1  июня 1950 г., №
	3 Hb

КУЛЬГУ
					Работа с самостоятельно изучающими
марксистско-ленцискую теорию
	В 1949/50 учебном году в Биевской город-
ской партийной организации значительно
лучше, чем раньше, была организована рабо-
та с самостоятельно изучающими марксист-
ско-ленинскую теорию.

Всего в этом году самостоятельно изучали
историю ВКП(б), диалектический и историче-
	ский материализм, политическую экономию,
	вопросы международных отношений и внеш-
ней политики советского государства свыше
33.500 человек,

Для оказания помощи товарищам, самостоя-
тельно изучающим марксистско-ленинскую
теорию, парторганизации Киева выделили
1.427 консультантов, подавляющее большин-
ство которых (свыше 80 проц.) имеет высшее
образование. Половина состава консультан-
тов — руководящие партийные и советские
работники. Консультанты объединены в по-
стоянно действующие семинары при райко-
мах партии, созываемые не реже одного раза
в месяц. На семинарах консультантов заслу-
шиваются лекции по важнейшим вопросам
марксистско-ленинской теории и проводитея
обмен опытом работы консультантов. Кроме
того, городской и районные парткабинеты
провели в течение года.для консультантов
ряд лекций о произведениях классиков
марксизма-ленинизма, а также по вопросам
методики работы консультантов, например:
«Как провести консультацию по книге
В. И. Ленина «Материализм и эмпириокри-
	`тинизм», «Как провести консультацию по кни-
	ге В. И. Ленина «Империализм, как высшая
стадия капитализма», как самостоятельно ра-
ботать над книгой и др. В результате этих ме-
роприятий помощь коммунистам, занимаю-
тцимся самообразованием, серьезно улучши-
лась.

Наряду с индивидуальными и групповыми
консультациями в 1949/50 учебном году ши-
роко практиковалось проведение теоретиче-
ских собеседований с самостоятельно изучаю-
щими марксизм-ленинизм и составление ре-
фератов. В парторганизации завода «Больше-
вик» прошли собеседования по произведе-
ниям В. И. Ленина «Что делать?», «Шаг впе-
ред, два шага назад», «Две тактики социал-
демократии в демократической революции».
Теоретические собеседования прошли ожи-
	вленно; в обсуждении поставленных вопросов о
	принимали участие все присутствующие, а
само обсуждение помогло коммуниетам еще
глубже понять ленинские работы.

В парторганизации Института геологии
Академии наук УССР широкое распростране-
ние получило составление и обсуждение ре-
фератов. В апреле 1950 г. на теоретическом
собеседовании, посвященном 80-летию со дня
рождения В. И, Ленина, се чтением рефератов
	выступили 1 человек. Интересным был рефе-
	рат доктора геолого-минералогических наук
Е. И. Новик на тему «Партия большевиков —
вождь и вдохновитель Великой Октябрьской
социалистической революции и строительства
советского государства».

На 4-й обувной фабрике, где самостоятель-
но изучают историю ВКП(б) все руководяшие
	‘работники, составление и обсуждение рефе-
	ратов вошло-в практику. Такой метод работы
помогает коммунистам глубже усвоить содер-
жание изучаемых тем. Начальник цеха
т, Чернышев подготовил реферат на тему
«Отчетный доклад товарища Сталина на
ХГУ съезде партии». Диспетчер цеха т, Каль-
ченко подготовил и прочитал содержатель-
ный реферат о работе И. В. Сталина «Еще раз
о социал-демократическом уклоне в нашей
партии». Широко практикуется составление
рефератов в парторганизациях Подольского
района г. Киева. Здесь за последнее время
было проведено обсуждение 67 рефератов по
различным темам.

В Киевской парторганизации лучше, чем в
прошлом. году, организована лекционная
пропаганда. Еще’ до начала учебного года,
исходя из индивидуальных планов само-
стоятельно изучающих марксизм-ленинизм,
было намечено проведение циклов лекций в
каждом районе. Циклы лекций читались в
32 лекториях: по истории ВКП(б), диалекти-
ческому и историческому  материализму,
внешней политике СССР, политической эко-
номии, экономике промышленных предприя-
тий. На циклы лекций было распространено
12.000 абонементов с указанием тем лекций,
их последовательности и т. п. К чтению лек-
ций привлечены наиболее квалифицирован-
ные лекторы города. Наряду с этим в помощь
самостоятельно изучающим историю и тесо-
рию болышевизма организуются лекции по
отдельным вопросам. Они проводятся в пар-
тийном кабинете горкома КП(б)У и районных
парткабинетах, на предприятиях и в учре-
ждениях по заявкам парторганизаций. Как
правило, лекции хоропю посешаются комму-
нистами и беспартийной интеллигенцией,

