ПРОЛЕТАРИИ` ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Газета Отдела пропаганды и агитации Центрального Комитета ВКП (6)
	Среда, 21 июня 1950 г.

Шед руководством великого Сталина—
к победе коммунизма!
	и культуру. Советский Государственный бюджет, бюджет мира и
прогресса, как небо от земли, отличается от бюджетов капиталисти-
ческих стран и прежде всего Соединенных Штатов Америки, бюд-
жетов войны и агрессии.

Большое и радостное чувство патриотической гордости испыты-
вают советские люди, обозревая путь, пройденный нашей Родиной
под руководством коммунистической партии и Советского прави-
тельства, под мудрым водительством товарища Сталина, Это —
путь борьбы и побед, путь доблести и славы. Советский народ еди-
нодушно желает новых успехов и плодотворной деятельности на
благо народа правительству Советского Союза и главе правитель-
ства товаришу Сталину.

Советское государство с первых же дней своего существования
последовательно и решительно борется за мир и сотрудничество
между народами. Мирная политика СССР, вытекающая из самой
природы советского общественного и государственного строя, пол-
ностью отвечает жизненным интересам нашего народа и поль-
зуется горячей поддержкой сотен миллионов людей всего земного
шара. Советский Союз идет в авангарде могучих сил, борющихся за
мир, демократию и социализм. Имя великого ‘борца за мир и
дружбу между народами, нашего вождя и учителя товарища
Сталина зовет народы всего мира к борьбе за лучшее будущее, за
счастье человечества.

Верховный Совет СССР с исключительным вниманием рассмот-
рел Обращение Постоянного Комитета Всемирного конгресса сто-
ронников мира и принял Заявление, в котором выразил солидар-
ность с его предложениями о запрещении атомного оружия, уста-
новлении строгого международного контроля за соблюдением это-
го запрэщения и об объявлении военным преступником того пра-
вительства, которое первым применит это оружие агрессии и мас-
сового уничтожения людей. :

«Эти предложения Постоянного Комитета Всемирного конгресса
сторонников мира, — говорится в Заявлении Верховного Совета
СССР, — полностью отвечают насущным требованиям всех народов
и их стремлению к прочному и длительному миру во всем мире.

Выражая непреклонную волю советского народа к миоу, Верхов-
ный Совет СССР заявляет о своей готовности сотрудничать е за-
конодательными органами других государств в разработке и про-
ведении необходимых мер по осуществлению предложений По-
стоянного Комитета Всемирного конгресса сторонников мира.

Верховный Coser СССР выражает уверенность в том, что
Советское правительство, последовательно выступающее за мир и
сотрудничество между народами, будет и впредь твердо и настойчи-
во проводить эту политику мирных и дружественных отношений
между народами, предпринимать необходимые меры через Органи-
зацию Объединенных Наций и использовать все другие пути для
обеспечения всеобщего мира и. международной безопасности.

Вместе с тем Верховный Совет СССР выражает уверенность, что
движение сторонников мира и, прежде всего, указанное Стокгольм»
ское Воззвание Постоянного Комитета Всемирного конгресса сто-
ронников мира получит единодушную поддержку всего советского
народа». В .

Заявление Верховного Совета’— новый вклад Советского Союза
в великое дело борьбы за прочный и длительный мир во всем мире.
Оно с большим удовлетворением встречено советским народом, всем
передовым и прогрессивным человечеством, Трудящиеся всех стран
знают, что, когда дело идет о защите мира, они смело могут поло-
житься на советский народ, возглавляемый коммунистической пар-
тией, великим Сталиным. .

Война не нужна народам мира. Планы нового кровавого побоища
вынашиваются не людьми трула, а англо-американскими правящи-
ми кругами, охваченными сумаобродной идеей вооруженной рукой
подчинить своему господству весь мир. Агрессивный заговор им-
периалистов представляет собой огромную опасность для судеб
мира, для жизни и благосостояния миллионов простых людей, но
на пути поджигателей новой войны стоиг могучий лемократиче-
	ский, антиимпериалистический лагерь во’ главе с великим Совет.
	ским Союзом. День ото дня растет и ширится борьба за мир. Движе-
ние сторонников мира объединяет сейчас более 800 миллионов
людей, без различия их социального положения, политических и
религиозных убеждений, Передовые деятели науки и культуры,
люди труда и доброй воли всех стран и континентов решительно
выступают за прочный и длительный мир во всем мире. Заявление,
принятое Верховным Советом СССР, вдохновит их на еще более
активную борьбу против империалистических поджигателей войны.

