Э августа 1347 г., № 186 (793).

СТАЛИНСКИЙ Сокол =
	Николай БОГДАНОВ
	ВО

1. Урожай идет
	Отовсюду только и слышишь:

— Уюожай идет!

— Да говорят, такой, что удивляет даже
старожилов! . т

om Uno же, погода в этом году обобен-
ная или просто счастье привалило?

_ Нет, люди постарались.
	бой на земле, на колхозных полях. Ноэтому
я и пришел сюда. И вместе с другими под-
писал письмо товарищу Сталину с .обяза-
тельством вырастить не. меньше 30 центне-
ров с гектара, то-есть сто восемьдесят пудов.

— Во как же вы рискнули, Кубегенов?
— Ведь вы не имели колхозного опыта.

—- А разве я имел военный опыт, котда
попал на войну? А вот научился.

— И как же удалось вам В опыте
земледельца?

— А Здесь, каки ‚на войне: главное. -—
это дисциплина, выполнение нашего ’ кол
хозного Устава, правил агротехники, ревно-
стное выполнение требований  команлиров
производства — агронома, бригадира, пред-
седателя колхоза... А самое главное — 910
желание победы! Для победы и себя надо не
жалеть!
	—А св0ей спины тем более! — добавил
бригадир и стал рассказывать, как звено
`Рахима Кубегенова ухаживало за своим за-
мечательным полем: как была произведена
глубокая пахота, в какой чистоте содержал-
ся черный пар, как изкапливалаеь в нем
влага путем снегозадержания, как перед се=
BOM отобрали лучшие полновесные семена,
как подкариливали всходы поливом, обота=
щенным мелким навозом, каж заранее. вно-
сили химические удобрения, как произвели
искусственное опыление пветущей ишениз
цы.

И чем больше он рассказывал, тем яеней
вырастал перед нами образ волевого совет-
ского человека, труженика и созилателя,
ревноствого солдата урожайных полей.
	И когда мы прощались с Рахимом, любу-
ясь не только ‘его роскошным полем, но и
им самим. хотелось задаль ему вопрос:

— Счастлив ли он бам? Как устроана его
судьба злесь, в колхозе?
	И ответ на это, словно утадав мани MEIC-
ли, дала Аня Барсукова.

— Такой парень, — сказала онз, —
золотые руки. Мы для такого и лом по-
строим...

— И невесту найдете? — попутил ин-
жене,

—щ Невеста уже нашлась, он женился на
Koel подружке. на знаменитой Уларнице
Тане Стефаненко. — весело ответила Аня,
	— Ценного человека я приобрел, —ска-
зал председатель, — благодаря Калдырбеку
Керабаеву. Они вместе воевали, вместе демо=.
билизовались. И когда Калдырбек узнал,
что Рахим во время войны стал сиротой,
позвал его в наш колхоз. Мы его приняли,
как родного, и не ошиблиеь. Ham. чело-
век! Настоящий фронтовик!
	Председатель показал нам жатки, готовые
& Уборке, можары и тачанки, выстроивитие-
ся, каб перед боем, крытый ток, только что
построенный колхозными плотниками, пох-
валился новенькой трехтонкой, купленной В
этом году, п даже показал мешки, в кото-
рых повезут зерно первого обмолота для

‘сдачи государетву.

— У нас в этом году организованноеть,
Эту етруйку внесли в наш колхоз фрона.
товики — мои лучшие помощники, -— ro~
ворил он, прощаясь.

— Урожай уберем беэ потерь; Точно в
течение четырнадцати дней. Главным обра-
зом комбайнами, & на небольптих участках
— жатками. Обмолотим в десять дней, И
начнем закладывать основы нового урожая:
С большим задором народ работает. Особен-
Но после того, как правительство так, высо-
ко оценило наш труд. Среди молодежи толь»
RO слышишь: хочу быть звеньевым, хочу
быть бригадиром, полеводом. Terrapos с
полутораета соберем пудов но двести, 4 ©
оетальных-—— не меньше сотни пудов... А то
HC ramon.

В отличном настроении покидали мы кола
хоз, направляяь в городу садов — Алма-
Ara. - о

Разговаривали с сельской жизни, ‚0 блато2
родстве труда на земле,

Будем с урожаем, товарищи! Да еще в
каким урожаем! —

Колхоз «Веселая жизнь».”

