ПИСЬМО В РЕДАКПИЮ
	Казахская филармония
работает плохо
	Казахская ‘филармония призвана пропаган-
дировать лучшие достижения музыкального
искусства. Она располагает для этой цели
большими силами и средствами. Однако Ка-
захская филармония плохо справляется со
своими задачами. Немало композиторов по
заказам Управления по целам искусств при
Совете Министров республики создают кан-
таты, симфонии, песни, камерную музыку.
Но исполнять эти произведения некому. Сим-
фонический оркестр филармонии давно рас-
пущен, камерные ансамбли отзутствуют.

Заброшена работа с солистами филармонии.
Отсутствие должной идейно-воспитательной
и художественно-творческой работы в филар-
монии привело к тому, что начинающая да-
ровитая артистка Роза Багланова, сумевшая
хорошо показать себя на Международном фе-
стивале в Будапеште и на концертах в Мо-
скве, в данное время снизила художественное
качество исполнения.

В работе филармонии царит самотек. В ре-
зультате этого многие артисты не находят
должного применения. Солист филармонии
Матаков за весь 1949 год дал всего 33 концер-
та, солист Жармы-Хасанов выступил в 1949 го-
ду 44 раза, артист Курманов—50 раз, Комба-
ров--46 раз. Из рук вон плохо организуются
гастрольные поездки. Администраторы выеёзд-
ных бригад и артисты-гастролеры зачастую
не отчитываются в своей деятельности.

В Казахской филармонии налицо низкая
трудовая дисциплина, имеют место амораль-
ные поступки, склоки и групповщина, Дирек-
ция филармонии, возглавляемая Есенберли-
ном, не только не искореняет недостатки, но и
всячески зажимает критику. Так, например,
за критику увольнялась с работы т. Исхаева.
Понадобилось вмешательство партийных
органов, чтобы восстановить ее на работе.
Член партийного бюро т. Кубайжанов после
своего критического выступления на парт-
собрании также был уволен с работы. Тт. Ан-
тонов, Аргамбаева, Абдушева, Нурмагамбе-
	това, заслуженный деятель искусств т. Касы-`
	мов и ряд других работников, не желавших
мириться с нынешним положением в филар-
монии, вынуждены были покинуть ее,

Все эти факты известны республиканским
партийным и советским органам. Проверка
работы филармонии, проводившаяся в начале
года, полностью подтвердила их. Однако
серьезных мер к улучшению руководства
филармонией до сих пор не принято.

A. TABAOB.
	ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТЫ
«КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ»
	«ГЛУБАЕ_ ВНИКАТЬ В ВОПРОСЫ
ЭКОНОМИКИ ПРОИЗВОДСТВА».
	Бюро Тульского обкома ВКЦ(б) обсудило
обзор печати «Глубже вникать в вопросы эко-
номики производства», опубликозанный в га-
зете «Культура и жизнь» 31 мая 1950 года, и
признало правильной критику работы редак-
ции газеты «Коммунар», данную в этом об-
зоре. Редакции предложено систематически
освещать на страницах газеты вопросы эко-
номики производства, в частности напечатать
	‘серию статей и корреспэнденций о’ внедре-
	нии комплексной механизации ‘угледобычи
на шахтах комбината «Тулауголь», публико-
вать материалы, вскрывающие ‘резервы пред-
приятий, мобилизующие творческую инициа-
тиву трудящихся навыполиение и перевыпол-
нение производственных планов; пропаганди-
рующие опыт новаторов производства:
	`«КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ _
В ЖУРНАЛЕ «ЗВЕЗДА»

Редколлегия журнала «Звезда» обсудила
статью «Критика и библиография в журнале
«Звезда», напечатанную в № 19 газеты «Куль-
тура и жизнь» от 11 июля 1950 г., и признала
ее правильной. Редколлегия наметила пути
устранения отмеченных в статье недостатков,
явившихся следствием недостаточного вни-
мания редколлегии к отделу критики. В бли-
жайших номерах журнала намечено опубли-
ковать статьи по актуальным ‘проблемам
современной советской   поэзии и прозы, на
темы о борьбе за мир в советской литературе,
о творчестве передовых писателей Запада, о
художественном мастерстве советских писа-
телей и по проблемам изучения истории со-
ветской литературы.