Несмотря на некоторое улучшение, в поста-
новке политического самообразования комму-
нистов Киевской городской парторганизации
имеются серьезные недостатки. Постоянно
действующие семинары при райкомах пар-
тии организованы для всех консультантов;
а ведь одним из них приходится помогать
коммунистам в изучении истории ВКП(б),
другим —философии, третьим — политэкономии
и т. д. Опыт показывает, что семинары сле-
дует создавать отдельно для каждой из этих
групи консультантов. .

Многие первичные парторганизации слабо
контролируют работу самостоятельно изучаю-
щих марксистско-ленинскую теорию. В неко-
торых парторганизациях не оказывается не-
обходимая помощь коммунистам в их поли-
тическом самообразовании: не проводятся
лекции и консультации, не организуются тео-
ретические собеседования, не практикустея
составление и обсуждение рефератов.

Перед нами стоит задача-улучшить по-
становку пропаганды марксистско-ленинской
теории среди партийного и советского акти-
ва и интеллигенции, сделать ее более глубо-
кой и боевой, изжить начетничество в изуче-
нии марксизма-ленинизма. Киевская город-
ская парторганизация имеет все возможно-
сти, чтобы образцово поставить эту работу..

М. ПИДТЫЧЕНКО.
Секретарь  Киевского горкома КП(б)У.
	передовая техника—основа_
зетского народного хозяйства

передовой техники и следит за его выполне-
нием. За выдающиеся научные работы, изо-
брегения и коренные усовершенствования
методов производственной работы деятелям
советской науки и техники присуждаются
Сталинские премии. Окруженные заботой
партии и правительства, работники научных
учреждений и ‘передовики народного хозяй-
ства СССР выдвигают все новых и новых ма-
стеров передовой техники-—конструкторов,
изобретателей, рационализаторов. Их дости-
жения все шире внедряются в массовое про-
изводство, обеспечивая неуклонный подъем
производительности труда и рост промыш-
ленной продукции.

Народное‘ хозяйство СССР развивается на
основе самой передовой, самой современной
прогрессивной техники, на основе всесторон-
ней механизации процессов труда. Товарищ
Сталин указывал, что «механизация процес-
сов труда, является той новой для нас и ре-
шающей силой, без которой невозможно вы-
держать ни нащих темпов, ни новых мастита-
бов производства». Осуществляя это сталин-
ское указание, советское государство доби-
лось за последние годы механизации трудо-
емких и тяжелых работ в тех отраслях хозяй-
ства, которые до сих пор отетавали в этом
отношении: в угольной, горно-рудной, лесо-
заготовительной, торфяной промышленности,
в строительстве, на транспорте и на погру-
зочно-разгрузочных работах.

. Достаточно сказать, что. объем механизи-
рованных работ в угольной промышленности
возрое только за один 1949 год по навалке
угля более чем в шесть раз, по погрузке угля
и породы-—в два раза. В результате основные
операции по добыче угля, как зарубка и от-
бойка, доставка ‘угля, откатка, погрузка в
железнодорожные вагоны, механизированы
	более чем на 90 проц. Уровень механизации
	открытых горных и земляных работ достиг
76,7 проц, Если до 1950 года развитие меха-
низации работ шло в основном по линии
внедрения машин для отдельных трудоемких
и тяжелых работ, то в настоящее время осу-
цествляется переход к комплексной механи-
зации участков, цехов, предприятий, шахт.
Это значит, что все основные процессы труда,
связанные, например, с добычей угля, как
зарубка, отбойка, выемка, навалка, обогаще-
ние угля и доставка, должны выполняться
при помощи машин и механизмов. Для обес-
печения комплексной механизации трудоем-
ких процессов в угольной промышленности
созданы высокопроизводительные машины,
как, например, угольные комбайны е произ-
водительностью 60 тонн в час, различные
транспортеры, врубонавалочные, породопогру-
зочные, углепогрузочные и другие машины.

