28 февраля 1950 г., Ne 6 (134)
		чертах будущего в поэзии
		При CBCTe, оба
слово вор, как общественное и юридическое
определение преступника, Далее ‚поэт пи-
шет:

В эпоху открытых дверей,

Которая близится ныне...

Термин «эпоха открытых дверей» должен
обозначать, по мысли поэта, не что иное, как
коммунизм. Ко всему вдобавок поэт совер-
шенно. забывает разницу между такими
вещами, как открытая и не запертая дверь,
а в результате получается, что при комму-
низме все двери будут открыты настежь.

Примеров такой небрежности в работе над
языком, штампа, при котором слова теряют
свой смысл, можно привести много («злая»
атомная бомба, «зловещие» прозвища, «злая
туча» ит. д.). Они свидетельствуют о забве-

о

а. epee
	A

нии поэтом указания М. Торького, что

язык-—орудие культуры.
Наибольшие восторги критиков вызвало
	стихотворение «Приметы». Бритики сочли,
что это стихотворение благородно по замы-
слу, «ясное и простое по художественному
выражению». Что же это за стихотворение,
какие приметы коммунизма оно показывает?

Поэт сообщает, что старые приметы отми-
рают и скоро не найдешь подковы на доро-
ге, потому что по ней ездят автомобили, не
Увидишь девушку с полными ведрами, пото-
му что в селах — водопровод. Никаких дру-
гих примет коммунизма в этом стихотворе-
нии нет. И притом, как утверждает Долма-
товский, это не приметы сегодняшнего, а
именно завтрашнего. Поэт так и пишет:

Только Завтра ты не встретишь эту _

Верную старинную примету.

И мы опять видим, что поэт ничего не же-
лает знать о ‘сегодняшней жизни. Имея в
виду асфальтированные дороги, Е. Долма-
товский пишет:
	И приметы Будущего веюду
Входят в нашу жизнь, подобно чуду.

Для всякого ясно, что говорить об асфаль-
тированной дороге как о чуде — значит гово-
рить неправду. В том-то и дело, что это
«чудо» у нас давно стало привычным, что
сотни тысяч шоферов уже десятки лет поль“
зуются на просторах нашей страны асфаль-
тированными дорогами, принимая это как
самый обыденный и закономерный факт.

Если бы Е. ОДолматовский лучше знал
жизнь, то не делал бы он завтрашним «чу-
дом» и водопровод. У нас есть колхозы, в ко-
торых улицы залиты электричеством, в до-
мах — водопровод; колхозники — Герои Со-
циалистического Труда едут в город на соб-
ственных машинах, А вот еще одно свиде-
тельство того, как выглядит теперь колхоз.
«Сад и огород орошаются дождевальной
установкой... Улицы хорошо благоустроены.
Выложены ‘камнем, обсажены деревьями,
Вдоль УХлиц поднялось свыше семидесяти
домов, построенных по проектам архитекто-
ров. Все дома крыты черепицей. Возведены
школа, клуб, звуковой кинотеатр. В каждом
доме — по четыре-пять комнат, кухня, ван-
ная, кладовка, Проложен водопровод. Улицы
и ‘дома ярко освещены электричеством. Кол-
хозники имеют радио, пользуются в домаш-
нем обиходе электрическими приборами».

Эта ‘светлая, прекрасная картина — не
«слово о завтрашнем дне», это рассказ поль-
ского крестьянина Владислава Бельского
своим односельчанам о том, что он видел на
Украине в колхозе имени Васильева. ;

Так сама социалистическая действитель-
ность уличает поэта ‘в оторванности от
жизни.

Тему борьбы с засухой Е. Долматовский
решает так: некто управляет фантастической
установкой, посылая дожди и тучи к месту
заказа. Что это за установка, как она дей-
ствует, — едва ли кому известно. Нет нужды
говорить, насколько все это не похоже на
действительную борьбу с засухой.

Поэт неправильно представляет комму-
низм. Завтрашний день по Е. Долматовско-
му — это время безделья: все сотворено, всего
в изобилии, остается только наслаждаться
жизнью. А где общественные отношения?
Где труд? И получается, что, хотел того поэт
или не хотел, а на его стихах лежит весь-
ма явственный отпечаток потребительского
понимания ‘коммунистического будущего.

