13 августа. 1947 г, № 189 (795).

( ИЗ ОПЫТА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
	Разведка аэродромов предоставляет coool
одну ‘из наиболее сложных задач. Kan 0-
казал опыт войны, аэродромы, прикры-
ваются сильными средствами противовоз-
хушной обороны, а сосредоточенная на них
материальная часть ‘тщательно маскируется.
Поэтому в. ходе боевой учебы в’ мирных ус-
товиях нужно приучать экипажи особенно
	a тшательно: готовитьея в выполнению зада“
	ee

ния по разведке аэродромов и до мелочей
продумывать все детали предстоящего
полета.

Чтобы научиться хорошо. разведывать
аэродромы, гарантируя себя при этом от
‘огня ПВО «противника», летчики, нашей
части систематически тренируются в поле-
тах на больших высотах. Такой полет дает
возможность лучше. просматривать мест-
	  ность в районе аэродрома и обнаруживать
	наз нем самолеты. Б таких условиях полета
наблюдение дает наибольший эффект тогда,
когда самолеты-разведчики Ha подходе к
об’екту делают большие крены, с разворо-
	том до 15 градусов в каждую сторону. 1а-
	ким образом достигается хороший обзор. ках
впереди самолета, так и под ним. ,

При подходе к цели мы придаем большое
значение противозенитному маневру. Если
аратром раптимен силами и  соедствами
	ПВО. я делаю на маршруте два-три’ изгиба,
	 затем отворачиваю в одну из сторон
	25-30 градусов, облегчаю винт и 3a
птесть-восемь километров до цели сбавляю
скорость. После этого, не допуская крена,
	начинаю разворачиваться на обект 183-
ведки, а пройдя аэродром, увеличиваю
скорость. .
	Отрабатывая  противозенитный NaHeED
‘над аэрбдромами, мы пришли в выводу, что
‘над такими об’ектами разведки нельзя дол-
то маневрировать по направлению. Пред-
почтительно производить маневр по взрти-
кали п притом на большой скорости.

Противозенитный маневр не должен‘ за-
канчиваться после ‘пролета разведываемого
‘аэродрома. Отойдя на 8——10. километров от
об’екта разведки, необходимо резко ‚изме-
нить курс. Если в этот момент в воздухе
‘будут замечены истребители противника,
‘то уходить от них следует в сторону солн-
‚ца с набором высоты, уклоняясь к мало-
‘ориентирной местности, Истребители в по-
добных случаях быстро отказываютея от
преследования,  з если и продолжают его, то
обычно безрезультатно.
   Усвоив эти приемы, летчики нашей 4a-
‘сти успешно разведывали аэродромы BO
‘время летно-тактических ‘Учений. Экипа-
жам часто попадались тщательно замаеки-
рованные ародромы. От разведчиков
требовалось особенно внимательное ` бтно-
шение к выполнению заданий, Оказалось
полезным фотографировать н8 только аэр®д-
	ремы «противника», HO и прилегающие к
	ним районы. }

Слелует остановиться на особенностях
разведки в различных условиях полета.
Так, разведка аэродромов < малых высот
позволяет точнее определить расположение
складов горючего и боеприпасов, аэродром
ных зданий и самолетов. Но разведка с Мал
лых высот под силу лишь наиболее опытным
экипажам, способным летать в сложных ус-
ловиях и в облаках. Мы неоднократно убеж-
дались, что на успех можно рассчитывать
тогда, когда самолет-разведчик, не долетев
30—40 километров до цели, входит в обла-
ка, из которых выходит за 2—8 километра
до аэродрома, пролетая Hag 0б’ектом  раз-
ведки с противозенитным маневром и Ha
максимальной скорости.

_. Шри разведке с малой высоты, в `Убло-
виях ограниченной видимости, рекомендует-
ся прибегать к перепективному фотографи-
‘рованию. Но и для этого требуется опытный
‚экипаж, (Стало быть, сейчас, в ходе боевой
подготовки, важно добиться совершенство-
вания навыков в технике перспективного
фотографирования.

