1] мая 1959 г., № 13 (141)
	На экранах страны демонстрируется новый
художественный кинофильм «Александр. По-
	пов», повествующий о жизни и деятельности
великого изобретателя радио.
	мая 1395 года-одна из знаменательных
дат в истории нашей отечественной и миро-
вой науки. В этот день русский ученый Але-
ксандр Степанович Попов на историческом
заседании Русского физико-химического об-
щества впервые в мире продемонстрировал
созданный им радиоприемник. Россия стала
родиной радио.
	С тех пор прошло 55 лет. В нашей стране,
благодаря заботам партии Ленина-—Сталина,
радио стало достоянием миллионов трудя-
щихся. Оно прочно вошло в быт. В памяти
советских людей вечно будет жива благодар-
ность нашему великому соотечественнику,
гениальному творцу радио.
	Перед, авторами фильма «Александр По-
пов» (сценарий Л. Разумовского, постановка
Г. Раппопорта и В. Эйсымонта) стояла нелег-
кая задача показать Попова, великого учено-
го, демократа и патриота, и одновременно по-
казать историю изобретения радио. открыв-
wero новую эру в науке. Эта задача решена
постановочным коллективом успепно.
	Зрители фильма с огромным вниманием и
волнением следят за эпизодами из жизни ге-
ния русской науки, -
	Первые кадры фильма переносят нас в
Санкт-Петербург конца ХХ столетия. На
улицах русской столицы вспыхивают элек-
трические лампочки -—замечательное изобре-
тение русского ученого П. Н. Яблочкова. При
их свете мы знакомимся со’студентом НПопо-
вым, который в эти годы участвовал в созда-
нии электрического освешения на петербург-
ских улицах.
	Через год. после окончания университета, в
1883 году, Попов становится преподавателем
офицерской минной школы в Кронштадте,
куда его влекла жажда научно-исследователь-
ской деятельности. Кадры фильма переносят
нас в лабораторию Попова. Зрители стано-
вятся свидетелями упорного труда ученого и
рождения величайшего изобретения, Вместе
с А. С. Поповым и его верным `сподвижни-
ком П. Н. Рыбкиным мы переживаем волную-
щие минуты создания радиотелеграфии — те-
леграфа без проводов,
	Волнуют зрителя и другие сцены: истори-
ческие заседания Русского физико-химиче-
ского общества 7 мая 1895 года и 24 марта
1896 года. На втором заседании Попов проде-
монстрировал телеграфирование без проводов
из одного здания в другое. Вместе с собрав-
шимися на это заседание русскими учеными
мы видим на экране первую в мире радио-
грамму.

К этому времени Попов уже применял
антенну в виде вертикального провода. В
1897 году он осуществил радиосвязь на рас-
стоянии более 600 метров, а два года спустя
дальность радиосвязи возросла уже до 50 ки-
лометров.

Попов получил признание передовой рус-
ской науки. Великий Менделеев горячо при-
ветствовал изобретателя радио. Этот эпизод—
один из самых удачных в фильме,

Не признавали Попова только царские чи-
новники. Они неё хотели‘ понять огромной
роли нового изобретения. Оторванные от на-
рода, чуждые ему правящие классы царской
России не верили в творческие силы русско-
го народа, считали, что русские всегда-де
должны играть роль «учеников» у занадно-
европейских «учителей». Этим пользовались
ловкие пройдохи. Один из них -—представи-
тель английской электротехнической фирмы,
международный авантюрист Лемке предла-
гает Попову поставить его изобретение «на
прочную коммерческую основу».

«Мой труд принадлежит моей стране», —
отвечает русский ученый-патриот, чья жизнь
и леятельность замечательный образец слу-
жения науке, преданности своей Родине.

yD
ie 03 т
Н

CRUG
	18 мая 1950 года исполняется 109 лет со дня
смерти великого русского  полководца-—
генералиссимуса ‘Александра Васильевича
Суворова. Русский народ законно гордится
Суворовым. Белики его подвиги и заслуги
перед Родиной,