Советский народ — творец и строитель коммунизма — уверенно
смотрит в ‘будущее. Оно озарено всепобеждающими идеями
Маркса — Энгёльса — Ленина — Сталина.

Под знаменем ленинизма, под испытанным руководством больше-
вистской партии и мудрым водительством гениального вождя И
учителя великого Сталина -— вперед, к новым победам коммунизма!
	Миллионы советских людей с неослабевающим вниманием сле-
дили в эти лни за работой высшего органа государственной власти
страны — Верховного Совета СССР. Избранники советского наро-
да решали вопросы огромной государственной важности. Верхов-
ный Совет избрал Постоянные комиссии Совета Союза ‘и Совета
Национальностей, утвердил Государственный бюджет СССР на
1950 год и отчет об исполнении Государственного бюджета за
1948 и 1949 годы, утвердил Указы Президиума Верховного Совета
СССР. На заключительном совместном заседании Совета Союза и
Совета Национальностей: 19 июня, были рассмотрены вопросы об
избрании Презилиума Верховного Совета СССР и 06 образовании
Правительства СССР — Совета Министров СССР, а также принято
Заявление Верховного Совета СССР в связи с обращением Постоян-
ного Комитета Всемирного конгресса сторонников мира.

Работа Верховного Совета протекала в обстановке исключитель-
ного  единодушия и вылилась в яркую демонстрацию морально-по-
литического единства советского ‘народа, тесно сплоченного во-
круг коммунистической партии, Советского правительства,
товариша Сталина.

_ Верховный Совет с величайшим воодушевлением и подъемом
принял постановление: ;

«1. Одобрить деятельность Совета Министров СССР.

2. Поручить Совету Министров Союза Советских Социалисти-
ческих Республик и в дальнейшем продолжать выполнение обя-
занностей по управлению Государством».

Это постановление Верховного Совета находит горячий отклик в
сердцах миллионов советских людей. Оно выражает волю народа,
его. беззаветную любовь и преланность. коммунистической партии,
Советскому правительству, товарищу Сталину.
	Советское правительство — подлинно народное правительство.
Оно успешно выполняет обязанности по управлению Государ-
ством и всей своей деятельностью заслужило всеобщее
	одобрение и благодарность советского народа, Рабочие, крестьяне,
интеллигенция нашей страны на многолетнем опыте убедились,
что у большевистской партии и Советского правительства нет
других интересов, кроме интересов народа, что партия и прави-
тельство ставят эти интересы превыше всего. :

Большевистская партия и Советское правительство, возглавляе-
мые гениальным вождем и учителем трудящихся товарищем
Сталиным, твердо и уверенно ведут советский народ к новым  побе-
дам коммунизма. За. короткий исторический срок наша Родина
из отсталой страны превратилась в мощную многонациональную со-
циалистическую державу с самым передовым в мире обществен-
ным и государственным строем. Советский народ под руководством
большевистской партии, под водительством товаригиа Сталина
одержал всемирно-историческую победу в Великой Отечествен-
ной войне, отстоял честь, свободу и независимость свосй Родины,
спас все человечество от угрозы фашистского порабощения. Мудрая
политика большевистской партии и Советского правительства обес-
печила нашей стране замечательные успехи в послевоенный период.