Алма-Атинская область.
	шет он, — хуже, чем у поршневых мото-
ров, так как все турбокомпресеорные дви-
татели являютея высокооборотными. а по-
	этому для повышения их. оборотов е малых _
	AQ номинальных требуется значительно
большее время, чем у поршневых моторов»
(сто. 96).
	Следовательно, если сравнивать pa
турбокомпрессорных двигателя с различные
ми номинальными оборотами, то, по утверж-
дению тов, А. А. Колесникова, получаетея,
что’ у двигателя с больним чиелом ‘оборотов
приемистость будет хуже. Опыт опровергает
об’яенения автора. Да сейчас для каждого
читающего периодическую литературу яс-
Но, что дело не в абсолютном числе оборо-
тов, а в избытке мощности турбины нал
потребной мощностью компрессора! *
	  Ча рие. 49, 50 и 51 даны характериети-.
ки.ТАВРД по оборотам, высоте и скорости.
полета, но эти графики даны без цифр и.
поэтому мало полезны. В печати опублико-
ваны характеристики почти всех сущест-
вующих двигателей, и вполне возможно бы-
ло в’ качестве иллюстрации привести неко-
торые из них, чтобы дать читателю не
Только качественное, но и количественное
представление 06 изменении: величин }
	  Вроме отмеченных ошибок, в книге.
имеется еще рях больших и малых иЗ’яНоВ,
‘Ho приведенных замечаний вполне xocta-
точно, чтобы дать представление © недо-
статках книги, Они значительно снижают
ценность ев. Работа А. А. Колесникова.
н6 может удовлетворить запросы читателя,

желающего подробнее ознакомиться с тео-
рией реактивных двигателей, особенно ес-
ди принять во внимание, что в нашей пе-
риодической печати опубликовано уже не-
мало хороших статей по этому вопросу;
для широкого же круга читателей книга.
излишне загромождена формулами,
	 Цандидат технических наук
инженер-полкозник Н. ОЖГИХИН
	Так отвечают те, кто бывал на полях т a manta Ye
meg битвы 3a УрощАЙ, crynax по наконец, на участке Рахима Кубегенова
гкой,  пропаханной земле. заходил в т И и ‘
	Рахим Кубегенов оказался еще совсем
	подочитывая Молодым челоБеком: На ето груди ‘сверка-
	ли медали «За отвагу», «За освобожде-
ние, Варшавы», «За взятие Берлина».
	Ero Участок на первый ‘взгляд мало
чем отличался от других. Он был очишен
	великой битвы 3a урожай, ступал 10
мягкой,  пропаханной о земле, заходил в
шиеницу, скрывающую человека, мял ‘на
ладони Наливной колос,  подечитывая
зерна. )

Захотелось и нам посмотреть все эти
волнующие признаки урожая, и мы пое-
хали в колхоз «Веселая жизнь», Алма-
Атинской области.
	Воспитание советского Г OTOBATCA к славному

о ЕАН re
	юбилею столицы
	`В Военно-воздушной инженерной
академии им. Н. Е, Жуковского
	Приближается празднование 800-летие-
TO юбилея столицы нашей Родины = Мо-
сквы. Личный состав Военно-воздушной
инженерной академии им. Н. Е. Жуковекого
Готовится достойно отметить эту историче-
скую дату.   :

На-днях соетоялея  инструктивный до-
клад о 800-летии Москвы для пропаганхи-
  етов академии, который сделал главный
архитектор Ленипградекого района г. Моск-
	ВЫ тов. Мышинекий.
	 33   лектора из профессорско-преподава-
тельского состава академии ‘прочтут. ряд
лекций в различных гражданских учреж-
дениях на темы: «Роль. Москвы в 061230-
	  вании русского государства». «Великая Or-
	патриотизма
	(Из опыта работы: руководителей политзанятий)
	Для каждого советского человека Нет ни-
чего дороже, прекрасней, любимей, чем ero
Родина — Союз Советских Социалистиче-
crux Республик. Когда мы говорим о необ-
ходимости воспитывать в „наших воинах
любовь № Родине “и к своему народу, пре-
данность партии Ленина -— Сталина и со-
ветскому правительству, мы имеем ‘в виду
всемерное развитие тех качеств, которые
присущи каждому советскому человеку.
	Известно, что политические занятия _яв-
ляются основной формой политического вос-
питания солдат и сержантов. Вот почему долг
каждого руководителя политических заня-
тий — при изучении любого раздела opo-
граммы на примере каждой темы. воспиты-
вать советский патриотизм,

Вольшинотво офицеров — воспитателей
бойпов и сержантов — именно так и. носту-
пает. oo
..B труппе, которой руководит офицер
Овечкин, изучалась тема «Почему Совет-
ский Союз нобедил в’ Великой Отечествен-
ной войне», Большую часть рассказа тов.
Овечкин посвятил славным патриотическим
делам воинов на фронте, рабочих, колхоз-
ников. и советской интеллигенции в ‘тылу,
Свои мысли офицер подтвердил высказыва-
нием товарища Сталина: «Можно с полным
основанием сказаль, 410‘ самоотверженный
Труд советских людей в тылу войдее в ис-.
торию наряду с героической борьбой Крас-
ной Армии как беспримерный подвиг наро-
ла в защите Родиных. }
	Вакие же примеры и факты приводил
руководитель политических занятий? Гово-
ря 0 патриотизме советских воинов, он неё’
ограничился рассказом о Матросове, Гастел-
ло и других героях, известных всей стране.

