28 февраля 1950

метрально противоположными установками?

Целый ряд возражений вызывает статья
В. Никольского и Н. Яковлева“ ‚«ОСНоВ-
ные положения материалистического. учения
	 Н. Я. Мара о языке», в которой авторы
	исказили и обеднили ряд положений ‘учения
Н. Я. Марра.

Если Марр рассматривал язык как.  руп-
нейшее достояние культуры, развивающееся
вместе с ростом производительных сил, то ав-
торы статьи, говоря о содержании и ‘форме
слова, нишут, что Марр «видел в словах свое-
го рода окаменелые отпечатки мыслей ‘давно
минувших тысячелетий» (стр. 267). Cote

Главную заслугу Марра авторы статьи. ‘BM
дят в TOM, что он занимался «мышлением
древнего человека (каменного века)» и вопро-
сами происхождения языка. Они пишут. о
кинетической речи «обезьянолюдей», изгото-
влявших «цельнокаменные орудия» и. т. -д.
(стр. 269). Эти рассуждения в весьма малой
мере отражают основное направление иссле-
дований Марра по истории языка, но зато
они не могут не вызвать в памяти так назы-
ваемых «языкофронтовцев» с их клеветниче-
скими утверждениями, что Марр, интересо-
вался лишь языком «наших волосатых ЗЕ:
ков»,

В журнале опубликована статья И. Двор
кина «По заказу американского и.английско-
го империализма», посвяшенная критике аме-
риканской реакционной идеологии KOCMO-
политизма. Эта важная тема автором разреше-
на неудачно. Автор не показывает  разбой-
ничью, космополитическую идеологию вери
канского империализма на практике,
вскрывает истинную подоплеку. всех этих «sa
падных союзов», «северо-атлантических пак-
тов», создания военных баз. и объединенных
штабов, безудержную гонку вооружений,
идеологическую экспансию США как практи-
ческое воплощение стремлений американскогс
империализма к мировому господству и.к-вой-
не. Автор слабо также показывает. рост демо-
кратических сил, защищающих мир и.незави-
симость народов, ведущую роль Советского
Союза как оплота сил демократии и мира.

В первом номере журнала «Вопросы филосо-
фии» . опубликована статья Д. Чеснокова
«Пушкин и его место в истории. русской об-
‘цественной мысли ХХ века». Автор в об-
щем правильно характеризует связь миро-
воззрения . поэта. с идеологией декабризма,
материалистические и атеистические тенден-
ции, проеветительство. Но.он не раскрывает
всей сложности и противоречивости мировоз-
зрения Пушкина, не показывает. ее
истоки мировоззрения поэта.

Одним из крупнейших недостатков B рабо-
те журнала. попрежнему остается отрыв его
от практики социалистического строительства,
отставание от жизни советского общества. В
журнале «Вопросы философии» мы не-най-
дем ни одной статьи, которая была бы: по-
священа _ ‘философскому . обобщению новых
явлений, ‚происходящих в жизни Halen
страны. На страницах журнала до сих -пор
не нашли глубокого. освещения такие живо-
трепещущие вопросы, как критика и. само-

критика, разработка . теоретических ‚основ
литературной критики, советской эстетики,
этики. +

Журнал «Вопросы философии» делает
	серьезную ошибку, что выпускает из поля
зрения своей деятельности такое событие. в
идейной жизни нашей партии, как четвертое
издание Сочинений В. И. Ленина и издание
Сочинений И. В. Сталина. В журнале не было
помещено ни одной специальной. статьи, по-
казывающей великое философское богатство,
заложенное в гениальных трудах Ленина. и
Сталина.
По совершенно непонятным причинам жур-
нал «Вопросы философии» до сих пор не
имеет на своих страницах отдела консульта-
ний. В журнале слабо поставлены KpuTHKA и
библиография.
Редколлегии необходимо серьезно `по-
думать о регулярном выходе журнала’ «Во-
просы философии». В стране это, пожалуй,
единственный журнал, который выходит от
случая к случаю. Только безответственностью
и неуважением к читателю со стороны фел-
коллегии можно объяснить тот факт, что-за
1949 год пока вышел только второй номер
журнала. ee
Долг советских философов и его теоретиче-
ского органа, журнала «Вопросы ` филосо-
фии»,— быть в первых рядах борцов в деле
НО строительства коммунизма.
А. ОКУЛОВ.
A. ФЕДОРОВ,
	ков. Некоторые наши скульиторы, сле-
дуя методу импрессионизма, мраморные
скульнтурные портреты оставляют  неза-
вершенными. Такие портреты внизу пе-
реходят в глыбу мрамора. В работах скульп-
торов Знобы, Ковалева, Никогосяна  ча-
сто `голова портрета выступает из бесфор-
менной массы. Из декоративных бесформен-
ных глыб выступают головы некоторых пор-
третов скульптора Томского. К сожалению,
и автор этих строк также отдал. дань такому
увлечению в двух мраморных Gpctax.