Советский народ с огромным воодушевлением претворяет в
жизнь величественную программу коммунистического строитель-
ства, начертанную товаришем Сталиным в его исторической речи
перед избирателями 9 февраля 1946 года. Организованный партией
Ленина — Сталина новый мощный подъем промышленности, сель-
ского хозяйства и культуры отвечает интересам всех трудящихся
нашей страны и служит высоким целям строительства коммуниз-
ма. Советский народ своими собственными силами, без какой-либо
помоши извне, успешно преодолел послевоенные трудности. В то
время как экономика капиталистических стран трещит под удара-
ми нового экономического кризиса, народное хозяйство Совет
ского Союза не только достигло довоенного уровня, но и значи-
тельно превзошло его. Из года в год растет материальное благо-
состояние ‘трудящихся. Советское правительство последовательно
осуществляет политику непрерывного увеличения производства то-
варов широкого потребления и систематического снижения цен.
На благодатной почве социализма расцветает вультура братских
народов СССР -— социалистическая по содержанию, национальная
по форме. Успешно претворяется в жизнь поставленная товарищем
Сталиным задача сделать всех рабочих и крестьян нашей страны
культурными и образованными. Сталинская забота партии и пра-
вительства о советских людях находит свое выражение в непрерыв-
ном росте количества школ, клубов, больниц, тезтров, кино. Со-
ветское государство созлало самые благоприятные условия для
дальнейшего развития науки и культуры, для творческого труда
советской народной интеллигенции. ,

Утвержденный Верховным Советом Государственный бюджет
СССР на 1950 год обеспечивает новый подъем хозяйства и культу-
ры всех республик Советского Союза, повышение жизненного уров-
ня рабочих, крестьян и интеллигенции нашей страны, укрепление
могущества социалистического государства, дальнейшее успешное
строительство коммунистического общества. Из общей суммы рас-
ходов бюджета две трети предназначаются на народное хозяйство
	Благодаря неустанной заботе Центрально-
го Комитета ВКП(б) и лично товарища
Сталина Ленинград превратился в кузницу
высококвнлифицированных кадров всех спе-
циальностей.

Партийная организация Ленинграда уде-
ляет большое внимание работе вузов и пре-
	жле всего вопросам идейно-политического
воспитания студенчества. В соответствии ©
историческими решениями ЦК ВКП(б) по
идеологичезким вопросам партийная органи-
зация ведет борьбу за повышение идейно-
политического уровня преподавания, против
проявлевБий политически вредных и ненауч-
ных «теорий» буржуазного объективизма и
космополитизма. Партийные организации за-
ботятся о выращивании высококвалифициро-
ванных кадров, не только хорошо знающих
свою специальность, но и владеющих мар-
ксистско-ленинской наукой, знание которой
является обязательным для большевиков
всех отраслей науки. Вся учебная и партий-
но-политическая работа в вузах направлена
на воспитание активных, сознательных стро-
ителей коммунистического общества, совет-
ских патриотов, беспредельно преданных
своей социалистической Родине,
	Работа парторганизаций способствовала
поднятию успеваемости студенчества. В зим-
нюю экзаменационную сессию в Пединститу-
те имени Герцена отличные оценки получили
44,2 проц. студентов, хорошие—40,3 проц.
В Электротехническом институте отлич-
ные и хорошие оценки получили 10,3 проц.
студентов, в том числе 79,7 проц. сту-
дентов-коммунистов. Студенты старших кур-
сов 1-го Медицинского института совершен-
но не имеют неудовлетворительных оценок;
86,6 прои. коммунистов и комсомольцев сту-
дентов этого института имеют только отлич-
ные и хорошие оценки. Особенно большую
работу провели партийные организации по
подготовке к летней экзаменационной сессии.
	Огромное значение в деле идейно-полити-
ческого воспитания студенчества имеет изу-
чение социально-экономических ‘дисциплин.
В истекшем учебном году партийные органи-
зации вузов уделяли большое внимание изу-
чению студентами марксистско-ленинской
теории. Эти вопросы обсуждались на общеву-
	зовских и Ффакультетских партийных собра-.
	ниях и партгруппах, Со стороны вузовских
и факультетских партийных организаций
был организован систематический контроль
за подготовкой студентов к лекциям и семи-
нарским занятиям по социально-экономиче-
ским дисциплинам. Одновременно руковод-
ство вузов и кафедры социально-экономиче-
ских дисциплин наладили систематическое
наблюдение за качеством преподавания этих
дисциплин (стенографирование лекций и за-
нятий и обсуждение этих стенограмм на
кафедрах, предварительное обсуждение неко-
торых лекций, посещение занятий работни-
ками кафедр, дирекции, леканатов и др.).
	Улучшать учебную работу вузов
		заканчивается учебный год в высших учеб-
	ных заведениях страны. Из стен вузов
направляются на практическую работу десят-
ки тысяч молодых специалистов. Общее ко-
личество оканчивающих в этом году вузы в
полтора раза превысит выпуск студентов
довоенного 1940 года.

