15 августа 1947 г., 191 (798).
	Ряд зарубежных военных авторов до
второй мировой войны высказывал сом-
нения в эффективности действий авиз-
ции на море. Однако минувшая война пока-
зала, что самолет и на море приобрел  пол-
ные «права гражданства».

Перед второй мировой войной и во
время нее тактико-технические данные
самолемв и методы боевого ‹ использова-
ния  военно-воздущных сил изменились.
(овременное состояние авиатехники при-
дало авиации значительный универса-
лизм, сделав ее «дальнобойной» и спо-
собной нести мощные и разнообразные
боевые средства: бомбы, торпеды, мины,
снаряды и  реактивное оружие. Все это
позволило авиации решать задачи боръ-
бы с флотом как в совместных действи-
ях с надводными и подводными кораб-
лями, таки в самостоятельных опера-
WAX.

Заслуживает внимания и то обстоя-
тельство, что в первый период второй
мировой войны зенитная артиллерия во
флоте была слаба, и только к концу вой-
ны количество средств ЗА на кораблях
резко увеличилось наряду co значитель-
ным  совершенствованием ‘ее боевых ка-
честв, Радиолокационные станции начали
широко применяться ‚ на кораблях не
только для обнаружения и опознавания
	самолетов, но И в системе управления
огнем.

Олнако не только спениальные авиз-
	носные самолеты, но и самолеты Oepero-
вого базирования принимали в минувшей
войне пгирокое участие в операциях на
море.
	Опубликованные за рубежом HeKOTO-
рые данные о потерях кораблей  позво-
ляют заключить, что наиболее эффектив-
ной комбинацией против крупных мор-
ских кораблей оказались совместные уда-
ры самолетов-—торпедоносцев и бомбарди-
ровщиков. Это и понятно, так как улуч-
шение конструкции крупных морских
кораблей и усиление средетв зенитной
обороны сделали их значительно менее
уязвимыми в бою. Только комбинация
боевых средств и методов атак, позволяла
наносить чувствательные удары морским
кораблям разаичных классов. Были так-
же часты случаи, когда авиация привле-
калаюь к нанесению совместных ударов с
военно-морскими соединениями:
	Приводимые ниже данные о потерях
	флота от возлеиетвия авиации имеют в
BULY ‘Только случаи гибели боевых ко-
раблей, что необходимо Учитывать при
	оценке эффективности авиационных средств.
Эти данные также не освещают мето-
дов оперативного использования авиации
и тактических приемов, а только рас-
сматривают конечные результаты дей-
ствия различных родов вооруженных сил
по 0б’ектам военно-морском флота.
	Из 9 случаев гибели крупных котад-
лей фашистской Германии  непосредствен-
HO OT воздействия авиации мы  коснемея
лишь наиболее характерного’ -— потопле-
ния линейного корабля «Адмирал Тир-
пиц» 12 ноября 1944 года английскими
тяжелыми = бомбардировщиками  «Ланка-
тер».
	Ворабль был атакован и потоплен
время стоянки на якоре у Тромсе. В на-
лете непосредственно на корабль приняло
участие 29 самолетов из 32, вылетев-
ших с аэродрома. Общий. весе сброшенных
бомб достигал 150 тонн. «Адмирал Тир-
ni получил ряд прямых попаданий,
несколько бомб взорвалось вблизи 6op-
та. В результате нанесенного бомбардиро-
вочного удара корабль потерял устойчи-
вость.. перевернулея и затонул.
	Следует отметить, что все из упомя-
нутых 9 кораблей (из них 3 линейных)
потоплены авиацией на якорных стоян-
ках. Только один германский линейный
корабль «Бисмарк» был потоплен в Ce-
верной Атлантике в результате атак над-
водных кораблей и авианосной авиации.

этой операции авиация успешно вы-
полняла задачи разведки, & затем тор-
пными ‹ атаками ‘привела германский
корабль в состояние неспособности про-
должать движение, чем обеспечила сбли-
жение с ним надводных кораблей и унич-
тожение его артиллерийским и торпед-
ным огнем, (Журнал «ОпНеф Э4айез Naval
Institute Proceedings» 34 SHBapb HH Март

1946 r.).
	Тот же журнал в номерах за январь И
март дает более полные еведения о гибели
кораблей японского флота. Поэтому возмож-
но рассмотреть причины их гибели более
подробно.