` Представляют большой интересе приемы

отыскивания новых аэродромов. = Иногда
может показаться, что те или иные аэрод-
ромы вовсе не эксплоатируются противни-
ком и потому незачем их разведывать. Но
Это не веетда так. Противник в любую ми-
	общающиеся через Евотахиеву трубу с по-
лостью  тдотки. представляют е0бой полу-
замкнутые полости, наполненные воздухом,
давление которого равно атмосферному. С
внешней — средой они сообщаются узкими
ходами и отверстиями. При нормальной.
проходимости путей и при медленном, изме-
нении атмосферного давления, выравнива-
ние давления внутриполостного воздуха ©
атмосферным происходит без болезненных
ощущений. \При патологических процессах
и аномалиях анатомического характера
(трипи, воспалительные процессы, искрив-
ление и сужение путей) проходимость лу-
тей может быть нарушена, ` веледетвие чего
выравнивание давления внутриполостного
и зтмосферного воздуха будет затруднено,
что приведет к нарастанию давления, кото-
`рое вызывает болезненные ощущения. 03-
нако иногда, несмотря на нормальную про-
ходимость путей, боли все же могут Be3-
никнуть  веледетвие резких ‘переналов
внешнего давления. Game веето боли возни-
кают в ушах, особенно при спуске е высэ-
ты. Глотательные движения, крик, поззвы-
вание с широко открытым ртом, как прави-
  ло, устраняют возникиие боли в ушах. Ес-
ли же боли не проходят, то следует екова
набрать высоту, что сразу принесет облег-
чение. Боли в ушах появляются обычно у
нетренированных летчиков и у новичков в
первых двух-трех выеэтных полетах. Пов-
торные пелеты тренируют барофункцию
уха настолько эффективно, что при поеле-
дующих похемах боли в ушах у летного
состава, как правило, не возникает,
Противопоказанием к нод’емам ‘на высоту
являются грини и воспалительные процессы
  носоглотки, которые веледотвие набухания
слизистых оболочек воздухоносных путей
значительно затрудняют или даже делают
невозможным выравнивание давления внут-
риполостного воздуха с. атмосферным. в вы-
сотном полете. Недоучет или игнорирование
этого обстоятельства может привести в вы-
сотном полете к сильным болям и баротрав-
ме уха с прободением барабанных перепонок.
Очень часто при‘под’емах на высоту возни-
кает неприятное вепучивание живота, иног-
да вспровождающееся резкими болями. Воз-
тух. заглатываемый с пищей, и газы, 05-

разующиеся в желудочно-кишечном тракте
	в результате ородильных процессов, на вы-
соте увеличиваются в. 0б’еме и своим давле-
нием вызывают механическое раздражение
	Разведка аэродромной сети

нуту может посадить Ва НИ боем
разведке таких аэродромов экипажи 094“
заны проявлять особую бдительность,
Практика показала, что новые полевые
зэродромы лучше’ всего’ разведывать в те
часы, когда тени от лучей способствуют
наблюдению за землей, Тени. и отблески
солнечных лучей, отраженные от металли-
	ческих и стеклянных деталей машину ВИД»
	ны очень далеко и сразу бросаются в глаза.

Разведчик, разумеется, выполнит свою
задачу, лишь в Том ‘случае, если он, сумеет
на карте точно определить местонахожде-
ние аэродрома, сфотографирует ero, уста-
новит; является ‘ли он действующим, сосреч
	тоточена ли на ‘нем’ материальная. часть.
	HOT. i. .

Задание но разведке и фотографированию
аэродромов: усложняется тогда, когда’ они
размещены B лесисто-болотистой местности,
Основываясь на своем опыте, могу. DpeKo-
мендовать`в этих случаях следующие прие-
мы разведки.

Разведчик иногда Заходит со стороны ма-
лонавеленных мест или лесных массивов,
где носты ВНОС и огневые позиции. зенит-
ной артиллерии расположены редко. Если
экипаж лишен этой возможности, он может
применить следующее: пройти в’ стороне от
аэродрома, оставив его как бы незамечен-
ным, а потом с разворотом на 90. градусов
вправо или влево (в зависимости от того,
где расположен аэродром) пройти на мажеи-
мальной скорости и сфотографировать   его.

Шри подходе’ к аэродрому экинаж должен
усилить наблюдение за воздухом, а также.
за летным полем. Если замечены взлетаю-_
щие‘ истребители, следует ‘уходить © Не-.
большим набором высоты ‘в. сторону ‘солнца,
а если есть облачность, то в облака.

Уход от 0б’екта, разведки вообще лучше
производить в ‘сторону солнца или! пикиро-
ванием на максимальной скорости,

Разведка аэродромов в  лесисто-болоти-
стой местности очень трудна вследствие
пестрой окраски земной поверхности и OT-
сутетвия характерных ориентиров. На та-
ких аэродромах жилые и служебные TOMC-
шения ‘рассредоточиваются и тщательно
маскируются. Летное поле тоже He  пред-
ставляет собою ничего характерного, так
как по своим очертаниям сходно с обычны-
ми полянами. Поэтому для разведки таких
аэродромов целесообразно пользоваться
маршрутным или площадным фототрафиро-
ванием.

