8 (146)

30 июня. 1950 г., №1

<

# театр
	А. Корнейчука, «Русские люди» К. Симоно-
ва, «Нашествие» Л. Леонова, проникнутые.
высокой, благородной идеей советского пат-
риотизма, зовущие к борьбе с врагом, укреп-
ляющие веру в победу.

В послевоенные годы театральное искусство
в нашей стране получило дальнейшее бурное
развитие. Важнейшей вехой, определившей
творческое развитие советского театра в
послевоенный период, явились постановления
ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам.
Надо отметить, что коллектив Ярославского
театра не избежал общей для многих театров
ошибки, выразившейся в постановке ряда
безидейных, порочных пьес. Потребовалась
упорная, кропотливая работа всего коллекти-
ва театра, чтобы осуществить перестройку ре-
пертуара. За последние годы на сцене театра
показаны лучшие пьесы советских драматур-
гов — «Победители» Б. Чирскова, «Молодая
гвардия» по’ роману А. Фадеева, «Русский
вопрос» и «Чужая тень» К. Симонова, «Ве-
ликая сила» Б. Ромашова.

Заслуженным успехом у ярославского зри-
теля пользуется спектакль «Счастье» по ро-
ману П. Павленко. Творческий коллектив
сумел создать яркие, запоминающиеся образы
простых советских людей-— строителей комму-
низма. Большой удачей театра является еце-
на встречи товарища Сталина с полковником
Воропаевым, в которой раскрыта мудрость
великого вождя, его чуткость к людям, пока-
зано единение народа и вождя.

Новую творческую победу принес Ярослав-
скому театру 1949 год. Поставленный в этом
сезоне спектакль по пьесе «Заговор обречен-
ных» Н. Вирты отличается высокой идей-
ностью, политической заостренностью, высо-
ким художественным уровнем. Постановщик
и актеры нашли яркие краски для показа
крепнущих сил демократического, антиимпе-
риалистического лагеря. За постановку этого
спектакля режиссеру П. Васильеву, артистам
А. Чудиновой, К. Незвановой, В. Нельскому,
С. Ромаданову, художнику Н. Медовщикову
присуждена Сталинская премия. Эта высокая
оценка достойно ‘венчает упорную, плодо-
творную работу коллектива над современны-
ми пьесами. Присуждение Сталинской пре-
мии вместе с тем налагает высокие и от
ветственные задачи на театр. У него есть все
силы и возможности, чтобы успешно спра-
виться с этими задачами. Е

В театре воспитался и вырос крепкий кол-
лектив мастеров сцены. Широкой ` извест-
ностью пользуется имя лауреата Сталинской
премии народного артиста РСФСР Г. А. Бело-
ва, исполнителя роли Мичурина в одноимен-
ном фильме. Свыше десяти лет играют на
ярославской сцене заслуженные артисты
РСФСР лауреаты Сталинской премии‘
А. Д. Чудинова и С. Д. Ромаданов, заслужен-
ный артист РСФСР С. М. Кюмиссаров, заслу-
женный артист УССР Г. С. Свободин. Зрители
глубоко’ ценят актеров старшего и ‘среднего
поколения —лауреата Сталинской премий
К. Г. Незванову, В. Е. Соколова, Е. П. Карта-
шову, И. П. Бросевича, Р. И. Нигай, П. П.`Ан-
тонова, О. Д. Иванову и других. Значителен
творческий рост молодых актеров, воспитан-
ников студии: Е. В. Пашковой, Е. Н. Нико-
Aaesa, 3. Л. Савченко и других. Плодотворно
работают в театре лаурваты Сталинской пре-
мии-—главный режиссер П. П. Васильев и
главный художник Н. Н. Медовщиков..

Работа в’ театре, основанном первым рус-
ским актером, — большая честь. Сознавая
это, творческий коллектив прилагает все си-
лы к тому, чтобы высоко нести знамя совет-
ского искусства.

200-летие Ярославского театра имени
Ф. Г. Волкова —праздник советского театраль-
ного искусства, праздник советской культуры.
На протяжении всего -двухсотлетнего. пути.
русский театр отличало беззаветное служе-
ние народу. Эти благородные традидии. осо-
бенно окрепли в. наше, советское время, когда
многочисленная армия работников искусства.
повседневно чувствует заботу большевист-
ской партии, советского правительства, лично
товарища Сталина. ‘ .