— Когда страна быть прикажет героем,
— У нас, героем становится любой, — за-
являет офицер и начинает рассказ о рядо-
вом воине Чигареве — герое боев.за осво-
бождение Украиньт, , 4
	Чигарев служил в одном из батальонов
аэродромного обслуживания. Во время бом-
бежки аэродрома он был ранен и попал в
тоспиталь. Векоре началось наше  наступ-
ление, Патриот Родины ушел из. госпиталя
и пристал к одной Из пехотных частей, рас-
вчитывая с ней нагнать свое подразделе-
ние, ( первого же дня службы в Этой части
вму пришлось вступить в бой, которые
продолжались беспрерывно. Только через
2 дня он добрался до своего подразделе-
ния. Оказалось; что за‘ это время Чигарев
был ранен ‘еще’ несколько раз. Но он. все
время оставался в рядах воинов.

— Мю Родину должен защищать лично
я, — заявлял он,

Когда ему предложили уйти в санбат. он
	CRadad
— Помните стихи Симонова «Убей
го»? Там сказано:
«За чужой спиной не сидят,
Из чужой винтовки не метят.
	Воли немца убил твой брат, —
910-08, & He TH солдат»,

Этот пример, приведенный руководите-
лем политзанятий, конечно, надолго 3a-
помнилея сержантам и имел большое воспи-
тательное значение.
	Тов, Овечкин. поведал воинам о том, как
самоотверженно трудились для фронта со-
ветские люди.

Заканчивая свой рассказ: тов. Овечкин
сказал: :

— (Советские люди учатся жить й 60-
роться у великого патриота нашей Родины
товарища Сталина. Вспомним, как ответил
он на многочисленные поздравления в свя-
Зи с 60 Пятилесятилетием. On писал тог-
	граммы «Великая Отечественная война
Советского Союза». .

...Жил на Васильевском острове в Ленин-
граде старый рабочий Монахов. «Ляля Bo-
Лодя», — так называла его молодежь завода
им. Калинина, ва котором . тов. Монахов
проработал много лет. Пенсионер Монахов в
дни. войны почти жил в цехе, обучал -моло-
`дежь, часто выступал на рабочих собрави-
ях, призывал отдавать все силы на выпол:
нение военных заказов. Когда рабочие со-
 Эрали подарки. для воинов, тов. Монахов
‚высхал для вручения этих подарков в ча-
сти Ленинградского фронта. Он видел, как
‘сражаются воины, и, вернувшись на завод,
рассказал 0б этом. .

~— Tameno нам, — говорил. он очень
тяжело. Но’неизмеримо тяжелее там, в
окопах. Сынызнаши на смерть идут за Ро-
дину, за Ленинград. Поднимем же славу на-
шу, ленингралцы! ‘Силы, жизни свои не по-
жалеем, а проклятого. врага одолеем.

На призыв Монахова калининцы ответи-
ли новыми производственными победами.

При изучении этого же раздела руково-
дитель политзанятий › старитий ^ лейтенант
Минаков, рассказав бойнам о героической
борьбе советских’ воинов 3a свободу и неза-
висимость своей Родины, также уделил
больное. внимание работе советского тыла.
Речь шла о конкретном факте. В Мичурин-
ском районе, Тамбовской области, есть кол-
хоз им, Чапаева. Не покладая рук труди-
лись в этом колхозе женшины, старики и
подростки, выращивая в годы войны обиль-
ные урожаи. Колхозвики давали государст-
ву хлеб, посылали на фронт подарки. вели
переписку с воинами, и

Эти конкретные примеры доблести еовет-
ских патриотов, преподносимые в рассказах
руководителей в живой и увлекательной

форме, вызывали высокую активность сол-
	дат и сержантов, поднимали в них! чуветво
гордости за свой народ, за свою Родину.
Именно этого и должен добиваться руково-
дитель.

