№ 12 (140)

20 апреля 1959 Г.,

MU OMB
	ТУРА

“Fa ee es wot

птатели в течение всей оперы ощущают опти-
мистическую ‘уверенность Молодогвардейцев
в победе их правого дела, непрерывно ощу-
‘тают всепобеждающую силу идей коммуниз-
ма, за которые отдают свои жизни. герои-ком-.
сомольцы.

К положительным качествам музыки опе-
ры следует отнести простоту ее языка, близ-
кого к Украинской народной мелодике- Наи-
болеё важные по идейному содержанию сце-
ны клятва, песня молодогвардейцев в тюрь-
ме и отчасти симфонический эпизод казни—
наиболее удачны и по музыке.

Ярки и динамичны народные хоры. Это
особенно относится к хорам второй карти-
ны второго акта, в которых композитор живо
и эмоционально передает мысли и чувства
народа, его ненависть К захватчикам и ра-
дость в связи с успехами советских войск под
Москвой и Сталинградом. Используя богат-
ства народной песни, композитор находит
ясные и выразительные оркестровые харак-
теристики, способствующие тлубокому рас-
крытию сценического действия.

Значительно слабее в опере сольные эпизо-
ды и речитативы. Такие важные эпизоды, как
монолог Проценко в первом акте, клятва
Олега в том же Зкте и его последняя ария,
мелодически бледны и невыразительны. ме
жду тем именно эти драматические ситуации
оперы необычайно богаты возможностями для
создания больших, мелодически ярких дра-
матических ‘арий. Недостаточно развиты ли-
рические дуэты, не индивидуализированы ре-
читативы. ‘ ОА

Однако при всех этих отдельных недостат-
ках опера Ю. Мейтуса в целом представляет
положительное явление в советской музы-
кальной драматургии, она является благо-
дарным материалом для создания оперного.
спектакля.

Это убедительно доказал коллектив Ленин-
градского Малого оперного театра и прежде
всего главный постановщик оперы Н. Охлоп-
Ков, создавший яркий, вдохновенный, пат-
риотический спектакль. Сила этого спектакля
состоит прежде всего в его оптимистичности.
Несмотря на глубоко трагедийный сюжет
оперы, слушателей ни на минуту не покидает
ощущение огромной внутренней силы совет-
ских патриотов, образы которых показаны
на сцене. Гибель основных героев не вну-
maer слушателям чувства безнадежности,
пессимизма, ибо уверенность в поЭеде совет-
ского народа не покидает их даже в самые
тяжелые моменты действия.
	Постановшик сумел найти в материале
оперы м сценически рельефно выявить все
эпизоды, рисующие боевой дух и сплочен-
ность Молодой гвардии. Не случайно зрите-
лю особенно запоминается повторяющаяся
нссколько раз мизансцена группы вожаков
краснодонских комсомольцев, образно показы-
вающая их боевую дружбу перед лицом гроз-
ной опасности. Во время первого сбора орга-
низации у Олега Кошевого, в сценах клятвы,
тюрьмы и расстрела перед зрителем возни-
кает: незабываемая, почти скульптурная груп-
па героев-краснодонцез. Особенно она выра-
зительна в сцене клятвы и в финале спек-
такля. Взволнованные сообщением Тюленина
о трагической смерти шахтеров, зарытых жи-
выми в землю, молодогвардейцы выстраива-.
ются в боевом строю под сенью большого
красного знамени, обрамляющего сцену на
протяжении всего спектакля. Начинается за-
мечательный ансамбль: друг за. другом повто-
ряют краснодонцы слова клятвы, соединяясь
вместе в энергичном финале ансамбля. В. кон-
це спектакля в эпизоде расстрела комсомоль-
пы выстроены на краю шахты. После выстре-
лов многие из них падают, другие же, будучи
раненными, устремляются вперед, к знамени.
Кто-то выхватывает из-за пазухи красный
флаг, но обессиленный падает, отдавая его
другому; как святыню, ‘передают они друг
другу спрятанный флаг-символ их стойко-
сти. И вот перед зрителем вновь‘у знамени
выстраиваются краснодонцы. Их меньше, чем
было тогда, в сцене клятвы, одни ранены, не-
которые склонились на плечо товарищу, У
других безжизненно поникла: голова... Но они

Патриотичес
		народу — от далекой Чукотки до берегов
Балтики.

