КУЛЬТ

22 апреля 1950 г., № 11 (139).

2K VU GHb
		Массово-политическая работа
в тракторных бригалах
	Домбаровского района т. Бульмухаметов,
ежегодно добивающийся со своей бригадой
высокой производительности при отличном
качестве работы, рассказывает: у нае в брига-
де тщательно разработан распорядок дня,
четко определен круг обязанностей каждого
тракториста; мы с первых дней работы ши-
роко развертываем социалистическое сорев-
	нование. Учет хода соревнования возложен в
	бригаде на учетчика. Он ведет доску показа“
телей и ежедневно информирует бригаду о
том, как выполняются индивидуальные обя-
зательства трактористов. Каждый видит пло-
ды своего труда и труда своего товарища,
каждый старается работать еще лучше.

Как показал опыт прошлого года, успетной
работе тракторных бригад во многом способ-
ствовала широкая пропаганда опыта передо-
виков. ДАгитаторы колхоза «Новый труд»
Ташлинского района, как только трактори-
сты перевыполнили норму выработки, немед-
ленно организовали выпуск «боевого листка»,
в котором рассказывалось о достижениях пе“
редовиков. После того как первое место в
тракторной бригаде твердо стали занимать
трактористы тт. Акименко, Могарь и Дырин,
правление колхоза прислало им поздравление.
Агитаторы бригады внимательно следили за
тем, чтобы трактористы были в курсе pa6o-
ты лучших тракторных бригад страны. С этой
целью ежедневно проводились читки газет,
раз в неделю проводил беседу секретарь пар“
тийной организации. Работая непосредетвен-
но в бригаде, агитаторы служили примером
для остальных, выполняя ежедневно сменную
норму выработки на 130—150 процентов. Каж-
дый день после смены итоги работы бригады
заносились на доску показателей. Грактори-
сты, обеспечившие наиболее высокое перевы-
полнение норм выработки, получали на трак-
тор красный флажок, а добившиеся высоких
показателей за весь период работы были за-
несены в колхозную книгу почета. Правление
колхоза культурно оборудовало тракторный
вагончик. Сельская изба-читальня выделила
для бригады передвижную библиотеку и раз
в пять дней посылала в поле культбригаду.

Учитывая огромную роль тракторных
бригад в выполнении поставленных перед
сельским хозяйством области задач, обком
партии еще в начале апреля наметил план
массово-политической работы в этих брига-
дах на весеннем севе. Во веех тракторных
бригадах подобраны агитаторы, в основном из
	’числа работников этих бригад, Избраны ред-
	коллегии стенных газет и «боевых листков».
Проведены семинары агитаторов бригад, на
которых ‘обсуждено постановление ‹ Совета
Министров СССР и ЦК ВКП(б) о ходе под-
готовки колхозов, МТС и совхозов к весен-
нему севу и рассмотрен план массово-поли-
тической работы на весеннем. севе.

Партийные организации приняли .меры
к наиболее правильной расстановке коммуни-
сетов и комсомольцев в тракторных бригадах
с тем, чтобы иметь возможность создать в
каждой такой бригаде партийные, комсомоль-
ские или партийно-комсомольские группы.

Из городов области для проведения массо-
во-политической работы среди трактористов
направляется большая группа лекторов и до-
кладчиков.

Большое внимание партийные организации
уделили оборудованию вагончиков. в которых
весь сезон сельскохозяйственных работ жи-
вут трактористы. Во всех тракторных брига-
дах установлены доски показателей социали-
стического соревнования. Для тракторных
бригад издано 100 тысяч экземпляров лозун-
гов и плакатов, 80 тысяч макетов «боевых
листков» и стенных газет. В тракторные
бригады выделены 2300 комплектов специаль-
ных библиотек, центральные и областные га-
зеты. ‘

Дома культуры, рабочие и сельские клубы
выделяют на период весеннего сева для об-
служивания трактористов‘ 350 культбригад.
Партийные организации приняли меры к то-
му, чтобы радиофицировать все тракторные
бригады.

