще не видно,
следует воздерживаться от поспешных те-
шений относительно изменения маршрута.

Над отдельными районами тайги, тунд-
ры, пустыни и особенно при полете нал
плато, где нет никаких ориентиров (ни
больших, ни малых), контроль пути ве-
дется применением всех способов определе-
ния расчетного места,

Несмотря на тщательное изучение метео-
ролюгической обстановки, можно на Mapill-
руте столкнуться с такими атмосферными
	явлениями, которые затрудняют правиль-
ный выбор решения.

Однажлы мы летели через пустыннхю
	местность, покрытую песками. Нрогноз по-
годы по всему маршруту. сделанный на 0с-
нове материалов отдаленных станций, был
благоприятным. И действительно, ‘первые
500 километров небо было безоблачное;
видимость — хорошая. Нельзя было даже
предполагать. › что погола резко изменится,
тем более, что, по’ синоптической карте
устанавливался ярко. выраженный антици-
клон. Пролетев еще несколько минут, мы
заметили какое-то странное помузнение
воздуха. Горизонт исчез. видимость быстро
ухудшалаеь.   Ориентиры можно бегло раз-
личать лишь на очень близком расстоянии,
почти под самолетом. Минут через пятнад-
цать видимость настолько ухудшилась. что
солнце еле просматривалоеь сквозь мглу и
было похоже на луну, скрытую за тонкими
облаками, Горизонтальная и вертикальная
видимость в такой ‘степени пошла на
ущерб. что самолет пришлось пилотиро-
вать по приборам. У стыков крыльев. на
капотах моторов и у заклепок появились
желто-красные язычки. Влкая пыль проби-
валаеь в кабину через мелкие щели и oce-
дала’ на всех предметах. 9то был «афга-
нед. -

В зоне «афтанца» мы ‘шли около двух
часов. В одном ‘месте нам пришлосе nepe-
сечь широкую реку, которая обычно была,
БИДНа 38 МНОГО километров, HO сейчас мы
с трудом различали ее’ под самолетом, хотя
она и была широкой.
	В ЗОНЕ ВОЗДУШНЫХ СТРЕЛЬБ. Летчики звена ста
	БОЕВАЯ  УЛЕБА
~ РАЛИСТОВ
	Совершив большой путь, эшелон © ав»
машинами `пегаба руководства прибыл нь
махенькую железнодорожную станцию, (ра.
зу же началась разпрузка, Начальник рз-
диостанции бывалый офицер-радиот  reap-
дии старший лейтенант Огородников вместе
е солдатами и сержантами помогли водите.
лю осторожно вывести машину с платфор-
мы на землю.

Рация заняла евое место в колонне авто
‘иашин. Нредстояло проехать много ` кило-
метров по безводным пескам. В пути рация
‘должна была поддерживать непрерывную
‘связь с авиационными подразделениями,

Колонна тронулась в путь. В первые же
часы работы ‘аппаратура сильно  какали-
лась от солнца. Выпили из строя конденеа-
‚ торы передатчика. На ходу их заменили во.
BRM. м .

У радистов была большая нагрузка. Ол
принимали огромное количество закодиро-
ванных телеграмм, потому что все управяе-
ние авиационными: подразделениями велось
только посредством радио.

Днем. в самую жару, на рации дежурили
самые опытные и выносливые ‹ радибты:
гвардии старший лейтенант’ Отородников и
старина. Пузанков. Вечером их сменили
рядовые Рябов и ’Лисицин. Молодой радлет
Рябов работал превосходно, Он быстро Bxo-
дил в.радиосвязь. а время его дежурства
связь ни разу но! обрывалась.

Кончились пески. Рация встала в долиив
	на берегу реки. Бовруг возвышались высо-
gue горы. Некоторые офицеры сомневались,
будет ли слышимость. Но начальника рз-
диостанции. офицера Огородникова это п
‘беспокоило. Во время боев в Сталинграде
его рация находилась на глубине 20 метров
нод землей, под развалинами одного из за.
волов, и все же ee паредача была слышна
в Москве. Залежей железных руд поблиз-
сти не было. Атмосферные ‘условия блам-
приятствовали вхождению в радиосвязь,
Место, где установили рацию, находилось
высоко над уровнем моря. Поэтому он был
уверен, что связь будет обеспечена.

