Ne 10 (138)
	Обзор печати
	рловский обком. партии ослабил руководство
‘партийным просвещением
	 акое состояние партийного просвещения
в Орловской области объясняется в первую
	очередь тем, что Орловский ‘обком ВКП(б)
	плохо. руководит этим важным участком
своей работы. Секретарь обкома ВКП(б)
т. Крылов не приковывает. внимания горко-
мов и райкомов партии и всех партийных
организаций к задаче марксиестско-ленинско-
‚ го образования коммунистов, не выдвигает ее
как одну Из ражнейштих. Характерно, что
в большой статье т. Крылова «Об итогах сель-
ких районных партийных конференций», по-
мещенной в газете «Орловская правда» в ян-
варе 1950 г., вопросам партийно-воспитатель-
ной работы почти не было уделено внимания,
Не были разъяснены задачи парторганизаций
области в деле партийного просвещения и в
брошюре т. Крылова «Поднять уровень пар-
тийно-политической работы сельских, парт-
организаций» Недооценка партийного про-
свещения проявляется и в. практической
деятельности бюро обкома ВКП(б).
	-На бюро обкома обсуждаются сообщения в
работе отдельных школ и кружков. Но этого
явно недостаточно, За пять месяцев текущего
‘учебного года бюро Орловского обкома ВКП(б)
не заслушало отчета ни одного. райкома пар-
тии о состоянии партийного просвещения, не
сделало необходимых выводов для дальней-
шего улучшения всего дела марксистско-
ленинского образования коммунистов обла-
сти. Больше того, в отделе пропаганды и
агитации Орловского обкома ВКП(б) нет сек-
тора партийной ‘пропаганды; во всех райко-
мах ВКП(б) города Орла были сокращены
должности заведующих партийными каби-
нетами. Многие отделы. пропаганды и аги-
тации райкомов партии до сих пор не уком-
плектованы пропагандистами. :

В Орловской оЗласти установилась непра-
вильная практика использования работников
отдела пропаганды и агитации, лекторов, про-
пагандистов в качестве уполномоченных в
районах но разным хозяйственным вопросам.
Заведующий отделом пропаганды и агитации
обкома т. Ефимов в период подготовки и на*
чала учебного года в ‘системе партийного
просвещения находился в командировке по
текущим хозяйственным делам.
	Эту неправильную практику отрыва пропа-
гандистских работников от своих прямых
обязанностей копируют и райкомы партии.
Работавший заведующим отделом пропаган-
ды и агитации Свердловского райкома BKII(6)
т. Архипов в 1949 году находился в команди-
ровке по ‘хозяйственным вопросам более
150 дней, пропагандист Чернавского райкома
т. Газин-— 155 дней. И так почти во всех сель-
ских районах. #
	Бюро обкома ВКП(б) не проявляет должной
трезовательности к работе отдела пропаганды
и агитации и не заботится об ее улучшении.
Отдел пропаганды и агитации обкома недо-
статочно связан с райкомами и партийными
организациями и не вникает глубоко в содер-
жание работы школ и кружков, ограничи-
ваяеь главным образом сбором сведений и
сводок. Работники отдела слабо борются. за
наведение должного порядка в работе. сиете-
мы партийного просвещения и за ее высокий
идейный уровень. ОСперируя средними ци@-
рами по области о посещаемости школ и
кружков, о количестве проведенных занятий
и изученных тем, работники отдела пропа-
ганды и агитации обкома не замечают круп-
ных ‘недостатков в постановке партийного
просвещения во многих. районах. Секретарь
обкома ВКП(б), ведающий вопросами идеоло-
гической работы, т. Землянский мирится с
запущенностью партийного просвещения и
плохой работой отдела пропаганды и агита-
ции обкома, терпимо относится к крупней-
шим недостаткам в деле марксистско-ленин-
ского образования коммунистов.
	Для улучшения партийной пропаганды сла-
бо используется местная печать. Освещая
практику пропагандистской работы, облает-
ная газета касается главным образом орга-
низационных вопросов, не вникает в содер-
жание занятий школ и кружков, не ставит в
центре внимания вопросы качества полити-
ческой учебы. Больигинство районных газет
не пузликует материалов о партийном про-`
свешении.
	Перед Орловской областью стоят большие
задачи в деле хозяйственного и культурного
строительства. Чтобы успешно решить их,
необходимо полнее сочетать хозяйственную
деятельность парторганизаций с работой по
подъему идейно-теоретического уровня ком-
мунистов. Необходимо улучшать дело пар-
тийной пропаганды как могучего средслва
дальнейшего повышения боеспособности пар-
тийных организаций и агро роли
коммуниетов.
	 ’Орловский обком ВКИ(б) должен решитель-
но покончить е недооценкой партийной про-
паганды, поднять уровень руководства. пар-
тийным просвещением.
	ториальной парторганизации говорится,
«Обязать руководителя сельской политшко-
лы т. Волкова повседневно требовать от сек-
ретарей парторганизаций и каждого комму-
ниста в отдельности ответственности за по-
	‚литическое самообразование»,
	’Орловский обком ВКП(б) за последнее вре-. ториальной
	мя ослабил руководство партийным просве-
щением.