Задача неуклонного увеличения выпуска
чугуна, стали, проката, поставленная
товарищем Сталиным, требует дальнейшего
внедрения новой техники в металлургиче-
скую промышленность. Наряду с вводом но-
вых доменных и мартеновских печей и про-
катных станов необходимо выше поднять
технический уровень металлургической про-
мышленности. В настоящее время наша ме-
таллургия осваивает новые высокопроизводи-
тельные и экономичные технологические про-
цессы, ускоряющие выплавку чугуна и стали.
В этом отношении огромное значение имеет
внедрение кислорода при выплавке стали, а
также применение новых высокоогнеупорных
материалов для. футеровки мартеновских и
электрических печей.

Задача неуклонного увеличения добычи
нефти, поставленная товарищем Сталиным,
может быть решена лишь на основе дальней-
птего внедрения новых машин и новой тех-
нологии во все отрасли нефтяной промыш-
ленности. В настоящее время все более широ-
кое распространение получает метод турбин-
ного бурения посредством турбобура. Этот
метод позволяет осваивать труднодоступные
месторождения нефти, в том числе и морские.
Большие запасы нефти закрыты поверх-
ностью Каспийского моря. Раньше у нас не
было технических средств для извлечения
этих запасов нефти. В настоящее время тех-
ника морского бурения освоена полностью.
Добыча нефти со дна моря имеет уже про-
мышленное значение. Советские инженеры
разработали способ удлинения сроков фонта-
нирования скважины и повышения извлече-
ния нефти из пласта на 20—25 проц.

Неуклонно увеличивается объем механи-
зированных работ в одной из наиболее тру-
доемких отраслей промышленности-—в лесо-
заготовительной промышленности. Механизи-
рованная заготовка леса в 1949 году по срав-
нению с 1948 годом выросла почти в пять раз.
Внедрение нового, современного оборудова-
ния: электропил с передвижными электро-
станциями, трелевочных тракторов, погрузоч-
ных кранов, сплоточных и других машин,
даст возможность осуществить в ближайшее
время комплексную механизацию на лесоза-
готовительных предприятиях.

Переход к комплексной механизации имеет
особое значение для строительных работ. До
сих пор механизация проводилась только на
отдельных видах строительных работ: приго-о
товление бетона и раствора, укладка бетона,
дробление камня, монтаж металлоконструк-
ций и проч. Теперь наше машиностроение
освоило и уже производит ряд новых машин
и механизмов; растворонасосы, затирочные
и штукатурные машины, компрессоры, авто-
погрузчики, землеройные машины, траншей-
ные экскаваторы различной емкости, бульдо-
зеры, грейдеры. Мощный 14-кубовый экска-
ватор драгайн, производимый нашими заво-
дами, вынимает земли до 4 миллионов кубо-
метров в год и заменяет сотни человек. Одно-
временно. автомобильная промышленность
освоила выпуск тяжелых автосамосвалов. Со-
четание мощного землеройного оборудования
с соответствующими транспортными сред-
ствами обеспечивает выполнение огромного
плана земляных работ и освобождает большое
количество рабочих.

Передовая техника и богатейший опыт, на-
копленный строителями в послевоенные
годы, ‚обеспечивают переход жилищного
строительства, а также строительства желез-
ных и автомобильных дорог, магистральных,
нефтяных и газовых трубопроводов, крупных
каналов и гидростанций, линий электропере-
дач и т. п. на поточно-скоростные методы.

ke oe oF

Важнейптую роль в техническом прогрессе
нашей страны играет электрификация. Элек-
тро-энергетическая база есть основа развития
всех отраслей нашего народного хозяйства. В
послевоенный период восстанавливаются и
расширяются старые гидростанции, электро-
станции и различные другие электро-энерге-
тические установки, строятся и вводятся в
строй новые электрически> мощности, расши-
ряется производство энергетического оборудос-
вания. Выработка э\ектроэнергии в 1949 году
по сравнению с 19 годом увеличилась на
18 проц. произзоцство электромоторов до
100 квт возросло за этот же срок на 34 проц.
а моторов свыше 100 квт -— на 37 проц.’Объем
капитальных работ по электростанциям в
1949 году составил 139 проц. по отяэзшечию к
1948 году.

