Try PA

„Г А - 5

Театр и dpamamypt
	Постановление Центрального Комитета
ВКИ{6) «О репертуаре драматических театров
и мерах по его улучшению» во весь рост
поставило перед писателями и театрами Со-
ветского Союза проблему ответственности
перед народом, перед советскими зрителями
за высокое идейное и художествениое каче-
ство наших пьес и спектаклей, которые дол-
жны быть действенным орудием советской
культуры.

Если драматурги должны отдавать все свои
	‘силы созданию идейно глубоких, мастерских
	по форме и по языку, реалистических произ-
	’велдений, то театры, в свою очередь, должны
	уделять советским пьесам максимум внима“
ия, с подлинным творческим горением во-
площать на сцене образы этих пьес, всемер-
но развивать и ярко доносить до зрителя за-
ложенные в них идеи, выдвигать лучшие
актерские силы на ведущие роли.

Пьеса, написанная для театра, не всегда мо-
жет считаться окончательно завершенной,
когда драматург поставит последнюю точку.
Как бы ни было высоко идейное качество и
художественное мастерство, драматург сам
может по-настоящему оценить свою работу
только при ее выходе на сценическую пло-
щадку. Литературный текст пьесы — основа
для совместной дружной работы драматурга
и театрального коллектива над созданием
‘спектакля, В этом процессе первоначальный
текстовой материал неизбежно претерпевает
ряд изменений, ибо только на сцене, видя
свои образы, воплощенные в живых людях,
драматург отчетливо видит и свои удачи и
свой ошибки, имеет возможность вносить кор-
рективы в те или иные эпизоды, изменять
характеры персонажей в целях придания им
наибольшей реальности и яркости. Спектакль
может родиться только в‘ совместных творзе-
ских исканиях театра и драматурга. Это бес-
спорные истины, но они, к сожалению, не все-
гда реализуются в работе наптих театров, что
и выявилось в постановке на сцене филиала
Малого театра моей пьесы «Голос Америки».

В этой постановке не чувствуется ответ-
ственности руководства театра за свою рабо-
ту. Спектакль не соответствует заслуженной
почетной репутации старейшего, одного из
лучших театров страны. Основная идея пьесы
не только не углублена и не усилена, а
наоборот, подавлена и измельчена мелким бы-
товизмом, пронизывающим всю постановку.

Это особенно бросается в глаза при еравне-
нии спектакля Малого театра с постановкой
пьесы «Голос Америки» в Центральном теат-
ре Красной Армии. Художественное руковод-
ство ЦТКА отнеслось со всей серьезностью,
с большим вниманием и сознанием ответ-
ственности к постановке пьесы, разоблачаю-
щей дикие нравы империалистических джун-
глей современной уолл-стритовской Америки
и зовущей на борьбу против поджигателей и
провокаторов войны. ЦТКА, подбирая актер-
ский состав для работы над ролями, учиты-
вал, что действующими лицами пьесы яв-
ляются американцы, а местом действия —
Америка. В результате этой серьезной рабо-
ты театр много помог усилить политическую
остроту и звучание пьесы, создав спектакль
большого маститаба.

Спектакль Малого театра, наоборот, снизил
и измельчил пьесу.

Причина этого печального происшествия
кроется, во-первых, в том, что в работе над
пьесой в Малом театре автор не ощущал того
непрерывного творческого контакта с поста-
новБщиком и исполнительским коллективом,
который был в театре Красной Армии. Когда
автор по собственному почину впервые при-
шел в театр посмотреть, что делается на сце-
	не, постановщик с испугом убеждал автора
уйти, так как все еще в очень сыром виде и
присутствие автора мешает постановщику.
Вследствие такой странной позиции автору
был показан готовый спектакль не в сыром,
а уже в испеченном виде на просмотровой
репетиции.

На этой репетиции присутствовала вся
художественная коллегия театра в лице са-
мых заслуженных и самых блестящих масте-
ров ецены «дома Щепкина».

И они сами своевременно подали первый
тревожный сигнал.