Надо понять со всей остротой, что имирес-
сионизм глубоко враждебен. большевистскому
партийному искусству, несовместим с. прин-
ципами социалистического реализма, пере
житки импрессионизма в творчестве совет-
ских скульпторов требуют самой резкой кри-
тики.

Импрессионизм является течением “pear-
ционной идеологии империализма, а теоре-
тической основой его-—философия субъектив-
ного идеализма. Импрессионизм противопо-
ложен и враждебен марксистско-ленинской
эстетике; он считает, что главным критерием
познания действительности является лич-
Hoe, субъективное ощущение художника, вы-
ражение которого и объявляется главной за»
дачей искусства, Импрессионизм является ан-
тиобщественным направлением в. искусстве,
он проповедует индивидуализм, насквозь
лживую теорию «искусства для искусства», ло
конца (разоблаченную марксизмом-лениниз-
мом. «Жить в обществе, — учит Ленин,- и
быть свободным от общества нельзя. Свобода
буржуазного писателя, художника, актрисы
есть лишь замаскированная (или лицемерно
маскируемая) зависимость от денежного меш-
ка, от подкупа, от содержания».

Стремлению к реалистической форме, прав-
диво отражающей жизнь, завершенности, за-
конченности образа. импрессионисты.. проти-
вопоставляют безидейность, формалистиче-т
ские поиски пресловутой «живописности»,
игру света и тени, неопределенность формы,
т. е. такие приемы. творчества, которые, как
показывает художественная практика. им-
прессионистов, в конечном счете ведут к. соз-
данию уродливых. произведений, к nerpada-
ции формы и гибели искусства. .

За последние годы вопрос о пережитках
импрессионизма в искусстве затрагивалсея
несколько раз в отдельных докладах, выступ-
лениях, статьях. Однако при этом почти
полностью были обойдены вопросы борьбы с
проявлениями импрессионизма в советской
скульптуре, / co:

Влиянию импрессиснизма в скульптуре;
зачинателем которого являлся  француз-
ский скульптор Роден, был подвергнут
ряд русских скульпторов. Непосредствен-`
ной ученицей Родена являлась А. С. Голуб-
кина, возглавлявшая импрессионизм в. Рос
сии. Все творчество несомненно талантливо-
го скульптора А. Голубкиной показывает
	(Окончание на 4-й стр.).  .
	_С ПРАКТИКОЙ
	Но страницам журнала
«Вопросы философии» № 1 за 1949 г.
	стенчиво и нагло врать и выдавать все это
за «философскую науку»!» (стр. 10).

В первом номерё журнала «Вопросы фило-
софии» опубликовано несколько статей, посвя-
щенных актуальным вопросам естествозна-
ния и, В частности, вопросам мичуринской био-
логии (В. Столетов — «Работа В. И. Ленина
«Материализм и эмпириокритицизм» и во-
	просы биологии» И. Новинский — «Неко-
торые вопросы мичуринской . биологии»,
А. Рубашевский — «Мичуринская биология
	о внутренних противоречиях в азии
живой природы» и др.).

В. Столетов в: своей статье, опираясь. на
ленинское теоретическое богатство, содержа-
щееся в книге «Материализм и эмпириокри-
тицизм», глубоко ‘рассматривает одну’ из
фундаментальных проблем мичуринской био-
логии — проблему направленного изменения
живой природы.

