10 августа 1947 г., № 187 (794).
		СТАЛИНСКИИ СОКОЛ
		Александр ГОНЧАР
	помпленсный полет
истребителей
	цяетоя далеко от цели, если велик, — на-
оборот, ‘слишком приближается к ней.
	Цодойдя к конусу сзади справа и взяв
заданное принижение, лейтенант Савит ввел
самолет в кабрирование и перешел в атаку.
Короткая очередь — трасса пуль как бы
рассекла конус. Включенный кинопулемет
зафиксировал результат стрельбы. Кетати
сказать, кинопулеметы имеют широкое
применение у гварлейцев. Проявленная’ ки-
нопленка помогает летчикам лучше овла-
деть искусством стрельбы.
	После гвардии лейтенанта Савита eTpe-
	Настойчиво и плодотворно трудятея  лег-
чиви Н-ской части’ над ‘приобретением бое-
вых навыков.  совершенствованием своего
мастерства. С каждым днем ‘усложняются
задания, растет летное мастерство, мно-
жителя число отличников боевой подготовки.
‚ К летчику-истребителю пред’являются
исключительно высокме ‘требования. Он
должен в совершенетве владеть техникой
пилотировация, обладать  безукоризненной
навигационной, тактической и отневой под-
мтовкой. Вместе взятые, эти элементы
характеризуют первоклассного воздушного

в Ни ,
	бо ожением и руководствуются в
своей работе летчики-истребители канияа-
	р, Па кк
в Цыганова. Поднимаясь в воздух, они,
Kak правило, выполняют не одно какое-ли-
би отдельное упражнение, а решают опре-
деленный комплекс. Такие учебные полеты,
6 одной стороны, позволяют гвардейцам в
вылете (рационально используя время и
экономя торючее) сразу отрабатывать He-
сколько элементов боевой подготовки.” С
тругой стороны, такая система приучает
летчиков действовать в обстановке, мах-
симально приближенной к боевой.
	  адача, которую недавно предетояло вы-
полнить летчикам капитана Цыганова, за-
ключалась в следующем. Звено истребите-
лей парами поднимается в воздух и идет
на большую высоту. Здесь обе пары поодче-
редно отстреливаются по конусу. а затем,
СНИЗИВШиеь На Средние высоты прорлла
	Инициатива радиста
Макарова
	Н-СКИИ АВИЛГАРНИЗОН, 9 августа.
(Пс телеграфу от наш. корр.). Радист Н-с\о-
TO авиатехнического подразделения ed
рейтор Макаров проявляет больное мастер-
ство’ и изобретательность при обеспечении
радиосвязью полетов. On добивается 0-
стоянной и четкой связи экипажей в воз-
Духе с наземной рацией.

Аппаратура радиостанции, на которой
работает Макаров, была смонтирована на
автомашине. Раньше, ‘если руководителю
полетов нужно было передать приказание
Ha отметить ошибку летчика в воздухе,
он подходил к рации ис помощью ‘тов.
Макарова переключал ее на передачу или
прием. Это создавало некоторые трудности
для оперативного руководства полетами.

Однажды командир летной части moce-
товал, что пульт управления находится да-
леко от старта. Ефрейтор Макаров репил
проявить инициативу. Радист вынес нульт
Управления на столик около руководителя
полетов.

От рации он протянул провод к столу,
установил на нем пульт управления пере-
датчиком и приемником. поставил здесь же
микрофон и динамик. В’ целях повышения
громкости и ясности отдачи распоряжений
командира летного подразделения ефрейтор
Макаров изготовил усилитель в цепи про-
вода от рации к пульту управления.

Сейчае связь рапии с самолетами осудте-
	ИЗ РОМАНА
	’ В отель «Европа»
`Пункт батальона. Сюд

перешел командны
8 уже несли на пле
чах боеприпасы, связисты тянули кабель
на первом этаже санитары  перевязывал
раненых. Во всех штабах по HECTA HO
отметили на каше еще один важный 00’
`ект, захваченный ночью.

Артиллеристы в Нее
	о COAX PHMHaCTepRaXx
катили на руках противотанковые пушки.
	a A Od У ОМ OTCIA Ww Ha пе-
рекрестке в круглом окопе. отрытом нем.

em eee;
	- венит-
	цеми для евоей зенитки. Разбитая
ка еще и сейчас торчала в небо
хоботом .
	— Пушкари не отетают, — удовлетво-_
HO сказал Чумаченко. ВЗГЛЯНУВ сквозь.
	ao слеза ва перекресток. Сегодня он
был доволен всем, что происходило на Bay
		Ay He pened командный зыбритые пои! ищиативе Сиверцева, лос-
Сюда уже несли на пле- нилиеь от пота.
	‚   Шовкун нежно перевязывал.

—_ Пушка цела? — спросил через неко-
1 TOpoe время лейтенант.