Уже итоги первых занятий в начале учеб-
ного года в системе партийного просвещения
должны были ветревожить обком ВКП(б). На
первые занятия не явилось свыше двух ты
сяч слушателей, а в 120 школах и кружках
занятия были вовсе сорваны. В ряде райо-
нов семинары пропагандистов приступили к
занятиям после начала учезного года. Неор-
ганизованно началась работа и с коммуни-
стами, самостоятельно изучающими марк-
систско-ленинскую теорию. Учитывая это,
необходимо было сосредоточить все силы пар-
тийных организаций на устранении имев-
шихся недостатков в политическом образова-
нии, Но этого не произошло. Наоборот, во
многих выступлениях руководящих работни-
ков и на страницах местной печати появи-
лись нотки благодушия и самоуспокоения.
Газета «Орловская правда» писала: «Област-
ная парторганизация проделала значитель-
ную работу по улучшению руководства пар-
тийным просвешением. В болышинстве райо-
нов области учебный год началея организо-
ванно, занятия проходят на высоком идейно-
теоретическом уровне, учебные планы выпол-
няются в установленные сроки, регулярно
работают семинары пропагандистов, в 1п0-
мощь занимающимся самообразованием
устраиваются ‘лекции и доклады».

Такая ралужная картина далека от действи-
тельности. В то время как работники отдела
пропаганды и агитации Орловского обкома
ВКИ(б) упивались мнимыми успехами, рабо-
та сети партийного просвещения продолжала
ухудшаться. Посешаемость школ и кружков,
которая была и в начале учебного года невы-
сокой, упала впоследствии в ряде районов до
40—60 процентов, участились срывы и пере-
носы занятий. В Дмитровеком районе, напри-
мер, было сорвано 200 занятий, в Ливенском —
140. В итоге более одной трети политшкол и
40 процентов кружков не выполняют учебных
планов в рекомендованные сроки. -

Обком ВКПс5) не организовал по-настояще-
му работу с пропагандистами, не принял не-
обходимых мер к тому, чтобы с самого начала
учебного года наладить систематическое по-
вышение теоретической и методической под-
готовки пропагандистов. В ряде районов на-
рушены учебные планы семинаров и мно-
гие важные произведения исключены из епи-
ска обязательной литературы для пропаган-
дистов. Работа семинаров нередко сводится к
чтению  малоквалифицированных лекций,
представляющих собой простой пересказ ма-
териала очередной темы. На многих семинар-
ских занятиях не обсуждаются основные во-
просы изучаемых тем, не оказывается мето-
дическая помощь пропагандистам. Обмен
опытом работы сводится к. «самоотчетам»
пропагандистов о посещаемости слушателей
и количестве проведенных занятий в школах
и кружках.