. Достойным ответом работников театра на
эту заботу будет создание новых произпведе-
ний, вдохновляющих советских людей на
труды и подвиги во имя победы коммунизма.
	Г. СИТНИКОВ.
Секретарь Ярославского обхома ВКП(б).
	усски
	УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС
	(Окончание. Начало см. на 3-й стр.)
	жители разной физической интенсивности,
рефлексов положительных и ‚отрицательных,
применяемых стереотипно в том же порядке
и с теми же промежутками. Применяя то
чрезвычайно исключительно сильные услов-
ные раздражители, то очень удлиняя про-
должительность тормозных раздражителей
или производя очень тонкую дифференци-
ровку, или увеличивая в системе рефлексов
число тормозных раздражителей, то, нако-
нец, заставляя следовать непосредственно
друг за другом противоположные процессы,
или даже действуя одновременно противопо-
ложными условными раздражителями, или
разом изменяя динамический стереотип, т. е;
преврашая установленную систему YCAOB-
ных раздражителей в противоположный ряд
раздражителей, — мы видим, что во всех этих
случаях указанные крайние типы особенно
быстро приходят в хроническое патологиче-
ское состояние, выражающееся в этих типах
различно. У возбудимого типа невроз выра-
жается в том, что его тормозной процесс, по-
стоянно и в Норме отстававший по силе раз-
дражительного, теперь очень слабнет, почти
исчезает; выработанные, хотя и не абеолют-
ные, дифференцировки вполне растормажи-
ваются, угасание чрезвычайно затягивается,
запаздывающий рефлекс превращается в ко-
ротко отетавленный и т. д. Животное стано-
вится вообще в высшей степени несдержан-
ным и нервным при опытах в станке: то
буйствует, то, что гораздо реже, впадает в
сонное состояние, что с ним раньше не слу-
чалось. Невроз слабого типа носит почти
исключительно депрессивный характер.
Условнорефлекторная деятельность делается
в высшей степени беспорядочна, а’ ча-
ще всего совсем исчезает, животное в стан-
ке находится почти ‘сплошь в гипнотическом
состоянии, представляя его различные фазы
(условных рефлексов никаких нет, животное
‚не берет даже предлагаемую ‘ему еду).

Экспериментальные ‘неврозы большей
частью принимают затяжной характер — на
месяцы и на годы. При длительных неврозах
были испытаны ‘с успехом лечебные приемы.
Давно уже при изучении условных рефлек-
сов был применен бром, когда дело ‘шло ©
животных, которые не могли’ справиться с
задачами торможения. И оказалось, что бром
существенно помогал этим животным. Длин-
ные и разнообразные ряды опытов с услов-
ными рефлексами на животных несомненно
установили, что бром имеет специальное
отношение не к раздражительному процес-
су, его снижая, как обычно понималось, а ‘к
тормозному, его усиливая, его тонизиууя.
Он оказался могущественным регулятором
и восстановителем нарушенной нервной дея-
тельности, но при непременном и существен-
нейшем условии соответственной и точной
дозировки его по типам и состояниям нерв-
ной системы. При сильном типе и при доста-
точно еще сильном состоянии надо употреб-
лять на собаках большие дозы до 2—5 гв
сутки, а при слабых обязательно спускаться
до сантиграммов и даже миллиграммов. Та-
кое бромирование в течение недели-двух
иногда уже бывало достаточно для’ ради-
кального излечения хронического экспери-
ментального невроза. За последнее время де-
лаются опыты, показывающие еще более
действительное лечебное действие, и имен-
но в особенно тяжелых случаях, комбинации
брома с коффеином, но опять при тончай-
шей, теперь взаимной дозировке. Излечение
больных животных получалось иногда, и хо-
тя и не так быстро и полно, также и при
одном продолжительном или коротком, но
регулярном отдыхе от лабораторной работы
вообще или: от устранения лишь. трудных
задач в системе условных рефлексов.

Описанные неврозы собак всего еетествен-
нее сопоставить с неврастенией людей, тем
более, что некоторые невропатологи настаи-
вают на двух формах неврастении: возбуж-
денной и депрессивной. Затем сюда же по-
дойдут некоторые травматические неврозы,
а также и другие реактивные патологические
состояния. Признание двух сигнальных си-
стем. действительности у человека, надо ду-
мать, поведет специально к пониманию ме-
ханизма двух человеческих неврозов: исте-
рии и психастении. Если люди, на основании
преобладания одной системы над другой,
могут быть разделены на мыслителей по
преимуществу и ‘художников по преимуще-

ству, тогда будет понятно, что в патологиче-.
	ских случаях при общей неуравновешенно-
	сти нервной системы первые окажутся пси-
хастениками, а вторые — истериками.