= Цела,

— Берегите ее, — тихо сказал он.
а g*& *®
	Черныш как раз вел огонь. когла теле-
	(®нист передал, что его хочет видеть офи-.
	Цер. с батареи,
— Лежит внизу... заненый.
	Комаядира роты не было. и Черные не
	МОГ ОТЛУЧ
	<

Soe tt .

ложил работу и почтительно поднялся,
приветствуя вошедшего..
Пришли и девушки с кониной. Избегая

взгляда Черныша, они шмыгнули в угол.

Ференц достал обещанный альбом. Это
были зарисовки венгерских дорог, — тру-
пы в кюветах, придорожные указки, —
эскизы серых стенных ферм, забытых 60-

‘том и людьми. Карандашом. тушью. акван
`релью...

— А вот мой шедевр.

Ференц перекинул лист.

Юноша с бакенбардами стоит на. коленях
  у пушки. Соередоточенным взглядом устре-

‚ милея вперед Саша Сиверцев.

— Вы ем видели... тогда?

— Видел. Какой офицер! Мне говорили
его солдаты... Я знаю...

Черныйг посмотрел на Ференца. «Что ты
знаешь о нем, Ференц? Очень мало ты зна-
ешь! Разве знаешь ты о том. что этот вые
сокий юноша-мечтатель, ведя огонь в Бу»
дапеште, думал уже о восстановлении Ле-
нинграда?

Девушки, готовя пищу. украдкой погля-
дывали на лейтенанта, Он стоял Haq pace
Крытым альбомом, глубоко залумавшиеь,
Густые широкие брови сурово сошлись на
переносице. Девушки разочарованно шеп-
тались. Они шепталиеь о том, что этот чер
ный, как мадьяр, офицер, неверно. Barco
лен. Иначе почему же он побрезгал ими?

— 4100 вы тут подписали, Ференц?

— «Спаситель», — перевел художниЕ
подпись под рисунком.

Вечером, когда на огневую прибыла кух-
  ня, Черный позвал повара:
  — Гриша, у тебя остается в котле?

— Бывает,

— ели сегодня останется... раздай туз
жильцам. Принухают.

— Я знаю, что у них в этом году пят
надцать месяцев,

— Вак лятнадцать?

— А va: кроме наших двенадцати,
прибавилось три немецких.

— Выдумывай! °

— А как же: терпень, холодень и голоя
‚ День. co
После раздачи в котле оказались остата
‚ ки, и Ференц 0б’явил в бункере, чтобы
шли © посудой во двор: русский Гриша бу
дет давать суп.

Гриша с черпаком в руке, в халате поз
верх ватника стоял над котлом. Иго носа=
тое хитрое лицо на этот раз было серьеза
ным, словно он вершил какое-то важное
государственное дело. НИ

Венгры выстраивались в очередь, и Гри
  Ша отмерял каждому полчерпака, стараяев
  никого не обделить. Он сердито ворчал,
что нажил себе «этих нахлебников». И все
же Гриша честно примерял глазом, чтобы
всем было поровну, чтобы всем хватило.
Венгры смотрели на него с благоговениеми
Надолго запомнится голодным жителям буз
дапеттских трушоб этот «русский Гриша» @
‘Черпаком в руке. с автоматом за спиной.

Гриша ворчал и злился, однако. когда
женщина, которой он наливал еду. пока-
‘зала на пальцах, что у ней еще Boe «Kus
чи» — маленьких, то Гриша вместо тогох
чтобы отмахнутьея, пропустить это миме
ушей, сразу навел справку:

— Правду она говорит?

Мальяры закивали головами: правда
правда.

Гриша отмерил и на «кичи»,

Черныша, который со стороны наблюдаз
за раздачей, взволновало это. поведение
повара,

«Сколько написано о ‘человечности. @
гуманизме и гуманистах, — думал лейтез
нант. — Сколько 0б этом сказано меловых
слов, а еще больше лицемерных. Этот проз
стой боеп-повар, конечно. ничего этого не
слыхал. Он совсем не. филантроп и даа.
слова этого не знает. Откуда же. у него
эта дотошность. это беспошалное правлолюе

бие?’ Оп раздает пишу чужим люлям. низ.
	кем не контролируемый. Ждет немецкого
снаряда. Мог бы раздать так-сяк. на Хип
хап, и будь вы неладны! Вмеето этого он
бережно отмеряет, чтобы кого-нибудь ad
обделить, ему, очевидно, органически необ»
ходимо установить правду: есть ли дейст
вительно у женщины эти «кичи»...

Среди других в очерелю стоял, согнув»
тись, пожилой мужчина с вилом министра,
в драповом пальто, е толстым портфелем
потмытикой. Указывая на Этого суб’екта,
женшины mater Грише: «Шнекулянт!»