Голос советского радио разносит по всему
миру слова большевистской правды, беспо-
щадно разоблачает коварные планы импе-
риалистической реакции, поджигателей вой-
ны, злейших врагов человечества. К нему
жадно прислушивается все прогрессивное че-
ловечество. Борцы за мир видят в совет-
ском радио своего могучего союзника. Радио-
передачи из Советского Союза находят за ру-
бежом тысячи горячих откликов. Рабочий
из Португалии пишет: «Голос радио Москвы —
голос великой родины социализма. Голос
СССР — правдивый голос, голос друга, кото-
рый несет повсюду надежду и уверенность
в победе над темными силами реакции и
войны». :

Огромную работу ведет советское радиове-
шание в деле повышения культурного уров-
ня масс. Советские ученые и пропагандисты,
писатели и поэты, артисты и музыканты при
посредстве радио. выступают перед самой
многочисленной и благодарной аудиторией,
какую когда-либо знал мир. Они несут в
миллионные массы трудящихся, знания и
культуру.

Велики достижения советского радио. Но
еще немало нерешенных задач стоит перед
его работниками. Богатейшие возможности
радио все еще недостаточно используются
для удовлетворения возросших политических
и культурных запросов трудящихся, Работ-
ники радиовещания слабо учитывают жаж-
ду знаний советских людей, их стремление
овладеть всеми. богатствами нашей социа-
листической культуры. Содержание отдель-
ных радиопередач вызывает законные на-
рекания радиослушателей, Все еще наблю-
дается однообразие программ, ограничен ре
пертуар и круг исполнителей художествен-
ного радиовещания, слабо используется ли-
тературное и музыкальное творчество. наро-
дов Советского Союза. Комитету радиоинфор-
мации при Совете Министров СССР: необхо-
димо полнее и ярче освещать многообразную
созидательную деятельность советских лю-
дей, шире популяризировать опыт передо-
вых рабочих, предприятий, колхозов, повы-
сить качество повседневной информации.

Партия и правительство поставили зада-
чу осуществить в ближайшие годы  силотш-
ную радиофикацию страны, добиться того,
	чтобы радио было в каждой советской семье.
	Между тем Министерство связи медленно не
рестраивает свою работу в соответствии с
этой важнейшей задачей. План развития pa-
диофикации во многих областях не вынол-
няется. Органы Министерства евязи попреж-
нему ограничивают свою деятельность пре-
имущественно радиофикацией районных и
городских центров, не развертывают. строи-
тельство радиоузлов в колхозах.

Торгующие организации, в особенности
Центросоюз, проявляют неповоротливость в
развертывании торговли радиотоварами, осо-
бенно в сельской местности. В деревню не
регулярно завозятся батареи для питания ра-
диоприемников, ‘радиолампы, ‘радиодетали,
оборудование для радиофикации колхозов.
Мало выпускается радиоприемников AAA
деревни. Не налажено массовое производство
экономичных радиоприемников на батарей-
ном питании. Далеко не полностью удовле-
творяется спрос колхозов на маломошные ра-
диоузлы е источником питания от ветродви-
гателей. Густая сеть радиостанций позво-
ляет широко использовать для радиофика-
ции деревни простой детекторный  радио-
приемник. Однако местная промышленность
и предприятия промысловой кооперации
не уделяют внимания улучшению качества
таких приемников и снижению их стоимо-
сти. ,

Радиофикация = общенародное, большой
государственной важности дело. В ней при-
нимают участие многие тысячи радиолюби-
телей. Радиолюбительское движение в на-
шей стране приобрело большие размеры. не
обходимо всемерно поощрять рост радиолю-
бительского движения, пропагандировать ра-
диотехнические знания среди населения.
Многое в этом отношении могут сделать ком-
сомольские организации, министерства про?
свешения союзных республик, организации
ДОСАРМ. :

Нигде в мире нет таких благоприятных
условий для расцвета всех отраслей науки
и культуры, какие имеются в нашем социа-
листическом государстве. Работники совет-
ского радио должны неустанно развивать со-
ветскую радиотехнику, осуществить . сплош-
ную радиофикацию страны, еще больше по-
высить роль радио в борьбе за дальнейший
политический и культурный подъем совет-
ского народа. ‘

Tl. КОЗАНОВ..
				_ Т мая-—День советского радио. Этот день
связан с замечательным событием в исто-
рии отечественной и мировой науки: 55 лет
назад выдающийся русский ученый Алек-
сандр Степавович Попов поодемонстрировал
свое гениальное открытие — радио. Это от-
крытие совершило революционный перево-
рот в науке и технике, обогатило человече-
ство могучим средством, играющим огром-
ную роль в его культурном развитии.