Не исключена возможность и визуального
обнаружения таких аэродромов: экипаж
должен внимательно присматриваться К
лесным опушкам и к тем местам, куда, под-
ходят наезженные дороги, и т. д. При этом
следует помнить, что, опасаясь раскрыть
свой аэродром, противник может даже ие
пустить в ход средетв ПВО. В таких cay-
чаях разведка ведется методом прочесыва-
ния для того, чтобы вызвать на себя огонь
противника, а все подозрительные места
надо фотографировать. Применяя эти прие-
мы, один наш экипаж сумел обнаружить
тшательно замаскированный аэродром, в ко-
тором. оказалось до 45 вражеских самолетов.

Демаскирующими признаками аэродромов
в лесисто-болотистой местности являются
стоянки самолетов подковообразной формы,
дорожки для выруливания и заруливания,
пыль от взлета, наезженность дорог, тропы
в глубь леса к служебным и жилым поме-

щениям. скопление специальных = автома-
TMH, следы от колес и т. д. Вее это должен
иметь в виду экипаж, посылаемый на раз-
ведку аэродрома. Нельзя забывать и о том,
что противник может строить ножные аэрод-
ромы, которые; как правило, не маскируют
ся или маскируются слабо.

Разведка аэродромов, расположенных в
` лесистой местности; может выполняться H
‘ночью. но тогда уменьшается безопасность
полета и снижается‘ достоверность ‘данных
разведки.

Разведка аэродромов в горах также имеет
свой особенности. Учаюстков, пригодных для
постройки летного поля, здесь мало. Поэтому
каждая ровная, подходящая по размерам
‘площадка может быть использована как
аэродром. Изучая карту крупного маспттаба,

x can ее предугадать, гдз
них самолетьг. Ири   можно, например, заранее п у
b на а. т Cpa anoTveT UCKaTR AIDOADOMBL. OGLIGHO OHM pac
	слетлует искать аэродромы, у9ызее узи и
полагаются по долинам рек, в прибрежной
полосе моря или озера, на горных плато,
’ ри получении задания на разведку гор-
ных аэродромов экинажи должны тщательно
подготовиться в полету. В частности, от-
правляясь в полет, они обязаны знать ли-
нию боевого, соприкосновения, расположе-
ние аэродромов истребителей и систему TBO
«противника», а также состояние погоды
на маршруте. ^

Большов значение имбёт правильная
прокладка маршрута. Малоподготовленный
экипаж, как правило, придерживается сис-
темы ‘линейных и нлощадных › ориентиров,
А это лишает его возможности воспользо-
валься элементом внезапности, который тах
выгоден в разведывательном полете:
	Из опыта нашей авиачасти мы знаем,
что посты ВЫНОС располагаются обычно возле
линейных и площадных ориентиров, а так-
же вблизи линии фронта. В своей учебной
практике мы поэтому придерживаемся дру-
того профиля маршрутов, то-есть не через
характерные ориентиры, а по горным и лес
ным массивам, Как правило, наши развед-
чики линию «фронта» проходят на макеи-
мальной высоте или маскируются облаками:
Через три-четыре минуты после пролета
постов  ВНОС, находящихся близ линии
«фронта», наши‘ экицажи резко разворачи-
валотся на об’ект ‘разведки. При заходе на
аэродром мы всегда применяем сложный ма-
невр. Вели, например, полет совершается в
ясную` погоду и на большой высоте, то за-
ход делается со стороны солнца или со сто-
роны торных и лесных массивов. Каждый
наш вылет на разведку сопровождается 06я-
зательным фотографированием об’екта.

Фотографирование аэродромов с крена да-
вало ненлохие результаты натренированных
экинажам. Этот пособ можно применить с
	‘небольших выеот, когла фотоаппарат не поз-
	воляет производить плановое фотографиро-
вание или же из-за сильного ‘прикрытия
зенитными средствами нельзя проходить над
аэродрюмом.

