[T2-wapra ‘1950 r., Ne 7  (135)
		КУЛЬГУ

2а дальнейший подзем литературы
	©
А. ПЕРВЕНЦЕВ
	еще выше поднять благосостояние и духов-
ный уровень колхозников. .

Отмечены Сталинскими премиями повести
В. Ф, Пановой «Ясный берег» и К, С. Львовой
«На лесной полосе». В. Панова в своей повести
рассказывает о людях животноводческого сов-
хоза в первый послевоенный год, об их
борьбе за развитие животноводства. Мож-
но ТОлько приветствовать писательницу
за са внимание ‘к повседневной совет
ской действительности и за ее поиски но-
вого, того, что волнует нашего читателя, вни-
мательно следящего за всеми событиями, про-
исходящими в городах, селах, на заводах, в
совхозах. Однако следует ‘сказать, что в
художественном отношении В. Панова в сво-
ей новой повести мало продвинулась влёред
в сравнении со своими предыдущими рабо-
тами, заслужившими внимание советского чи-
тателя.

К. Львова в своей повести «На лесной по-
лосе» обратилась к материалам великого
сталинского плана преобразования природы.
Большая заслуга писательницы заключается
в том, что она сумела раскрыть психологию
преобразователей природы -—. колхозников-ле-
	соволов, познакомить читателя с внутренним.
	миром своих героев.
Писательница насытила сзое произведение
красочными картинами русской природы.
	Можно порадоваться успеху старейшего
	писателя <>. В. Гладкова, олного из основате-.
	лей советской реалистической прозы. В горь-
ковской благородной традиции написан им
удостоенный Сталинской премии роман о нро-
шлом мальчика Феди — «Повесть о детстве».
Мы видим рост художественного мастерства
писателя, чистоту его идейного замысла.
Герои ‹. Гладкова — люди сильные, нрав-
ственно красивые — описаны MM чистым,
богатым языком. Роман <. Гладкова является
наглядным упреком тем писателям, которые
предпочитают надуманные, вялые и фальши-
вые образы, вымученные их воображением,
жизненным, сильным и правдивым образам.
	Романы В. П. Ильенкова, старейшего совет-
ского писателя, и Э. Г. Казакевича, молодого
писателя, посвяшены живой, неувядаемой
теме Великой Отечественной войны, героизму
и мужеству советского народа, лучшим чертам
советского характера, особенно проявившим-
ся в тяжелые дни испытаний. В. Ильенков в
романе «Большая дорога» в мягкой манере,
свойственной его писательской натуре, пока-
	зывает историю рядовой советской семьи,
	раскрывает глубокий духовный
героев.
	Сталинских премий удостоены роман
А. Д. Коптяевой «Иван Иванович», посвящен-
ный вопросам семьи и быта, а также лучшие
прозаические произведения литературы о We
тях, заслужившие любовь и внимание дет-
ского читателя: повесть И. Д. Василенко
«Звездочка», А. И. Мусатова «Стожары», сбор-
ник стихов известной детской писательницы
А. Л. Барто.

Необходимо отметить во многом несправед-
ливую критику романа А, Коптяевой в ряде
газет. Критика не заметила правильности по-
ставленных писательницей вопросов, связан-
ных с укреплением советской семьи.

В области поэзии отмечена Сталинской пре-
мией поэма А. Я. Яшина «Алена Фомина», в
которой поэт выступает как зрелый мастер,
способный разобраться и правильно решить
средствами искусства важные жизненные
проблемы. ‘ й

Улостоены Сталинской премии патриотиче-
	ские стихи пламенного поэта Азербайджана
	Сулеймана Рустама «Два берега», стихи та-
лантливого грузинского поэта И. Г. Гри-
шашвили, таджикского поэта Мирсаида
Миршакара и украинского поэта-сатири-
ка С. И. Олейника. Максим Рыльский порадо-
вал читателя превосходным переводом на
украинский язык поэмы А. Мицкевича «Han
Тадеуш».

Сталинская ‘премия присуждена недавно
умершему в расцвете своих творческих сил
поэту Петру Комарову за, циклы стихов «Зе-
леный пояс», «Новый перегон», «Маньчжур-
ская тетрадь»,

Премии получили поэт Е. А. Долматовский
за книгу стихов «Слово о завтрашнем дне»,
поэт Л. И. Ошанин, автор широко известных
песен. у { :

В области драматургии Сталинская премия
	первой степени присуждена Всеволоду Вииг.
	невскому за его пьесу «Незабываемый
1919-й». Драматург выступил с хорошей
пьесой, посвященной историческим событиям,
связанным с ликвидацией контрреволюцион-
ного мятежа на форте «Красная Горка» и
раскрытием. белогвардейского заговора B
Петрограде. .