Приступая к большой творческой работе, мо-
лодые специалисты должны руководствовать-
ся указанием товарища Сталина о том, что
«школа—это только подготовительная сту-
пень. Настоящая закалка кадров получается
на живой работе, вне школы, на борьбе с
трудностями, на преодолении трудностей».
Долг руководителей предприятий и учрежде-
ний, партийных организаций -—создать все
необходимые условия для творческого труда
молодых специалистов, вовлечь их в актив-
ную производственную и общественную дея-
тельность:

Коммунистическая партия и Советское пра-
вительство придают исключительное значе-
ние подготовке кадров советской интеллиген-
ции. Из года в год растут ряды молодых спе-
циалистов, выпускаемых высшей школой.
Число учащихся в высших учебных заведе-
‘ниях, включая заочные, достигнет в 1950 году
1.194 тысяч человек и превысит плановое
задание на последний год пятилетки. Госу-
дарственный бюджет СССР на 1950 год,
утвержденный Верховным Советом СССР,
предусматривает большие ассигнования на
культурное строительство. Из общей суммы
затрат на социально-культурные мероприя-
тия в 120,1 млрд. рублей в 1950 году на про-
свещение, в том числе и на высшее образо-
вание, направляется 59,5 млрд. рублей.

Сейчас, когда советский народ под руко-
водством коммунистической партии успешно
решает задачи строительства коммунизма, от
высшей школы требуется дальнейшее повы-
шение качества подготовки специалистов.
Большинство высших учебных заведений в
1949/50 году успешно справилось со своими
задачами, Повысились научный уровень и
качество преподавания. Летняя экзаменаци-
онная сессия 1950 года показала, что подав-
ляющее большинство студентов основательно
усвоило изучаемые предметы.

Однако в постановке учебной работы вузов
еще имеются серьезные недостатки. Качество
преподавания в ряде вузов еще не отвечает
задачам подготовки квалифицированных епе-
циалистов. По некоторым предметам студен-
ты не обеспечены учебными пособиями. Так,
например, в Иркутском горно-металлургиче-
ском институте студенты, готовясь к экзаме-
нам, по некоторым предметам не располагали
никакими пособиями, кроме своих конспек-
тов. В Московском авиационном технологи-
ческом институте не был организован конт-
роль за качеством преподавания; здесь про-
является недопустимый либерализм в оценке
знаний студентов.

Перед советской высшей школой стоит за-
дача повышения идейно-теоретического уров-
ня преподавания общественных наук. Межлу
тем в ряде вузов общественные науки прено-
даются неудовлетворительно. При чтении
лекций и на семинарских занятиях в отдель-
ных вузах городов Горького и Воронежа до-
пускаются серьезные ошибки, вопросы мар-
ксистско-ленинской теории недостаточно увя-
зываются с современностью, с практикой ком-
мунистического строительства. Часть прено-
давателей кафедр общественных наук вузов
Томска, не имея достаточной квалификации
для преподавания в высшем учебном заведе-
нии, не работает над пополнением своих зна-
ний. В результате лекции и семинарские за-
нятия таких преподавателей проходят Ha
низком теоретическом уровне. Неудовлетво-
рительно работает кафедра марксизма-
ленинизма Краснодарского пищевого инсти-
тута. Некоторые лекции преподавателей
этой кафедры представляют собой не что
иное, как простой перечень событий и фак-
тов. Вопросы же теории отдельные препода-
ватели этой кафедры излагают школярски,
поверхностно, без необходимых обобщений.
	Большая доля вины за серьезные недостат»
ки в работе вузов ложится на Министеретво
высшего образования СССР. Оно все еще сла-
бо связано с высшими учебными заведения-
ми. Многие ответственные работники мини-
стерства при выезде на места стремятся за
короткий срок посетить как можно больше
вузов. В результате они не изучают по-на-
стояшему учебный процесс, не оказывают
конкретной помощи вузам. Так, например,
руководящие работники министерства не раз
посешали Черновицкий государственный
университет, но никаких реальных мер к
устранению непорядков принято не было. Ра-
‘ботники министерства, проверяя работу Днеп-
ропетровского государственного университе-
та, не заметили серьезных недостатков в орга-
низации учебного процесса и идейного воспи-
тания студентов. Не оказали сколько-нибудь
существенной помощи вузам Томска предста-
вители министерства, работавшие здесь в на-
чале 1950 года. Министерство прошло также
мимо непорядков в деятельности Львовского
и Одесского университетов, Иркутского гор-
но-металлургического института.