В настоящее время большое внимание уде-
ляется строительству гидроэлектростанций,
которые не только экономят топливо, но по
характеру производственных процессов яв-
ляются одним из наиболее ярких воплощений
новой техники. За последние годы созданы
мошные советские паровые и гидравлические
	турбины, генераторы, паровые котлы, элек-
трические двигатели, трансформаторы, высо-
ковольтная аппаратура, создающие игирокие
перспективы для дальнейшего развития энер-
гетических мощностей страны, Большое зна-
чение имеет задача освоения массового вы-
пуска, технологического оборудования для
внедрения нового, энергохимического прин-
ципа сжигания топлива, при котором из топ-
лива предварительно отбираются выделяе-
мые из него газ и смолы, являющиеся хими-
ческим сырьем для переработки или более
совершенным видом топлива.

Основным рычагом технического прогресса
является машиностроение. За один только
1949 г. наша машиностроительная промыш-
ленность создала и наладила серийное произ-
водство свыше 300 важнейших новых
конструкций высокопроизводительных ма-
WMH и механизмов. Советским  станко-
строением освоены и серийно выпуска-
ются новые высокоскоростные токарные
и фрезерные станки, высокопроизводи-
тельные автоматы, полуавтоматы, агрегатные
и электрокопировальные станки, специаль-
ные станки для электроискровой обработки
отверстий и наплавки твердых сплавов на ре-
жущие кромки инструмента и много другого
оборудования. Большое количество машин и
механизмов создано для электротехнической,
химической, текстильной промышленности и
других отраслей народного хозяйства.

Реконструируя другие отрасли народного
хозяйства, машиностроение само поднимает-
ся на новую техническую ступень. Идет даль-
нейшая механизация работ в литейных и
кузнечно-прессовых цехах. Широкое распро-
‘странение получают литье под давлением,
центробежное и прецизионное, холодная
штамповка, автоматическая сварка под слоем
флюса, скоростное резание, анодно-механиче-
ская обработка деталей и инструментов, тер-
мическая обработка деталей током высокой
частоты, автоматизация производства и дру-
гие новые технологические процессы. Увели-
чивается выпуск выесокоскоростного и круп-
ного металлорежущего оборудования, новых
быстроходных станков и стойких инструмен-
тов, создаются мошные, высокопроизводитель-
ные механические ковочные, чеканочные,
гидравлические прессы, новые автоматиче-
ские формовочные и другие машины, расши-
ряется выпуск кузнечно-прессового оборудо-
вания. :

Особое . место в машиностроении зани-
мает организация производства по автомати-
зации производственных процессов в загото-
вительных, механических, сборочных, литей-
ных, кузнечно-прессовых и других цехах,
создание новых типов высокопроизводитель-
ных специальных и агрегатных станков,
автоматов и автоматических станочных ли-
ний, а для обработки особо массовых дета-
лей—автоматических цехов и заводов.

Передовая машинная техника и электриче-
ство быстрыми темпами внедряются в сель-
ское хозяйство. Советское социалистическое
сельское хозяйство является самым крупным,
самым механизированным, самым продуктив-
ным сельским хозяйством в. мире. За послед-
нее время производственно-технический уро-
вень сельского хозяйства СССР поднялся
особенно высоко. В 1949 году оно получило
150 тысяч тракторов (в переводе на 15-силь-
ные), 29 тысяч комбайнов, 64 тысячи грузо-
вых автомобилей и свыше 1.600 тысяч при-
цепных орудий и других сельскохозяйствен-.
ных машин. Всего сельское хозяйство полу-
чило в 1949 году тракторов, автомобилей и
сельскохозяйственных машин в 3—4 раза
больше, чем в довоенном 1940 году. Созданы
новые типы комбайнов и самоходных машин
для уборки зерновых, огородных и техниче-
ских культур, в том числе хлопкоуборочные
машины, сокращающие вдвое трудозатраты
на сборе хлопка, картофелеуборочные, свек-
лоуборочные комбайны и другие машины.
Опираясь на свою мощную передовую тех-
нику, МТС в текущем году произведут трак-
торами 85—90 процентов всей пахоты и 61 про-
цент посева.

Растущая производственно-техническая по-
мощь советского государства создает все усло-
вия для еще более быстрого подъема сельско-
го хозяйства, Вместе с тем неуклонный тех-
нический прогресс сельского хозяйства СССР
все более превращает сельскохозяйственный
труд в разновидность труда индустриального.
По мере дальнейшего развития промышлен-
ности техническая вооруженность сельского
хозяйства СССР будет неуклонно возрастать.