Статья И. Новинского написана на более
низком уровне и не выдвигает новых Hortpo-
сов. В этой статье анализ и научные обоб-
щения практики социалистического строи-
тельства подменяются академическим` изло-
жением вопросов истории дарвинизма. Автор
обращает свое внимание в область далекого
прошлого, поэтому в качестве материала он
использует не живые факты, не новейшие
	научные открытия советских ученых, а ци-
	таты из работ Дарвина, Ламарка, неоламар-
кистов, неодарвинистов и др.

Странным кажется, что в статьях по вопро-
сам биологии ничего не говорится о развитии
советской биологической науки после извест-
ной сессии Всесоюзной академии сельскохо-
зяйственных наук имени В. И. Ленина, кото-
рая разгромила вейсманизм-морганизм и
открыла еще более широкий проетор для все-
стороннего развития материзлистической ми-
чуринской биологии.

В статье Э. Асратяна «О диалектико-мате-
риалистическом характере учения И. П. Пав-
лова» разоблачаются антинаучные yTBep-
ждения, будто материализм . Павлова был
ограниченным  метафизическим ‹ материа-
лизмом. Tos. AcpaTsH убедительно `до-
	‚казывает, что И. П. Павлов был не стихий-
	ным, а сознательным сторонником материа-
листического .направления, в области физио-
логии, страстным врагом так называемого
физиологического идеализма, агностицизма
и субъективистской психологии.

Вызывает удивление публикация в журна-
ле статьи О. Яхот «Сводит ли И. М. Сеченов
психику к рефлексу?». «Задача наша заклю-
чается в том, — пишет О. Яхот,— чтобы отве-
тить на вопрос; можно ли Сеченова отнести
к разряду вульгарных материалистов типа
Фогта, Бюхнера, Молешотта, как это утвер-
ждали его реакционные противники?»
(стр. 360). И вот после «глубокомысленно»
поставленного нелепого вопроса автор в сво-
ей статье воскрешает вздор восьмидесяти-
летней давности идеалистов Стадлиных,
Остроумовых, воскрешает злую клевету на
Сеченова таких махровых реакционеров, как
Кавелин, Юркевич, Страхов, и делает вид,
что он полемизирует с этими мертвецами.

Сопоставление взглядов Сеченова со взгля-
дами вульгарных материалистов звучит как
умаление заслуг великого русского ученого,
чьи ‘многогранные научные открытия со-
ставляют нашу национальную гордость, 7

Как известно, Сеченов в своих трудах про-
лагал пути материалистического объяснения
психических явлений И считал, что на, этом
пути возможны успехи подлинно научной
психологии. О. Яхот, усиленно подчеркивая
в своей статье качественное своеобразие пси-
хических явлений и настаивая на принци-
пиальном отличии психических явлений от
рефлексов, объективно ставит препятствия
материалистическому анализу. психических
процессов,

В отмеченной выше статье т. Acparana eo-
вершенно верно указывается, что . -eme
И. TI Павлов беспощадно громил психоло-
гов-идеалистов за отрицание ими возможно-
сти материалистического объяснения психи-
ки, прикрываемое утверждением о свое-
образности психических явлений,

Спрашивается, какой же точки зрения-при-
держивается редакция журнала «Вонросы
философии» по данному вопросу, помеетив
в одном и том же номере две статьи с диа-
			Появление каждого нового номера фило-
софского журнала советская общественность
встречает с большим интересом. В недавно
вышедшем в свет журнале «Вопросы фило-
софии» № 1 за 1949 год опубликовано более
двадцати статей, посвященных различным
вопросам марксистско-ленинской философии.
Стремление журнала серьезно откликнуться
на некоторые актуальные вопросы естество-
знания должно быть оценено как шаг вперед
в работе журнала. Но вместе с тем содержа-
ние большинства статей вышедшего номера
свидетельствует о том, что журнал крайне
медленно изживает свои недостатки.
	°В первом номере журнала имеется ряд
содержательных статей по теоретическим
вопросам. В статье «Острейшее оружие
ленинизма», посвященной работе товарища
Сталина «Об основах ленинизма», М. Кам-
мари показывает дальнейшее ’ развитие
ленинизма И. В. Сталиным. Злободневному
вопросу посвящена статья П. Юдина «На пу-
тях перехода к социализму в странах  народ-
ной демократии». Статья конкрегно показы-
вает огромные социально-экономические пре-
образования в странах народной демократии.
Автор статьи правильно подчеркивает, что
опыт построения социализма в Советскём С6-
юзе имеет величайшее международное `значе-
ние, что. серьезное изучение этого великого
опыта компартиями стран народной демокра-
тии оказывает им неоценимую услугу в рабо-
те. но строительству социализма.