Нет сомнения, что хорошо организованная
массово-политическая работа в тракторных
бригадах будет способствовать успешному ре-
шению задач, поставленных партией перед
сельским хозяйством области.
	в А. ЖУКОВ.
Секретарь Чкаловского обкома ВКП(б).
	ky, “p> Sr Gr @ Or SG OY Or OD @ 8 80780047073
	зрелости. Кризис ХУШ в. выражал глубокую
степень ‘его разложения» (стр. 390). На самом
деле, в силу указанных выше причин, фео-
дальные отношения в Средней Азии при-
обрели застойный характер и не только не
достигли своей «зрелости», но и не вытеснили
предшествующих форм, причудливо пере-
плетаясь с полупатриархальными и рабовла-
дельческими отношениями.

Ошибочным является и другой вывод
т. Гафурова, вытекающий из предшествую-
щего. Он пишет, что без присоединения к Рос-
сии капиталистические отношения в Средней
Азии «также стали бы развиваться и возмож-
но даже более быстрыми темпами, чем при
создавшихся колониальных условиях»
(стр. 410). Это неверно. Несмотря на TO, что
царизм  пренятствовал самостоятельному  про-
мышленному развитию Средней Азии, в
результате присоединения к России Средняя
	Азия вовлекалась в капиталистические отно-
	шения, процесс разложения  феодально-
патриархальных отношений в ней намного
ускорился. Прогрессивный характер присо-
единения Средней Азии к России Б. Гафуров
сводит к культурно-политическим факторам,
тогда как оно имело и большое ‘экономиче-
ское значение.
	В книге Б. Гафурова недостаточное (вни-
мание уделено истории таджикского народа
в начале ХХ века. Небольшая подглавка
«Революция 1905—1907 г.г. в России и ее от-
ражение в Средней Азии» почему-то попала
в главу «Таджикский народ в период между
двумя революциями». Эту часть работы
Гафурова необходимо значительно расши-
рить. Она подводит читателя к самому важ-
ному периоду в жизни таджикского народа,
как и всех других народов: нашей страны, к
советскому периоду, начинающемуся Вели-
кой Октябрьской социалистической револю-
цией.

Следует также отметить, что автор уделяет
очень мало внимания истории южных ‘обла-
стей Таджикистана, сосредоточиваясь по
преимуществу на факзлах истории долины
Зеравшана и Ферганы. История южного
Таджикистана крайне недостаточно разрабо-
тана в литературе, ‘но источников отнюдь
немало, и поднять и обобщить этот мате-
риал — задача советских историков.