Члены художественной коллегии указыва-
ли, что в спектакле полностью утратилась та
острая политическая направленность пьесы,
которая привлекала коллектив Малого теат-
ра при чтении пьесы, что спектакль принял
какой-то вялый и пресный бытовой тон и за-
громожден мелкими, отвлекающими внимание
зрителя от главного деталями. Все едино-
душно сошлись на единой точке зрения, что
пороки спектакля идут в основном от неудач-
ного выбора исполнителя главной роли
пьесы — капитана Кидда. Автору осталось
только присоединиться к мнению руководя-
ших творческих работьиков. театра. Было
совершенно ясно, что спаёти спектакль
может только передача роли Кидда другому
исполнителю. .

Однако, вопреки единодушному мнению,
руководство театра проявило непонятное
упорство, оставив роль Кидда за артистом
М. Жаровым. М. Жаров—превосходный харак-
терный актер, любимый советским зрителем,
ярко и с блеском сыгравший ряд именно ха-
рактерных, чисто русских ролей на сцене и
на экране. Все помнят замечательную игру
Жарова в «Александре Невском», «Иване
Грозном», «Обороне Царицына», в «За тех,
кто в море» и в ряде других спектаклей и
фильмов. У каждого артиста есть свой стиль
игры. Играть капитана американской армии
М. Жарову было явно трудно, роль не дава-
лась ему. Обладая громадным актерским та-
лантом и яркой индивидуальностью, артист
Жаров повел эту роль в своем обычном, свой-
ственном его дарованию плане. И в этом
плане силой таланта он подавил остальных
исполнителей и повлек их за собой, что ему
прекрасно удалось, но что привело к непра-
вильной линии всего спектакля в целом.

В результате этого весь спектакль принял
общий ‘характер бытовщины, перегрузился
мелочными деталями, которые в значитель-
ной степени и заглушили идейное существо
пьесы, отняли у нее ту острую политическую
направленность, о которой говорили сами
актеры Малого театра, лишили ее масштаб-
ности и, вместо того чтобы через события в
семье Киддов` показывать противоречия и
конфликты ‘современной Америки, сузили
тему до рамок отдельной семьи.

Художественное руководство театра, по-
плывшее. «против течения», оказало плохую
услугу и одному из своих лучших артистов,
заставив его играть явно неподходящую ему
роль, и автору пьесы, и самой пьесе, и
зрителю. И дало повод, к весьма невы-
годным для театра сопоставлениям его
спектакля со ‘спектаклем ЦТКА, сделанным
с чувством подлинной; серьезной ответ
ственности за свою работу.

Хотелось бы, чтобы подобные ошибки не по-
вторялись в практике наших театров и чтобы
драматурги делили с театрами радостное чув-
ство успеха совместной ответственной твор-
ческой работы, а не выступали. в защиту
своих пьбо от безответственного к ним отно-
	шения.
Bop. AABPEHEB.
	Ровно год отделяет нас от первого Всемир-
ного конгресса сторонников мира, состоявше-
гося в Париже и Праге 20—25 апреля 1949 го-
да. Весь этот год был периодом непре-
рывного расширения всенародного движения
защитников мира, его организационного
укрепления. Теперь в этом движении уча-
ствуют трудящиеся всех стран и всех конти-
нентов, около миллиарда людей-—почти по-
ловина всего человечества. Народные массы
взяли дело защить мира в свом собствен-
ные руки, впервые.в истории создан органи-
зованный фронт мира, ставший ныне одной
из важнейших сил на международной арене.

За истекший год демократический, антиим-
периалистический лагерь стал еще сильнее.
Прежде всего возросла мощь советской дер-
жавы, переживающей новый подъем социали-
стической экономики и культуры, подъем
всех своих творческих сил. В дальнейшем
укреплении могущества СССР — оплота мира
и демократии во всем мире — прогрессивное
человечество видит основное условие победы
сил мира над силами войны. Новых успехов
за этот год добились также страны народной
демократии.
	Председатель Постоянного комитета Вее
мирного конгресса сторонников мира Фреде-
рик Жолио-Кюри, выступая месяц назад на
сессии комитета в Стокгольме, перечислил те
наиболее крупные события истекшего года,
которые укрепили фронт сторонников мира.
Это — победа народной революции в Китае,
ликвидация атомной монополии США и \обра-
зование Германской демократической респуб-
лики. Империалистический лагерь потерпел
поражения на важнейших, решающих участ-
ках фронта борьбы.