Расчеты офицера-фронтовика полностью
оправдались. Через 10 минут гвардии crap-
ший лейтенант Огородников уже доложил
начальнику, что имеет связь по всем на:
правлениям. Офицер поставил  передатчий
таким образом, чтобы он имел направление
по распространению основного пучка радио
волн на корреспондентов.
	затем было приказано отрыть ровики для
личного  состава и замаскировать машины,
Вокруг куда ни взглянешь, только пе.
сок да камни. Старшина Пузанков вместе в
солдатами натянул . брезент, nochmad en
песком, Он насыпал песок также на крышу
автомашины и наложил сверху в 06по-
рядке камни. Рация была искусно замаски-
рована под фон окружающей местности,
Воздушный разведчик летчик офицер Тур.
чин, которому была поставлена задача 0б-
наружить рацию, пролетал над ней на вы.
соте 400 метров и He смог ее заметить,
	Несколько дней провел экипаж радио
станции в поездках по пескам и горам. Рз-
ботать приходилось в условиях, близких ¥
фронтовой действительности. Однако СВЯЗЬ
непрерывно поддерживалась со всеми под.
разделениями, несмотря на большое удае
ние.
	Радисты тт. Пузанков и Рябов бы
входили в связь и были особенно упорны
в тех случаях, когда им не удавалось сразу
установить ее с каким-нибудь штабом под-
разделения или самолетами, находящимися
в воздухе. Радиограммы они принимали 63
искажения. За все время учений рацию
штаба руководства слышали в любое вуехя
дня и ночи, высоко в горах и далеко в пу-
етыне.
	Маршем по горам закончилось радиоуче:
ние. Экипаж рации приобрел богатый опыт
работы в горно-пустынной местности и в
дневную жару.
	Н-ский авиагарнизон.
	Гвардии капитан В. ДЬЯЧЕНКО,
	Молодые летчики держат экзамен
	Утю вылалось нарелкоств чудесное. Само-
	ACTH организованно выруливали на старт и
  валетали звеньями. Первым в воздух `пол-
	нялось звено офицера Маковея, за ним —
звено тов. Бойцуна.
Офицер тов. Бойцун был ведущим в левом
	звене и часто посматривал на правого вело-
	мого. Тот летел ровно, выдерживая задан-
ную выеоту, заданные дистанцию и интер-
вал. Ведущий все время видел на одном и
том же расстоянии цифру <7» на хвосте
самолета, который казался привязанным к
нему невидимыми нитями. Ведомый ни на
один метр не отдалялся и не приближался.
Это Успокаивало тов. Бойцуна, и то волне-
ние, которое охватило его при взлете, посте-

пенно исчезало А беспокоиться у ведущего
		«Пе-2» и вскоре были. выпущены в 58м0-
стоятельный полет,

Истекший год для молодых летчиков был
голом настойчивых исканий, творческого
	  освоения боевого опыта старигих товари-
	щей. Они не оставляли без внимания ни
одного недочета в технике пилотирования, в
бомбометании, горячо их обсуждали, искали
способы их устранения, Когда сами не на-
ходили ответа на волновавитий их вопрос, то
шли к бывалым летчикам, командиру эска-
дрильи, старшему штурману, командиру
звена и всегда получали совет и помошь.
	Олнажды экипаж выполнял на полигоне
упражнение по бомбометанию. Штурман
сбросил бомбу. Она упала с онедолетом в
300 метров. Добровинский релил, что при
‘расчете он, повидимому, допустил юшибку
в определении нутевой скорости или же
	силы ветра. Он сделал перерасчет, внес по-
	правки; но. и после этого две бомбы пошли
с перелетом в 300. метров. Для. молодого
иггурмана это было загадкой, разгадать ко-
торую он был не в силах. Тогла он обратил-
ся к штурману эскадрильи Навлейчуку—
отличному бомбардиру, Штурман проверил
расчеты Добровинского и нашел их  пра-
вильными: бомба должна была лечь в цель.
По всей вероятности, виной здесь была ка-
кая-то неисправность, & поскольку Добро-
винский внес поправки в правильный рас-
чет, то и остальные бомбы все равно He
могли угодить в цель.
	Другой раз Добровинекий сбросил бомбу,
которая ушаа с большим отклонением впра-
‘во. Он не мог понять причину этого и
решил поговорить с0 штурманом звена
Третьяком. Тот еразу дал ответ: в` момент
ебрасывания летчик дал крен, может быть,
им не замеченный.