По вопросам. диалектического  материализ-
ма в журнале опубликованы, статьи М. Та-
ранчука «Марксистская диалектика о возмож-
ности и действительности» и В. Каганова
«О связи и взаимной обусловленности явле-
ний в природе». Нет необходимости говорить
о том, какое большое значение имеет обстоя-
тельное освещение этих важнейших вопро-
сов материалистической диалектики. Но как
статья М. Таранчука, так и статья В. Кагано-
ва не выполняют этой задачи,

Занявшись в своей: статье рассуждениями о
TOM, Kak абстрактные возможности могут пре-
вратиться в реальные возможности, а реаль-
ные возможности вновь в абстрактные. воз-
можности, т. Таранчук показал пример схо-
ластического подхода к вопросам философии,
совершенно недопустимого в нашей литера-
туре. Приведя в ‘пример народников, Ko-
	торые. считали возможным для России ne-
	реход от отсталой общины к социализму,
минуя капитализм, М. Таранчук пишет, что
тогда утверждения народников были непра-
вильны, а в других условиях выдвигаемая
ими абстрактная возможность стала реаль-
ной, и некапиталистический путь развития
осуществилея в жизни. Применяя  схоласти-
ческие доводы, автор пришел к утверждению,
что осуществились абстрактные «теории» на-
родников. Автор подменил конкретный обще-
ственно-политический вопрос абстрактными,
софистическими рассуждениями, которые и
породили ошибочные выводы.

Тов. Каганов в своей статье рассматривает
вопрос о теоретическом и практическом зна-
чении важнейшего положения материалиети-
ческой диалектики о. взаимной связи и
взаимной обусловленности предметов, яв-
лений в природе и: в обществе, Но вместо то-
го, чтобы исследовать конкретные явления в
развитии природы и общества, показать роль
человека в изменении природы в условиях
социалистического общества, роль мичурин-
ской биологии, автор статьи занялся никому
не нужной схоластической игрой в понятия.
	Статья В. Каганова являет собою образец
	наихудшего отрыва теории от практики,
«Материализм и... эмпириокритицизм»
	`В. И. Ленина и борьба против современной
	идеалистической реакции» — так озаглавлена
статья академика М, Митина. Эту статью
нельзя признать удачной. Величайшее тео-
ретическое богатство гениальной книги
Ленина нашло в статье т. Митина весьма
слабое отражение. Подробно изложив, хотя
в этом не было никакой нужды, реакционные
философские взгляды прагматистов, персо-
налистов, таких матерых реакционеров от
философии, как Дьюи, Флювеллинг, Мэри
Калкинс, Сантаяна, Рассел и другие, автор
не ноказывает связи. современной буржуаз-
ной философии с реакционной разбойничьей
политикой американского империализма, на
службе которого. находится вся эта, орава
отъявленных. мракобесов. Вместо острого
партийного изобличения злейшик врагов
марксизма-ленинизма М. Митин выступает
с их увещеванием: «Постыдились бы хоть
немного, господа персоналисты, так безза-
	Ofs0p n evamu
	_ Вопреки собственным советам
	Саратовская областная газета «Коммунист»
слабо освещала партийную учебу в прошлом
учебном году. Она печатала мало теоретиче-
ских статей, лекций и консультаций. Газета
слабо показывала практику партийной про-
паганды и опыт пропагандистов.

Не изменилось отношение редакции к `во-
просам пропаганды и в нынешнем учебном
году. Газета так же плохо освешает вопросы
партийного просвещения, Несколько. пере-
довых статей, посвяшенных учебе в системе
партийного просвещения, написаны в общей
декларативной форме с неизменной и часто
повторяющейся фразой: «Партийные органи-
зации должны... партийные организации
обязаны...» и т. д.