В. Вишневскому удалось раскрыть чер-
ты политического и военного гения
И. В. Сталина. С большой достоверностью по-
казан образ В. И. Ленина.

Премии второй степени получили С. В. Ми-
халков за пьесы «Я хочу домой» и «Илья Го-
ловин», К. М. Симонов-за’ пьесу «Чужая
тень» и Б. А. Лавренев—з8 ньесу «Голос Аме-
рики». Bee эти  пьесы обращены к лучшим
патриотическим чертам советского характера
и связаны единой политической направлен-
ностью против идей низкопоклонства и кос-
мополитизма, против поджигателей новой
	мир своих   войны бандитов Уолл-стрита.
	В области литературной критики и искус-
ствоведения Сталинские премии присуждены:
В. В. Ермилову за книги «А. П. Чехов» и «Дра-
матургия Чехова», С. А. Макашину за кни-
гу «Салтыков-Щедрин», Я. Е. Эльсбергу за
КНИГУ «А, И. Герцен. Жизнь и творчество»,
Гусейнову Гейдару за книгу «Из истории
общественной и философской мысли в Азер-
байджане ХХ века», Е. С. Мозолькову за
книгу «Янка Купала»,

Ежегодное присуждение Сталинских пре-
мий является одним из выдающихся событий
в духовной жизни нашего. народа, праздни-
ком советской культуры.

Каждый из деятелей науки, искусства, Al
тературы, отмечен он в этот день или нет,
проверяет самого ‘себя, анализирует ‘свою
деятельность и мобилизует силы свои‘ на
дальнейшие успехи, чтобы заслужить при-
знание народа.
		раторам небрежность и спешка в работе над
своими произведениями, пренебрежение к
вопросам художественного мастерства, elle
	жание произведений. Некоторая часть наших
литераторов, полагаясь на одну фантазию, на
так называемое! вдохновение, часто недооце-
	‘кивает такой важный фактор, как присталь-
	ное, глубокое изучение действительности,
создает новерхностные; слабые в художе-
ственном отношении произзедения.

Двигаться все вперед и вперед, умножая
выдающиеся произведения советской литера-
туры, - таков вывод каждого писателя, поэта,
драматурга для самого себя. Сегодня писать
лучше, чем вчера, завтра писать лучше, чем
сегодня — к этому обязывает писателей их
долг перед народом.
	На страницах новых произведений совет-
ской литературы, удостоенных Сталинских
премий, ярко и убедительно даны живые
образы нашей современности, показаны со-
ветские люди, изумляющие мир своими
подвигами, красотой своей души.

Широк и многогранен круг тем, взятых для
своих произведений советскими писателями,
лауреатами Сталинских премий. Разносто-
роннее и глубокое проникновение в жизнь
советского общества характеризует большгин-
ство произведений, удостоенных ‘высокой
оценки. Разнообразен круг авторов — от мо-
лодых, выступающих со своими первыми
произведениями, до маститых, убеленных се-
динами писателей, начинавших славу совет-
ской литературы. В списке лауреатов г- пи-
сатели многих национальностей, объединен-
ные единым стремлением показать животвор-
ные процессы, происходящие в нашем обще-
стве на путях к коммунизму.

Радует новый успех талантливого писателя
С. П. Бабаевского, выступившего с романом
«Свет над землей» — произведением, по-
священным нашей социалистической колхоз-
ной деревне, ее людям. Этот новый роман,
удостоенный Сталинской премии первой сте-
пени, является прямым продолжением рома-
на «Кавалер Золотой Звезды», получившего
признание советского читателя. Успех С. Ба-
баевского является ‘убедительным доказатель-
ством необходимости постоянной и действен-
ной связи писателя с народом, с его творче-
ством, с его созидательной деятельностью, с
его думами, радостями и печалями. С, Бабаев-
ский живет среди своих героев, на Кубани;
	он видит их в живой. повседневной деистви-
	тельности.