Писать о будущем — это значит прежде
всего показывать достижения сегодняшнего
социалистического общества, это показывать
героев труда, это создавать образы передо-
виков полей и промышленности. Когда, на-
пример, в Ленинграде академики и рабочие
совместно обсуждают новое в технологии за-
водского производства, то это стирание гра-
ни между физическим и умственным трудом
гораздо более яркая и реальная черта ком-
мунизма, чем ‘проблема замка и «открытых
дверей». В стихах Е. Долматовского не на-
шли достойного отражения роль коммуни-
стической партии, ведущей народ к комму-
низму, труд народа.

Задача советской поэзии — раскрыть облик
будущего через сегодняшнюю деятельность
нашей великой партии Ленина- Сталина, по-
казать героический труд передовых совет-
ских людей, показать то новое, что несет в
себе зримые черты коммунизма.

Справедливость требует отметить, что в
цикле есть и удачные стихи-«Твое Госу-
дарство», «Твоя сила». Эти стихи показы-
вают, что у Е. ОДолматовского есть все
возможности работать на более высоком
уровне. Еще больше удачных стихотворений
и песен в других разделах книги, но мы взя-
ли только первый цикл в связи с общей про-
блемой отображения черт коммунизма в с0-
ветской литературе.

Стихи о, коммунизме нам нужны - это
одна из основных тем нашей современной
поэзии. Раскрыть в художественных образах
черты коммунистического будущего, уже
явно наметившиеся в нашей сегодняшней
повседневной жизни, написать яркие карти-
ны будущего как продолжение настоящего, —
вот в чем заинтересован советский народ. И
нет никакого сомнения, что эта задача будет
	решена нашей литературой под руководством
большевистской партии,
	практика
	Незрелое произведение
	Краснодарское краевое издательство выпу-   рье, из которого следует выплавить, извлечь
	стило роман, ЦП. Иншакова «Боевая моло-
дость» *,

Роман посвящен советской молодежи, ее
борьбе на фронтах и в тылу врага в период
Великой Отечественной войны. Выбрав важ-
ную, интересную тему, автор не справился ©
задачей ее художественного разрешения, на-
писал. слабое и во многом неправильное про-
изведение,

В начальных главах романа П. Иншаков
бегло знакомит читателей с жизнью главных
героев своей книги — студентов Сергея Не-
стерова, Петра Тишина, Людмилы Обориной,
Ольги Новиковой и их друзей. Автор не по-
казал главного в жизни студенческой моло-
дежи: напряженной учебы, настойчивого
овладения знаниями, духовного роста.

Далее писатель проводит своих героев
сквозь горнило тяжелых испытаний войны.
Но при этом он нагромождает столько ненуж-
ных деталей, ложных положений и неправдо-
подобных сцен, что они порой искажают дей-
ствительность, заслоняют главное — героизм и
патриотизм советской молодежи.
	Иншаков не сумел дать правильное
	представление о ходе событий на фронте в
начале войны. Как известно, советские вой-
ска вели тогда активную оборону, уничтожая
в огромных массах живую силу и технику
врага. Именно это позволило потом советским
войскам успешно перейти в наступление.
П. Иншаков слабо показал эту главную 050-
бенность боевых действий Советской Армии:
он рисует картину панического отступления
и деморализации советских войск и грубо
искажает действительный ход военных со-
бытий,

Большую часть романа П. Иншаков посвя-
тает описанию партизанской борьбы совет-
ских людей. Автор рассказывает, как Несте-
ров и Тишин, оказавшись в тылу врага, орга-
низовали партизанский отряд. Эта часть ро-
мана наиболее слабая. П. Иншаков при-
нижает патриотизм советских людей.
В его произведении колхозники встуни-
ли в партизанский отряд не из высоких
патриотических побуждений, а ‘руковод-
ствуясь желанием‘ личной мести за нанесен-
ные им немцами горести и беды или же
ввиду безвыходности своего положения.

Кто станет спорить против того, что фа-
шистские бандиты причинили советским лю-
дям много личного горя и что от этого нена-
висть наших людей к захватчикам была еще
более сильной и острой? Но главное заклю-
чалось в том, что партизанская борьба с не-
мецкими захватчиками являлась священной,
веенародной войной за свободу и независи-
	мость советекой Родины. Этого не понял и
	не показал в своем романе П. Иншаков.

