31 марта 1950 г., № 9 (137)

B OTPLIBE OT KU3HU.
	Среди естественных наук, служащих ин-
тересам развития социалистического народ-
ного хозяйства и поднятию культуры совет-
ского народа, видное место принадлежит гео-
		и развития края, о громадных преобразовани-
ях, происшедших.на описываемой территории
за годы сталинских пятилеток. Авторы книги
лишь упоминают о канале имени Москвы и
связанных с ним водохранилищах, не пока-
зав их большого влияния на экономику, кли-
мат, флору и фауну края. В главе о флоре
описываются история растительности в чет-
вертичное время, а также растительный пс-
кров лесов, болот и лугов. Здесь можно про-
честь о  флоре «на мусорных местах, по ка-
навам, у заборов» (стр. 155), об изменении в
естественных природных условиях за по-
следние 200—300 лет, но ничего нельзя узнать
о коренных преобразованиях в сельском хо-
зяйстве в советскую эпоху.

Мертвой, искусственно оторванной от че-
ловеческой деятельности выглядит природа
в книге «Северный Кавказ и Нижний
Дон» (автор С. Калесник),

Описывая Черноморское побережье Север-
ного Кавказа, т. Калесник совершенно обхо-
дит те крупнейшие изменения в природных
условиях, которые произошли здесь в совет-
ское время в результате осуществления ука-
заний товарища Сталина о создании в этом
районе народной здравницы, о продвижении
на север ценных субтропических культур.
Характерно, что в списке растений, помещен-
ном в конце книги, нет даже упоминания о
мандарине, лимоне, эвкалипте. Автор опиеы-
вает. развитие этого района следующими
бесстрастными, бесиветными словами: «Нре-
красный климат и морские купанья, а также
наличие целебных источников вызвали (!)
болышое развитие курортов-—Сочи; Мацеста,
Анапа, Геленджик и ‘др., расположенных в
узкой прибрежной полосе» (стр, 122).

Авторы физико-географических ‘описаний
не учитывают, что в наше время неправильно
рассматривать природу абстрактно, вне вли-
яния и воздействия на нее плановой преоб-
разующей деятельности социалистического
обгиества, советских людей.
	Гле же причина указанных недостатков в
	работе института?
	Роль основной двигательной силы внутрен“
него развития всего физико-географического
процесса‘на суше в конечном итоге OTBO-
дится климату, а ‘в климате основным
объявляется баланс тепла и влаги. В клима-
тическом звене в свою очередь А. Григорьев
Устанавливает следующие «типы структур»:
термальные, псюхральные, гидротермальные,
ксеротермальные, гидроморфные, гипергидро-
морфные, гидропсюхральные, циклонально-
гидропсюхральные, ксеропеюхральные, анти-`
циклонально-кееропсюхральные, циклональ-
но-гипергидропсюхральные и другие,

Так простая и ясная наука география ока-
залась объектом для построения замыслова“
тых, схоластических схем.

Следует признать, что взгляды относитель-
но ведущей роли климатического фактора в
физико-географических процессах на поверх-
ности земли неправильно ориентируют прак-
тику, ибо в таком случае неясно, как можно
было бы изменить эти климатические YCAO--
вия, если последние, по Григорьеву, зависят
тлавным образом от прихода и расхода тепла.
и влаги. Однако в нашей стране найден путь.
преобразования климата обширных террито-
рий — это сталинский путь преобразования”
природы, переделки растительности, созда-
ния многочисленных водоемов, ведения со-`.
циалистического сельского хозяйства на базе
передовой науки `Мичурина—Вильямса.

Развивая свои взгляды, академик Григорьев
далее установил, что наряду с физико-геогра-
фическим процессом существует «эконом-
теографический процесс», охватывающий со-
циальные явления, Оба процесса вместе обра-.
зуют, по. Григорьеву, «единый географиче-“
ский процесс», включающий явления приро-
ды и общества. Этим самым неправильнд
объединены в одну категорию И
сти развития природы и общества,

Подобные методологические установки.
вносят путаницу в практику преподавания
географии, ведут к ошибкам в научно-иссле-.
довательской работе Института географии,
обрекают многочисленный коллектив науч
ных сотрудников института на отрыв от
жизни, от практики социалистического строи-
тельства в нашей стране. Установки на.
изучение отвлеченных «процессов» и описа-
ние «чистой» природы вне зависимости. от
активной деятельности человека ярко про-
являются в периодических сборниках Инети-
тута гсографии «Проблемы физической гео-
графии».