В тот же лень Добровинекий обсуждал ©
Магницким причину второй неудачи, и им
Удалось векрыть отдельные опибки во тех-
нике пилотирования. Оказалось, что’ Маг-
ницкий не всегда точно выходил на цель,
	Самолет с хвостовым номером «7» вех мо-
лодой летчик тов. Магницкий. Столь же мо-
лодым был и его штурман тов. Добровин-
ский. 065 они летают на «Пе-2» немногим
больше года. Магницкий не воевал, у него
нет боевого опыта, а пгтурман только в кон-
це войны совершил семь боевых вылетов, и,
па сути дела, его опыт тоже скромен. Усно-
	‘коивиись. Бойцун стал посматривать на ле-
	вого ведомого старшего лейтенанта Раенко
— боевого и опытного летчика, Командир
звена подумал:
	— Пожалуй, молодежь идет не хуже
Раенко. oo
Магницкий и Добровинекий прибыли в
часть весною 1946 года. Первый прибыл
из школы: он там был инструктором и вы-
возил курсантов на «Ут-2». Второй — из
одного-корректировочного авиаполка. Ни тот,
ни другой не летали на «Пе-2», но `0ба с
первого же дня горячо: взялись за изучение
материальной части, не считаясь со’ време-
нем, и каждый день приносил им успех в
освоении незнакомой боевой техники. Мно-
тому научили командир эскадрилья и това-
	риши. Благодаря настойчивости и упорству
	0ба молодых авиатора в апрелю успению
сдали требуемые зачеты, первыми сели на
	2. Разведка пути
	ЛЕТНО-ТАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
	В клубе Н-екой части состоялась летно-
тактическая конференция, посвященная
теме’ «Опыт действия бомбардировочной
авиации во время наступательной операции
наземных войск».

Первым выступил майор Семихлебов: Он
обрисовал обстановку и соотношение сил к
началу операции и их сосредоточение, рас-
	сказал о предварительных ‘ударах нашей   ной выручки,
	звиапии Но аэролоомам противника.

Старший лейтенант Форяков поделился
опытом действий девятки бомбардировщиков
над целью и при отражении атак истреби-

телей противника. — И.
	Старший лейтенант Кулик рассказал о
взаимодействии бомбархировочной авиации
е истребителями, обратив внимание на B3a-
имодействие истребителей и бомбардиров-
щиков. Ири этом он рассказал о боевом
взаимодействии истребителей и бомбарди-
ровшиков, долгое время сражавшихся вме-
сте. У них кренли дружба, чувство взаим-
ной выручки, вырабатываляеь эффективные
тактические приемьт.

Конференция прошла интересно и водер-
жательно..

Гвардии старший лейтенант
: А ПАНОВ.

данном случае мы ето обнаружили только в
‘непосредственной близости, буквально поч-
ти под самолетом. Вместо воды, которая
резко бросается в глаза на фоне пеека, бы-
ли видны еле заметные контуры берегов.
Лишь светлое нятно и его форма говорили
о том, что здесь котдазто было озеро. Но
оно давзо высохло и было занесено песка-
ми. Зато несколько озер, не зафикоирован-
ных на карте. оказалось в другом районе,
изобиловавшем солончаками и такыром.

Hex аналогичное бывает и ес неболь-
шими реками. Судя по карте. в определен-
ном месте должна была протекать река, но
она высохла. Случается и наоборот: река
считается высохшей, & в ее русле все же
течет вода. Если к этому добавить, что не-
которые реки меняют свом русла. то станет
ясно. что при ведении визуальной ориенти-
ровки при полете над’ малоориентирной
местностью” нужно проявлять 060б0е. внима-
ние. Это поможет избежать грубых опибок
в ечислении и контроле пути. Достаточно
сказать, ‘910 высохшие и занесенные пе-
сками реки и озера едва вилны © высоты
порядка 200 — 600 метров.
	Следовательно, детальная ориентировка
применима лить в некоторых районах и
требует тщательного наблюдения за меетно-
	тью с учетом возможных изменений в ви-
димоети ориентира и пасхождений между
местноотью. и картой. Поэтому основную
роль следует отводить компаеной и радио-
навигации. & В отдельных случаях пользо-
ваться аетроориенлировкой,

Контроль пути по дальности осущест-
вляется главным образом при помощи оп-
ределения расчетното места по компасу с
отечетом времени и учетом ветра или пере-
сечением линейных ориентиров. перненди-
кулярных к линии пути, a Также установ-
лением расчетного места радиопелентацией
по дальним радиостанциям. При определе-
нии расчетного места не надо упуекать из
ВИДУ возможное изменение ветра как по на-
правлению, так и но скорости.