Совершенно неправдоподобно, наивно опи-
сывает автор формирование партизанского
отряда. Нестеров направляет в ближайшие
деревни Ивана Лукича, Семина, Романа и
Прохора для того, чтобы они рассказали кол-
хозникам о своих успехах, подыскали надеж-
ных людей, готовых насмерть биться с окку-
пантами (стр. 225). П. Иншаков следующим
образом описывает одну из ецен приема кол-
хозников в партизанский отряд:

«— Ну, как, Иван Лукич, можно их принять
в отряд? — спросил Нестеров.

— Ребята ничего, только уж больно озор-
ные, — ответил Лукич.

— Нам. такие и нужны, — вмешалея Семин.

— Комиссар, твое мнение? — для солидно-
сти обратился Нестеров к Тишину.: Петр, при-
няв внушительный вид, ответил:

— Надо принять» (стр. 221).
	П. Иншаков не показал организующей и
направляющей роли коммунистической пар-
тии ‘и советского правительства в партизан-
ском движении. Отряд Нестерова в течение
двух лет действует изолированно от других
партизанских отрядов и частей Советской
Армии. В отряде постоянно происходят раз-
личного рода неурядицы: туда попадают
шкурники, трусы и пьяницы, они не слу-
шают командира отряда и разлагают парти-
занскую . массу. Е

Избрав предметом своего изображения ве-
личественные события Отечественной войны,
П. Иншаков не смог охватить их масштаб.
Среди многообразия жизненных явлений он
не сумел выделить основное, типическое, то,
что определяло и двигало эти события. Пи-
сатель подошел к своей задаче, как регистра-
тор фактов, которые он мог наблюдать в дей-
ствительности.

В одной из своих статей М. Горький писал:
«Факт — еше не вся правда, он -— только сы-
		.* Цавел Иншаков. Боевая молодость.
ман. Краснодар, 1949 г., 541 стр.
	настоящую правду искусства. Нельзя жарить
курицу вместе с перьями, а преклонение пе-
ред фактом ведет именно к тому, что у нае
смешивают случайное и несущественное с
коренным и типическим, Нужно научиться
выципывать несущественное оперение фак-
та, нужно уметь извлекать из факта смысл».

Вот такого умения «извлекать из факта
смысл» так, чтобы правда искусства не про-
тиворечила жизненной правде, и нехватает
П. Иншакову. В его романе отрицательные
явления фронтового быта нередко выносятся
на первый план и заслоняют собой главное —
благородные качества советских бойцов и
командиров.
	Неумение разобраться в жизненных явле-
ниях, «преклонение перед фактами» приводят
автора к грубому, натуралистическому изо-
бражению действительности. Нестеров выво-
дит роту из окружения (кстати сказать, рота
беспрерывно попадает в окружение). `Вместе
с группой бойцов он вышел к спушке леса.
	«Вдруг до слуха. донеслась epee pyc
ская ругань. .
	— Нанги!..— обрадовался Нестеров и смело
повел роту на дорогу» (стр. 150).
	Автор наделяет советских бойцов и офице-
ров не свойственными им чертами грубости и
невежества. В одной из сцен автор подробно
описывает, как молодой боец, легко раненный
в руку, осыпает отборными ругательствами
санитарку Новикову, которая делает ему пе-
ревязку. Даже положительные свои образы
автор описывает так, что читатель теряет к
ним всякое уважение. Вот лейтенант Заломов,
сильный, мужественный человек, превосход-
ный командир. Читатель начинает проникать-
ся к нему симпатией, доверием. Но напрасно:
автор разрушает эти чувства. Заломову нра-
BMTCAH санитарка Новикова, и в одну из
встреч с нею лейтенант делает ей циничные
предложения. Другого офицера, капитана
Блошенко, автор характеризует, как способ-
ного командира, отличившегося в бою сме-
лостью и упорством. «Солдаты уважали его
за емелость, за простоту, за отеческую заботу
05 их нуждах». Казалось бы, в нем-то автор
и покажет подлинного советского коман-
дира с высокими моральными качества-
ми. Ничего подобного. Оказывается, это
пьяница, грубиян, развратник и очковти-
ратель. Автор сообщает, что «батя Бло-
тпенко» добыл где-то аппарат и гонит из кар-
тошки самогон. «— Какой же ты вояка, если
врать не умеешь! = поучает он лейтенанта
Тишина.-— Говори, что танки подожгли твои
бронебойщики. Я об этом буду писать в доне-
сении» (стр. 436).