При разведке аэродромов, находящихся в
долинах рек, вблизи крупных населенных
пунктов и у железных и шоссейных дорог,
поиск. об’ектов облегчается, Однако они мо-
тут быть хорошо. замаскированы под фон
горной и лесной местности,

На поиск аэродрома большое влияние мо-
жет оказать неустойчивая метеорологичес-
кая обстановка. Зачастую в ясную погоду
долины рек закрыты туманом или разорван“
ной кучевой облачностью. Наилучшим вре-
менем для разведки ‘является полдень, когда
тени бывают самые короткие. Погода, ваибо-
лее благоприятствует тогда, когда облач-
ность’ слоится высоко и освещение раепреде-
ляется равномерно. ‘

Прокладывая маршрут, нужно учитывать
направление хребтов, озобенно для полета в
утренние и вечерние часы, когда тени бы-
вают самыми длинными. Маршрут должен
проходить в стороне от об’ектов, сильно
прикрытых средствами ПВО. Необходимо
также учитывать надежность выхода на 0б -
ект разведки.

Для внезапного ‘выхода к аэродрому рез
комендуется использовать рельеф местности
(горные хребты, долины, отдельные высоты
ит. Л). Однако в этом случае техника наб-
людения усложняется, так как аэродром на-
ходится в поле зрения в продолжение коз
роткого времени.

Можно слелать вывод, что горный рельей
местности позволяет внезапно выйти к 00
екту разведки, а также и уйти от него, но
	для этого’ требуется высокая техника пило-
	тирования. Разведка в горах на бреющех
полете не дает нужного эффекта. Малые
углы обзора и короткое время пребывания
над об’ектом затрудняют ведение детальной
ориентировки, усложняют технику пилоти“
рования, а также ограничивают просмотр
пересеченной местности. Поэтому разведку
на бреющем полете следует производить
лишь в исключительных случаях.
	‚ ‚Герой Советского Союза
подполковник М. ЗАХАРЧЕНКО,

правило, только при снижении с высоты:

Резкое понижение температуры ‘и уве:
личение солнечной ‘радиации в BBICOTROM
полете являются‘ также’ неблагоприятными
факторами, которые тоже требуют cie-
циальных защитных мероприятий (летная
одежда, защитные очки ит, п.). Км
того, они ‘усугубляют отрицательное дей:
ствие других высотных факторов.

Исключительное значение в борьбе с
отрицательным влиянием высоты имеет си*
стематическая физическая тренировка 0р*
ганизма. Кроме общего положительного
значения физической культуры в д
развития и укрепления физических и Bd-
левых качеств человека, следует иметь в
виду ес ‘специфическое значение для лет-
ного состава. При сильных мынечных на-
пряжениях энергические затраты организ-
ма идут в значительной мере за счет ана-
эробных процессов (освобождение. энергии
без доступа‘ кислорода), что ведет к нако-
плению в ортанизме недоокисленных про
дуктов того же типа, что и при недостат
ке кислорода в воздухе в высотном полете,
и к так называемому «киелородному гото-
ду» (усиленному потреблению организмом
кислорода после мышечной натрузки или
после спуска о высоты). Очевидно, чм
приспособительные реакции, которые в0з-
никают в организме человека при  физи-
ческих упражнениях, являются особенно
полезными для организма летчика в вы:
сотном полете при недостатке кислорода
вю вдыхаемом воздухе.
	Общеизвестно также значение развития
мускулатуры брюшного пресса для HON
мальной деятельности’ желудочно-кишеч-
вого тракта. Раздувание и вялость желу-
дочно-кишечного тракта ‘ сказываются
весьма неблагоприятно для летчика в вы
сотном полете, обтеловливая › появление
	неприятных ощущений и сильных болей в
животе.
	Слабость сердечно-сосудистой системы и
ожирение способствуют возникновению Cy-
ставно-мышечных болей. Поэтому развитие
и укрепление сердечно-сосудистой системы
путем рациональной физической культуры
и борьба с ожирением повышают yeToOR UT
	вость организма и TpOTHB сузтавно-мыиече
ных болей.
	Майор медицинской службы
В. СКРЫПИН,
		ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ
	В нашей эскадрилье до весенней зачет-  того, широко используем подшивки газет
	ной сессии самостоятельная подготовка лет-
	чиков не ‘была как’ следует организована:
	индивилуальный контроль за учебой ‘отсут
	ствовал. Это явилось одной из причин того, :
	что некоторые летчики, даже имеющие
среднее образование, по отдельным диеди-
плинам получили на зачетной сессии толь-
ко удовлетворительные и даже плохие бцен-
ки. Можно назвать для примера фамилию
старшего летчика лейтенанта. Заикина,
В 1941. году он закончил десятилетку, по-
том учился в летной школе. У, него сравни-
тельно свежие знания. Товарип Заикин 6
успехом мог бы постоянно работать само-
стоятельно. Но только в период подготовки
в сессии он начал по-настоящему занимать-
ся. Разумеется, наверстать все упущенное
лейтенант Заикин не смог, и по таким дих-
циплинам, как общая тактика, материаль-
ная часть самолета, мотора и спецоборудо-
вания, он с натяжкой получил удовлетво-
рительные оценки. В результате Заикин
был отстранен от полетов до пересдачи за-
четов. Плохие результаты зачетов. были и У
млалшего лейтенанта Новицкого. -
	Носле зачетной сессии мы решили корен-
ным образом перестроить самостоятельную
учебу офицеров. Вначале мы установили, в
каких вопросах теории летчики хуже воего
разбираются, какая нужна помощь. Полу-
чив необходимые сведения, мы` разработали
тематику и дополнили ет ‘ту, которую ©9-
ставил иггаб ‘части. Я продумал все вопросы,
связанные с организацией самостоятельной
учёбы, и на совешании руководящего соста-
ва эскадрильи, созванном по’ этому поводу,
рассказал, как наладить и контролировать
самостоятельную учебу офицерского’ соста-
ва. Здесь же летчикам был вручен темати-
ческий план самостоятельных занятий. На-
поболее важные и сложные ‘темы летчики
изучали в системе классных занятий,