Недостатки в работе вузов во многом объ-
	‘ясняются также и тем, что некоторые обко-
	мы и горкомы партии не вникают глубоко в
деятельность высших учебных заведений.
Горьковский и Воронежский обкомы партии,
например, за весь 1949 год ни разу не заслу-
шивали отчетов партийных организаций ву-
зов. Днепропетровский обком КП(б)У посы-.
лал несколько комиссий по обследованию го-
сударственного университета, но ни разу не
обсуждал их выводов на бюро обкома.
Министерство высшего образования СССР
плохо занимается подбором и расстановкой
кадров профессорско-преподавательского и
руководящего состава вузов. Среди препода-
вателей имеются люди, не отвечающие сво-
ему назначению, не могущие обеспечить
идейно-политическое воспитание студенче-
ства Нужно улучшить состав преподавате-
лей высших учебных заведений, смелее вы-
двигать на руководящую работу в вузах та-
лантливых молодых ученых, зарекомендовав-
ших себя в научно-педагогической и обще-
ственной деятельности, людей принципиаль-
ных, непримиримых ко всяким проявлениям
буржуазной идеологии. Особое внимание.
должно быть уделено созданию высококаче-
ственных учебников для вузов. Нетерпимо,
что наши студенты не имеют учебников по
таким важнейшим дисциплинам, как исто-
рия СССР (советский период), философия и
другие.
Партия и правительство повседневно забо-
тятся 06 укреплении учебно-материальной
базы высшей школы. Восстанавливаются зда-
ния вузов, разрушенные немецко-фашист-.
скими захватчиками, в больших размерах
ведется новое строительство учебных корпу-^
сов, общежитий, лабораторий вузов. жилых
домов для профессоров и преподавателей.
Гигантское строительство новых зданий Мо-
	сковского государственного университета,
которое будет закончено в 1951-1952 годах,
является величественным  . выражением
	сталинской заботы о высшем образовании, о
мощном развитии советской науки: Большие
работы по строительству и восстановлению,
зданий выеших учебных заведений ‘поруче-
ны Министерству высшего образования и его
строительным организациям. Однако они не-
удовлетворительно справляются с делом. Не-
обходимо решительно улучшить восетанов-
ление и строительство зланий вузов.

Советская высшая школа подводит итоги
1949/50 учебного года. На заседаниях ученых
советов, на партийных, комсомольских и
студенческих собраниях’ развертывается са-
мокритика и критика недостатков в учебной
и воспитательной работе. Министерство выс-
шего образования, партийные ‘организации
должны широко поддержать эту критику и
самокритику, учесть замечания и предложе-
ния студентов, профессоров и преподавате-
лей, помочь руководителям вузов устранить
недостатки и образцово подготовиться к но-
вому учебному году. .
		в преподавании, за коммунистическое воспи-
тание студенчества. Критика на их страницах
носит неглубокий, поверхностный характёр.

Большинство райкомов партии Ленинграда
недостаточно конкретно руководит партий-
ными организациями вузов. Инструкторы
райкомов плохо помогают молодым партий-
ным работникам вузовских партийных
организаций. Опыт работы вузовских парт-
организаций не обобщается. Ни горком,
ни райкомы партии не провели ни одного со-
вещания или семинара секретарей вузовских
партийных организаций. Работники райкомов
партии редко бывают на общих партийных
собраниях в вузах. Бюро райкомов партии
на своих заседаниях мало обсужлают работу
преподавателей кафедр основ марксизма-
ленинизма  и деятельность партийных орга-
низаций институтов. Ни разу не было созва-
но городское совешание руководителей ка-
федр основ марксизма-ленинизма.