Ференн на ухо сказал лейтенанту. что
суб’ект с портфелем действительно cies
кулянт. Он уже раз получил суп. а тенерв
подходит вторично. Черныш тоже вилел
этого типа днем: тот шнырял соеди бойз
цов, спрапивал золота.

— Есть, — сказал ему тома Хаецкий,
— 0й. много есть! Полный диск. Золотом
набитый. Только не прохаю — даром ота
даю! Кому должен — расплачиваюсь. Хоз
чешь?

Спекулянт тогля не захотел. Теперь on
	стоял возле кухни и, задрав свою козлиную
бородку, протягивал банку к черпаку. Де
	  Этого Гриша как будто не слыхал, о чем
‚  ему шептали женщины. Он не боялся про
 махнутьея. Хоть лица спекулянта и не зач
помнил, зато запомнил его консервную бана _
‚Ку. Котда она потянулась навстречу черпа-
‘ку, Гриша, не говоря ни слова, мгновенно
размахнулея и треснул черпаком прямо пб
‚министерской голове. Черпак наделея на
шляпу смекулянта. Венгры были в воз
торге.
	-— Я тебя проучу! =— закричал Гриша:
	— Я научу тебя честно вести со мной ком-
мерцию! Ишь... липломат!
	«Дипломат», приседая, вырвал толову
черпака и отскочил в сторону. Ференц
	Е О Та МЫ >

“oe SHeMCHTOR должна   Лял лейтенант Куликов. Он также правиль-
ванно друг от друга, а   НО строил маневр. при заходах на стрельбу,
тому же повседневно. по   Строго соблюдал ayeraniuw т
	Г сое юр. НО заходах на стрельу,
строго соблюдал дистанцию открытия и
прекращения огня, умело занимал позицию
для повторной атаки. 0ба летчика выпол-
нили ‘стрельбу на «отлично». Их сменила
пара капитана Цыганова. _
	Выйдя на пункт Г. гле должна была
произойти встреча с «противником», (а-
вит и Куликов усилили наблюдение за воз-
духом — опытный «противник» может ноя-
виться е любого направления, Савит ожидал
его с0 стороны солнца и не ошибся. Bexope.
в небе появились две черные точки. В на-
ушниках Куликова послышался голос веду-

а
	у
«Раненый... С батареи... Саша? Конеч-
но, Саша. Но как? Когда?» — думал Tep-
	ны между команхлами.
	Berope появился Кармазин И. заменив
	AUR M OMG, ULUYCTHI его к товарищу,

C Tex пор, как начались бой в Будапет-   Но внизу Сиверцева уже не было. У
те, орудия сопровождения шли рядом со на стоял Шовкун се фаустпатроном в
Штурмовыми группами. Эти славные ма- ках. 0т санитара Черныш узнал, что.
ненькие пушечки можно было видеть то В хотел видеть, действительно, Сиверцев.
разрушенном под’езде, то выглядывающи-

ми из окон подвалов, To прыгающими по

— Но это только Tax POBODUTCA: BH
3 i of   —- грустно сказал Шовкун. — Ему.
мостовой вдоль узкой удицы, зажатой о - НОму, уже не суждено ничего видеть...
валившимися стенами и ноломинавией, a
	овезды. а на
	«Смерть бело-
	горное ущелье после землетрясения.
	Евгений стоял. словно пораженный гро-
мом. Мелькнуло в памяти, как однажды в
теспитале Саша признался, что ничего тах
не боится потерять. как зрение.

— Шусть эмо будет между нами. — го-
ворил тогда Сиверцев, — но я больше все-
го берегу зрение. Берегу ето... для Ленин-
града. Так, знаешь, хочетея еше хоть раз
все увидеть... И ишиль Петропавловки, и
балтийских морячков с девушками на на-
бережной. Нет, Женя, 910 He лю-
бопытство художника. Это веб после трех
Лет разлуки... Как-то в глаза просится...
Понимаешь, в сердце проситея.._
	Вт0-10 КРИКНУЛ, 910 на проспект. снова
вырвался немецкий танк. Шовкун пригото-
вил фаустпатрон к выстрелу.

«Й когда он научился пользоваться им?»
—` Подумал Черныш, взбегая на огневую.

Bo второй половине дня напряжение боя
	несколько спало. и Черный, броля с таже.
	)

тыми мыслями по гостинице, встретил в
биллиардном зале Ференца. Художник, за-
ложив руки за спину, стоял, сосредоточен-
HO разглядывая что-то на полу.