Жак только летчики получили индивиду-
альные задания, почувствовали ответствен-
ность за рост своих теоретических знаний,
они сразу же пред’явили к себе и к нам це-
лый ряд требований. Речь шла 0 времени,
9 литературе, об организации консультаций,
помощи, Принглось пересмотреть распорядок
дия-и выделить специальные часы для са-
мостоятельной учебы. Мы решили, что луч-
шим воеменем будет период о 16 до 18 ча-
сов, так како 8 и до 14 часов летный со-
став занимается согласно расписанию, за-
тем обед и отдых. Отдохнув, летчики берут-
ся за самостоятельную учебу. Никакие ме-
роприятия в это время не проводятся, два
часа используются полностью. На занятиях
обязательно присутствуют либо командиры
звеньев, либо мой заместитель, или я. Если
после ужина в части не проводится никаких‘
общественных мероприятий или совещаний,
то летчики уходят домой и там занимаются.
Олин вечер в неделю полностью отводится
для самостоятельной учебы:

Каждый летчик имеет личный план, в
котором указано, какие вопросы он изуча-
ет в тот или другой день, какую следует
‘прочитать литературу, но каким вопросам
проконсультироваться. По всем изучаемым
предметам летчики составляют подробные.
конспекты. и слают зачеты.

Врепко принглось задуматься над тем, как,
обеспечить летчиков литературой и други-
ми учебными пособиями. Надо прямо ска-
зать, что по многим дисциплинам у нас
нужных учебников нет: Выход ‘из. этого за-
труднения мы нашли следующий. Перел
началом самостоятельной подготовки мой
заместитель или я берем в штабе необходи-
мый материал и выдаем его летчикам, а по-
сле занятий снова слаем. в штаб. Кроме

ПРИБАЛТИЙСАЙИЙ

ВОЕННЫЙ. ORPYST.
	Такая организация“ самостоятельной уче-
бы принесла положительные результа-
ты. Например, ‘летчик младший лейтенант
Ильченко раньше посешал линь класеные
	занятия. Сейчас он усердно работает и са-
	мостоятельно систематически изучает Ty-
ории полетов, стрельбы, бомбометания, ма-
твриальную часть самолета. Он работает
строго по плану, по каждой изучаемой ди-
сциплине составляет конспект:

Отрадно отметить, что летный состав
стал живо’ интересоваться“ самыми’ разнооб-
	разными вопросами военного дела, дости:
	ниями современной техники, с большой 0х0-
той посещает лекции, доклады, консульта-
ции. Показателен в этом отношении такой
случай. При самостоятельном изучении. схе-
мы автомата регулирования температуры
у летчиков возникло много непонятных во-
просов. Мы попросили инженера по‘ спен-
оборудованию провести. консультацию. Он
	располагал временем только в воскресный
день. Мы думали, что в такое время не мно-
тие придут на консультацию. Но ‘оказалось,
что точно в назначенное время пришли все
летчики. В течение: четырех часов, они раз-
бирали с инженером все ‘неясные вопросы.
На следующий день в часы самоподготовки
летчики ‘посвятили’ изучению этого!’ вопроса
	еще лва часа. Плоды ‘настойчивого труда
	сказались; оейчае все летчики отлично зна-
ют схему автомата регулирования темпера-
туры и, естественно, экоплоатация  мо-
торов значительно улучшилась.

Вопросы теоретической самостоятельной
полготовки мы увязываем с. требованиями
	практики.