Недостаточная теоретическая и  методи-
ческая помощь пропагандистам отражает-
ся на качестве работы политшкол и кружков.
Занятия во многих школах и кружках прово-
дятся на низком уровне и при слазой актив-
ности слушателей. Пропагандисты нередко
обходят наиболее трудные вопросы темы и
проводят беседу так называемым вопроено-
ответным методом. Главное внимание за-
частую уделяется не тому, чтобы слушатели
усвоили существо изучаемых тем, овладели
идеями марксизма-ленинизма, а запомнили
даты, пифры и отдельные факты.
	Большая ошибка допущена обкомом ВКП(б)
в организации партийного просвешения на
селе. В подавляющем большинстве колхозных
парторганизаций сеть школ и кружков не
развернута. Политшколы и кружки созданы
в основном на базе территориальных партий-
ных организаций. Кроме того, было организо-
вано много так называемых кустовых, меж-
колхозных политшкол. В каждую из таких
школ зачислены коммунисты из нескольких
парторганизаций. Коммунисты обязаны хо-
дить на занятия за 3—4 и более километров.
В политшколу, например, организованную в
Паниковском сельсовете Елецкого района,
включены коммунисты из парторганизаций
пяти колхозов: «Заря будущего», «Передовик»,
«Ударник», «Рассвет», «Красное знамя» и из
территориальной парторганизации. При та-
кой постановке партийного просвещения в
области большинство коммунисгов (свыше
70 проц.) из парторганизаций колхозов вы-
нуждено заниматься в территориальных,
межколхозных школах и кружках.

Насаждение таких школ и кружков привело
к тому, что парторганизации почти перестали
контролировать учебу коммунистов, а куето-
вые школы и кружки оказались предостав-
ленными самим себе. Некоторые сельские
райкомы ВКП(б) всю работу по партийному
просвещению возложили на пропагандистов.
Так, в решении Краснинского райкома ВКП(б)
о работе политшколы при Знаменской терри-
	БОЛЬШЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ
	Большие и серьезные задачи стоят персд
газетой «Труд», этой. массовой. ежедневной
рабочёй газетой, издающейся Всесоюзным
центральным советом профессиональных
союзов. И одна из первейших обязанностей
газеты «Труд» — ярко и всесторонне пока-
зывать.-насевоих страницах великую .сози-
дательную жизнь советского рабочего клас-
ca, ведущего отряда строителей комму-
низма.
	`/ Каждый день творческая ининиатива мил-
лионов советских людей — рабочих и служа-
	ших, инженерно-технических работников —_
	‘рождает новде, передовое, прогрессивное. Это
	новое постоянно входит в жизнь и быт со-
ветских людей, способствует продвижению.
социалистического общества вперед, к ком“
мунизму. Видеть это новое на живых, кон-
кретных образцах, взятых из повседневной
	просы производства: как выполняется произ-
водственный план, что нужно сделать для
того, чтобы еще вьышше поднять производи-
тельность труда, снизить себестоимость и
улучшить качество продукции, чтобы в со-
пизлистическом соревновании. участвовали
все до одного рабочего, чтобы ценная
инициатива стахановца быстрее’ стала  до-
стоянием` всего коллектива, широких массе,
Но обо всем этом мало пишет газета.

В свое время «Труд» проявил хорошую
инициативу по организации «стахановских
вторников». Эта действенная форма обмена
стахановским опытом быстро нашла живой
отклик среди производственных KOAACKTUDOS,
среди профсоюзных организаций. Но вот уже
‘много месяцев, как газета не публикует даже
сообщений о проводимых на предприятиях
‘собраниях по обмену опытом стахановской
	 Действенная борьба за подлинное внедре-
ние стахановского опыта, за превращение
ненной инициативы рабочего, инженерно-
технического работника, служащего в достоя-

Неправильная практика в организации
партийного просвещения в деревне, насажде-
ние межколхозных школ и кружков не епособ-
ствуют укреплению колхозных парторганиза-
ций и не создают условий для вовлечения в
	политическую учебу беспартииного колхозно-
	го актива. Не случайно, что в Орловской об-
ласти большинство председателей колхозов и
бригадиров оказалось вне сети политического
просвещения. В Володарском районе не охва-
чено политической. учебой 82 председателя
колхозов, в Орловском -69, в Малоархан-
гельском — 42 и т. д. Насущная задача повы-
шения политической подготовки председате-
лей колхозов и бригадиров остается нерешен-
ной. Сеть партийного просвещения в сельских
районах должна развертываться главным об-
разом на базе колхозных парторганизаций.
Это будет спосо5етвовать повышению теоре
тического уровня коммуниетов, дальнейшему
укреплению и росту колхозных парторганиза-
ций и развертыванию массово-политической
работы на селе.