В книге Б. Гафурова имеется eure pan
неточностей, недоработок, нечетких форму-
лировок. Нельзя не обратить, в частности,
внимания на разнобой в транскрипции
собственных имен. Вызывают болышое: со-
мнение и с научной и с художественной
точки зрения помещенные в книге портреты
исторических деятелей таджикского народа.
Однако в целом книгу Б. Гафурова следует
оценить положительно. Перед нами первый
обобщающий труд по истории таджикского
народа, который очищает историю таджик-
ского народа от извращевий буржуазного
востоковедения, правильно освещает ряд ее
важнейших проблем и дает серъезный толчок
дальнейшей марксистско-ленинской разра-
ботке истории народов Средней Азии.
		Труженики сельского хозяйства Чкалов-
ской области, как и всего Советского Союза,
с глубоким удовлетворением встретили
постановление Совета Министров Союза ССР
и ЦК ВКПбб) о ходе подготовки колхозов,
МТС и совхозов к весеннему севу. Как и в
прошлом году, колхозники, работники МТС и
совхозов облаети, вступая в весенний сев, за-
ключили договор социалистического соревно-
вания с хлеборобами Куйбышевской области,
приняв обязательство вырастить в текущем
году в колхозах и совхозах области высокий
урожай. ‘ ;
	Мощная первоклассная техника, которой
сейчас располагает сельское хозяйство обла-
сти, позволяет провести все основные сель-
скохозяйственные работы быстро и. высоко-
качественно. Партия и правительство не-
устанно заботятся о технической оснащенно-
сти МТС, совхозов и колхозов. Только за по-
следние два года машинно-тракторные стан-
ции нашей области получили от государства
тысячи мощных тракторов, 1185. комбай-
нов, 3550 плугов, 2847 сеялок и большое коли-
чество других сельскохозяйственных машин.
Совершенно очевидно, что в связи с высокой
механизацией сельского хозяйства области
особо возрастает роль машинно-тракторных
станций и прежде всего: тракторных бригад.
	Тракторная бригада, являясь основной про-
изводственной единицей машинно-трактор-
ных станций, непосредственно выполняет все
важнейшие ‘сельскохозяйственные работы,
возложенные на МТС. Успех работы будет
обеспечен лишь при том условии, если трак-
торная бригада по-боевому борется за повыг
шение урожайности в обслуживаемом ею
колхозе, если она стремится лучше и ‘полнее
использовать тракторы, добивается хорошего
качества всех полевых работ и выполняет
эти работы в установленные агротехнические
сроки.
	Отсюда яено, какое серьезное внимание
должно быть уделено организации в трактор-
ных бригадах массово-политической работы.
‘Роль агитаторов, работающих в этих брига-
дах, велика и ответственна. Партийная орга-
низация области нацелила их прежде всего
на разъяснение работникам тракторных
бригад конкретных задач, стоящих перед все
ми тружениками сельского хозяйства и, в
частности, перед механизаторами. Агитато-
ры призваны повседневно рассказывать в
бригадах ‘о внутренней жизни нашей страны
и международном положении, о великих по5е-
дах советского народа в борьбе за досрочное
выполнение послевоенной сталинской пяти-
летки, разъяснять значение огромной помо-
щи, оказываемой партией и правительством
сельскому хозяйству области. Перед агита-
торами ставится задача — добиться в бригаде
круглосуточной и бесперебойной работы каж-
дого трактора, с первых же дней сева органи-
зовать массовое движение за высокое каче-
ство и снижение себестоимости тракторных
работ, за экономию горючего; смазочных ма-
териалов и денежных средств, отпускаемых
на ‘ремонт тракторов. Особо подчеркивается
	необхолимость добиться в каждой тракторной.
	бригаде выполнения договорных обязательств
с колхозом по всем‘ видам тракторных работ
и в установленный срок.

‘Опыт прошлого года показал, что только Te
тракторные бригады добиваются хороших ре-
зультатов, где широко применяется испытан-
ный метод социалистического соревнования,
где с первых дней установлена твердая тру-
довая дисциплина, ‘Социалистическое сорев-
нование тракторных бригад, развернувшееся
в области в 1949 году по почину бригадира
тракторной бригады Чесноковской МТС Крас-
нохолмского района‘ т. Абузярова, принесло
замечательные плоды. Из 842 тракторных
бригад и 412 комбайновых агрегатов, уча-
ствовавших в этом соревновании, большин-
‘ство добилось выдающихся успехов. Так, на-
пример, тракторная бригада т. Жулей из Ку-
макской МТС выработалг по 918 гектаров
мягкой пахоты на условный пятнадцатисиль-
ный трактор и сэкономила 6,2 тонны горю-
чего при отличном качестве всех работ; трак-
торная бригада т. Жабина из Гамалеевской
МТС выработала на условный трактор
935 гектаров. ,

Партийная организация обращает особое
	внимание агитаторов на необходимость са-
мого. широкого развертывания социалистиче-
	ского соревнования в тракторных бригадах.
Герой Социалистического. Труда бригадир
тракторной бригады Ащшебутакской MTC

ок заслуженного деятеля искусств П.. Васильева,

В. И. Ленина

Книга «Шаг вперед, два шага назад».

издана тиражом в 3.320 тысяч экземпляров и
переведена на 27 языков.

Тиражом: в 3.166 тысяч КВемпля ров на
	32 языках издана работа. В. И, Ленина «Две
тактики социал-демократии в демократиче-
ской революции».

Груд В. И. Ленина «Материализм и эмпи-
риокритицизм» вышел трехмиллионным ти-
ражом Ha 16 языках, в том числе на украин-
ском, белорусском, казахском, ‘грузинском,
азербайджанском, латышском, армянском,
	Книга «Империализм, как высшая стадия
капитализма» издана 145 раз и переведена
на 36 языков. Общий тираж этого произве-
дения— 4.845 тысяч экземпляров.