Подойдя, лейтенант увидел полотно кар-
тины в разбитой раме. Следы многих сапог
остались на ней,

— Моя. — промолвил художник, ука-
зывая ногой на картину,

Картина изображала гору Геллерт на
‘правом берегу Дуная. где стоит цитадель.
На картине гора изображена еще незастроен-
Ной, такой, какой она была в древние
времена. Словно скала на безлюдном мате-
рике. Ha самой вершине — всадник, су-
ровый степной житель в шлеме и кольчуте.
Утомленный конь опустил голову в поие-
вах корма. Корма нет, потому что... «Не
прорастет трава там. гле ступит копытом
мой конь». Всадник, откинув забрало, вгля-
дывается в далекий горизонт.

‚

eos

— Ero sto?
— Арпад. Один из первых венгерских.
витязей, которые привели мадьяр на бере-
ra Дуная.

— Буда он смотрит?

— Сюда, на Пешт. Вернее. на то зеле-
ное Поле, где через много лет вырастут
кварталы Пелгга..

— Хотите реставрировать?

— Зачем? Разве сейчас это главное?
Сейчас я вижу новые краски. Вы знаете
Г мои альбомы? Я их пополняю. Захотите —
покажу. oo

В зале появился санитар, козырнул лей-
 тенанту.
  —-Я отправлял гварлии лейтенанта Си-
 верцева. Он передал вам письмо.

Незнакомой женской рукой было напи-
  CaHO:

«Меня, друг мой!.. Пишу. Не пишу, a
диктую. Из санроты. То. чего больше все-
то боялся, случилось. Случилось беспово-
ротно, навсегда. В одно мгновенье отошло
В сторону всё, 0 чем. мечталось. Нет хуто-
жественного ‘института. Пусть! Однако’
жить буду! Скажи: ведь жил как-то Паника
Корчагин, наш стариий брат...

‘Трудно, тяжело. Неслыханно тяжело,
Женя. Хотел в гостинице встретиться с’
тобой, — не удалось. Не обижаюсь, знаю,
что.ты, наверное, не мог.
Желаю тебе в ближайшее время увидеть
Дунай, Тот Дунай, о котором столько пе-

Сквозь пальпы  Сиверцева  гочилагь DCHYMaHO, —~ чистый, голубой от неба...
	белая
	Б,

Внизу, на другом перекрестке.
	«Вак льны цветут». Может быть. он будет
таким в ясный лень Победы. Желаю тебе
LOUTH.

хи. Буду писать на поле.
	— ЧШейтенант! Вы ранены? Ади. БУДУ писать на полк.

— Ранен? Саша Сиверцев».

Ето не могло ранить: болванка, просви- ож *
стев над головой, полетела дальше, звеня! Через несколько дней уже в новом.
	его: И чсизфо овяэзь раций о самолетами А
— a   отвляетея прямо со старта. Командиры лет-
«противник» сзади справа. Набираем   ных подразделений могут теперь сами в

высоту. любую минуту переключить ралиоставлию
	Находясь несколько выше Савита, лога-   На прием или передачу. of
давшиеь, что тот его уже заметил, капитан Ранионализаторское предложение ефр of
I[stranos peux BoctOND30BaTECA CBORM пре-   тора Макарова одобрил командир лети

. ’
имуществом и немедленно атаковать пару   части. Радисту об’явлена благодарность.
твардии лейтенанта, которая резко раз-

Офицеры повышают
общеобразовательный уровень
	Где остались те белофинны и те карель-
ие леса, — а надиись не слиняла и в
	ие, леса, — 4

Будапеште!
Артиллеристами

nes. Ero Goapsrit 3
	а оростами командовал Саша Сивер-
ues. Ero бодрый голое звенел. Сиверцев
устанавливал пушки в разные стороны: од-
Ну вдоль проспекта. протянувшегося ВНИЗ,
к самому. `Дунаю, другую — в боковую

ee te
	MMM EMME MAT AM

улочку. Сегодня юношеское лицо, Сиверце-
ва играло особенно ярким румянцем. Уши
под черным окольцием фуражки пылали,
как петушиные гребешки. Он был в том
настроении деятельного вдохновения, кото-
poe всегда так озаряет, так красит челове-
Ka перед радостным боем.
	— Саша! — услышал он откуда-то
сверху знакомый голос. В окне третьего
этажа, стоял Черныш, также возбужденный
и радостный. — Доброго утра. Саша! Как
CHATOCH? .
	—- Благодарю, друг! Никак не спалось.
А ты разве спал? -

— Ге там... Ведь у нас сегодня воробъ-
иная ночь! «Хозяин» говорит:  классиче-
ская ночь.

— [Ме твои. «еамовары»?

— Веюду: два во дворе, два TYT со
мной, один кочует.

— Вы опять ввели кочующие?

— Отче же! Тут так же, как в горах.
Ты меня с земли поддержишь?

— 40 за вопрос! А ты меня — ИЗ
своих апартаментов.

— Апартаменты!.. Одни разбитые ван-
ны да фрицы с ночи лежат... Как «смерть
белофиннам» чуветвует себя в дунайском
климате?