Из 11 потопленных японских линейных
кораблей потоплено от воздействия авиа-
ноеных самолетов би один в результате
совместного удара надводных кораблей и
авианосных самолетов.

Рассмотрим два характерных случая
мак американской авианосной авиации
по японским линейным кораблям, которые
дают некоторое представление 0 такти-
ческих приёмах американских летчиков И
характере применяемых ими боевых средств.

7 апреля 1945 года в результате вом-
бинированного удара 386 самолетов-пие
	кировшиков «Хеллдайвер», самолетов-тор?
	подоносцев Грумман «Вайлдкот» и истреби-
телей была разгромлена 1-я ударная 55-
	ГКТАЛИНС
		ективность ударов авиации
по военным кораблям \
	  *«
По материалам
	иностранной печати
*
	тонн, вступившего в строй в 1942 году),
одного легкого крейсера и восьми минонос-
цев. В базу вернулись лишь три минонос-
ца, вее остальные были нотоплены.

Линкор «Ямато» был поражен десятью
торпедами, пятью 500-фунтовыми  б0м-
бами и восемью ракетными  снаряда-
ми. Все атаки производилиеь с левого
борта (только одна торпеда попала в
правый борт). Корабль скоро получил
крен, который в результате последую-
щих попаданий увеличилея и привел к
переворачиванию корабля.

Успеху американеких самолетов в дан-
ном случае  снособствовало отсутствие
Y японской эскадры прикрытия с в03-
духа, ПВО эскадры обеспечивалась толь-
Ко огнем зенитной. артиллерии.
	Американские авианосцы, с которых взле-
тали самолеты, находились на расстоянии
280—370 километров от японской эскадры.

Во втором случае в результате ударов
авианосных самолетов по японским кораб-
IAM, стоявшим в военно-морской базе Куре,
24 и 28 июля 1945 года были потоплены
три линейных корабля. Удары наносились
пикирующими бомбардировщиками, исполь-
зовавшими 500-, 1.000- и реже — 2.000-
фунтовые бомбы.

Истребители сопровождения, используя
как пушечно-пулеметный огонь, так и ра-
кетные снаряды, также принимали участие
в атаках кораблей. —

В налете 28 июля участвовало несколько
десятков сверхкрепостей «Б-29», но тав
как они сбрасывали бомбы с больших высот,
то прямых попаданий не было. Так, линкор
«Исе» атаковали 18 самолетов, но все бом-
бы упали вне цели и не причинили ему
никаких повреждений. Так же безуспешны
были удары по линкору «Харуна», авианос-
цу «Амаги», крейсеру «Тоне». Лишь крей-
сер «Аоба» получил попадания четырех
бомб, в результате чего у него отвалилась
кормовая часть, корабль принял много воды
и осел на грунт.

Судьба японских авианосцев такова, что
Япония в течение войны потеряла 20 из
имевшихся 25 кораблей этого класса.

Наиболее тяжелые потери в авианосцах
японский флот понес в операции у острова
Милуэй 4—5 июня 1942 года, когда от воз-
	 дейетвия американских авианосных самоле-
	тов-торпедоносцев и самолетов-пикировщи-
ков были потоплены авианосцы «Вага»,
«Акаги» и быстроходные «Сорю» и «Хирю».

Американская авианосная авиация в по-
следние месяцы войны при налетах на
японские авианосцы во время их стоянки
	в базе Куре впервые довольно успешно при-.
	менила реактивные снаряды. Ho эффектив-
ность ИХ действий Из-за малого калибра
была незначительной, хотя они и причиня-
ли серьезные повреждения летным палу-
	от воздействия авиации погибло 106 еди-
ниц, т. 6 27 процентов. (Ежегодник
«Вгаззеу‘з Мама! Annualy за 1946 г.).
	Качественная сторона потерь выглядит
так: из 20- крейсеров потоплены авиацией
11. Заметно превалирование роли авиации
в потоплении эскадренных миноносцев:
из 86 потопленных миноноецев на долю
авиации падает 50. С другой стороны, сле-
дует отметить, что большее число фрегатов
и корветов было потоплено подлодками,
а авиацией-—только 5. Характерно, что
среди потерянных Англией подлодок 9 по-
	топлены самостоятельно атаками С в95°
духа. :
Наиболее тяжелый урон от авиации
	противника английский флот понес 10 де-
кабря 1941 г. у побережья Малайи, когда
шедшие без авиационного обеспечения ли-
нейный корабль «Принц Уэльский» и ли-
нейный крейсер «Рипале» были потоплены
в результате комбинированных ударов
японских самолетов — торпедоносцев и
бомбардировщиков.
яз