Отрадно, что в нашей прозе писатели. все
более широко показывают людей труда,
строителей коммунизма, беззаветно предан-
ных социалистической Родине, родной ком-
мунистической партии, великому вождю
товаришу Сталину.
	Молодой писатель А, Н. Волошин в своем
романе «Земля кузнецкая» описывает собы-
тия, происшедшие на ‘одной из крупнейших
каменноугольных шахт Кузбасса. Волошин
показывает молодого инженера Рогова, при-
шедшего на смену прежнему начальнику шах-
ты Дроботу, стороннику дурных традиций,
кустарщины и штурмовшины, Рогов прошел
большую школу войны и знает, что такое
сила примера и коллектива. Он новатор, пе-
редовой человек нашей промышленности,
борец за передовые методы труда. Рогов
сплачивает коллектив на решение важных
задач, поставленных перед руководимой им
шахтой, его методы становятся примером
для других.
	Видный азербайджанский прозаик Мехти
	Гусейн в своем романе «Апшерон» впервые
в нашей литературе показывает самоотвер-
женный труд нефтяников Азербайджана.
	Впервые на страницах романа показаны не
	экзотические «черные люди» а подлинные
патриоты своей Родины, труженики, добыва-
ющие нефть из морских глубин Каспия. Чи-
татель видит, как из молодого, робкого кре-
стьянского парня Таира вырастает замеча-
тельный бакинский ‘рабочий, один из десят-
ков тысяч смелых новаторов производства,
как внимательно и бережно выращивают
кадры старые мастера-нефтяники, как идет
вперед новая интеллигенция Советского
 Азербайджана.
	А. Б. Чаковский, известный советскому чи-
тателю своим романом «Зто было в Ленингра-
де», взял на себя благородную задачу рас-
сказать о людях, осваивающих богатства Са-
халина в его южной части, освобожденной от
хищного тосподства —империалистической
	Японии. Писатель на месте изучил действи-
	тельность, и ему в романе «У нас уже утро»
удалось без прикрас нарисовать суровую об-
становку, в которой приходится работать лю-
дям Сахалина, осваивающим под руковод-
ством партийной организации колоссальные
природные богатства острова. Можно было
бы сделать упрек автору в небрежности язы-
ка, в излишней торопливости, не позволив-
шей ему дать более яркое и глубокое изобра-
жение своих героев.
	С большим романом «Марья» выступил пи-
сатель Г. А. Медынский, Его роман посвящен
современной колхозной деревне. Главный
герой книги председатель колхоза «Подсосен-
ки» Марья Морозова — передовая женщина
колхозного села, все сознание которой про-
HMUKHYTO интересами государства, желанием
	Непрестанный и болышой рост советской
науки и’техники во всех ее разделах — факт
очевидный. Об этом прежде всего очень ясно
говорят некоторые цифры.
	В 1949 году в высших учебных заведениях
страны обучалось в десять раз больше сту-
дентов, чем в дореволюционное время.
Быстрый рост рядов студенчества произо-
шел после Великой Отечественной войней по
сравнению с 1940 годом число студентов
выросло больше чем вдвое. В дореволюцион-
ной России был лишь небольшой отряд
ученых-исследователей. Советский Союз
имеет теперь большую армию ученых-
специалистов. Здесь можно говорить почти о
стократном увеличении. Страна покрылась
обширной сетью. научно-исследовательских
институтов и лабораторий.
	Рост советской науки сопровождается так-
же изменением ее содержания, ее качествен-
ными успехами. Сейчас, в день выборов в
Верховный Совет СССР, особенно своевремен-
но вспомнить эти успехи, оглянуться на
развитие нашей науки в послевоенные годы.
«Советские ученые, — говорится в Обращении
ик ВКИСб) к избирателям, — овладели. секре-
	том получения атомной энергии. Нораторы -
	совёатской науки, окруженные вниманием и
заботой партии и правительства, помогают
развитию социалистической промышленно-
сти и сельского хозяйства», Замечательным
показателем качественного роста советской
науки служит присуждение Сталинских пре
мий за выдающиеся работы в области науки
и изобретательства. Новый большой список
лауреатов Сталинских премий в области
науки и техники прибавляет еще одну зна-
чительную страницу к истории развития со-
ветской науки.