Известно, что великий ‘русский писателе

Алексей Максимович Горький ‘и лучший
советский поэт Владимир Маяковский были
не только горячими патриотами Родины, но
‚И воспитывали в массах гордость за свой
народ и свою Отчизну. Высказывания Горь-
кого и Маяковского в устах офицера-—вое-
‘питателя воинов =— прекрасное пропаган-
дистекое оружие. Во время изучения темы
‘«Моральный облик советского воина» `офи-
цер Кондратьев говорил сержантам:

-— Любовь к Родине, к своему народу, к
своей партии, к великому Сталину — ха-
рактерная черта’ советского: воина, ого отли-
чительная особенность. Горький говорит по
Этому поводу так:
	«Мы живем в счастливой стране, тде
есть кого любить и уважать. У нас любовь
К человеку должна возниенуть — и возни-
кает — из чувства удивления перех ero
творческой энергией, из взаимного уваже-
ния людей к их безграничной, трудовой
коллективной силе, создающей социалисти-
ческие формы жизни, из любви к партии,
которая является вождем трудового народа
всей страны и учителем пролетариев всех
стран».
	Прекраено . выразил чувства советского
патриотизма Маяковский, Он товорил 0
своей Родине:

«землю,
которую завоевал
и нолуживую
ВЫНЯНЬЧИл,
	rie ¢ пулей вотань,
в винтовкой ЛОЖИСЬ,
rye каплей
льешься с масезии, —
	bBA 3A XAFB
	TOTHTE будем день и ночь, при свете
электричества. Вместо целого месяца за
десять ‘дней управимся...А это выевободит
нам время для сада. Ведь нас, призналь-
ся, яблоки заваливают. Их собрать тоже
время надо. - :

После путешествия по долам и холмам,
заполненным ‘овощами и злаками, начи-
ная с цветущих подсолнухов и КУЕУрУЗЫ
	тябрьская социалистическая революция в
Москве», «Революциойная деятельность
В.И, Ленина. в Москве», «Революционная
деятельность товарища Сталина в Москве»,
«Москва в борьбе с иноземными захватчи-
ками», «Москва в оды `Великой Отече-
ственной ВОЙНЫ ` Советекого Союза»,
«Москва ’ в художественной литературе н

народном творчестве», «Достопримечатель-
ности и_ архитектурные Памятники
Москвы».

волнующие признаки ур
хали в колхоз «Весела,
Атинской области.
Алма-Ата — ato ето
который за годы пятил

`из’ пустынного степного: 1
1 НЫХ

богатетв, меди; ‘ут
житницу, ‘богатую чу

Одна лишь  Алма-А
даль в прошлом тоду
нудов зерна сверх плана.
	‚ Нреподаватель тов. Гехберг уже прочитал

длЯ
«800-летие

личного состава академии лекцию

Москвы», д архитектор ‘Tos.

Мышинский выступил с темой «Сталин-
ский план реконетрукции Москвы».

В фойе офицерского клуба оборудована
большая фотовыставка по истории Моск-
вы. Красочный станд украшен старинным
русским орнаментом. Материалы подобраны

по трем разделам. В первом рассказываетея
о Москве с ХИ по ХХ век. Здесь посети-
  тели увидят много интересных репродук-
ций с картин известных русских художни-
ков: Васнецова, Авилова, (. Иванова и лоу

Волхоз «Веселая жизнь» не зерновой.
У нею — разнообразное Хозяйство. Один
‘ад в двести пятьдесят гектаров дал в

прошлом году два’ миллиона рублей при-

были, А, кроме того, в колхозе насчиты-
ваетея восемь тысяч овец, две сотни ко-
ров да пасеки, да овощи. да ранний кар-
тофель. Все это дало Б миллионов руб-
лей прибыли, & это на трулодень по пят-
надпати рублей. :

Ну и зерна в нынешнем Году посеяли
побольше. И самой отборной пшеницы:

Поля здесь раскинулись на многие. ки-
лометры. ( Плироле Nome macen wore
	Алма-Ата — 910 слолица Казахстана,   ОТ сорняков, хоропю обработан, радовала
который зв тоды пятилеток превратился   Глаз’ густота” хлебов; Но при’ вниматель-
из пустынного. степного края в край руд-   НОМ рабематривании можно было уловить
ных богатотв, меди; угля и металла, в  И особенность. Здесь почти не было пус-
китницу, богатую чудесной пшеницей.   ТЫХ колосьев: Налитые тяжелым зерном.

Одна лишь Алма-Атинская область   КОЛОбЬя дружно никли к земле. С трудом
ала в прошлом тоду восемь миллионов   УДерживали их  пожелевтие твердые
ПУЛОВ Зета порадх плана р стебли. ‘ $ у
	Boe мы приступаем к исконной хлебо-
робной пробе — трем на ладонях коло-
cha. Зерна уже сформировались, но еще
не затвердели и вылезают из своих
	гнезд г трудом.
~— (Семьдесят зерен в одном т.
	— Нет, — поправляет Кубетенов, —
здесь еще осталиев.
	И, набрав в смятом колоске еще десяток
	у о о ОУ У ДОЧЬ
Ну и зерна в. нынешнем TORY посеяли зерен, `хосыпает Ha ero TaKOHb, В общую

отт а  ры Ч ера.
	Мы начинаем срывать колосья на вые
бор Ha разных Участках поля, и что ни

А
	А о 1 РУО А ФУР A AR EI OEE AINE SR.