Военно-морские силы СПА в оеновном
действовали в Тихом океане. Поэтому ec-
тественно, что крупные корабли (линкоры,
авианосцы BCeX тинов, крейсера и эска-
хренные миноносцы) гибли именно в Ти-
		Обзор печати    ропаганда идей
советского патриотизма
	Твардии старший лейтенант Т. Ильин
несколько раз перечитывал книгу: Николая
Островского «Как закалялась сталь». В
своей корреспонденции «Павел Корчагин
звал ‘на линию огня», напечатанной в га-
sere «Врылья Советов», тов. Ильин делится
своими мыслями о любимом герое: советеких
воинов.

«В музее Советской Армии, — пишет
тов. Ильин, — я видел десятки ‘партий-
ных и комсомольских билетов, пробитых
осколками снарядов и пулями, окрашен-
ных кровью верных сынов народа, кото-
рые отдали свои жизни во имя счастья
социалистической Родины. Рядом с ком-
сомольским билетом часто хранили наши
воины листки со словами Островского а
смысле жизни. Это было для них клят-
вой на верность народу, на беззаветное
служение идеям партии Ленина —
Сталина»,

Раскрывая далее, почему образ Корчагина
так волнует советекую молодежь, автор кор-
респонденции заключает:

«У Корчагина мы учимся и теперь со-
циалистическому отношению к труду, к
своим обязанностям перед Родиной».
«Ёниги, которые воспитывают воинов»

— так озаглавила газета «Врылья Сове-
тов» страницу, целиком отведенную расека-
вам читателей о НХ, литературных
произведениях,

Майор Г. Соболь в статье «У стен Ста-
линграда» пишет о том, что среди многих
литературных героев больше всего ему
запомнилея капитан Сабуров из повести
В. Симонова «Дни и ночи»,

«Все поведение Сабурова, — отмечает
тов. Соболь, — одухотворено высокой
идеей. Для него Отечество — это совет-
ская власть, социализм, партия Ленина —
Сталина. Сабуров — вот герой, который
достоин подражания».

В заметке «Пример Aaa Каждого летчи-
ка» младший лейтенант Г. Казарин paccka-
зывает 0 своем впечатлении о прочитанной
им книге Б. Полевого «Повесть о настоящем
	человеке». Он говорит, что чувство боль-
	шой гортости вызывает герой этой повести
Алексей Мересъев. чей героизм и мужество
являются выражением высоких моральных
качеств советското человека со всем его
идейным и духовным превосходством над
этоистической идеологией буржуазного ми-
ра.
С выступлением тов. Казарина  перек-
ликаются и другие корреспонденции, Эта
страница -— бесспорно удачное выступле-
ние газеты. Воспитание наших авиаторов
на героических образах высокоидейных
произведений советских писателей —
действенный метод пропатанды идей совет-
ского патриотизма.

Но литературные произведения — aro
только одна из форм воспитания любви к

циалистической Родине, и газета, не лолж-
на отраничиваться только ею,

Воины, движимые великим чувством
патриотизма, изо дня в день совернгали геро-
ические подвиги. Хорошо делает редакция
«Крыльев Советов», что регулярно печатает
материалы ю летчиках-героях. _

Недавно, например, в газете опубликована
страница «Слава repos бессмертна!». Ona
посвящена Герою Советского Союза капита-
ну Михаилу Осипову, повторившему подвиг
Гастелло, Напечатанные материалы воскре-
шают.в памяти читателей образ отважного
сталинского сокола, верного сына советского
народа. Но недостатком этих материалов
является то, что редакция не отразила в
них, как авиаторы берегут и тмножают
	славные традиции однополчан-героев, кам
они сейчас совершенствуют свое авиацион-
ное мастерство и повышают боеготовность
своих частей;

0с0б0е значение приобретает теперь. яр
кий показ жизни социалистической Роди-
ны и героического труда советского народа
над выполнением послевоенной сталинской.
пятилетки.

