15 августа 1947 г., 191 (738).
	новые международные
достижения советских
ABHAMONGNHCTOB -
	Каждый день на 16-х всесоюзных состяз
заниях ‘авизмоделистов ознаменовывается
новыми международными достижениями, и
что отрадно — их устанавливают юные
конструктора.

Нелегко сконструировать и построить
модель с бензиновым мотором. 13-летний
куйбышевекий моделист 9. Щекатурин под
руководетвом инструктора Абрамова расечи-
тал и изготовил такую модель, и сейчае на
всесоюзных состязаниях он упорно доби-
вается отличных летных результатов. 12
августа его модель пролетела 6 км., a Ra
следующий день дальность полета, уже рав-
нялаеь 15 км. и продолжительность — 1 ч,
15 мин. Варогра®, находивитийся на модели,
показал высоту в 3.624 метра. Спортивные
комиссары зафиксировали этот высотный
полет как новое достижение, превышающее
на 607 метров международный рекорд, ус-
тановленный в’ прошлом году советеким
авиамоделистом Г. Любушкиным.

По фюзеляжным моделям самолетов © ре-
зиномоторами абсолютное первенство за эти
дни принадлежит юному авиамоделисту
А. Диланян (гор. Баку). Его модель при
старте с земли наблюдали в полете 15 мин,
45 сек.

На старте гидромоделей снова в четвер:
Thi раз превышен международный рекорд;
Ленинградский  авиамоделист А. Анисимов
13 августа еще раз запустил свою фюзе-
ляжную модель гидросамолета, с резиномото-
ром, Она быстро набрала выеоту и соверши-
та полет дальностью в 804 метра. Аниси-
мов превысил международный рекорд, кото-
рый был установлен в 1939 тоду итальян-
цем Д. Пеледжи и равнялся 723 метрам,

За все дни соревнований советекие авиа-
моделисты шесть раз превысили межлуна-
родные рекорды. Кроме этого, шесть дости-
жений оформляются сейчас в качестве но-
вых всесоюзных рекордов.

_По командным соревнованиям первенетво
за второй день снова завоевала команда
Азербайджанской СОР, на втором месте —
команда Москвы.
	Лейтенант Г. КУДРЯВЦЕВ.
	Дружба воина-героя
с земляками
	’ ПРИБАЛТИЙСКИЙ ВОЕННЫМ  ОВРУГ,
14 августа, (По телеграфу от наш, . корр.).
Получив отпуск, Герой Советском. Cowsa
капитан Орлов решил посетить свое род-
‚ное село в Каракутеком районе  Новоси-
бирской области.

Волхозники артели имени Калинина
тепло ‘встретили ©воего земляка. В селе
состоялся большой вечер, посвященный
летчику-герою. Орлов рассказал одноеель-
чанам о том, как он бил врага вдни (те-
чественной войны, как  теперь обучает
летчиков своего подразделения. Побывал
Орлов и в других колхозах района. Везде
он находил теплый, сердечный прием,
Волхозники, рассказывая ю своих успехах
в поднятии’ урожая, просили своего’ зем
ляка ходатайствовать перед Министерете
вом сельското хозяйства об увеличении ма-
шинного парка колхозов и МТС района.

Возвращаясь из отпуска, гвардии капи-
тан Орлов посетил министра сельского хо-
зяйства РОФСР тов. Максимова и изложил
перед ним просьбу колхозников. Недавно нё
имя Орлова прибыло письмо из Новоси-
бирского облисполкома, в котором 0006:
щается, что колхозы получили в текущех
году 34 автомашины «ЗИб», 11 траклор-
ных культиваторов, 60  сеялок,

Колхозники артели имени Калинина
прислали Герою Советского Союза Орлову

несколько писем, в которых выражают
глубокую блатодарность за заботу,  рас-
сказывают о, большом ‘производственном
	TON CMS среди колхозников, 0 том, что в
колхозе собрали 110 пудов зерновых с
гектара, выполнив обязательство, данное
в письме товарищу Сталину.

ней сущности, всячески культивирует в
массах идею об’единения, сама толкает их
на путь об’единения» (стр. 149—150). В
своем анализе этой группы обстоятельств
товарищ Оталин показывает два типа госу-
`дарственного об’единения — тип капитали-
стический, обнаруживающий упадок и раз-
ложение многонациональных тосударотв, и
тип советский, ведущий к прочному ©бли-
жению народов в рамках многонациональ-
ного государства. .

30 декабря 1922 года первый с’езд Co-
ветов CCCP заелушал доклад товарища
Сталина «0б образовании Союза Советеких
Социалистических республик» и утвердил
предложенные им по поручению конферен-
ции полномочных представителей советских
республик Декларацию и Договор об обра-
зовании CCCP.