В романе опошлен, принижен образ Люд-
милы Обориной. Вначале автор рисует Люд-
милу чрезвычайно тепло; читатель восхи-
шается чистотой и непосредственностью ее.
	Аюдмила—преданная, понимающая свой об-
	щественный долг патриотка. Она активно
участвует в подпольном кружке юных
патриотов в родном городе, оккупиро-
ванном немцами, выступает в художествен-
ном ансамбле для раненых бойцов и коман-
диров. Но автору зачем-то понадобилось свя-
зать ее с чуждой ей по духу и характеру
предательницей Рудницкой, содержанкой ге-
стаповских офицеров. Людмила дружит с
этой до крайности разложившейся особой и
пользуется ее услугами. Автор принизил и
осквернил образ Людмилы связью с бездар-
ным актером, пошляком, циником и карье-
ристом Гиацинтовым. °

Отношения Людмилы с Рудницкой и Гиа-
цинтовым, описанные автором со всеми под-
робностями, являются от начала и до конца
надуманными, фальшивыми. Читатель не ве-
рит, что честный, умный советский человек,
каким является Оборина, может находиться
в дружбе с такой мерзостью, как Рудницкая
и Гиацинтов.

Беден и невыразителен язык романа.
В книге встречаются в большом количестве
грубые, жаргонного тина слова, вроде «не
гавкай», «нашухарил», «драпали» и т. д.

Роман «Боевая молодость» чрезвычайно
растянут и в композиционном отношении
нестроен, в нем много ненужных описаний и
повторений. П. Иншаков впервые выступает
с большим прозаическим произведением. Но
это его выступление неудачно. Только отсут-
ствием строгой взыскательности автора к
своему произведению и безответственностью
издательства можно объяснить появление
большого по объему, но крайне слабого в ли-
тературно-художественном отношении, во
многом неправильного романа «Боевая моло-
доеть», ,

O. 2®EZYHOB.
	Замечательной особенностью советской по-
эзии является ее стремление. возможно пол-
нее отобразить современность, раскрыть ха-
рактеры передовых советских людей, посмо-
треть в коммунистическое завтра. В нашей
поэзии продолжение лучших классических
традиций сочетается с глубокой партий-
ностью. Советская поэзия является непри-
миримым врагом формалистических завиту-
шек и побрякушек. В. Маяковский писал, что
пролетариату в области искусства «грандиоз-
ное надо»; это грандиозное подстать его пла-
нам и целям. Создавать грандиозное в лите-
ратуре означает создавать высокохудоже-
ственные произведения о передовых совет-
ских людях, о их героическом труде и вели-
ких достижениях, в которых наш народ ви-
дит не только победоносные итоги борьбы, но
и облик коммунистического будущего.
	В нашей поэзии выросло немало поэтов, с
разнообразными творческими особенностя-
ми. Лучшие советские поэты, продолжающие
линию В. Маяковского, стараются запечат-
леть новое в его конкретных неповторимых
чертах; в центре их внимания стоит пере-
довой советский человек. Различные по фор-
ме, по творческой манере, произведения
этих поэтов по духу, по жизненному содер-
жанию, по языку являются партийными и
народными.
	Если взглянуть на историю советской
поэзии после В. Маяковского, то станет яс
ным, что поэты, поставившие своей задачей
изображение реальной. жизни в ее революци-
онном развитии, непрерывно расширяли
свои возможности, добивались все новых
успехов. Вся поэзия М. Исаковского, «Стра-
на Муравия», «Василий Теркин», «Дом у до-
роги» и лирика А. Твардовского, политиче-
ски острые, современные в лучшем смысле
слова, стихи и песни А. Суркова, «Друзья и
враги» К. Симонова, поэмы А. Кулешова,
П. Бровки, А. Малышко, А. Недогонова,
М. Луконина, «Алена Фомина» А. Яши-
на, все крупнейшие произведения совет-
ской поэзии, пользующиеся неизменной
любовью читателей — лучшее тому севиде-
тельство. Но‘есть У нас поэты, работающие
десятки лет и выпустившие десятки книг, а
стихи этих поэтов не получили широкого
народного признания. И дело здесь He’ B
соразмерности талантов, хотя это также
имеет свое значение; а прежде всего в отно-
шении к реальной. действительности и к
творческому процессу. Изображение жизни
такие поэты часто подменяют только своими
поверхностными комментариями к ней, а
изображение передового советского чело-
века — описанием собственных ‘ощущений
и домыслов. Называют они это «лирикой»,
вкладывая в это понятие старое содержание и
забывая, что в социалибтическом обществе и
лирика носит иной, принципиально новый
характер. Там, где поэты идут от жизни, где
героем произведения становится передовой
советский человек, где используются богат-
ства народного языка, — там одна за другой
следуют удачи; там, где поэт подменяет изо-
бражение жизни рифмованными абстракт-
ными рассуждениями, где живая народная
речь вытесняется надуманной,— там неиз-
бежный застой, там неизбежная отсталость
даже при самых злободневных темах.
	Прошла пора, когда можно было делать
скидки на злободневность темы, потому что
сейчас подавляющее большинство наших по-
этов разрабатывает современные темы. Сей-
час пора поставить вопрос о том, как, © ка-
ким мастерством разрабатывается эта совре-
менная тема, соответствует ли замысел поэ-
та его художественному воплощению, най-
дена ли в каждом отдельном случае соот-
ветствующая содержанию художественная
форма. Только при такём подходе можем мы
правильно воспитыватё кадры поэзии, до-
биться создания выдающихся художествен-
ных произведений.