Газета «Крылья Советов» правильно
поняла свою задачу и систематически пуб=
ликует статьи, корреспонденции и очерки,
рассказывающие о восстановлении и развиз
тии народного хозяйства нашей страны. Она
отводит значительное место’ патриотичес-
кой переписке авиаторов с родными, $
предприятиями и колхозами. печатает рас.
сказы отпускников, побывавших на Роди+

е.

Вот № 135. Здесь напечатан ответ мая
тери воздуптного стрелка комсомольца Егоч`
шина на письмо авиаторов, которые писа»
ли ей о вамечательных успехах ве сына
—- отличника боевой и политической нод*
готовки. Мария Етошина пишет, что их
письмо придало ей новые силы для рабох _
ты в колхозе, Она дает наказ своему сы» -
ну: «Учиться и работать еше лучи, быт
достойным сыном нашего советского наро»
да».

В № 156 помещена корреспонденция
«Волнующие письма». это — письма от
колхозников своим землякам об их успехах
в 6005бе за высокий урожай. Они радуют
сердца солдат, сержантов и офицеров, вооду*
шевляют их на лучшее выполнение ‘воина
ского долга.

Эти патриотические письма интерес
ны прежде всето тем, что они убедительно
рассказывают о ‘кипучем, самобтверженном,
труде на благо Родины. Они тажже свиде»
тельствуют о крепкой связи народа со евом
им любимым детищем — армией, стоящей
на страже мирного созидательного труда
советекого нарола,
	Мы остановились только на некоторыз
формах воспитания чувства советекото паз
триотизма, которые в той или иной мере
нашли свое отражение на’ страницах
«Крыльев Советов». Разумеется, что рабо-
та газеты в этой области еще явно недо»
статочна. Далеко не всё нубликуемые ма»
териалы Удовлетворяют читателей. Мало
еще в газете оригинальных статей и полбо*
рок, показывающих на взятых из жизни
фактах величие побед социализма, живоз
творную силу советского строя.

Долг каждой газеты-— тире и глубже поз
хазывать величие нашей Родины, ее
превосхолетво перел буржуазными государ.
	ствами, воспитывать Y COBETCROTO в0+
ина гордость за свою страну. Bax
цача газет — интересно. — обетоятелья
	HO рассказать авиаторам о достижениях
Советского государства за 30 лет его су
ществования, о великих завоеваниях Hae
птего народа, одержанных пол руководством
большевистекой партии, ее вождей Ленина
и Сталина.

Газеты обязаны всемерно помотать ко»
мандованию и партийным ортанизациям
добиваться того, чтобы каждый воздушный
воин высоко держал свое достоин
ство, ‘был постоянно бдительным. А
для этого необхолимо, чтобы наши’ газеты
еше сильнее развернули пропаганду идей
	советского патриотизма, показывали кон
кретные примеры его. проявления, широко
используя для этой цели все свои возмож.
ности.
	Отличник боевой и политической
подготовки старший техник-лейтенант
Л. Степанов за осмотром материальной
части после Полетов.

Снимок Ф_ Земченко.
	Гассказы
о пятилетнем плане
	В подразделении, где секретарем пар-
тийной организации старший  техник-
лейтенант Вазимирчук, широко пропаганди-
руется новый сталинский пятилетний
план. Здесь регулярно читаются лекции,
доклады, проводятся беседы. Старший
техник-лейтенант Казимирчук, например,
прочитал лекцию на тему; «Советский
народ в борьбе за досрочное выполнение
пятилетнего плана». Старший‘ лейтенант
Маслов провел с воинами содержательную
беседу о ‘новостройках в новой сталинской
пятилетке. Старшина Джеджелава и стар-
ший сержант Чиликин рассказали моло-
деки о заботе партии и советекого пра-
вительства 0 повышении материального и
Культурного уровня жизни народов СССР.
	Миво и интересно проволит агитапион-
	ную работу и комеомольекая организация
этого подразделения. Она ведет постоян-
ную переписку с работниками сельского
хозяйства, фабрик, заводов.
	Письма колхозников. и стахановцев умело
используются агитаторами в их повседнев-
ной работе. Бюро комсомольской организа-
ции часто ‘устраивает вотречи воинов с
молодыми стахановцами местных ‘предири-
ятий.