— 0, будь здоров! Готовится принять
новую звезду на ствол.

— Правильно!

Свежее морозное yrpo раепветало над
Будапештом. Белело небо. белым казалея
тонко вибрирующий воздух. На востоке по
горизонту легла светлая полоса; Самолеты
над высотами Буды купались в прозрачной
белизне.

Где-то внизу, вдоль. проспекта, ударил
_«фердинанд». Одна за другой, с адбким
гудением понеслись болванки. прыгая по
асфальту. Тутой ветер рвалея с воющим
присвистом. Посыпались стекла. Черный
видел, как засуетились артиллеристы. В
глубине квартала заскрицела «собака» —
шестиствольный миномет, и одна мина
разорвалась около пуикарей... Кто-то из.
НИХ, ВИДИМО, вышел из строя, потому что
Сиверпев сам подскочил в пушке и накло-
HHICS, стараясь поймать цель в панораму:

А цель надвигалась снизу по проспекту.
Выкрашенный уже в белый цвет, «ферди-
нанд» приближался, словно сплошная ле-
дяная глыба, выброшенная Дунаем. Только
Сиверцев, припав глазами к панораме, хо-
Тел подать команду, как тяжелая горячая
болванка просвистела нал ero головой и
внесла шит.

— Бей! — что есть силы крикнул Си)
верцев и закрыл лицо руками.

Прозвучал выстоел. я

тещу г а:

и ^^ ВОЮОТЫ, проводят   вернулась и шла на сближение. Итти с на-
воздушный «бой». На маршрутах летчики   бором высоты сейчас было нельзя, так как
отрабатывают боевые порядки и элементы   Цыганов, имевший преимущество в скоро-
техники пилотирования -— парой и зве-  сти. мог быстро ето натнать и атаковать.
HOM, выполняют упражнения по разведке   Поэтому. Савит тоже crenan  nasranam we
		воздухе, произвели розыгрыш предетояще-   Таки капитан Цыганов стал в левый ви-  влечены лучшие педагоги города.

Е oa
	го’ полета: 9с0б0е внимание было улелено
подготовке к под’ему на высоту: провере-
н0 кислородное оборудование и вооружение,
тщательно подогнаны обмундирование, па-
рашютные лямки, кислородные маски, и т. д.
	раж, стремясь зайти в хвост «противнику». Некоторые офицеры учатся в вечерних
Но этого сделать не удалось: выйдя из ата- ПШколах. Лейтенант Поетыш, например, в
ки с боевым разворотом, Савит набрал боль- этом году сдал экзамен на аттестат зрело-
шую высоту и быстро оторвался, CTH’ поступил на заочное отделение физи-
	&0-математического факультета универеи-

Это был первый «бой», который приш- тета.
	AEE ODEs AY OLUIY UA лото. 6 ДругИ- По арок по ше HOM колхоз
ми летчиками. На первых порах у него bur.   д р д г ф y зу
	вали ошибки. Сейчас Куликов действовал
увереннее, быстро реагировал на сигналы и
эволюции своего ведущего, кретко держался
его на разворотах, все время соблюдал б0е-
вой порядок. Умело вел «бой» и молодой
летчик младший лейтенант Пелешко.

По команде капитана Цыганова о прак-
ращении «боя» пары разошлиеь в разные
стороны, продолжая выполнять задание.
Лейтенанты Савит и Куликов выполняли В
зоне пилотаж. «бочки», развороты и другие
фигуры, а затем, разведав и сфотографиро-
вав заданные об’екты, ушли на свой аэро-
пром.

Сложный комплексный полет был выпол-
нен успешно,

Cranuyit плайтаенант

Личный состав подразделения офицера
Мартыненко на евои сбережения купил в
подарок подшефному колхозу имени Андре-
ева шесть радиоприемников «Родина».

Колхозники прислали воинам-авиаторам
теплое письмо, в котором говорится:

«Очень благодарны за ценный подарок.
Радиоприемники установлены в клубе, избе-
читальне, полевом стане и на квартирах
лучших колхозников-—орденоносцев тт. Мат-
веева, Соколовского ‘и Воронина; Теперь,
регулярно слушая радио, мы в курсе веех
событий, происходящих в нашей стране п
за рубежом». :

Солдаты, сержанты и офицеры подразде-
ления решили к 30-й годовщине Великой
Октябрьской социалистической революции
Купить колхозу автомашину.
	‚(Старший лейтенант
А. КАНУБРИНОВ.
	Старший лейтенант К. РЫЖОВ.
		помо МУР ДОЛ одолай разворот на
90 традусов и пошел навстречу паре Цы-
ганова. Кинопулемегы зафиксировали ре-
зультаты «боя» — капитан Цыганов и
лейтенант Савит оказались в прицеле друг

у друга.