Во время одного из моих полетов через
песчаную пустыню при выходе на курс
следования ветер оказалея попутным. бла-
годаря чему путевая скорость возросла Ha
30 — 40. километров. На первом отрезке
маршрута в течение двух часов ветер не-
сколько раз менял квое направление, а ца
следующем этаме сделался ветречным w Ha-
			 леты над малоориентиюной местностью
	расстояния и отсутетвует вотречный ве-
тер. целесообразно итти на большой высо-
те. Этим увеличивается путевая скорость,
облегчаетея  обшая ориентировка, улуч-
шается работа радиосредств,

Изучая маршрут полета, особенно важно
запоминать такие ориентиры. которые легко
потерять из виду даже при незначительном
отклонении. Нало, также вникать в отличи-
тельные черты меетноети. Так, напримет,
в тундре одни районы летом покрыты мел-
ким. кустарником, лругиз › заболочены, &
в некоторых попадаются групны: озер,

Тетая нал тайгой, можно при внима-
тельном ‘наблюдении отличать районы. по
оттенкам лиственных. хвойных и емешан-
	ных. лесных массивов. Вели над тайшй по
	данному маршруту уже летали кавие-ви-
будь. экипажи, то полезно путем расспро-
сов получить лололнительные сведения. В
песчаных пустынях можно отдельные райо-
ны различать по оттенку песков, по солон-
чакам. .
	Кола предстоит полет на неболыних
высотах, то изучаются отдельные соики,
холмы. При хорошей видимости даже  не-
	большие возвышенности заметны с рас-
стояния в 25 — 50 и более. километров.

Веледетвие однообразия местности и
болыших интервалов между ориентирами
визуальная ориентировка здесь усложнена.
В первую очередь это касается детальной
ориентировки, Которую летчик вынужден
вести для контроля и исправления пути
при отеутетвийи крупных, ориентиров.

’Лля детальной ориентировки нужно 0т-
лично знать не только вее мелкие. ориен-
тиры, нанесенные Ha полетную карту
(дворы, зимовки. летовки, колодцы), но и
быть в курсе того. какова видимость того
или WHOTO ориентира и каким он может
подвергаться изменениям в Завиеимости от
времени года и прочих условий.

Пролетая однажды через пустыню Кара-
Кум. я знал, что на линии пути (10 кар-
те) значится озеро диаметром в 4 — Бки-
лометров. Расчетное время истекло, но озе-
ро долго не появлялось. Если бы в озере
была вода, то его можно было бы различить
на удалении в 60 — 80 километров. Но в

©

NS
	огромные масёы песка, доходящие до обла-
ков, Из-за этото видимость иногда соЕра-
щается до предела.

При полетах над малоориентирной. Meet-
ностью исключительно важное значение
	имеет использование. средств радионавига-
	ции, которые следует изучить, нанести ва
карту и наметить последовательноеть их
использования. учитывая больнтов удаление
от линии пути, а также мощность. радио-
оборудования. Необходимо предусмотреть
различные варианты на тот. случай, если
нельзя будет воспользоваться какой-либо
станцией.

При выборе маршрута полета приходится
считаться се рядом специфических моментов
— особенностями местности, состоянием
погоды. характером задания, оборудованием
самолета, запасом горючего и т, д. Немало-
важную роль играет и Тит самолета. на ко-
тором осуществляется полет.  «-

Несмотря Ha TO, что выбор марирута
предопределяется возможностью применять
инструментальное самолетовождение, все же
для контроля пути должны быть тщательно
подобраны ориентиры (или характерные
районы), тие вести визуальное
наблюдение.

При полете, например, через тайгу Map-
шрут прокладывается так, чтобы для ори-
ентировки использовать озера и большие
реки с открытыми берегами, открытые 60-
лотистые районы (не покрытые лесом),
высокие сопки е характерными верптиналми,

„Над степями и над песками марпгрут
лучше веего прокладывать через. линейные
ориентиры, расположенные перпендикуляр-
но к линии пути, и при наличии гор или
BEICORUX холмов — Ha таком удалении,
чтобы была возможноеть при помощи ви-
зуальной пеленгации определить свое ме-
стонахождение.

Выбор профиля полета также имеет су-
щественное значение. Он зависит прежде
всего от рельефа местности, высоты облач-
ности, горизонтальной и вертикальной ви-
JAMOCTH, от направления ветра по высоте,

протяженности марпрута. типа самолета и
других обстоятельств.