Подчеркивая всемирно-историческое зна-
чение этого события, товарищ Сталин гово-
рил в своем докладе, что день образования
‘великого Советского  (С010за «.:.являет-
ся днем торжества новой России,
разбившей цепи национального угнетевия,
организовавшей победу над капиталом, с0з-
давшей диктатуру пролетариата, разбудив-
тей народы Востока, вдохновляющей рабо-
чих Запала, превратившей красный стяг из
знамени партийного в знамя государетвен-
ное и собравшей вокруг этого знамени на-
роды советских республик для того, чтобы
	об’единить их в одно государетво, B ыы
Советских Социалистических республик...
(erp, 158).
			одна из основ национального вопроса в000-
ше и в советекой обстановке в особенности.
Работы товарища, Сталина по националь-
ному вопросу заострены против уклонов от
ленинской национальной политики во всех
их проявлениях. В тезисах и докладах Хи
ХП с’ездам партии со веей силой подчерк-
нута необходимость упорной борьбы как
против великодержавного шовинизма, пред-
ставлявшего главную опасность в тот пери-
од, так, и против местного национализма.
Разоблачая взех и всяких носителей иде-
ологии национализма, начиная от местных
национал-увлонистов до их пособников в
лице троцкистов, бухаринцев и других вра-
гов ленинизма, товарищ Сталин выдвигает
как одну из важнейших задач коммуниети-
ческих организаций идеологическую борьбу
против национализма. В своей речи на чет-
вертом совещании ЦВ РКП(б) с ответетвен-
	ными таботниками национальных  Pec-
публик и областей в июне 1905 1
товарищ Сталин  товорил:  «Национа-

изм — основное идейное препятетвие по
пути выращивания марксистских кадров,
марксистского авангарда на окраинах и в
республиках. История нашей партии гово-
рит, что партия большевиков в ее русской
части росла и крепла, борясь © меньшевиз-
мом, ибо меньшевизм есть идеология бур-
жуазии, меньшевизм есть проводник буржу-
азной идеологии в нашу партию, и без прео-
доления менышевизма она не могла стать на
ноги. Ильич несколько раз писал об этом,
Только по мере того, как большевизм пре-
одолевал меньшевизм в его организацион-
ных и идеологических формах, он рос и ук-
реплялся как настоящая руководящая пар-
тия. То же самое нужно сказать о национа-
лизме в отношении наших коммунистиче-
ских организаций на окраинах и в респуб-
ликах. Национализм играет для этих орга-
низаций ту же роль, какую меньшевизм иг-
рал в прошлом для партии большевиков.
Только через националистическое прикры-
тие могут проникнуть в наши организации
на окраинах всякие буржуазные, в том чис-
ле меньшевистские, влияния» (стр. 308—
309). Это указание товарища Сталина име-
ет важнейшее значение и в наши дни, во-
оружая наши кадры в идеологической борь-
бе против проявлений национализма как од-
ного из наиболее живучих и опасных пере-
житков капитализма.
жж +

Образованяе Союза Советских Социали-
стических Республик явилось величайшим
торжеством ленинско-сталинокой идеи со-
дружества народов. Ленин и Оталин были
вдохновителями и организаторами об’едине-
ния молодых советских государств в одно
союзное Советское государетво.

В произведениях пятого: тома отражена
огромная работа товарища Сталина в 1921
— 1922 тодах по разработке основных
принципов об’единения советских реснуб-
лик в единый союз по руководству практи-
ческим осуществлением этого об’единения.

Еще в тезисах к Х с’езду РАП(б) «06
очередных задачах партии в национальном
вопроее» (февраль 1921 г.)  товарищ
	Сталин предвидел необходимость образова-
	ния. СООР. вызванную историческим разви-
	THEM событий в Советеком государстве и во
	всем мире. Как указывал товаринг Сталин,
необходимость об’вдинения народов нашей
страны в единый государственный 0103
диктуется общими интересами обороны: с0-
ветских республик ввиду угрозы их суще-
ствованию со стороны империалистических
тосударств и задачей восстановления про-
изводительных сил, разрушенных войной.