Первыми 8. HOBOM списке лауреатов
Сталинских премий стоят имена астрономов
В А Амбарцумяна, Б. В. Маркаряна и
	Г. А. Шайна. Премированные работы васают-
	ся весьма тпироких вопросов современного
учения о мироздании и строении светил.
В. А. Амбарцумяну, Б. Е. Маркаряну и их
сотрудникам по ряду признаков удалось
открыть в сложном многообразии звезд осо-
бые системы звезд, разделенных огромными
пространствами, но вместе с тем несомненно
связанных своим происхождением, Это от-
крытие имеет далеко идущие перспективы и
позволяет совсем по-новому поставить вопрос
о возникновении ‘звезд. Распространенное в
буржуазной науке мнение 96 особом моменте
возникновения вселенной теперь заменяется
на основании работ советских астрономов
учением а непрерывном процессе возникно-
вения светил. Директору Крымской астрофи-
зической обсерватории Г. А. Шайну принад-
лежат исследования об углероде в. звездных
атмосферах. Г. А. Шайну удалось доказать,
что относительное содержание изотопов угле-
рода в этих условиях совершенно иное, чем
на земле. Это открытие имеет прямое отноше-
ние к важнейшей проблеме об источниках
энергии звезд и ставит вопрос по-новому в
отличие от того, что до сих пор было принято
в астрономии,
	’ Яркая песнь.
о колхозной жизни
	На экранах кинотеатров страны идет цвет-
ная музыкальная кинокомедия «Кубанские
казаки». С первых же дней эта картина за-
воевала у зрителей большой успех. Удача
картины во многом определяется творческим
содружеством мастера драматургии Н. Пого-
	дина, написавшего хороший сценарий с ма-
	стером советскогя кино режиссером И. Пырь-
евым. к

Двенадцать лет назад И. Пырьев снял кар-
тины «Богатая невеста», а затем «Трактори-
сты», в которых впервые в кино показал
колхозный труд вдохновенно, ярко, темпера-
ментно. Впервые в киноискусстве крестьяне
были представлены как дружный коллектив,
а на необъятных колхозных полях зритель
увидел богатую технику. С тех пор режиссер
хранит верность теме колхозной жизни,
Эта тема подобна большой реке, которая на-
чинается с ручейка, но по мере течения вби-
раеёт в себя воды других речушек, ширится и
превращается в полноводный, могучий поток.
Если и раньше мы видели в картинах
И. Пырьева широкие поля, то теперь они еще
больтие раздвинулись. Если и раньше видели
обильный урожай, то теперь он стал еще
обильнее. Если и раньше в «Трактористах»
радостно следили за тем, как советские люди
успецно овладевают трактором, комбайном,
то сейчас, в «Кубанских казаках», мы с гор-
достью видим богатейшую, могучую технику,
которая стала царицей наших колхозных по-
лей. А люди...  Вот в людях-то весь секрет
успеха картины «Кубанские казакиъ. Помни-
те беленькую, звонкоголосую звеньевую Ма-
ринку в «Богатой невесте», делавшую. первые
тпаги на своем жизненном пути? После ее же,
простую колхозную девушку-трактористку,
мы угадали в образе Марьяны Бажан в «Трак-
тористах». Это она же была потом показана
хак лучшая, передовая колхозница в собира-
тельном образе. Глаши Новиковой в картине
«Свинарка и пастух». Наконец, теперь, в кар-
тине «Кубанские казаки», мы встречаемся с
ней как с председателем лучшего в районе
колхоза Галиной Пересветовой. За эти ` две-
надцать лет девушка из колхоза многому
научилась, выросла, стала общественным, го-
сударственным деятелем.

Любовь к советским людям, любовь к Ро-
дине, к ее необъятным просторам, к полно-
водным рекам переходит у И. Пырьева изо
картины в картину. Фильм «Кубанские каза-
ки» показывает, как растет и крепнет колхоз-
ный строй, как расцветает наша страна. Это
яркая песнь о счастливой колхозной жизни.

Авторы правильно начинают картину с по-
каза колхозного труда, труда творческого,
слаженного, гармонического, который делает.
человека сильным и гордым. Здесь, на бес