Korda полет осуществляется на большие
	Е характерным видам малоориентирной
местности относятся: тундра. тайга, круп-
ные лесные массивы, необитаемые. степи,
пустыни. плато. Веледетвие огромных про-
странств и однообразия этих районов поле-
ты над ними пред’являют оеобые требова-
ния К подготовке летного состава, .

При полете над местностью © характер-
ными ориентирами летчик привыкает к
«чтению» ее и, обладая известным опытом,
сравнительно легко может ориентироваться
при помощи сличения полетной карты с
местностью и наоборот. Такие ориентиры,
как реки, озера. железные и шоссейные до-
роги, населенные пункты, встречаются в.
кажлом марпрутном полете.

Совершенно в другие условия попадзет.
летчик (экипаж) при полете над местно-
стью, бедной ориентирами или совершенно
безориентирной. На протяжении сотен ки-
лометров он не встречает ни одного ориен-
тира, который позволяя бы определить
действительное местонахождение самолета.

Следует учитывать и то, GLO в тайте,
тундре. пустыне еще ветречаются недоста-
точно исследованные районы  веледетвие
чего карта данного района может иметь
некоторые неточности, Kpome того, от-
дельные ориентиры подвержены. изменени-
ям: в песчаных пустынях реки и озера
иногха выеыхают, или реки меняют свое
руело. В тундре летом временами появля-
ются новые реки и озера. То же самое бы-
вает в степях после сильных дождей и бур-
ного енеготаяния.

Готовясь к полету над малоориентирной
местностью. надо 060б0е внимание уделять
изучению  метеорологической обстановки.
Метеорологичеекие станции здесь обычно
расположены на большюм удалении одна от
другой, и погоду можно определить лишь
после тщательного ее изучения с учетом
особенностей района. воемени года и су-
TOK,

В одном из полетов’ через’ пустыню мне
припьлось пролететь нал районом со следа-
ми снегопада. & через несколько часов я
попал в грозу с ливневым лождем, Гроза в
пустыне особенно опасна. так как она ©9-
пвождается ураганом, который поднимает
	Нри полете через «афтанещ»ь пром
солнца следует для наблюдения за’ местно
стью смотреть He вперед и не в стороны
(вее равно ничего не видно). а как можно
ближе к линии полета, но в обратном па-
правлении. При отсутствии  облачност
предпочтительно выйти за верхнюю грани“
цу мглы. Надо, однако. учитывать, что в
высота иногда достигает тысячи и 60109
метров. Вот почему в таких районах даже
в хорошую погоду нужно быть готовым
выполнению- полета по приборам.
	Приведенные примеры говорят о TOM,  10
при полете над Малоориентирной Mect-
ностью следует’ изучить неё только погоду
по маршруту и ee прогноз, но и особые 48°
ления; которые в’ данном районе наблюда“
ются в опроделенное воемя года и CYTOR.
	`В пустынной степи посадку можно произ
водить почти в любом месте и даже на к-
леса, В тундре, таЙте и песчаной пустыне
этого сделать нельзя. В тундре, например,
слелует выбирать наиболее сухое место, 10
дальше от болот, озер, мелких рек (в деть
нее время). В тайге летчик вынужиея
искать площадки ‘у берегов рек на’ залив“
ных лугах. хорошо заметных © BOSAYXS.
	Ва.’ плато посадка также возможна 10:
всюду. Однако рекомендуется заранее уз
нать, не вязка ли почва, так как с в03ду58
это определить трудно. В зависимости И
этого принимается решение -— садиться ля
на колеса или на фюзеляж, потому что Ha
вязком неске. даже вели нет’ барханов и
гряд, шасси может не выдержать, При эту
необходимо внимательно присматриваться,
нет ги следов воды и грязи (это бывает п9-
сле сильных дождей и при таянии снега), 8
Также трещин, появляющихея на поверхяо-
сти почвы в летнее время года,

В плане’ полета важно предусмотреть
способы  самодетовождения Ha отдельных
Участках маршрута, контроль и исправле”
ние пути, меры безопасности, подготовив
решения на случаи отказа радиосвязи, Вы
нужденной побалки ити
	Чем тщательное нроизводится подготов-
ка, тем легче, будет летчику найти выхой
из любого затруднительного положения, #8
теряяеь при возникновении неожиданных
трудностей во время полета над малоорнея
тирной местностью.
	Гвардии майор В. ЧИРЬЕВ,