«Бой» протекал преимущественно на
вертикальном маневре. Каждый пытался
поймать «противника» в прицеле и упорно
боролея за высоту. После третьей лобовой

ПРИВАРПАТСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 9
августа. (По телеграфу от наш. корр.). Все
офицеры Н-екой авиачасти настойчиво 1о-
вышают свой общщеобразовательный уровень.
Регулярно проходят занятия по математике,
физике, русскому и иностранному языкам.

мандование части позаботилось о том,
чтобы обеспечить высокое качество учебы:
через местный городской отдел народного
образования к руководству занятиями при-
	Гвардии лейтенанту Савиту в паре со.
своим ведомым гвардии лейтенантом Ку-
иковым  виервые предстояло выполнить
	такой комплекс. Следует сказать, что Ку-   У ДРУГА.
	икв — бывший 8 летчик-штурмовик,
истребителем стал нелавно.
	Накануне летчики детально изучили 38-
Дачу. продумали порядок ее выполнения в
	; ® лось вести молодому летчику-истребителю
own и вы и eno   лейтенанту Куликову в паре со своим ко-
ne `  мандиром звена. До этого он летал ТИ-

мыми, капитан Цыганов вылетел в парес   МАХ I с дру!

АВ: ee ИУ
	младшим лейтенантом ° Пелешко. Велед за
командиром стартовала пара лейтенанта
Capua.

Летчики были уже на значительной вы-
сот, когда Савит услышал команду веду-
ще группы:

— «Пантера-1»! Выполняйте  стрель-
у! Я прикрываю.
	Слева показался самолет с конусом на
букенре. Дав сигнал своему’ ведомому, Са-
вит развернулся влево и пошел на сближе-
ние с целью. Машина стала менее устойчи-
вой, приобрела инертность больше обыч-
ной, Ошибка была в том, что был сделан
мишком резкий разворот. Движения лет-
Чика На высоте должны быть плавными,
	координированными. При заходе на стоель-   HOH YOUuCHIHO.
	у всегда надо строго учитывать величину
угла крена. Вели утол мал, самолет укло-
	Обучение курсантов летному делу
	Основным этапом подготовки курсантов
Является первоначальное обучение,

От того, будет ли целеустремленным про-
lect первоначального обучения, будет ли со-
блюден принципи перехода от проетого к
южному, насколько хоропю удастся отрабо-
тать приемы и навыки полета, привить ин-
Tepec к летной работе, — от всего этого за-
висят дальнейшие успехи курсанта. Если на
Учебном самолете курсант приобретает не-
Правильные навыки, то процесс ето  обуче-
ния На переходном и боевом самолетах будет
значительно затруднен,

Следует помнить, что малейшая  ‘недора-
кз в технике пилотирования рано или
	поздно даст себя`знать.

Обучаемый Егерев отлично усвоил все
завменты полета по прямоугольному мар-
Шруту, но проявлял неуверенность в сохра-
нении направления на пробеге. Этот  недо-
 К сразу же сказалея, как только само-
	{ ‹ Попал в усложненную обстановку (He-
	Устоичивый боковой ветер): курсант не вы-
держал направления на пробеге, развернул-
ся и повредил самолет,

Дополнительный контроль и’упражнения
в рулении помогли привить обучаемому
	нужные навыки. научить ero бороться со.
	‘HOCOM и сохранять направление. Вскоре
он стал летать уверенно и отлично закончил
программу.

Именно в период первоначального обуче-
НИЯ необходимо всемерно развивать в
будущеи летчике умение постоянно увя-
ЗЫВАТЬ теорию с практикой, применять в хо-
д6 практической работы свои теоретические
Знания, Эта задача, к сожалению, нередко
упускается из виду некоторыми инструкто-
рами, Не все они, например, об’ясняют фи-
зический смыел того или иного явления в
поведении самолета в воздухе. Указывая на
1, что при петле надо «дать» немного ле-
Вую ногу, инструктор подчас не об’яеняет,
Почему нужно поступить именно так, & He
Иначе, почему нужно повернуть руль пово-
MTA Bren, . ‘

Нередко приходится сталкиваться, с офи-
Перами, которые пренебрежительно относят-
(Я В вопросам теории, полагаясь на свой
ОПЫт И интуицию, Подобное же отношение
К теории под влиянием этих инструкторов
ВЗНикАи  и у курсантов, что отрицательно
сказывается на их учебе,