Однако это не означает ослабления угрозы
войны. Военные приготовления англо-амери-
канских империалистов приобретают вее бо-
лее лихорадочный характер. Во иснолнение
заключенного год назад агрессивного Северо-
атлантического договора поджигатели войны
увеличили до неслыханных размеров гонку
вооружений. Они пытаются превратить США
и страны, закабаленные американскими моно-
полиями, в один военный, ‘вооруженный до
зубов лагерь.

В этих условиях движение сторонников
мира вступило в новый этап, в период прак-
тической, смелой и напряженной борьбы про-
тив преступного заговора империалистов.
Силы мира растут и будут расти. Какими
бы «страшными» орудиями истребления ни
потрясали враги человечества, пытаясь за-
пугать слабонервных, силы империалистов
слабеют и будут слабеть. Будущее принад-
лежит тем новым силам, которые развива-
ются и растут. Именно таким растущим, раз-
вивающимся вширь и вглубь является дви-
жение сторонников мира.

Новый этап движения сторонников мира
характеризуется тем, что ясно выраженная
воля народных Macc к миру претворяется
ныне в активные и конкретные действия, на-
правленные к срыву планов англо-американ-
ских поджигателей войны. Противник оказы“
вает ожесточенное, злобное сопротивление.
Но движение масс за мир - это движение
смелых и активных борцов, которых нельзя
ни запугать, ни остановить.

Мы видим сейчас, как сторонники мира
пелеустремленно направляют свои удары по
самым важным позициям врага. Известно,
что американские империалисты поставили
своей задачей создать плацдарм войны в
Западной Европе. Из Америки направляются
в Европу транспорты танков, артиллерий-
ских орудий, самолетов. В дополнение к ним
нзи5олее ретивые из поджигателей войны
планируют ввод во все страны постоянных
американских гарнизонов. Не таким ли «по-
стоянным гарнизоном» стала, например, в
Дании целая флотилия американских бом-
бардировщиков, проводивтшая ‘подозритель-
ные операции на Балтийском море и факти-
чески оккупировавшая Данию. р

Рабочий класс, как передовой отряд движе-
ния сторонников мира, создает в этих усло-
виях сильнейшее препятствие поставке аме-
риканского вооружения. Десятки портов на
северном и южном побережьях Западной
Европы фактически закрыты. Французское и
итальянское правительства пытаются сейчас
сделать хорошую мину при плохой игре,
трубя 0 «великих победах», одержанных
якобы ими в портах Шербура и Неаполя. Но
это были поистине «пирровы поЗеды». Из-
вестно, что в обоих случаях удалоеь произ-
вести разгрузку лишь одного американского
транспорта, да и то силами кучки штрейк-
брехеров под охраной огромного числа
войск. Так, в Неаполе под командованием
генерала Карминео «действовали» артилле-
рийский полк, легион карабинеров, броне-
танковые подразделения, отряды моторизо-
ванной, конной и пешей полиции, охраняв-
шие... 40. грузчиков, заранее навербованных
предателей родины.

Доставленные и разгруженные © таким
трудом военные материалы встречают на сво-
ем дальнейшем пути упорное противодей-
ствие рабочих-железнодорожников, всех дру-
	гих отрядов пролетариата. Весь народ
поддерживает борьбу докеров. Когда в Пари-
же узнали о том, что с вокзала Батиньоль
должен отойти поезд: с полицейскими под-
креплениями в порт Шербур, более ста че-
ловек легли на рельсы, чтобы помешать его
отправке, десятки других расцепляли
вагоны... м

Забастовками, массовыми демонстрациями,
собраниями протеста отвечают трудящиеся
на попытку осуществить «атлантический за-
говор» американских империалистов. К ка-
ким бы паническим мерам ни прибегали ‘пе-
репуганные американские гаулейтеры, сколь-
ко бы каторжных приговоров ни выносили
они, им не поколебать твердости духа борцов
за мир. : у