Свыше полустолетия А. В. Суворов проелу-
жил под знаменами русской армии. Он про-
шел все ступени воинской службы, совершил
20 походов, участвовал в 63 боях и сражениях
и притом ни одно из них не проиграл. Заме-
чательные победы русских войск неразрывно
связаны с именем этого гениального воена-
чальника. Суворов обогатил и поднял ча но-
вую ступень русскую военную науку, воен-
ное искусство, укрепил могущество русской
армии, умножил славу русского воинства.
	Александр Васильевич Суворов родился в
Москве в 1730 году в семье военного. Ero
отец служил ‘при Петре 1. Будущий полко-
водец рос и воспитывался в обстановке во-
сторженных рассказов о подвигах петровской
армии, о ее блистательных победах в Север-
ной войне 1100-17121 годов. С юных лет Суво-
ров’ проявлял живейший интерес к военному
делу и решил посвятить ему свою жизнь.
В 1142 году Суворов был зачислен солдатом в
лейб-гвардии Семеновский ‘полк. В январе
1745 года он начал действительную военную
службу в этом полку в качестве капрала,

Только через девять лет, в 1754 году, Суво-
ров получил первое офицерское звание, а в
1757 году Роесия вступила в Семилетнюю
войну, в которой Суворов впервые «понюхал
пороху». Уже в сражениях Семилетней войны
ярко проявились замечательные боевые ка-
чоства молодого Суворова—его кипучая энер-
гия и решительность, его уменье с честью
выходить из самых трудных положений,
наконец, его личная смелость. Суворов бро-
сался в самые опасные места и в сражении
при Гольнау дважды был ранен. Боевой опыт
Семилетней войны обогатил Суворова. Этот
опыт наглядно убедил Суворова в превосход-
стве русской армии над, хваленой армией
пруссаков. Он показал. что русские войска
способны решительно действовать огнем и
штыком, в любых условиях местности, вре-
мени суток и года,

Полководческое искусство Суворова зрело
и крепло в огне ожесточенных сражений.
‘Слава Суворова росла, он рвался на юг, на
турецкий фронт, где развертывались тогда
главные действия русской армии. И в пер-
вом же сражении с турецкой армией Суво-
ров одержал замечательную победу. Имея
значительно меньше сил, чем было у турок,
Суворов форсировал Дунай и  овладел Тур-
	тукаем. Но это было только началом. На юге
	в период двух русско-турецких войн особен-
но ярко проявился полководческий гений
Суворова, особенно выросло‘ его военное ма-
стерство. В октябре 11787 ’года турки начали
высадку десанта на Кинбурнской косе. Не-
взирая на превссходетво противника в силах,
Суворов позволил ему закончить высадку, а
затем решительными атаками почти пол-
ностью истребил десант. В результате отлич-
ного изучения обстановки, хорошей подго-
товки войск и высокого мастерства Суворов
в июле 1789 года разбил 30-тысячную армию
турок под Фокшанами, а в сентябре того же
года с 25 тысячами русских солдат разгромил
стотысячные турецкие войска на р. Рымник.
	Исключительно трудная задача была воз-
ложена на Суворова в конце 1190 года. Россия
нуждалась тогда в мире, и нужно было нане-
сти решительное поражение турецкой армии,
чтобы добиться его. Турки имели в своих
руках первоклассную крепость — Измаил,
Взять эту крепость было поручено Суворову.
За корозкий ерок он провел“огромную под-
готовку к штурму. 22 цекабря 1190 года рус-
скис войска приступили к выполнению ге-
ниального замысла Суворова, с честью спра-
вившись со своей задачей. Измаил был. взят
русскими ‘войсками. Это была одна из заме-
чательных суворовских побед.
	Венцом полководческой деятельности Суво-
рова явились итальянский и швейцарский
походы 1799 года. Они совершались в исклю-
чительно трудных условиях и наглядно под-
твердили, что русская армия, руководимая
Суворозым, не имеет себе равных. Вопреки
всем трудностям, русские войска, предводи-
тельствуемые. Суворовым, за шесть недель
освободили от французской армии вею Север-
ную Италию, Это был поистине триумф рус-
ского орухеия. Боясь новых успехов русских
войск и желая хозяйничать в Италии, ав-
стрийское правительство добилось перевода
армии Суворова в Швейцарию. Положение
русских войск резко ухудшилось. Но, несмот-
ря на трудные условия горной местности и
прямое предательство «союзников» —-австрий-
цев, которые оставили Суворова без продо-
вольствия, боеприпасов, вьючных животных
и дали ложные сведения о дорогах, (Суво-
ров блестяще справился и с новой задачей.
В шзейцарском походе суворовские «чудо-
богатыри» победили не только врага, но и
самую природу. Русский солдат-суворовец,
невзирая ни на какие преграды, прорвался
через каменные непроходимые кручи Альп.
Кампания 1799 года явилась ярким свиде-
тельством героизма русских воинов и гения
их великого. полководца,