Величайшей, грандиозной темой нашей
поэзии является тема коммунизма.

Новатором, открывшим тему коммунизма
в поэзии, был В. Маяковский. Вслед за ним
к этой теме обращались, прямо или косвен-
но, решительно все советсние поэты.

В поэме А. Недогонова «Флаг над сельсо-
ветом» колхозный сторож сеобетвенной прак-
тикой доходит до мысли о том близком вре-
мени, когда не нужны будут сторожа и зам-
ки. Дед задумывается о будущем не отвле-
ченно, а на основании опыта колхозной
жизни. И когда А, Недогонов в заключение
поэмы пишет о красном знамеви, как бы ка-
сающемся высот, которые мы зовем комму-
HM3MOM, то это грядущее мы восприни-
маем осязательно, потому что это не отвле-
ченное представление, а результат коллек-
тивных усилий, коллективного труда и
Егора Широкова, и Андрея Дубкова, и моло-
дого коммуниста Никиты Епифанова, и Ксе-
нии Смирновой, самого колхозного сторожа,
всего советского народа. И читатель не толь-
ко верит в это грядущее, раскрытое в поэме
через. настоящее, но и учится, как самому
строить это грядущее. В этом и заключается
сила реалистической, жизненно правдивой
поэзии. Точно так же`возникает образ ком-
мунистического грядущего в поэме М. Луко-
нина «Рабочий день» — в дружном совмест-
ном труде старого и нового поколения, в
ошущении труда как творчества. То же са-
	мое можно сказать о поэме А. А
«Новое русло».
Таких произведений у нас уже много.  Та-
	кая поэзия — действительно является оружи-
ем в борьбе за победу нового, за нобеду идей
партии Ленина-— Сталина.
	Но есть у нас поэты, которые в своих про-
изведениях тему о коммунизме не раскры-
вают, а упрощают.

М. Горький, обращаясь к литераторам, в
свое время писал: «...Вы обязаны учиться
и научиться писать книги прекрасно,
это — ваш долг пред вашим  классом!..
Проповедь опрощения работы литератора мо-
жет привести только к бездушному натура-
лизму, к мертвой фотографии той всесильной
работы, которая возрождает мир трудящих-
	Безответственное отношение
к радиопередаче для детей
	13 февраля с. г. в 10 часов утра у цен-
трального микрофона шла радиопередача,
названная диктором OTPLIBKOM M3 моей
повести «У железного ручья».
	Передача была адресована детям младшего
	возраста, в то время как текст книги (это
	указано в издании) предназначен для школь-
ников среднего и старшего возраста.

Редакция Комитета радиоинформации не
посчиталась с возрастными особенностями
детской аудитории. А главное, передавался
вовсе не отрывок из повести (как было сооб-
щено), а «окрошка» из разных страниц текста,
состряпанная до того бессмысленно, что тема
стала совершенно непонятной для слушателя
любого возраста.

Вся эта странная «работа» была проделана
без всякого ведома и согласия автора.