мастеров кисти. Они запечатлели на   пол ка вы т колос. —
TONOTHAY RUTET wheenneream Enoawag wo nat. ! emo уторка вы шла. `из усадьбы, Rak тотчаю 2 то семьдесят ПЯТЬ — восемьде-
	— И зерно-то какое, как 606! — неволе.
	полотнах виды московского. Бремля в pas-
личные годы, важнейшие исторические зда-
ния столицы: храм Василия Блаженного,
	Ho утонула в зеленом раздолье.
ев этом блатодатном краю, как в
crasre. ЛОКИ 2 peenw ока.
	весом с килограмм.   #0 Восклицает наш птофер, зараженный об-
	— Вондипионная  цезиум, — солидно
	NINA OE EE EEN

Я О nee a ow
целый лес, увитый лианами фасо-   б’ясняет. сопровождающий Hac Колхозный
	пойлет ли   ответил Вубетенон.
	вырас-   вдруг кто-то ИЗ мальчишек,
	SE ESE ESE SE:

‚агроном Манжело.

— Сколько же думаете собрать с каждо-
го гектара? -- спросили мы звеньевого.
— 32 тридцать центнеров отвечаю, —
TH we

Aen fuer ww ПИФа
	— Он больше наберет, — полсказал
	-— А ты почему знаепть?
— —А MBI уже считали. Мы, дяденька,
	+ АЕ! ON NS OS A SANUS EVER OUR EUG ihe   ei ee
Сухареву башню, где когда-то’ помещалась Травы — в рост человека. Овес стоит гус-   ШИМ энтузиазмом.

NABPNneRPeAd Toman tence teers) OR as
	Московская навигационная школа, Моеков-
ский ‘университет, Петровский дворец и
другие строения. Показан быт москвичей,
важнейшие события того времени,

Во втором разделе подобраны материалы
с начала XIX pera. xo 1917 тода.

Современная Москва представлена в
третьем разделе. Широкие асфальтирован-
ные улицы, многоэтажные дома, парки и
скверы, новая. социалистическая архитек-
тура. Как далеко шагнула родная Москва
за голы советской власти! .

ЧЕТА OE RE ANNI, С КУ ryt
ToH, непроходимой стеной. А кукуруза
— 910 целый лес, увитый лианами фасо-
ли...
— Мы сюда о Украины переселились,

говорит председачель. — Отец мой,
Степан Зоря, эти. целинные земли с опас-
кой распахивал. Сомневался, пойдет ли
на них пшеница, А теперь У нас посло-
вица есть: посади здесь оглоблю, вырас-
тет телега!

Й подумать только:
ити

еще недавно

И Е А ЗЫ
	ПЕРВЫЙ ВЫПУСК
	ДИВИЗИОННОЙ ШКОЛЫ
ПАРТИЙНОГО. АКТИВА.
	В Н-ской авизпионной части недавно сд-
стоялея первый выпуск слушателей диву
зионной школы партийного актива. 85 ком-
мунистов и комсомольцев успешно усвоили
учебную программу. 16 человек сдали экза-
мены но всем предметам с оценкой «ora.
		Oe 219 Сб У A AUR DRG,
тут были степь, кочевья, некошенные тра-   сосчитали, сколько на  ввадратном метре,
вы. Но советские люди, великие труженики   площади колосьев, затем умножили на зер-
и созидатели, под руководством большевист- на и еще раз умножили на метр eranren
	ской партии превратили
изобилия.
	о Ne

эту землю в край их воть в rerrape, и получилось Но триллать
	пять центнеров, -—— бойко заявил юный
	зенчас в колхозе дружно живут пред-
отавители различных народов.
и удраинды, и казахи, и уйгуры.
— Образцы стахановского труда У нас
показывают и казах Кубегенов Рахим, и
Аня Барсукова, русская девушка. , Она

взялась © тридцати тектаров дать по

тридцать центнеров, з Рахим е звадпати
семи — по тридцать три,
_ Hy й как, вытянут?

Й русские, _

математик,

Мы последовали этой р арифме-
тике, и у нас, к торжеству ребятишек, вы-
1110 то же самое,

— 9т0 значит по двести десять пудов е
гектара!

‘Звеньевой смущенно потупилея, на его
смутлых щеках проетупил румянец, выдавая
внутреннее волненье.

_ - Если это случится, то ет мне сель-
	EO

вот посмотрите, —  отепенно   Мая Отагодарность от товарища Сталина. —

сказал он. -—— Шесть благодарностей я имею
	за время Отечественной войны, Я служил в.
	Oe Зак

гвардейской  минометной части, которая
шесть раз упоминалась в приказах Верхов-
ного Глазнокомандующего... Последний раз
— в приказе о взятии Берлина:
	— Пак вам удалось вырастить такой
уюжай? Вы и до войны работали в этом
колхозе?