Суворов одерживал выдающиеся победы
над сильными и более многочисленными про-
тивниками прежде всего своим высоким
всенным искусством. Он изучил и обобщил
опыт всех великих полководцев прошлого и
зплитал в себя все передовые, прогрессивные
	начала русского национального военного
искусства. Продолжая военные традиции

Что меша

в сельских культурно-просветительных
	учреждениях я работаю с 1935 года, люблю
свою работу и считаю за большую честь быть
культпросветработником в деревне. Провести
для колхозников содержательную лекцию
или беседу, организовать для них культур-
ный отдых, разучить с молодежью новую
песню, познакомить с хорошей книгой-
больное и нужное дело, способствующее
росту сознания людей советской деревни.

В настоящее время я заведую сельским
клубом при Бадинеком сельсовете  Тангуй-
ского района Иркутской области. В’ сельсове-
те имеется четыре колхоза, Один из них -
колхоз им. Буденного-занял первое место в
районе по выращиванию высоких урожаев,
а остальные колхозы с каждым годом креп-
нут и растут. °

Известно, что в росте производительности
колхозного труда многое может сделать сель-
ский клуб. Задачей каждого сельского клуба,
	‘каждой избы-читальни и библиотеки является
	внедрение передовой. советской науки в сель-
ское хозяйство, на обязанности каждого сель-
ского культпросветработника лежит воспита-
ние колхозников в духе коммунистической
сознательности и советского патриотизма. Это
очень большая задача и почетная роль. Одна-
ко в нашем Тангуйском районе на рабо-
ту культурно-просветительных учреждений
смотрят, как на ‚что-то второстепенное, не-
нужное, а пас, культработников, недооцени-
вают. Многие работники ’культурно-про-
светитсльных учреждений, видя такое равно-
дущие к своей работе, сами начинают равно-
душно относиться к ней, Отдел KYAbT-
просветработы райисполкома не укомплекто-
ван с осени 1949 года. Райком ВКП(б) не вни-
кает в нужды сельских клубов, изб-читален и
библиотек. На ежемесячные семинары культ“
просветработников из’ 18 заведующих клу-
бами и избами-читальнями являются только
7—8 человек. На семинарах ни разу не при“

ции «Полковое учреждение» в бытность свою
командиром Суздальского полка (1763—
1168 гг.). р

В еше более развернутом виде суворовские
	‘принципы обучения и воспитания войск из-
	ложены им в знаменитой «Науке побеждать»,
Этот. замечательный документ является важ-
нейшпиим сводом правил боевой деятельности
и жизни войск. В нем кратко и в яркой, образ-
ной форме обобщены знания, необходимые
офицеру и солдату, отражены основные чер-
ты суворовского военного искусства и суще
ность метода обучения обучать только тому,
что нужно в походе и бою, и только так, как
необходимо для боя, Суворовская учеба была
трудной, требовала максимального напряже-
ния и отдачи вил, но она постепенно приуча-
ла к преодолению трудностей. «Тяжело. в
учении —легко ‘в походе, легко в учении -тя-
жело в походе», — говорил о великий полко-

водец. .

Суворов писал в «Науке побеждать»: «Сол-
дату надлежит быть здорову, крабру, тверду,
решиму, правдиву, благочестиву». Солдату
надлежит многое знать: «Ученье — свет,
неученье-тьма; дело мастера боится... За
ученого трех неученых дают». Выступая про-
тив слепого повиновения, Суворов приучал
солдат к самостоятельному размышлению.
Он не любил «немогузнаек». «От немогузнай-
ки,- писал он,— много, много беды. За немо-
гузнайку офицеру арест, а штаб-офицеру от
старшего штаб-офицера-арест квартирный».

Суворовская система прививала русским
солдатам такие качества, как дисциплиниро-
ванность, честность, правдивость, инициа-
тивность, смелость, чуветво боевого товари-
щества, уважение к правам мирного населе-
ния, воспитывала русских солдат в духе люб-
ви к России и уважения ко всему русскому.

Суворов был горячим патриотом России.
«Горжусь, что я россиянин»,— говорил он.
Развитое Суворовым военное искусство по-
беждать было передовым для того времени.