Народы мира видят, что, потерпев жесто-
чайшее поражение в своей ставке на монс-
гольное владение атомной бомбой, американ-
ский империализм вее еше судорожно цеп-
ляется за это оружие. Правящие круги США
с неслыханным цинизмом отвергли совет-
ские предложения о запрещении применения
атомного оружия, о строгом международном
контроле; президент Трумэн отдал приказ—
отыскать во что бы то ни стало какой-нибудь
новый «секрет», усилить и расширить произ-
BOICTBO атомных бомб. -
	Воззвание ПНостоянного комитета Всемир-
	дого вонгресса сторонников мира о запреще-
нии атомного оружия и об объявлении воен-
ным преступником того. правительства, кото-
poe первым применит это варварское оружие
массового. истребления, с глубоким удовле-
творением встречено народами мира. Сейчас
во многих странах развернулась кампания
по сбору подписей под этим воззванием. Она
с успехом. проходит во Франции, Италии, Ан-
глии, Бельгии, Соединенных Штатах Амери-
ки и в десятках других стран. Множество
национальных, городских, сельских, завод-
ских комитетов сторонников мира ведет
огромную работу. по сбору подписей под исто-
рическим документом народной вели.
Значение этой кампании трудно переоце-
нить. Она проходит в условиях нарастаюцге-
го террора правящих кругов в капиталисти-
ческих странах. И тем большее значение при-
		листической страны, данная в условиях по-
лицейских преследований. Подписавие воз-
звание — это люди, сознательно и открыто
вставшие в ряды смелых борцов за мир.
Помимо основной своей цели — грозного
предупреждения организаторам атомной вой-
ны, воззвание Постоянного комитета выпол-
няет важнейшую задачу дальнейшего спло-
чения фронта мира. Аюди веех профессий,
национальностей, возрастов, политических и
религиозных взглядов объединяются для
одной цели: борьбы за мир. Уже в первых
опубликованных списках подписавшихся под
воззванием граждане каждой страны находят
самых популярных ‘своих. соотечественни-
	ков-ученых и художников, ‚ обшественных
	деятелей и писателей, передовых рабочих,
крестьян, представителей профсоюзного,
женского, юношеского движения.

Кампания по сбору подписей под воззва-
нием развертывается и там, где американские
реакционеры ‘действуют особенно разнуз-
данно.

Вот Западная Германия, этот заповедник
усиленно возрождаемого американцами фа-
шизма и милитаризма, на который сделана
главная ставка покупателей пушечного мяса;
Организация ‘армии немецких наемников —
такова основная тема последних выступле-
ний Черчилля и американских конгресеме-
нов, один из центральных вопросов предстоя-
щего в мае совещания министров СШТА, Ан-
глии и Франции в Лондоне, Вопреки планам
американцев сейчас на всей территории За-
падной Германии — в американской, англий-
ской и французской зонах оккупации — раз-
вернулось мощное народное движение про-
тив империалистических попыток использо-
вания Германии в качестве mAalnapMa arpec-
сивной войны.

Сбор подписей в защиту мира ОИ в
Западной Германии с огромным успехом.
Собраны уже сотни тысяч подписей. Впе-
реди идут рабочие коллективы ‘шахт
и заводов Рурской‘и Рейнской областей.
Характерный пример: на заводе «Гаспер
Эйзенверке» в городе Хаген (английская
зона), где работает 4.500 человек, в первый
же день было собрано три тысячи нпод-
писей. 13 апреля две тысячи рабочих и
служащих фирмы «Дэймлер-Бенц» в Мангей-
ме подписали листы с текстом воззвания.
В небольшом городке Фюрте на многих пред-
приятиях воззвание подписали почти все
рабочие. Борцы за мир активно действуют в
	‚ Гамбурге, Мюнхене и многих других ropo-
	дах, не считаясь с недовольством американ-
ских оккупационных властей. «Мы хотим
мира, свободы и независимости для Герма-
нии и для всех народов, — заявил бывший
обер-бургомистр Нюрнберга Циглер, — поэто-
му сбор подписей в защиту мира является
голосом протеста против войны, против изго-
товления атомных и водородных бомб, про-
тив армии наемников и военных пактов».
	Действия рабочего класса Западной Герма-
нии уже принесли важный практический ре-
зультат. В связи с сопротивлением француз-
ских, итальянских и бельгийских докеров
американцы попытались провозить свои
военные «подарки» через немецкие порты, в
частности через Бремерхафен. Однако, не-
смотря на полицейские репрессии, западно-
германские рабочие решительно отказывают-
ся разгружать оружие. Грузы приходится
разгружать силами... американских солдат.