‘крайних кубанских полях, под знойным
солнцем. работают люди, и лица их хотя и.
мокры от пота, но преисполнены радости и.
гордости за свой труд. За работой знакомим-_
ся мы с героями картины, любуемся их жиз-
нерадостностью, силой и неутомимостью.
“Но вот отгружена и свезена на элеваторы
пшеница. Поднята тракторами целина. Начи-
‚нается пора колхозных праздников, ярмарок
‘и свадеб. И мы вместе с героями идем на этот
праздник. Вместе с ними испытываем чув-
‚ство глубокого удовлетворения и гордости за
секретаря райкома, сумевшего сплотить во-
круг себя такой великолепный актив, с кото-
рым район пришел к победе; вместе с героями
фильма ходим по магазинам, любуясь изо-
билием плодов земных, изделиями рук чело-
веческих; вместе с ними на ипподроме «бо-
леем» за Колю Ковылева: дойдет ли он пер-
‘вым до финиша или не дойдет, смеемся над
‚ прибаутками веселого завхоза и острыми сло-
вечками подруг — птичниц, любуемся юной
красотой Дагии Шелест. Встретившись с пред-
седателем колхоза Галиной Ермолаевной Пе
ресветовой (арт. М. Ладынина), изумляемся
ей. Вот она какая стала, девутка из колхо-
за! Как уверенно ведет она свое большое де-
ло, с каким тактом и достоинством отдает
распоряжения, руководит колхозом, оставаясь
в то же время пленительной женщиной. А вот
перед нами человек, которого она любит, нэ
скрывает от‘него свое чувство. Это предсе-
	’датель соседнего колхоза Гордей Гордеевич
	Ворон, лихой казак, добрый хозяин. Движе
ния его горячей, честной души точно пере-
дает своей тонкой игрой артист С. Лукья-
нов. Многие сцены картины сыграны арти-
стом превосходно. В характере Ворона дано
так много непосредственности и обаяния, что
	-прошаешь ему некоторые черты самолюбия,
манеру похвастать своими достижениями, ве-
ришь, что человек этот сумеет иреодолеть в.
себе эти недостатки. `   : :
Молодая, способная артистка К. Лучко об-
ладает многими положительными данными,
необхолимыми для киноискусства. Большую
долю ‘успеха, которого она добилась в этой
картине в роли Лаши Шелест; нужно отнести
за счет работы с ней режиссера. Что же ка-
састся партнера ее; артиста’ В. Давыдова,’ та

у него не нашлось убедительных красок для
выражения характера Николая. И если ар-
тисты А. Петров, играющий Васю  Тузова,

и Ю. Любимов з роли Андрея живут на экра-

не и радуют зрителей своим ноявлением, то

В. Давыдов мало чем выделяется. Это’ до-

садно, потому что! недавно мы были свиде-

телями болышой удачи В. Давыдова в кар*
тине «Встреча на Эльбе». Подобные случаи
должны послужить молодым артистам. пре-
достережением против самоуспокоенности
после достигнутых ими первых успехов. За-
дача режиссеров — направлять молодых акте“
ров к тому, чтобы они всегда учились у жиз“
ни, искали краски даже там, где драматург
слишком скупо обрисовал образ. а

Тщательность в подборе исполнителей мас-
совых сцен, костюмов, уменье заставить та-
кос большое количество людей играть с прс-
дельной выразительностью — это огромный
труд целого съемочного коллектива. И надо
отдать справедливость, что массовые сцены
полевых работ, открытия ярмарки, конных ео-
стязаний, самодеятельности удались прево-
сходно, что свидетельствует о большом упор-
стве ‘постановочного коллектива и высоком.
режиссерском ‘мастерстве. Е

Музыка И. Дунаевского неотделима от
фильма; она’не только украшает его, HO и
‘придает ему художественную силу: Мелодич-
‘ны и просты песни,- народ уже запомнил и
распевает их. Остроумен и весел текст песен,
частушек и конферанса, написанных М. Иеа-
ковским и М. Вольпиным. Doe

Изобразительная сторона картины в руках.
опытного оператора В. Павлова получила
мастерское реалистическое решение: Справел-
ливо будет отметить также, что с каждой
картиной В. Павлов растет как крупный опе-
ратор-портретист. : . 2

Нельзя умолчать о той роли, которую за-
нимает в картине пейзаж. Это не просто ил=
люстрация, набор красивых цветных кадров.
Нет, это видение неповторимой красоты на-
них степей, наших лесов и рек, простора,
что раскинулся без конца и без края подро-
димым небом. Разве можно забыть это золотсе
кипенье колосьев под ‘ветром, желтые, как
‚мед, поля, по которым плывут корабли —
комбайны, горы зерна, милые сердцу дороги,
по которым мчатся в бешеном темпе грузо-
вики! Голубая, в зеленых крутых бере
гах речка, и — песня над ней. Коричневая
земля, взоезаемая тысячами лемехов. Пашня,
накрытая сизыми небесами. Вечернее з5ебо
с грядой. пенельных облаков.