Например, когда. молодые летчики при-
ступили к самостоятельным полетам, у нас
произошло несколько случаев прежлевре-
менного возвращения с задания “из-за, He-
хватки горючего. Тотда мы поставили перед
летчиками задачу: изучать правила экепло-
атации мотора на всех режимах, научить
их производить расчеты на дальность и про-
должительность полетов. Наша помощь ©о-
стояла в том, что вначале мы организовали
два классных занятия, потом ‘летчики при-
ступили к самостоятельному изучению этих
вопросов. В заключение штурман части
провел консультацию. Таким образом. лет-
чики научились производить расчеты на
дальность и продолжительность полета на
всех режимах. Теперь в практической ра-
боте они уже не допускают’ оттибок.`

Чтобы улучшить качество бомбометания,
мы поручили штурманам самостоятельно
изучить вопросы бомбометания с пикирова-
ния, вычертить схемы бомбометания © по-
путным, встречным и боковым ветром, ус-
тановили контроль за тренировками в вы-
полнении необходимых расчетов. Товарищи
Долго работали, хорото изучити весь мате-
риал и сдали зачеты. В практических п0-
летах им еще раз показали, как правильно
производить маневр нал целью. ( ростом.
теоретических знаний штурманов ноднялось
и качество бомбометания. Например, один
из штурманов, особенно ‘слабо выполняв-.
ий бомбометание, сейчае поражает цели
с оценкой «отлично».

Контролируя самостоятельную учебу лет-
чиков, мы проводим с ними инливидуаль-
ные безелы, помогаем лучше организовать
свою работу дома, используем Bee средства,
для тото, чтобы самостоятельная учеба —
этот основной метод подготовки летного со-
става — проходила организованно и на“ВЫ-
соком Утовне.
	Напитан А. ПАНИКОВСНИИ.
	С большим интересом были прослушаны
	Методические сборы штурманов
	(Паш корр.). В Н-ской авиачасти состоя-  лекции майора Цейтлина «Сбор группы бом-
лиеь десятидневные сборы штурманов. 3За-  бардировщиков на большой высоте» и под-
	«Контроль,
	нятия проходили в классах и на аэоодроме.   полковника Васина Ha тему
	Птурманам прочитан ряд лекций по тед-  опенка и учет учебно-тренировочных 0ом-
	бометаний»,
	рии и практике бомбометания: навигации.

Отличник боевой и “политической
подготовки ‘лейтенант Н. Новиков гото-
_ BHTCH  K очередному учебному полету.

Снимок Ф. Земченко.

{<
	Высокие результаты
 -SH8AMBHOB
	_B эскадрилье старшего лейтенанта Дмит-
pena закончились. экзамены. ‘Огромное
большинство ‘авиаторов’ этого подразделения
сдали летную практику по технике пилоти-
рования на «отлично», остальные — на
	«хорошо».
	Особенно, хорошее впечатление ‘на чле-
нов экзаменационной комиссии произвели
полеты летчиков звена старшего лейтенан-
	та Устюженина. Они сдали летную практи-
	KY и боевое применение на’ «отлично», .
Лучшие инструкторы звена тов. Устю-
	-жанина —- офицеры Чекунов; Вагин и
	Круглов —=отмечены в приказе команлова-
ния: Штурман эскадрильи капитан Куцов
получил награду. ^

Благодарность командования заслужили
также техник звена тов. Максютин и ero
помощники —= авиационные ‘механики
Пигалицин, Городецкий и Прокофьев. Вве-
`ренная им’ материальная чаеть в течение
учебного года работала без отказов и про-

стоев.
Капитан И, КАЛИНИН.
	‚ Отличная работа
технического состава.
	ПРИКАРПАТСКИЙ ВОЕННЫЙ ORPYT,
12 августа. (По телеграфу от наш. корр.).
	Детный день в разгаре. На аэродроме Н-ской
	истребительной авиачаети идет напряжен-
ная учеба. Один за другим взлетают и са-
дятся самолеты. Летчики эскадрильи гвар-
	WH канитана Бадомцева производят пове-
	рочные полеты.