Кроме выяснения механизма неврозов,
физиологическое изучение высшей нервной
деятельности дает ключ к пониманию неко-
торых сторон и явлений в картинах психо-
зов. Прежде‘ всего остановимся ‘на HeKOTO-
рых формах бреда, именно на вариации брё-
да преследования, на том, ‘что Пьер Жанэ
называет - «чувствами овладения», и на
«инверсии» Кречмера. Больного преследует
именно ‘то, ‘чего он особенно желает избе-
жать: он хочет иметь свои тайные мысли,
а ему неодолимо кажется, что они постоянно
открываются, узнаютея другими; ему хочет-
ся ‘быть одному, а ‘его мучит‘ неотступная
мысль, хотя бы он B действительности и
находился в комнате один, что в ней все же
кто-то есть, ‘и т, д.— чувства овладения, по
Жанэ. У Кречмера ‘две ‘девушки, придя. в
пору половой зрелости и получив влечение
к определенным мужчинам, однако, подав-
ляли в себе это влечение по некоторым мо-
тивам; В силу этого у них сначала развилась
навязчивость: к их мучительному горю им
казалось, что на лице их видно половое воз-
буждение‘и все обращают на это ‘внимание,
а им была очень дорога их половая: чистота,
неприкосновенность. А затем сразу одной
неотступно стало казаться’ и даже ошуща-
лось ею, что в ней находится и двигается, до-
бираясь до рта, половой искуситель — змей,
соблазнивший Еву в раю, а другой, что она
беременна. Это последнее явление Кречмер
и называет инверсией. Оно в отношении ме-
ханизма, очевидно, тождественно с чувством
овладения: Это патологическое субъектив-
ное переживание можно без натяжки понять
как физиологическое явление ультрапара-
доксальной ‘фазы. Представление о половой
неприкосновенности как сильнейшее ‘поло-
жительное раздражение на фоне тормозного,
подавленного состояния; в’ котором находи-
лись обе. девушки, превратилось в столь же
сильное противоположное : отрицательное
представление, доходившее до степени ощу-
щения, у ‘одной — в представление о нахож-
дении в ее теле полового‘ соблазнителя, ау
другой — в представление‘ о беременности
как результате полового сношения. То же и
у больного с чувством овладения. Сильное
положительное представление «я один». пре-
вращается при тех же условиях в такое же
противоположное —«около меня всегда кто-то!».