С августовского номера в журнале откры-
вается новый отдел— «Среди книг», в котором
будет регулярно печататься перечень книж-
ных новинок с краткими аннотациями,
	. палинина
	товарища Сталина, М. И. Калинин проводил
большую работу по созданию колхозов и сов-
хозов и осуществлению правильной ленинско-
сталинской политики в вопросах колхозного
строительства.
	Большой интерес представляют материалы,
характеризующие деятельность М. И. Кали-
нина в период обсуждения и принятия
Сталинской Конституции, а также в период
выборов в Верховный Совет СССР на основе
новой Конституции СССР. В музее выставле-
ны конспекты докладов о проекте новой Кон-
ституции, сделанных Михаилом Ивановичем
	в Ярославле и в Воронеже в июне 1936 года,
	доклад о проекте Конституции РСФСР на
Чрезвычайном ХУП Всероссийском Съезде
Советов. Материалы музея наглядно показы-
вают, какую кипучую деятельность развернул
Михаил Иванович во время выборов. Среди
материалов — брошюра «Что дала советская
власть трудящимся», изданная в 10 миллио-
нах экземпляров, статья «Положение о выбо-
рах в Верховный Совет Союза ССР и задачи
Советов» и другие.
	М. И. Калинин был талантливейшим про-
пагандистом .марксизма-ленинизма в массах
трудящихся. Среди. материалов музея- боль-
шое количество статей и речей М. И. Кали-
нина, посвященных вопросам пропаганды
марксистско-ленинской теории. Среди них —
речи на совещании учителей-отличников, на
собрании работников искусства, на совещании
руководителей кафедр основ марксизма-
ленинизма вузов и другие. Посетитель видит
его статьи «Как лучше ознаменовать память
Ленина», «К первой годовщине выхода в свет
«Краткого курса истории ВКП(б)» и др. Цен-
нейшим пособием для пропаганды марксизма-
ленинизма явилась книга М. И. Калинина
«К шестидесятилетию со дня рождения
товарища Сталина». Она вышла в 17 изданиях
и распространена в миллионах экземпляров.
В многочисленных экспонатах музея отраже-
но, какое большое внимание уделял Михаил
Иванович вопросам народного образования,
школе, воспитанию молодежи, комсомолу.

В годы Великой Отечественной войны, бу-
дучи тяжело больным, М. И. Калинин продол-
жал свою кипучую государственную и пропа-
гандистскую деятельность, направленную на
разгром врага. Достаточно сказать, что за эти
годы было опубликовано свыше 100 его вы-
ступлений и статей, выпущено свыше 30 бро-
шюр.

После окончания Великой Отечественной
войны М. И. Калинин выступает. как страст-
ный борец за осуществление послевоенного
сталинского пятилетнего плана восстановле-
ния и развития народного хозяйства СССР.
В музее выставлены подлинник Грамоты и
фотокопия Указа Президиума Верховного
Совета СССР о присвоении М. И. Калинину
звания Героя Социалистического  Труда за
выдающиеся заслуги в деле строительства и
укрепления Советского государства: фотоко-
пия Указа Президиума Верховного Совета
СССР о награждении Михаила Ивановича
орденом Ленина в связи с его 70-летием, а
также приветствия ЦК ВКП(б), Совета
Народных Комиссаров СССР, Президиу-
ма Верховного Совета СССР, Президиума
Верховного Совета РСФСР; телеграммы,
письма, подарки от общественных организа-
ций и трудящихся нашей страны. В феврале
1946 года трудящиеся Ленинграла снова
избрали Михаила Ивановича своим цепута-
том в Верховный Совет СССР. Перед нами
копия его письма избирателям Ленинград-
ского городского избирательного округа. Это
письмо — последнее обрашение Михаила
Ивановича к своему народу.
	Материалы музея. отражают скорбь совет-.
	свого народа и трудящихся всего мира по по-
воду кончины М. И. Калинина. В траурном`за-
ле музея начертаны слова Михаила Иванови-
ча: «Вся история моей жизни, а по существу
и вся история рабочего класса, заключается
в том, что мы жили и боролись под руковод-
ством Ленина, Сталина»,

В отдельном зале музея выставлены книги
и брошюры М. И. Калинина, изданные на
русском. языке, на языках народов СССР и
на иностранных языках. Труды М, И. Кали-
нина распространены в количестве 55 миллио-
нов экземпляров на 14 языках. В этом же за-
ле выставлены книги и брошюры. oN. Mw, Ke-
линине.

