21 июля 1950 г., № 20 (148)
	КУЛЬТУРА и

«Калиновая роша» А. Корнейчука
	И. Франко
	нию, в начале пьесы в игре артистки за-
метны следы некоторого сценического штам-
па. Она еще кое-где играет «инженю», что
никак не вяжется с дальнейшим развитием
ее характера. 5

В пьесе есть совсем маленькая, при чте-
нии почти незаметная роль парторга Ека-
терины Крылатой. Всего несколько реплик.
Ее играет артистка Н, Копержанская. Но
зато как играет! Собственно, слово «играет»
здесь не подходит, Не играет, а живет. Ни
одной фальшивой ноты. Ни одного рассчи-
танного, театрального движения. Это  свиде-
тельствует о ‘двух. вещах — во-первых, об об-
щей сценической культуре театра; а,. во-вто-
рых, подтверждает истину, что нет’ малень-
ких ролей, а есть маленькие артисты. В дан-
ном случае роль маленькая, а исполнитель-
ница — большая. Об исполнении роли пи-
сателя Батуры говорить тяжело. Тут и роль
большая и артист большой — П. Сергиенко,
а впечатление досадно маленькое. Но здесь,
несомненно, во многом виноват автор.
	Примерно в таком же положении и по той
же не зависящей от него причине находится
и В. Добровольский, играющий роль матро-
са Ветрового. Играет артист хорошо, но пре-
одолеть искусственность роли ему трудно.
Несколько лучше обетоят дела у артиста
Е. Пономаренко, играющего ‘роль художника
Вербы. У него больше прямого действия, и
его любовная история более ясна. Мягко и с
юмором играет он свою ‘роль влюбленного
художника, человека ‘чистого, хорошего, пре-
данного своему искусству и поставившего его
на служение народу. Артистка П. Нятко совер-
шенно блестяще, гротесково, под общий хохот
сыграла свою небольшую вставную роль.
Артист Н. Яковченко в роли матроса Крыма
‘мне, признаться, не понравилея — слишком на-
жимал и явно играл «на публику». Кстати, его
роль тоже выглядит «вставным номером»,
Артист И. Маркевич сыграл своего отрицатель-
ного Вакуленко в доброй старой комедийной
манере, но, к сожалению, актер так же, каки
автор, не нашел в этом образе ничего но-
вого, свежего. А можно было бы поискать.
	Подлинным триумфом советского театраль-
ного искусства явилось исполнение ролёй
Натальи Никитичны Ковшик и Ивана Петро-
вича Романюка. Об игре народной артистки
СССР Наталии Ужвий следовало бы написать
монографию, столько в ней мастерства, глуби-
ны, наблюдательности, страсти, внутреннего
огня, знания жизни. Вот уж воистину народ-
ная артистка. Сколько, душевной красоты,
благородетва, достоинства и вместе с тем лу-
кавства и веселья, Какое богатство ‘голоса,

. как тонко она им владеет. Как вдумчиво она

умеет смотреть в глаза людей, Как внима-
тельно она умеет слушать, как проникновенно
убеждать. Как деликатно она подходит к лю-
дям и вместе с тем как бывает она беспошад-
на, если люди. недобросовестно относятся к
своему делу. Наталия Ужвий создала незабы-
ваемый образ простой советской женщины,
украинской ‘крестьянки- председателя сель-