Я меныше всего думаю, что приведенный
	случай касается только меня, Он далеко ве
	единичен, и его следует рассматривать лишь
как факт, указывающий на крупные недо-
	статки в редакционной работе детского ве-.
	щания Комитета радиоинформации.
А. КОНОНОВ.
	Н. ГРИБАЧЕВ
бое
	ся...». У некоторых наших поэтов слово «ком-
мунизм» часто приобретает характер штампа
и используется для подтверждения совре-
менности тематики. О чем бы такой поэт ни
писал — о лесоразработках или ловле рыбы,
о постройке дороги или собирании желу-
дей, — в конце стихотворения он обязательно
ввернет слово «коммунизм», полагая, что по-
сле этого он застраховал себя от критики и
упреков в несовременности. Глубокие слова
о том, что в наше время все дороги ведут к
коммунизму, некоторые поэты поняли по-
верхностно, примитивно. Tax, B. Лихарев
кончает свои стихи о метрополитене стро-
ками: : :
Все дороги и здесь, глубоко под землей,
К коммунизму, товариш, ведут.
Ему вторит Марк Лисянский;:
	Летит дорога круто

В распахнутый маршрут —
В один из тех маршрутов,
Что в коммунизм ведут.

Не говоря уже о том, что дорога, ведущая
в маршрут, выглядит довольно странно с
точки зрения законов языка, сами стихи
являются не чем иным, как игрой в  общие
фразы.

Примеров подобного поверхностного отно-
шения можно привести много, примеров,
когда будущее сравнивается с сиянием, за-
рей, вершиной, хребтом, садом и т. д., но не
находит выражения в реалистическом образе,

Неужели поэты не могут найти для ком-
мунизма более сильной и выразительной ха-
рактеристики?

А. Гитович в странном цикле стихов «Пиры
в Армении» договаривается до того, что пред-
ставляет будущее в совершенно чуждом нам
пантеистическом духе:

И, отвергая боль, вражду и страх,
Своих певцов собрали здесь народы,
Чтобы сложить перед лицом Природы
Единый гимн на многих языках..

Полобные вышеприведенным стихи, по-

скольку они не подверглись критике, оказа-

ли влияние и на творчество некоторых по-.

этов в союзных республиках.

Талантливый поэт А’ Кулешов написал.

стихотворение «Станция Коммунары», кото-
рое. поражает «легкостью мысли ‘необычай-
ной». Смысл стихотворения состоит ‘в том,
что ноэт всю жизнь стремится к этой стан-
ции. Коммунары. Но так как станция ма-
ленькая. и мало известная, то она ни у кого
не вызывает образа коммунизма, получается
пустая игра слов, недостойный TEAAHTAMBOTO
поэта каламбур.

Серьезную попытку показать коммунисти-
ческое завтра предпринял Е. Долматовский в
цикле стихотворений «О завтрашнем дне».
Долматовский — поэт немолодой, он из-
дал более 24 книг стихов, песен и поэм.
Лучшие стихи, а особенно песни поэта, ши-
роко известны советскому читателю. Но У
Е. Долматовского проявляется склонность к
некоторой‘ отвлеченности, особенно в тех во-
просах, которые он знает поверхностно. Если
же поэт брал конкретную тему о советском
человеке в реальной жизненной обстановке,
его стих обретал ясность, отчетливость, а
язык — красочность. Таковы стихи «Дело о
поджоге рейхстага», «Мистер Зуев» и дру-
гие.

В ряде стихов цикла «О завтрашнем дне»
(книга «Слово о завтрашнем дне», 1949 г.)
Е. Долматовский увеличил недостатки своего
художественного метода.

Первое стихотворение цикла называется
«Бесплатный хлеб».

Критики Я. Смеляков («Литературная га-
зета») и С. Островой («Вечерняя Москва») по-
лагают, что это стихи о будущем. Это — глу-
бочайшее заблуждение: мысль о бесплатном
хлебе при коммунизме послужила поэту
только для того, чтобы привести общеиз-
вестные факты прошлого. Наспех, в поэтиче-
ски вялых строках, сбивчиво он перечисляет
отдельные этапы из истории советского го-
сударства.

О будущем, о. коммунизме, кроме сообще-
ния, что там будет бесплатный, как небо и
реки, хлеб и что этот бесплатный хлеб будут
разносить по квартирам, в этом стихотворе-
нии не сказано решительно ничего!