Наиболее отстающим участком в системе
партийного просвещения в Орловской обла-
сти является политическое самообразование
коммунистов. Обком ВКП(б) из года в год
констатирует серьезные пробелы: в постанов-
ке самостоятельной учебы коммунистов, а
положение не улучшается. По данным об-
кома, политическим самообразованием за-
нимается свыше 1.000 коммунистов. Но мно-
гие из них фактически не учатся.
	Нередко в списки самостоятельно изуча-
	юпих марксистско-ленинскую теорию наряду
	с подготовленными товарищами зачисляются
	и такие, которые не хотят заниматься в шко-
	лах, кружках и других Формах партийного
	просвешения «в силу служебных условий».
Характерным в этом отношении ‘является.
	решение Советского. райкома ВКЦ5) г. Орла,
в котором говорится: «Просить горком ВКП(б)
отчислить из вечернего университета марк-
сизма-ленинизма члена ВКП(б) т. Бакина
В. М. в связи с тем, что он в силу служебных
условий пропустил много занятий и отстал
от учебы. Разрешить т. Бакину В. М; зани-
	маться самостоятельно изучением оесвов
марксизма-ленинизма», у

Часто устанавливаются единые сроки
	изучения тех или иных произведений клас-
сиков марксизма для всех занимающихся са-
мообразованием; индивидуальные способно-
сти, подготовка, запросы и интересы комму-
нистов при этом не учитываются. Очень пло-
хо организована помощь самостоятельно ‘изу-
чающим теорию. В отдельных парторганиза-
циях к каждому консультанту прикреплено
по 13—15 и даже по 30 коммунистов (Елецкая
городская и Свердловская районная нарт
организации). Больше того, есть такие парт-
организации (Краснинский, Хотынецкий и
другие районы), где консультанты не выле-
лены вовсе. Значительная часть консультан-
	тов, в том числе некоторые руководящие ра:
	ботники, утвержденные для этой цели на
бюро. горкомов и райкомов (секретарь Орлов-
ского горкома т. Шарнин, секретарь Николь-
	ского райкома т. Распопов и другие), факти-
	чески не работают.
	жизни фабрики, завода, машинно-тракторной:   работы.
	станции, Дворца культуры, рабочего клуба,
фабрично-заводского комитета профсоюзов,
воспитывать в широких массах трудящихся
коммунистическую сознательность, горячий
	советский патриотизм — кровное дело газеты   ме веего коллектива, в достояние широких
	«Труд». И о газете «Труд» читатель судит
прежде всего по тому, как справляется га-
	масс нередко подменяется газетой общими
рассуждениями. Газета мало подвергает боль-

зста ‘с этой своей задачей, как помогает с0-   тпевистской суровой критике тех, кто на сло-
	ветским людям, нашим профсоюзам бороться
за великое дело Ленина > — Сталина, за ком-
мунизм.

Великий Ленин еще в 1918 году, говоря o
‘характере наших газет, указывал: «Нобли-
же к жизни. Побольше внимания к тому, как
	‚рабочая и крестьянская масса на деле строит
	нечто‘ новое в своей. будничной работе».
	Редакция газеты «Труд» недостаточно по-
	казывает ‘это новое, передовое. Рабочая и
профсоюзная. жизнь, политический, культур-
	ный и технический рост рабочего класса иа-.
	шей страны, уснехи советских людей в борь-
бе за досрочное осуществление послевоенной
сталинской пятилетки, за выполнение. социа-
листических обязательств не ‘находят долж-
ного ‘освешения на страницах газеты. Газета
слабо популяризирует опыт коллективов нпе-
редовых промышленных предприятий, нова-
торов производства, поверхностно освещает
борьбу профсоюзов за повышение производи-
тельности труда и снижение себестоимости
продукции, за освоение стахановеких мето-
дов работы, новой техники; за повышение
	вах признает ценность почина сталановца,
а на деле не помогает ему, не создает необхо-
димых производственных условий для широ-
кого внедрения этого начинания. .