- совета. Это уже человек новой формации-

умный, сильный, смелый, настойчивый. Мож-
но смело сказать, что Ужвий-—одна из самых
выдающихся наших артисток.
	Превосходно играет роль Романюка народ-
ный артист СССР Ю. Шумский. Это приро-
жденный комический талант—очень мягкий,
не назойливый и всегда верный жизни. Ею
Романюк-— живой человек. Он, правда, немного
отстал от жизни. Но, когда жизнь начинает
его толкать вперед, в нем хватает ума пере
смотреть свои позиции; Нелегко ему это сде-
лать.. Но ведь он тоже настоящий, , крепкий,
принципиальный советский человек; с чистой
душой и сильным характером. Убедившись,
что он неправ, Романюк с большой простотой
делает для себя надлежаший вывод. и идет
учиться в другой передовой колхоз в качест-
ве простого рядового, «даже ие сержанта, а
рядового». На такой поступок может решить-
ся только крупный человек, и Шумский пре-
восходно это передает. Образ Романюка яв-
ляется подлинным украшением спектакля в
смысле эстетическом, не говоря уже о боль-
шом воспитательном значении такого образа
для советского зрителя.
	В целом спектакль во всех его частях с на:
родными песнями и веселыми, солнечными
декорациями народного художника СССР
А. . Метрицкого — несомненная творческая
победа театра,
	«Калиновая роща» имела в Москве большой
заслуженный успех. Это убеждает нас в том,
что Корнейчук стоит на верном творческом
пути; Ему надо только смелее двигаться вие-
‘ред, преодолевая недостатки, сказавшиеся в
этой пьесе. Надо еще смёлее окунуться в
жизнь и не искать в ней того, чего в ней нет
и что ей несвойственно, а брать из жизни
только правду. Ее хватит не на десяток и
даже не на сотню, а на тысячу превосходных
пьес, в том числе и комедий, которые так
любит наш жизнерадостный советский народ
и которые в общем так хорошо пишет
	А. Корнейчук. я ра
В. КАТАЕВ.
	новска и Ульяновской области», помещенная
во втором номере, является по существу
сплошным панегириком автору этих очерков
Н. Ш Гриценко. Большая по объему статья
 Т. Корнейчика «О школьной повести» неза-
служенно расхваливает школьную повесть
«Всем сердцем» В. Дедюхина. Повесть эта
нуждается в серьезном критическом разборе.
Герои повести — школьные учителя —оторваны
от общественности советской деревни, Отсуг-
ствие принципиальной и глубокой крити-
ки на страницах альманаха объясняется тем,
что редакция не сумела привлечь для этой
цели опытных. литераторов, › преподавателей
литературы, работников печати. Литера-
турной критике уделяют мало внимания
и местные газеты. «Ульяновская правда»
за последнее время не поместила ни одной
серьезной литературно-критической статьи,
	Писатели Ульяновской области нуждаются
в систематической помощи со стороны Союза
советских писателей. Однако этой помоши
они не получают, Союз советских писателей
ни разу не посылал своих работников в
Ульяновск, чтобы серьезно разобраться в
местной литературной жизни.
	Бонференция показала, что в нашей обла-
сти есть значительные литературные силы,
которые полны желания повышать свое Ma
стерство и создавать высокоидейные и худо-
жественно полноценные произведения. За-
дача состоит в том, чтобы всемерно помогать
им. Необходимо поднять уровень идейно-
творческой работы Ульяновского отделения
Союза советских писателей, кропотливо вы-
ращивать кадры молодых литераторов. Все-
мерное развитие литературного движения во
всех областях нашего необъятного Советско-
го Союза является важным условием даль“
нейшего подъема советской литературы.
	Д, ИВАНОВ,
Зав, сектором Ульяновского
обкома ВКП(б).
	РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
	_ Изд. № 406.
	В течение многих лет Александр Корней-
чук последовательно утверждает на сцене и
в литературе особый вид драматических
произведений, наиболее приближающихся к
понятию «комедия»; Они представляют сме-
лое  соединение элементов: драматических,
мелодраматических, комедийных, `водевиль-
ных; сатирических, даже фарсозых. Такое
жанровое многообразие в соединении с не-
подражаемым ‘народным юмором ‘и высокой
идейностью делает пьесы Корнейчука доход-
чивыми ‘и подлинно массовыми.

Его новая комедия «Калиновая роща» в
этом смысле является типичной. В сущно-
сти это несколько пьес, связанных единством
времени и главным образом места-колхо-
зом «Калиновая роща». Борьба передовых
людей колхоза против отсталых настроений
«среднячества» выразителем которых яв-
ляется председатель колхоза Иван Романюк.
Такова одна ситуация. При детальной разра-
ботке ее вполне хватило бы на весь спектакль,
на самостоятельную пьесу.