В опытах с условными рефлексами при
разных трудных и патологических состоя-
ниях ‘нервной системы часто приходится
наблюдать, что временное торможение ведет
к временному улучшению этих состояний, а
у одной собаки отмечено два раза яркое ка-
татоническое состояние, повлекшее за собой
резкое улучшение хронического упорного
нервного. заболевания, почти возврат к нор-
ме, на несколько последовательных дней.
Вообще надо’ сказать, что при’ эксперимен-
тальных заболеваниях нервной системы поч-
ти постоянно выступают отдельные явления
гипноза, ‘и это дает право принимать, что
это = нормальный прием о физиологической
борьбы против болезнетворного агента; По-
этому кататоническую форму или фазу ши-
зофрении, сплошь состоящую из: гипнотиче-
ских симптомов, можно понимать как физи-
ологическое охранительное торможение,
	ограничивающее или совсем исключающее
работу заболевшего мозга, которому’ вслед-
ствие действия какого-то, пока неизвестного,
вредного агента угрожала опасность серьез-
ного нарушения или окончательного разру-
шения, Медицина в случае почти всех бо-
лезней хорошо знает, что первая терапев-
тическая мера — покой подвергшегося забо-
леванию органа. Что такое понимание меха-
низма кататонии при шизофрении отвечает
действительности, убедительно доказывается
тем, что только эта форма шизофрении пред-
ставляет довольно значительный процент
возврата к норме, несмотря иногда на мно-
гогодовое (двадцать лет) продолжение катато-
нического состояния, С этой точки зрения
являются прямо вредоносными всяческие
попытки действовать на кататоников BO3-
буждающими приемами и средствами. На-
оборот, надо ждать очень значительного уве-
личения процента выздоровления, если к
физиологическому покою посредством тормо-
жения присоединить нарочитый внешний
покой таких больных, а не содержать их
среди беспрерывных и сильных раздраже-
ний окружающей обстановки, среди других
более или менее беспокойных больных.
При изучении условных рефлексов, кроме
общего ‘заболевания коры, многократно на-
блюдались чрезвычайно интересные случаи
также экспериментально и функционально
произведенного заболевания отдельных очень
дробных пунктов коры. Пусть имеется собака
с системой разнообразных рефлексов и между
ними условными рефлексами на разные зву-
ки: тон, шум, удары метронома, звонок
ит. д.-— и больным может быть сделан только
один из пунктов приложения этих условных
раздражителей, а остальные останутся. здоро-
выми. Патологическое состояние изолирован-
ного пункта коры производится теми же при-
емами, которые описаны выше как болезне-
творные. Заболевание проявляется в различ-
ных формах, в различных степенях. Самое
легкое изменение этого пункта выражает-
ся в его хроническом гипнотическом со-
стоянии: на этом пункте вместо HOp-
мальной связи величины эффекта раздра-
жения © физической силой раздражителя
появляются уравнительная и парадоксаль-
ная Фазы. И это на основании выше
сказанного можно было бы толковать как
физиологическую предупредительную меру
при трудном состоянии пункта. При дальней-
нем‘ развитии болезненного состояния раз-
дражитель совсем не дает положительного
эффекта, а всегда вызывает только торможе-
ние. Это в одних случаях. В других — совер-
шенно наоборот. Положительный рефлекс
делается необычно устойчивым: он медленнее
угасает, чем нормальные, менее поддается по-
следовательному торможению от других, тор-
	мозных условных раздражителей, он часто.
	резко выступает по величине среди всех
остальных условных рефлексов, чего раньше,
до заболевания, не было. Значит, раздражи-
тельный процесс данного пункта стал хрони-
чески болезненно-инертным: Раздражение па-
тологического пункта то остается индиффе-
рентным для пунктов остальных раздра-
жителей, то к этому пункту нельзя
прикоснуться его раздражителем, без того,
чтобы не расстроилась так или иначе
зся система рефлексов. Есть основание
принимать, что при заболевании изолирован-
ных пунктов, когда в больном пункте преоб-
ладает то тормозной процесс, то раздражи-
тельный, механизм болезненного состояния
состоит именно в нарушении равновесия ме-
жду противоположными процессами: слабнет
значительно и преимущественно то один, то
другой процесс. В случае патологической
инертности раздражительного процесса
имеется факт, что бром (усиливающий тормоз-
ной процесс) часто с успехом ее устраняет.
Едва ли может считаться фантастическим
следующее заключение. Если, как очевидно
прямо, стереотипия, итерация и персеверация
	имеют свое естествевное основание в патоло-
	гической инертности раздражительного про-
цесса разных двигательных клеток, то и ме-
ханизм навязчивого невроза и паранои дол-
жен быть тот же. Дело идет только о других
клетках или группах их, связанных © нашими
ощущениями и представлениями. Таким обра-
зом, только один ряд ощущений и представ-
лений, связанных © больными клетками,
делается ненормально устойчивым и не под-
дается .задерживающему влиянию других
многочисленных ощущений и представлений,
более соответствующих действительности
благодаря здоровому состоянию их клеток.
Следующий факт, который наблюдался много
раз при изучении патологических условных
рефлексов и который имеет явное отношение
к человеческим неврозам и психозам, — это
циркулярность нервной деятельности. Нару-
шенная нервная деятельность представлялась
более или менее правильно колеблющейся. То
1пла полоса чрезвычайно ослабленной дея-
тельности (условные рефлексы были хаотич-
ны, часто исчезали совсем или были мини-
мальны), а затем как бы самопроизвольно без
видимых причин после нескольких недель
или месяцев наступал болыший или меньший
или даже совершенный возврат к норме, сме-
нявшийся потом опять полосой патологиче-
ской деятельности. То в циркулярности чере-
довались ‘периоды ослабленной деятельности
с ненормально повышенной. Нельзя не видеть
в.этих колебаниях аналогии. с циклотимией и
маниакально-депрессивным ‹ псеихозом. Всего
естественнее было бы свести эту патологиче-
скую периодичность на нарушение нормаль-
ных отношений между раздражительным и
тормозным процессами, что касается MUX
взаимодействия. Tak Kak противоположные
процессы не ограничивали друг друга в долж-
ное время и в должной мере, а действовали
независимо друг от друга и чрезмерно, то ре-
зультат их работы доходил до крайности — и
только тогда наступала смена одного дру-
гим. Таким образом получалась другая, имен-
HO чрезвычайно, утрированная  периолич-
ность: недельная’и месячная вместо короткой,
и потому совершенно ‘легкой, суточной пе-
риодичности. Наконец, нельзя не упомянуть
о факте, обнаружившемся до сих пор в исклю-
чительно сильной форме, правда, только у од-
ной собаки. Это—чрезвычайная взрывчатость
раздражительного процесса. Некоторые от-
дельные или все условные раздражители да-
вали стремительнейший и чрезмерный эф-
фект (как двигательный, так и секреторный),
но быстро обрывающийся еще в течение дей-
ствия раздражителя: и собака при подкрепле-
	нии пищевого рефлекса еды уже не брала.
	Очевидно, дело в сильной патологической ла-
бильности раздражительного процесса, что
соответствует раздражительной слабости че-
ловеческой клиники. Случаи слабой формы
этого. явления нередки у собак при некоторых
условиях. - ‘