Для характеристики поверхностного содер-
жания: передовых статей, их неконкретности
можно сослаться на передовую статью от
1 октября, написанную общими заученными
стандартными фразами «о важности и необ-
ходимости». Такой же общей и неконкретной
является и передовая статья об улучшении
руководства политическим самообразованием
кадров (15/Х). По всему видно, что редакция
не знает положения на местах,

Заголовки Kak передовых, так и обычных
статей  однообразны, например: «Организо-
ванно начать учебный год», «Организованно
иачнем...», «Заботиться о кадрах mponaraHaM-
стов», «Усилим заботу...» ит. д.

Нельзя сказать, что газета, кроме передо-
вых статей, ничего не писала о подготовке
парторганизацний области к новому. учебному
году. Она опубликовала несколько, информа-
ционных статей и заметок,

Редакция, если не считать информации об
открытии курсов пропагандистов, не обмол-
вилась ни единым словом о той огромной ра-
боте, которую провела областная парторгани-
зация по подготовке пропагандистских кад-
ров к новому учебному году.

Перед. началом учебного года газета «Ком-
мунист» правильно. призывала городские и
районные газеты широко показывать опыт
лучших пропагандистов, остро критиковать
тех партийных руководителей, которые за-
пустили дело партийного просвещения, за-
ранее продумать планы по освещению в га-
зетах хода партийной учебы, посоветоваться
со своим авторским активом, наметить вы-
ступления в газете лучших пропагандистов,
секретарей партийных организаций.

Написано правильно. Однако позволитель-
но спросить редактора «Коммуниста» т. Ле
бедева: почему же областная газета сама
не руководствовалась своими советами и ре-
комендациями?

А’‘ведь в постановке партийного проевеше-
ния в области есть и хороший опыт и име-
ются серьезные недостатки. Но это не полу-
чает освещения Ha ‘страницах областной
газеты. До 1 января, т.е. в течение трех ме-
	сяцев после начала учебного: года, редакция
напечатала о партийной учебе 15 коротких
заметок своих собкоров, 4 статьи партийных
работников, 1 статью зав. парткабинетом,
3 заметки слушателей, 3 статьи пропаганди-
стов и Г статью консультанта. Ясно. что эти
заметки не могли полностью отразить работу
партийного просвещения в области
	Очень мало газета печатала материалов о
партийной учебе в январе и феврале текуще-
го года, Надо сказать, что позиция газеты не
изменилась и после того, как редакцию кри-
тиковали на районных и областной партий-
ных конференциях. Редакция «Коммуниста»
осталась верна своей позиции: оназпопреж-
нему плохо освещает важнейшие вопросы
партийного просвещения, совершенно ниче-
го не пишет о самостоятельном изучении
марксистско-ленинской теории.
	Газета обязана широко распространять ‘по-
ложительный опыт пропагандистской и аги-
тационной работы, организовывать на своих
страницах обмен опытом лучших пропаган-
дистов и агитаторов. С этим делом редакция
газеты «Коммунист» явно не справилась. За
год в газете напечатано всего лишь несколь-
ко статей и корреспонденций пропаганди-
стов по отдельным вопросам.
	Слабо поставлена в газете: пропаганда есте-
венно-научных знаний. Статей на есте-
	‚ственно-научных знаний. Статей на есте-
ственно-научные темы с августа и по настоя-
	щее время газета вообще не ‘помешала. Ре-
дакция газеты проявила хорошую инициати-
ву, организовав «Ответы на вопросы читате-
лей», Однако с сентября прошлого’ года газе-
та не. напечатала ни одного ответа на есте-
ственно-научные темы.
	За последние тринадцать месяцев редак-
ция. саратовской областной газеты «Комму-
нист» опубликовала три «Обзора печати» по
вопросу освешения партийной учебы в го-
родских ‘и районных газетах. В каждом об-
зоре неуклонно повторялось, что «партийное
просвещение является одной из самых глав-
ных тем нашей печати» и что в освещении
вопросов ‘партийного ‹ просвещения газеты
обязаны прежде всего «широко и всесторонне
освещать опыт пропагандистекой работы
парторганизаций, оказывать методическую
помошь руководителям кружков, семинаров
и политшкол, популяризируя опыт лучших,
давать оценку качества занятий, их идейной
целеустремленности». .
	Высказывая такие бесспорно правильные
пожелания, редакция. газеты «Коммунист»
должна была бы показать пример образцово-
го освещения партийной учебы.

Этого, к сожалению, не случилось.