Музей М. И. Калинина- достойный памят-
ник верному соратнику Ленина и Сталина,
снискавшему своей самоотверженной борьбой
	во имя торжества коммунизма горячую лю-
бовь и уважение советского народа и трудя-
	щихся всех стран.
Н. волков.
В ПЕТРОСЯН.
			некоторых задачах
советских художников
	В залах  Третьяковской галлереи еще экс-
понируется Всесоюзная‘ выставка 1949, года,
а советские художники готовятея уже к вы-.
ставке 1950 года. Это не поспешность, а ре-
зультат полнокровного развития творческой
жизни художников Советского Союза. Сколь-
ко нового, увлекательного материала: принес
для художественного творчества послевоен-
ный период — возрождение страны, мощный
подъем народного хозяйства по грандиозным
планам послевоенной сталинской пятилетки!
	Сейчас, на пороге подготовки новой выстав-
ки, хочется хотя бы коротко поделиться мыс-
лями по поводу Всесоюзной художественной
выставки 1949 года. Многие произведения на
этой выставке получили высокую оценку, Ряд
из них удостоен Сталинских премий. Но ни-
когда; ни на минуту нельзя забывать предо-
стерегающих указаний великого Сталина о
«теневой стороне» успехов: «Они, эти успехи,
‘нередко пьянят людей, причем у людей на-
чинает кружиться голова от успехов, теряет-
ся чувство меры, теряется способность пони-
мания действительности, появляется стрем-
ление переоценить свои силы...» —

_ И теперь, когда идет работа над новыми
произведениями для предстоящей выставки
1950 года, необходимо учесть недостатки
прошлой выставки. Мы не будем разбирать
отдельные картины, — остановимся на пробле-
мах тематики, на средствах ее воплощения.

В произведениях, представленных на. вы-
ставке, в той или иной мере отражены почти
все стороны советской действительности. Но
гигантский размах социалистической инду-
стрии показан недостаточно ярко и полно-
ценно. На выставке явно нехватает произве-
дений о заводах-гигантах, о передовых кол-
хозах, о строительстве городов; мало произве-
дений о стахановцах — новаторах производ-
ства, обеспечивающих невиданные доселе
победы на трудовом фронте. .

Мы очень мало работаем над изображе-
нием жизни советских людей, пламенных
патриотов страны, людей высокой культуры,
огромной моральной силы, людей смелых и
уверенных в себе, неустанных борнов за ком-
мунизм. А наша жизнь представляет ведь .со-
вершенно исключительный интерес; Целый
ряд явлений наглядно свидетельствует о том,
как прочно вошли. в быт социалистические
принципы, как отчетливо уже обнаруживают-
ся зримые черты коммунизма. В колхозах
возводятся удобные, просторные обществен-
ные здания; закопченные, покосившиеся из-
бы под соломенными кровлями уступают ме-
сто благоустроенным домам городского типа.
В квартирах колхозников и рабочих кероси-
новая лампа уже становится не правилом, а
исключением. Во многих колхозах горит элек-
тричество, есть радио, телефон, легковые
автомобили и другие senyTHURM» культурной
жизни.

Долг художников —показать передового co”
ветского человека, рабочего и колхозника,
новой жизненной ‘обстановке. К сожалению, в
этой области нами ‘почти ничего не‘ сдела-
но. Во всяком. случае, я не могу припомнить
за последнее время ни одной светлой, радост-
ной, яркой бытовой картины. В нашей стране
«трул из зазорного и тяжелого ‘бремени, ка-
ким он считался раньше», превратился «в ле-
ло чести, в дело славы; в дело доблести и ге-
ройства», И потому так замечательно ра-
ботает наш народ и с таким удовлетворением
проводит часы отдыха в кругу семьи. Тема
труда, тема счастья советской семьи, тема ма-
теринетва и детства` получает нелостаточное
отражение в наших произведениях,

Отсутствуют и красочные ‘произведения,
посвященные показу нашей замечатёльной
молодежи, наших физкультурников, расту-
щих талантов из народных масс. Невольно
вспоминается цветная документальная кино--
картина «Юность мира» - о Международном
фестивале демократической» молодежи: изсту-.
дентов в Будапеште, Как чудесно заснятатв
ней сильная, злоровая, бодрая, в ярких костю-
мах, залитая лучами горячего солнца передо-
вая молодежь мира! Вот неисчерпаемая и
благодарная тема для художника.