Все описанные патологические нервные
симптомы выступают при соответствующих
условиях как у нормальных, т. е. оперативно
не‘тронутых собак, так (в особенности неко-
торые из них, например циркулярноеть) и у
кастрированных животных, значит, на орга-
нической патологической почве. Многочис-
ленные опыты показали, что главнейшая
черта нервной деятельности кастратов — это
очень сильное и преимущественное ослабле-
ние тормозного процесса, у сильного ‘типа с
течением времени, однако, значительно вы-
равнивающееся. - Е

В заключение еще раз надо подчеркнуть, до
wero, при сопоставлении ультрапарадоксаль-
ной фазы с чувствами овладения и инверси-
ей, а патологической инертности раздражи-
тельного процесса — с навязчивым неврозом
и параноей, взаимно покрываются и сливают-
ся физиологические явления с переживания-
ми субъективного мира.
	_ Старейший
	двести лет назад, в июле 1150 года, первым
русским актером Федором Григорьевичем
Волковым в, Ярославле был основан общедо-
ступный театр. Воплотив в себе лучшие тра-
диции народного искусства, театр, основан-
ный Ф. Г. Волковым, далеко опередил разви-
тие театральной культуры стран Запада. С
первых же ‘своих шагов, в противовес запад-
ному искусству, русский театр показал себя
как театр, которому свойственны националь-
ная самобытность, приверженность к реали-
стическому отражению жизни, историческая
правдивость в искусстве.

Создание русского национального театра
отразило тот большой подъем культуры, нау-
ки и искусства, которым отмечена. в России
середина ХУПТ века. Могучие силы русского
народа все смелее прорывались наружу, вы-
двигая таланты, прославившие свою Родину.
В истории передовой русской общественной
мысли в эти годы создавалась почва для вы-
ступления выдающегося революционера и пи-
сателя А. Н. Радищева. В это время жил и
творил гениальный М. В. Ломоносов. Подни-
мались творческие силы в литературе, искус-
стве. Ярославец Ф. Г. Волков открыл первую
	страницу истории национального русского
	театра.
	200-летию Ярославского театра

имени Ф. Г. Волкова
©
	В.. Комиссаржевская, В. Качалов. Бсе они и
многие другие замечательные мастера рус-
ской сцены продолжали и развивали то ве
ликое национальное самобытное искусство
русского театра, начало которому положил
Ф. Г. Волков.

Великая Октябрьская социалистическая ре
волюция, открывшая новую эру в истории че
ловечества, внесла коренные изменения и в
развитие культуры и искусства. Новый зри-
тель, пришедший в театр, требовал такого ис-
кусства, которое было бы ` подлинно народ-
ным; реалистическим. Е

Болынпевистская партия, советское прави-
тельство предоставили работникам искусств
широчайшие возможности для плодотворной
творческой работы. В корне изменился харак-
тер так называемого местного, периферийно-
го театра. Вместе с лучшими театрами столи-
цы театры наших областных и краевых цент-
ров стали рассадником самой передовой в ми-
ре советской культуры. Огромные изменения
произошли за годы советской власти и в жиз-
ни Ярославского театра, носящего имя своего
основателя Ф. Г. Волкова.

С первых же дней советской власти старей-
ший русский театр начал упорную борьбу за
то, чтобы сочетать лучшие традиции прошло-
го с боевыми вопросами современности, рас-
чистить театральное наследство от всего
нездорового, вредного, что мешало творческим
силам расти и развиваться. Коллектив театра
направил свои творческие усилия на созда-
ние полноценных художественных спектак-
лей, реалистично, ярко и глубоко отображаю-
щих новую, советскую жизнь.

‚Важнейшим моментом в жизни Ярославско-
го театра явился спектакль «Любовь Яровая»,
Театр показал зрителю и другие лучшие
пьесы советской ° драматургии — «Разлом»
Б. Лавренева, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова.
	В годы сталинских пятилеток коллектив
театра активно служит великому делу социа-
листического переустройства страны. Его
спектакли идут в рабочих клубах, на строи-
тельных площадках, возникавших на берегах
Волги. Ярославль становится одним ‘из круп-
ных промышленных ‘центров нашей Родины.