Удивительно и то, что.Отдел пропаганды и
агитации @бкома партии равнодушно отно-
сится к такой неправильной позиции редак-
ции газеты «Коммунист». :
	, А. ОРЛЕАНСКИИ.
‚г. Саратов.
	IIo материалам зазеты «Йультура и жизнь»
	‹ «ОБ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММАХ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ»
		«НЕМАРКСИСТСКАЯ ЛЕКЦИЯ» _
	цент А. Г. Сторожик) и «Обработка металлов
резанием ‘и сварка». (автор -— доцент С. И. Бер-
ман) отменены, как не отвечающие требова-
ниям высшей школы.

‚Начальникам главных управлений и отде-
лов: Министерства высшего’ образования
СССР и Гуузов министерств. и ведомств
предложено тщательно проверить изданные
программы и при обнаружении в них недо-
статков заменить эти. программы новыми.
	Мы признаем, что не справились ¢ по-
ставленной задачей и считаем своей грубой
ошибкой составление этой книжки.
	С. БОГОМАЗОВ, В. МИЛЬМАН,
Ю. ВОНЗБЛЕЙН, А. ИГНАТЬЕВ,
	проф. Базилевича «Прогрессивная роль Рос-
сии в политической жизни Европы» правиль-
ной, а также признает ошибочным издание
стенограммы этой лекции,
	и И; Шадра, высокохудожественная «Ленини-
ана» —Н. Андреева, памятники С, М. Кирову —
Н. Томского, скульптура С. Орджоникидзе —
В. Боголюбова и В. Ингала, памятники Мен-
делееву —Л. Шервуда, Павлову—М. Манизера,
Чернышевекому-—В. Лишева, скульптурная
группа «Карл Маркс и Фридрих Энгельс» —
Е. Белостокского и Ю. Фридмана. Один из
лучших ‘памятников, поставленных героям
гражданской войны, — памятник Чапаеву
в г Куйбышеве. Hag образом великого
вождя народа товарища Сталина успешно
работают скульпторы С. Меркуров, Я. Нико-
ладзе, Г. Нерода, Н. Томский, Г. Кепинов,
П. Яцыно и другие. «Рабочий и колхозница»
В. Мухиной - скульптура, непревзойденная в
мировом искусстве по! силе художественного
обобщения больших прогрессивных обще-
ственных идей. Выросли крупные мастера
скульптуры в союзных республиках: 3. AsryD,
А; Глебов, П. Сабсай, В. Топуридзе, Ф. Абду-
рахманов, А. Саркисян. ,
	В послевоенные годы наши. скульпторы
создали произведения,  увековечивающие
героизм советского народа в Великой Отече-
ственной войне. По решению правительства
создано свыше 100 бюстов-монументов два-
жды Героев Советского Союза на их родине.
Сооружены памятники генералу армии Вату-
тину в Киеве, генералу Апанасенко, генерал-
лейтенанту Ефремову, генералу Харитонову,
памятник-ансамбль воинам Советской Армии,
павшим в боях с фашизмом, — в Берлине. Сот-
ни лучших патриотов советской Родины запе-
чатлены в скульптурных портретах, выпол-
ненных в послевоенные годы. :

Выставка 1949 г. «И. В. Сталин в изобрази-
тельном искусстве» показывает, каких успе-
хов достигла советская станковая скульп-
тура. На этой выставке показаны монумен-
тальные скульптурные рельефы, раскрываю-
щие ва высоком   идейно-художественном
уровне вдохновляющую роль нашей партии
в взэликой борьбе советского народа, показы-
вающие неразрывное единство народа с пар-
тисй и великими вождями Лениным и
Сталиным. Большим достижением являются
скульптуры В. Пинчука «Ленин», В. Пинчука
и Р. Таурита «В. И. Ленин и И. В. Сталин в
Горках» и серия скульптур, воспроизводящих
образ товарища Сталина в важнейшие пери-
оды его революционной деятельности.