Греческие скульпторы создали шедевры
красивого человеческого тела. В нашей
стране, где коммунистическая партия и совет-
ское правительство проявляют столько заботы
о здоровье народа, где спорт во всех его ви-
дах стал массовым, народным, мы имеем не
менее совершенные образцы здорсвого, краси-
вого человека, человека свободного, одухотво-
ренного, высококультурного, овладевающего
вершинами знаний. Мы, советские художни-
ки, — это относится не только к скульпторам,
но и к живописцам, — обязаны воплощать в
искусстве образы советских людей и делать
это не хуже, чем мастера древней Греции.
	Сейчас. когда от каждого грамотного худож-
ника прежде: всего ‘требуется искусство ри-
сунка; мы вполне можем разрешить проблему
передачи той совершенной формы, какую
наблюдаем в жизни. Посмотрим на ‘произве-
дения лучших мастеров живописи. Со време-
ни появления’их прошло уже несколько сто-
летий, а краски некоторых из них горят. и
по сей день. Почему же мы, советскче худож-
ники, обладая несравнимо большими возмэж-
ностями, часто пишем наши картины в ту-
склых, серых и скучных тонах? -

Эпоха хмурых людей давно прошла. Наш
зритель хочет видеть произведения, от кото-
рых веяло бы солнечным ‘теплом, радостью
жизни, и у нас в этом плане есть превосход-
ные. традиции: залитые солнцем сосновые бо-
ры И. Шишкина, «Березовая роща» А. Куин-
джи, «Золотая осень» И. Левитана, картины
раннего А. Архипова, любившего писать сол-
нечный свет. Вполне понятен успех картины
„А: Лактионова «Письмо с фронта»: это гра-
достное событие подано художником под
сверкающим летним солнцем.

’ Побольше солнца. над нашей советской зем-
лей!-—таково требование ‘к художникам,

Почему же из нашей живописи как-то вы-
пала тема цветущего ‘человека, радостного
труда, счастливой жизни, борьбы? Одна из
причин этого — порочная «деятельность» кри-
тиков-космополитов, ‘упорно старавшихея
‘ориентировать советских художников‘ на ‘за“
шедшее`в‘ тупик упадочное западное: искус-
ство,  Отражая мракобесие и безысходное `от-
чаяние своего класса, буржуазные художни-
‘KM ‘сознательно искажают всякую красивую
форму, ‘пользуются ‘мутными, бесцветными
‘красками. Низкопоклонничая перед ‘этим
уродством, критики-космополиты к любому
светлому, радостному произведению искусства
приклеивали ярлык «слашавости», «красиво-
сти». Так появлялись у некоторых наших
художников бледные, худосочные произведе-
ния. В связи с этим вспоминается и профес-
сор из чеховской «Скучной истории», который
перед концом своей неудачной жизни пере-
числяет все, что его окружало, и презрительно
говорит об искусстве блеклых красок для ae
нивого глаза..

В нашей стране нет и не может быть «ле-
нивого глаза». Прекрасен сегодняшний день
нашего народа, непоколебима его вера в еше
более прекрасное «завтра»,

‚ Необходимо предостеречь молодых худож-
ников от вульгарного понимания темы’ бод-
рости, жизнералостности в изображении на-
шей действительности, предостеречь: от так
называемых ‘«веселеньких» картинок, лаки-
рующих реальную жизнь. Радостную, светлую
жизнь советского человека нельзя показы-
вать в отрыве от его борьбы за построение
коммунистического общества. В этой борьбе
ярче всего проявляется характер’ советских
людей, образ передового советского человека.
Эта тема’ должна быть отражена в нашем
творчестве с еще большей художественной
силой, чем до сих пор-

Трудящиеся всего мира проявляют огром-
ный интерес к жизни советских людей, Не
все могут приехать в Советский Союз и непо-
средственно познакомиться с условиями Hae
шей жизни, нашего труда. Но доступны обо-
зрению каждого картины или репродукции
картин ” советских художников. Правдивое
изображение ‘жизни, достижений Советского
Союза-—вот что поможет ‘учиться строитель-
ству социализма народам Европы ий Азии: И
мы должны постоянно помнить об этой своей
обязанности; об этом долгё художника и граж-
данина ‘перед трудящимися всего мира, Твор-
ческая жизнь художников Советского Союза
полна тлубоких впечатлений. Все мы объеди-
нены общей задачей — достойно воплотить, ве-
хикую ‘правду ‘нашей социалистической Rus
ни в правдивых образах искусства. ‘