Многие важные события в области. социа-
листического строительства или географиче-.
ской науки не находят отражения в печат-
ных органах Института географии. Не
используются решения съездов и конферен-
ций ВКП(б), дающие богатейший материал
для работы географа. Такие яркие события
в истории науки, как победа мичуринекой
биологии. ‘план преобразования природы,
	‚не нашли никакого отклика в «Проблемах».
	В «Проблемах физической географии» не на
шло отражения марксистско-ленинское уче-
ние о роли географической ереды в развитии
общества, ,

В Институте географии не практикуется
проведение творческих дискуссий с широким
участием работников других научных учреж-
дений по актуальным вопросам географиче-.
ской науки. Все собрания и совещания работ-
ников института проходят под знаком ире-
клонения перед «авторитетом» акад. Гри-
горьева и нападок на противников его «уче-
ния», р

Отделение  геолого-географических наук
Академии наук СССР и партийная организа-
ция Института географии проходят. мимо
серьезных ошибок и недостатков в деятель»
ности Института географии; 4

Перед советской физической и экономиче»
ской географией стоит большая патриотиче-
ская задача — оказать действенную помощь
нашему движению вперед. Работники Инсти-
тута географии это могут сделать комплекс-.
ным. изучением различных районов. СССР в
связи с решением крупных актуальных .хо-
зяйственных задач, созданием подлинно. мар-
ксистеких трудов по географии нашей Роди-.
ны и зарубежных стран, активной помощью
зв улучшении географического образования;
дальнейшей разработкой методологических.
основ ‘советской географии, разоблачением.
буржуазной методологии, суровой критикой
чуждых нашей науке схоластических «тео->
рий» и широким развертыванием творческой
критики и самокритикви, ый
К. ВАСИЛЬЕВ.
	Он их перечислил—это «Чернышевский, Не-
красов, Добролюбов, Помяловский, Салтыков-
Шедрин и некоторые другие». Белик обви-
няет этих писателей в созерцательном отно-
шении к жизни и в бесстрастном ее описа-
тельстве, в критике «с позиций отвлеченной
добродетели, абстрактных идеалов». :

Да разве Чернышевский, Добролюбов и
другие критиковали с позиций «отвлеченной
добродстели»? По Белику выходит, что «Про-
лог», «Что делать?» статьи Чернышевского,
«Очерки бурсы» Помяловского, стихи Некра-
сова, статьи Добролюбова, сатира Щедрина,
все эти написанные кровью сердца произве-
дения, звавшие народ. на борьбу, —резулетат
«созерцательного отношения к жизни», «бое»
страстное ее описательство». Белик не пони-
маст разницы между революционным демо-
кратизмом Чернышевского и буржуазным
либерализмом.

В статье А; Белика имеются и другие
ошибки и извращения. Так, незадачливый
критик в том же совершенно  рапповском ду-
хе выступает против многообразия форм,
стилей и жанров в искусстве социалистиче-
ского реализма, против многообразия прояв-
ления творческих индивидуальностей совет-
ских писателей. Вопреки плодотворному
опыту развития советской литературы, ‚ дав-
шей многообразие форм и жанров, А. Белик
требует, чтобы раз и навсегда были декре-
тированы определенные манеры и средства
выражения, «соответствующие» методу социая
листического реализма. Так может рассуж-
дать только безнадежный метафизик и’ дог
матик, неспособный рассматривать вещи в их
многообразии и в развитии и изменении:

Статья А. Белика полна грубых ошибок,
порочных рапповских установок, она пора-
жает сочетанием неграмотности, кичливости,
претенциозноести; .

Вызывает недоумение, как могла редакция
журнала «Октябрь» опубликовать вредную
статью А. Белика, протаскивающую давно
разгромленные и осужденные партией вред-
ные взгляды рапповцев. on

От нашей художественной критики тре-
буется еще большая активность в разоблаче-
нии прогнившей буржуазной культуры кат
ниталистических стран, в борьбе © буржуаз-
но-эстетскими, формалистическими чтендев-
циями и извращениями в литературе и ис-
кусстве.