Известно, какое значение придают амери-
канские империалисты Индо-Китаю. Активно
помогая французским колонизаторам в борь-
бе против вьетнамского народа, они цинично
заявляют о своем намерении превратить
Вьетнам в «новую Грецию». Но на пути агрес-
соров стоит французский народ. Уже десятки
пароходов с вооружением и «подкрепления-
ми» армии захватчиков задержаны на много
дней и недель в различных французских пор-
тах. Состоявшееся на днях собрание молодых
призывников. на заводе «Рено» в Булонь-Би-
анкуре продемонстрировало волю француз-
ской молодежи стать в рядах армии не наем-
никами империализма, а «солдатами мира»,

Сторонники мира в Англии активно борют-
ся против кровавой войны в Малайе. И
в Непале, горной стране в отрогах Гималаев,
откуда британские колонизаторы вывозят
наемников (из племени гурков) для борьбы
против народа Малайи, национальный коми-
тет в зашиту мира одним из первых своих
требований выдвинул отзыв непальских сол-
дат из отрядов английских карателей.

ПТ сессия Постоянного комитета в Сток-
гольме отметила отставание в развертывании
борьбы за мир в Англии и Соединенных
Штатах Америки. Но и в этих основных
государствах атлантического агрессивного
блока движение за мир, преодолевая завесу
AXM, распространяемой буржуазной печатью,
приобретает все больше сторонников. В этом
отношении показательны состоявшиеся
12 апреля три массовых митинга в Нью-
Йорке. Их основной целью было выступление
в защиту жертв американского «‹правосу-
дия» — коммунистов, антифашистов, прогрес-
ивных деятелей Голливуда. Тысячи аме-

иканцев, принявших участие в этих митин-
гах, связывали воедино борьбу против фаши-
зации в США с борьбой за мир, против пла-
нов агрессоров, Это был голос той части аме-
риканского. народа, которая растет и будет
расти,— голос подлинных патриотов Амери-
ки. Глубокой любовью к своей стране про-
звучали слова одного из лидеров американ-
ской компартии Дэвиса: «Каждый раз, когда
презренные свиньи, занимающие высокие
места в правительстве США, пытаются по-
слать оружие во Францию, Италию и Африку
для использования его против наших брать-
‚ев, они должны услышать протесты со сто-
роны славного американского народа». «Мы,
а нас много,— заявил на митинге под гром
аплодисментов Поль Робсон,-— можем дока-
зать немногим, что мы будем защищать мир,
а вместе с ним и возможность создать. на
протяжении жизни нашего поколения хоро-
шие условия существования для всего наро-
да. Я говорю Ачесону: пусть у вае будут
Франко, Ли Сын Ман, другие фашисты и гиб-
нущие аристократы. Я встану рядом с
800 миллионами русских, китайцев, африкан-
цев, чехов, поляков и американцев, готовых
защищать мир и свободу».

Движение ‘сторонников мира — моцное
и неодолимое движение современности,
Как бы ни пыталась империалистическая
буржуазия и все ее органы прессы; вроде
«Нью-Йорк геральд трибюн», английских
«Таймс» или «Экономист», истерически уве-
рять массы в том, что будто бы движение сто-
ронников мира выражает. лишь ‘идеологию
коммунистов, простые люди все больше
и больше осознают, на чьей стороне
правда. Внешняя политика СССР, сталинская
политика мира и сотрудничества между на-
родами, пользуется горячим одобрением всего
передового человечества как политика, отве-
чающая интересам всех народов.

Народы мира видят, что преступные дей-
ствия поджигателей войны связаны с наступ-
лением на жизненный уровень народных
Mace, с дикими антидемократическими меро-
приятиями, с фашизацией общественной
жизни. Это способствует лишь тому, что все
больше и больше трудящихся начинает по-
нимать неразрывную связь между борьбой за
свои жизненные права и борьбой за мир. В
этом залог дальнейшего расширения и
укрепления фронта мира.

Борьба за мир-дело всех народов мира.
Она сплачивает в одну великую армию сотни
миллионов людей. Перед комитетами сторон-
	ников мира, передовой частью рабочего клас-
	са, лучшими представителями прогрессивной
интеллигенции. стоит сейчас огромной  важ-
ности. организаторская и пропагандистская
задача. Она заключается в том, чтобы сорвать
планы агрессоров, сделать войну невозмож-
	ной.
Б. ЛЕОНТЬЕВ.
		Средства кино—на службу науке’
	Советские кинофильмы являются важным
средством пропаганды политических и науч-
ных знаний. Особым вниманием пользуются
научные и учебные фильмы по сельскому
хозяйству. Многие из таких фильмов с успе-
хом пропагандируют достижения передови-
ков сельского хозяйства и агрономической
науки.