Совсем иная картина наблюдается, в капи-
талистинеских, странах, Буржуазные реакци-
онные! художники не имеют никаких творче-
ских. стимулов. За последние десятилетия
они растеряли остатки своего профессиональ-
ного мастерства,

`В настоящее время идет напряженная
борьба _ двух идеологий: жизнеутверждающей,
созидательной идеологии социалистического
строя и реакционной, человеконенавистниче-
ской идеологии умирающего капитализма. Со-
ветские художники, правдиво отражающие
жизнь народов нашей прекрасной социали-
стической Родины, идут в первых рядах са-
моотверженных борцов за мир, за. демокра-
тию, за социализм. Эти. проблемы волнуют
сейчас все трудовое человечество. Они вдох
новляют и художников Советского Союза,
становятся главными темами их произведё-
	ний,

А. ГЕРАСИМОВ. *
	лучший учебник для 3-го и 4-го классов сред-
ней школы по истории СССР, что раздел, по-
священный, истории 1917—1920 гг., «сводит
историю этого периода почти исключительно
к гражданской войне и не дает представления
о той перестройке общественного. строя стра-
ны, которая была осуществлена Советской
властью-в ‘этот период» («К изучению ‘исто
	рии». Сборник).
	Ряд недостатков имеется в освещении исто-
рии. Великой Отечественной войны Советско-
го Союза. Авторы учебника не показывают,
что участники англо-советско-американской
коалиции по-разному понимали цели-войны
и задачи ‘послевоенного устройства мира;
В учебнике недооценивается роль. СССР
в разгроме империалистической Японии, Ав-
торы пишут: «Вступление СССР в войну с
Японией и военные успехи Советской Армии
ускорили (подчеркнуто нами. - Г. К.) пораже-
ние империалистической Японии» (стр, 404).
В’действительности же вступление Советско-
го Союза в войну на Дальнем Востоке сыгра-
ло решающую роль в ликвидации второго.
очага; мировой агрессии и в завоевании Mupa
для народов всего мира,
	Авторы учебника’ схематично и ‘бледно
описывают военные действия Советской Ар-
мии после сталинградекой победы, положив-.
пей начало году коренного перелома в Оте-
чественной войне. Очень слабо разработан в
учебнике вопрос о всемирно-историческом
значении победы: СССР в Великой. ‚Отече-
ственной войне.
	Наряду с этими недостатками в учебнике
имеется много фактических неточностей.
Сдача Риги немцам датируется 19 августа
1917 г. вместо 21 августа (стр. 162), созыв. Де-
мократического Совещания-—12 сентября-
1917г. вместо 14 сентября (стр. 165), образо»
вание Азербайджанской ССР- 27 апреля _
1920 г. вместо 28 апреля (стр. 271), тов. Фрун=
зе назван командующим Туркестанской’ ар-
мией, а не Туркестанским фронтом (стр. 268)
ит, д. Все эти неточности воспроизводятся из
издания в издание, вплоть до последнего
издания 1950 года. .

Таким образом, учебник по истории CCCP
советского ‘периода под’ редакцией проф.
А, М: Панкратовой и в последнем своем изда--
ний имеет серьезные недостатки и нуждается”
в переработке. Советская школа ждет полно-.
ценного. учебника по истории советского об-
щества, отвечающего требованиям ‹партии`и‘“
правительства и задачам коммунистического.:
воспитания учащихся.

:: Г. КУЗЬМИН..
	Месяц назад открылся в Москве Музей
М. И. Калинина. За это время многие тысячи
посетителей прошли через его залы ^ Еже-
дневно 300—400 человек знакомятся с доку-
ментами, картинами, скульптурами, фотогра-
фиями, книгами, ярко отражающими образ
М. WK. Калинина, верного соратника
В. И. Ленина и И. В. Сталина. Шаг за шагом
музей раскрывает революционную и государ-
ственную деятельность Михаила Ивановича.
Гордость за большевистскую партию, за наш
созетский народ испытывают посетители, рас-
сматривая документы, представленные в му-
зее. :