Роль радио особенно велика в нашей стра-
не. В. то время как в капиталистических
странах радио поставлено на службу агрес-
сивным планам империалистов, радио в Со-
ветском Союзе служит задачам построения
коммунистического общества, политического
и культурного воспитания масс, великим це-
лям борьбы за мир и демократию во всем
мире.

Известно, какое большое значение прида-
вал. радио Ленин, какое значение придает
ему товариш Сталин. В трудные годы, когда
советское государство испытьвало острую
нужду, В. И. Ленин в письме к И. В. Сталину
предлагал не жалеть средств‘ на развитие ра-
диосети, на производство громкоговорящих
аппаратов и приемников, способных повто-
рять для широких масс речи, доклады и
лекции, произносимые в Москве или другом
центре. В. И. Ленин писал, что газета без
бумаги И «без расстояний» будет великим.
делом.

И радио действительно стало великим де-
лом. Благодаря неустанной заботе. коммуни-
стической партии и соъетского государства
радиотехника в нашей стране шагнула дале-
ко вперед. Развивая гениальные идеи
А. С. Попова, советские ученые добились и
	утвердили приоритет нашей Родины во всех
	отраслях современной радиотехники — в ра-
диосвязи, радиолокации, радионавигации, те-
левидении и т. д. Радиотехника получила
ппирокое распространение в самых различ-
ных отраслях нашего народного хозяйства и
науки, вошла в жизнь и быт советских лю-
дей. Советская промышленность, сельское хо-
зяйство, авиация, железнодорожный и вод-
ный транспорт, связь немыслимы без радио.
Физика, астрономия, метеорология, химия,
геология, медицина широко применяют до-
стижения радиотехники. Пользуясь средетва-
ми радио, советские ученые глубоко прони-
кают в тайны присоды.
	Ученые, инженеры, специалисты радиопро-
мышленности и работники радиовещания
встречают День радио новыми успехами и
достижениями. За крупные научные работы
и изобретения в области радио член-коррес-
пондент Академии наук СССР В. П. Вологдин,
академик. Б. А. Введенский и член-корреспон-
дент Академии наук СССР А. Л. Минц награ-
ждены почетной золотой медалью имени
А. С. Попова. За выдающиеся изобретения в
области радио, за внедрение высокоэффек-
тивных способов радиосвязи, создание важ-
ных  радиоприборов и радиоаппаратуры
только за один 1949 год свыше 10 человек
удостоено правительством звания лауреата
Сталинской премии. Высокой награды удо-
стоена группа научных работников и инже-
неров за. создание новой высококачественной
телевизионной передающей системы. Москва
обогатилась новым культурным учрежде-
нием — телевизионным центром, оснашен-
	ным лучшим в мире оборудованием, позво-
	ляющим вести передачи изображений высо-
кой четкости.

Указания Ленина и Сталина о всемерном
развитии радиофикации страны успешно
претворяются в жизнь. Несмотря ‘на боль-
той ущерб, который был нанесен радиохо-
зяйству нашей страны в годы войны, в на-
стоящее время приемно-передающая сеть
Советского Союза намного шире, чем до вой-
ны. Работают десятки могучих радиостан-
ций, несколько тысяч радиоузлов. Большая
работа проводится по радиофикации дерев-
ни. За короткий срок количество радиото-
чек в деревне увеличилось почти в три ра-
	за, а отдельные области, как, например, Мо-
	сковская, Омская, Винницкая и другие, при-
ближаются к завершению радиофикации.
Движение за сплошную радиофикацию раз-
вивается с каждым днем и принимает всена-
родный характер.

“Велика роль радио в пропаганде великих
идей Ленина — Сталина, в коммунистиче-
ском воспитании трудящихся, в популяриза-
ции достижений строительства коммунизма
в СССР и мобилизации советских людей на
борьбу за новые успехи и. достижения. По
радио звучит голос передовых людей про-
мышленности, транспорта, сельского хозяй-
ства, опыт которых ускоряет строительство
коммунизма. Политические новости, инфор-
мация о важнейших международных собы-
тиях, трудовых подвигах советских людей
становятся одновременно известными всему
			снова, как живые, стали на вахту под зна»
мя, там, где они клялись бороться до послед-
ней капли своей крови за свой народ, за свою
Родину. Этой незабываемой картиной, как
бы символизирующей «вахту бессмертия», и
заканчивается спектакль.