История 0б’единительного движения неза-
висимых советских республик изложена
товарищем Сталиным в беседе с корреспон-
дентом «Правды». Подчеркнув, что инициа-
тива движения принадлежит самим респуб-
ликам, товарищ Сталин отметил три фа-
зы об’единительного движения, Первая фа-
за — это военное об’единение, военный ©0-
юз советских республик в 1918 — 1921
годах перед лицом смертельной опасности, с
целью отстоять свое существование. Вторая
фаза —- дипломатический союз советских
республик в конце 1921 — начале 1922
годов, давший возможность устоять против
натиска западноевропейских держав. Тре-
ТБЯ — завершающая фаза — выразилась в
хозяйственном об’единении, когда советские
республики, ощутив недостаточность изоли-
рованных экономических усилий отдельных
реенублик для восстановления своего народ-
ного хозяйства, пришли к необходимости
единого хозяйственного союза. Заканчивая
беседу, товарищ Сталин подчеркнул, что
«...0б’единение ‘советских республик в
одно союзное государство, несомненно, соз-
дает такую форму всестороннего военно-
хозяйственного сотрудничества, которая, в
корне облегчив хозяйственное преуспеяние
советеких республик, превратит их в цита-
дель против покушений со стороны между-
народного капитализма» (стр. 144).

На Х Вееросснйском с’езде Советов 26 де-
кабря 1922 г. товарищ Сталин в своем до-
кладе «06 об’единении советских респуб-
лик» указал на три группы обетоятельств,
определивших неизбежность об’единения со-
BCTCKUX республик в сдно союзное государ-
ство.
Первая групна ‘обетоятельств’ относилась.
к внутреннему состоянию Советского госу-
даротва в тот период. Это —— скудость хо-
зяйственных ресурсов, требующая их 0б’-
единения для рационального ведения хозяй-
ства; исторически сложившееся разделение
труда между различными районами и рес-
публиками п, наконец, единство основных
средств сообщения — транспорт, являю-
шийся основным нервом хозяйственной
жизни,

Вторая группа обетоятельетв относилась
к внешнему положению Советского государ-
ства —— это военное положение, торговые и
дипломатические отнощения с буржуазными
государствами. Говоря о военном положе-
нии, товариш Сталин предупреждал, что
опасность нападения извне не исключена и
она «требует Toro, чтобы наш военный
фронт был абсолютно единым, чтобы ната
армия была безусловно единой», что не
меньшую опасность представляет и попыт-
ка экономического изолирования советских.
республик, как новая форма интервенции,
которая «может быть устранена лишь с03-
данием единого экономического фронта на-
ших советских республик перед лицом ка-
питалистического окружения» (стр. 148).

Третья группа обстоятельетв, обусловив-
ших 0об’единение советских республик, евя-
зана с классовой природой советской вла-
сти; «Советская власть построена так, что
она, интернациональная по своей внутрен-
	райкома и статья «0 дискуссии, о Рафаиле,
09 статьях Преображенского и Сапронова и
	о письме Троцкого». эти выступления
товарища Сталина направлены против трод-
кистской опнозиции во время дискуссии по
вопросам внутрипартийной жизни (1923 г.).

Разоблачая троцкистекую оппозицию, ‘ее
попытки бвеконечной дискуссией отвлечь
внимание и силы партии от созидательной
работы, товарищ Сталин, вскрыл перед всей
партией антиленинекую ‘сущность взглядов
оппозиции, которая особенно ярко. вырази-
лась. в троцкистском определении партии
как «союза единомышленников». В докладе
«0 задачах партии» товарищ Сталин дает
блестящее определение партии, основанное
на ленинском учении; «Партия не есть
только союз единомышленников, она есть,
кроме того, союз единодействующих, боевой
60103 единодействующих, борющихся на oc-
нове общей идейной базы (программа, так-
тика)» (стр. 370). В этом же докладе и
в статье «0 дискуссии» товарищ Сталин на-
ряду © критикой оппозиционеров определил
задачи нартии по устранению недостатков
внутрипартийной работы, по борьбе с ан-
тИленинскими течениями и неуклонному
	проведению в жизнь решений Х с’езда о
единстве партии, принятых по предложе-
нию создателя и вождя большевистской пар-

тии Ленина.
и &

Значительная часть произведений пятого
тома посвящена развитию теорий нацио-
нального вопроса, национальной политике
большевистской партии, вопросам создания
и укрепления национальных советских рес-
публик и об’единения их в одно союзное го-
сударетво — СССР.

В тезисах к Х с’езду и в докладе на этом
с’езде об очередных задачах партии в нацио-
нальном вопросе товарищ Сталин дал глубо-
чайший теоретический анализ предпосылок
разрешения национального вопроса, осно-
ванный на огромном материале и содержа-
ций рассмотрение вопросов о появлении на-
ций, о зарождении национального гнета и
его формах в ходе исторического развития,
о формах разрешения национального вопро-
са в различные периоды развития.