Так, в цветном научно-популярном филь-
ме «Повесть о жизни растений» красочно по-
казывается учение великого русского уче-
ного К. А. Тимирязева. В другом фильме —
«Основы травопольной системы земледелия»
раскрывается значение учения академика
В.Р. Вильямса для социалистического сель-
ского хозяйства. Фильм «Преображенная
земля» показывает работу Болдинского опор-
ного пункта в Астраханской полупустыне по
посадке полезащитных полос, благодаря ко-
торым Астраханская бесплодная степь пре-
вращена советскими людьми © помощью
науки в цветущий край.

Большой интерес представляет для раЗот-
ников животноводства фильм «Знатная сви-
нарка Люскова», раскрывающий методы ра-
боты и показывающий достижения новатора,
депутата Верховного Совета  СССР, лауреа-
та Сталинской премии А. Е. Люсковой.

Эти фильмы, несмотря ва некоторые недо-
статки, дают многое не только широкому
	волхозному зрителю, но и слушателям кур-
	сов по подготовке кадров сельского хозяй-
ства, а также студентам сельскохозяйствен-
ных техникумов и вузов.

Но наряду с хорошими фильмами по сель-
скому хозяйству мы очень часто встречаем
фильмы, в которых достижения науки пока-
зываются примитивно, порой в искаженном
виде.

Особенно досадно видеть плохие фильмы,
выпущенные за последние годы. Приведем
только некоторые из них: «Борьба с потеря-
ми при уборке зерновых культур», «Сорняк—
враг урожая», «Снегозадержание», «О сроках
вссеннего сева», «Защита сельскохозяйствен-
ных растений от болезней», «Что надо знать
о сорняках», «Луга и пастбища», «Культур-
ная вспашка», «Наступление на засуху».

Эти фильмы из серии «Беседы агронома»
выпущены в 1947—1949 гг. В большинстве из
них диктор в виде говорящего на экране
лектора сопровождаег фильм от лица агро-
нома. Такой прием построения учебного
фильма примитивен и давно устарел. .

Вместо показа на экране говорящего про-
должительное время лектора полезнее было
бы показывать в учебном фильме познава-
тельный материал более наглядно.

Кроме этого, в отдельных фильмах показы-
вается неправильная агротехника, прими-
тивно изложены достижения науки. Так, в
фильме «Борь5а с потерями при уборке зер-
	Комитет радиоинформации при Совёте Ми-
нистров CCCP обсудил письмо лаурсата
Сталинской премии В. Рикмана «О «Радио-
программах», опубликованное в газете «Куль-
тура и жизнь» от 31 марта 1950 года.
	новых культур» показана очель неряшливо
уборка, то есть так, как не надо ее прово-
дить. В фильмах «Культурная  вепаш-
ка», «Что надо знать о сорняках» и «Сор-
няк-—враг урожая» материал подан без вся-
кой системы и целеустремленности, незави-
симо от места, времени, обстоятельств в си-
стеме обработки почв. В фильме «За-
щита сельскохозяйственных растений от бо-
лезней» во многих местах неправильно пока-
зываются достижения науки.

Особенно досадно заа фильм «Наступление
Ha засуху». Хороший фильм на такую важ-
ную тему крайне нужен, но в таком виде, в
каком он выпущен, фильм не отвечает своей
задаче, и назначение его крайне непонятно.
Фильм сделан неумело и неудачен по. свое-
му содержанию. В нем не показаны основ-
ные мероприятия, обеспечивающие выполне-
ние сталинского плана преобразования при-
роды, мероприятия, обеспечивающие созна-
тельную и целеустремленную коренную
переделку природы в интересах советского
		Всем известно, что ответственность за вы-
пуск фильмов несут Министерство кинема-
тографии СССР и прежде всего киностудии,
выпускающие эти фильмы, но в неменьшей
мере должно нести ответственность за вы-
пуск сельскохозяйственных фильмов и Бю-
ро агрозооветпропаганды Министерства
сельского хозяйства СССР, которое заказы-
вает Министерству кинематографии фильмы
и принимает их.