ложно указать и на ряд других удач ре-
жиссера. Таково, например, интересное ‹ра-
скрытие окрыляющей силы боевой песни в
сцене тюрьмы. Измученные пытками и до-
просами, краснодонцы под влиянием речи
Валько и песни о Молодой гвардии находят
> себе вилы,  подиимаются. M становятся
вновь грозной боевой группой. Такова так-
же сцена допроса, котда предавший своих
товарищей Стахович, увидя входящую на до-
прос Громову, как червь, отползает в полу-
тьму и прячется за сапог допрашивающего
эсесовца...

Постановщика следует упрекнуть в излиш-
ней символике в сцене тюрьмы, когда вместо
вполне реалистического энизода «переклички
камер» (в соседних камерах подхватывают
боевую песню молодогвардейцев) режиссер
как бы раздвигает стены тюрьмы и показы-
вает условно, сквозь тюль, большую группу
народа, приветствующую молодогвардейцев,
Опшибочным является показ в первом акте
движения наших войск на фоне музыки, от-
носящейся к характеристике вражеского ла-
геря. . :

Большое количество действующих лиц,
юный возраст основных героев—все это со
здавало дополнительные трудности для. по-
становшика оперы. Надо сказать, что театр в
общем успешно решил эту задачу. On yay
но и смело привлек талантливую молодежь из
Ленинградской консерватории, почти, нолно-
стью дублирующую основной состав испол-
нителей, а по некоторым ролям входящую и
в основной состав. .

Болышая работа была проведена с основным
составом исполнителей. Благодаря этому ве-
дущие артисты театра С. Шапошников (Слег
Кошевой), Т. Лаврова (Люба ТПевцова), А. Ал-
мазов (Сергей Тюленин) е успехом, а порой и
блеском исполняют роли основных героев
спектакля. Яркий образ задорной Любки со-
злала Т. Лаврова. Не случайно, что почти вся
сцена ее в саду у Кошевых идет под апло-
дисменты слушателей; не менее выразитель-
на Лаврова на вечеринке у Кошевых и в
спене тюрьмы, где она показывает образ Лю-
бы Шевцовой как стойкого и волевого учает-
ника организации. Убедительно показывает
эволюцию Тюленина от озорного мальчишки
до боевого подпольника артист А. Алмазов.
Светлый образ скромного юноши и боевого
вожака Молодой гвардии Олега Кошевого
создан артистом С. Шаношниковым; особен-
но хороша вокальная сторона исполнения.
Слабее других исполнитель роли Проценко
К. Дорожинский, что до некоторой степени
можно объяснить краткостью роли ‘и мело-
дической бледностью вокальной партии это-
го важного персонажа оперы.
	Хорошо и выразительно звучит оркестр под
	управлением главного дирижера театра
Э. Грикурова. Спектакль удачно оформлен
художником В. Рындиным.
	За последний год Ленинградский Малый
оперный театр показал помимо «Молодой
гвардии» балет «Юность» М. Чулаки, удосто-
енный Сталинской премии, оперу «Боевода»
П. Чайковского, впервые увидевшую свет
только на сцене советского оперного театра.
Если учесть возобновление (в несколько
переработанном автором виде) оперы И. Дзер-
жинского «Тихий Дон», следует признать, что
Ленинградский Малый оперный театр добил-
ся определенных успехов и вышел из того
репертуарного «тупика», в.котором он оказал-
ся в последние годы.

Очень важно, чтобы театр сохранил взятые
им темпы и столь же интенсивно продолжал
работать над новым репертуаром, уделяя
основное внимание созданию оперных спек-
таклей, посвященных нашей‘ социалистиче-
ской современности, великим трудовым под-
вигам советского народа.
		Бессмертный подвиг советского народа в
Великой Отечественной войне-—неисчерпае
мый источник художественного вдохновения
для деятелей советского: искусства. Одна из
славных страниц в историю великой битвы
советского народа с фашизмом впиеана ге
роическими ‘краснодонскими комсомольцами.
Поэтому вполне естественно, что много самых
различных художественных произведений в
литературе, живописи, скульптуре, кинема-
тографии, драматургии посвящено этой ‘пат-
риотической теме. Немало музыкальных
произведений симфонических MOSM, орато-
рий и особенно песен о героях-краснодонцах —
создано деятелями советской музыки. Ряд
композиторов посвящает этой теме и свои но-
вые оперы. В 19417 году была впервые постав-
лена опера «Молодая гвардия» украинского
композитора Ю. Мейтуса по либретто А. Ма-
лышко. - .