Три периода в развитии национального
вопроса рассматривает товариш, Сталин —
период ликвидации феодализма и победы ка-
питализма, период империализма и период
советский. Первые два периода, указывает
он, имеют общую черту, состоящую в том,
что с появлением наций появляются и уси-
ливаются национальный гнет и порабоще-
ние, национальная борьба, и национальный
вопрос остается неразрешенным. Разница
между этими периодами заключается в том,
что во втором периоде национальный вопрос
теряет евой изолированный внутригосудар-
ственный характер и превращается в во-
прое междугосударственный, в вопрос обще-
колониальный — о борьбе «великих» им-
периалистических держав за подчинение
слабых, неполноправных национальностей.

Товарищ Сталин показывает, что буржу-
азное общество оказалось полным банкро-
TOM в деле разрешения национального во-
проса.

«Очевидно, — говорит товарищ Сталин,
— единственным режимом, способным раз-
решить национальный вопрое, т. е. режи-
мом, способным создать условия, обеспечи-
вающие мирное сожительство и братское со-
трудничество различных наций и племен,
является режим Советской власти, режим
диктатуры пролетариата» (стр. 38), и
возможность разрешения национального во-
просз, заложена в самой природе советской
власти. «Нели частная собственность и ка-
питал неизбежно раз’единяют людей, раз-
жигают национальную рознь и усиливают
национальный гнет, то, коллективная собет-
венноеть и труд столь же неизбежно сбли-
жают людей, подрывают национальную
рознь и уничтожают национальный гнет.
Существование капитализма 663 напиональ-
	ного гнета так же немыслимо, RAR немыес-
	лимо существование социализма 0ез осво-
бождения ‘угнетенных наций, без нацио-
нальной свободы» (стр. 19).

В тезисах и докладе товарища Сталина
были определены пути и методы практиче-
ского осуществления ленинеко-сталинской
национальной политики в условиях мирного
строительства.
	Главное в практическом осуществлении
большевистской национальной программы,
по определению товарища Сталина, состоит
в том, чтобы  декларированное советской
властью формальное равенетво — право ра-
нее. угнетенных наций на самоопределение
вплоть до государственного отделения —
было дополнено фактическим уравнением в
положении, «чтобы уничтожить ту факти-
ческую отсталость (хозяйственную, политя-
ческую, культурную) некоторых наций, ко-
торую они унаследовали от прошлого, чтобы
дать возможность отсталым народам догнать
центральтую Россию и в государственном, и
в культурном, и в хозяйственном отношени-
ях» (стр. 39).

Основные положения и задачи, выдвину-
тые в тезисах к Х е’езду «0б очередных за-
дачах партий в национальном вопросе»,
развиты и конкретизированы в ряде других
произведений пятого тома. Среди них. ста-
тья «№ постановке национального вопроса»,
содержащая уничтожающую критику огра-
	ниченной и расплывчатой национальной
программы партий И Интернационала и
указывающая отличительные признаки HO-
вой постановки национального вопроса
большевиками: доклад «06 очередных зада-
чах коммунизма в Грузии и Закавказье», в
котором ‘товарищ Сталин наметил пути и
методы создания здоровой атмосферы интер-
национализма, обеспечивающей дело об`еди-
нения хозяйственных усилий советских рес-
	публик Закавказья, укрепления дружбы и.
	взаимопонимания между народами. Новые
стороны национального вопроса при его
практическом разрешении в условиях Совет-
ской страны освещает статья «Октябрьская
революция и национальная политика рус-
ских коммунистов». В ней, в частности,
скрыта неразрывная связь национальног
вопроса C вопросом о крестьянетве.
Важность вопроса об установлении пра-
вильных взаимоотношений между пролета-
риатом бывшей державной нации и кре-
стьянотвом ранее угнетенных национально-
стей подчеркнута товарищем Сталиным так-
же в тезисах к ХИ с’езду партии-—«Нацио-
нальные моменты в партийном и государ-
ственном строительстве» и в докладе ХПИ
с’езду. По определению товарища Сталина,
в Установлении этих взаимоотношений —
классовая сущность национального вопроса,
	Пятый том Сочинений И, В. Сталина со-
держит произведения, написанные ‘автором
в 1921—1923 годах. В этих произведени:
ях товарищ Сталин освещает один из важ-
нейших и ответетвеннейших периодов исто-
рии большевистской партии — период пе-
рехода на мирную работу по восстановлению
народного хозяйства после победоносного
завершения, гражданской войны и разгрома
иностранной интервенции.