Выставка показала болышой рост молодого
	поколения скульпторов -- А: Ковалев, И. Бон-
тазенко. В. Пигаль, Л. Кербель, М. Анику-
	MAPCTHNO, а
шин, А. Файдыш-Крандиевский и др. Она
продемонстрировала также значительный
	рост профессионального мастерства скульн-
	‚Как сообщил министр высшего образова-
ния.СССР тов. .Кафтанов, опубликованная в
газете «Культура и жизнь» (№ 1/129. от
11 января 1950 г.) статья т. Андреева «Об
учебных программах . техническия вузов»
правильно вскрыла недостатки в ряде про-
грамм Главного yupapaenia POPHO-MeTAAAYP-
гических UBYSOB. ens La

`В. связи с этим ` программы mo курсам:
«Обработка металлов резанием» (автор-до-
	В газете «Культура и жизнь» от 21 фев-
раля 1950 г. был помещен фельетон И. Рябо-

ва «Старая болтовня», дающий справедливую
критику составленной нами книжки «1000 uo
лезных. советов»,
	Президиум правления Всесоюзного \ обтце-
ства по распространению политических и на-
учных знаний обсудил заметку «Немарксист-
ская лекция» («Культура и жизнь» № 2 от
21 января с. г,) и считает критику лекции
	Великие победы ‘социализма в нашей
стране, одержанные советским народом под
руководством большевистской партии, гени-
ального вождя И. В. Сталина, привели к
невиданному расцвету культуры, впервые в
истории. ставшей достоянием многомиллион-
ных масс. .
`Социалистическое по содержанию, нацио-
нальное по форме, советское искусство, лю-
бовно взращенное коммунистической парти-
ей на основе’‘кровной его связи се. народом, на
основе `ленинского принципа `партийности,
выполняет активную, общественно-преобра-
зующую` роль в общей борьбе за победу ком-
мунизма. Наш народ по справедливости гор-
дится тем, что советское искусство занимает
передовые позиции фронта борьбы с растлен-
ной ‘идеологией прогнившего буржуазного
мира. ; $

Воспитанные   партией в духе непримири-
мости к проявлениям буржуазной идеологии
в искусстве, вооруженные сталинским мето-
дом социалистического . реализма, советские
художники создали произведения, которые
по своей идейно-художественной ценности
являются подлинным завоеванием социали-

стической культуры.

Вместе со всем искусством советская
скульптура достигла больших успехов, прав“
диво отображая жизнь советского народа, его
героическую борьбу за коммунизм, показы-
вая высокие моральные качества советского
человека. :

Монументальная скульптура является са-
мым массовым видом изобразительного. ис”
За 32 года советской власти в нашей

кусства.
стране установлено около 200 скульптур-
памятников, в то время как сооружение

памятников в истории буржуазной. культуры
являлось событием и исчислялось единицами
в десятилетия. Такое развитие монументаль-
ной скульптуры Могло быть осуществлено
только в стране социализма. Партия всегда
придавала большое значение развитию мону-
ментального искусства в нашей стране. Уже
в апреле 1918 г, когда народ под. руковод-
ством партии напрягал все свои силы в
борьбе за упрочение советской власти,
В. И. Лениным был подписан декрет о созда-
нии проектов памятников Российской социа-
листичаской революции. м
Новая эпоха в истории человечества дала
нашей скульптуре новое, социалистическое
содержание. Образы великих вождей револт-
ции = В. И. Ленина и И. В. Сталина и их
ближайших соратников, образы рабочих и
крестьяи — строителей коммунизма, важней-
шие события в Жизни нашей социалистиче-
ской Родины стали главной темой в творче-
стве советских . скульпторов. Они создали
скульптуры, выражающие глубокие чувства
любви и. преданности. народа Ленину. и
Сталину, К числу таких скульптур относят-
ся монументы В. И. Ленину и И. В: Сталину
на канале имени Москвы работы С. Мерку-
рова, памятники в, и. Ленину -— М. Манизера
	екоторые вопросы
	советской скульптуры
	eo eo
 Е. ВУЧЕТИЧ.
o°o°9°
торов, обогащение художественной формы
скульптуры, подчиненной задачам выраже-
вия ‘нового, социалистического содержания.