В конце прошлого и в начале этото,
1950 года на заводах, фабриках и шахтах
страны проходили отчеты и выборы проф-
органов. Это было важное. событие в жизни
производственных коллективов, в жизни
профсоюзов. Но. центральная профсоюзная
газета почти безучастно ознеслась к этому
делу. Одна-—две передовые статьи и несколь-
ко заметок и корреспонденций об отчетно-
выборных профсоюзных собраниях - вот, по-
жалуй, и все, в чем выразилось «участие»
газеты в этой важной политической кампа-
нии.

Коммунистическая партия, советское пра»
вительство придают исключительное‘ значе-
ние вопросам. культурного строительства.
В ведении профсоюзов имеется широкая сеть
культурно-просветительных учреждений’ —
театров, Дворцов культуры, клубов, библио-
	культуры социалистического ‘производства.  : Тек, красных уголков. Газета «Труд» плохо
		Массовый читатель газеты «Труд» — рабо-
чие, служащие и профсоюзные активисты до
последнего времени нелестно отзывались од
своей газете. Секретарь совета профессио-
нальных союзов Казахской ССР т. Абдраши-
тов справедливо. отмечает:

«Труд» —рабочая газета, и нам непонятно,
почему в ней не нечатаются письма рабочих
и служащих, почему она не перенимает слав-
ных традиций «Правды», где письмам тру-
дящихся уделяется огромное внимание».

Многие читатели «Труда» пишут о том, что
газета плохо освещает рабочую и поофеосюз-
	ную жизнь в стране и особенно в националь-.
	ных союзных республиках.

«Нам, работникам Южного Урала, совер-
шенно непонятно ‘молчание газеты «Труд»
о работе предприятий и профсоюзных орга-
низаций Челябинской области», — говорится в
письме из Челябинска.

«Газета плохо связана с предприятиями, с
профактивом и поэтому не освещает в нуж-
	ной мере жизнь ‘низовых профорганизаций,
	деятельности, Целый ряд серьезных начина-
ний на предприятиях нашей области «Труд»
не замечает, не поддерживает... Не ‘находят
на страницах газеты должного отражения
вопросы коммунистического воспитания тру-
дящихея», — пишут из Свердловска.

«Газета «Труд» не уделяет должного вни-
мания ‘фабрично-заводским комитетам, не
обобщает их опыта работы, не дает критиче-
ского разбора их деятельности. Газета боль-
тшинство материалов помещает об инициати-
ве рабочих легкой промьшленности, а где
же машиностроители, горняки? Это, по-моему,
происходит потому, что газета не имеет сво-
его актива на местах, не ‘держит связи. с

председателями фабрично-заводских комите-
тов и, естественно, не знает о начинаниях
среди машиностроителей, горняков и дру-
гих», - пишет председатель завкома завода
им. Кирова т. Профотилов.

«Газета слабо развертывает критику, мало
печатает заметок о недостатках в работе
профсоюзных организаций», — пишет предсе-
датель Ивановского облпрофсовета т. Глин-
ский. :

Таких писем о работе газеты «Труд» много.
И все они подмечают серьезные недостатки,
говорят о том, что газета плохо справляется
со своими задачами, недостаточно удовлет-
воряет возросшие запросы рабочего и проф-
союзного актива. `

Сколько замечательного, героического с0-
вершает каждый день рабочий класс нашей
страны! В своем благородном стремлении
	быстрее завершить послевоенную сталинскую
	пятилетку миллионы рабочих обсуждают на
производственных совещаниях, в цехах. и
бригадах, на рабочих собраниях, технических
совещаниях, на засёданиях фабрично-завод-
	‚ских комитетов профсоюзов важнейшие во-
	освещает их работу.

Недавно закончился проходивший ‘по peek
стране всесоюзный смотр культурно-просвс-
тительных учреждений профсоюзов. ВЦСПС
подвел итоги смотра. Газета посвятила этому
вопросу несколько ‘материалов. Но «Труд»
мало пишет о работе профсоюзных культур-
но-просветительных учреждений, не распро-
страняет опыта работы лучших и не критит
кует отстающих.

‘Ha днях газета выступила с передовой
статьей. «Организовать обмен опытом куль-
турных учреждений». Правильный призыв,
И в роли организатора опыта работы куль-
турных учреждений профсоюзов, в роли по-
пуляризатора и пропагандиста опыта лучших
клубов, красных уголков, клубных и завод»
ских профсоюзных библиотек обязана высту-
пать прежде всего сама газета «Труд».