— Нет, я приехал сюда после лемобили-
‘зации. Раньше я сольским хозяйством не
‘занимался. До войны учился в юридическом

институте. Отец был служащим.

Мы с интересом взглянули на Кубегенова,
удивляясь необыкновенной биографии пере-
дового колхозного звеньевого. _

— 410 же вас заставило пойти в колхоз?
— Война научила. На войне я привык
выполнять главную задачу. Бывало, гле
главный удар — туда и мы со своими
«катюшами» и «андоющами»... И сейчас,
Вернулся, я на родину и вижу — главный

HBP]. Хотя тов; Волесников и замечает,
что в ТЕВРЛ применяются турбины 6 не-
которой степенью ‘реактивности, но та
правильная констатация существующей
практики может вызвать у читателя линь
недоумение, ибо вее ‘предшествующие pac-
суждения автора отнюдь не подтотовляют к
такому выводу. Надо было раз’яснить, что
длинные лопатки турбин ТЕВРД должны
обязательно выполняться со степенью 0е-
активности,
	При определений зависимости эффектив-
ности КПД турбокомпресеорного двигателя
от степени сжатия автор считает величину
теплотворности одного килограмма рабочей
смеси и температуру газа перед турбиной
постоянными. Между тем известно, что ‘6о-
хранить эти два условия при изменении
степени сжатия, невозможно,
	На странипе 92-й приведены чрезвычай-
но туманные рассуждения, из которых аб-
волютно ничего понять нельзя. Вот, напри-
мер, что пишет автор: «Таким образом, рабо-
та турбокомпрессорного ВРД завиете‘от КПЛ
турбины, компрессора и от характеристики.
газового тракта: компрессор — турбина—
конфузор. С изменением условий эксплоз-
тации двигателя на данном режиме (ско-
	  рость и высота полета самолета) будут из-
	х ok BEE CRUE BET, о НОВО
Ho», Ореи них-—севретарь партийной OPT   ongernm молодой председатель.
низации эскадрильи старший лейтенант Ре- Мы стояли в полуторке, держась дут
YTOB, секретарь бюро организации BARCM ,

т 34 друга и обозревая холмистые проето-
старший сержант Васильев, член бюро сер-   ры. С нами были инженер-гилротурбино-
жант Алексеев, руководитель политических строитель’ и директор механического за-
	занятий лейтенант Вилинский и XD. вода, который поставляет колхозам рес-

публики отличные турбины для малых
_ Ha выпускном. вечере гвардии WOAKOBHUE   rom poonannai.
	И ENE AAR DAE AO

Филинцов и гвардии Maliop Musanna  mo- Они приехали проверить, как работал
здравили слушателей с успешным окончани-   одна из этих чудесных «малюток» и ка

ем школы и поставили перед ними задачу кую пользу дает колхозу.

— неустанно совершенствовать политиче- Председатель, указывая на мотки про-

ские знания. вода и запас изоляторов, сказал:
Выпускники техник-лейтенант Комаров — В этом ‘roxy впервые применим

и старший сержант Васильев от имени всех   Злектромолотьбу. Тянем линию передачи

слушателей благодарили преподавателей ка- Е  окам за четььре километра. Установка
	„  турбины нам обошлась в пятьдесят ты-
питана Ефимова, капитана Шарова, кали сяч рублей. Ничего, она окупит себя уже в

wenn Е С Е lees
	РЕ ER ENE ENE MEN ПНВ ЗЫ 295

тана Пастрома, капитана Tycak и ДРУГИХ эми голу. Поечитайте-ка, сколько мы
за интересные содержательные лекции.   сэкономим торючею Ha  молотьбе? A
Капитан А. ЛЫСАНОВ. {сколь  тоулолней А rpneva. Berm m-

Ad, yg
«Можете, не сомневаться, товарищи, что
я готов и впредь отдать делу рабочего клас-

Ca, делу пролетарской революции и мирово-
lO KOMMUTTHIMA Pra арлЯя PTE pea прай Пя.

ROW

“Ha TDYK,

землею
пойдешь на ЖИЗНЬ,

на поазхник
	свою

й на смерть!».
	Эти примеры — свидетельство политиче-
ской зрелости большинства наших руково-
дителей политзанятий, которые воспитание
наших воинов в духе животворного совет-
екото патриотизма считают своим  цервей-
шим лолгом, святой обязанностью,

собности и, если понадобится, вею , CROW
вровь, каплю за каплей».