Отделы критики и библиографии в журна-
лах и газетах еще не подняты на должный
уровень, они не влияют достаточно действен-
но на развитие советской литературы.

Необходим коренной перелом в отношении
к критике со стороны редколлегий литера:
турных журналов и со стороны Союза писа*
телей. Критика — это не «второй эшелон»
литературного фронта, а его передовые пози-
ции. Нам нужна принципиальная литератур-
ная критика, способствующая идейно-худо-
жественному росту советских писателейои
	мастеров искусства.
	Литературно-художественные журналы, CO
юз писателей, наша большевистская печать
призваны сыграть серьезную роль в борьбе
за новый подъем литературы, за высокий

уровень литературной критики.
	В Отделе пропаланды и азитации ПЕ ВКП)
	О РУКОВОДСТВЕ НАРОДНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ЧКАЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

чедостатки партийного просвещения
в Пинской области ‘
	Пинский обком КП(б) Белоруссии еще до
начала учебного года в сети партийного про-
свещения организовал месячные курсы
нештатных пропагандистов, на которых за-
нималось 70 человек. Вскоре семинары про-
пагандистов были проведены во всех райо-
нах области.

Однако после начала занятий в сети пар-
тийного просвещения обком и многие райко-
мы партии ослабили руководство пропаган-
дистами. Руководящие ‘работники райкомов
перестали посешать семинарекие занятия
	пропагандистов, хотя в начале учебного года
	и делали это. Результат ослабления внима-
ния к семинарам пропагандистов не замед-
лил сказаться. Уже в декабре явка пропаган-
дистов на семинарские занятия при райко-
мах партии была крайне неудовлетворитель-
ной; а в январе и феврале постоянно дей-
ствующие семинары пропагандистов в райо-
нах области совсем‘ перестали работать. По-
чти не проводятся больше совещания пропа-
гандистов по обмену опытом. Партийные
кабинеты не организовывают групповых кон-
сультаций для пропагандистов.
	Подобное же положение создалось в сети
кружков и политшкол. Если в начале учеб-
ного. года обком и райкомы партии немало
уделяли внимания вопросам комплектования
кружков и политшкол иорганизации их рат
боты, то. впоследствии ослабили к ним вни-
мание. Уже в ноябре посещаемость кружков
и политшкол резко снизилась, участились.
случаи переноса и срыва занятий. Так, на-
пример, в Ленинском районе, где создано
16 кружков по изучению истории ВКП(б), от-
ставание от учебного плана выражается в
8—10 занятий, а два кружка вообще прекра-
тили работу, Так же плохо работают в этом
районе и политшколы. В Лунинецком и Дро-
гичинском районах области в течение двух
зимних месяцев занятия в, большинстве
кружков и политшкол были прекращены.

Крупные недостатки имеют место в работе
вечерних партийных Школ, Посешаемость
занятий в партийных школах низкая, на
семинары слушатели приходят неподготов-
ленными. Яркий пример тому —занятие по
	Решения ЦК ВКИЦ(6б) по идеологическим во-
просам высоко подняли боевой патриотиче-
ский дух советских писателей, способетнова-
ли дальнейшему усилению и развитию совет-
ской литературы. Осуществление этих реше-
ний еще выше подняло идейный и художе-
ственный уровень советской литературы и
искусства. . :

Неоценимое. значение для дальнейшего -
подъема советской художественной литера-
туры имеет всемерное развитие принцини-
альной и объективной критики. На всех эта-
пах ‘развития советской литературы партия
придавала и придает огромное значение лите-
ратурной критике как серьезному фактору
идейного и художественного роста литера-
туры. Товарищ Сталин учит, что критика и
самокритика является одной из серьезных
сил, лвигающих вперед наше развитие.

В течение последних лет на страницах  на-
ших журналов_й газет было помещено боль-
шое количество статей, направленных против `
безидейности и пережитков формализма в
литературе. Критика развернула наступле-
ние против буржуазной, упадочной культуры
Запада-и против ее недостойных приспешни-
хов и лизоблюдов в нашем. литературоведе-
нии, оценила по заслугам порочную школу
Веселовского в современном литературоведе-
нии, разоблачила проникнутые духом низко-
поклонства писания критиков-космополитов.