Суворов оказал огромное влияние на все
последующее развитие русского военного
искусства, на укрепление мощи русской
армии, на воспитание замечательных команд
ных кадров, так ярко проявивших себя в
Отечественной войне 1812 года и в Севасто-
польской обороне 1354—1855 гг. Несмотря на
гонения русского царизма, славные суворов-
ские традиции всегда жили в русском войске.

Полтора века отделяют нас от того дня,
когда умер А. В. Суворов. За это время произо-
шли крупные исторические события. Созда-
лось могучее советское социалистическое го-
сударство, В нашей стране восторжествовал
новый общественный, социалистический
строй, невиданный в истории человечества.
Коренным образом изменился духовный об-
лик нашего народа. Новый, социалистиче-
ский общественный строй породил и новую,
Советскую Армию. Товарищ Сталин создал
новую, советскую военную науку, новую си-
стему обучения и воспитания войск, так ярко
доказавших всему миру свою победоносную
силу на полях сражений Великой Отече-
ственной войны.

Великая Октябрьская социалистическая ре-
волюция вернула нашему народу его подлин-
ные исторические ценкости и вновь открыла
А. В. Суворова. Сталинская военная наука
высоко оценила значение суворовского на-
следства. Советбкая Армия, унаследовавшая

лучшие традиции русского военного искус-
ства, с первых лет своего существования
глубоко изучает полководческую  деятель-
ность Суворова, чтит память великого пол-
ководца.

Образ Суворова приобрел особенно большое
значение для нашего народа в годы Великой
Отечественной войны. В исторический день
7 ноября 1941 года великий вождь партии
большевиков и советского народа товарищ
Сталин сказал, обрашаяеь к советским вом“
	‚нам: «Пусть вдохновляет вас в этой войне
	мужественный образ наших великих пред-
ков-— Александра Невского, Димитрия Дон-
ского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарско-
го, Александра Суворова, Михаила Кутузова!
Пусть осенит Bac  победоносное знамя
великого ЛенинаЪ.

Суворов предстал в созвании советских
людей как мастер замечательных побед,
великий русский патриот, носитель стойко-
сти и героизма.

Советские генералы черпали в полководче-
ском искусстве Суворова примеры замеча-
тельного военного искусства. В жизни и дея-
тельности Суворова находили вдохновение
советские солдаты и офицеры, страстно же-
лавшие разгромить ненавистного врага. Бить
по-суворовски — таков был лозунг советских
воинов.

В июле 1942 года Президиум Верховного
Совета СССР обнародовал Указ об учрежде-
нии ряда новых военных орденов, в том чис>
ле и ордена Суворова трех степеней. Орде-
ном Суворова награждены тысязи генералов
и офицеров Советской Армии,

Советские боевые традиции по своей клас-
еовой сущности и политическому содержа
нию являются совершенно новыми традиция-
ми, сложившимися в условиях социалисти-
ческого общества. Но в эти традиции вотло
и вее лучшее, унаследованное нами от прош-
лого, в том числе и основные положения
суворовского наследства, Суворов воплотил
в себе лучшие воинские качества нашего на-
рода и прославил русскую армию.

Имя Александра Васильевича Суворова
никогда не умрет в сердцах советских людей.
	Генерал-лейтенант
	А. СУХОМЛИВН.
	Когда американские дельцы предложили
Попову продать им свое изобретение и пере-
ехать в США, он заявил:
	«Я русский человек, и все свои знания,
весь свой труд, все свои достижения я имею
право отдать только моей Родине».
	Мы видим, как получает первое практиче-
ское применение радиосвязь. Это было в
1900 году. У острова Гогланд сел на камни
броненосец «Генерал-адмирал Апраксин». Для
спасательных разот нужно было установить
связь между Гогландом и Коткой. Адмирал
Макаров, принимавший горячее участие в
судьбе гениального изобретения, предлагает
адмиралтейству применить радиотелеграфную
связь. Радиоустановки Попова блестяще вы-
держивают трудное испытание.
	Один из самых драматических моментов
фильма —спассние рыбаков, унесенных в бур-
ное море. на оторвавшейся льдине. Попов по
радио передает указание ледоколу «Ермак»,
который подбирает гибнуших людей,

Фильм показывает зрителю, как Попов
впервые обнаружил отражение радиоволн от
проходящего корабля и с какой замечатель-
ной прозорливостью ученый предсказал воз-
можность использования в будущем этого
свойства. Так была рождена идея радиолока-
ции.