Необходимо ‘сказать, что Министерство
высшего образования СССР неудовлетвори-
тельно руководит вузами Ленинграда. Работ-
ники министерства редко бывают в ленин-
градских вузах. Очень медленно идет ком-
плевтование вузов руководящими и профес-
сорскими кадрами. ЦК BKII(6) обязал Ми-
нистерство высшего образования создать при
Ленинградском универ-итете институт по-
вышения квалификации преподавателей соци-
ально-эконсмических дисциплин. Этот инсти-
тут был создан. 105 преподавателей вузов
многих областей Советского Союза повышают
здесь свои знания. Но, создав институт, ра-
	‘ботники министерства забыли о нем. Инети-
	тут не получает никакого руководства. Аспи-
ранты института предоставлены самим себе.
	Министерство высшего образования не дает
своевременных указаний по планированию
учебного процесса, не дает учебных программ,
не закрепляет базы производственной прак-
тики, своевременно не распределяет молодых
специалистов на работу. Главстрой Министер-
ства высшего образования плохо занимается
восстановлением учебных зданий и общежи-
тий вузов Ленинграда. Сроки введения в экс-
плуатацию учебных корпусов и общежитий
некоторых ленинградских вузов (Политехни-
ческого института, Ленинпрадского универ-
ситета и других) неоднократно срывались.

Партийные организации Ленинграда
проделали серьезную работу по улучшению
воспитания и подготовки высококвалифици-
рованных кадров для нашей советской .Ро-
дины. Но предстоит сделать еще очень много,
чтобы ленинградские вузы полностью удо-
влетворили тем требованиям, которые к ним
предъявляют партия и советское государ-
ство. Для этого необходимо прежде всего
повысить качество партийного руководства,
укрепить вузы крепкими, проверенными
кадрами, улучшить преподавание марксизма-
ленинизма, усилить работу по идейно-полити-
ческому воспитанию студенчества.
	Идейно- политическое воспитание
советского студенчества
	©
Н. КАЗЬМИН
	Секретарь Ленинградского обкома ВКП(б)
; oO
	те имени академика И. П. Павлова в бвязи с
изучением философских работ классиков
марксизма-ленинизма партком института ор-
ганизовал обсуждение таких проблем: «Два
основных направления в философии как отра-
жение классовой борьбы», «Учение Павлова и
Сеченова о высшей нервной деятельности»,
«Философские основы мичуринской биоло-
гии», «Кризис современного буржуазного
естествознания». В лекциях по физиологии и
другим предметам стало меньше аполитично-
сти и абстрактного академизма и. более ши-
роко развернулась воинственная наступа-
тельная критика буржуазных теорий.
	Ленинградские вузы активно включились
в борьбу за дальнейший технический про-
гресс народного хозяйства СССР. На собра-
ниях преподавателей и студентов подробно
обсуждались вопросы совместной работы с
работниками промышленности и были взяты
конкретные обязательства помощи производ-
ству. В истекшем учебном году ученые уни-
верситеть вели работу на 64 предприятиях,
в проектных организациях и отраслевых ин-
ститутах. По инициативе коммунистов со-
стоялись научно-технические конференции,
объединившие. представителей науки и про-
изводства. На одной из конференций обсуж-
дались вопросы по молекулярному, спект-
ральному анализу и его внедрению в хими-
		ренции обсуждался вопрос о воспроизводстве
рыбных запасов в водоемах северо-западной
и северной части СССР. Работники Политех-
нического института им. Калинина в содру-
жестве с работниками промышленности раз-
работали такие вопросы, как «Использование
пород Кольского полуосгрова для Ленинград-
ского металлургического завода», «Разработ-
ка и освоение электрокопировального фрезер-
ного станка» и другие. В оказании техниче-
ской помоши промышленности приняли уча-
стие почти все коммунисты преподаватели и
научные сотрудники Ленинградского техно-
логического института имени Ленсовета.
Этот инетитут, заключив 60 договоров по
содружеству с заводами Ленинграда, оказы-
вает им большую помощь консультациями,
экспертизами, анализами, обучением инже-
нерно-технического персонала и т. п. Инсти-
	тут выполнил ряд научно-исследовательсквих
работ, имеющих большое значение для раз-
вития ленинградской промышленности и го-
родского хозяйства.
	Прошедшая недавно 1Х Ленинградская го-
родская партийная конференция отметила
некоторые успехи по улучшению работы выс-
ших учебных заведений. Но она. указала на
очень существенные недостатки в работе ву-
зов и партийном руководстве ими, над устра-
нением которых должны работать партий-
ные организации Ленинграда. Конференция
отметила, что до сих пор не уделяется долж-
ное внимание подбору, расстановке и воспи-
танию преподавательских и научных кадров,
Крайне неудовлетворительно идет работа
аспирантуры. Большая часть оканчивающих
аспирантуру выпускается без защиты дис-
сертации. В преподавании социально-эконо-
мических дисциплин продолжают иметь ме-
сто формализм, начетничество, а в некоторых
случаях — искажение марксистско-ленинских
положений. Не все профессорско-преподава-
тельские и научные кадры вузов и научно-
исследовательских институтов вовлечены в
работу по техническому прогрессу, а выпол-
няемые научные работы крайне медленно
внедряются в производство. Критика и само-
критика в педагогической и научной дея-
тельности развита слабо, Это происходит
прежде всегс потому, что уровень партийно-
организационной и идейно-политической ра-
боты в некоторых партийных организациях
вузов все еше остается низким.
	K чему приводит забвение массово-полити-
ческой и партийной работы, можно видеть на
примере партийной организации Ленинград-
ского сельскохозяйственного института. Здесь
парторганизация не занималась вопросами
улучшения учебно-воспитательной работы
среди студенчества, не вела борьбы за повы-
шение качества учебных лекций, практиче-
ских занятий и семинаров. Секретарь парт-
организации института т. Маркушев и пар-
тийное бюро больше занимались хозяйствен-
ными вопросами, нежели идейным воспита-
нием студентов и. преподавателей. Руковод-
ство Пушкинского райкома ВКП(б), зная о
недостатках в учебно-воспитательной работе
в Ленинградском сельскохозяйственном
институте, ничего не предпринимало для их
устранения.