Революционная, деятельность М. И. Кали-
нина началась на предприятиях Питера.
Здесь он выдвинулся как один из передовых
рабочих-большевиков. Здесь, став на путь
революционера-подпольщика, М. И. Калинин
начал свою кипучую революционную деятель-
ность и под руководством Ленина и Сталина
вырос в одного из видных политических ру-
ководителей рабочего класса. Материалы му-
зея наглядно отображают роль М. И. Кали-
нина в Великой Октябрьской социзлистиче-
ской революции и установлении советской
власти.
	Материалы музея особенно широко показы-
вают плодотворную деятельность Михаила
Ивановича Калинина на посту Председателя
ВЦИК. Калинин был избран на этот пост по
предложению В. И. Ленина в марте 1919 года,
после смерти Я. М. Свердлова. В материалах
музея ярко отражена роль М. И. Калинина
как Председателя   ВЦИК в укреплении
молодой Советской республики, в обороне
страны в период иностранной военной интер-
венции и гражданской войны, в восстановле-
нии разрушенного войной народного хо-
зяйства, отражена ‹непримиримая борьба
М. И. Калинина с врагами большевизма — оп-
портунистами всех мастей. Перед посетите-
лем — карта поездок М. И. Калинина по
стране. За 20 месяцев 1919—1920 гг. Михаил
Иванович был на местах 272 дня, посетил
свыше 260 городов, сел и деревень. Рядом со
статьями и речами В. И. Левина и
И. В. Сталина, призывавшими рабочих‘ и кре-
‘стьян России на самоотверженную борьбу с
интервентами и белогвардейцами, мы читаем
речи М. И. Калинина, ‘произнесенные им во
время его многочисленных поездок,
	Бместе с Лениным и Сталиным М. И. Ка-
линин проводил большую работу по объеди-
нению советских республик в единое союзное
государство. В 1922 году после образования
СССР Михаил Иванович был избран Предсе-
дателем ЦИК Союза ССР. На мраморной ло-
ске запечатлены исторические слова товариша
Сталина, произнесенные на Т съезде Сове-
тов СССР в связи с созданием Союза Совех-
ских Социалистических Республик. Здесь же
дается речь М. И. Калинина о значении обра-
зования Союза ССР, а также декларация и
договор об образовании Союза ССР.

М. И. Калинин активно боролся с врагами
партии-с троцкистами и зиновьевцами, пы-
тавшимися свернуть партию с ленинеко-
сталинского пути, Посетитель видит обраще-
ние ХТУ съезда к Ленинградской партийной
организации, принятое по/ предложению Ми-
хаила Ивановича, Тут. же приведен доклад
М. И. Калинина об итогах ХУ съезда пар-
тии на партийной конференции Центрально-
го городского района: г. Ленинграда, куда он
ездил в числе других членов ЦК по поруче-
нию съезла.
	Неутомимая борьба М, И. Калинина за осу-
ществление сталинского плана социалистиче-
ской индустриализации. страны, борьба’ с
троцкистами, зиновьевцами и правыми оп-
‘портунистами отражена, во многих материа-
лах музея. М.И; Калинин. принимал актив-
ное ‚участие. .в..работе.. ХУ. съезда. ВКП(б).
В экспозиции мувея даются‹его: речи: по‘ до-
кладу, товарища Молотова «О. работе в. дерев-
не» и по вопросу. об. исключении из партии
активных деятелей троцкистеко-зиновьевского
блока. Посетитель видит брошюру «Крестьян-
ство и оппозиция», в которой М. И. Калинин
разъяснял широким крестьянским массам
исторические решения ХУ съезда партии,

М. И. Калинину ‘принадлежат многие тру-
ды, посвященные: задачам ‘укрепления Совет-
ского государства. Среди’ экспонатов музея
посетитель видит брошюру с речью Михаила
Ивановича при открытии Т Всесоюзного сове-
щания по вопросам советского строительства.
В этой речи М. И. Калинин разоблачил вра-
жескую теорию 06 отмирании Советов в усло-
виях сплошной коллективизации,
	Перед нами историческая речь И. В. Сталина
на 1-й Всесоюзной конференции аграрников-
марксистов. Рядом — речь М. И. Калинина на
той же конференции. Михаил Иванович ста-
вит ряд практических задач перед аграрника-
ми-марксистами. в связи с указаниями
	В 1950 году вышло 9-е издание учебника
для средней школы «История СССР» под ре-
дакцией проф. А. М. Панкратовой, в третьей
части которого излагается история советско-
го общества,