В упорной борьбе, в неустанных поисках
нового‘ перед нами встает образ замечатель-
ного ученого-патриота. Попов велик как уче-
ный и скромен как человек. Он не гонится за
личной славой, —о славе Родины заботится он.
Труден и тернист его путь. Когда жандарм —
царский министр Дурново предлагает Попову
(в то время уже директору электротехниче-
ского института) исключить ряд революцион-
но настроенных студентов, ученый-демократ
восклицает; я

«Исключить? Лучших моих учеников?
Исключить завтрашний день русской науки?
Не могу... Отказываюсь».
	Великий ‘ученый-патриот, гениальный тво-
рец радио, человек высоких и благородных
устремлений, —-такова одна линия фильма.
Другая линия показывает хищного дельца
Маркони, беззастенчиво укравшего гениаль-
ное изобретение, и его хозяев из английской
электротехнической фирмы. Маркони — не уче-
ный, он никогда им и не был. Маркони - ка-
питалист-стяжатель. Его’ «капитал» — похи-
щженное у Попова изобретение. Космополиту
Маркони было совершенно безразлично, где
пристроить этот «капитал». Когда итальянское
правительство отказалось от услуг Маркони,
он продал чужое. изобретение английской
электротехнической фирме. С гневом и OT
вращением следит зритель за грязными сдел-
ками Маркони, торгующего изобретением По-
пова.

Но мир узнал правду, мир установил прио-
ритет великого русского ученого. Даже аме-
риканский суд, после длившегося 19 лет про-
цесса, отказался признать Маркони изобре
тателем радио. Не удалось сделать из Марко-
ни чотца» радио и реакционному итальян-
скому правительству, пытавшемуся не столь
давно устроить «юбилей» этого дельца.

Фильм «Александр Попов» смотрится ©
большим интересом. Николай Черкасов, ис-
полняющий роль Попова, сумел создать прав-
дивый и обаятельный образ ученого-патрио-
та, человека высоких идей и благородных
стремлений, Ближайшего сподвижника о По-
пова-П. Н.. Рыбкина играет талантливый
актер А. Борисов. Он создает образ человека,
преданного‘науке, ученика, влюбленного в де-
ло, которому посвятил всю свою жизнь его
учитель. Удачные образы создали артисты
Б. Фрейндлих (Маркони), О: Абдулов (Айзекс),
К. Скоробогатов (адмирал Макаров) и И. Су-
даков (Менделеев).

Фильм «Александр Попов» значительное
произведение созетской кинематографии. Он
еще раз раскрывает замечательные страницы
из истории отечественной науки, давшей ми-
ру много великих изобретений.
	Н. БАЙКУЗОВ.
	К 150-летию со дня смерти

А. В. Суворова
	Петра Ги Румянцева, Суворов обогатил рус-
ское военное искусство, дав яркие образцы
достижения победы в самой сложной обста-
новке современных ему войн, Суворов-вы-
дающийся стратег и тактик, боровштийся за
новые пути развития военного искусства. Это
был подлинный новатор военного дела; не
терпящий шаблона и рутины. Он умел нахо-
дить своеобразие каждой военной камчании,
каждого ‘боя и соответственно этому строил
стратегию и тактику.

Суворов решительно боролся против реак-
ционной прусской военной системы — систе-
мы, построенной на шаблонных, устаревших
правилах, которую всячески насаждало в
русской армии царское правительство; вслед-
ствие этого он не раз попадал в опалу. В то
время как бездарные царские вельможи пы-
тались перестроить на прусский манер рус-
скую армию, Суворов, столько сделавший для
славы русского оружия, был отставлен от
службы и жил в глуши Новгородской губер-
нии, томясь бездействием. Но напрасно: Па
вел I надеялся таким путем «приручить»
Суворова. Великий русский полководец был
непреклонен. Он выступал поотив прусских
порядков в русской армии как патриот и пол-
ководец, понимавший, что эти порядки отбра-
сывают русские войска назад и обрекают их
на поражения. «Русские прусских всегда би-
вали, что ж тут перенять», — говорил Суворов.