Нельзя мириться с таким явлением, когда
тратится напрасне много средств, а выпу-
щенные фильмы, вместо пропаганды науки,
складываются на полки. Из 200 фильмов по
сельскому хозяйству, просмотренных экс-
пертными комиссиями, можно считать при-
годными менее половины.

Отсутствует правильное планирование вы-
пуска фильмов по сельскому хозяйству. По
таким важным вопросам, как мичуринская
агробиология, овощеводство, плодоводство,
мелиорация и гидротехника, фильмов нет.

Очень серьезным является также вонрос о
сохранении существующего фильмофонда.
Все полезное из этого фонда необходимо
сохранить как наглядную историю развития
советского социалистического сельского хо-
зяйства,

Для успешного использования научных
фильмов в учебных заведениях надо иметь
кинофицированные аудитории.
	Профессора: В. ВИЛЬЯМС, М. ДУ-
Нин, и. попов, в. ХАРЧЕНКО,
М. ЧИЖЕВСКИИ. Кандидаты наук:
А. КИСЕЛЕВ, Б. СИВЧИК, В. ЛУКЬ-
ЯНЮК, А. ТРОИЦКИЙ, И. ШАТИ-
AOB.
	Комитет радиоинформации обязал редак-
цию бюллетеня «Радиопрограммы» повысить
качество публикуемых материалов и раеши-
рить их тематику.
	ЗА ВЫСОКУЮ КУЛЬТУРУ ХОРОВОГО ПЕНИЯ
		Приходится, однако, с сожалением конста-
тировать, что любимое народом хоровое пе-
ние без сопровождения редко звучит на на-
шей концертной эстраде.

Нет слов, что такое пение требует упорной
и длительной работы, систематического во-
кального воспитания певцов.

Созданные в Москве и Ленинграде хоро-
вые училища, где учащимся с детского воз-
раста наряду се общирными музыкальными
знаниями прививаются навыки хорового пе-
ния, уже дают свои результаты. Ежегодные
отчетные концерты хора мальчиков Москов-
ского хорового училища свидетельствуют о
значительных успехах в этой области.

Общеизвестно и то, что русское «а капелль-
ное» пение издавна получило мировое при-
знание. Концертные поездки Ленинградской
академической. капеллы под руководством
М. Климова и Государственного. хора русской
песни под управлением А. Свешникова по
ряду стран Западной Европы превращались в
триумф советского хорового искуества.

Русскому, украинскому, грузинскому и
многим другим народам Советского Союза по
своей природе свойственно многоголосное хо-
ровое пение. Корни народных певческих тра-
диций без труда можно увидеть и в оперных
хорах Глинки, Мусоргского, Чайковского и
многих других.

Русская классическая хоровая музыка со-
вершенно лишена искусственных нарядов
«ученых» контрапунктических выдумок.
Большое композиторское мастерство в овла-
дении хоровым многоголосием никогда не
противоречит органической сущности песни.
В этом величие русской хоровой школы.
В этом ее общемировое значение.

‚Тем более непонятно, что, несмотря на на-
личие у нашего ‘народа неисчерпаемых 6о-
гатств хоровой музыки, «а капелльное» пение
в нашей стране развивается недопустимо
медленно.

Разве это не факт, что многие «а капелль-
ные» хоры вместо исполнения шедевров хо-
ровой литературы’ часто ‘включают в свои
программы одноголосные песни, создавая
«атмосферу» многоголосного пения путем
аккомпанемента закрытыми ртами, прими-
тивно подражая ‘оркестровому  аккомпане-
MeHTY.
	В Колонном зале Дома союзов & апреля
состоялся концерт Государственного хора
русской песни под руководством А. Свешни-
кова.