Тиражом свыше 4.210 тысяч экземпляров в
138 изданиях вышло произведение _ В. И.
Ленина «Государство и революция». Эта
книга издана на 35 языках. ` :

87 раз на 33 языках издавалась книга
«Детская болезнь «левизны» в коммунизме»;
общий тираж ee превысил 2 миллиона
экземпляров.

Тиражом в 1.607 тысяч экземпляров на 23
языках была издана работа «Пролетарская
революция и ренегат Каутский».

Книга «Очередные задачи Советской вла-
сти» переведена на 24 языка; оэщий тираж
	ee составил 1.420 тысяз экземпляров.
	Работа В. И. Ленина «Задачи союзов моло-
дежи» издавалась 308 раз на 62 языках. Об-
щий тираж этого произведения . превысил
12 миллионов экземпляров.

Сборник В. И. Ленина «Маркс. Энгельсе.
Марксизм» издан 50 раз тиражом в 1.685 ты-
сяч экземпляров на 18 языках.
	КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	И. Ленин и И. В. Cranun.
	Издание в СССР произведений В. И. Ленина
		По данным Всесоюзной книжной палаты,
труды Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина в
Советском Союзе изданы на 12 языках наро-
дов СССР и 29 иностранных. Общий тираж
произведений классиков марксизма-лениниз-
ма достиг 802 миллионов экземпляров.
	Величайшее идейное наследство. В. И.
Ленина — его произведения выпускались в
нашей стране на 77 языках народов СССР и
иностранных: на русском языке было издано
155,2 миллиона, на ‘других языках народов
CCCP — 28,5 миллиона и на иностранных
языках — 6,9 миллиона экземпляров. Общий
тираж произведений В. И. Ленина’ достиг
190,6 миллиона экземплярсв.
	Неоднократно издавались Сочинения
‚В. И. Ленина. В 1920—1926 г.г. вышло первое
издание Сочинений В. И. Ленина на русском
языке. В 1925 г. начато и г, 1932 г. закончено
второе и одинаковое с ним удешевленное
третье. издание Сочинений В.-И. Ленина.
Третье издание полностью. переведено на
украинский язык. Отдельные томы выходили
на белорусском, грузинском, азербайджан-
ском и армянском языках. Общий тираж
трех изданий превысил 23 миллиона экзем-
пляров.

С 1941 года начало выходить четвертое
издание Сочинений В. И. Ленина в 36 томах.
На русском языке вышло уже 27 томов этого
издания тиражом в 528 тысяч экземпляров
каждый том. На украинский язык переведе-
ны и изданы 18 томов. 13 томов издано на
армянском языке, 11 томов-на латышском,
по 10 томов-—на белорусском и азербайджан-
ском, 9 томов-—на грузинском, 1 томов-на
казахском, 5 томов-на узбекском и 2 тома-—
на эстонском языках. Общий тираж всех вы-
‘шедших томов четвертого издания Сочине-
		«Таджики имеют богатую историю; их боль-
шие организаторские и политические! способ-
ности в прошлом ни для кого не составляют
тайны», — писал товарищ Сталин в ‘своем
приветствии первой партийной конференции
Таджикистана. а
	Однако история таджиков, как и других
народов! Средней Азии, всячески умалялась
и извращалась буржуазными историками.
Вся древняя история предков таджикского и
других народов Средней Азии — бактрийцев,
согдийцев, хорезмийцев, парфян, создавших
в прошлом своеобразные и высокие цивили-
зации, рассматривалась буржуазными исто-
риками, как второстепенный, провинциаль-
ный закоулок истории Персии, а для более
позднего ‘времени — истории «эллинистиче-
ского мира». Борьба предков таджиков про-
тив арабских варваров-завоевателей изобра-
жалась как эпизод «истории арабов». Даже в
тот период, когда таджики становятся основ-
ным этническим ядром сильной державы —
саманидов — передовой в свое время держа-
вы Среднего и Ближнего Востока, — история
ее рисовалась как глава истории Ирана.
	В свете всего этого ясно, какое большое
научно-политическое значение имеет вос-
создание подлинной истории таджикского
народа, Решению этой задачи посвящена не-
давно вышедшая книга ВБ. Г. Гафурова *.
	В книге собран общирный и в значитель-
ной мере новый материал, в частности ре
зультаты исследований советских историков,
археологов, лингвистов. Это позволило авто-
ру правильно решить ряд важных проблем
истории таджикского народа, запутанных и
извращенных буржуазным востоковедением.
Историю таджикского народа автор рассма-
тривает в связи с историей других народов
Средней Азии и с историей русского народа.
	Б. Гафуров решительно отвергает укоре-
нившееся в буржуазной науке представление
об «иранских народах», как о некоем расовом
единстве, об «иранцах», как предетавителях
пресловутой «арийской расы». — Широко
используя исследования академика Н. Я.
Марра и данные советской археологии и
антропологии, автор приходит к выводу, что
население Средней Азии в начале первого
тысячелетия до нашей эры было в этниче-
ски-языковом отношении яфетическим, пре-
имущественно скифским. В результате скре-
щения разных скифских племен, а также
сближения их с переднеазиатским этниче
ским элементом и стали складываться в
Средней Азии восточноиранские языки. Ав-
тор пишет, что «восточноиранское население
ниоткуда не пришло. в Среднюю Азию, а сло-
жилось здесь же, на месте, вобрав в себя раз-
личные этнические элементы, обитавшие
здесь непрерывно с первобытной древности»
		ний В. И. Ленина превысил 16,2 миллиона
экземпляров. Избранные произведения
В. И. Ленина в шести томах издавались, по-
мимо русского языка, на 23 языках народов
СССР, и иностранных; общий тираж всех то-
мов на всех языках превысил 6,5 миллиона
экземпляров. Шеститомник полностью изда-
вался на украинском, грузинском, армянском
и казахском языках. Отдельные томы шести-
томника выходили на азербайджанском,
багикирском, латышском, молдавском, татар-
ском, финском, эстонском, а также и.на дру-
гих языках.