Газету «Труд» читают. сотни тысяч рабочих
и служащих, профсоюзных работников. и
активистов. Они: хотят, чтобы «Труд» ‘стал
действительно боевой, массовой, профсоюзной
газетой, где бы во всем многообразии, осве»
щалась полнокровная жизнь трудящихся
нашей страны, деятельность советских проф-
союзов. «Для того, чтобы газета «Труд» стала
полнокровной газетой, полностью. отвечающей
стоящим перед ней задачам, — пишет. секре-.
тарь Челябинского областного совета проф“
сохзов т. Свияженинова,— редакции необхо-
димо прежде всего установить тесную связь
с массами, с профорганизациями на местах,
иметь в качестве своих корреспондентов луч-
гих стахановцев производства, инженерно-
технических работников, профсоюзных акти-
вистов». К этому правильному совету редак-
ция газеты должна внимательно приелу-
шаться и сделать соответствующие выводы.

Носледние номера «Труда» показывают, что
редакционный коллектив принимает меры к
тому, чтобы улучшить газету, привлечь к
участию в ней широкий актив. В номере га-
зеты за 9 апреля главной темой является
торжество социалистического труда, великая
созидательная сила героического рабочего
класса нашей страны. Этому посвящена пе-
редовая статья «Советский рабочий», об этом
же рассказывают в своих статьях знатный
ленинградский стахановец Григорий Дуби-
нин и бригадир слесарей-сборшщиков москов-
ского завода Николай Рыбин. Об этом же го-
ворится в публикуемой хронике предмайско-
го соревнования и в других материалах. Газе-
та поместила заметки о рабочем ‘движёнии
в странах капитала, ряд материалов по меж-
дународным вопросам. Получился содержа-
тельный и целеустремленный номер газеты.

Дело ‘чести редакции —постоянно улучшать
газету, укреплять ее связи с профсоюзными
организациями, коллективами промышлен-
ных предприятий, больше проявлять творче-
ской инициативы,
		`Неудовлетворительно поставлена лекцион-
ная работа в’ области. Лекторская группа об-
кома ВКИ(5) ведет работу в отрыве от партий-
ного просвещения и не оказывает по суще-
ству помощи партийному активу в самостоя-
тельном изучении теории. Мало читается лек-
ций по главам «Краткого курса истории
ВКП(б)» и отдельным произведениям клас-
CMKOB марксизма-ленинизма.
	Обком ВКП(б) не организовал должным об-
разом учебу руководящих партийно-советских
кадров. Занятия многих семинаров районного
партийного актива проводятся от случая к
случаю. Многие слушатели семинаров к за-
нятиям не готовятся и рекомендованную ли-
тературу не изучают. Слабо используются
такие формы учебы актива, как семинары
по изучению произведений классиков марк-
сизма-ленинизма и отдельных вопросов тео-
рии, теоретические собеседования, составле-
ние и обсуждение рефератов. Лишь незначи-
тельная часть партийных работников вовле-
чена в вечерние партийные школы и ункивер-
ситеты марксизма-ленинизма. Характерно,
что учеба работников аппарата обкома партии
также недостаточно организована. Работа се-
минаров при обкоме не налажена. Консуль-
танты в помощь самостоятельно изучающим
теорию работникам аппарата обкома ВКП(б)
не выделены, не проведено ни:одного тесре-
тического собеседования. Неудивительно
после этого, что многие работники обкома
фактически не занимаются повышением сво-
ей теоретической подготовки, .
	В Тюменской области недооценивают политическую
работу среди народов Севера
		Агитационно-массовая работа среди насе-
ления Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансий-
ского национальных округов имеет свои
особенности. Она обусловливается прежде
всего огромной территорией округов, особен-
ностями образа жизни населения.
	Лучшие агитколлективы строят евою рабо-
ту так, чтобы охватить политическим влия-
нием всех колхозников. Так делает, напри-
мер, агитколлектив колхоза «Путь Ленина»
Березовского ‘района Ханты-Мансийского
округа. В этом агитколлективе, которым py-
ководит т, Лырщиков; ханты по националь=
ности, 12 агитаторов, владеющих хантыйским
языком, Они распределены по участкам. Кол-
хозник т. Навьюхов ведет агитационную ра-
боту среди бригады рыболовов; другой кол-
хозник —т. Шесталов — среди  оленеводов,
находящихся на зимних пастбищах. Тесно
увязывая свою агитацию с жизнью, агитато-
ры являются организаторами социалистиче-
ского соревнования. В результате колхоз уже
в феврале выполнил свои квартальные планы
по сдаче пушнины и рыбодобыче, Активным
агитатором Самаровского района этого же
округа является ханты Петр Аликов — macco-
вик красного чума. Он дорогой и желанный
гость рыболовов, охотников и оленеводов, на-
ходящихся в десятках, а иногда и сотнях
километров от населенных пунктов. Всю
избирательную кампанию т. Аликов путепте-
ствовал на своих расписных нартах по тай-
ге — от оленьего пастбища к местам рыбной
ловли, охоты и обратно, разъяеняя хантам
политические события, активно помогая
в разрешении нужд и запросов населения,
	Весьма положительную роль в период из-
бирательной кампании сыграли собрания
женщин. Очень оживленно протило собрание
женщин на Сосьвинской культбазе. Доклад
здесь сделала хантейка т. Хатанзеева. Она на
конкретных примерах показала рост полити-
ческой и производственной активности жен-
тцин. После доклада женщины одна за дру-
гой выходили на трибуну, рассказывая о сво-
их делах и выражая горячую благодарность
товарищу Сталину за отеческую заботу 0
женшинах-северянках.
	Однако в целом агитационно-массовая ра-
бота среди населения в северных националь-
	ных округах ТГюменской области находится
еще на низком уровне. Она не достигла нуж-
ного размаха и не стала систематической.
Руководители партийных организаций в по-
гоне за количеством проведенных докладов и
бесед нередко забывают о том, что, иногда эти
беседы и доклады проводятся не на родном
языке населения Севера. Особенно слабо ве-
дется агитационно-массовая работа среди
оленеводов и охотников, где агитаторы бы-
вают как редкие гости. В Березовском райо-
не, например, оленеводы, уходя на далекие
пастзища, оказываются предоставленными
самим себе с июня по январь.