Чем конкретнее ‘и живее выступление
руководителя, тем действеннее: занятие, тем
легче усваивают солдаты и сержанты ‘ма-
териал. Это учитывает офицер Сергеев.
Много интересного рассказал он солдатам во
время изучения ими третьего раздела про-

Книга, сделанная наспех
	для создания реактивной силы, ибо не мо-
жет быть слу®ая, когда масса газа «Ш»
получает ускорение при отсутетвии дей-
ствующей силы:

На стр. 15-Й автор пишет: «Сила резк-
ции газа. движущегося ускоренно при
истечении из двигателя, по третьему зако-
ну Ньютона, действует на двигатель в на-
правлении, противоположном истечению».
	«При истечении из двигателя» =— зна-
чит в выходном сечении двигателя, а в
этом сечении, как известно, скорость газа
при установившейся работе двигателя мо-
жет быть и постоянной по времени. Стало
быть, здесь не будет и никакого ускорения,
значит и формулировка os, Колесникова
становится несостоятельной,
	Автор совершенно неправильно называет
тенлосодержание полной энергией тела
(стр. 23). Ведь общеизвеетно, что полная
нергия движущегося газа включает также
и его клнетическую энергию!
	А. А. Колесников не всегда. придержи-
вается общепринятой терминологии, особен-
но в названии коэфициентов Похезного дей.
ствия. Это вносит путаницу и создает для
читателя совершенно ненужные затрудне-
ния. Например, во многих местах книги ав-
тор пользуется терминами: «работа. истече-
ния газа» или «пюлезная работа истече-
ния». под которыми можно повимать или
живую силу газа на выходе из сопла дви-
	ee ФУ о ТЫ

гателя или даже полезную тятовую работу.
Но, оказывается, что’ этими терминами ав-
тор во всех случаях определяет прираие-
ние кинетяческой энергии 1 Кг. газа. `38-
чем же понадобилось тов. Колесникову вме-
сто совершенно определенного и ясного по-

НЯТИЯ ВВОДИТЬ туманное?
	На фиг. 16-й, судя по надписи под ри-
сунком, лан коэфипиент скорости, ав
тексте этот коэфициент называется воэфи-
	Без этих дополнений параграф’ бесполезен! ТЕВРД.
	H мог бы быть без ущерба опущен.
	Автор совершенно не приводит основных
	КРИТИКА.
И БИБЛИОГРАФИЯ
	Выпущенная  Воениздатом книга А. А.

лесникова посвящена наиболее актуаль-
ному в настоящее время вопросу = 06н0-
Вам теории рвактивных двигателей *.
	’ Но при детальном ознакомлении с этой
работой приходим к выводу, что она сде-
лана наспех. Не говоря уже о мелких ее
недостатках, книга содержит ряд ошибок
принципиального характера. = ‚
Прежде всего следует отметить, что ав-
тор явно неправильно трактует, третий за-
кон Ньютона: «..Юели при действии одно-
го тела на другое с силой К, —= говорится
8 книге на стр. 12-й, — второе тело’ по-
Тучавт ускоренное движение, то на первое
Тело, вызывающее это ускорение, также
будет действовать сила, равная но абеолют-
ной величине силе К, но направленная в
противоположную сторону». На странице
1-й мы читаем: «...Еели при действии. со
стороны сосуда силы К на массу газа «1»
В направлений ‘его течения ему сообщает-
@я ускорение, TO Ha CaM сосуд, по третьему.
закону Ньютона, должна действовать сила
реакции, равная силе К и направленная в
 тону, противоположную ‹ направлению
истечения».
fan известно, третий закон Ньютона гла-
‘ит; «Действия двух тел друг на друга веег-
4 равны и направлены в ^ противополож-
НЫ Стороны», то-есть: равенство ‘действия
и противодействия вовсе не’ предполагает
наличия ускоренного ‘движения, Этот закон.

справедлив и тля статических условий: ре-.
	акция опоры равна и противоположна силе,
© Которой балка действует на опору; Вели
(суд действует на Maccy raza «т». силой
‚ № стакой же силой, но направленной в
противоположную сторону. газ лействует и
На сосуд, Независимо’ о! того, имеется уско-
ние или нет, В книге же содержатся два
Ванино лруг доуга исключающих условия
	ee) к

* АА Колесников, «Основы теории
реактивных двигателей». Военное издатель-
тво МВС. Москва. 1947 г. `
	характеристик ЖРД по расходу топлива или

ЛИ ДН АСЕ С ЕЕ ЖЕ 6 gy

циентом полезного лействия сопла Лаваля,
	который, как известно, равен квадрату
коэфициента скорости, ии

_ Для оценки ЖРД как тепловой машины
(a He движителя, как утверждает автор на
	давлению в’ камере сгорания. Это большой   практики может вызвать у
	недостаток книги.
На слр. 70-й приведен» формула проф.
СОтечкина для определения отношения еко-
		етр. 42) тов. Колесников вводит два’ ко9-
фициента полезного действия:
ный и эффективный. Привилегией иметь

эффективный КПД у автора пользуется
лишь ЖРД с насосной подачей, а’ двигате-.