Но. есть и другая ситуация. В «Калино-
вую рощу» приезжает писатель Сергей Ба-
тура. Он знакомится с молодой учительни-
цей Надеждой, которая читала его книгу и
давно влюбилась в образ ее героя — матроса
Горового. Надежда не’ подозревает, что про-
тотип этого литературного героя живет и
‚работает рядом с ней, в том же колхозе. Это
бригадир бригады рыбаков демобилизован-
ный матрос Ветровой. Ветровой любит На-
дежду, но не решается признаться ей в
любви. Надежда относится к Ветровому. дру-
‚жески. Может быть, даже более чем дружески.
Но образ литературного героя Горового за-
слонил oT Hee o6pa3 Ветрового. Писатель Ба-
тура считает, что его фронтовой друг Вет-
ровой погиб. Познакомившись с Надеждой,
Батура почувствовал к ней влечение, и она
к нему, повидимому, тоже. В ее глазах он был
очень похож на литературного Горового. Но
вот происходит ‘встреча старых фронтовых
	друзей. Писатель узнает о любви Ветрового
	к Надежде. Обстановка запутывается. Нако-
нец, жертвуя своим счастьем для фронто-
вого друга, писатель Батура открывает На-
дежде, что Горовой это и есть ВБетровой, ее
подлинный герой, и сам уезжает в Киев под
предлогом‘ болезни. Надежда и Ветровой, на-
конец, находят друг друга. Такова вторая
ситуация. Ее тоже с избытком хватило бы
на весь спектакль м на самостоятельную
пьесу.

Есть и третья, водевильная ситуация. Вме-
сте с писателем Батурой в колхоз приезжает
художник Верба, чтобы работать над портре-
тами ‘передовиков сельского хозяйства. Он
влюбляется в ‘звеньевую Василину, и она то-
же влюбляется в него. Он решает навсегда
остаться в «Калиновой роще» и жениться на
Василине. Но происходит ряд смешных слу-
чайностей и недоразумений, веледествие че-
	‚ го брак чуть было не расстроился. Однако
	случайности устраниртоя» и все налажи-
вается.

Есть в пьесе также — и это свойственно
драматургическому стилю Корнейчука — не-
	которые, так сказать, вставные номера. К их.
	числу относится приезд в «Калиновую ро-
щуУ> сестры художника Вербы, жены инже-
нера, Аги Александровны Шуки — бездельни-
цы с претензиями на моду и красоту, ма-
стерски написанной автором в манере остро-
го гротеска, почти  фарса. К такого же
рода вставным номерам относится ‘сама
по себе живая, но не имеющая прямого
отношения к сквозному действию сценка на
острове у рыбаков.  Рротесково, а местами
и просто фарсово ‘написана забавная фигу-
ра oOfnoro из ‘них. — бывшего одесского
контрабандиста Василия Крыма, достойного
буффонного партнера мадам Щуки. Таковы
основные элементы комедии. Наиболее уяз-
вимая ее часть—это, конечно, надуманная ис-
тория писателя Батуры, матроса Ветрового
и учительницы Надежды. От нее веет удру-
чающей литературщиной. В сопоставлении
с другими, более жизненню правдивыми
конфликтами эта часть пьесы не выдержи-
вает критики. Эти три образа менее всего
удались автору. Особенно не удался писатель,
который ходит по сцене с записной книжкой
и время от времени произносит резонерские
реплики.
	Было бы несправедливо сказать, что ‘в
этом образе полностью отсутствует жизнен-
ная правда. Она, конечно, есть. Но ее: слиш-
ком мало для того, чтобы заполнить есцени-
ческую пустоту образа. Это происходит по-
тому, что писатель Батура не действует, а
созерцает, пусть даже и с хорошими наме-
рениями. Мы знаем советских писателей, ко-
торые, выезжая по заданиям редакций на
места, вмешивались в жизнь, включались в
борьбу и таким образом становились пря-
мыми участниками общественной жизни
колхоза, завода или новостройки. Но это
не произошло с Батурой. Он больше похож
на дачника.