Чувство жизнерадостности, оптимизма,
  здорового юмора не покидает зрителей. во
время демонстрации картины. Следует. заме“
тить, что местами уж слишком стремительна
смена кадров, слишком калейдоскопично
мелькают краски ‘в сценах ярмарки; но ‘это
лишь в отдельных случаях. В целом кар-
тина пронизана молодостью стремлений и
чувств, она глубоко народна по. содержанию
и национальна по форме. ых
„.Рильм подходит к концу. Отзвенела весе-
лая ярмарка, распутаны «драматические уз-
лы», соединились любящие сердца. И опять,
‘как в начале картины, звучит могучая вимфо-
ния труда, и сотни плугов снова поднимают
тяжелые пласты земли... «Делу время, а по-
техе час!» Герои как бы говорят зрителю:
«До свидания, нам сейчас некогда, надо па-
хать и сеять, надо кормить родимую страну»
‹ И тут мы видим, как ‘прямо по стерне
‘группами и поодиночке идут герои картины.
„Вот они соединяются и машут нам рукой на
прощанье,

Чувство гордости за свою социалиетиче-
скую Родину, за могучий колхозный строй, за
` счастливую жизнь колхозного крестьянства
вызывает эта яркая, правдивая картина. Со-
ветский зритель искренне рад тому, что на-
ше киноискусство обогатилось еще одним за-
мечательным произведением.

М СМИРНОВА.
	3). Казакевич показывает заключительный.
	этап Великой Отечественной войны советско-
	го народа с фашистскими захватчиками. Его
	роман «Весна на Одере» переносит читателя
в события 1945 года. Тема, взятая Э. Казаке-
вичем, еще не раз будет волновать писате-

лей.
	Многие советские писатели работают над
историческими темами, освобождая историю
	от буржуазных и националистических Marb-
	сификаций,

Сталинской премии удостоен роман укра-
инского писателя Н. С. Рыбака «Переяслав-
ская Рада», ярко рисующий исторический
образ Богдана Хмельницкого. Писатель
	нарисовал правдивую картину освободитель-
	ных войн ХУП века.
С реалистических позиций написана книга
	таджикского писателя Садриддина Айни «Бу-.
	’ реалистической прозы хзредыси 125%,
авдиво показаны жизнь и борьба трудя-
ихся масс в прежней, эмирской Бухаре.

Роман «Изурия» писателя К. Ф. Седых охва-.

‚своими произведениями,

вопросам художественно!
не всегда достаточно глу
жание произведений. Нек
	тывает огромный по времени и событиям пе-
риод. На протяжении трех четвертей века
проходит война с англичанами, пытавшими-
ся оккупировать Приморье (высадка десанта
в Де Кастри в 1854 году во время Крымской
кампании, русско-японская война и борьба
за становление советской власти в. Забай-
калье). Автор отлично знаег забайкальское
казачество, его труд, военные походы, семей-
но-бытовые особенности. На примере каза-
чьей семьи Улыбиных и других героев пока-
зана острая классовая борьба внутри казаче-
ства Забайкалья,
	ние Болотникова», документально осзветив-
шей важнейшие вопросы народного движе-
вия в нашей стране в ХУИ веке, Очень боль-
шое значение имеют археологические иссле-
дования С. В. Киселева по древней истории
Южной Сибири и работа Т. С. Паесек по
истории древнейших поселений на террито-
рии нашей Родины за три тысячелетия XS
наштей эры.

_ Список премий за выдающиеся изобретения
и коренные усовершенствования методов
производственной работы свидетельствует в
новом мощном подъеме технической мысли
в нашей стране. Здесь мы читаем известные
всей стране имена конструкторов рядом с
именами молодых инженеров и техников, про-
кладывающих новые пути по самым разно-
образным направлениям. Премией отмечена
громадная почетная работа Н. Н. Ковзлева и
других по новым конструкциям, изготозле-
‚нию и пуску в эксплуатацию усовершенство-
‚ванных видов турбин для Днепровской ГЭС
вместо вооружений, взорванных и разрушен-
ных фашистами. Премией первой степени от-
мечено создавие новой высококачественной
телевизионной передающей системы (В. Л.
Крейцер и другие). Сталинская премия при-
суждена за новые методы строительных ра-
бот <Г. А. Караваев и другие). Важное зна-
чение имеет премированная работа по кон-
струкции и внедрению механизированного
щита для прохождения тоннелей (К. А, Куз-
нецов ‘и другие). Премией отмечена работа
по конструированию, технологии и организа-
	_ Новая страница истории г
советской науки и техники.
	ф®х®

Академик С. ВАВИЛОВ. _

$$
ческой и физической химии. К таким рабо-

там принадлежат исследования А. И. Титова
по нитоованию Углеводородов, обширная ра-
	бота по норому ‘методу производства искус
ственного волокна, вынолнениая И. Л. Кну-
	нянием и рядом других ученых, разработка
	и внедрение в промышленность новых хими-
ческих ‚ материалов, принадлежащая’ С. Н.
Ушакову и его сотрудникам, получение и
внедрение в промышленность новых авиа-
циснных материалов в результате сложной
работы, выполненной К. А. Андриановым,
А. В. Топчиевым и другими. Важное значение
имеют работы из области физической химии,
отмеченные Сталинскими` премиями. Премя-
рованы за изесстные иселедования по адсорб-
ции М. М. Дубинин, за работы по разнообраз-
ным вопросам физической химии высохопо-
лимерных веществ В. А. Каргин, за фунда-
ментальное исследование по вопросу о при-
роде светочувствительности и механизме
процессов, протскающих при синтезе фото-
графических эмульсий, К. В. Чибисов и его
сотрудники.