В комнате для политико-просветитель-
ной работы оборудованы монтажи, посвя-
щенные выполнению пятилетнего плана
по различным отраслям народното хозяй-
ства. Лейтенант Бабкин и сержант Садо-
мов сделали интересный альбом, rie
наглядно показаны грандиозные успехи,
которые будут достигнуты советским на-
  родом к 1950 году.

Повседневно раз’ясняя величие пятилет-
него плана, коммунисты,  комеомольцы,
агитаторы: призывают. воинов к лальней-
шему ‘совершенствованию ‚боевой выучки,
укреплению воинской лисниилины и по-
	Лейтенант А. ВАВИЛЕНКО.
	Встреча авиаторов
со старыми москвичами
	МОСКОВСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ. (Наш

керр.). Авиаторы Н-ской части проводят
ряд мероприятий, цель которых — всесто-
ронне изучить восьмивековую историю сто-
лицы нашей Родины.

Недавно здесь побывали старые москов-
ские большевики, рабочие: завода. «Динамо»
им. Кирова тт. Барканов и Горшков. Много
интересного рассказали ветераны-москвичи

‘молодым воинам о столице. Они вспомнили

дореволюционнуо Москву, когда труд рабо-
чих на заводах был подневольным, ка-
торжным, вспомнили о первых социал-демо-
кратических кружках на заводе, о москов-
ских баррикадах 1905 года, о Февральской

и Октябрьской революциях в Москве.

С большим интересом слутали молодые
авиаторы рассказы старых москвичей,

Текторы Московского лекционного бюро за
последние две недели прочитали в части ряд
лекций, посвященных 800-летию . столи-
цы. Они осветили темы «Роль Москвы в
образовании русского национального госу-
дарства», «Прошлое Москвы в названиях
улиц и площадей», «Москва в Великой Оте-
чественной войне», «Сталинский план ре-
конструкции Москвы».

В подразделении капитана в вол-
дат Тихомиров сделал фотоальбом 10 исто-
рии Москвы. В нем собраны снимки, газет-
ные и журнальные вырезки по истории сто-
IATL, фотографии, показывающие  сталин-
ский план реконструкции Москвы в дейет-
НИЙ.

Весь личный состав авиачаети побывал
в Пентральном музее В. И. Ленина, на

` Брасной площади, Носетил Исторический

музей, где открылся специальный ‘отдел
«История развития Москвы», Музей изобра-
зительных искусств, Третьяковскую гал-
лерею. На-днях будет проведена экожурсия
по каналу Москва-—— Волга.
	НОВЫЕ КНИГИ
«КОМПАСНАЯ НАВИГАЦИЯ»
	Военным издательством выпущена’ вторая
часть Курса  самолетовождения, «Вомпас-
ная Навигация» (Москва — 1947 г., стр.
295, пена 7 руб.). Авторы труда — пол-
ковник В. Г. Ратц и полковник Н. В. Ври-
воносов.

В введении & книге авторы ‘отмеча-
ют, что компасная навигация остается 0с-
новным способом  самолетовождения, не-
смотря на то, что в последнее время весьма
широкое распространение получили‘ другие
способы. в частности радионавигация.
	Первые главы кпиги излагают вопросы,
связанные с курсом самолета, углом сноса,
высотой и скоростью полета. В последую-
щих главах описан аэронавигационный
треугольник, даны сведения о способах
	прокладки пути и визуальной пеленгации.
Заключительная глава знакомит с такти-
ческой навигацией.
	Из потерянных 105 крупных кораблей
(от линейных кораблей до эскадренных
миноносцев) потоплено при воздействии
авиации 36 (34,6%). (Журпал «ОпНед
States Naval Institute Proceedings» 3a mioap
1945 г.). В частности, при налете японской
авианосной авиации на Пирл-Харбор 7 де-
кабря 1941 г. были потоплены 5 и повреж-
  дены 3 ‘линейных корабля. (Жнига «Те
  campaigns of the Pacific wary изд. 1946 г.).
	Заслуживают внимания данные о гибели
американских надводных кораблей во вуе-
мя операции у 0. Окинава от воздействия
японских  самолетов-самоубийп «Вамика-
`зе» *). Соединенные Штаты пока опу-
бликовали только общие цифры потерь и
повреждений, полученных в результате
атак «Камиказе», без указания классов
кораблей, однако, по. некоторым данным,
опубликованным в печати, можно судить,
что это были главным ‚образом эскортные
авианосцы, легкие крейсера и. миноносцы.
	В периодх борьбы за остров Окинава
японцы организовали десять массирован-
ных рейлов «Камиказе», в которых при-
няли участие 1.465 самолетов. Наиболее
тассированный налет имел место 6 апреля
1945 тода с участием 355 машин, а 16
апреля в налете на авианосец «Интерпид»
участвовало 210 самолетов. В результате
этого налета корабль получил очень тяже-
лые повреждения.
	  В промежутках между массированными
ударами производились налеты самолетов-
  самоубийц одиночек. В результате ‘этих
атак было потеряно 26, кораблей и нанесе-
at повреждения 164 кораблям (в том чис-