В статьях, докладах и других работах
пятого тома товарищем Сталиным раз-
работаны важнейшие вопросы теории и по-
литики большевистской партии в новых ую-
ловиях борьбы, за. социализм. Товарищ
Сталин гениально определяет пути и еред-
ства строительетва нового, социалистиче-
ского общества в СССР, укрепления моло-
дого Советского государства и партии рабо-
чего класса как руководящей и вдохно-
вляющей силы нашего государства. В произ-
ведениях пятого тома дана дальнейшая раз-
радотка теории национального вопроса и
сформулированы задачи партии по его раз-
решению в условиях мирного строительства,
всосторонне развито ленинское учение о по-
питической стратегии и тактике большевист-
ской партии. Большое внимание уделено в
томе укреплению связей партии с народны-
ми массами, усилению политического влия-
ния партии на массы, определению форм и
методов воспитания трудящихся в духе
большевизма.

Период перехода от гражданской войны к
мирному социалистическому строительству
сопровождался упорной борьбой партии под
	руководством Ленина и Сталина против
троцкизма и других антилартийных. группи-
ровок. В ряде своих работ, вошедших в. пя-
тый том, товарищ Сталин громит трецкистов
и прочих врагов ленинизма, обеспечивая
победу партийной линии и сплочение пар-
тии вокруг Ленина и ленинекого большин-
ства Центрального Комитета.
` в = &
	Новые условия, создавшиеся при пере-
ходе к мирному строительству, поставили
перед большевистской партией вопрос 0
выработке новой установки по всем вопро-
сам хозяйственной жизни Советской стра-
НЫ.

В крупнейших работах нятого тома («На-
ши разногласия», «Перспективы», докла-
ды на Хи ХИ <’езлах партии) товарищ
Сталин тлубоко обосновал необходимость
«Крутого поворота» от политики военного
коммунизма, уже исчернавшей себя, к но-
вой экономической политике, единственно
обеспечивающей разрешение насущных за-
дач хозяйственного строительства, в мирных
условиях, позволяющей поднять промыш-
ленность, оживить сельское хозяйство, то-
варооборот и улучшить снабжение городов.

В статье  «Нерспекливы» товарищ
Сталин раскрыл всю сложность международ-
ной и внутренней обстановки, в которой
партия проделала исторический поворот к
новой экономической политике. Говоря 0
международном положении Советской стра-
ны, товарищ Сталин установил, что «пери-
од открытой войны еменилея периодом
«мирной» борьбы...» (стр. 117). И если про-
вал иностранной интервенции показал, что
империализм уже не так силен, чтобы уду-
шить Советскую Россию, и установилось
некое равновесие сил между лагерем импе-
рнализма и лагерем социализма, дающее
мирную передьиику, то это не означает, что
международная буржуазия отказалась от
борьбы. Товарищ Сталин показывает, что
борьба лишь приняла другие формы. «0п-
равившись от ударов революции, получен-
ных в связи е результатами империалисти-
ческой войны, и придя в себя, мировая Oyp-
жуазия перешла от обороны в нападению на
«своих собственных» рабочих...» (erp.
118). Вместе с этим империалистическая
буржуазия усилила работу «по подтотовке
нового наступления на Россию, более слож-
ного и основательного, чем все предыдущие
наступления» (стр. 119).

Внутреннее положение страны было не
менее сложным. Его главные особенности и
вытекающие из него задачи товарищ
(Сталин охарактеризовал следующим обра-
зом: «...борьба за укрепление союза рабо-
чих п крестьян на новой, хозяйственной
основе для развития индустрии, сельского
хозяйства, транспорта, или иными словами:
борьба за сохранение и укрепление диЕта-
туры пролетариата в обстановке хозяй-
ственной разрухи» (стр. 120).

Подвергнув уничтожающей критике кз-
утекианскую «теорию» «обязательного
большинства» пролетарекого населения для
того, чтобы пролетариат мог взять и удер-
жать в своих руках власть, теорию, исхо-
дящую из предположения, что мелкая бур-
жуазия (крестьянство) обязательно в своей
массе составляет резерв буржуазии, а не
пролетариата, товарищ Сталин доказывает
ошибочность и неприменимость этой «тео-
рии» к руоской действительности. Он покз-
зывает исторический путь складывания со-
юза пролетариата и крестьянства в двух
революциях в России, проходивших под ру-
ководетвом пролетариата, в ходе которых
крестьянство сплачивалось вокруг проле-
тариата как своего вождя.