Надуманная ситуация сделала вымучен-
ными образы матроса Ветрового и Надежды,
Такого рода зияющая пустота в пьесе mor
	Недавно в Ульяновске состоялась вторая
областная конференция молодых писателей.
Она отметила, что за три года, прошедшие
после первой конференции, писательская ор-
ганизация области значительно выросла и
окрепла. Создано областное отделение Союза
советских писателей, выпущено три номера
альманаха «Литературный Ульяновск». Неко-
торые произведения ульяновских писателей
(роман Г. Коновалова «Университет», повесть
А. Рутько «Бессмертная земля») получили
всесоюзную известность. Ряд удачных про-
изведений помещен в местном альмана-
хе «Литературный Ульяновск». К ним
относятся очерки М. Кострова «Колхозная
Калиновка» и А. Макарова «Огни за Свиягой»,
роман Г. Коновалова «Степной маяк», литера-
туроведческие исследования П. Бейсова.
	Особенно важно, что ряды писателей Улья-
новска непрерывно пополняются новыми
людьми, впервые пробующими свои силы на
литературном поприще. Инженер И. Мальцев
написал повесть «Семь ветров» —о людях
Ульяновского автомобильного завода. А. Руть-
ко создал произведение о нефтяниках Второго
Баку — повесть «Бессмертная земля», в кото-
рой показал, как в процёссе коммунистиче-
ского строительства формируется сознание
советских людей и закаляется их характер.
На обсуждение литературной общественности
представили свои первые произведения мно-
гие начинающие писатели. Это свидетель-
ствует о том, что молодая литературная орга-
низация Ульяновской области имеет все воз-
можности для дальнейшего творческого роста.
Однако, как‘показала критика, развернувшая-
ся на конференции молодых писателей, в ли-
тературной жизни Ульяновска далеко не все
обстоит благополучно, :
	Ульяновское отделение Союза советских
писателей замкнулось в узкий круг неболь-
пой группы писателей, слабо связано. с ли-
тературными силами области, не привлекает
к своей работе писательскую молодежь. Мо-
лодые писатели не получают должной помощи
со стороны отделения. Собрания писателей
не проводятбя, обсуждение новых произвёде-
	В

театре

имени
			ГЛУБЖЕ ОСВЕЩАТЬ опыт
ПОЛИТИЧЕСКОЙ АГИТАЦИИ
	За последнее время ‘областные и краевые
издательства выпустили свыше пятидесяти
сборников и брошюр, посвяшенных агита-
	ционно-массовой работе, Во многих из них.
	хорошо раскрыт опыт агитационно-массовой
работы среди рабочих и колхозников, а также
показаны содержание, формы и методы орга-
низации учебы агитаторов. В качестве авто-
ров ряда брошюр и статей выступают аги-
таторы и руководители агитколлективов, ра-
ботники райкомов и горкомов партии.

Удачным является сборник «Из опыта ра-
боты московских агитаторов», выпущенный
издательством «Московский рабочий». В
статьях сборника в живой и доходчивой фор-
ме рассказывается, как агитаторы подхваты-
вают и распространяют новые патриотические
начинания советских людей, как они вовле-
‚кают широкие массы в борьбу за увели-
чение социалистических накоплений, луч-
шее использование резервов производства,
за механизацию труда, экономное расходова-
‚ние сырья, материалов и топлива, за выпуск
продукции отличного качества.

В сборнике «Словом и личным примером»,
изданном Сталинградским областным книго-
издательством, приведено много поузчитель-
ных примеров, рассказывающих о том, как
агитаторы на конкретных фактах и цифрах
показывают колхозникам пути дальнейшего
укрепления и развития артельного. хозяй-
ства, умножения общественного богатства и
роста материального благосостояния колхоз-
ников. В брошюре М. Зыряновой и Н. Оле-
‚сова. «Сельские агитаторы», изданной Сверд-
AOBCKMM областным издательством, неплохо
показана роль агитколлектива в борьбе за
осуществление сталинского плана: преобра-
зования природы, внедрение передовой ми-
чуринской агробиологической науки, за подъ-
ем культуры земледелия.

К сожалению, во многих сборниках и бро-
шюрах, выпущенных местными издательства-
ми, агитационно-массовая работа партийных
организаций ограничивается узко производ-
ственными вопросами, не раскрывается роль
политической агитации как средства комму-
нистического воспитания трудящихся. Мно-
гие статьи и брошюры поверхностно освеща-
ют опыт работы агитаторов по разъяснению
трудящимся политики партии и правитель-
ства, преимуществ социалистического строя
перед капиталистическим.

Авторы ряда статей и брошюр подробно
излагают отдельные факты, информируют о
работе, проделанной агитаторами, не делая
	из всего этого необходимых выводов и 06-
	общений. В статье И. Герасимова (сборник
«Сельский агитколлектив», изданный «Мо-
сковским рабочим») приводятся цифры уро-
жайности зерновых и овощей с гектара, го-
ворится, сколько литров молока должны
получить колхозы на фуражную корову,
какое количество на селе агитаторов, сколь-
ко проведено докладов, бесед, читок и т. д.,
но не показывается то новое, интересное, что
дала практика агитационно-массовой работы,
не дается критический анализ недостатков,
имеющихся в ней. И. Герасимов не показы-
вает роли агитаторов в борьбе против отета-
лости, застоя, рутины и косности, против
нерадивого отношения к труду, к социали-
стической собственности, против пережитков
капитализма в сознании людей.