Принцип коммунистического распределе-
ния—каждому по потребностям, в том числе
и хлеб, предполагает новое состояние социа-
листической промышленности и сельского
хозяйства, предполагает более высокий
уровень общественных отношений. Имен-
но этого м добиваются ‘сейчае  совет-
ские люди. Но эти жизненные, реальные
факты поэта не интересуют, он просто
рифмует то, что лежит на поверхности жиз-
ни, полагая, что в размеренных строчках с
рифмами эти поверхностные рассуждения
приобретут глубину и поэтическое звучание.

В цикле имеется стихотворение «Замок».
Отсутствие замка в обиходе поэт считает как
одну из основных черт коммунизма.  Можно
бы напомнить Е. Долматовскому, что тема
честности, при которой теряют смысл сторо-
жа и замки, очень точно и образно разреше-
на в поэме А. Недогонова. При этом важно,
что у А. Недогонова люди приходят к взаим-
ному доверию и честности уже сейчас, при
социализме, а Е. Долматовский мечтает об
осуществлении этого в неопределенном бу-
дущем.

А вот как выглядят эти’ стихи со стороны
языка:

Стяжательства жадный позор,
Бегущие тени в потемках,
Зловещее прозвище «вор»
Неведомы будут потомкам.

Не говоря уже о том, что самая мысль здесь
не нова, с точки зрения формы и языка сти-
хи не выдерживают никакой критики. Нель-
зя сказать по-русски «жадный позор» — это
неграмотно; нельзя увидеть «бегущие тени
в потемках». потому что тени бывают только
	ПИСЬМА В РЕДАКЦИ
	Порочная
	Некоторые вопросы развития
советской скульптуры.
		(Окончание. Начало на 3-и стр.)
	бесплодность и ‘губительное влияние импрес-
сионизма. Несмотря на попытки Голубкиной
исполнить в скульптуре ряд’ важных тем,
именно вследствие импрессионистического
метода большинство ее произведений не по-
лучило широкого признания в народе. «Иван
Непомнящий» и «Рабочий» А. Голубкиной
воспринимаются как карикатура на трудо-
вого русского человека, изображают его ли-
шенным интеллекта. Ее «Лев Толстой» ни’в
какой мере не передает величия гиганта рус-
ской классической литературы. Следует от-
метить,`что в Москве имеется мастерская-
музей имени А. С. Голубкиной, где собра-
ны наиболее импрессионистские и форма-
листические ее произведения. Пропаганда
работниками музея этих скульптур дезо-
риентирует молодых скульпторов; Влиянию
Родена подвергся такой скульптор, как
ПП: Трубецкой. Для творчества С. Коненкова,
Б. Королева это влияние оказалось трагиче-
ским; определив характер их искусства и по-
мешав развитию их мастерства. Крупнейший
мастер скульптуры Н. Андреев только к кон-
цу своей жизни сумел избавиться от пагуб-
ного влияния импрессионизма и стал на поч-
ву реализма, создал «Лениниану» — высокое
произведение социалистического ‘искусства.
	Последователи Родена на протяжении мно-
гих лет проповедывали непререкаемый авто-
ритет этого французского скульптора. Ho
реакционность и гибельность идеалистиче-
ской субъективной концепции импрессиониз-
ма с особой силой сказались в творческом пу-
ти самого Родена. Импрессионизм логически
привел Родена от его ранних, заслуживаю-
щих внимания работ, где имели место эле-
менты реализма, к разложившейся и дефор-
мированной скульптуре, примером чему, в
частности, является созданный им «Бальзак».
У Родена нашел свое начало неоконченный
и переходящий в глыбу скульптурный
портрет в мраморе.