В эти годы Ярославский театр выдвигается
в число сильнейших театральных коллекти-
вов страны. Он вырос идейно и окреп органи-
зационно. Постоянная творческая труппа,
рост актерской молодежи, опытные режиссеф-
ские кадры, крепкая связь со зрителем — вот
какие черты характеризуют теперь Ярослав-
ский театр имени Ф. Г. Волкова.

Упорная работа, неуклонное стремление
расти и развиваться в направлении лучших
традиций русского национального искусства
позволили коллективу театра имени Ф. Г.
Волкова успешно осуществить постановку
лучших произведений классической и совет-
ской ‘драматургии. С большим успехом в.эти
годы в театре шли пьесы Островского, Чехова,
Горького.
	В ходе борьбы за осуществление задач,
поставленных большевистской партией
перед работниками советского искусства, про-
должается творческий рост театра. Театр име-
ни Ф. Г. Волкова одним из первых наших пе-
риферийных театров показал на сцене образы
великих вождей революции В. И. Ленина и

И. В Сталина.
	Успешно выдержал театр почетный экза-
мен-—творческий показ своих ‘спектаклей в
столице нашей Родины — Москве. Смотр `яро-
славских спектаклей в Москве проходил в
трудное для нашей страны время—в период
Великой Отечественной войны. Москвичи
тепло встретили постановки старейшего рус-
ского театра. Показ спектаклей в Москве был
не только смотром творческих достижений
театра, но и отчетом о его вкладе в дело раз-
грома ненавистного врага. Репертуар театра в
военные годы включал пьесы, воспиты-
вающие у зрителя чувство гордости за свою
могучую Родину, за русский парод- руково-
дящую силу Советского Союза. Таковы были
спектакли, поставленные по пьесам «Фронт»
	Становление русского национального теат-
ра-—это упорная борьба. за народность в ис-
кусстве, борьба с преклонением перед Запа-
дом, столь характерным для русской придвор-
ной аристократии. Не понимая своего народа,
далекая от него, правящая верхушка цар-
ской России слепо поклонялась театру Запада
с его внешней красивостью, пышностью и
пустым содержанием. В этих условиях появ-
ление в Ярославле национального театра с
репертуаром, отражающим русскую жизнь, ©
реалистической актерской игрой, не знакомой
и чуждой Западу, было огромным событием
в искусстве.

В истории русской культуры Волкову по
праву принадлежит выдающееся место. Отцом
русского театра назвал Волкова Белинский.
Волков, по словам Державина, был «знамени-
тый муж по своему уму». Фонвизин отзывал-
ся о Волкове, как о «муже глубокого разума,
наполненного достоинствами,” который боль-
шие знания имел и мог бы быть человеком
государственным». Ф. Г. Волков был глубоко
одаренным человеком, воплотившим‘ в себе
лучшие качества своего народа. Он правильно
определял сущность и место искусства в жиз-
ни народа; стремился к тому, чтобы ‘театр
активно влиял на развитие передовых. сил
русского обитества. Волков настойчиво борол-
ся с уходом театра от жизни, отстаивал реа-
листический репертуар. Деятельность Волко-
ва, его дарование, творческая манера имели
решающее влияние на все последующее раз-
витие русского театрального искусства.

Ф. Г. Волковым воспитана замечательная
плеяда русских актеров-—И. Дмитриевский,
Я. Шумский, первая русская актриса Т. Трое-
польская. Развивая и утверждая реалисти-
ческие традиции, волковская школа театраль-
ного искусства подготовила почву следую-
щцему поколению великих мастеров русской
сцены-—П. Мочалову и М. Щепкину. Через
Мочалова, Щепкина к К. С. Станиславскому
	и В. И. Немировичу-Данченко идет восхо-
	дящая линия развития русского театра, его
расцвета и утверждения как театра жизнен-
ной правды, выражающего передовые идеи
своего времени, стремящегося служить на-
роду. р

История Ярославского’театра в годы, пред-
шествующие Великой Октибрьской социали-
стической революции, со вгей полнотой отра-
	жает положение провинциального театра
царской России. В условиях. самодержа-.
вия, когда капитализм, по ‘выражению
	В, И. Ленина, мял, душил таланты тысячами
и миллионами, не могло быть и речи о под-
линном расцвете народного искусства. И все
же, несмотря на невыносимые условия, соз-
данные царизмом, из среды народа вырастали
подлинные мастера сцены, составляющие
гордость русского театра. В Ярославле начи-
нала свою сценическую деятельность знаме-
нитая П. Стрепетова. Здесь играл свои пер-
вые роли И. М. Москвин. В Ярославском те-
атре в разные времена выступали М; Щеп-
кин, Г. Федотова, М. Савина, М. Ермолова,
К. Варламов, А. Ленский, К. Станиславский,
		На экранах нашей страны с огромным ус-
пехом демонстрируется новый цветной худо-
жественный фильм «Заговор обреченных», по-
ставленный режиссером. М. Калатозовым по
сценарию Н. Вирты.