Товарищ Сталин подчеркивает, что «Сло-
жившийся в ходе революции фактический
C0103 пролетариата и трудового крестьянства
составляет, при данных исторических усло-
виях, основу Советекой власти в России»
(стр. 123). Важнейшая задача коммунистов
—=сохранять и укреплять этот союз, заме-
HUB старую, изжившую себя форму военно-
политического союза новой, хозяйственной
формой союза, обеспечивающей выгоду и
рабочим и крестьянам. «В этом ключ к по-
ниманию новой экономической политики»,
— указывает товарищ Сталин;

Совершенно ясно, что без железного един-
ства в своих рядах большевистекая партия
н6 смогла бы разрешить труднейших задач
восстановления народного хозяйства, моби-
лизации трудящихся масе на борьбу за со-
циалиетическое преобразование нашей стра-
ны. В этом свете крупнейшее значение име-
ет печатаемая в пятом томе работа товарища
Сталина «Наши разногласия», в которой
был нанесен сокрушительный удар всем
антипартийным фракциям и группировкам,
пытавшимея в тот период расколоть пар-
тию, расколоть рабочий класе и поколебать
диктатуру пролетариата.

Троцкисты и другие враги партии навя-
BAIN партии так называемую дискуссию
о профсоюзах. Троцкисты предлагали «3a-
винчивать дальше гайки» военного комму-
низма. Своей предательской политикой го-
лого принуждения и командования в отно-
	Tenn Mace OHM стоемилиеь восстановить
	беспартийную массу рабочих против партии
и тем самым создать угрозу самому суще-
ствованию советской влаети.

Товарищ Сталин со всей ясностью векрыл
главную основу дискуссии, указав в работе
«Наши разногласия», что речь идет по су-
ществу «о способах укрепления трудовой
дисциплины в рабочем классе, о методах
подхода к рабочим массам, вовлекаемым в
дело возрождения промышленности...»
(стр. 5).

Со всей силой подчеркивает товарищ
Сталин огромную важность обеспечения
единства рабочего класса, сплочения его
вокруг партии и воспитания его. в духе
большевизма, Для того, чтобы править стра-
ной, в которой крестьяне составляют 80
процентов населения, говорит товарищ
Сталин, «...необходимо иметь на стороне
Советской власти прочное доверие рабочего
класса, ибо только через рабочий класс и
силами рабочего класса можно руководить
такой страной. Но для того, чтобы сохра-
нить и укрепить доверие большинства ра-
бочих, нужно систематически развивать CO-
знательность, самодеятельность, инициативу
рабочего класса, нужно систематически вос-
	питывать рабочий класс в духе коммуниз-
ма, организуя его в профсоюзы, вовлекая
его в дело строительства коммуниетического
хозяйства» (стр. 13). -

В свете ленинизма Товарищ Сталин с
глубокой ясностью и полнотой раскрывает
содержание пролетарского демократизма как
демократизма, присущего рабочему классу,
предполагающего сознание необходимости и
полезности систематического применения
методов убеждения к миллионам рабочих
масс. Именно в таком демократизме, в про-
тивовее «демократизму»  вынужденному,
товарищ Сталин видит мощный фактор,
обеспечивающий успех социалистического
строительства «Для того, чтобы двинуть
миллионы рабочего класса против хозяй-
ственной разрухи, — учит товарищ Оталин,
— необходимо поднять инициативу, созна-
тельность, самодеятельность широких масс,
необходимо убедить их на конкретных фак-
тах, что хозяйственная разруха предетавля-
ет столь же реальную и смертельную опас-
ность, какую представляла вчера опас-
ность военная, необходимо вовлечь миллио-
ны рабочих в дело возрождения производ-
ства через демократически построенные
профеоюзы. Только таким образом можно
превратить борьбу хозяйственных органов
© хозяйственной разрухой в кровное дело
всего рабочего класса. Без этого невозмож-
но победить на хозяйственном фронте»
(етр. 9).

С именем Ленина и © именем его вели-
чайшего соратника товарища Сталина
связано организационное и идейное укре-
пление партии, достигнутое в результазе
упорной борьбы со всякого рода антипал-
тийными группировками в этот период.

В публикуемом впервые в пятом томе 0р-
танизационном отчете ЦЕ на ХИ с’езде
партии —— нервом е’езде, проходившем без
непосредетвенного участия Ленина, в докла-

s* @
	де «0 задачах партии». в статье «0 дис-
	куссии» товарищ Оталин развил ленин-
ское учение о партии, обогатив его новыми
положениями на основе богатейшего опыта
борьбы партии в обстановке мирного стро-
ительства.

Организационный отчет охватывает три
основных вопроса, разработка которых
товарищем Сталиным представляет ценней-
ший вклад в учение о партии,

Первая часть отчета трактует об органи-
зационных связях партии с рабочим клас-
сом, «...0 тех связях и тех аппаратах мас-
сового характера, которые облегатот пазтию
ий при помощи которых партия осуществля-
ет руководетво рабочим классом, а рабочий
класс превращается в армию партии»
(стр. 197). Товарищ Сталин показывает
здесь приводные ремни, связывающие пар-
тию с рабочим классом, и определяет задачи
партии по укреплению этих приводных
ремней — профсоюзов, кооперации всех ви-
дов, комсомола, делегатских собраний работ-
ниц, школ политического образования, вы-
ковывающих командный состав из рабочих,
печати, армии Советского государства.