Сборник «Сельский агитколлектив», издан-
ный «Московским рабочим», неполно и неглу-
боко освещает содержание и формы массо-
во-политической работы. О собраниях и
митингах трудящихся вовсе He упоми-
нается, Ничего не говорится о политиче-
	ских докладах партийных и советских ра-
ботников. Вся деятельность агитколлекти-
вов сведена к проведению групповых и ин-
дивидуальных бесед и читок газет, причем
и здесь все ограничивается рассуждениями
о пользе бесед и поверхностным информаци-
онным описанием. проделанной работы,
В сборнике указывается: «наши агитаторы
провели беседы», «агитаторы помогают пар-
тийной организации», «агитатор т. Еремеев
провел. много бесед», «мы придаем большое
значение индивидуальным беседам» и т. д.
Но как эти. беседы проводятся, каково содер-
жание бесед, в сборнике не раскрывается.
Сборник «Сельский агитколлектив»» не обоб-
щает опыта агитационной работы партийных
организаций и не дает методических. советов
агитаторам. В этом его коренной недостаток.

Небрежно и поверхностно составлена и
брошюра С. Бельского «Опыт политико-мас-
совой работы на предприятиях Казанского
мехового комбината». В ней слабо раскрыты
содержание и формы политической агитации
и принижено значение такой важной формы
ма*сово-политической работы, как собрания
’рабочих и служащих. ЦК ВКП(б) в поета-
новлении «О состоянии и мерах улучшения
‘массово-политической и идеологической ра-
боты в Татарской партийной организации»
предлагал проводить не реже одного раза в
месяц собрания рабочих и служащих с по-
становкой на них докладов районных пар-
тийно-советских работников, руководителей
предприятий и учреждений о текущих поли-
тических и международных событиях. В бро-
шюре же гредлагается проводить собрания
рабочих и служащих лишь для подведения
итогов выполнения месячных, квартальных,
полугодовых и годовых производственных
планов (стр. 29). В брошюре С. Бельского
не нашли отражения такие важные формы
работы с агитаторами, как районные собра-
ния агитаторов, методическая помощь партий-
ного кабинета руководителям агитколлекти-
вов и агитаторам и т. п.

Малопоучительным для читателей является
сборник «Словом и личным примером», из-
данный Омским областным издательством. Ое-
новной недостаток его состоит в том, что в
нем не раскрыто содержание политической
агитации, слабо показаны формы и методы
массово-политической работы В сборнике ни
слова.не сказано о новаторах, передовиках, о
лучших людях советской деревни и борьбе
агитаторов за распространение передового,
`прогрессивного, не приводится ни одной бе-
седы агитатора на политические и междуна-
родные темы.

Серьезные недостатки и ошибки в еборни-
ках и брошюрах об агитмассовой работе — ре-
зультат невнимательного отношения изда-
тельств к подготовке и выпуску их в свет.
Руководителям агитколлективов и агитато-
рам, привлеченным в качестве авторов, не
была оказана должная помошь в обработке
материала, в обобщении опыта. Не было ор-
ганизовано предварительное обсуждение под-
готовленных рукописей в первичных пар-
тийных организациях, в агитколлективах и
на семинарах агитаторов.

‘Обобщение опыта агитационно-массовой
работы =— большое и важное дело. Авторы и
редакторы издательств должны подойти к
этому делу со всей добросовестностью и
серьезностью. Опыт политической агитации
в массах необходимо освещать глубоко, по-
учительно, интересно, на высоком идейно-
тебретическом уровне, в яркой и убедитель-
	ной форме.
п жилин.
	ЗАМЕТКИ ЧИТАТЕЛЯ
И ЗРИТЕЛЯ
©
	ла бы привести к провалу всего произведе-
ния в целом, если бы не жизненно верная,
правдивая история председателя колхоза Ро-
манюка, отставшего от жизни и под влия-
нием коллектива осознавшего, наконец, свои
ошибки. В этом, собственно, и заключено
основное зерно пьесы. История Романюка,
рассказанная ярким языком большого ма-
стера, а также сопутствующий ей образ ве-
ликолепнейшей украинской женщины, пред-
седателя сельсовета Наталии Ковшик, — глу-
боко правдивый, жизненно верный портрет
подлинного представителя советской rocy-
дарственной власти на селе, выросший до
обобщения болышой силы, с лихвой покры-
вают все недостатки комедии. Эти герои при-
дают новой пьесе Корнейчука такую поко-
ряющую прелесть, такую настоящую новизну,
что невольно забываешь о слабости ее отдель-
ных звеньев. :