Известно, какие высокие требования предъ-
	являются к учебникам по истории нашей Ро-
дины. Учебник по истории СССР должен в
строго хронологической последовательности,
в живой, занимательной форме излагать важ-
нейшие события и факты героической исто-
рии советского народа, содержать строго про-
думанный, научно обоснованный конкретно-
исторический материал и правильные обоб-
щения исторических событий, «подводящие
учащегося к марксистскому пониманию исто-
рии» (из Постановления Совнаркома и ЦК
ВКП(б) с преподавании гражданской истории
в школах СССР от 16 мая 1934 г.). Учебник
призван воспитывать у. учащегося высокие
чувства советского патриотизма, гордость за
спою социалистическую Родину, неукротимое
стремление стать активным строителем ком-
мунистического общества.

К сожалению, учебник по истории СССР
для средней школы, часть третья, под редак-
цией проф. А. М. Панкратовой, освещающий
советский период истории СССР, плохо отве-
чает этим требованиям. Учебник вышел де-
вятым изданием. Казалось бы, что авторы
учебника должны были ‘учесть все дости-
жения советской’. исторической науки, внести
в`новое ‘издание необходимые исправления,
чтобы дать наиболее правильное освещение
всех вопросов истории советекого общества.
Но этого не произошло. Если сравнить ны-
нешнее, 9-е издание с изданием, вышедшим.
10 лет назад — в 1940 году, то мы обнаружим
лишь незначительную разницу.

Авторы учебника придерживаются не впол-
не правильной периодизации истории со-
ретского общества. В «“Кратком курсе
истории ВКП(б)» дается строго научная
периодизация истории нашей большевист-
ской партии, которая должна быть поло-
жена в основу периодизации истории совет-
ского общества. Между тем авторы. учебника
отошли от нее. Глава. ХТУ «Борьба за социа-
листическую индустриализацию (1926 —
1929 гг)» почему-то попала в раздел «Пере-
ход на мирную работу по восстановлению хо-
зяйства страны», а глава ХУ «СССР в период
борьбы за коллективизацию сельского хозяй-
ства (1930 —1934)» — в раздел «СССР — страна
социализма». Сюда же входит и глава о Вели-
кой Отечественной войне ‘советского. народа,
которая по праву должна была составить са-
	мостоятельный раздел.
	опросы историм советского общества
	Распределение материала в учебнике так-
же не вполне правильно. Очень мало места
отведено в учебнике социалистическому
строительству в СССР. Ряд важнейших во-
просов социалистического строительства в
СССР учебник освещает очень бегло; В главе
«Борьба за социалистическую индустриали-
зацию» есть параграф «Первый пятилет-
ний план». Но чтс говорится в этом па-
	‘раграфе о задачах и показателях первой пя-
	тилетки: Этому. вопросу посвящено шесть
строк, в которых сообщаются размеры капи-
таловложений и указывается, что это был
«план вооружения всего народного хозяйства
СССР современной техникой», Еще более ла-
конично изложены в учебнике задачи второй
пятилетки. О них сказано буквально сле-
дующее: «Задачи второго пятилетнего плана
были еще более грандиозны, чем задачи
первой пятилетки. К концу второй пятилетки,
в 1937 г, промышленная продукция. должна
была возрасти примерно в восемь раз по
сравнению с довоенным уровнем» (стр. 336).
В учебнике хотя и говорится, что 1929 год
вошел в историю нашей страны как «год ве-
ликого перелома», но характерные черты это-
го года, на которые указывал товарищ Сталин
в статье «Год великого перелома», не раскры-
ваются. В учебнике совершенно не осве-
щается такое важное мероприятие, как
создание политотделов МТС и совхозов,
сыгравших огромную роль в укреплении со-
циалистического сельского хозяйства. В па-
раграфе «Культурная революция в СССР»
упущен вопрос о ликвидации неграмотности
в СССР: и не показано значение введения
всеобщего обязательного начального обуче-
ния как важнейшего шага в культурной ре-
волюции. Число таких примеров можно было
бы умножить.
	Особенно недопустимо авторы учебника
отнеслись к освещению вопросов истории
СССР в послевоенный период, И в 1949 году
(8-е издание) и в 1950 году (9-е издание) они
ограничились ‘лишь тем, что в главу о Вели-
кой Отечественной войне советского народа
добавили три странички, которыми и закан-
‘чивается весь учебник. На этих страничках
в самой общей форме излагаются задачи
	вестно, что вопросе об отношении к войне
являлся самым жгучим вопросом, вокруг ко-
торого вращались тогда все другие вопросы
жизни нашей страны, и без правильного
понимания его’учащийся не может уяснить
причины политических кризисов, имевших
место в России от’ февраля до октября
1917 года.