Пуролнт должен получать исчерпываю-
щие ответы на вое интересующие его вопро-
	СЫ 0 TOODHH полета, материальной части   высокой
	ЧОТОров и самолетов:
тик-инструктор  лейтенан
бучая технике пилотирования.
	Увязывает ве с теорией полета. Это’ способ-   готовила
	ТВУ TOMY, UTD B его практике не было ни
	ного случая, когда количество вывозных И   сан, ое
КОНТРОЛЬНЫХ. полетов ‘чево вита opeRbicnto ane 10. Службе.
	‘Bae? за малейшее нарушение воинской дие-
циплины, Обучая летному делу индивиду-
ально, он обращает особое внимание на сла-
бые стороны курсантов. С теми, которые
страдают излишней напряженностью в по-
лете, он совместно с помощником по етрое-
вой и физической подготовке занимается
физической тренировкой на. снарядах, ста-
раяеь развить в курсантах смелость, устра-
нить напраженность..
	В тезультате своей работы’ инструктор
Бобровский добился того, что в его группе
He бывает случаев нарушения воинской
дисциплины, курсанты летают отлично, ус-
пепгно осваивают летное дело,
	Важнейлтим средством в деле воспитания
является пропаганда идей советского пат-
риотизма, укрепление его в сознании людей.
tT. 5 9
	бы норму. Техника пилотирования обучае-
мых, как правило, лучше, чем в других
группах, особенно в тех, инструктора кото-
рых не придают должного значения связи
теорий с практикой.
	Успех первоначального обучения в зна-
	чительной мере зависит от того, насколько
хорошо знает инструктор своих учеников.
Следовательно, он должен всесторонне изу-
чить курсантов, определить индивидуальные
особенности каждого из них, развернуть с
первых же дней активную воспитательную
работу, прививая им качества, необходимые
советскому летчику. Только при этом усло-
вии инструктор сможет применить индиви-
	дуальный метод обучения (наиболее э0-
	фективный из всех остальных).

Пользуясь методом индивидуального под-
хода, летчик-инструктор старший лейтенант
Лысенко за всю свою долролетнюю работу
не ‘отчислил ни одного курсанта по летной
неуспеваемости, Методически грамотный
подход к обучаемым дает ему возможность
добиваться серьезных успехов при малой
зятрате ресурсов и времени, умело исправ-
лять ошибочные навыки у тех, Ето получа-
ет неправильную подготовку у других ин-
CTPYRTOpOR.

Так, например, курсант Василенко, обу-
чавшийся у лейтенанта Шабалина, в пер-
вом самостоятельном полете упустил напра-
вление на разбеге и повредил самолет, после
чего он был передан в группу старшего лей-
тенанта Лысенко. Первое, что сделал этот
инструктор, — проверил технику пилотиро-
вания курсанта. Доверив ему управление,
старший лейтенант Лысенко векрыл причи-
ну его ошибок. Оказалось, что Василенко
неправильно распределял внимание на взле-
те, не мог координировать: дачу оборотов с
началом движения самолета. Инструктор дё-.
тально об’яснил курсанту эти вопросы, от-
работал се ним элементы техники пилотиро-
вания на земле и после 10 контрольных
полетов выпустил его в самостоятельный
полет. Программа была закончена без заме-.
чаний.

Подход к курсантам должен быть дифе-
ренцированным, с учетом особенностей их
подготовки. $

Немалым опытом мог бы поделиться в
этом плане летчик-инструктор. лейтенант
Бобровский. Являясь образцовым офицерэм,
показывая пример воинской дисциплины, ой
воспитывает своих подчиненных в духе
высокой морали Советской Армии. Одетый
всегла аккуратно, строго’ по форме, хорошо
	г Лавров,   подготовленный к проведению занятий, он
постоянно   требует, чтобы его группа также тщательно
	готовила себя к занятиям. Лейтенант Бо-
бровский замечает вое. что касается кур-
	TOR, поошряет их за инициативу и усер-
то службе. в нужных случаях наказы-
	Ce eee NEE eee ~“mueMene

глыба вспыхнула. как свеча.
	питывать курсантов в духе любви к Родине,
преданности интересам народа, личным
примером учить их преодолевать трудности.
Подобно тому, как в 600 пример мужествен-

м МИ ES eee ele —e

ного офицера служит залогом победы, так в 0 мостовую и подпрыгивая, как камень,   RBaptaze, Yepnsmt получил ‘возможность.

em te pean min oe ee ee
	пущенный по воде.

Сиверцев все еще стоял около своей пу-
шечки, закрыв глаза руками.

— Лейтенант. откройтесь!
	Он через силу оторвал от лица окровав-
ленные дымящиеся руки.

Действительно, Сиверцев не был ранен,
Но ударом воздушной волны ему вывернуло
глазные яблоки,

Бойцы взяли его под руки и повели в
OCTHHEITY.

Сейчае он лежал у стены на ковре и
	Ждал. пока его перевяжут. Аосачки 6a-
	кенбарл слиплись от крови, й.
Батарейцы метались. разыскивая фельд-
	шера. Все они, как один, были гололобые.   чиками.
У них был обычай брить друг другу голову   Венге
в любых условиях, летом и зимой. Может то живо
быть, поэтому их шеи казались выесечен-   тогнала
		условиях мирной учебы личный пример
обучающего — залог успеха обучаемых,
	На земле и в воздухе необходимо воспи-
тывать и закалять курсанта, укреплять в
нем уверенность в том, что самолет можно.
вывести из любого, самого сложного поло-
жения, .