Вторая часть отчета посвящена - вопросу
06 ортанизационных связях и зппаратах
массового характера — о государственных
аппаратах. «Государственный аппарат, —
определяет товарищ, Сталин, — есть основ-
ной массовый аппарат, соединяющий рабо-
чий класе, стоящий у власти, в лице его
партии, с крестьянством и дающий возмож-
ность рабочему классу, в лице его партии,
руководить крестьянством» (стр. 206).

Изложив основные принципы строитель-
ства и партийного руководетва госапнара-
том в прямой связи с указаниями Ленина,
данными в его известных статьях «Вак нам
реорганизовать Рабкрин» и «Лучше мень-
ше, да лучше», товариш Сталин еформули-
ровал в отчетном докладе свой знаменитый
тезис о значении подбора и правильной
расстановки кадров, «Едва ли кто-либо из
вас будет ‘утверждать, — говорит он, —
что достаточно дать хорошую политическую
линию, и дело кончено. Нет, это только
полдела. После того как дана правильная
политическая линия, необходимо подобрать
работников так, чтобы на постах стояли
люди, умеющие осуществлять директивы,
могущие понять директивы, могущие при-
нять эти директивы, как свои родные, и
умеющие проводить их в жизнь. В против-
HOM случае политика теряет смысл, превра-

щается в махание руками» (стр. 210).

В третьей части отчета, посвященной
жизни партии, товарищ Сталин формулиру-
ет очередные задачи партии в деле улуч-
шения ее качественного состава за счет
пополнения из рядов рабочего класса, укре-
пления средних и низших звеньев партий-
ного аппарата, путем выковки и выдвиже-
ния новых кадров большевистских руково-
дителей вплоть до ПВ.

Заканчивая свой доклад, товарищ Сталин
отмечает беспримерную спаянность и епло-
ченность партии, которые она показала в
период такого крутого поворота, Kak Hal.
«Ни одна партия в мире, ни одна полити-
ческая партия такого крутого поворота не
выдержала бы без замешательства, packo-
ла...» — говорит он и прозорливо выража-
ет уверенность, что эти качества партии
являются залогом ее победы в дальнейшей
работе.

Важнейшее значение для дела защиты
ленинизма и сплочения партии имели во-
шедшие в пятый TOM работы товарища
Сталина «0 задачах партии» — доклад на
 ! раеттиренном собраний Враснопресненского

Крупнейший вклад в сокровищницу
марксизма-ленинизма представляют волтед-
шие в пятый том Сочинений работы
товарища Сталина по вонросам стратегии и
тактики ‘большевистской партии. В числе
этих работ — набросок плана брошюры «0
политической стратегии и тактике русских
коммунистов» и статьи: «В вопросу о стра-
тегии и тактике русских коммунистов»,
«Партия до и после взятия власти», в кото-
рых развит и иллюетрирован ряд вопросов,
содержащихся в наброске плана. Настоящий
набросок был использован И. В. Сталиным
также для известной броппоры «06 основах
ленинизма».

Теоретическое обобщение огромного исто-
рического опыта революционной стратегии и
тактики большевистской партии на различ-
ных этапах ве развития и определение
тактических задач в новых условиях социа-
листического строительства в работах
товарища Сталина 1921 — 1923 годов
представляет величайшую ценность. Эти
работы служили и будут служить источни-
ком для усвоения нашими кадрами основ
ленинизма.

Особый интерес, естественно, представ-
ляет впервые публикуемый в пятом томе
Сочинений набросок плана брошюры «0 по-
литической стратегии и тактике русских
коммунистов». В первом разделе этого за-
мечательного научного труда, озатлавлен-
ном «Определение терминов и предмет ис-
следования», очерчены пределы действия
политической стратегии и тактики, область
их применения и дано классическое опре-
деление терминов: теория, программа, так-
тика, лозунг агитации, лозунг действия и
т. д. в их взаимозависимости и неразрыв-
ной связи е общей теорией марксизма. В
последующих двух разделах — «Историче-
ские повороты в развитии России» и «Во-
просы» — товарищ Сталин  таскрывает
смысл и содержание политической страте-
гии и тактики, используя яркие примеры из
истории большевистской партии, основыва-
ясь на теоретическом ботатетве и величай-
шем опыте  ленинекого стратегического и
тактического руководства.