Первая рёдакция этой олеры имела суще-
ственные недостатки, и автор, чувствуя oro,
продолжил работу над оперой. Русский пере-
вод либретто оперы был © большим мастер-
ством осуществлен поэтом М. Исаковским.
Уже в новом виде это произведение с успехом
было показано в конце прошлого года в теат-
ре оперы и балета города Сталино. Наконец,
совсем недавно премьера оперы состоялась
в Ленинградском Малом оперном театре (Ma-
легот). Эта постановка оперы «Молодая гвар-
дия» несомненно является значительным с©о-
бытием в жизни советского оперного театра.

Театр с большой любовью и вниманием. от-
несся к постановке «Молодой гвардии». Глав-
ным режиссером спектакля был приглашен
народный артист СССР Н. Охлопков. Более
лвух месяцев Н. Охлопков совместно с дири-
жером Э. Грикуровым и всем творческим кол-
лективом разотал над новой редакцией опе-
ры. Новая редакция получилась исторически
более правдивой и художественно полноцен-
ной, В работе над оперой автору во многом
помогла критика недостатков романа А. Фа-
деева в партийной печати.

В новой редакции оперы «Молодая гвар-
дия» более убедительно показана ведущая,
организующая роль коммунистической пар-
тии в: руководстве краснодонским подпольем
и партизанами. Работник обкома BEKIN(6)
Проценко и особенно директор шахты комму-
нист Валько—активные участники борьбы
против немецких захватчиков. Они органи-
зуют эвакуацию людей и предприятий в тыл
страны, направляют партизанскую ‚войну в
тылу врага. Валько остается в краснодонском
подполье; в тяжелые минуты борьбы он по-
является среди комсомольцев и помогает им
советом. Такова, например, сцена в камере
тюрьмы: истерзанные пытками молодогвар-
дейцы слушают рассказ Валько о светлом
будущем советского народа, его грядущей
победе над фашизмом, и вдохновенная речь
большевика вновь. наполняет их сердца от-
вагой, вновь поднимает в них силы и укреп-
ляет боевой дух. .
	Драматургия оперы стала более ясной. и
четкой. Первый акт изображает эвакуацию
советских людей из Краснодона в связи с
приближением фронта. Валько и Олег остают-
ся в подполье для борьбы с. врагом. Во вто-
ром акте—две картины. В первой картине
показаны создание подпольной организации
молодежи и клятва‘ молодогвардейцев. Здесь
дана завязка действия всей оперы. Вторая
картина этого акта рисует боевую деятель-
ность Молодой гвардии. У биржи труда со-
брался народ; волнуясь, жители Краснодона
читают листовки, расклеенные ночью моло-
догвардейцами. «Не сдалась врагам Москва!»,
«Фашисты не вошли в Сталинград —радост-
но повторяют советские люди правдивые ве-
сти. В третьем акте мы видим празднование
Т ноября в доме ‘у Кошевых: молодогвардей-
цы слушают голос Москвы, родной голос
товарища‘ Сталина. Это самая светлая и ра-
лостная картина ‘оперы. Три картины четвер-
того акта-—трагического финала раскрывают
мужество, волю и бессмертие героического
подвига молодых советских патриотов.

Самое ценное в`опере состоит в том, что ее
музыкальная драматургия убедительно и об-
разно раскрывает идею произведения. Слу-
		K 150-nemuw со дия смерти велико фусскозо полководца А. `В. Суворова
	18 мая 1950 года исполняется 120 лет со
дня семерти великого русского полководца
А. В. Суворова. Для осуществления мероприя-
Tui, связанных с увековечением памяти
А. В. Суворова, Совет Министров СССР учре-
дил Всесоюзный комитет.