Большой технический прогресе достигнут
в развитии транспорта. На железнодорожном
транспорте увеличилось применение электри-
ческой и тепловой тяги поездов, а также уве-
личилось количество мошных усовершенство-
ванных паровозов новейших конструкций,
внедряются новые виды сигнализации, авто-
блокировка, автостопы, автоматическая сиг-
нализация. Для обеспечения нужд народного
хозяйства необходимо дальше поднимать тех-
нический уровень транспорта, использовать
новые виды энергии, создать более мошные
средства тяги, которые обеспечат повышение
технической скорости движения и веса поез-
дов.
	ж жж
Технический прогресс в СССР происходит
	(Ha основе творческого содружества работни-
	ков науки и производства. Говарищ Сталин
на приеме работников высшей школы в
1938 году говорил о передовой науке, которая
«не отгораживается от народа, не держит себя
вдали от народа, а готова служить народу,
готова передать народу все завоевания науки,
которая обслуживает народ не по принужде-
	° нию, а добровольно, с охотой».
	Социалистический общественный строй
поднял технику производства на такую высо-
ту, которая никогда не может быть достигну-
та в условиях капитализма. Только социа-
листический общественный строй, при кото-
ром производственные отношения находятся
в полном соответствии с состоянием произ-
водительных сил, дает широкий простор для
развития техники, открывает безграничные
возможности для быстрого и непрерывного
технического прогресса. Только при социа-
лизме все достижения науки и техники по-
ставлены на службу интересам трудящихся,
направлены к тому, чтобы облегчить труд
человека и добиться невиданного расцвета
производительных сил, изобилия продуктов.
	Победа Великой Октябрьской социалисти-
ческой революции явилась решающим усло-
вием технического прогресса в СССР. До ре-
волюции наша страна резко отставала от
многих капиталистических стран в технико-
экономическом отношении. Задачи построе-
ния социализма, обеспечения экономиче-
ской независимости и укрепления обороно-
способности СССР требовали решительного
преодоления технико-экономической отстало-
сти страны, коренной технической рекон-
струкции всех отраслей нашего народного
хозяйства. В. И. Ленин говорил, что для побе-
ды коммунизма необходимо «перевести хо-
зяйство страны, в том числе и земледелие;
на новую техническую базу, на техническую
базу современнюго крупного производства»
(Соч., том ХХУТ, стр. 46). -

Первым шагом в этом направлении было
принятие государственного плана электрифи-
кации страны. Ленин говорил, что «Комму-
низм-—это есть Советская власть плюс элек-
трификация всей страны». Он указывал, что
если Россия покроется густой сетью электри-.
ческих станций и мощных технических обо-
рудований, то «наше коммунистическое хо-
зяйственное строительство станет образцом.
для грядущей социалистической Европы и
Азии» (Соч., том ХХУТ, стр. 48). План ГОЭЛРО
подводил современную техническую базу под
все. отрасли нашего народного ‘хозяйства.
Товарищ Сталин предлагал, не теряя ни ми-
нуты, приступить к его осуществлению.

Великий продолжатель дела Aennna—
И. В. Сталин явился вдохновителем и орга-
низатором гигантской технической револю-
ции в нашей стране. Под ‘его руководством
были претворены в жизнь довоенные пяти-
летки, сыгравшие решающую роль в корен-
ной технической реконструкции народного
хозяйства СССР. Характеризуя положение с
техникой в нашей стране к началу первой
пятилетки, товарищ Сталин говорил: «Наша
страна переживала тогда период жесточай-
шего голода в области техники. Нехватало
машин для индустрии. Не было машин для
сельского хозяйства. Не было машин для
транспорта. Не было той элементарной тех-
нической базы, без чего не мыслимо инду-
стриальное преобразование страны» («Вопро-
сы ленинизма», изд. 11-е, стр. 487). Товарищ
Сталин. указывал, что при таком голоде в
области техники нельзя построить социализм,
при таком техническом уровне наша страна
могла потерять свою независимость и стать
объектом игры империалистических держав.
Задача состояла в том, чтобы в кратчайший
срок создать первоклассную индустрию и, опи-
раясь на нее, вооружить все отрасли народ-
ного хозяйства СССР новой техникой.
Товарищ Сталин призывал большевиков
изучить технику, овладеть наукой. «Техни-
ка, — говорил И. В. Сталин,— в период рекон-
струкции решает все».