Партийные организации вузов очень слабо
используют в своей работе такое острое ору-
жие, как печать. Многие вузовские многоти-
ражки плохо борются за высокую идейность
	Большую роль в деле повышения идейно-
политического уровня студенчества играют
теоретические собеседования, которые широ-
ко проводятся в ленинградских вузах, В Тех-
нологическом институте им. Ленсовета было
проведено восемь таких собеседований по
темам: «О путях перехода от социализма к
коммунизму», «Владимир Ильич Ленин о
молодежи», «Учение Ленина и Сталина о
войне, мире и революции» и др. В Педагоги-
ческом институте имени Герцена в связи с
70-летием со дня рождения товарища Сталина
были проведены теоретические собеседова-
ния на темы: «Иосиф Виссарионович Сталин
о советском патриотизме», «Иосиф Виссарио-
нович Сталин о моральном облике советского
человека», «И. В. Сталин 0 молодежи»,
«И. В. Сталин о передовой науке».

Идейное содержание лекций и семинар-
ских занятий в значительной мере зависит
от того, насколько’ профессорско-прено-
давательский состав систематически и на-
стойчиво овладевает марксистско-ленинской
теорией, Основной формой повышения идей-
но-политического уровня профессорско-пре-
подавательского состава в вузах является са-
мостоятельное изучение марксистско-ленин-
ской теории. В Государственном университе-
те, в Пединституте имени Герцена, в Техно-
логическом институте, в Институте инжене-
ров железнодорожного транспорта и других
вузах марксистско-ленинскую теорию изучает
по индивидуальным планам подавляющее
большинство профессоров и преподавателей.
Для самостоятельно занимающихся профес-
соров и прегодавателей организованы лекции
и консультации.

В истекшем учебном году партком Педин-
ститута имени Герцена систематически за-
слушивал вопрос о работе отдельных препо-
давателей-коммунистов, самостоятельно изу-
чающих марксизм-ленинизм. На заседании
парткома и на партсобрании были вскрыты
серьезные недостатки в этой работе, Обнару-
жилось, что некоторые товариши изучили
только те труды классиков марксизма-
ленинизма, которые имеют непосредственное
отношение к их специальности, другие това-
рищи повьшиение своего идейно-теоретиче-
ского уровня сводили только к работе над
диссертациями. После обсуждения эти недо-
статки были исправлены.

В результате более глубокого изучения
марксизма-ленинизма преподавателями и
студентами позысился теоретический уро-
вень преподавания специальных дисциплин.
В 1-м Ленинградском медицинском институ-