В четырех изданиях выходил двухтомник
избранных произведений В. И. Ленина об-
щим тиражом в 5,1 миллиона экземпляров на
25 языках.

Неоднократно издавались на многих язы-
ках в сотнях тысяч экземпляров тематиче-
ские сборники произведений В. И. Ленина,
а также В. И. Ленина и. И. В. Сталина.

Массовое распространение имеют. отдель-
ные произведения В. И. Ленина. Работа
В. И. Ленина «Что такое «друзья народа» и
как они воюют против социал-демократов?»
издана тиражом в 3.435 тысяч экземпляров
на 22 языках.

Книга В. И. Ленина «Развитие капита-
лизма в России» вышла тиражом в 2.249 ты-
сяч экземпляров на 10 языках’ русском,
украинском, белорусском, грузинском, узбек-
ском, азербайджанском, армянском, казах-
ском, латытгиском, татарском.
	Общий тираж произведения «Что делать”»
	составляет 3.626 тысяч экземпляров. Это про-
	изведение переведено на SI язык и издава-
лось 94 раза.
	Автор разоблачает господствующую в бур-
	жуазнои литературе космополитически-ра-
систскую тенденцию растворять таджиков,
		группы в некоей обезличенной «иранской»
этнической стихии. Он показывает, что тад-
жикский народ имеет свою собственную, са-
мобытную культуру, свои культурные тра-
	диции, свою историю. Вопрос о происхожде-
	нии таджикского народа еще требует даль-
нейшего конкретного исследования. Однако
верным является утверждение т. Гафурова,
что в основе образования таджикского наро-
да лежит процесс «усиления экономических
и культурных связей между отдельными
районами и государственными образования-
ми» И «рост городской жизни» в условиях
раннего феодализма, причем обстоятельства,
вызванные арабским завоеванием, «активная
борьба народных масс и их непрерывные
восстания против чужеземного ига придали
процессу консолидации таджикского народа
особую силу» (стр. 174).