Фильм «Заговор обреченных» ярко - пове-
ствует о борьбе с реакцией в одной из стран
народной демократии.

+B годы фантистской оккупации героиче-
ская дочь. народа коммунистка Ганна.Лихта
(артистка Л. Скопина) мужественно боролась
против гитлеровцев. Приговоренная к смерт-
ной казни, она бежит из концентрационного
лагеря и находит убежище в доме крестьяни-
на-партизана Косты Варра. Едва придя в се-
бя, бесстрашная женщина спешит к партиза-
нам, чтобы снова стать в ряды борцов за ево-
боду и независимость родины. :

Проходит несколько лет, затихает гром вой-
ны. Ганна Лихта — заместитель. премьер-
министра в коалиционном . правительстве.
Республика переживает тяжелое время. На-
двигается голод, искусственно создаваемый
буржуазными националистами и церковника-
ми по директиве американского поела Мак-
Хилла (артист М. Штраух). Идет тайная под-
готовка реакционных сил к вооруженному
восстанию. ;

В эти дни Ганна Лихта, открывая памятник
советским воинам-освободителям, обращается
к народу с горячей, взволнованной речью.
Напомнив, что советская страна. избавила
республику от ига фашизма, Ганна Лихта го-
ворит: я

— Эта страна — надежда всего трудового
человечества... Она спасла мир от фашиетско-
го позора. Она помогла нам завоевать свобо-
ду, она спасла жизнь всем, всем без исклю-
чения, и даже тем, кто сегодня пытается под-
нять на нее руку как предатель. Поклянемся
же над могилами наших освободителей —
советских бойцов, что никогда не погаснет
пламя дружбы и братства между нашими на-
родами!..

Простые трудящиеся люди идут за комму-
нистами. В их лице они видят своих защил-
ников и авторитетных руководителей. Вот по-
чему Мак-Хилл спешит организовать убий-
ство Ганны Лихта, а министр промышленно-
сти, лидер партии католиков Гуго Вастие
(роль исполняет В. Марута) посылает убийц.
Но раненая Ганна Лихта’ снова в строю, а
трудящиеся выходят на демонстрацию, чтобы
выразить презрение и гнев подлым реакцио-
нерам.

В борьбе против заговорщиков Ганна Лихта
не одинока. Против реакции самоотверженно
борются коммунистическая партия и весь на-
род. Рядом с Ганной Лихта ее соратники — се-
кретарь Пентрального Комитета компартии
Словено (В. Аксенов), редактор газеты Маке
Вента (П. Кадочников), Коста Варра (Б. Сит-
ко), Магда` Форсгольм (Л. Кошукова) и
другие. Сила коммунистов в том, что они
прочно связаны с массами и, следуя мудрому
указанию товарища Сталина, всегда и во
всем опираются на народ.

«заговор обреченных»
	Реакционеры боятся народа и ненавидят
его. Во имя своих грязных махинаций они
идут на самые гнусные преступления, обре-
кают трудящихся’ на голод и стремятся на-
вязать стране «план Маршалла», план ‘зака-
баления и нищеты, и хотят любой ценой раз-
громить коммунистов — защитников народ-
ных интересов. Жажда власти, стяжательство,
ненависть ‘к Советскому Союзу, оплоту борь-
бы за мир и демократию, сводят под крышу
американского посольства капиталиста Гуго
Вастиса, лицемерного иезуита кардинала
Бирнча (А. Вертинский), лидера партии на-
ционалистов Хрибтину Падера (С. Пиляв-
ская), бывшего гестаповца Куртова (0. Жа-
ков), сопиал-предателя председателя парла-
	мента Иохима Пино (И. Судаков); американ-
	скую журналистку-шпионку Киру Рейчел
(В. Серова). Все они — люди без чести и со-
вести, способные на все ради осуществления
своих преступных целей и личной выгоды.
	Мак-Хилл торопит события. Друг Черчилля
и Даллеса спетит выполнить приказ своих
вашингтонских боссов. Мак-Хилл приводит в
движение тайные пружины заговора. Кулаки
прячут зерно, католические попы запугивают
верующих «красной опасностью», владельцы
магазинов распространяют лживые слухи о
вывозе ‘коммунистами хлеба в Советский
Союз. Но, вопреки всем ухищрениям нацио-
налистов и католиков и предательству пра-
вых социал-демократов, народ решительно
поддерживает коммунистов. Он ‘отвергает
«план Маршалла». Следуя воле народа, парла-
мент принимает решение о посылке делега-
ции в Советский Союз для заключения до-
говора о дружбе и взаимопомощи. Охвачен-
ный бешеной злобой, Мак-Хилл пускает в ход
последнее средство: он организует путч. Реак-
ционеры бросаются в атаку. Христина Падера
уже подписала список руководителей компар-
тии, обреченных на смерть. Однако бдитель-
ность коммунистов и гнев народа мешают
осуществлению путча. Заговорщики аресто-
ваны, Мак-Хилл изгоняется из страны. За-
говор обреченных лопается, как мыльный пу-
зырь. :