То же самое можно сказать и о работе сре-

ди женщин. Собрания женщин, к сожалению,
проводятся редко.
	Все эти серьезные недостатки являются ре-
	зультатом недооценки массово-политической
работы со стороны руководителей местных
партийных организаций. В Ямало-Ненецком
и Ханты-Мансийском округах нередко дают о
себе знать остатки неправильных взглядов на
народности Севера как на малочисленные.
	Состав агитаторов из национального наее-
ления мало пополняется. Подготовкой кадров
агитаторов никто всерьез не занимается. Ни
в одном из районов не организовано ни по-
стоянно действующих, ни хотя бы времен-
ных семинаров агитаторов. Не практикуется
также проведение кустовых совещаний и со-
браний.

Свое невнимание к агитационной работе на
родных языках местного населения некото-
рые руководители пытаются объяснить тем,
что ханты и манси якобы хорошо понимают
по-русски. На ‘самом деле райкомы партии
идут по пути наименьшего сопротивления,
стремясь избежать трудностей, связанных с
подготовкой агитаторов из местного населе-
ния. Бюро Ханты-Мансийского окружкома
партии почти до конца избирательной камна-
нии не располагало сведениями о числе аги-
таторов, ведущих работу на родном языке.

Недостатки в массово-политической работе
среди народов Крайнего Севера хорошо из-
вестны Тюменскому обкому ВКП(б), но он не
принял необходимых мер к устранению
этих недостатков. Несмотря на то, что во
многих решениях обкома ВКП(б) имеется
	пункт, требующий «обратить особое внима-
ние на работу среди оленеводов», положение
здесь остается прежним. ясно, что до тех пор,
пока. не будут подготовлены агитаторы из
числа самих оленеводов, агитация среди них
будет носить случайный характер. Стало
быть, требуется одно-— подобрать наиболее
способных людей. выделить для занатий с
	ними квалифицированных лекторов и начать
	подготовку агитаторов. Разумеется, е по-
мошью обкома ВКП(б) окружные комитеты
партии уже давно решили бы эту задачу.