В прямой евязи с этой основной линией
пьесы стоит целая галлерея новых людей
нашего времени-—горячих патриотов, смело
двигающих советскую Родину вперед, к ком-
мунизму. В этих ярких, острых, подчас бег-
лых, но всегда верных зарисовках сельских
коммунистов и комсомольцев Корнейчук до-
стиг подлинного литературного блеска, согре-
того горячей, радостной любовью к`хорошим
советским людям. Отсюда та сияющая, сол-
нечная . теплота, которой проникнуто. на-
сквозь все произведение’ в целом. Отсюда его
оптимизм, жизнеутверждающее начало, его
глубокая идейность, наконец, отсюда ero
неподражаемый юмор, дающий так много ра-
дости советскому зрителю. ]

Теперь о спектакле «Калиновая роща», по-
казанном Киевским государственным орде-
на Ленина академическим украинским дра-
матическим театром им. Ивана Франко. на
гастролях в Москве. Театр имени Ивана Фран-
ко является, несомненно, одним из лучших
советских театров. Это поистине народный
театр. И он создал увлекательный, веселый,
а главное умный спектакль на очень важную
современную тему о необходимости все время
двигаться вперед и не останавливаться на
достигнутом.

Спектакль поставлен народным артистом

СССР Гнатом Юрой, который еще раз пока-
зал свое ‘мастерство в работе с актерами.
Каждый характер ювелирно отделан. Каж-
дая сцена проникнута духом правды’и боль-
шой жизненной простоты. Весь спектакль в
‘целом очень музыкален. И не только пото-
му, что в нем звучат превосходные украин-
ские народные песни, а потому, что музы-
кальны весь его внутренний строй, его ритм,
его язык. Музыкальна сама душа спектакля.
Поэтому-то он смотрится так легко. Потому-
то и получились такими обаятельными 06-
разы новых людей современной украинской
деревни.
’ Это действительно новая, советская де-
ревня. Зритель верит, что пройдет еще не-
сколько лет и это уже будет не деревня, а
агрогород. Люди разные, но их роднит од-
на общая черта, присущая новому, советско-
му человеку, — большая, строгая ‘душевная
чистота. Ничего мелкого, торгашеского. Чув-
ства— серьезные, цельные. Действия—пря-
мые, принципиальные. Любовь ‘к труду —
свободная, сознательная. Труд — вдохновен-
ный. Труд, действительно, дело ‘чести, дело
доблести. Даже немного отставший в своем
развитии Романюк все же цельный, прямой,
душевно чистый советский человек, несмот-
ря. на свои недостатки.

Трудная роль Надежды досталась артист-
ке ЕВ. Осмяловской. Образ надуманный, че-
ресчур литературный. Но даже и в нем ар-
тистка сумела найти душевную прямоту, чи-
стоту, цельность характера — такого жен-
ственного и вместе с тем такого принципи-
ального, твердого. Жаль, что автор не по-
казал- свою героиню в ее общественной дея-
тельности. В начале пьесы для этого были
серьезные предпосылки, и это наиболее удач-
ные места, но потом драматург повел ее
роль по чисто любовной линии — нежизнен-
ной и сентиментальной, и это затруднило за-
дачу талантливой артистки.
	Более благодарна роль Василины. В испол-
нении артистки О, Кусенко Василина, про-
славленная звеньевая с орденом Ленина на
груди, влюбившаяся в художника Вербу,
как Фы освещает весь спектакль ясным мо-
лодым светом своей первой любви. Горя-
чая, гордая, самолюбивая, она сохраняет свою
душевную чистоту, как бы одержимость, и в
сценах любовных, и в сценах, связанных с
ее деятельностью звеньевой, Вдохновенный
труд и вдохновенная любовь как бы допол-
няют друг друга и делают ее образ еще бо-
лее правдивым, жизненно достоверным. В: ней
много нежности, много обаяния. К сожале-
	Литературный Ульяновск
	ний — редкое явление, встречи с читателя-
ми почти. не практикуются. Отсутствие
критики и самокритики и захваливание от-
дельных произведений привело к тому, что в
среде ульяновских литераторов появилось за-
знайство, снизилась требовательность к свое
му творчеству; Многие литераторы слабо ра-
ботают над повышением своего идейно-поли-
тического уровня, над овладением методом
социалистического реализма.