Характерными чертами суворовекого. воен-
ного искусства являлись умение оценить
‚обстановку, решительность и высокая насту-
пательная активность. «Глазомер, быстрота
и натиск», - такова сокращенная формула
военного искусства Суворова. Она означает,
что нужно правильно ориентироваться в
обстановке и бить врага до полного его
разгрома. Важнейшей задачей является унич-
тожение живой вилы противника. «Дерево
срубишь—сучья сами упадут», -— говорил Су-
воров.

Суворов отдавал предпочтение наступле-
нию перед обороной и вел его, не имея в
большинстве случаев численного превосход-
ства, громя противника по частям. Решитель-
но борясь с шаблоном, Суворов воспитывал
офицеров и солдат в духе неожиданных для
противника инициативных действий —«уди-
вить — победить».

Большое внимание уделялось Суворовым
взаимодействию войск и обеспечению огнем
артиллерии и прицельным ружейным огнем
решающего акта боя и сражения-—штыковой
атаки. Суворов разработал тактику колонн в
сочетании с рассыпным строем и впервые
применил приемы встречного боя (разверты-
вание и вступление в бой с марша).

На протяжении всей своей боевой деятель-
ности Суворов побеждал не числом, а уме-
нием. Только в сражениях на р. Аддаи у
Нови численное превосходство было у Суво-
рова. Особенно ярко эта система-бить врага
не числом, а умением — проявилась в швей-
царском походе. Против двадцатитысячной
армии Суворова действовала восьмидесяти-
тысячная армия французов. Проявив исклю-
чительную стойкость, легендарную храбрость,
	выносливость и маневренность, русские вои-
	ска нанесли противнику огромный урон,
прорвали вражеское окружение, покрыв
новой славой свои боевые знамена. ]
Суворов одерживал’ великие победы, опи-
раясь на свои замечательные ‘войска. Их
воспитанию и обучению узор уделял
огромное внимание. .
	В основе военно-воспитательной системы
Суворова лежало заботливос, отеческое отно-
шение к солдату, способиому разумно роспри-
нять воинские знания и навыки. Солдат-
человек —основная сила армии. Исходя из
этого, Суворов стремился воспитать боеспо-
собного воина, привить ему интерес к воесн-
ному делу, возбудить здоровое честолюбие и
жежду подвига. На моральную сторону вос-
питания Суворов обращал основное внима-
ние. Его система решительно отличалась от
прусской системы муштры, которая расемат-
ривала солдата, как «простой механизм,
	В то же время Суворов. понимал, что побе-
ждать нельзя только высоким «духом». Он
уделял поэтому болыное внимание боевой
подготовке войск. Первая. суворовская ин-
струкция по обучению и воспитанию войск
«Полковое учреждение» —требует постоянной
	тренировки войск, строгой воинской дисцип-
	лины, выполнения любых приказов началь-
ников. Суворов пишет в инструкции, что
только соединение храбрости и военного ис-
кусства может дать победу; ноэтому получен-
ные знания надо не только содержать. «в не-
забвенной памяти, но к тому ежедневными
опытами нечто присовокуплять». Он требует,
чтобы «солдат ко всякому движению и по-
становлению фронта против, неприятеля
искусен был» и в «скорой и исправной maa
бе». Все это дает солдатам «смелый военный
вид», «исправность, бодрость, смелость и по-
воротливость». Суворов предлагает обучать
солдат «без жестокости и торопливости», с
подробным растолковыванием всех частей
особо и показанием одного за другим. Ка-
ждый офицер должен «знать и уметь пока-
зать», «каждый воин должен понимать свой
маневр». Так писал Суворов еще в инструк-
	Что мешает работе сельского клуба
	сутствовали работники райкома BRITO), pax
кома ВЛКСМ и райисполкома. Семинары
проходят сухо, неинтересно, на них мало
дается нужных знаний, слабо информируют
нас о важнейних вопросах политической и
культурной жизни нашей страны. _
Райисполком тоже мало уделяет внимания
нашей работе, Оформление сельских куль-
турных учреждений оставляет желать луч-
шего. Если потребовалась литература или
пособие для того или иного самодеятельного
	кружка, то достать их очень трудно... Про-.
	грамму по агроучебе для агротехнического
кружка сельскохозяйственный отдел рай-
исполкома дал лишь. к концу зимы.