Авторы учебника слабо раскрывают особен-
ности интервенции и гражданской войны, не
подчеркивают, что. «условия борьбы с Совет-
ской властью диктовали объединение обеих
антисоветских сил, иностранной и внутрен-
ней. И это объединение сложилось в первой
половине 1918 года» («История ВКП(б). Крат-
кий курс», стр. 216). В учебнике не разобла-
чается борьба империалистов Соединенных
Штатов Америки против русской революции,
которые, по словам товарища Сталина, ввози-
ли в Россию «кабалу и контрреволюцию». Ру-
ководящая роль США в организации военной,
интервенции и гражданской войны в СССР,
на что неоднократно указывали В. И, Ленин
и И. В. Сталин, не вскрывается.

Весьма сумбурно изложен в учебнике во-
прое ‘о триумфальном шествии советской’
власти. Борьба за установление советской
власти в Белоруссии, на Украине, в Прибал-
тике, в Закавказье, в Средней Азии авто-
рами учебника. по непонятным причинам.
вынесена за пределы триумфального шествия
советской власти, само же триумфальное
шествие ограничено лишь Доном, Кавказом
и Сибирью.

Слабо показано значение такого важнейпе-
го документа, как «Декларация прав трудяще-
гося и эксплуатируемого народа», и, в частно-
сти, не подчеркивается ее отличие от деклара-
ций буржуазных революций. Борьба ‘за Брест-
ский мир излагается в учебнике вне всякой
связи с общей борьбой партии и правитель-
ства за упрочение советской власти, как это,
например, дается в «Кратком курсе истории
BRII(6)>.

Учебник слабо освешает работу советского
тыла в годы гражданской войны. Авторы.
учебника еще ‘не преодолели того недостатка,
на который в свое время указывало жюри
	Правительственной комиссии по конкурсу на: р.
	в учебнике для школы
	послевоенного пятилетнего плана восстанов-
ления и развития народного хозяйства СССР
и говорится о задачах советской науки, ис-
кусетва и литературы. Но как советский на-
род борется за осуществление послевоенной
пятилетки и за прочный мир, каковы его
успехи в строительстве коммунизма ‘в
послевоенный период; об этом не сказано ни
	слова,

Больше того, авторы учебника даже не.
	говорят здесь о задачах строительства ком-
мунистического общества в нашей стране,
если не считать не вполне правильного ука-
зания на то, что послевоенный пятилетний
план «открыл для нашей социалистической
Родины великую перспективу завершения по-
строения социализма и постепенного перехо-
да от социализма к коммунизму» (стр. 410).
Общеизвестно, что эта перспектива была
открыта перед нашим народом не после Оте-
чественной войны, а‘еще до нее. Освещение
послевоенного периода истории СССР похо-
же в разбираемом учебнике на какую-то
отписку. На самом же деле разбор этого пе-
риода должен занять значительное место в
учебнике, и изложить его нужно таким обра-
зом, чтобы, опираясь на всю историю нашей
Родины, учашийся мог хорошо представить
перспективу нашего движения к коммунизму.
Учебник под редакцией проф. А. М. Пан-
кратовой дает большой фактический мате-
риал по истории Великой Октябрьской со-
циалистической революции и гражданской
войны в СССР. Однако некоторые принци-
пиальные вопросы этих периодов освещены
неправильно. Авторы учебника не подчерки-
вают усиление зависимости России от англо-
американо-французского капитала при Вре-
менном буржуазном правительстве. Ввиду
этого остается недостаточно мотивированным
значение Октябрьской социалистической ре-
волюции как освободительницы нашей Ро-
дины от ее полуколониального положения.
	При характеристике «Апрельских тезисов»
Ленина авторы учебника прошли мимо пер-
вого тезиса, в котором разоблачается импе-
риалистический характер продолжавшейся
войны и определяется тактика большевист-
ской партии по отношению к войне и «рево-
люционному оборончеству». Между тем из-