Фильм заканчивается BOAHyDMen сценой
принятия народом приветственного’ письма
великому Сталину.

«Заговор обреченных» — значительное про-
изведение советского киноискусства, произ-
ведение актуальное, правдивое, волнующее.
Реалистичен его сюжет, образы его действу-
ющих лиц взяты из подлинной жизни стран
народной демократии. Глядя на экран, зритель
вспоминает процессы кардинала Миндсенти
и Ласло Райка в Венгрии, февральские собы-
тия 1948 года в Чехословакии, суд над преда-
тельской бандой Трайчо Костова в Болгарии,
недавнее разоблачение и осуждение группы
американских агентов в Чехословакии. Все
эти изменники родины, продавшись англо-
американским империалистам, стремились
свергнуть народно-демократический строй,
	восстановить капитализм, ввергнуть мир в
пучину новой кровавой войны. Фильм сры-
вает маски с поджигателей новой. войны —
англо-американских империалистов и их при-
служников — презренных титовцев и правых
социалистов. Он учит зрителя бдительности,
он показывает единственно правильный путь
к миру, счастью и свободе народов.

Автор сценария фильма «Заговор обречен-
ных» Н. Вирта внес, по сравнению со своей
одноименной пьесой, ряд. существенных до-
полнений. Появились. новые действующие
лица и сюжетные линии, что в сочетании с
возможностями киноискусства расширило
рамки пьесы, заострило ее идейное содержа-
ние и художественную выразительность.
Успеху фильма во многом содействовала
серьезная, вдумчивая работа режиссера
М. Калатозова, проявившего тонкий вкус и
зрелое мастерство.

В фильме много актерских удач. Глубоко,
проникновенно исполняет роль Ганны .Лихта
артистка Московского театра транспорта
Л. Скопина. В каждом ее слове и жесте чув-
ствуются большая внутренняя сила, непоколе-
бимая убежденность в правоте своего дела.
П. Кадочников в роли редактора газеты. Макса
Вента создает образ убежденного коммуниста,
заботливого к своим друзьям и беспощадного
к врагам народа. Хорошо, с мягким юмором
исполняет роль могучего землепашца-правдо-
люба Косты Варра артист Б. Ситко.

Роль социал-предателя Иохима Пино пре-
восходно играет И. Судаков. Воспитанный в
смердящих конюшнях международного оппор-.
тунизма, Пино в трактовке Судакова — это ти-
пичный демагог и двурушник, рекламиру-
ющий свои «идеалы» и без раздумья по-
ступающий в услужение к боссам Уолл-стри-
та. Христина Падера в исполнении С. Пи-
лявской — хитрая и расчетливая _ авантю-
ристка, способная на любое преступление, тип
аморальный и циничный до мозга костей.
Колоритен М. Штраух в роли американского
посла Мак-Хилла. Да, таковы они и в жиз-
ни — эти наглые неофашисты, скрывающие
под фраком дипломата ампулы с ядом и кас-
теты гангстера. Сочными красками рисует
А. Вертинский образ заклятого реакционера-—
кардинала Бирнча. Этот вздымающий очи к
небу святоша и ханжа — злобный хищник,
готовый огнем и мечом истреблять народ во
имя интересов капитала.

Фильм «Заговор обреченных» примечате-
лен и тем, что в нем советские киномастера
сделали еще один крупный шаг в области
цветной фотографии. Большую роль в этом
сыграли главный оператор М, Магидсон и
художник И. Шпинель.

Фильм «Заговор обреченных» будет по до-
стоинству оценен. и советскими людьми и на-
шими многочисленными друзьями за рубе-

en men
	KOM. a OO
Е. СКЛЕЗНЕВ.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
			г 09929. Апрес_ редакции: Моснва, Старая_площадь, дом 4, ном. 258. Телефоны: К 6-63-60 Д3-30-52. Типография газеты «Правда» имени Сталина.