Эти успехи достигнуты советскими скульп-
торами благодаря неустанным заботам ком-
мунистической партии, взрастившей и воспи-
тавшей художников. Исторические постанов-
ления ДК партии по идеологическим вопро-
сам сыграли огромную роль в идейно-тБорче-
ском росте художников. у

Наша партия всегда стояла за использова-
ние традиций лучшего реалистического ми-
рового и русского искусства. Русская скульп-
тура являлась в основе своей реалистической
скульптурой. Скульпторы ФФ. Шубин, М: Коз-
ловский, И. Мартос, Ф. Толетой, П. Клодт,
М. Антокольский, А. Опекушин как реали-
сты стояли на голову выше своих современ-
ников в мировом искусстве. Их произведения
обладают глубиной художественного образа,
жизненностью, совершенством формы. Рус-
ские скульпторы наряду с живописцами  обес-
печили приоритет русского реалистического
искусства; Советская ‘скульптура использовал
ла лучшие традиции русских скульпиторов-
реалистов. :

Наряду с успехами советских скульпторов
в их работе имеются и существенные недо-
статки, тормозящие ‘развитие’ ‘скульптуры,
требующие решительного преодоления.

При большом количестве уже установлен-
ных памятников и’ монументов сооружение
их все еще резко отстает от поставленной
задачи, выражающей законное желание наро-
да увековечить имена деятелей партии, ©0-
ветского государства, великих ученых, па-
триотов, отдавших ‘свою жизнь служению
народу. Годами не реализуются многие по-
становления 0 сооружении памятников.
Скульпторы находятся в большом долгу пе-
ред советским народом. Комитет по’ делам
искусств при Совете Министров СССР не
сумел практически организовать эту работу
в большом государственном масштабе. Нель-
зя добиться серьезных успехов, если к делу
проектирования и сооружения памятников
привлечены пока только 8—10 человек из
многих десятков зрелых скульпторов и та-
лантливой ‘молодежи в нашей стране.
	Ha наших выставках демонстрируется
подавляющее количество гипсовых скульп-
	тур, и это один из серьезных недостатков в
	развитии скульптуры. Качественный рост
скульптуры невозможен без решительного
перехода к выполнению ее в материале —
мраморе, бронзе, дереве, терракоте.

В нашем искусстве почти полностью’ отсут-
ствует круглая композиционная, сюжетная
скульптура. Так, например, на художествен-
ной выставке 1949 г. были выставлены. всего
2—3 такие. скульптуры, и те невысокого
художественного. качества. В значительной
степени это является следствием влияния
импрессионизма, для которого характерно
отрицание больших сюжетных произведений
искусства. а.

Большинство mpomspenenvrit советской
скульптуры является по своему. идейному
содержанию и художественной форме под-
линными произведениями социалистического
реализма. Однако ряд скульптур, сделанных
в последнее время, обнаруживает неизжитые
еще остатки влияний формализма. В работах
ряда крупных скульпторов — Г. Мотовилова,
Б. Королева, А. Груббе, И. Чайкова, 3. Вилен-
ского, Д. Шварца и некоторых других — до
последнего времени проявляется влияние
методов импрессионизма, В рельефах
Г. Мотовилова «Индустриализация и. сельское
хозяйство», несмотря на актуальность и важ-
ность взятой темы, нет идеи и сюжета;
композиция скульптуры здесь подчинена не
выявлению сущности социалистической ин-
дустриализации, а ритму объемов и провалов,
игре света и тени. Такой же задаче. подчи-
нен и ряд декоративных скульптур Г. Мото-
вилова. ‘ :

В зале Дома художников МОССХ выстав-
лен портрет дважды Героя Советского Союза
Слюсаренко скульптора С. Лебедевой, Ха-
рактеристика Героя дана главным образом с
точки зрения его физических особенностей;
духовный образ советского патриота не раз-
крыт. Поверхность скульптуры изрыта, как
бы испарапана щеткой, очевидно, в целях
поисков красивой свето-теневой игры. Такое
подчинение идейного замысла игре света. и
тени в ущерб .реалистическому, .правдивому
изображению является характерным для
творческого метода импрессионизма.
	Скульптор А. Груббе до такой степени
«рвет» поверхность скульптуры, что смысл
произведения ‘теряется в о шлепках глины,
различных по конфигурации и размеру. Ре-
зультатом такого метода явилась крупная
неудача скульптора в создании образа
И. П. Павлова. Скульптор Шварц, например,
в Угоду ложно понятой живописности ‘часто
выполняет свои работы в. характерной
для импрессионистов манере грубых маз-