При нашем клубе создана лекторская груп-
па из пяти человек, однако никто из район-
ных работников ею He поинтересовался.
Районная газета не организует на своих
страницах освещения ‘опыта работы клубов
и изб-читален, заметки и статьи, написанные
избачами, не находит нужным печатать.
Областная газета «Восточно-Сибирская прав-
да» недалеко ушла от районной газеты в этом
вопросе. Видимо, похвалиться достижениями
в работе сельских клубов и изб-читален в
Иркутской области нельзя, а о недостатках
печатать не хотят.

Мало помогает избачам и центральная
пресса. Газета «Комсомольская правда», жур-
нал «Молодой колхозник» редко освещают
работу сельских клубов. Госкультпросветиз-
дат плохо обеспечивает литературой нас, ру-
ководителей сельских культурно-просвети-
тельных учреждений. К примеру, я выписы-
paw библиотечку «Художественная самодея-
тельность», и что я в ней получаю? В 1949 го-
ду в библиотечке были напечатаны пьесы
«Чужая тень» К. Симонова, «Воробъевы горы»
А. Симукова, «Миссурийский вальс» Н. Пого-
дина, Это хорошие пьесы. Но смогу ли я
осилить постановку этих пьес силами драм-
кружка в сельском клубе? Конечно, нет!
	ОБЛАСТНОЕ СОВЕЩАНИЕ ПО КУЛЬТПРОСВЕТРАБОТЕ
	учреждениях области было прочитано оолее
17 тысяч лекций и докладов, которые прослу-
тпало около 1 млн. человек, Сейчас в клубах,
Домах культуры, избах-читальнях работает
2.090 политических, сельскохозяйственных,
художественных и физкультурных кружков.

На совешании культпросветработники об-
ласти поделились опытом работы.

В г. Ярославле состоялось областное сове-
щанив‘ работников культурно-просветитель-
ных учреждений области. В этом совещании
приняли участие свыше 500 заведующих
сельскими и колхозными клубами, избами-
читальнями, сельскими районными библио-
теками,

За прошлый год в сельских культпросвет-
общественно-политической жизни большую

роль. Теперь, когда техника печати сильно
выросла, перед художниками плаката и всем

общей культуры художника, умения разви-
вать в ученике чувство общественной чут-
они uw риллаАбнЗоти обнаруживать глубокий
			искусством графики открылись новые боль-
шие перспективы и возможности. `
	Формалистическая школа была школой теп-
личного воспитания, натаскивания на ложное
внешнее мастерство, она уводила художника
в сторону от настоящей жизненной правды
в искусстве.

Задачей нашей реалистической о школы
должно быть воспитание художника, стояще-
го на уровне задач своего времени, обладаю-
щего широким идейным и культурным кру-
гозором. Этому должна быть подчинена вея
система преподавания в наших художествен-
ных учебных заведениях. Это должно найти
свое выражение и в организации их работы.

Педагог, Учитель-воспитатель должен ве-
сти строго определенную группу учеников,
изучать их, воспитывать, учить мастерству
рисунка, живописи и методу создания ‘кар-
тины, нести полную ответственность за своих
учеников, за их морально-политическое и
эстетическое воспитание. Профессор должен
иметь возможность работать отдельно с каж-
дым учеником, применять, когда нужно, фор-
му непосрёдственного показа, как надо вы“
полнять рисунок или живописный этюд, до-
биваться, чтобы ученик сам исправлял допу-
шенные ошибки. При нынешней системе
учебной нагрузки педагог. зачастую лишен
возможности применять метод индивидуаль-
ной работы е учениками, крайне необходи-
мый в ТаЕбм деле, как изобразительное ис-
кусство.
кости и способности обнаруживать глубокий
смысл фактов исторического прошлого, со-
звучных нашей социалистической современ-
ности. При этих условиях возможна настоя-
щая добросовестность, в правдивом воссозда-
нии событий и обстановки изображаемой эпо-
хи, в показе народа и исторических лиц. Из=
вестно, что при работе над своими историче“
скими картинами Репин и Суриков неустан-
но отыскивали всякие исторические рели-
вии, предметы быта, одежду, оружие и про-
чеё с тем, чтобы все написать с натуры, вос-
создать максимально правдивую историче-
скую обстановку-

Глядя с этой точки зрения на эскизы и ди-
пломные работы институтских выставок, из
которых большинство посвящено историзе
ским сюжетам, приходится признать, что мно-
гие из них написаны «от себя», лишены
правды жизни, поверхностны.