Олнако среди литературных критиков еще
имеются такие, которые неправильно пони-
мают задачи партии в области художествен-
ной литературы, искажают в своих выступле-
ниях метод социалистического реализма, вно-
сят путаницу в вопросы советского литерату-.
роведения, мешают росту литературы.

Во втором номерё журнала «Октябрь» за
1950 год напечатана статья А. Белика «О не-
которых огзибках в литературоведении». Эта
статья искажает ленинские положения о ли-
тературе, содержит неправильную трактовку
важнейших вопросов развития современной
советской литературы, изобилует вредными
приемами рапповской критики: заушатель-
ством, необоснованными обвинениями, при-
вывами к ссктантетву в литературе.

В недопустимо развязном тоне, воскрешаю-
шем. давно забытые времена рапповской кри-
тики, Белик громит произведения советских
литературоведов, извращает принципы совет“
ского литературоведения, чернит лучшие
традиции русской литературы. Свои схола-
стические рассуждения новорапповец А, Бе
лик пытается подтвердить ссылками на цита-
ты из произведений классиков маркеизма-
лонинизма. Но А. Белик не понимает, по ка-
кому поводу и в каких конкретных истори-
ческих условиях были высказаны цити-
руемые им положения, извращает эти поло-
жения.

А. Белик цитирует из статьи В. И. Ленина
«Партийная организация и партийная лите-
ратура», написанной в 1905 году, следующее
положение: «Газеты должны стать органами
разных партийных организаций. Литераторы
должны войти непременно в партийные орга-
низации. Издательства и склады, магазины и
читальти, библиотеки и разные торговли
книгами — все это должно стать партийным,
	десятой главе «Браткого курса истории
ВКП(б)», состоявшееся в конце февраля в
вечерней партийной школе Ленинского райо-
на, Из 30 слушателей на занятии присутетво-
вало 15. Большинство присутствовавших к
занятию не были готовы и на вопросы про-
пагандиста отвечали односложно. Занятие,
проводившееся вопросно-ответным методом,
прошло сухо, неинтересно, на низком теоре-
тическом уровне. Руководитель семинара
т, Римшин в заключительном слове не толь-
ко не поправил ошибки слушателей, но и сам
показал неподготовленность к занятию. В Лу-
нинецком ‘районе вечерняя партийная школа
не работала два с половиной месяца.

Обком и райкомы партии часто посылают про-
пагандистских работников в командировки,
не связанные с пропагандистской работой.
Из-за этого отделы пропаганды и парткаби-
неты райкомов партии часто длительное вре-
мя бездействуют. Так, например, в Логишин-
ском районе заведующий отделом пропаган-
ды и заведующий парткабинетом два месяца
находились в командировке и не появлялись
в райкоме партии. Такие же факты были в
Ивановском и других районах области, а так-
же в Пинском горкоме партии.

‚ Облаетная газета «Полесская правда» мало
помещает на своих страницах материалов,
рассказывающих.о положительном опыте, ра-
боты постоянно действующих семинаров,
кружков, политшкол, лучших пропаганди-
стов. Она‹не критикует недостатки в работе
сети партийного просвещения, не публикует
лекции и консультации по теоретическим во-
просам в помошь пропагандистам и самостоя-
тельно изучающим марксистсоко-ленинскую
теорию. :

Пинский обком, райкомы партии uM OMX OT
делы пропаганды и агитации Должны уетра-
нить серьезные недостатки в работе полит
кол, кружков, семинаров пропагандистов и
наметить пути для нормального завершения
учебного года в сети партийного просвеще-
ния.

Т. ПРОНИЧЕВА,

А. ОБЫДЕННОВ.
		районо. Слабо организованы заочное обуче-
ние учителей и оказание им методической
помощи.

‘В постановке учебно-воспитательной  рабо-
ты в школах имеются крупные недостатки,
Велико еще второгодничество,

Партийные организации и органы народ-
ного образования слабо руководят повьише-
нием идейно-политического уровня учителей.