Восхваление худших сторон творчества
Родена и его школы последышами импрессио-
низма продолжается и до сих пор.
	Издательство «Искусство» в своих работах,
выпушенных в. последние два года, не разо-
блачает импрессионизм, а занимается его
восхвалением. Выпущенная в 1948 г. книжка
А. Ромма «О. Роден» не имеет ничего общего ©
марксистско-ленинским анализом искусства,
вся она от начала до конца пронизана идеа-
листической, субъективной оценкой творче-
ства Родена. Эта книжка, написанная с объек-
тивистских позиций, откровенно проповедует
		буржуазный индивидуализм и. является
сплошной апологетикой импрессионизма.
Книжка Вл. Костина «Анна Семеновна Го-
лубкина», изданная издательством «Искус-
ство» и вышедшая в массовой библиотеке. в
1947 г., пропагандирует враждебное советско-
му искусству мировоззрение. В своей книге
автор не вскрыл идеалистических корней
импрессионизма, он не показывает, что
именно импрессионизм помешал Голубкиной
полностью раскрыть свое несомненное даро-
вание, сделать свое искусство народным. Во-
преки этому Костин утверждает, что «эле-
менты импрессионизма в скульптуре, усвоен-
ные Голубкиной еще у Родена, позволили ей
углубить и обогатить свое художественное
видение м свой пластический язык».
	Имеющая место в некоторых художествен-
ных вузах пропаганда творческого метода
импрессионизма, выражающегося в незавер-
енности, расплывчатости формы, что ‘осво-
бождает от необходимости упорного труда и
учебы, может оказать пагубное воздействие
на менее стойкую часть молодежи, обучаю-
шейся в художественных вузах.
	Пути развития нашей скульптуры, каки
всего изобразительного искусства, определя-
ются интересами борьбы советского народа за
коммунизм. Задача скульпторов/— создавать
произведения, которые бы правдиво показы-
вали жизнь, труд и борьбу советского народа.
Советские скульпторы должны создать вы-
сокие произведения искусства, воплощающие
образы великих вождей В. И. Ленина и
И. В. Сталина, отображающие великую лю-
бовь к ним советского народа и всего трудя-
щегося человечества.

Яркое отображение социалистической дей-
ствительности требует богатства и разнообра-
зия художественных форм скульптуры: сю-
жетная круглая композиционная скульптура,
монументальные ‘рельефы ‘большого обще-
ственного звучания, углубление скульптур-
ного портрета. Коренного улучшения требует
массовая скульптура малых форм, имеющая
огромное воспитательное значение. Важней-
шей задачей является ликвидация отетава-
ния скульптуры в. области ‘сооружения
памятников. : :

Наша скульптура, вооруженная методом со-
циалистического реализма, уверенно идет к
созданию еще более высокохудожественных
произведений. Широкое развитие критики и
самокритики поможет освободиться от остат-
ков влияний буржуазной идеологии и создать
большое количество скульптурных произве-
дений, которые явятся гордостью советского
народа.
	В борьбе за повышение идейно-художс-
ственного уровня репертуара большое место
принадлежит режиссуре советского театра.

Однако в работе некоторых режиссеров над
современными пьесами советских авторов
наблюдаются недостатки, которые приводят к
серьезным ошибкам и извращениям в обла-
сти репертуарной политики.

Режиссеры Крымского областного драма-
тического театра им. `Горького тт. Эльстон
и Рахманов, прикрываясь мнимой заботой
об улучшении текста пьес и повыщении их
художественности, позволяют себе произволь-
но сокращать текст в пьесах советских ав-
торов, написанных на современные полити-
ческие темы, вымарывая многие реплики,
диалоги и даже целые сцены.

Такого рода режиссерская «работа» над
пьесой безусловно наносит болышой вред
художественному качеству спектаклей и зна-
чительно снижает их идейный уровень и по-
литическую остроту.

Вот несколько примеров, которые показы-
вают характер вымарок, сделанных режиссе-
рами тт. Эльстоном и Рахмановым. Из пьёеы
К. Симонова «Чужая тень» режиссер Рахма-
нов выбросил очень важные тексты и иска-
	`Типографшия- газеты «Правда» `имени Сталина.
	зил пьесу. Из пьесы А. Барянова «На той
стороне» режиссер удалил не только отдель-
ные реплики, но и все начало седьмой кар-
тины. >

Пьеса Н. Вирты «Заговор обреченных»
из-за многочисленных купюр, сделанных
режиссером Эльстоном, в Крымском област-
ном драматическом театре им. Горького ста-
	гится также в обедненном, неполноценном
виде. .
	Подобная порочная практика приводит -K
серьезному искажению произведений совет-
ских драматургов и снижению идейно-худо-
жественного уровня репертуара театров.

Необходимо, чтобы Комитет по делам
искусств. при Совете Министров СССР, Глав-
репертком и.их органы на местах навосли
должный порядок в контроле за репертуа-
ром и. положили конец недопустимой прак-
тике, которая применяетс: отдельными ре-
жиссерами в местных театрах.
	А. СТЕПАНОВ.
г. Симферополь.
		РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
		Anpec редакции: Москва, Старая площадь, дом 4, комн, 258. - Телефены: К-6-63-60, Д 3-30-52.