В результате осуществления первой и вто-
рой сталинских пятилеток задачи техниче-
ской реконструкции страны были успешно
решены. В годы первых двух пятилеток ро-
дилось, выросло и окрепло советское маши-
ностроение, явившееся основным рычагом
технической реконструкции всего народного
хозяйства СССР. Были созданы целые отрасли
промышленности, которых совершенно не зна-
ла царская Россия и которые были. абсо-
лютно необходимы для того, чтобы преодолеть
техническую отсталость и обеспечить эконо-
мическую независимость нашей страны. За
годы сталинских пятилеток в СССР было
освоено производство автомобилей, тракторов,
комбайнов, мощных турбин, генераторов,
оборудования для металлургической, химиче-
ской, нефтяной и всех других отраслей про-
мышленности, для сельского хозяйства и
транспорта.

Подводя итоги проделанной работы в обла-
сти технической реконструкции . народного
хозяйства СССР на ХУП съезде BKII(6),
товарищ Сталин указывал: «Основу нашей
промышленности и земледелия составляет
теперь новая, современная техника. Можно
сказать без преувеличения, что с точки зре-
ния техники производства, с точки зрения
насыщенности промышленности и земледелия
новой техникой, наша страна является наи-
более передовой в сравнении с любой дру-
гой страной, где старое оборудование висит
на ногах у производства и тормозит дело
внедрения новой техники» («Вопросы
ленинизма», изд. 11-е, стр. 515). Товарищ
Сталин в докладе на ХУ съезде ВКП(б) от-
мечал, что по технике производства Советский
Союз догнал и перегнал передовые капитали-
стические страны.

Вместе с технической реконструкцией на-
родного хозяйства СССР, с ростом новой тех-
ники росли и наши кадры. Советские ученые,
инженеры, рабочие, колхозники успешно
овладевали новой техникой и развивали ее.
Техника без людей, овладевших ею, мертва.
Нужны были кадры, способные привести тех-
нику в движение и использовать ее до дна.
Партия и советское государство вырастили
такие кадры. Зарождение и рост стахановеко-
го движения наглядно свидетельствовали о
том, что уже народились кадры рабочих,
освоивших новую технику и двигающих. ее
вперед.

Под руководством товарища Сталина пар-
тия и советское государство на основе корен-
ной технической. реконструкции народного
хозяйства построили социалистическое обще-
ство. Они придали грандиозный, поистине
революционный размах техническому про-
грессу в нашей стране и создали все возмож-
ности для внедрения во все отрасли произ-
водства все новых и новых достижений нау-
ки и техники. Это является одним из важ-
нейших условий для перехода от социализма
к коммунизму.

* * *

Вопрос о техническом. прогрессе в нашей
стране с новой силой встал в послевоенный
период, В речи 9 февраля 1946 года товариш
Сталин наметил величественную программу
нового мощного подъема народного хозяй-
ства, поставив задачу поднять уровень нашей
промышленности втрое по сравнению ©
довоенным уровнем. Выполнение этой про-
граммы неразрывно связано с внедрением
новой техники во все отрасли народного хо-
зяйства, с дальнейшим техническим прогрес-
сом в СССР.

Партия, советское правительство и лично
товарищ Сталин всемерно поддерживают все
передовое и прогрессивное, неустанно забо-
тятся о развитии советской науки и техники.
Советское ‘ государство отпускает огромные
средства на строительство и работу научно-
исследовательских институтов, на проведе-
ние различных исследований и опытов,
утверждает план внедрения в производство

Больше внимания сельским
библиотекам
	Сельская библиотека — одно из массовых
культурно-просветительных учреждений. Сей-
час в стране насчитывается свыше 94.000
библиотек сельских Советов, колхозов, сов-
хозов.и МТС. Книжный фонд их составляет
более`75 миллионов экземпляров.

Тысячи сельских библиотек успешно про-
пагандируют книгу, являясь подлинными
очагами социалистической культуры на се-
ле. Такова, например, Отказненская сельская
библиотека Солдато-Александровского рай-
она Ставропольского края, В ней имеется
свыше 5.000 книг. Книгами библиотеки поль-
зуется более тысячи читателей, из них
600 колхозников и 60 работников МТС. Биб-
лиотека регулярно составляет рекомендатель-
ные списки литературы, которые распростра-
няются в бригадах и на фермах, устраивает
книжные выставки, сообщает своим читате-
лям 0бо всех книжных новинках через рай-
онную газету. В прошлом году для колхоз-
ников, работающих в поле; библиотекой бы-
ли организованы передвижные библиотечки
и проведены громкие чтения книг шестна-
дцати названий; эти чтения прослушали
292 колхозника. .