Серьезной критике было подвергнуто про-
явлаемое некоторыми районными организа-
	циями равнодушие к недочетам -в работе
	детских домов, отсутствие серьезных мер по
ликвидации скученности в них,

Отмечалось нсудовлетворительное состоя-
ние материально-хозяйственной базы многих
школ. Вследствие плохой работы органов на-
родного образования часть школ, особенно
сельских, недостаточно обеспечена учебно-
наглядными пособиями и художественной
литературой. При наличии ‘учебно-наглядных
пособий в торгующих организациях Чкалов-
ской области бюджетные ассигнования на
учебное оборудование школ в 1949 году реа-
лизованы не полностью.

Чкаловеким обкомом ВКП(б) намечено про-
вести. в апреле текущего года областное пар-
тийное совещание с участием секретарей
райкомов и горкомов партии, председателей
райгорисполкомов и заведующих районо по
вопросам улучшения работы школ и подго-
товки их к новому учебному году. Намечено
систематически заслушивать на бюро обкома
ВКП(б) доклады секретарей райкомов и гор-
комов партии по вопросам руководства рабо-
той школ, провести семинар секретарей
школьных первичных партийных организа-
ций.

Министерством просвещения РСФСР наме-
чены меры помощи Чкаловской области по
улучшению работы школ и органов народно-
го образования. й
	На днях в Отделе пропаганды и агитации
ЦК ВКП(б) был заслушам доклад секретаря
Чкаловского обкома ВКП(б) т. А, Жукова о
состоянии народного образования в области.

За последние годы в Чкаловской области
выросла сеть семилетних и средних школ.
Увеличилось число учащихся в школах. Воз-
росло количество. квалифицированных учите-
лей. Во многих школах улучшилась учебно-
воспитательная работа.

Проверка работы школ Чкаловской обла-
сти и обсуждение доклада т. Жукова
вскрыли ряд серьезных недостатков в деле
народного образования и партийного руко-
водства этим важнейшим участком социали-
стического строительства’ в области, Обком
партии мало занимался вопросами работы
школ, не предъявлял должных требований к
райкомам и горкомам партии. В результате
многие горкомы и райкомы партии в течение
полутора лет не обсуждали вопросов учебно-
воспитательной работы в школах, не уделяли
внимания работе школьных партийных орга-
низаций, комсомола и пионеров.

Слабость партийного руководства работой
школ отрицательно отразилась на выполне-
нии закона о всеобщем обязательном обуче-
нии, Значительное количество детей не охва-
чено обучением в 1—4-х и 5-7-х классах.
Отдельные  областные и районные организа-
ции не проявили должной заботы о создании
при школах интернатов для далеко прожива-
ющих учащихся и своевременном завозе на
места детской одежды и обуви.

Запущенным участком является работа по
подбору руководящих кадров школ и органов
народного образования. До сих пор ‘работает
немало ‘директоров семилетних школ, не
имеющих необходимого образования. Наблю-
дается текучесть руководящих кадров народ-
ного образования. В области за последние
полтора года сменилось 68 проц. заведующих
	Советские географы внесли большой вклад
в дело изучения Арктики, освоения Северно-
го морского. пути, изучения естественных
ресурсов ‚ и производительных сил многих
районов Советского Союза. На географиче-
скую карту нанесены большие пространства
страны, считавшиеся ранее белыми пятнами;
созданы школьные учебники по географии,
составлены многие теографические карты,
атласы и т. д,

Ныне советские географы активно участву-
ют в изучении и описании трасе государст-
венных полезащитных полос, а также в осу-
ществлении других мероприятий но реализа-
ции сталинского плана преобразования при-
роды.

Одной из важнейших задач советских гео-
графов является составление полноценных
		бежных стран. Советский читатель, особенно
учащаяся молодежь, давно ждет книг по гео-
графии СССР, освещающих богатства .при-
роды нашей страны, ее мощные естествен-
ные ресурсы и пути их использования для
нужд социалистического строительства, а так-
же величайшие перемены в размещении хо-
зяйства и другие изменения на карте Роди-
ны, происшедшие за годы советской власти.
Созетский читатель ждет также книг по гео-
графии зарубежных стран.

Составление научных трудов по географии
СССР и зарубежных стран, а также дальней-
шая разработка теории советской географи-
ческой науки входят в обязанность Институ-
та географии Академии наук СССР.

Как же справляется Институт географии с
выполнением этой почетной задачи?