Участники конференции ‘подвергли спра-
ведливой критике доклад ответственного се-
кретаря отделения Союза советских писате-
лей Г. Коновалова, в котором отсутствовала
самокритика.
	Недостатки в работе писательской органи-
зации области сказались и на альманахе
«Литературный Ульяновск». Альманах выхо-
дит раз в год; его‘редакция имеет все возмож-
ности отбирать лучшие произведения и
статьи ульяновских писателей и критиков и
тщательно работать с авторами. Однако долж-
ной требовательности к литературным про-
изведениям редакция альманаха не прояв-
ляет. Во втором номере были помешены главы
из романа Г. Коновалова «Андрей Пылаев» —
произведения недоработанного и порой невер-
но изображавшего облик колхозной деревни.
Г. Коновалову пришлось решительно перера-
ботать это произведение.
	Ошибкой редколлегии явилось опубликова-
ние художественно слабого и безидейного
рассказа В. Дедюхина «На Волге». В отрывках
из повести Г. Случевского «Простые люди» и
романа М. Стадника «За землю родную», по-
мещенных в альманахе, схематично и бледно
обрисованы образы советских воинов и пар-
тизан. Авторы обратили внимание прежде
всего на сюжетную занимательность своих
произведений. Большим пробелом альманаха
является. отсутствие в нем произведений, по-
священных рабочему классу.

Неудовлетворительно поставлен в альмана-
хе отдел критики. В первом и третьем номё-
рах альманаха вообще нет никаких критиче-
ских статей. Рецензия А. Чевелева на книгу
«Очерки по истории города Симбирска-— Улрая-
	Типография газеты «Правда» имени Сталина.
			Тоэзия освобожденного народа
	Издательством иностранной литературы
недавно выпущен сборник «Современная ко-
рейская поэзия». В нем впервые в русских
переводах представлена народно-демократи-
ческая поэзия Кореи.

С волнением читаем мы стихи, в которых
отражена жизнь и борьба корейского народа.
Голос освобожденного корейского народа с
большой силой звучит и в стихах ветерана
корейской пролетарской поэзии поэта Лим
	хва и в стихах поэтической молодежи —быв-.
	шего рабочего Ан Ен Мана, аспирантки
Ким Гю Рен, партизана Цой Сек Дю.

Корейских поэтов, представленных в c6op-
нике, объединяют кровная связь с народом,
_ стремление выразить его нужды, мечты и
чаяния. Корейские поэты—активные участ-
ники строительства новой жизни. Их поэти-
ческий труд является вкладом в общенарод-
ное дело возрождения и подъема родной
страны.

В перестук топоров на постройках,

Как счастья предвестник,

Звон металла вбирая в себя,

Входит наша победная песня.

(«Северная Корея». О Зан Хван).

Глубокое чувство патриотизма пронизывает
корейскую народно-демократическую поэзию.
Корейские поэты. пронесли это чувство через
мрачные десятилетия японской оккупации.
В стихотворении Тю Сон Вона «Мать» расска-
зывается о судьбе маленького мальчика, куп-
ленного японским фабрикантом. После трех
лет работы на фабрике он возвращается к ево-
ей матери и не застает ее в живых. Охвачен-
ный отчаянием, мальчик ищет и, рыдая, зовет
ее: где ж ты, где? — Здесь, — отвечают ему
горы, — здесь, — отвечают ему леса.

И тогда я крепко обнял
Маму милую мою,
Святую. родину мою!

В годы японской оккупации, по образному
выражению поэта Пак Пхал Яна, подвергав-
шегося жестоким преследованиям со стороны
японцев, «на теле народа-богатыря» лежала
«каменная ночь». Но и в этой ночи народ ве-
рил в грядущее освобождение и боролся за
него. «Мы счастье свое обретем в борьбе», —
писал поэт Лим Хва.

И корейский народ обрел свое счастье.
Освобожденная земля стала особенно дорога
сердцу корейского народа. Чувства народа-—
хозяина своей страны -— хорошо передал’ поэт
Тю Сон Вон в своей поэме «Суд идет!».

Отныне
вся земля моя
Лишь мне принадлежит!
Принадлежит мне все добро -—
И пашни, и леса,
И золото,
И серебро,
И эти небеса!