jae не менее чем б авианоспам).
хех Я
	В ходе второй мировой войны авиация
стала весьма эффективным средством борБ-
бы на море. Она сделала невозможным уе-
пепгное ведение морских операций в усло-
виях необеспеченного тосподетва в воздухе.
Только надежное прикрытие кораблей 6
воздуха обеспечивает успешные действия
морских сил.
	  Опыт боевых действий авиации во второй
  мировой войне показал, что любое бомбоме-
тание с больших высот против кораблей,
имеющих возможность маневрировать, яв-
	ляется мало эффективным. Лишь комбини-
	‘рованные налеты бомбардировщиков, деи-
ствующих со средних высот, с пикировщи-
ками и низко летящими торпедоносцами obe-
 спечивают успех. Тот же вывод напранти-
‘вается и при оценке результатов ударов по
кораблям, стоящим на якоре. Являясь «то-
 чечными» целями, они требуют только точ-
‘ного прицельного бомбометания.

Оценивая возросшее значение Ява. В
войне на море, тем не менее нельзя Укло-
нятьея в другую крайность, утверждая,
что авиация способна заменить морскую
силу или снять ее с поверхности морей и
`океанов. Такая концепция несостоятельна,
“уже исходя из того, что авиация, несмотря
на свое высокое техническое совершенство,
не способна заменить морской транспорт,
а раз существует морской транспорт,
нужны и военно-морские силы.

Иногда в зарубежной печати выеказы-
вается точка зрения. что теперь корабли
не могут успешно сопротивляться атакам
авиации. Не отрицая возросттего значения
авиации в борьбе на море, следует иметь
в виду, что основная масса линейных ко-
раблей погибала, подвергаясь атакам в ба-
зах, когда они не имели возможности
маневрировать, с другой стороны, среди них
было много устаревитих,
	Капитан   ранга А. РОДИОНОВ.
	*)  Самолеты-самоубийцы «Kamikaze»
(«Священный вихрь») представляли собой
устаревшие самолеты, преимущественно ист-
ребители, которые с грузом бомб пикировл-
ли на корабли: Были еще небольшие реак-
тивные самолеты «Бака», также управляе-
мые летчиками-смертниками. Они’  доставля-
лись к об’екту нападения на 20 — 30 миль
самолетом-маткой, затем выпускались и да-
лее летели, приводимые в движение ракет-
	пятнадцать лет,  отданных параптютному
спорту, у него не было ни одного проистше-
ствия. Это — результат вдумчивой, серь-
езной подготовки к каждому прыжку, crpo-
жайшей дисциплины, организованности и
аккуратности.

У мастера парапиютного спорта вырабо-
талась своя система обучения людей, своя
методика.
	Десятки авиаторов, которым на войне
пришлось совершать вынужденные прыж-
ки, приземлятьея ночью в тылу врага. с
	благодарностью вспоминали наставления и
советы подполковника Малинко.
		[ермании непосредетвен-  и Боръозаро  поороздотыя  мосер NNR SS
я авиации мы коснемоя бам, лишая авианосцы способности нодни-

о на   Мать. и принимать ‘еамолетьт. .
	В результате самостоятельных ударов
авианоеных самолетов было потоплено 10
японских авианосцев.

Не разбирая деталей гибели японских
крейсеров, следует отметить, что из 16 по-
топленных кораблей от удара авианосных
самолетов потоплено 8 и совместными
действиями надводных кораблей и авианос-
ных самолетов — 3. Причины гибели рас-
пределяются следующим образом: из 22
легких крейсеров, бывитих в японском фло-
те, погибли от атак авианосных самолетов
би авиации берегового базирования — 1.