На одном из самолетов лопнула тормоз
ная камера. Техник звена техник-лейтенант
Саратовцев и механик самолета гвардии
сержант Черепинский получили приказание
заменить камеру. Без промедления присту-
пили они к работе и операцию, на которую
обычно уходит (полтора-два часа, ‘вынол-
вили за 50 минут. Командир эскадрильи
0б`явил им благодарность.
	Технический состав эскадрильи пользует-
ся доброй славой в части. Младнитй сержант
Суханов недавно слал экзамен и был пере-
BeleH из моториетов в механики сам-
лета. Его «дипломной работой» было вос-
становление самолета, который он получил
почти в разобранном виде. Сейчас эта. ма-
шина в отличном состоянии. На ней летает
командир эскадрильи.
	чуветвительных нервных окончаний слизи-
стых оболочек желудочно-кишечного трак-
та. Это и ведет к возникновению сильных
болевых ощущений в животе.

Для предупреждения болей в животе не-
обходимо строго соблюдать режим высотно-
диэтического питания накануне перед вы-
сотным полетом.

Понижение общего атмосферного давле-
ния при продолжительнюм полете на высо-
тах более 9.000 метров может обусловить
	60000 появление суставно-мыппечных 6o-
лей, сходных по своим симитомам с Kec,
сонной. болезнью  вололаза. Эти кес-
	соноподобные боли в высотном полете по
своей интенсивности могут быть от  сла-
бых до невыносимых. Причиной этих бо-
лей является образование в тканях, в кро-
ви и в друпих жидкостях ортавизма  пу-
зырьков азота. Образование этих пузырь-
ков в организме происходит веледетвие
снижения общего атмосферного  хавления
воздуха. Пузырьки азота образуются лишь
в том случае, если перепад атмосферного
даваения превосходит коэфициент допусти-
мого перенасыщения тканей азотом. Симп-
томы кессонных. заболеваний в высотном
полете обусловлены механическим  давле-
нием. пузырьков азота на чувствительные
нервные окончания в различных тканях
организма, Кессонная болезнь у летчиков
протекает значительно мягче, чем у водо-
лазов. Перепады давлений, при которых у
летчиков возникают лишь слабые и скоро-
проходящие симптомы кессонных явлений,
У водолазов вызывают тяжелые расстрой-
ства функций, параличи и даже смерть,
вели OFM подвергаются их внезапному
воздействию.

Таким образом существовавшее ло сих
пор, по аналогии с водолазной практикой,
предположение о крайней опаености . для
жизни человека резких перепадов атмос-
ферното давления при под’емах на боль-
шие высоты явно преувеличено и не ‚©0-
ответствует ‘лействительностя.
	для предупреждения появления сустав-
но-мышечных или других кессовных явле-
ний в высотном полете необходимо до
под’ема на высоту, на земле, дышать чи-
стым кислородом в течение 30—40 ми-
нут, Дыхание чистым зислородом отмывает
организм от азота (т. н. десатурация ор-
ганизма 07 азота).  Суставно-мышечные
боли, возникшие на высоте, исчезают, как
	Влияние высотного полета на организм летчика
	тельное влияние высоты на ортанизм чело-
века _ ,
	‚ Похемы. на. высоты до 1.500 — 2.000.
метров не сопровождаются сколько-нибудь
существенным изменением в функциональ-
ной деятельности отдельных органов и си-
стем организма, и, следовательно, эти вы-
соты представляют собой безопасную зону.
Начало реакций организма на высоту, вы-
раженных в изменении деятельности: неко-
порых систем организма (сердечно-сосуди-
стой, дыхания, функции глаза и др.), с00т-
вететвует высоте от 2.000 до 3.000—4.000
метров. Однако на этих высотах, благодаря
мобилизации резервных CHI, достигается
полная компенсация функций с сохранеяи-
ем нормальной работоспособноети человека.
	Начало функциональных расстройств для
большинства  нетренированных людей co-
ответётвует высотам 4.500 — 5.000 м.
Усилия организма на этих высотах не мо-
гут уже полностью устранить отрицатель-
ного влияния недостатка кислорода. Поэто-
му высоты 4.500 — 5.000 м. являются
уже. зоной неполной компенсации функций.