Популярный в стране хор выступил с не
обычной для него программой классической
музыки русских и западных композиторов.
Хор исполнил ряд труднейших произведений
Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского,
Калинникова, а также многоголосные хоро-
вые произведения старинных композиторов-
‚Антонио Кальдара, Антонио Лотти, Стефани,
Орландо ди Лассо и Баха. р

Государственный хор русской песни за по-
следние годы значительно обогатил свой pe-
пертуар. Он подготовил ряд народных и, в
частности, старинных рабочих, революнцион-
ных и студенческих песен, с подлинным
мастерством раскрыл богатое содержание
этих песен: задутевных, по-русски широко
напевных и глубоко эмоциональных. Есте-
ственное пение, без фальшивого нажима
на внешнюю выразительность, ощущение
смысла песни — главное достоинство хора.
Богатая палитра тембровых красок, тонкая
передача различных звучностей, широкая
напевность и виртуозная перекличка отдель-
ных голосовых групп. в быстрейших тем-
пах, ясная дикция являются результатом
болышой и упорной работы над созданием
подлинного ансамбля.

Именно эти качества и дали возможность
хору с блеском продемонстрировать в отчет-
ном концерте такие шедевры хоровой лите-
ратуры, как вариации. «Татарский полон»
Римекого-Корсакова, «Венецианская ночь»
Глинки, «На старом кургане» Калинникова,
«Утро» Чайковекого, «Вечер» Танеева и дру-
	гие.

Из произведений западных композиторов
особенно хочется отметить мастерское испол-
нение 8-голосного хора итальянского KOM-
позитора Антонио Лотти («Круцификсус») и
10-голосного хора Антонио Кальдара.

Выступление Государственного хора рус
ской песни © классической хоровой програм-
мой является несомненным музыкальным со-
бытием.
		 То, что органически присуще ансамблям
песни и пляски, совершенно  несвойственно
«а капелльным» хорам. Руководители этих
хоров часто об этом забывают, направляя свой
репертуар по проторенному ансамблями пу-
ти, не утруждая себя овладением многоголос-
ным хоровым репертуаром.

Не ясна и позиция Комитета по делам
искусств при Совете Министров СССР и его
многочисленных uaapmMonnh в этом важном
вопросе.

Время от времени организуются совещания
о хоровой культуре. На этих совещаниях не-
изменно констатируется неудовлетворитель-
ное` состояние хорового искусства, но
далыше этой констатации дело не идет. Ме-
жду тем в ведении Комитета находится ряд
хоровых коллективов, на содержание которых
затрачиваются большие средства. Казалось
бы, что забота об их репертуаре, о качестве
исполнения должна быть в центре внимания
комитета. Однако о создании советского «а
капелльного» репертуара ни Комитет по де-
лам искусств, ни Союз советских. композито-
ров почти не заботятся. Даже те немногие
произведения этого жанра, которые создают-
ся нашими композиторами, не исполняются
хорами.

Характерно, что Государственный хор рус-
ской песни, подготовив классическую хоро-
вую программу, не нашел концертной эстра-
ды в залах Московской филармонии, и пуб-
личный показ программы хора состоялся
лишь по инициативе Комитета радиоинфор-
мации при Совете Министров СССР в Колон-
ном зале Дома союзов.

Вее это свидетельствует о крайне безучаст-
ном отношении к развитию хоровой культу-
ры со стороны организаций, которые должны
проявлять в этом деле кровную заинтересо-
ванность.

Указанная проблема по-настоящему не за-
интересовала ни газету «Советское искус-
ство», ни специальный музыкальный журнал
«Советская музыка».

Интересы советской хоровой культуры на-
стойчиво требуют к себе иного отношения.

В этом заинтересован весь советский на-
рол, горячо любящий хоровую музыку.
		——ы=ы=—=—=—=———ы—ы—ы=ы=——„ С ——/——
ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТЫ «КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ»
LL yr gy re ee
	«О _ «Радиопрограммах»
	«Больше творческой инициативы»
	Редколлегия газеты «Труд» считает пра-
вильной статью «Больше творческой ини-
циативы», помещенную в газете «Культура
и жизнь» от 11 апреля с. г.

Редколлегия наметила мероприятия, обес-
печивающие устранение отмеченных в статье
недостатков и улучшение содержания газе-
	Типография газеты «Правда» имени Сталина.
	ты. Редакция намечает организовать ширс-
кий обмен опытом работы профсоюзных орга-
низаций, В газете вводится постоянный отдел
	‚ «Нрофсоюзная жизнь».
	РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
		Изд. № 292.
	Адрес редакции: Моснва, Старая площадь, дом 4, комн. 258. — Телефоны: К 6-63-60, Д 3-30-52.