тесной связи с теоретической разра-
боткой вопросов политической стратегии и
тактики товарищ Сталин в своих работах
ставит перед партией ряд конкретных за-
дач по овладению всеми формами и вийами
борьбы в новых условиях мирного строи-
тельства, в условиях капиталистического
окружения.

Так, в статье. «Партия до и после взятия
власти» товарищ Сталин, касаясь положе-
ния партии внутри страны, указывает, что
наша партия, являвшаяся до Октябрьской
революции рычагом для разрушения старо-
го, капиталистического строя в России,
ныне превратилась в партию строительст-
ва, в партию созидания нового, `социали-
стического общества. Исходя из этого,
товарищ Сталин выдвигает перед партией
важнейшую задачу подготовки кадров по
всем отраслям хозяйственного, культурного
и государственного строительства, а также
для дела обороны Советской страны. Рань-
mé (ло взятия власти), пишет товарищ
Сталин в своей статье, «можно было о0боя-
	тись без знатоков военного и хозяйствен-
ного дела, ибо работа партии была по пре-
имуществу критическая, a критиковать
легко... Теперь партия не может обойтись
без знатоков дела; наряду с использовани-
ем старых специалистов, она должна выра-
ботать своих знатоков: формировшиков,
снабженцев, операторов (по военной ли-
нии),. продовольственников, сельскохозяйет-
венников, железнодорожников, кооперато-
ров, знатоков индустрии, внешней торгов-
ли (по хозяйственной линии). Без этого
строить нельзя» (стр. 107—108).
		Плодотворная работа
	рационализаторов
	Н-ОКИИ АВИАГАРНИЗОН. (Наш  корр.),
За последнее время в Н-ской авиачасти
проведены две инженерно-технические кон-
ференции, которыми руководили подполков-
ник Шувалов и майор Кованный, На первой
из них обсуждались вопросы экеплоатации
материальной части самолета в условиях
высокой температуры.

Хорошим учебным пособием является
сконструированный майором  Сержантовым
прибор, демонстрирующий влияние гироско-
пических моментов на полет самолета, Пед
ставляет интерес предложенный старшим
техником-лейтенантом МЛомакиным 610600
определения герметичности верхнего и ниж-
него уплотнения цилиндров в блоке мотора
водяного охлаждения. Своей плодотворной
работой рационализаторы во многом е1060б-
	ствуют повышению качества летной учебы,
	Итоги конкурса
радистов-операторов
Осоавиахима
	Подведены итоги 3-го Веесоюзного кон-
курса  радиетов-опералоров  Осозвиахима
СССР. Этот конкурс по сравнению © про-
шедшими был наиболее массовым. В нем
приняло участие более 6.000 радиолюбите“
лей Советекого Corsa.

В результате отбора лучших радистов-
операторов в заключительном, третьем туз
ре участвовало свыше 2.000 человек, 60-
ставивших 523 команды. Кроме командном
первенства, было также проведено личное
нервенство с участием 270 человек.

этом году внервые было разыграно зва-
ние чемпиона Осоавиахима СССР на 1947
год по приему и передаче азбуки Морзе. 91
звание присуждено москвичу Ф. И. Ежихи-
ну. Его результат — 250 знаков в минуту
Второе место поделили бывтая армейская
радиетка ленинградка В. Комарова и Г. Де-
лин.

Командное первое место присуждено ради-
стам города Архангельска, второе место —
одной из команд Ленинграда.

частникам, завоевавшим. первые места;
будут вручены дипломы Центрального (0ве-
та Осоавиахима СССР и ценные премии.
рисуждены премии также Ленинградскому,
Московекому п Киевскому радиоклубам,
	Быход в свет пятого тома Сочинений
И. В. Сталина — выдающееся событие в
идейной жизни нашей страны. Значение
этого события еще более возрастает сейчас,
когда советский народ готовитея от-
метить тридцатилетие советской власти и
вслед за этим четверть века со дня 0б-
разования великого Советского Союза, ис-
полняющиеея в 1947 году.

За период мирного строительства наи на-
род под руководством большевистской партии
и великого соратника и продолжателя- дела
Ленина товарища Сталина осуществил
социалистическое преобразование Советской
страны. В боях (Отечественной войны upo-
тив фашистских захватчиков: наш народ от-
стоял свое государство — великий Совет-
ский Союз.

На новом этане созидательной работы
советские люди, как и прежде, черпают из
трудов Ленина и Сталина — этого неисся-
каемого источника идей ленинизма — но-
вые силы для трудовых подвигов. Произве-
дения пятого тома Сочинений И. В, Сталина
служат той же цели, вооружая всех боль-
шевиков — партийных и непартийных. —
в борьбе за новые успехи на ПУТИ К КОМ-
	MY HHSMY.
H. ADAHACHbEB.