Рядом с именами исследователей младшего
и среднего поколений в почетном списке но-
вых лауреатов стоят имена наших маститых
ученых ‘старшего поколения — академика
В. А. Обручева, премироваиного за многотом-
ный труд по истории геологического исследо-
вания Сибири, академика Е. Н. Павловского,
получившего премию за «Руководство по па-
разитологии человека с учением о перенос-
чиках трансмиссивных болезней», академика
К. И. Скрябина за фундаментальное иссле
дование «Трематоды животных и человека».

С удовлетворением можно отметить среди
	новых лауреатов больцюе число ученых, р:
	ботающих на местах, в академиях союзных
республик, в отдаленных центрах. Многие
премированные работы выполнены в Казах-
стане, Узбекистане, в Армении, Грузии, в
Томске, в прибалтийских республиках. Сре-
ди работ по геологии, отмеченных премиями,
мы находим исследование Г. С./ Дзоценидзе
из Академии наук Грузинской ССР, ЕНИГУ 0
минералогии силикатов В. С. Соболева, рабо-
тающшего в Львовском университете, работы
по оледенению Алтая М. В. Тронова, доцента
Томского государственного университета,

‚Широкая и ‘активная. дискуссия по основ-
ным вопросам биологии благотворно отрази-
	‘лась на развитии биологических наук, Среди
	работ, отмеченных Сталинскими премиями,
мы находим исследование И, Е. Глущенко по
	вопросу о вегетативной гибридизации рас-
тений и несколько выдающихся работ по рас-
	тениеводству и животноводству. За выведб-
	ние и внедрение в производство TOHKOBOAOK@
нистых сортов хлопчатника премирован В. П.
Красичков. За выведение нового сорта яро-
вой пшеницы для степных и лесостепных
районов Сибири премия присуждена И. Н.
Сомченкову и И. Н. Смирнову. За выведение
новых сортов черешни и продвижение этой
культуры в Ленинградской области премиро-
ван Ф. К. Тетерев. За разработку передовой
агротехники культуры абрикосов премией от-
мечен П. Г. Шитт. За выведение новой поро-
ды тонкорунных овец «казахский архароме-
ринос» премия присуждена Н. С. Бутарину и
ero сотрудникам. Выведение нозой мясошер-
стной породы овей отмечено премией, при-
	‘сужденной А. А. Капацинской и ее `сотруд-
	никам.

По разделу биологических наук среди пре
мированных работ стоят важные исследова-
ния А. П. Окладникова, М. А, Гремяцкого,
Н. А. Синельникова по изучению и описанию
остатков скелата налеолитического человека.
	Среди работ, отмеченных Сталинскими пре-
миями, многие выполнены физиками, хотя
формально некоторые из.этих работ поме
‘щаются в разделах, относящихся к химии,
теологии, технике и т. д. Это — характерный
показатель глубокого проникания нашей фи-
зики во все разделы естествознания и техни-
	ки. Премией отмечено дольшое исследование
	М. В. Волькеншяейна, М. А. Ельяшевича,
Б. И. Степанова по вопросу о колебаниях мо-
лекул. Решение этой очень сложной и много-
	образной задачи, найденное авторами, имеет.
	основное значение для многих вопросов чи-
зики, химии и техники. Тонкие. вопросы
электродинамики разобраны в работах
Д.Д. Иваненко, А. А. Соколова и Ю. Я. По-
меранчука. Теоретический анализ привел
к установлению необходимости существова-
ния новых явлений при движении электро-
	нов, явлений, остававшихеся до сих пор нет
	замеченными. Теоретические выводы полу-
чают в последнее. время эколериментальное
подтверждение и применение на практике.
В работах В. И. Дгнилова дано эксперимен-
тальное решение давнего и основного вопро-
са учения о жидкостях, устанавливается факт
зарождения центров кристаллизации в пере-
охлажденных жидкостях без наличия специ-
альных центров кристаллизации. Большсе
физическое теоретическое содержание вло-
жено в группу исследований, собранных в
монографию «Горение углерода», посвящен-
ную очень важному техническому вопросу.
Работа проводилась под рукогодетвом А. С.
Предводителева. Как и в поедыдущие годы,
среди премированных работ имеется новый
метод спектрального ‘анализа металлов K
сплавов, разработанный физиками В. К, Про-
кофьевым, Н. С. Свентицким и К. И. Тага-
новым. Спектральный анализ с каждым годом
завоевывает себе все новые и новые области
применения в промышленности. Ю. Г, Шафе-
ру, Н. Л. Григорову и А. С. Муратову при-
суждена премия за разработку конструкции
прибора для изучения космических лучей.
Ряд работ, отнесенных к различным раз-
делам науки и техники, тесно связан с основ-
ными проблемами математики и. ее различ-
ными применениями, Такозы исследования
И. Н. Векуа о новых методах решения эллип-
тических уравнений, имеющие существениое
значение для теории упругости, работа
А. В. Погорелова по теории выпуклых по-
верхностей, общая ‘теория оболочек В. 3.
Власова, важная для многих вопросов тех-
ники. .
Глубоко и разнообразно развиваются хими-
ческие науки, представленные в новом спис-
ке премированных работ рядом важных иссле-
дований в области неорганической, органи-
	остатдщоус CACACI GQ цадбодлятласьквь о AE ied. ‘il
прои ств ACTROBO OMIOILA