Иски-Кауичинская сельская библиотека
{Янги-Юльский район Ташкентской области)
насчитывает более 2.000 книг, которыми поль-
зуются 226 читателей. Один из читателей
библиотеки — колхозник т. Керимкулов рас-
сказывает: «Книги по сельскому хозяйству
многому меня научили. Я стал опытником-
мичуринцем и добился рекордных урожаев
свеклы в своем звене». В 1949 г. т. Керим-
кулов получил по 680 центнеров свеклы с
гектара. Указом Президиума Верховного Со-
вета СССР ему присвоено высокое звание
Героя Социалистического Труда.

Хорошо работает библиотека села Полиши
Маловишерского района Новгородской обла-
сти. «Наша библистека, — говорит председа-
тель сельскогс Совета т. Музина, — подлин-
ный очаг культуры. Колхозники, сельская
интеллигенция, молодежь охотно идут в
свою библиотеку. Она завоевала любовь и
авторитет у населения села Полищи и
окрестных деревень не только тем, что в
библиотеке всегда можно получить интерес-
ную и полезную книгу, но и благодаря то-
му, что она является хорошим помощником
сельского Совета, партийной и комсомольской
организаций во всех хозяйственных делах
и в культурно-просветительной работе»,

Однако так обстоит дело далеко не везде.
Состояние библиотечной работы на селе в
целом значительно отстает от задач, кото-
рые выдвигаются партией и правительством
в области дальнейшего подъема культуры
колхозного крестьянства. .

Несмотря на увеличение численности сель-
ских библиотек комитетов по делам куль-
турно-просветительных учреждений (с 8.613
в 1940 г. до 14.596 в 1949 г.), а также библио-
тек колхозов, совхозов и МТС, библиотечная
сеть на селе остается еще недостаточной. За-
дача сейчас состоит в том, чтобы организо-
вать благоустроенные и хорошо скомплекто-
ванные библиотеки в каждом сельском Со-
вете. Нужно, чтобы библиотеки комитетов по
делам культурно-просветительных учрежде-
ний явились в свою очередь организатора-
ми библиотек в крупных колхозах, библио-
тек-передвижек и книгоношества в неболь-
ших колхозах, совхозах и МТС.

Книжный фонд сельских библиотек растет
год от года. Если в 1945 г. в РСФСР насчи-
тывалось 4.146 сельских библиотек, имеющих
менее 1.000 экземпляров книг каждая, то уже
в 1949 г. их осталось только 169, или 10 проц,
всех библиотек. Остальные же 90 проц. биб-
лиотек имеют теперь в среднем около двух
тысяч экземпляров книг. В ближайшие
год-два все сельские библиотеки страны
будут иметь как минимум две-три тысячи
экземпляров книг, Это требует особого вни-
мания к комплектованию библиотек. Важно,
чтобы каждая сельская библиотека имела в
своем фонде произведсния классиков мар-
ксизма-ленинизма, необходимую —политиче-
скую, естественно-научную, сельскохозяй-
ственную, техническую и художественную
литературу. Чтобы обеспечить правильное
комплектование сельских библиотек, необхо-
дим рекомендательный каталог книг, Одна-
ко изданный в 1942 г. каталог устарел, а
	другого пова нет, несмотря на то, что еще
в 1948 г. на Всероссийском совещании биб-
лиотечных рабстников была признана необ-
ходимость издания нового каталога.

Многие областные . коллекторы Главполи-.
графиздата еще неудовлетворительно справ--
ляются со своими задачами. Они нередко
посылают библиотекам. ненужные им книги,
что ведет к нерациональному расходованию
ассигнований, предназначенных для покуп-
ки литературы. Так, например, библиотеч-
ный коллектор Марийской АССР направил в
Русско-Шойскую и в Визимбирскую сельские
библиотеки Куженерского района ряд книг,
в которых совершенно не ощущалось нужды.
Грозненский библиотечный коллектор на-
правил в Иргаклинскую сельскую библио-
теку несколько экземпляров одних и тех же
книг высокой стоимости. Интересы дела тре-
буют, чтобы Главполиграфиздат при Совете
Министров СССР навел порядок в работе
библиотечных коллекторов,

Сельские библиотекари, выражая мнение
многих читателей, ‘не раз ставили вопрос о
том, чтобы массово-популярная, в первую оче-
редь сельскохозяйственная, литература на-
биралась более крупными шрифтами. Одна-
ко этот вопрос до сих пор не решен: Госу-
дарственное издательство сельскохозяйствен-
ной литературы не выпускает книг, набран-
ных ‘более крупными шрифтами. Было бы це-
лесообразно, если бы Сельхозгиз, Гостехиз-
дат, Госкультпросветиздат и другие изда-
тельства, выпускающие книги для массового,
сельского читателя, внимательно обсудили
предложение сельских библиотекарей.