Не уделяет должного внимания обком
ВКП(б) и работе культурно-просветительных
учреждений в национальных округах. Они не
укомплектованы кадрами. Так, например, в
красных чумах Ямало-Ненецкого округа нет
переводчиков и ликвидаторов неграмотности.
В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком на-
циональных округах имеется четыре культ-
базы, которые должны являться центрами
культурно-массовой и воспитательной рабо-
ты среди народов Севера. Но, к сожалению,
они не выполняют своей роли. Это происхо-
дит прежде всего потому, что Тюменский
обком и окружкомы ВКП(б) не интересова-
лись на протяжении ряда лет их работой,
материальной базой.

Как ‘один из серьезных недостатков
следует отметить тот факт, что лекторы обко-
ма ВКП(б) редко выступают в районах Край-
него’ Севера, предпочитая читать лекции
лишь в южной части области и в самой Тю-
мени. Очень слабо удовлетворяются запросы
населения в литературе. Книготоргующие
организации проявляют недопустимую не-
Зрежность в этом деле. Достаточно сказать,
что в Ямало-Ненецкий округ было послано
большое количество литературы по овцевод-
CTBY, пчеловодству и другим отраслям хозяй-
ства, которых не знает округ! Мало посту-
пает литературы на`родном языке народно-
стей Севера.

Тюменский обком, окружные и районные
комитеты партии должны принять необходи=
	Семинары работников районных газет
	Кроме этого, участники семинаров прослу-
птали ряд лекций и бесед по теории и практи-
ке газетного дела: стиль и язык районных
газет, газетные жанры, планирование работы
редакции, планирование ‘номера газеты, ‘со-
ставление макета. Много внимания уделено
на семинарах. вопросу организационно-мас-
совой работы редакций и работе редакций га-
зет с рабселькорами и письмами трудящихся,

Теоретические занятия были тесно увяза-
ны с практикой ‘работы отделов областных
газет, выполнением практических заданий.

Участники семинаров‘ встретились с пи-
сателями и поэтами Советской Украины
М. Рыльским, М. Бажаном, А. Малышко,
П. Воронько, С. Олейником и ‘другими. }
	В настоящее время для агитаторов’ по 30-
нам МТС и сельсовстам проведены семинары.
С докладами на семинарах выступали секре-
тари и заведующие отделами райкомов пар-
тии. В помощь агитаторам разработана и ра-
зослана.на места тематика бесед и докладов.

Отдел пропаганды и агитации массовыми
тиражами отпечатал и разослал в районы ло-
зунги и плакаты, посвященные весеннему
севу, и макеты стенных газат.
	В Фильм включены хроникальные кадры,
снятые при жизни поэта, и различные мате-
риалы, характеризующие его революционную
и поэтическую деятельность.
	На днях закончился одневный семинар
секретарей, литературных работников и ин-
структоров районных газет Львовской обла-
сти. В работе семинара приняло Уучастие` 90.
человек. Они ‘прослушали лекции на темы:
Постановление Совета Министров СССРи ЦК
ВКП(б) о’ подготовке к весеннему ` севу —
боевая программа; Организационно-хозяй-
ственное укрепление молодых колхозов; Ор-
ганизация передачи опыта передовиков сель-
ского хозяйства; Ленин и Сталин о колхоз-
ном. строительстве; Вопросы. идеологической
работы и задачи газет по расширению опыта
массово-политической и культурно-просвети-
тельной работы на селе и другие.
	Партийные организации Саратовской обла-
сти, готовясь к проведению агитационно-мас-
совой работы на весеннем севе, закончили
подбор и расстановку агитаторов по полевод-
ческим и тракторным бригадам и звеньям по
обработке технических культур. К агита-
ционной работе в полеводческих и трактор-
ных бригадах привлечены партийный актив,
	лучитая часть комсомольцев, интеллигенция
	и переловики сельского хозяйства.
	Центральной студией документальных
фильмов завершен производством кинофильм
«Владимир Маяковский». В фильме отобра-
жены основные этапы жизни и творчества
поэта. .
			ФИЛЬМ «ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ,