1 июня 1950 г., №. 16 (144)

что скрывается пол рубрикой
«На. правах рукописи»
	ие устаревшие, не получившие распроетра-
нения типы инструментов, как резцы Тей-
лора и Клопштока, и совершенно игнори-
рует современные формы инструментов, раз-
работанные в СССР и позволяющие дости-
гать высоких скоростей резания. Приоритет
	советских ученых и стахановцев в методах
	скоростного резания автором брошюры за-
малчивается. Содержание конспекта He oT
вечает учебной программе по курсу «Техно-
логия металлов». Упущены такие существен-
ные вопросы, как основные части и углы
резца по общесоюзному стандарту, механи-
ческая обработка на станках, обточка круп-
ных и тяжелых деталей на лобовых и кару-
сельных станках. Многие иллюстрации бро-
шюры выполнены небрежно, с ошибками.

Изданные в том же институте учебные
пособия по курсам «Экономика минерального
сырья цветной металлургии» проф. С. Пер-
вушина и «Себестоимость продукции в цвет-
ной металлургии» доцента С. Рачковского
также явно неудовлетворительны. Брошюры
содержат устарелые и не применяющиеся в
отечественной практике данные. В обеих бро-
ппорах некритически используются фальси-
фицированные в целях рекламы данные ино-
странных фирм.

Не принесет пользы студентам и учебное
пособие по курсу «Металлургические печи»
(объемом свыше 500 страници), изданное тем
	же институтом и представляющее собой кон-
	спект лекций проф. Д. Нагорского. Введение
к этому конспекту наполнено рядом ошибоч-
ных и путаных положений, а сам конспект
содержит устаревшие, давно ‘вышедшие. m3
употребления формулы, таблицы и расчеты.
Так, например, время нагрева слитков в
колодцах подсчитывается по устаревшей
формуле Штанфильла, определение тепло-
ъворной способности производится по вы-
	шедшей из употребления формуле Гуталя.
	итд.

Ряд неправильных и неясных положений
имеется в изданной в 1949 г. на правах ру-
кописи Московским геологоразведочным. ин-
ститутом им. С. Орджоникидзе книге «Кон-
спективный курс теоретической механики.
Кинематика» М. Васильева. В частности,
неправильно сформулирована теорема о цен-
тре конечного вращения и слишком неясно
даны доказательства этой теоремы. Вся пер-
вая половина параграфа о мгновенном центре
вращения состоит из неправильных утвер-
ждений. Дальнейшее изложение этого пара-
графа сбивчиво и неясно, а окончательное
утверждение неверно. Совершенно неудовле-
творительно изложены теория пары враще-
ния и правило сложения вращений вокруг
параллельных и вокруг пересекающихся
осей. Текст конепекта засорен опечатками,
ошибками, неправильными рисунками.

В Московском горном институте до сих пор
используется в качестве учебного пособия
конспект курса «Пластовые месторождения
углей и горючих сланцев» доцента Н. Вол-
кова, изданный еще в 1932 г. и содержащий
ряд данных, устаревших по менышей мере
на 40—50 лет. Часть этого конепекта, посвя-
щенная месторождениям каменных, калий-
ных солей, апатитов и фосфоритов СССР,
была переиздана в 1949 г., но и в ней есть
немало устаревших и неправильных нполо-
жений.

Неудовлетворительное качество пособий.
	хеудовлетворительное качество пособий,
выпускаемых рядом высших. учебных заве-
	дений, свидетельствует о том, что в этих
вузах нет должной требовательности к учеб-
ным материалам в помощь самостоятельной
работе студентов. Отдел учебников Мини-
стерства высшего образования СССР, при-
званный контролировать качество не только
учебников, но и учебных пособий, упустил
из виду это важное дело.

Нужно навести порядок в деле создания
учебных пособий для студентов вузов, ор-
ганизуя рецензирование и общественное об-
суждение этих пособий до того, как они вы-
ходят в свет, хотя и на правах рукописи.
	В. АНДРЕЕВ.

> “Oe Въ, Зо О «у
	па правах рукописи... Под этой рубрикой
во многих Бысших учебных заведениях
страны издаются учебные пособия для сту-
дентов, представляющие собой стенограммы
лекций. конспекты учебных курсов, моно-
графии и другие материалы. Обычно эти по-
собия выпускаются в ограниченном количе-
стве экземпляров и используются лишь в
пределах тогс вуза, в котором они увидели
свет. Тем не менее значение их чрезвычай-
но велико. Они, как и учебники, служат для
студентов одним из источников приобрете-
ния знаний.

в
	Ознакомление с учебными пособиями, из-
данными нгё правах рукописи рядом вузов,
псказывает, что многие из этих пособий яв-
но не соответствуют съсему назначению. Они
не только не облегчают, а, наоборот, затруд-
няют самостоятельную работу студентов, пу-
тают и дезориентируют их.
	K числу таких «пособий» относится издан-
ный в 1948—1949 гг. Московеким торфяным
институтом учебный курс доцента В. Смир-
нова «Насосы и компрессоры», изобилующий
грубыми техническими ошибками и устаре-
лыми положениями. Достаточно сказать, что
компрессорные машины смешиваются в «по-
собии» с газовыми машинами, имеющими со-
вершенно другой характер. Автор курса
использует ошибочные примеры из устарев-
шей книги проф. Остертага «Компрессоры и
воздуходувки» издания 1931 г. приводит
неправильные формулы и противоречивые
утверждения. Значительная часть одного из
выпусков курса почти дословно переписана
из книги Г. Проскура «Экспериментальная
гидроаэродинамика» издания 1933 г. и книги
Пфлейдерера «Центробежные и пропеллер-
ные насосы» издания 1932 г. Автор не ис-
пользует богатую отечественную практику и
игнорирует работы в области гидроаэроди-
намики выдающегося советского ученого ака-
демика С. А. Чаплыгина. «Пособие» перепол-
нено ссылками на устаревшие примеры, по-
черпнутые в книгах иностранных авторов,
Материал курса‘ во многих местах изложен
настолько запутанно и противоречиво, что
его трудно понять. Текст «пособия» пестрит
многочисленными опечатками и неправиль-
ными оборотами речи. Многие иллюстрации,
схемы и диаграммы составлены небрежно и
непонятны даже специалисту,
	В том же институте на правах учебного
пособия используется брошюра доцента
Б. Гринберга под названием «Основные по-
ложения термической обработки металлов и
литейного производства и последние дости-
жения в этих областях», изданная в 1949 .г.
для курсов руководящих кадров Министер-
ства электростанций СССР. Технический
уровень этой брошюры весьма низок. Она
обходит молчанием последние достижения в
области термической обработки металлон и
литейного дела. Автор брошюры. приводит
ошибочные режимы термической обработки,
рекомендует давно отвергнутую, вследствие
непригодности, сталь одной марки. При рас-
смотрении вопроса о качественных показа-
	’телях свойств модифицированных чугунов
	автор ограничился выдержками из устарев-
ших работ других авторов, не считаясь с по-
следующими исправлениями, внесенными
ими в эти рабсты. Отвергнутое предложе-
ние о применении торфяного кокса‘в вагран-
ке относится автором к числу... последних
достижений в литейном производстве. Мате-
риал в брошюре расположен без всякой си-
стемы, язык малограмотен. Чего стоят хотя
бы такие перлы: «..эта точка внесла науч-
ное понимание изменений стали’ при нагре-
вании...» (стр. 5), «..на прочность стали ur
рает.в первую очередь тепловая обработка...»
(стр. 8) и т. д. В довершение ко всёму бро-
шюра полна всевозможных опечаток.
	Вызывает недоумение, чем руководство-
вался Московский институт цветных метал-
лов и золота им. М. И. Калинина, выпуская
в прошлом году отдельной брошюрой кон-
спект лекций доцента В. Кудряшева об обра-
ботке металлов резанием. Это не что иное,
как сборник неправильных определений и
ошибочных формул. ‘Технология металлов
определяется в брошюре не как‘наука о ра-
пиональных способах получения и обработ-
ки металлов и сплавов, а как «приемы ме-
ханической обработки», т. е. искусство, ре-
месло. Процесс резания объяснен непра-
вильно. Автор подробно рассматривает  та-
		Подходит к концу театральный сезон
1949/50 года. Теперь уже можно подвести неко-
торые предварительные итоги работы драма-
тургов и театров в прошедшем сезоне, выяс-
нить, что сделано ими для дальнейшего рас-
ширения и улучшения репертуара — основы
советского театрального искусства.

В 1949—1950 гг. драматурги и мастера сце-
ны, вдохновленные указаниями коммунисти-
ческой партии, создали ряд значительных про-
изведений — пьес и спектаклей, наиболее вы-
дающиеся из ‘которых, заслужив всенародное
признание, были удостоены Сталинеких пре-
мий, Новые творческие успехи драматургов и
театров свидетельствуют о’ неуклонном росте
советской драматургии и театрального искус-
ства. а
	Основу репертуара большинства драматиче-
ских театров страны составляли в минувшем
сезоне такие пьесы, как «Незабываемый
1919-й» Вс. Вишневского, «Илья Головин» и
«Я хочу домой» С. Михалкова, «Чужая тень»
К. Симонова и «Голос Америки» Б. Лаврене-
ва. Эти произведения, поднимающие важные
вопросы внутренней и международной жизни
страны, свидетельствуют о боевом, новатор-
ском характере нашего искусства, о его уча-
стии в борьбе за мир, против поджигателей
войны.

Пьеса Вс. Вишневского «Незабываемый
1919-й» —не проето новая пьеса о днях гра-
жданской войны и иностранной интервенции.
	В этом произведении, повествуюшем о вели-.
	кой неодолимой силе ленинско-сталинской по-
литической и военной стратегии, драматург
воссоздал образ товаритша Сталина как поли-
	тического и военного руководителя, как орга
	низатора разгрома контрреволюции и вдохно-
вителя наших побед. Вместе с тем эта пьеса
глубоко современна; она с исторической
правдивостью разоблачает гнусную . роль
англо-американских поджигателей войны, яв-
лявшихся уже тогда, в первые годы суще-
ствования советской власти, инициаторами
империалистической интервенции против на-
шей страны. Пьеса убедительно показывает
величайшую мудрость вождей революции
Ленина и Сталина. Ясный и образный язык
персонажей, увлекательное развитие сюжета
при сохранении абсолютной исторической до-
стоверности событий способствуют повыше-
нию воздействующей силы этого большого по
своему художественному и идейному’ значе-
нию произведения. Центральный театр Крас-
ной Армии, Московский Малый театр и ряд
других театров страны, осуществивших по-
становку этой пьесы, создали спектакли, поль-
зующиеся заслуженным успехом у зрителей.

Пьеса С. Михалкова «Илья Головин» инте-
ресна новизной темы и умением раскрыть ее
средствами драматургии. На примере компо-
зитора Ильи Головина — одного из представи-
телей совётской художественной ‘интеллиген-
ции — автор показывает великое благотворное
значение указаний большевистской партии в
борьбе за народность и реализм нашего искус-
ства. Пьеса удачно раскрывает роль принци-
пиальной критики в творческом возрождении
художника, потерявшего под влиянием фор-
	Самодеятельностью
надо руководить
	Ростовская область, как и любая область,
любой край нашей страны, богата народны-
ми талантами. Тысячи трудящихся активно
участвуют здесь в художественной самодея-
тельности. 500 сельских хоровых и свыше
600 драматических кружков, около 200 круж-
ков народного и бального танцев, сотни му-
зыкальных кружков, десятки студий изо-
бразительного искусства, — таков далеко
не полный перечень коллективов, в которых
ключом бъет самодеятельность трудящихся
области. . ;
	Казалось бы, что отдел культурно-просве-
тительной‹ работы исполкома областного Со-
вета депутатов трудящихся и областной Дом
народного творчества должны были исполь-
зовать широкий размах художественной са-
модеятельности для выращивания новых мо-
лодых талантов, но в действительности дело
обстоит не так.
	Несмотря на то, что в Ростовской области
есть полная возможность для создания на-
родного хора, подобного, например, хору ре-
шетиловских вышивальщиц на Полтавщине
или Воронежскому хору, ничего практическо-
го в этом отношении не предпринимается.
В Азовском районе славился своим певче-
ским народным искусством казачий хор обу-
ховских рыбаков. В 1948 году он участвовал
во Всесоюзном смотре сельской художе-
ственной самодеятельности в Москве. С тех
пор прошло около двух лет, но областной от-
дел культпросветработы и Дом народного
творчества ничего не сделали, чтобы талант-
ливый коллектив обуховских певцов вырос в
подлинно народный донской хор, в собирате-
ля и хранителя песенного творчества. Боль-
ше того, руководители исполкома Азовского
райсовета и Дома народного творчества
безучастно отнеслись к справедливой жало-
бе руководителя хора моториста т. Халеви-
на на то, что председатель колхоза отказал-=
ся предоставить помещение для занятий хо-
ра и тем самым по существу приостановил
его полезную деятельность.

Сельские кружки народного и бального
танцев испытывают большую нужду в кад-
рах опытных руководителей. Почему бы на
местах при районных отделах культпросвет-
работы не организовать курсы сельских мас-
совиков-затейников? Но об этом не думают
ни в Доме народного творчества, ни в отде-
ле культпросветработы. ;

Областная выставка сельского . изобрази-
тельного искусства, состоявтаяся в прошлом
году, показала, что в Ростовской области есть
немало талантливых художников и скульп-
торов. Однако многие из присланных на вы-
ставку картин были забракованы, а значи-
тельная част представляла собой натюрмор-
ты и зарисовки, Это является во многом ре-
	зультатом отсутствия заботы о художествен-.
	ном и идейно-политическом воспитании
сельских хуложников со стороны Дома на-
	родного творчества и отдела культпросвет-
		О «Московской повести»
_ Е. Леваковской _
	С большим интересом открывает читатель
«Московскую повесть» Е. Леваковской *, Уже
само название повести -—заявка на тему боль-
шого значения. Писать о Москве—значит пи-
сать о замечательной советской эпохе, ее лю-
дях, их героических делах. Ведь ‘москвич—
воплощение глубины и силы характера, пре-
данности Родине, духовного богатства и кра-
соты советского человека.
	Однако повесть Е. Леваковской разочаровы-
вает читателя. Это произведение охваты-
вает период незабываемых событий 1941 года.
Москва в канун войны. Первые военные
месяцы, первые испытания войны, вплоть
до тех дней, когда под стенами Москвы
произошло историческое сражение, потряс-
шее до основания ` гитлеровскую военную
машину и гитлеровское фашистское государ-
ство. Какие необъятные возможности для со-
здания ‘богатых, многогранных образов, для
развития напряженного действия дает это
героическое время! Но в повести нет сколько-
нибудь запоминающихся, убедительных ха-
рактеров, Появляется военный инженер Гри-
горий Сванидзе. Скороговоркой рассказывает-
ся об изобретенном им методе сухой ебор-
ки подшипников и такой же скороговоркой о
любви его к Кире Стародумовой. Затем Гри-
горий исчезает. Образ его неясен. Также
неясен и образ Киры Стародумовой. Автором,
видимо, задуман образ простодушной и чест-
ной девушки, но исполнен он сухо и тускло,
ничем не заинтересовывает читателя. Автор
посылает Киру, работавшую техническим
секретарем в институте истории, в госпиталь,
и здесь повторяются сцены, досадно напоми-
нающие сцены из произведений В. Пановой,
Б. Емельянова, Г. Березко, с той только раз-
ницей, что у перечисленных авторов жизнь
в госпитале показана гораздо ярче. Один же
образ повести, образ пожилой некрасивой
фельдшерицы Анны Ивановны, буквально
повторяет медсестру Юлию Дмитриевну из
«Спутников» В. Пановой,

Пыталась писательница создать и образ мо-
лодого литератора. Алеши Маркина. Это
традиционный тип близорукого, застенчивого
молодого человека, Автору не удалось
раскрыть ни творческого характера, ‘ни тон-
кой, способной к восприятию, всех впечатле-
ний жизни, натуры.

Секретарь парткома завода Тарасов показан
автором бледно и невыразительно. Писатель-
ница не наделила его индивидуальными чер-
тами, нарисовав не живого человека, а схему.
	Знакомит нас автор с архивным работни-
ком Максимом Лаврентьевичем, отцом Киры,
с начальником цеха Ворониным, токарем
Виктором Куприным, Ни у одного из них нет
своего языка, своей манеры обращаться к лю-
дям, нет даже внешности, сколько-нибудь
своеобразной и запоминающейся.
	Чрезвычайно бедны изобразительные срелд-
	ства автора. Автору известно, что глаза —это
	зеркало души человека, и вот с наивной на-
стойчивостью о каждом персонаже автор со-
общает прежде всего, какие у него глаза. У
парторга Тарасова глаза — «яркие, необыкно-
венно чистого синего цвета» (стр. 9): У Во-
ронина — серые: глаза (стр. 12). У Сванидзе —
«темные южные глаза» (стр. 13): Y Kupu —
глаза «большие, светлые» (стр. 17). У отрица-
тельного персонажа — эгоиста и пошляка док-
тора Агеева «светлые наглые глаза на лице с
козлиной бородкой» (стр. 55). И даже об от-
сутствующей невесте Тарасова сообщается
прежде. всего, что с ее фотографии смотрели
«любящие, верные болышие глаза» (стр. 120).
Этой регистрацией цвета глаз, пожалуй, и
ограничивается ‘представление о своеобразии.
человека. Дальше автор не идет, ограничива-
ясь внешними приметами, анкетными данны-
ми, которых явно недостаточно, чтобы выра-
зить живой, многообразный характер.

В повести Леваковской перечислены собы-
тия, которые могли бы быть основой для раз-
вития напряженного действия, столкнове-
ния характеров, проявления богатых и разно-
образных чувств, Но о чем бы ни рассказы-
вала Е, Леваковская,—она рассказывает то-
ропливой скороговоркой: отъезд Григория
Сванидзе, поступление Киры в госпиталь,
эвакуация завода, возвращение из эвакуации
Воронина... Писательница ничего не .выде-
ляет, не раскрывает изнутри картины душев-
	* Евг. Леваковская. Московская повесть.
«Новый мир», № 4, 1950 г.
	ных переживаний героев; поверхностное опи-
сание подменяет paspurue действия и харак-
теров.

Алеша Маркин говорит о Сванидзе: «Рядом
с таким человеком мы-северяне—кажемся
какими-то линялыми». Это несправедливо по
отношению к северянам вообще, но по отно-
шению к действующим лицам повести сказа-
но довольно точно: да, они все, включая и
Сванидзе, действительно какие-то блеклые,
линялые, лишенные свежих, сочных красок,
и язык у них-не живой, книжный, обезли-
ченный.

Не создав подлинно сильных, значительных
характеров, писательница отдает щедрую
дань дурной и дешевой чувствительности.
Кира получает письмо с фронта. Автор опи-
сывает, как она «прижимала к губам листок,
на котором слезы промыли голубые дорожки».
Эти голубые дорожкир-—от мещанской сенти-
ментальности —душевная и художественная
фальшь. Такая мелкая растроганность вместо
большого чувства-—у автора на каждом шагу.

Сентиментальными рассуждениями пересы-
паны разговоры Киры, Анны Ивановны, Ма-
ксима Лаврентьевича, сентиментальны Алеша
Маркин, работница Катя, токарь Виктор
Куприн. Там, где требуется суровый, ясный
взгляд, мы видим дешевую чувствительность,

Рядом с сентиментальностью уживается
и самый неприглядный натурализм. Фельд-
шерица Анна Ивановна ни к чему гово-
рит о «дряблых и жирных» мужских телах.
Доктор Агеев кричит: «А не хотите ли двое
суток под огнем пролежать и в штаны ис-
пражняться?»
	Автор не отдает себе отчета в смысловом
значении некоторых своих образов. С вра-
жеского самолета сбросили осветительную
ракету, чтобы осветить город и облегчить
бомбометание. Наши бойцы открыли огонь по
ракете. «Расстрелянная ракета заплакала ог-
ненными слезами и погасла». Плачущая ра-
кета —уместен ли этот’ образ там, где речь
идет о гнусных делах фашистских негодяев?

В повести описывается, как ведут по улице
слоненка, эвакуируемого из Москвы, как
Алеша Маркин покупает в зоомагазине ежа...
Вместо того чтобы создать масштабное, широ-
кое по охвату явлений произведение, писа-
тельница потонула в мелочах, погрязла в бы-
товых деталях, растворила большое чувство в
дурной сентиментальности, измельчила и сде-
лала невыразительными созданные ею образы.
Она не сумела раскрыть героическое содер-
жание будничных событий. Героическое не
просвечивает сквозь будничное, не вырастает
из повседневных будничных дел, а является
каким-то словесным довеском к ним. Великий
подвиг москвичей, сделавших Москву непри-
ступной крепостью и вместе со всей страной
обеспечигпих разгром врага, не раскрыт.
	Серьезным недостатком повести является

слабость ее сюжета. Сюжет дает возможность
раскрытия характеров в движении, но «Мо-
сковская повесть» отличается вялым, рыхлым,
замедленным сюжетом, Она хроникальна. В
ней нет активного, действенного начала. А
так как характеры Е. Леваковской не разви-
ваются, не обогащаются, не движутся вперед,
то ничто не движет вперед повесть. Статичны
ее характеры, лишен динамики ее сюжет, и
читатель, не видя движения вперед, дочиты-
вает повесть с чувством у ения.
‚< Чем ответственнее тема; ‘тем серьезнее
должно быть отношение к ней автора‘и орга-
на печати, публикующего произведение. Мало
есть тем, столь ответственных, как тема Мо-
сквы —столицы нашей Родины, одно’имя ко-
торой вдохновляет советских людей на бла-
городные подвиги.
	Леваковская известна читателю по монголь-
ским очеркам, по повести «Кочуй счастливо.
Эти произведения оставили хорошее впечат-
ление своей свежестью, колоритностью даль-
невосточного материала, хотя и они не
отличались большой психологической глу-
биной. В «Московской повести» есть страни-
цы, написанные тепло, есть удачные детали.
Можно думать, что Е. Леваковская справи-
лась бы с задачей создания эпического произ-
ведения, болез требовательно отнесясь к сво-
ей работе. Вместо того чтобы узить автора
творческой взыскательности, редакция  жур-
нала «Новый мир» поспешила опубликовать
это произведение, оставляющее чувство .не-
Удовлетворенности. .
	B. РЮРИКОВ.
	Плохо, что вот уже более двух лет никто
в области не занимается записью устного на-
родного творчества,

Г. АБАКУМОВ.
	а * ae
Хроника культурной жизни
	В редакции архангельской ‘областной га-
зеты «Правда Севера» состоялось совещание
собственных корреспондентов. Были’ заслу-
шаны ‘и обсуждены доклады котласского и
приозерного собкоров о методах работы кор-
респондента областной Тазеты. Участникам
совещания был дан инструктаж, как освещать
работу партийных и комсомольских конфе-
ренций. ^ р ‘ ‘

Участники совещания присутствовали на
партийных конференциях Маймаксанской,
Ломоносовской и Первомайской районных
партийных организаций и обменялись мне-
ниями.

хх +
	Трудящиеся районного центра села Михай-
ловки Запорожской области приняли решение
путем народной стройки ускорить строитель-
ство районного Дворца культуры, на соору-
жение которого государством отпущено свы-
ше 1 миллиона рублей. Трудящиеся устраи-
вают воскресники. По желанию трудящихся

открытие дворца приурочивается к октябрь-
ской годовщине. 7
	К итогам театрального
сезона 1949-50 года
	художественном отношении произведений о
жизни советского общества, о советском чело-
веке,

Советский зритель с интересом. смотрит и
высоко ценит хорошие, высокоидейные и вы-
сокохудожественные произведения о героиче-
ском прошлом нашей Родины и нашего на-
рода, пьесы и спектакли, наглядно и убеди-
тельно разоблачающие антидемократический
характер агрессивных замыслов и мероприя-
тий англо-американского империализма.

Однако советский зритель вправе предъ-
явить драматургам и театрам серьезный счет:
почему нет значительных по идейному уров-
ню и художественному мастерству произве-
дений о нашей советской жизни, о советских
людях, повседневный самоотверженный труд
которых на фабриках и заводах, в шахтах и
на нефтяных промыслах, в колхозах и совхо-
зах творит великое дело строительства ком-
мунистического общества?

Об этой основной своей творческой задаче--
создании спектаклей на современные совет-
ские темы —забыли драматурги и театры; эту
задачу не выполняют как следует Комитет по
делам искусств и Союз советских писателей.
А ведь тема современности, тема советской
жизни и героического труда советского чело-
века—это главная, генеральная тема нашей
драматургии и театрального искусства.

Уже давно на сцене не появлялись зна-
чительные произведения о советском ра-
бочем классе, о производственно-технической
интеллигенции. Советский зритель резонно
предъявляет драматургам и театрам требова-
ние запечатлеть на сцене великую вдохнов-
ляющую и мобилизующую, организующую и
направляющую роль большевистской пар-
тии -учителя и вождя нашего народа. Не по-
лучила еще художественного выражения в
драматургическом и театральном искусстве
тема уже сложившихся в нашей стране но-
вых, социалистических отношений между
людьми, новых этических и моральных норм,
которыми руководствуются миллионы лю-
дей. Наши драматурги, как показывают их
последние пьесы, неплохо справляются с за-
дачей разоблачения империалистической
реакции, но они еще мало сделали для того,
чтобы показать противостоящие реакции
крепнущие силы прогресса и подлинной де-
мократии,

Правление Союза советских писателей не
использует все имеющиеся у него возмож-
ности для того, чтобы направлять деятель-
ность драматургов и сделать ‘ее еще более
плодотворной. Организации Комитета по
делам искусств и в центре и на местах
не ведут с драматургами Фаботы, не по-
	ПЬЕС И СПЕКТАКЛЕЙ
		могают творческому росту молодежи; театры,
как правило, ждут, когда автор принесет им
уже готовое произведение. Например, москов-
ские театры им. Вахтангова и им. Ермоловой,
Центральный театр транспорта не поставили
в сезоне ни одной пьесы на современную со-
ветскую тему, не создали ни одного спектак-
ля о нашей советской жизни, о людях нашей
страны. Такое же положение характерно для
многих театров Москвы, Ленинграда и дру-
гих крупных городов. Комитет по делам
искусств мало чем помог этим театрам. Со-
здавшееся положение не вызывает тревоги и
в Союзе советских писателей.
	Написанные советскими драматургами за
последние три года лучшие произведения
обнаруживают богатые профессиональные
возможности наших ‘писателей. И вместе
с тем эти возможности не используются
ими для создания высокохудожественных
пьес на современные советские темы, пьес
о советском человеке — строителе комму-
низма. Этому мешает, видимо, то, что у
многих наших драматургов нет достаточно
глубокого знания жизни рабочего класса,
колхозного крастьянства, советской интелли-
генции. В последнее время драматурги более
охотно берутся за создание пьес, материал для
которых можно почерпнуть почти исключи-
тельно из литературных источников или из
общения с тем сравнительно узким кругом
людей, который непосредственно окружает
писателя. А этого, конечно, недостаточно, это
приводит к сужению тематических рамок дра-
	матургии, к обеднению репертуара театров.
	Отсюда идет неумение показать советского
человека во всей полноте его новых качеств.
Эту слабость нашей драматургии необходимо
решительно и быстро преодолеть. Необходимо
также преодолеть узость драматургии и сме-
лее создавать советские пьесы разнообразных
жанров.

Создание современного советского репер-
туара не может быть успешно осуществлено
без дальнейшего повышения уровня мастер-
ства драматургов и работников театра, без
умения сочетать высокую идейность и высо-
кую художественность в работе над современ-
ной советской темой, отображать в пьесах
современную жизнь в ее развитии, показать
новые качества советских людей-—это требо-
вания, предъявляемые к драматургам.

Советская действительность дает огромный
и разнообразный материал для создания инте-
реснейших и увлекательных драматургиче-
ских произведений, для разработки реальных,
жизненных ситуаций, создания ярких инди-
видуальных характеров и образов. Каждый
день, каждый час нашей жизни-—это острая
борьба нарождающегося нового со старым,
умирающим, но сопротивляющимся, преодо-
ление пережитков старого в сознании людей,
Советский патриотизм творит чудеса во всех
областях хозяйственного и культурного
строительства. Столько в нашей жизни воз-
	ПОВЫШАТЬ КАЧЕСТВО
	малистов перспективы развития своего  неза-
урядного таланта.
	значительным явлением драматургии яв-.
	ляется пьеса К. Симонова «Чужая тень», по-
священная жизни и работе советских ученых,
борьбе советских патриотов за приоритет на-
шей страны в науке. Точными художествен-
ными характеристиками наделил драматург
показанный им коллектив людей, воплотив в
этом коллективе многие черты морально-по-
литического облика советского народа, высо-
кое и благородное чувство советской нацио-
нальной гордости.

Эти пьесы, осуществленные с большим ма-
стерством в МХАТ и во многих других теат-
pax, способствуют воспитанию у зрителей
чувства советского патриотизма, повышению
бдительности к проискам наших врагов.

В пьесе «Голос Америки» Б. Лавренев вы-
водит галлерею типов, которые олицетво-
ряют зверскую личину современной импе-
риалистической Америки и ее лидеров, Пьеса
«Голос Америки», так же как и пьеса С. Ми-
халкова «Я хочу домой», страстно и гневно
клеймит и разоблачает наследников разгром-
	 ленного гитлеровского фашизма, англо-аме-
	рикансквих претендентов на «мировое господ-
	ство». Успешно поставленные в наших теат-
	рах, эти пьесы призывают зрителей к борьбе
за мир, воспитывают ненависть к англо-аме-
	PMRANCKUM душителям демократии, прогресса
	и мира.

Заканчивающийся сезон отмечен также
появлением ряда других новых произведений
драматургии и театра. К их числу относятся
«Калиновая роща» А. Корнейчука, «Чаша ра-
дости» Н. Винникова, «Миссурийский вальс»
Н. Погодина, «Вокруг ринга» В. Билль-Бело-
	церковского, «Флаг адмирала» А, Штейна,
«Навеки вместе» Л. Дмитерко, «Эти звезды
наши» Г.  Тер-Григоряна и A. Kapare3sna,
	пьеса «Из искры...» Ш. Дадиани, впервые осу-
зцествленная на русской ецене, и многие
другие.

Расширяется, становится все более разно-
образным и значительным репертуар драма-
тических театров. Новых успехов достигли
актеры и режиссеры в сценическом воплоще-
нии пьес советских авторов и произведений
русской и иностранной классической драма-
тургии.

Таков несомненно отрадный итог закан-
чивающегося театрального сезона, И вместе
с тем этот сезон выявил в работе драматургов
и театров немало серьезных недостатков, тор-
мозящих дальнейшее развитие советской дра-
матургии и театрального искусства.

Почти четыре года прошло с момента опуб-
ликования постановления ЦК ВКП(б) о репер-
туаре драматических театров и мерах по его
улучшению. Это постановление ‘открыло пе-
ред советскими драматургами и работниками
театра широчайшие. перспективы творческой
деятельности; оно нацелило их внимание на
создание ярких, полноценных в идейном и
	можностей для настоящего художника, для
создания драматургических и сценических
полотен, достойных нашего времени!

На сценах многих ‘театров прижились
пъесы, которым не должно быть места в ре-
пертуаре. Это ремесленнические поделки, из-
	готовленные на потребу невзыскательному
	вкусу и радушно принятые нетребовательны-
ми руководителями театров к постановке.
К такого рода произведениям можно отнести
идущую в Московском театре драмы пьесу
«Три опровержения», в Театре драмы и ко-
медии —пьесу «Ночной вор», искажающую со-
ветскую действительность и низводящую со-
ветских людей до карикатуры, и в Театре са-
	_тиры — пьесу «Ноложение обязывает».
	До сих пор театры принимают к постановке
пьесы, не прошедшие обсуждения в среде пи-
сательской, драматургической общественно-
сти. Многие драматурги, написав пьесу, не
желают выслушать мнение товаришей и
учесть их советы и замечания, а направля-
ются непосредственно в театр, где нередко ли-
беральное отношение к произведению стано-
вится «потом, источником многих неприятно-
стей и для театра и для драматурга. Союз со-
ветских писателей и Комитет по делам
искусств должны навести порядок в важной
деятельности по формированию репертуара
драматических театров,

В условиях советского строя бурно расцве-
	тают литературы всех народов, населяющих
	нашу страну. Многие спектакли националь-
ных театров, поставленные по пьесам местных
авторов, получили Сталинские премии, но эти
	пьесы почему-то не.включены в репертуар
	театров. В Москве, например, пьесу Г. Тер-
Григоряна и Л. Карагезяна «Эти звезды на-
ши»,. пьесы Я. Баша «Профессор Буйко»,
Л. Дмитерко «Навеки вместе», К. Ящена «Ге-
нерал Рахимов» зрители знают только по ре-
цензиям в прессе, потому что эти пьесы He
ставятся в московских театрах.

Союзу писателей и Комитету по. делам
искусств нужно смелее и активнее приняться
за отбор, переводы и постановку на ‘сцене про-
изведений драматургии народов. СССР, а
также драматургии стран народной демокра-
тии, Имеющийся в этом отношении пока
еце незначительный, но целиком оправдав-
пгий себя опыт нужно расширить. .
	Комитет по делам искусств наряду с акти-
визацией своей деятельности по формирова-
	нию репертуара должен значительно больтшо:
	внимания уделить вопросам качества работы
театров, поднимать качество спектаклей, бо-
роться со всякими `проявлениями недобросо-
вестного отношения к созданию произведе-
ний советского театрального искусства,
	Репертуар —основа театра, создание репер-
туара-—кровное дело всей драматургической
и театральной общественности, первейшая
обязанность Комитета по делам искусств и
Союза советских писателей. Советский театр
	должен стать еще более активным и дейст-
	венным помощником партии Ленина —
Сталина в деле коммунистического воспита-
ния народа,