В составе комитета — В. Д. Соколовский
(председатель), С. И. Бавилов, А. А. Благонра-
вов, И. Г. Большаков, А. М. Герасимов, И. <>.
Голубев-Монаткин, Б. ДЛ. Греков, И. А. Каиров,
	И. С. Конев, Н. П. Каманин, Ф. $. Кузнецов,
В. И. Кузнецов, В. В. Курасов, П. Ф. Копылов,
П. И. Лебедев, А. П. Покровский, А. А. Пузин,
А. А. Сурков, Н. А, Таленский, Т. Н. Хренни-
ков, В. Д. Цветаев, А. Д. Удальцов, М. А.
Яснов. я

мае намечено провести в воинских чаетях
и военно-учебных заведениях, на предприя-
тиях, в колхозах, совхозах, школах и вузах
доклады и. беседы о жизни и деятельности
		бимый москвичами открытый театр на 15 ты-
сяч зрителей почти не используется.
	Планы парков предусматривают в 1950 го-
ду организацию общегородских творческих
встреч и емотров коллективов художествен-
ной самодеятельности, проведение летних
конкурсов певцов, чтецов, плясунов. Широко
будут практиковаться киносеансы на откры-
том воздухе. Нужно только, чтобы Министер-
ство кинематографии СССР увеличило сеть
киноплощадок в парках и снабжало их филь-
мами первого экрана.
	Известно, что среди посетителей парков
‘преобладает молодежь. Успех воспитательней
работы среди юношей и девушек будет до-
стигнут лишь при условии самого непосред-
ственного участия городских, комсомольских
организаций. Комсомольские организации и
работники парков многих городов составили
планы совместной работы, предусматриваю-
щие устройство для молодежи особых дней и
вечеров отдыха. В этих планах яркое отра-
жение находят темы советского патриотизма,
высокого морального облика советских лю-
лей. Литературные конференции, музыкаль-
ные вечера, праздничные гулянья, карнава-
лы, конкурсы художественной самодеятель-
ности, игры, танцы, массовое пение — все это
должно  подготавливаться и осуществляться
в парках вместе с комсомольским активом.
Особое внимание необходимо уделить физи-
ческому воспитанию молодежи, вовлечению
ee в подготовку к сдаче норм ГТО и в спор-
тивные игры, а также массовой пропаганде
достижений советских спортсменов. Большую
помощь в этом деле призваны оказать паркам
комсомольские организации, добровольные
спортивные общества, общества содействия
Вооруженным Силам и комитеты по делам
физкультуры и спорта.
	В разносторонней деятельности парков важ-
ное место ‘уделяется организации культурно-
ro досуга детей. В детских городках парков
Москвы; Ленинграда, Новосибирска, Вороне-
жа намечено много увлекательных мероприя-
тий, способствующих физическому развитию
детей, укреплению их сил, развитию творче-
ских способностей, удовлетворению интересов
к науке, технике, литературе. Предусматри-
ваются всевозможные виды культурного до-
суга для детей различных › возрастов. Им
будет предоставляться возможность пользо-
ваться в дневные часы всеми помещениями и
плотнадками парков. Большое внимание уде-
ляется в планах работы парков организации
	А. В. Суворова, ипгироко осветить значение его
полководческой деятельности в печати и по
радио.

’ 18 мая, в день 150-летия co дня смерти
великого русского полководца, в Москве будет
произведена закладка памятника А. В. Суво-
рову. В этот же день состоится торжествен-
ное заседание, посвященное памяти А. В,
Суворова.
	дней коллективного отдыха для отдельных
школ, пионерских отрядов, городских пио-
нерских лагерей. Намечается создание круж-
ков юных натуралистов, радиолюбителей,
рисования, лепки, вышивания и т. д. Орга-
низация в парках летнего отдыха детей
требует дружной совместной работы парков,
школ, городских пионерских лагерей и ком-
сомольских организаций. .

Успех культурно-просветительной работы
парков культуры и отдыха BO многом зави-
сит от их благоустройства и состояния ма-
териальной базы. В послевоенные годы на
	благоустройство в. парках израсходовано
много средств. Произведены большие. зе-
леные посадки, построены  многочислен-
ные павильоны, восстановлены ограды.
	Любовь населения к сБоим паркам нашла вы-
ражение в большом участии общественности
в их благоустройстве. Силами общественно-
сти в городе Пятигорске построен крупный
водный бассейн; в текущем. сезоне здесь By-
дут действовать три отличных пляжа, лодоч-
ная станция, вышка для прыжков. В Ростов-
ском парке более 35 тысяч рабочих и служа-
щих участвовало в работах по восестановле-
нию дороги, площадок и зеленых насаждений.
В городе Калинине с помощью общественно-
сти в парке построены летний театр и цирк.
В нынешнем году в парках высаживаются
болышое количество новых деревьев и кустар-
ников, миллионы цветов, увеличивается ко-
личество удобной садовой мебели, строятся
новые эстрады, летние читальни, аттракцио-
ны.
	К сожалению, не всегда парки получают
необходимую помощь. Так, в Омске из года
в год не выполняется решение исполкома го-
родского Совета депутатов трудящихся о по-
мощи парку. Парк не огорожен, плохо осве-
щен, в нем мало скамеек, зеленое хозяйство
запущено. Мало заботы о парках проявляют
исполкомы городских Советов Воронежа, Ка-
зани и Красноярска. Запущены многие проф-
союзные и ведомственные сады в. городах.
В серьезной помощи нуждаются многочиелен-
	ные летние сады текстильщиков и железно-
дорожников.
	Городские организации располагают боль-
шими возможностями, чтобы. поднять. свой
парк вровень с лучшими очагами куль-
туры страны, сделатт его украшением горо-
да, отразить в работе парка величественный
рост социалистической культуры. Верный
путь к этому — широкое привлечение всех
	культурных и общественных сил города к
работе парка.
				Организация культурного отдыха трудя-
щихся является в нашей стране предметом
неустанных забот партии, правительства,
профеоюзов. Советский строй создал разви-
тую систему оздоровительных и культурно-
просветительных учреждений, несущих здо-
ровье и знания, дающих простор расцвету на-
родных талантов и способностей.
	В летнее время видное место в культурной
жизни городов занимают парки. культуры и
отдыха. Только минувшим летом 170 парков
РСФСР посетило свыше 31 млн. человек.
В парках состоялось 12 тысяч спектаклей и
концертов, 11.100 киносеансов, 1.500 лекций и
тематических вечеров, 4.500 различных спор-
тивных соревнований; было устроено свы-
ше 1.500 выставок. Этими мероприятиями
было обслужено более 25 миллионов человек.
Кроме того, парки обслужили различными
культурными. MePONPMATHAMH свыше 6 млн.
детей.
	Многие парки и сады успешно сочетают
отдых трудящихся с массово-политической и
культурно-просветительной „работой. Так, в
Свердловском парке культуры и отдыха им.
Маяковского в течение летнего сезона 1949 го-
да было прочитано 115 лекций, устроено
15 выставок, проведено 237 различных кон-
цертов, 400 сеансов художественных и науч-
но-популярных фильмов. Одновременно в
услугам трудящихся здесь были 8 волейболь-
	ных и 2 баскетбольные плошадки, гимнасти-
	ческий городок, лодочная станция, парашют-
ная вышка; работал филиал городского шах-
матно-шашечного клуба. В Ставропольском
парке культуры и отдыха ежедневно чита-
лись. лекции и проводились консультации но
вопросам текущей политики, науки, техники,
культуры. Было устроено 57 различных вы-
ставок, состоялось 2170 концертов.

За лето прошлого года: в парках накоплен
богатый опыт массовой пропаганды полити-
ческих и научных знаний, литературы и му-
зыки. Но можно ли сказать, что работа пар-
ков культуры и отдыха соответствует тем
неизмеримо возросшим запросам, тому широ-
кому кругу политических и культурных ин-
тересов, которые характерны для. советского
народа? Отнюдь нет. Еще далеко не во всех
	парках культурно-просветительная работа ве”.
	дется с нужным размахом и отличается раз-
носторонностью. Больше того, в таких круп-
ных городах, как Кемерово, Хабаровск, Уфа,
культурное обслуживание посетителей `пар-
ков_в 1949 году было организовано плохо.

Для многих парков характерны такие недо-
слатки в агитационно-пропагандистекой и
научно-просветительной работе, как слабая
связь с практическими вопросами жизни го-
рода, отсутствие учета интересов различных
		Накануне летнег
	00°
Е ЛЕОНТЬЕВА
	Председатель Комитета
по ‘делам культурно-просветительных учреждений
при Совете Министров РСФСР
	oOo 8
	групп посетителей, неумение правильно со-
четать пропагандистские мероприятия с орга-
низацией отдыха, развлечений, зрелищ. Пар-
ки еще недостаточно используют при органи-
зации лекций научно-популярные кинофиль-
мы, демонстрацию научных опытов, диапози-
тивов. Неудивительно, что нередко лекции
и вечера в парках не собирали той аудито-
рии, на которую они были рассчитаны.