За время войны Япония потеряла 118
эскадренных миноносцев, из них 26 —
в результате воздействия  авианосных
самолетов, 11=—от атак армейской авиации,
3 — от атак летающих лодок и 5 — от уда-
ров авиации берегового базирования.

Из 119 погибших подлодок 19 потоплены
в результате самостоятельных действий
авиации.

Эффективным явилось использование
мин в воздушно-морекой войне. Известно,
что только английская авиация с активной
пелью в европейских водах выставила
56.300 мин, в то время как надводными
кораблями и подводными лодками было

выставлено лишь 20.400 мин. (Журнал
«United States Naval Institute Proceedings»

за январь 1947 г.). ]

Широкое применение английской авиации
для минирования вело к большим потерям
кораблей и транспортов «етран оси» и втя-
нуло их в напряженную тральную кампанию
и заставило привлечь для борьбы с минной
опасностью большое количество разнообраз-
ных кораблей, значительные материальные
и людские вилы и средства. По некоторым
данным, опубликованным в английской пе-
чати. на активных минных заграждениях,
выставленных авиацией, надводными кораб-
тями и подводными лодками, погибло 1.050
	роённых. кораблей и торговых судов против-
	ника и было повреждено 540 единиц.
	Эффект потерь морского флота противника
на активных минных заграждениях усугуб-
лязся тем обстоятельством, что корабли то-
нули в навигационно узких местах, и это
приводило в своеобразному «блокированию»
фарватеров, проливов, гаваней, каналов и
рек.

Боевые корабли английского флота несли
потери от воздействия авиации и подлодок
противника больше, чем от каких-либо дру-
гих сил. Из 389 кораблей, не включая сю-
	па смотре художественной самодеятельности
Веенно-Вездушных Сил
	(ЗАМЕТКИ ИЗ ЗРИТЕЛЬНОГО ЗАЛА)

танты увидели все то чуждое, наносное, UTE
мешало тов. Поповой расти и совершенетво*
ваться. Они помогли ей, Елена Попова по
няла, что от нее требуется. И если вначале
в ее исполнении еще чувствовалея налет
плохой эстрады, то исполнением песни
Жарковекого «Моронка» тов. Попова доках
зала, что путь роста намечен ею правилья
HO,

Этот факт чрезвычайно показателену
Возьмем, к примеру, хор жен офицеров, ис“
полнявигий воронежекие частушки, < широко
известные в нашей стране. Текст этих за
невок в исполнении хора имел еще и под“
текст, который почему-то особенно акцен=
‚тировалея. В результате совместной работы
участников хора и консультантов эти недоз
статки были устранены.

Отличным исполнением плябового наига
	стране -— всегда’ рыша на балалайке обратил на себя вниз
	мание слушателей старитий сержант Афа-
насьев. Интересным было и выступление
акробатической группы под руководством
старшего лейтенанта Конлракова. Вели в ра-
боте этой грушты и есть некоторые нелостат-
KH, то их надо отнести только ю режиссуре
и легко можно устранить, после чего вы
ступления группы будут более стройными и
четкими. .

Следует также отметить выступление
хореографической группы под руководством
рядового Балавадзе, которая хорошо испол-
нила несколько грузинских народных  тан-
цев и в том числе «Колхозный танец».

Смотр художественной самодеятельности
Военно-Воздушных Сил подходит к концу.
Он является показателем того, какие заме
чательные таланты таятся в среде совет
ских воинов, Вместе с тем он представляет
собой большую школу, в которой участники
самодеятельности имет возможность 0бме-
НЯТЬСЯ Опытом.

После заключительного. концерта участ
ники смотра вернутся в свои части. Их
ждет большая работа с тем, чтобы поднять
художественную самодеятельность на еще
более высокий идейный уровень, придать ей
действительно массовый размах,

Член жюри смотра
Яков ШВЕЛОВ,
	30-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ
	сотни. концертных бригад. Выделяются
средетва для оборудования сцен районных
театров, домов культуры и клубов.