Потемы без кислорода на высоты более
5.000 метров сопровождаются уже весьма
серъезными последствиями. Пребывание 0ез
кислорода на высотах 6.000. — 8.000 м.
быстро приводит человека к потере созна-
ния.
	В борьбе с недостатком кислорода орга-
низм использует свои резервные силы 3a
счет усиления деятельности. сердца и ды-
хания, Усиление деятельности этих систем
направлено на Увеличение транспорта и
снабжения организма кислородом. Увеличи-
‘ваетея об’ем легочного дыхания, растет ко-
личество крови. выбрасываемой сордием за
единицу времени. мобилизуются резервные
красные кровяные тельца — эти известные
переносчики кислорода —— из кровяных де-
по (печень, селезенка и др.). В дальней-
шем это первоначальное приспособление
организма к высоте, при длительном или
повторном воздействии недостатка кислоро-
‘да, сменяется акклиматизацией организма
	к высоте. когда первоначальные. механи>-
	мы компенсации, направленные на увеши-
чение. транепорта кислорода, уступают ме-
	При под’еме и длительном пребывании на,
высоте организм человека может подверг-
нуться резкому воздействию уменьшения
атмосферного давления и других высотных
факторов, вели не предусмотрены профилак-
тические мероприятия общего и  медицин-
ского характера, обеспечивающие безопас-
ность продолжительного полета на больших
высотах.
	Отрицательное влияние высоты  3а-
висит от падения парциального — дав-
ления кислорода в атмосферном  в0з-
	духе вследствие уменьшения общего атмос-
ферного давления. Уменьшение содержания
кислорола во влыхаемом воздухе ведет к
уменьшению содержания его в легочном воз-
духе. Снижение парциального давления кис-
порода в легочном воздухе в свою очередь
приводит к недостаточному насьинению кро-
BH кислородом, т. е. к так называемой ги-
поксемии. Гиноксемия ставит организм в
тяжелые условия кислородного питания.
Степень гипоксемии возрастает  соответст-
венно высоте под’ема. Длительное и посто-
янное ее воздействие на организм может
привести к стойким функциональным рас-
стройствам. Особенно чувствительными к
типоксемии являются жизненно важные ор-
и (пентральная нервная система и серд-
ne).
	Тяжесть фунвциональных расстройств
зависит главным образом от абсолютного
значения высоты. Однако’ большое! значение
имеют природные качества организма чело-
века, & также характер и численное значе-
ние внешних факторов, сопровождающих
пот’ем (скорость под’ема, длительность пое-
бывания на высоте, перепад давления, TeM-
пература, лучистая энергия и т. п.). От этих
факторов зависят характер и степень функ-
пиональных расстройств. В одних случаях
функлиональные нарушения развиваются
медленно п постепенно, в ‘других же — эти
явления наступают быстро и форсированно,
© резким ухудшением общего состояния,
значительной или даже полной утратой ра-
ботоспособности. В обоих случаях функцио-
нальные нарушения возникают веледствие
того. что резервных сил организма недоста-
	точно и компенсаторные усилия, ето функ-
ЦИЙ He могут полностью устранить отрица-
	сто более совершенным процессам присно-
собления организма со стороны тканевого
дыхания, направленного на использование
кислорода тканями при низком его Hanpa-
жений в крови.

Радикальным мероприятием в борьбе с
типоксемией является искусственное ло-
бавление кислорода к вдыхаемому воздуху.
Дыхание чистым кислородом с помощью
кислородного прибора полностью исключает
‘отрицательное влияние высоты (от недо-
статка кислорода) до 10.000 м. и в значи-
тельной мере до высоты 12.000 метров.
При подемах на высоты более 12.000 met
ров дыхание чистым кислородом не может
устранить возникновение резкой гипокое-
мии. Безопасные подемы в этом случае
возможны лить ва самолетах с терметиче-
ской кабиной, внутри которой поддержи
вается ‹ необходимое постоянное давление
кислорода для дыхания.

Добавление кислорода к вдыхаемому
воздуху ° на высоте надо рекомендовать ро
всех тех случаях. когда можно ожидать на-
`етупления функциональных нарушений,
Пользование кислородными приборами сле-
дует начинать уже с 4.500 метров, но при
длительных полетах, характерных для ави-
апии  ‘лальнего действия, пользование ки-
	слоролным прибором должно быть начато с
	3 (000 — 4.000 метров. В боевых услови-
	ях. хапактеризующихея значительной эмо-
	циональной насыщенностью, напряженно-
стью нервно-пеихической сферы и мышеч-
ной нагрузкой, необходимо пользоваться
кислородом с меньших высот (с 2.500 —
3.000 м.). При ночных полетах и при дли-
тельных полетах на высотах более 9.000
метров необходимо включать кислородное
питание с земли,

Кроме недосталка кислорода, при под’еме
на высоту имеет значение и само понижен-
ное давление воздуха. Резкие перепады
давления прежде всего неблагоприятно ска-
зываютея на закрытых и полузакрытых
полостях тела (полость среднего уха, 106-
ная пазуха, брюшная полость и др.). Приз
чикой появления болей является следую-
	mee обстоятельство. Придаточные пазухи
верхних вдыхательных путей, солбетатю-
пиеся с полостью носа, и среднее ухо, со-