Впервые в корейскую поэзию вошла тема
свободного, радостного труда. Поэты славят
труд шахтера, который добывает уголь для
своей страны («Песня шахтера». Ян Мен Мун).
Они воспевают огромную домну, дающую «не-
прерывный поток металла», эту «огневую
победу» родного народа («Металлическая
река». Ян Мен Мун). Корейский крестьянин
	свободно обрабатывает. переданную ему зем-
	лю. Теперь он выращивает на’ ней «новой
жизни семена» («Земля». Ден Мон СУ). Перед
	ним, свободным ‘пахарем родных полей, раз-
	вертывается картина народного благоебетоя-
ния. «Здесь будут радостно шуметь хлебов
пэлелеянные всходы» («Песня о земле», Тё
Ги Чен).

Поэты прославляют «авангард грандиозной
стройки» —-корейскую ‘Трудовую партию и
вождя этой партии и всего корейского народа
	Ь 02903.
	Ким Ир Сена. Образ его вошел в народную
поэзию как образ богатыря — «дянгуна».

Народ Кореи хранит в своем сердце чувство
искренней благодарности мужественным вои-
нам Советской Армии, принесшим ему осво-
бождение. Он навеки связал себя узами тес-
ной дружбы с советским народом. В Совет-
ском Союзе корейцы видят оплот мира и де-
мократии, образец для народов, стремящихся
к свободе и счастью.

Мы знаем —всегда,

Словно солнце на небе,

Являть будет в жизни пример

Для всех тридцати миллионов корейцев

Великий Союз ССР.

(«Песня о проводах». Мин Бен Гюн).

В стихотворении «Слава Москве!» поэт Ким
Сан О говорит о столице нашей Родины, как
0 «надежде человечества».

Великому знаменосцу мира—вождю народов
тсварищу Сталину посвящены лучшие стихи
корейских поэтов. В них’ звучит искренняя
благодарность‘ корейского народа тому, кто
дал ему свободную и счастливую жизнь. «Пол-
ководцем веков» и «великим учителем и
вождем» называет великого Сталина поэт Ким
Дё Гю. Обращаясь к товарищу Сталину, Тю
Сон Вон пишет:

Великий Ленин завещал тебе

Ключ от курантов древнего Кремля,
И проверяет каждый день теперь
Весь ход истории по ним земля.

Современная корейская поэзия—это поэзия
труда и строительства новой жизни и вместе
с тем поэзия гнева и борьбы. Американские
захватчики вторглись на корейскую землю и
хотят силой оружия задушить свободу и неза-
висимость корейского народа. Их бомбы и
снаряды обрушиваются на мирные корейские
селения, неся смерть и опустошение. Но они
не могут сломить волю корейского народа к
победе над подлыми ‚агрессорами.
	Пусть
Сегодня
сердце xopevina
Жаром
		’ новой мести греется!

Эти слова Владимира Маяковского взял эпи-
графом к своей поэме «Суд идет!» корейский
поэт Тю Сон Вон.

Священна ненависть корейцев к империа-
листическим агрессорам. Она вырастает из
их глубокой любви к своей родине, из жела-
ния видеть ее единой, независимой, свобод-
ной. «Подлецы, они тоипчут наши сады, наши
цветы», — гневно восклицает поэт Бяк Ин Дюн
в стихотворении «Ненависть». Американские
захватчики ненавистны ему тем, что они
«грязными ртами оскверняют такие слова,
как «Мир во всем мире», «Свобода Кореи»,
«Демократия и свобода», превращая их в
фальшивки для приманки людей»,

Корейский народ не даст себя обмануть.
Он научился распознавать своих друзей и
врагов. Его не запугать ни «летающими кре-
постями», ни атомными бомбами. Выражая
заветные думы своего народа, корейские
поэты верят, что придет день, когда «В Корее
Северной и Южной люди вместе на поле вый-
дут» (Ли Вон У).

Славься вечно, Корея,
Прекрасная наша Корея!
 Ты будешь навеки едина.

(«Ким Тхак Дю». Хен Сен Сик).

` Читая проникновенные строки певцов ко-
рейского народа, еще раз проникаешься ве-
рой в то, что народ, получивший свободу,
не отдаст ее иноземным поработителям, что
он одержит победу в священной войне за мир
	и демократию.
и г „М ЛАНИН
	Адрес редакции: Москва, Старая площадь, дом 4, комн. 258. Телефоны: К 6-63-60, 2 3-30-52.