Большой интерес представляет метод вогета- побанаь ( rave Aunvapr % XpyYwHe). а

новления формы лица по черепу, предложен-

ный и разработанный М. М; Герасимовым. ‚ Авторами © многих. = работ, отмеченных
	Новый раздел, вошедший в постановление
о присуждении Сталинских премий, состав-
ляют работы по истории науки и техники.
За последние годы значительно возрос инте-
рес к прошлому нашей отечественной науки
и культуры и усилилось научное иселедова-
ние в этой области. Результаты во многих
случаях были поразительными: научно лока-=
зано, что приоритет многих важных откры-
тий, исследований и изобретений принадле-
жит нашей стране. Доказательству достиже-
ний отечественной науки в разных областях
знаний посвящены три книги по истории
науки и техники, отмеченные премиями.
Премия присуждена старейшему советскому
электротехнику М. А. Шателену за его труд
«Русские электротехники», Премией ormeuc~
но обширное исследование П. М, Лукьянова
«История химических промыслов и химиче-
ской промышленности России», Премии удо-
стоена книга С. Л. Соболя «История микро-
скопа и микроскопических. исследований в
России в ХУИПТ веке»; в этой книге, основан-
ной на изучении архивных материалов и
подлинных исторических приборов, выявляет-
ся огромная роль русских ученых в развитии
основных направлений в микроскопии. ›,

О новых успехах советских историков и
	Сталинскими премиями, являются рабочие,
мастера, техники и инженеры наших заводов,
передовики сельского хозяйства, За широкое
внедрение в производетво новых стаханов-
ских методов труда премия присуждена. то-
карю С. А. Батракову, кузнецу А. Я, Бело-
уссву, стерженщице литейного цеха Н. А.
Васильевой, начальнику плавильного участка
литейного пеха М, П. Луковникову. За раз-
работку и внедрение новых конетрукций из
асбоцемента в строительстве промышленных
зданий и сооружений премия присуждена
ряду лиц во главе с главкым. инженером
Н. И. Лукашкиным. Таких объединений не
мало в новом списке лауреатов.
	электротехнику М. А. Шателену за ето труд
«Русские электротехники», Премией отмзче-
ской промышленности России». Премии удо-

стоена книга С. Л. Соболя «История микро-.

России в ХУП1 веке»; в этой книге, основан-

археологов свидетельствует ряд книг по воп--

росам истории и археологии, отмеченных
Сталинскими премиями. Важные материалы
содержатся в книге И, И. Смирнова «Восста-

Характерная черта многих премированных
работ — коллективность их выполнения.

В некоторых коллективах объединены ‘уче-

ные, инженеры и техники. Перед нами нали-
цо одно. из выражений тесного делового со-

‘дружества науки и производства,

Четыре года назад, 9 февраля’ 1946 года,

‚товарищ Сталин в своей речи перед избира-

телями выразил надежду, что. советские уче-
ные в ближайшее время сумеют превзойти

‘достижения науки за пределами нашей стра-

ны. Успехи. нашей науки, нашей техники,
нашего народного хозяйства за четыре года`
были настолько: значительны, что не прихо-
дится сомневаться в том, что советская наука
близка к решению задачи, выдвинутой перед
ней товарищем Сталиным,