ли с баллонной подачей должны довольетво-
ваться оценкой’ по индикаторному ВИД; Ав-
тор Но дает никаких рекоменлаций, как же

оценивать ЖРД, применяющиеся ‘на’ само.

лете в комбинации © ВРД или © ВМГ, у
которых привод топливных насосов проис-

oe mens mlm etn eee) wren tae eee mens

HAIMKATOp-

рости истечения к скорости полета для
прямоточного ВРД. Эта формула совершен-
HO правильна для дозвуковых скоростей, но,
применяя ее без всяких оговорок для сверх-
звуковых скоростей, тов. Колесников лопу-
скает ошибку. Коэфициент потерь, вхо-
дящий в формулу, ‘является  функци-
ей числа Маха и уменылается с уве-
личением последнего. Поэтому все гра-
‘фики, полечитанные автором исхоля из
	РЯ BAU SE SOMES opivpvse BVA AE ie

ходит от основных двигателей. © энергети-
ческой точки зрения и для двигателей с   ПОСтоянства коэфипиента потерь, справед-

баллонной системой питания необходимо   Ливы лишь до окоростей порядка 250
	баллонной системой питания необходимо   ливы лишь до окоростей порядка 250
учитывать затрату энергии нз сжатие газа, и/сек,, тогда как автор распространяет, ИХ
запавенного в базлонах. . ло скоростей 600 м/сек. Для больших ско-

Девятый параграф второй главы книги роетей также‘ совершенно” недопустимо

озаглавлен «Давление и температура в ка-
ene pranmanaay ao urrarearn ne natrom ov.   Пренебрегать подогревом воздуха при его
	мере сторвния», но читатель не найдет: ое    Ore Oke Buahe pee meee a ee
вета Ha поставленные в заголовке вопросы,   ТОрможении в лиффузоре: при числе Маха,
	lech дано неправильное уравнение тепло-
вого баланса, хотя оно написано с отоворч
ками. изложенными на полетранипе. Ав-
тор буквой М обозначил «общее количество
продуктов сгорания в кг-молях без учета
диссоциации или число кг-молей смеси. га-
зов перед сгоранием», Но ведь каждому из-
вестно, что число молей продуктов стгора-
ния не равно числу газовых молей до сто-
рания независимо. от. диссоциации!

равном 1,5, температура  заторможенного

потока на 50 процентов больше температу-

ры наружного возлуха:

Глава четвертая, посвященная ТЕВРА,
значительно проигрывает от того, что здесь
нет иллюстрационного материала. ‚

Из книги видно, что тов. А. А. Колесни-
` КОВ ЯВНО недоспенивает возможность при-
		Глава четвертая, посвященная ТЕВРД,   Е работы ‘двигателя в
значительно проигрывает от того, что здесь   елом и его агрегатов (компрессора, турби-
	В приведенной выдержке все неясно. Что.
	ROB ABHO недоспенивает возможность при-  понимает автор под словом «работа»? Что
‘ менения пентробежных компрессоров для  Таков характеристики газового‘ ‘тракта:
	Температуре автор уделил’ две строчки,
‘указав, 910 она достигает значений порял-
ка -3.000° C, a0 давлении в камере сгопа-
ния он ни влиным словом” неё обмолвился.
Если этот параграф включен в книгу 6
целью дать отправные данные, то автору
нужно было взять на себя трул проделать
предварительные расчеты‘ и привести свод-

ные диаграммы, ’ по которым можно было!

бы судить ио температуре и 0 давлении в
камере сгорания уже с учетом. дисеоциацаи.

реактивных двигателей, Так, на стр. 82-й
он пишет, что ВИД центробежного компрес-

`с0р8 не превышает 0,65—0,70, тогда как
‚В известном, конечно, автору докладе кон-

струвтора фирмы Ролье-Ройсе Хукера при-
ведены графики, из которых яено, что ВП.
центробежного компрессора двигателя «Дер-
вент-У» достигает значения 0,78—0,80..
Рассуждения ‘автора ‘0 ‘реактивных TYD-
бинах могут создать У читателя виечатле-
ние’ о непригодности этих турбин ля

«комирессор — турбина — конфузор», ес-
ли уже сказано о ЕИД турбины и компрес-
сора? Что таков «условия экеплоатации
двигателя на данном режиме (скорость и
высота полета самолета)»? Характеризуют

Д  ли слова, взятые в скобки, режим работы

или условия экоплозтации?

Но автор превзошел‘ самого. себя в об’яс-
нения приемиетости двигателя. «Приеми-

стость у турбокомпоессорных ВРД. — пи.