В организации культурного отдыха трудя-
щихся особенно велика роль искусства. Одна-
ко идейное содержание спектаклей и концер-
тов в парках не всегда находится на должной
высоте. Репертуар эстрады и духовых орке-
стров оставляет желать лучшего. Работники
парков мало уделяют внимания организации
игр, танцев и других развлечений для моло-
дежи. Один из важнейших недостатков рабо-
ты парков состоит в том, что они слабо вовле-
кают молодежь в занятия физкультурой и
спортом.

Близится открытие нового летнего сезона.
В текущем году парками и садами Рос-
сийской Федерации предполагается обслу-
жить 40 миллионов человек. Перед работни-
ками парков стоят ответственные задачи —
организовать полноценный, содержательный
отдых трудящихся, не повторять ошибок
прошлых лет и, широко используя накоплен-
ный опыт, поднять уровень культурно-про-
светительной работы. Есть все условия к
тому, чтобы нынешним летом парки работали
значительно лучше, чем в прошлом году.

В предстоящем летнем сезоне парки еще
птире развернут пропаганду политических и
научных знаний. Государственные музеи —Ре-
волюции СССР, им. Тимирязева, им. Дарвина
и Политехнический музей, областные краевед-
ческие музеи готовят для парков выставки,
посвященные жизни и деятельности товарища
И. В. Сталина, достижениям мичуринской
биологии; достопримечательностям родного
края, выдающимся успехам социалистической
науки, техники, искусства. В парках готовят-
ся выставки и стенды на темы: «СССР в борь-
бе за мир и безопасность” народов», «Фронт
мира растет и крепнет», «Страны народной
демократии на пути к социализму», «В наш
вок все дороги ведут к коммунизму» и дру-
гие.

В каждом парке и городском саду силами
лекционных бюро отделов культурно-просве-
тительной работы исполкомов городских Со-
ветов депутатов трудящихся, отделений O6-
щества по распространению политических и

научных знаний организуются летние лек-
	тории. Сотни тысяч людей прослушают в
этих лекториях лекции на актуальные темы,
встретятся с выдающимися деятелями науки,
техники, культуры. Широко будет практико-
ваться чтение циклов лекций по вопросам
естествознания, экономики, культуры.
Почетное место в ‘культурном отдыхе: со-
ветских людей занимают книга, журнал, га-
зета. Посетители парков и садов могут. про-
	‚водить свой досуг в летних филиалах облает-
	ных и городских библиотек, В выходные дни
в крупных парках будут действовать пере-
движные читальни. Значительно больше бу-
дет проведено в парках литературных лек-
ций-концертов, Состоятся многочисленные
встречи с писателями и поэтами, читатель-
ские конференции, литературные обзоры, по-
священные произведениям лауреатов Сталин-
ских премий. По опыту прошлых лет в нар-
ках Москвы и. других городов будут прово-
диться Горьковские и Пушкинские чтения.
	В плане работы парков видное место зани-
мает пропаганда Музыки. Организуются му-
зыкальные лектории, будут проводиться кон-
церты духовых оркестров и симфонические
концерты, посвященные творчеству русских
й советских‘ композиторов. Летом 1950 года
намечается провести симфонические сезоны
в парках Москвы, Ленинграда, Челябинска,
Ростова, Саратова и других городов. Однако
следует отметить, что местные филармонии
и отделы по делам искусств нё уделяют
необходимого внимания развертыванию му-
зыкальной ‘пропаганды в парках. Духовые
оркестры и их репертуар выпадают из
поля зрения органов искусств. Непомерно
высоки‘ цены, установленные за выступления
симфонических оркестров. В плане летних
гастролей лучших артистических сил страны
не предусматриваются выезды в. парки o6-
ластных центров. Комитет по делам искусств
при Совете Министров СССР незаслуженно
недооценивает летний сезон в парках и, в
частности, работу Зеленого театра Цеятраль-
ного парка культуры и отдыха им. Горького
в Москве. В течение последних лет этот лю-

Типография газеты «Правда» имени бталина,
	_Aapec. редакции; Москва, Старая площадь, дом 4, комн, 258, _ Телефоны; К 6-63-60, Д 3-30-52,