Для буржуазной историографии был харак-
терен антиисторизм в подходе к судьбам
народов Востока. Буржуазные ‘историки
изображали общество этих народов как
нечто’ неизменное, неподвижное, ‹ застой-
ное. В качестве «движущих сил»‘ исто-
рии они выдвигали «завоевателей» и «поко-
рителей» государств, которые, по их мнению,
только и поднимались над неподвижным бо-
AOTOM «восточного застоя», чтобы на короткое
время всколыхнуть его. А вслед за тем все
возвращалось к исходной неподвижности. В
	противовес этим измышлениям Б, Гафуров,
	используя археологические, лингвистические
и другие данные и ‘письменные источники,
освещает историю как смену социально-эко-
номических формаций на территории Сред-
ней Азии. Он рисует историю первобытно-
общинного строя, излагает историю трех
важнейших древних рабовладельческих госу-
дарств Средней Азии — Бактрии, Согда и Хо-
резма. Автор устанавливает, что культура
среднеазиатских народов вобрала в себя не-
которые элементы других цивилизаций, но
сохранила свое значение как культура само-
бытная и своеобразная.

Б. Гафуров выясняет специфические фор-
мы рабовладельческих отношений в Средней
Азии, кризис рабовладельческой системы и
зарождение феодальных отношений. Он осве-
щает вопрос об образовании и развитии ран-
нефеодального государства саманидов, в
рамках которого и завершается формирова-
ние таджикского народа, вскрывает социаль-
но-экономическую базу и политические усло-
вия, приведшие к культурному подъему тад-
жикского народа и других народов государ-
ства саманидов. Вместе с тем автор вскрывает
глубокие классовые противоречия внутри го-

таджикского народа
	ственного и политического кризиса, потряс-
‚ шего Среднюю Азию в середине :ХУ1Ш века,
автор справедливо видит во внутренних со-
циально-экономических процессах и прежде
‚всего. в. усилении. феодальной раздроблен-
ности.

Б. Гафуров отмечает прогрессивное значе-
ние присоединения Средней Азии к России.
Он подчеркивает, что после присоединения к
России Средняя Азия получила возможность
приобщиться K более передовой культуре
русского народа и была «епасена от перспек-
тивы быть захваченной английским империа-
лизмом и превратиться в его колонию»
(стр. 410), Автор показывает, что историческое
развитие Англии и России в это время уже
достаточно определилось. Как отмечал в
1863 г. Ф. Энгельс, «..из английского пролета-
риата испарилась всякая ‘революционная
энергия, и английский пролетариат заявил о
своем окончательном примирении с господ-
ством буржуазии». Наоборот, «Россия пред-
ставляет собою передовой отряд революцион-
ного движения в Европе» (К. Маркс).
	Автор книги в общем правильно осветил
важнейшие проблемы истории таджикского
народа. Однако по ряду существенных вопро-
сов он выдвинул в своей работе спорные и
даже ошибочные положения. Автор не выяс-
нил особенностей развития феодальных отно-
шений в Средней Азии, не вскрыл главных
причин чрезвычайного затягивания на тер-
ритории Средней Азии периода феодальной
раздробленности. Этими причинами являют-
ся, как нам думается, две: монгольское за-
воевание и упадок ирригации. Б. Гафуров не
уделяет достаточного внимания ирригации.
Между тем именно в области ирригации по-
следствия монгольского нашествия в Средней
Азии были особенно катастрофическими. За-
воевательные походы Тимура и феодальные
усобицы еще больше способствовали их раз-
рушению. Вплоть до Великой Октябрьской
социалистической революции ирригационные
системы так и не были восстановлены до
конца. В этой связи нельзя не напомнить из-
вестных слов К. Маркса: «Этим (ролью ирри-
гации.— С. Т.) также объясняется тот факт,
что одна разорительная война оказалась спо-
собной обезлюдить страну на целые столетия
и лишить ее всей ее цивилизации» (Маркс и
Энгельс, Соч.., tT. IX, erp. 348).
	Б. Гафуров переоценивает ‘уровень, соци-
ально-экономического ‹ развития Средней
Азии в ХУТ-ХУШ веках. Он утверждает,
что уже с начала ХУТ века Средняя Азия
вступает в период разложения феодализма,
что во второй половине ХУШ и в начале
ХХ века идет процесс дальнейшего разло-
жения феодализма. Он пишет, что «феода-
лизм Средней Азии уже давно достиг своей
	* Б. Г. Гафуров. История таджикского наро-
да в кратком изложении, том первый. С древ-
нейших времен до Великой Октябрьской со-
пиалистической революции 1917 года. Гос-
	политиздат, 1949 г.