Более десяти лет в планах института стоит
тема: составление многотомной «Географии
СССР»; В опубликованном отчете института
за 1940 год сообщалось, что работа по обоб-
щению накопленных географических мате-
риалов по СССР выразилась в составлении
однотомной «Географии СССР», доведенной до
состояния, близкого к окончанию, а также в
широком развороте работ по составлению
8-томной «Географии СССР». Однако на деле
оказалось, что за десятилетний период Инсти-
тут географии не только не емог опублико-
вать однотомную «Географию СССРь и non
	готовить. K печати хотя бы один из
разделов многотомного издания, но даже
не ‘составил о проспекта этого издания.
Между тем на подготовку этих работ
	институтом затрачены большие средства.

Кроме издания многотомной «Географии
СССР», планом намечалось выпустить 11 мо-
нографий о климате и природных ресурсах
отдельных районов СССР. Но инетитут вы-
пустил только один сборник статей о Молдав-
ской ССР (1947 г.), содержащий в ‘себе серь-
езные  ошибки. Например, в историко-геогра-
фическом разделе сборника (автор А. Одуд)
игнорируются классы и классовая борьба в
истории молдавского народа, проевозносятея
молдавские ‘князья и феодалы. В еборнике
дана неправильная классификация населения
Молхавии (азтор В. Покшишевский), соглас-
но которой каждой национальности припи-
сывается только один вид занятия (молдава-
не и украинцы-—земледелие; русские—про-
мышленность и т. д.).

В 1946 г. Институт географии приступил к
выпуску научно-популярных книг о Совет-
ском Союзе. В большинстве этих книг дает-
ея чисто внышнее ‘описание природы без
всякой связи с поеобразующшей деятельно-
	‘стью советских людей, без опенки природ-
		ных условий тех или иных районов страны
с точки зрения их хозяйственного значения.
 ри описании Флоры и фауны авторы глав-
ное внимание обращают на дикие формы ра-
стительного и животного мира. Нри чтении
этих книг создается. искаженное представле-
ние об описываемых районах страны. При-
мером такого описания природы’ может слу-
жить книга «Северо-запад. РСФСР» (изд.
Академии ‘наук, 1949 г.). Авторы книги все
свое внимание сосредоточивают на описании
рельефа, растительного и животного мира,
тщательно избегая ‘вопросов, связанных ¢
населением и экономикой крал. Читате-
лю очень трудно определить. к какому
времени относится списание природы
Северо-запада PCPCP, rax как в  книге
ничего не говорится об истории заселения
	Ответ на этот вопрое следует искать преж-
де всего в установках академика А. А. Гри-
горьева, которыми руководствуется Институт
географии в практической деятельности.

Некогда А. Григорьев немало поработал в
экспедициях по изучению севера Русской
равнины, Урала, Якутии. Но в последнее
время он отошел ох вопросов исследования
природы, естественных ресурсов и произво-
дительных сил страны.

Академик Григорьев считает главной зада-
чей физической географии изучение «физи-
ко-географического процесса». По А. Григорь-
еву, физико-географический процесс осуще-
ствляет все взаимодействия между природ-
ными телами, определяет характер их вну-
треннего развития, формирует особенности
физико-географической среды и все разнооб-
разие внешнего вида земной поверхности.

Таким образом, в понимании А. Григорьева
физико-географический процесе становитея
над геологической эволюцией земли, над
процессами развития живой природы, над
процессами климатическими, он выступает
‘как сущность, как содержание процесса ‚раз-
	витил природы.
	<изико-географический процесс, по взгля-
дам академика Григорьева, состоит из раз-
личных компонентов: климатического, гео-
морфологического, почвенного, фитогеогра-
	_Ффического, зоогеографического и других. Ка-
	ковы же движущие силы развития этих ком-
понентов? Академик Григорьев указывает,
что, например, для биогеографических ком-
понентов, т. е, проще говоря, для живой
природы ‘на земле, главным является“ зсо-
четание процесса ‘адаптации населяющих
территорию организмов (в том чиеле ее мор-
фологических, биологических, физиологиче-
ских и пространственных проявлений) с ре-
жимом продукции живой органической мате-
рии» («Проблемы физической географии»,
том ХЦ, стр. 20). Следует признать, что’ это
определение абсолютно туманно, так же как
туманно и определение основных движущих
сил развития отдельных компонентов, кото-
рое гласит: «Основными движущими силами
развития отдельных слагаемых физико-гео-
графического процесса являются именно те
сочетания глубоко противоречивых частных
процессов, которые играют ведущую роль во
взаимодействии каждого данного компонен-
та Физико-географического процесса с ос
тальными» (там же).
		б одном рецидиве рапповщины.
	кому праву взявшийся поучать советских
писателей, литературоведов, критиков.

В статье А. Белика ничего не говорится о
народности советского искусства. Не случай-
но в этой статье автор отделывается общей
фразой о задаче правдивого отображения
действительности в произведениях искусства
социалистического реализма. Вопросы народ-
ности и реализма не существовали. для рап-
повских вульгаризаторов; таково же отноше-
ние к этим вопросам и новоявленного pan-
повма А. Белика.
	Духом сектантства, рапповским нигилизмом
отдают и рассуждения А. Белика о культур-
ном наследии. Как известно, рапповекие вуль-
гаризаторы  «разоблачали» великих русских
классиков с позиций вульгарной социологии
как носителей классово-враждебных идей;
рапповцы отвергали связь и преемственность
советской литературы с лучшими традициями
русской классической литературы ХХ века,
смыкаясь в этом вопросе с пролеткультовщи-
ной. То же самое, по существу, делает и
А. Белик.
	Прямая преемственность связывает совет-
скую литературу с лучшими традициями
руеской литературы ХХ века, и никому
нельзя позволить посягать на наше великое
наследие, какими бы софизмами они ни
прикрывали свою ’рапповски-нигилистиче-
скую сушность. —
	Занявитись схоластическим отысканием
«коренного отличия социалистического реа-
лизма от реализма критического», А. Белик
следует за рапповскими вульгаризаторами,
которые в свое время «прорабатывали» клас-
сиков русской литературы за то, что они не
владели методом диалектического материа-
лизма и не стояли на позициях научного
социализма. Само собой разумеется, что есть
принципиальное отличие социалистического
реализма от реализма писателей прошлого.
Однако было бы грубой ошибкой забывать ту
глубокую преемственную связь, которая су-
ществует между классической русской ли-
тературой и литературой советской.

Говоря о творчестве Л. Толстого и А. Чехо-
ва, Белик видит только одну сторону, что
«..эти писатели были весьма далеки от пони-
мания содержания и характера революционно-
го движения во главе с социалистическим
пролетариатом, что Л. Толстой был против-
ником научного, революционного социализма,
а Чехов его совершенно не понимал». Белик
не говорит, однако, о том прогрессивном, что
содержится в творчестве этих великих рус-
ских писателей.

Русскую классическую литературу А. Бе-
лик обвиняет в недостатках, присущих ме-
тафизическому материализму. А. Белик пи-
тет, что «..художник-реалист прошлого со-
зерцательно отображал действительность; он
подвергал ее критике, но не видел ясных пу-
тей ее преобразования». Кого же здесь из
писателей прошлого.имеет в.виду.А. Белик?
	подотчетным». Дальше А. Белик пишет: «И
партия большевиков вела и продолжает ве-
сти напряженную и последовательную борь-
бу за такую литературу с первых дней сво-
его возникновения, а не только после победы
пролетариата в Октябрьской революции», По
Белику выходит, будто бы партия после побе-
	ды Великой Октябрьской социалистической
	революции вплоть до настоящего времени
считает, что писатели ‘должны непременно
войти в партийные организации, стать людь-
ми партийными, иначе они не смогут овла-
деть методом социалистического реализма, о
котором Белик прямо заявляет: «социалисти-
ческий реализм и является партийным мето-
дом художественного творчества». Такое тол-
кование ленинского принципа партийности
литературы является ошибочным, однобоким.
	Известно, что Ленин в 1905 году в статье
ратура» писал: «Долой литераторов беспар-
тийных! Долой литераторов сверхчеловеког!
Литературное дело должно стать частью
общепролетарского дела...» Что это означало
в тех конкретных условиях? Ленин разобла-
чил лозунг «беспартийнссти» литературы,
лозунг, под которым выступали буржуазные
партии, лозунг, который ‘особенно пропаган-
дировали разные буржуазные прихвостни, в
том. числе кадеты, прикидывавшиеся беспар-
тийными, кричавшие о том, что якобы их
партия «не классовая», якобы их журнал
«не может быть партийным», и т. д. Ленин
вскрыл фальшь теории  «беспартийносги»
литературы, разъяснил, что в условиях
классового, антагонистического общества, в
условиях борьбы классов любое произведе-
ние писателя является классовым, пар-
тийным, оно’ будет использовано либо
одним, либо другим лагерем. Подобного
рода «беспартийность» была разоблачена
товарищем Сталиным в его статье «Беспар-
тийные, чудаки», написанной в 1912 году.
Но это были одни исторические усло-
вия. Ясно, что в других исторических усло-
виях, когда в нашей стране победил социа-
листический ‘строй, относиться к беспартий-
ным © каким-либо недоверием было бы
неправильно.
	А, Белик, пытаясь в 1950 году воскресить
установки разгромленной авербаховщины,
искусственно отделяет писателей-коммуни-
стов от писателей-беспартийных, противопо-
ставляет партийных писателей беспартийным
писателям. Конечно, это затея вредная и
глупая, В ‘условиях советского общества
нет преград, которые бы отделяли пар-
тию от беспартийных рабочих, крестьян и
интеллигенции. Коммунистическая партия,
всегда выражавшая и выражающая кровные,
коренные. интересы трудящихея, является
руководящей и направляющей силой совет-
ского общества. Интересы партии, государ-
ства, народа в нашем социалистическом об-
шестве слились в единое целое. Политика
	коммунистической партии и советского госу-
дарства является жизненной основой совет-
ского общества. За эту политику стоят все
советские люди, равно как партийные, так и
беслартийные. Вместе с беспартийными, в
едином коллективе с ними партия создавала
и укрепляла советское социалистическое го-
сударство, построила социалистическое обще-
ство, отетояла в ‘упорной борьбе великие
социалистические завоевания, успешно строит
теперь коммунизм.

В свосй речи перед избирателями 9 фев-
раля 1946 года товарищ Сталин говорил: «В
былые времена коммунисты относились к
беспартийным и к беспартийности е некото-
рым недоверием. Объясняется это тем, что
флагом беспартийности нередко прикрыва-
лись различные буржуазные группы, кото-
рым невыгодно было выступать перед изби-
рателями без маски. Так было в прошлом. Но
теперь у нас другие времена. Беспартийных
отделяет теперь от буржуазии барьер, назы-
ваемый советским общественным строем.
Этот же барьер объединяет беспартийных с
коммунистами в один общий коллектив ©9-
ветских людгй. Живя в общем коллективе,
они вместе боролись за укрепление могуще-
ства нашей страны, вместе воевали и проли-
вали кровь на фронтах во имя свободы и
величия нашей Родины,  вместе ковали и вы-
ковали победу над врагами нашей страны.
Разница между ними лишь в том, что одни
состоят в партии, а другие нет. Но это раз-
ница формальная. Важно то, что и те и дру-
гие творят ‘одно общее дело. Поэтому блок
коммунистов и беспартийных является есте-
ственным и жизненным делом».
	Таким образом, советская власть в корне
изменила обстановку и условия, в которых
развивается теперь наша художественная
литература. Партия в одинаковой степени
проявляет неустанную Заботу о всех совет-
ских писателях партийных и беспартийных.
Партийные и беспартийные писатели вместе
под руководством коммунистической партии
создавали и создают советскую литературу,
вместе борются против аполитичности и без-
идейности, за дальнейшее развитие совет-
ской, самой передовой литературы в мире, у
которой нет и не может быть иных интере-
сов, кроме интересов народа, интересов госу-
дарства. Великие идеи партии Ленина —
Сталина являются душой советской литера-
туры. Долг всех советских писателей, пар-
тийных и беспартийных,-— верно служить
народу, государству, партии, совершенство-
вать свое художественное мастерство, созда-
вать на основе метода социалистического
реализма новые высокоидейные художест-
венные произведения, прославляющие нашу
Родину.
	Бсего этого не понял А. Белик, выступив-
ший в журнале «Октябрь» с невежествен-
ными утверждениями м неизвестно по ка-