Театры направят в районы режиссеров п
артистов, которые окажут помощь коллек-
тивам художественной самодеятельности
при постановке праздничных спектаклей,
концертов и т, я,
	Уже прошло несколько концертов емотра
художественной самодеятельности Военно-
Воздушных Сил. На них выступают офице-
ры, члены их семей, сержанты и рядовые.
Программы концертов интересны и разнооб-
равны. На сцене мы видим певцов, танцо-
ров, чтецов, акробатов, музыкантов... И поэ-
‘тому очень трудно ответить на вопрос, что
же было самое интересное на этих концер-
тах. Можно сказать лишь одно, что в худо-
жественной самодеятельности Военно-Воз-
душных Сил очень много ‘одаренных и сто-
собных исполнителей.

Остановимея на программе одного кон-
перта. Он ничем не выделяется ни по’ ре-

пертуару, ни по исполнителям. JTO — ря-
	довой концерт смотра.

В каждой несне или мелодии — ‘будь то
протяжная старинная или современная,
но уже полюбившаяся стране’ -— всегда
бьется и живет великое серлие народа-твор-
ца. Именно такие современные и. народ-
ные песни и исполнялись на этом концерте.

Из вокалистов прежде всего’ выделяется
старший лейтенант Мухин. Он прекрасно” и
	выразительно исполнил песню  советевого
	композитора Б. Мокроусова“ (текст А. аро-
ва) «Заветный камень» и лирическую лю-
бимую летчиками песню. В. Соловьева-Седо-
то «Пора в путь-дорогу». Хоропю исполнил
старинные пеени «Вот мчится тройка» и
«Ах, Настасья» лейтенант Евдокимов.
№ена офицера Елена Попова на этом же
концерте спела две песни. В ее исполне-
нии было много задушевности и лиричности.
Номер, как принято говорить, имел ус-
пех Но вряд. ли кто из слушателей емог
	представить ту большую предварительную
		работу, которую провели участница смотра
Е. Попова и творческие консультанты.

Елена Попова уже выступала на одном
из концертов этого смотра. Еще тогда было
отмечено, что она способная исполнитель-
ница, которой, однако, следует много рабо-
тать и учиться, потому что в манере ее
исполнения есть много чуждого настоящему
искусству.

Как опытный художние различает под
слоем аляповато размещенных красок мане-
ру талантливого живописца, так и консуль-
	СПЕКТАКЛИ И КОНЦЕРТЫ К
	В подготовку к празднованию 30-летия
Великой Октябрьской социалистической ре-
волюции включились до 160 тысяч работни-
ков искусств.

Театры, концертные организации, худо-
жественные учебные заведения и цирки
взяли шефство над двумя тысячами сель-
ских районов страны.

В дни праздника, в районы булут посланы
	кадра в составе новейшего, линейного ко-   THA Gel. еее а ЕР Те ПН
бля «Ямато» (водоизмещением . 79.000   да вспомогательные суда и мелкие корабли,   ными двигателями.

a

eee er NNN,
	Поднолковник Малинко является одним из
пионеров парашютного стюрта в нашей стра-
не, Он непрерывно совершенствует свое ма-
ereperao. Тов. Малинко много раз прыгал
На покрытые” лесами сопки Забайкалья,
чобы определить. как лучите приземляться
на деревья. В другой раз он поставил пе-
pet собой залачу: попасть на небольую
тесную полянку, освещенную светом KOCT-
па. Насколько ценным был этот опыт, под-
твердила Великая Отечественная ` война.
Многие из учеников‘ Малинко ne pas CY”
‘кались на паралютах в ТЫлУ врага.
Учеников у него тысячи, ибо за пятнадцать
16, омапных парамиотному делу. тов. Ма-
MIKO ПОолготовил Около’ пятнадцати тысяч
	41500 ПРЫЖКОВ С ПАРАШЮТОМ
	парашютистов. Указания Учителя, ето
опыт, его. выучка помогали им выполнять
сложные задания на фронте.

Высокое звание мастера параппотного
спорта СССР свидетельствует о выдающем-
ся мастеротве офицера Малинко, Он прыгал
в ветер, достигавший пятнахцати метров в
секунду, отделялся ‘от самолета в то время,
когда тот выполнял мертвую петлю и дру-
гие сложные фигуры высшего пилотажа.

29 июля этого года, в канун Лня воз-
душного Флота. подполковник Константин
Константинович Малинко совершил свой
тыюяча пятисотый прыжок с самолета и за-
нял второе место после поднолковника Ро-
манюка — по количеству прыжков. За