Формалистическая школа была школой
узкой специализации и врагом воспитания
художников с широким диапазоном знаний.

Особенно это было характерно для графи-
ческого искусства; здесь оно сопровождалось
увлечением техницизмом в ущерб правиль-
ному рисунку, правдивости показа жизни.
Пережитки этих левацких влияний еще пол-

ностью не изжиты.

Творческая деятельность художника В. Фа-
ворского и всего его круга помощников и уче-
ников, а также В. Касияна на Украине и о6о-
венно их педагогическая разота характерны

м epee
	оО И Не ee Fo we a
влиянием формализма в графике. Художник То, что в сферу деятельности Академии

В. Касиян пытался «соединить» советскую те-   художеств СССР включены только два худо-
матику с западноевропейскими формалисти“   жественных института и одна средняя школа,
чезкими методами творчества. Из такой по-   можно рассматривать только как начало, Не

а  а ой бей.
	пора ли Академии художеств расцирить свои
узкие рамки влияния и взять на себя труд
и ответственность руководить художествен-
ным образованием во всем Советском Союзе.

Улучшение художественного обучения и
воспитания молодежи в духе социалистиче-
ского peaau3mMa — результат благотворного
	пытки, естественно, ничего не выпло: худо
ник искажал в своих гравюрах и офортах об-
разы советских людей. Перед художником
стоит теперь задача подвергнуть самокритине-
скому пересмотру свои ошибочные позиции и
встать на реалистический путь. Он должен
помнить и о своей ответственности как про-
фессор, руководитель кафедры графики Ки-
овокого. государственного художественного
	bh heated
евского

художественного

we ee

государственного

института.
ться от пережитков узкой

Пора

освободи
от культа самодовлеющей

специализации,
lle CUR EESTI THAT

влияния исторических постановлений Un

ВКП(б) по вопросам искусства,
Перед работниками советского искусства
	стойные сталинской эпохи, глубоко идейные
и совершенные по мастерству. Воспитание и
рост новых кадров художественной молоде-
жи—необходимые условия дальнейшего рас-
пвета советского изобразительного искусства.
	С. ГРИГОРЬЕВ:
Профессор Киевского государ-
ственного художественного института.
	р ЗЕ Ч ЧК Че РЧУНТ У

техники, от ремесленничества и примитивиз-
ма в обучении графиков; они В первую оче-
редь должны быть художниками и чувство-
вать внутреннюю потребность работать не
только на заказ, они ‘должны считать делом
своей совести художника обязательное уча-
стие на выставках, т. е, как принято гово*
рить, заниматься станковой графикой, доби-
ваясь высокого мастерства и в книжной
грабике и в плакате, играющем в нашей
	Виблиотечка слабо учитывает запросы
кружков сельской художественной самодея-
тельности. Материал публикуется в библио-
течке мало злободневный и неинтересный,
репертуар к знаменательным датам часто заА-
паздывает. В сборниках «Клубная сцена»
слишком много печатается различных рас-
сказов и отрывков из романов и повестей. Не-
которые из них содержат по 5-6. страниц
текста и не по силам участникам сельских
самодеятельных кружков.

Составители сборников, повидимому, слабо
знают условия работы сельских самодеятель-
ных кружков. Только этим и можно объяс-
нить выпуск в 1949 году в одном из еборни-
ков такой слабой и неинтересной пьесы, как
«Три опровержения» В. Дыховичного и
М. Слободского,

А ведь неплохо было бы, если бы драматур-
ги, писатели, работники газет, журналов и
издательств помогли нам, работникам сель-
ских культурно-просветительных учрежде-
ний. Нам нужны хорошие злободневные
пьесы из колхозной жизни, с небольшим чис-
лом участвующих лиц, нужны интересные
частушки и рассказы для эстрады, хорошие
плакаты, дешевые популярные книги для
сельских библиотек.

Для этого нужно, чтобы районные и 0б-
ластные партийные и советские организации
изменили свое отношение к работе культур-
но-просветительных учреждений, в частности
к работе сельских клубов.

А мы, работники сельских культурно-про-
светительных учреждений, в свою очередь
обещаем положить всё силы на то, чтобы
наши клубы, избы-читальни и библиотеки
стали подлинными очагами социалистичс-
ской культуры на селе.

в. швидко.
Заведующий сельским клубсм
села Бада Тангуйского района
Иркутской области.