В связи с тем, что сельское население об-
служивается библиотеками не только коми-
тетов по делам кульгурно-просветительных
учреждений, но и сельских клубов, колхозов,
профсоюзов, промартелей, назрела необходи-
мость более рационального размещения биб-
лиотечной сети на селе. Нужен единый план
развития библиотек и пополнения их книж-
ных фондов с учетом привлечения средств
(пусть даже небольших) всех учреждений и
организаций, находящихся в сельских рай-
снах. Комитет по делам культурно-просве-
тительных учреждений при Совете Минист-
ров РСФСР взялся было за разработку та-
кого плана, но дальше получения материа-
лов с мест дело не пошло.

За последние годы значительно возросло
количество колхозных библиотек, увеличил-
ся их книжный фонд. Если в 1948 г. в биб-
лиотеках колхозов насчитывалось 1,7 MAH.
экземпляров книг, то теперь их уже более
‘4 млн. Только в одной Украинской ССР за
короткий ерок создано ‘несколько тысяч кол-
хозных библиотек. Большое внимание орга-
низации колхозных библиотек ‘уделяется в
Омской, Ульяновской, Московской, Грознен-
ской, Кировской областях. Создание библио-
тек в колхозах нужно всячески поддерживать
и поощрять... Это важное дело требует помо-
щи со стороны партийных и советских орга-
низаций, комитетов по делам культурно-
просветительных учреждений.

Больше внимания следует уделять благо-
устройству сельских библиотек. Нетерпимо,
что в некоторых местах библиотеки не обес-
печены помещением и оборудованием, Это
мешает их работе, не дает возможности нор-
мально обслуживать читателей.

Сельский библиотекарь делает большое и
почетное дело, но, к сожалению, не получает
еще должной помощи и руководства со сто-
роны отделов культурно-просветительной ра-
боты и комитетов по делам культурно-про-
светительных учреждений, Непонятно, поче-
му, например, не созданы до сих пор постоян-
но действующие курсы повышения квалифи-
кации библиотекарей в республиканских,
краевых и областных центрах.

Люди колхозной деревни, мастера социали-
стического земледелия и живстноводства го-
рячо заинтересованы в дальнейшем улучше-
нии работы сельских библиотек. Нужно, что-
бы партийные и советские ‚организации, ко-
митеты по делам культурно-просветительных
учреждений усилили внимание к сельским
библиотекам, направляя их деятельность на
политическое просвещение и повышение
культурного уровня широких масс колхоз-
ного крестьянства.

А УСОВ.
	Советские ученые устанавливают все более
тесную связь с производством, все полнее
подчиняют свою работу важнейшим народно-
хозяйственным задачам. За технический
прогресс в СССР борются и ученые и
	инженеры, и рабочие, и колхозники. До-
статочно ‚сказать, что в числе 1.285 дея-
телей науки и производства, удостоен-
	ных Сталинских премий за научные ра-
боты в области науки и. изобретательства
за 1949 год, мы видим рядом с именами из-
вестных академиков и профессоров имена
передовиков промышленности и сельского
хозяйства, добившихся выдающихся успехов
в области изобретательства и коренного улуч-
шения методов производственной работы.
В 1949 г. свыше 450 тысяч изобретений и ра-
ционализаторских предложений внедрено в
производство только по промышленным пред-
приятиям.

Технический прогресс в СССР направляет-
ся руководящей и организующей волей пар-
тии и советского государства в соответствии
с развитием нашего народного хозяйства и
задачами строительства коммунистического
обитества. Партия, советское государство и
лично товарищ Сталин выращивают замеча-
тельные кадры передовиков-новаторов, про-
кладывающих новые пути в науке и технике,
Великий вождь и учитель советского народа
товарищ, Сталин учит советских людей смело-
му научному и техническому творчеству,

Под руководством великого Сталина совет-
ский народ борется за новый расцвет про-
изводительных сил нашей Родины, за высо-
кую производительноесть труда, за дальней-
ший технический прогресс, за изобилие ма-
териальных благ, необходимых для перехода
	K KOMMYHUIMY.

A. BATKHH.