Образец самоотверженной энергичной ра-
боты показывает своим подчиненным коман-
дир подразделения майор Назаров. Отлично
владея техникой пилотирования, он новсе-
дневно совершенствует ее. Тому же учит он.
и подчиненных. Много внимания уделяет
тов. Назаров методической подготовке по-
стоянного личного состава своего. подразде-
ления и практическому контролю над обу-
чением. Он часто устраивает методические
полеты с инструкторами и курсантами, во
время которых выявляет недостатки. имею-
	щиеося в знаниях и навыках летного соста-
ва, проверяет, как усвоили курсанты про-
грамму.

Офицер Назаров постоянно помогает
младшим командирам в их работе, нацели-
вает их деятельность на воспитание лично-
то состава и выполнение летного плана.
Опираясь на партийную и комсомольскую
	ознакомиться © альбомами Ференца.
‹ Бункер, в котором нашел. себе пристани-.
ще хуложник, находился в том же дворе,
где и огневая минометчиков.
	Посреди двора высилея замерзлтий фон-.
тан, возле него накануне, во время налета,
были убиты две лошади из боепитания. От.
	ывернуло   коней остались уже олни ребра и копыта
со стертыми блестящими подковами. Вею

повели в Мякоть обобрали венгры. В минуты затиптья
они выскакивали сюда со всех бункеров,

‚ ковре и  как на охоту.

ячки 6а-  Приближаясь к подвалам, Черные обот-
нал двух девушек. Одна из них несла кусок

я фельд- конины, осторожно придерживая его паль-

олобые.   чиками.

у голову Венгерки, пропустив Черныша. ‘0’ чем-

. Может То живо заговорили. Потом одна из них

высечен-   догнала его и слегка дернула за локоть.

c
	кие ааа EE ERR А НН YG,
— Пан офицер! } залитые супом, спекулянт издали погляды-
Черныш обернулся. вал‘ на Грингу с труслявой злобой.
	права?
	Черный, смеясь, обратился к Ференцу:
— Скажите, разве это не гуманная pac-
м: а
	— Это не по римскому праву. — отвез
	ТИЛ ХУДОЖНИК, — ЭТО По русскому праву.
	9 Праву справедливости, лейтенант!
— Omens карашо! — промолвила, одна
3 женщин, старательно вытоваривая не-
	ПРИВЫЧНЫЕ

Слова.
	— запорожец! — позвал Сиверцев од-   Черныш обернулся.
	ного из своих сержантов. -— Сожгли?’
	— Опалили. - — Пан офицер... —
— По моей наводке? , Девушка о чем-то быстро говорила, все
— По вашей, время умоляюще улыбаясь и часто позвто-
	ряя одно слово: «кенир» — хлеб. Uep-  ,
место него явился Шовкун и, опустившись ны покраенел ло ушей. За кусок «кени-   т
ред Сиверцевым на колено, как перел   ра» она предлагала ему себя. Черныш BBI-

аменем, начал рвать бинт. ’ ругался и, отвернувшись, быстро побежал п
— Последний раз в своей жизни. — вниз. Девушка смотрела ему. велел е наг- _

Офицер помолчал. Фельдшера не нашли,

иным голосом, — я видел в панораме Чернышу было стыдно и тяжко.

Фердинанда»... Горит? ‚ В бункере. он сразу увидел Ференца, .
— Логорает. Художник. работал, сидя в одной рубахе
— Ребятки... Последняя моя панорама..: перел узким зарешеченным окном. Подтяж-
Ребятки, отвернувшись к стене, смахива- ‚ кл, словно бурлацкие лямки, стягивали его

и слезы шершавыми, обожженными лало-, плечи.
тии. Гвардейские затылки, тщательно’ Услышаз оклик лейтенанта Ферени от-
	организации, он добился” того, что в под-  Перед Оивердевым на коле
разделении выполняется дневной летный знаменем. Начал рвать бинт.
	разделении выполняется дневной летный
план.

Так работают командиры и инструктора
нашей части, стараясь как можно лучше
наладить процесе обучения и воспитания
курсантов, добиться высоких успехов в под-
готовке молодых авиаторов.
		Черный пошел на огневую.
Девушки, которых он ветретил лнем ня
	UM MY ee ey FOAM WUC,

ступеньках, сейчас, стоя в очереди. еледи-
Художник работал, сидя в одной рубахе

ДИ ИЗ-ПОТ НаАТвВинНУТыхХ TrvaTnR 24 am mv.
	жинистой походкой, Он ступал легко и
уверенно.
	Перевел с украинского.
Лев ШАПИРО.