ПРОЛЕТАРИЙИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
	ра, построенная на убедительных
фактах и примерах из жизни колхо-
за, взволновала колхозников. Они
приняли горячее участие в обсужде-
нии мер по обеспечению высококаче-
ственной уборки урожая.
	После укрупнения колхозов в аги-
тационно-массовой работе на селе
еще большее значение приобрели
вопросы правильной организации
труда и распространение передового
опыта. Агитаторы колхозов нашего
района используют для бесед по этим
вопросам не только общий, но и
местный материал. В районной га-
зете «За большевистские темпы» вве-
ден отдел «Трибуна передового опы-
та», в котором был напечатан. ряд
интересных статей председателей
колхозов. Газета во-время подхва-
тила и широко популяризировала
опыт скоростной вязки снопов в кол-
хозе имени Хрущева. Агитаторы
многих колхозов ПЕР беседы об
этом опыте.
	В укрупненных колхозах значи-
тельно шире используется такое
моптное средство агитации и. пропа-
ганды, как кино. Помимо демонстрз-
ции отдельных фильмов, в колхозах
проводятся тематические кинофести-
вали. Был проведен кинофестиваль
на тему «Прочная кормовая база—
основа развития общественного про-
дуктивного животноводства». Колхоз-
никам были показаны короткомет-
ражные научно-технические фильмы:
«Семеноводство многолетних трав»,
«Край культурного животноводства»,
«Луга и пастбища», «Выращивание
поросят» и другие. Эти фильмы про-
смотрело около 8.000`человек. Перед
их демонстрацией зоотехники и луч-
	шие животноводы района читали
лекции. Большой популярностью
пользуетея световая газета; выпу-
	скаемая отделом пропаганды и аги-
тации райкома ВКП(б) совместно с
редакцией районной газеты. Светс-
вая газета демонстрируется перед
началом киносеансов. В ней кратко
сообщается о достижениях передови-
ков района, помещаются острые за-
метки о недостатках в работе и т. п.
	Партийные организации ‘района
борются за улучшение работы клубов,
изб-читален, красных уголков, радио-
узлов. По примеру колхозов Ленин-
ского района Московской области
колхозы «Завет Ильича», имени Ма-
ленкова и другие приступили к
строительству клубов. Укрупнение
колхозов создает все условия для то-
го, чтобы образцово поставить агита-
ционно-массовую и культурно-про-
светительную работу среди колхозни-
ков.

О. ДЕМЯНЦЕВА.
Секретарь Луховицкого рай-
кома ВКП(б) Московской об-
ласти. К
	И

<УАБГУР
	№ 22 (150)
	Газета Отдела п
	“a DK
	ропаганды и агитации Центрального Комитета ВКП (6)
	Пятница, 11 августа 1950 г.

Уборка урожая и хлебозаготовки в
Луховицком районе Московской об-
ласти развернулись ныне в новых
условиях. Еще накануне весеннего
сева 108 мелких артелей в районе
объединились в 38 крупных колхозов.
Укрупнение дало возможность шире
	использовать передовую технику,
поднять роль производственной
бригады, повысить производитель-
	ность колхозного труда.
Создание крупных колхозов и зада-
чи их организационно-хозяйственно-
го укрепления потребовали пере-
стройки партийно-политической и
агитационно-массовой работы. До
объединения мелких колхозов кол-
хозные партийные организации бы-
ли малочисленны, а в ряде сельско-
хозяйственных артелей их не было
вовсе. В таких условиях партийные
организации и коммунисты-одиночки
не всегда могли в достаточной мере
влиять на’состояние дел в колхозах.
Псложение изменилось после объ-
единения мелких артелей в крупные.
Ныне почти во всех колхозах нашего
района имеются первичные партий-
ные организации, значительно более
многочисленные, нежели прежние.
В колхозах созданы крупные агит-
коллективы. В каждом колхозе есть
комсомольская организация. Партий-
ные организации имеют теперь воз-
можность лучше организовать массо-
	во-политическую работу среди кол-
	дозников, правильнее расставить си-
лы коммунистов и агитаторов, шире
‘привлечь к политической работе
сельскую интеллигенцию.
Укрупнение колхозов повысило
требования к секретарям первичных
партийных организаций. Секретарю
партийной организации надо хорошо
знать крупное многоотраслевое кол-
хозное производетво и организовать
политическую работу в большом кол-
лективе, каким является укрупнен-
ный колхоз. В связи с этим Луховиц-
кий райком партии стал уделять
больше внимания работе секретарей
парторганизаций, усилил помощь им.
Райком партии провел семинар сек-
ретарей первичных партийных орга-
низаций. На этом семинаре были
изучены решения партии и прави-
тельства по вопросам колхозного
строительства, указания Московского
областного комитета ВКП(б) об ук-
рупнении колхозов и задачах пар-
тийной работы. в них. Секретари
парторганизаций обменялись опытом
партийной работы в укрупненных
колхозах. : ,
По-новому встал вопрос о масёово-
политической работе в бригаде. Рань-
ше, до создания крупных колхозов, в
каждой деревне была ‘сельскохозяй-
ственная артель, а теперь во многих
селах —бригады этих колхозов. В свя-
зи с этим роль бригады как центра
массово-подитической работы воз-
	АГИТАЦИОННО - МАССОВАЯ РАБОТА
В УКРУПНЕННЫХ КОЛХОЗАХ
	росла еще больше. Партийные орга-
низации уделяют теперь больше вни-
мания работе в бригадах. В бригадах
проводятся доклады, беседы, громкие
читки газет, организована нагляд-
ная агитация, выпускаются стенные
газеты и «боевые листки». Агитаторы
вместе с бригадиром подводят итоги
соревнования колхозников, помогают
бригадиру в оформлении доски пока-
зателей. После объединения колхозов
райком партии дважды собирал рай-
онные совещания агитаторов, На них
обсуждались доклады лучших агита-
торов об опыте агитационно-массовой
работы в производственной бригаде.

В период ухода за посевами колхо-
зы и бригады подводили итоги сорев-
нования раз в неделю. Однако опыт
показал, что в напряженные дни
сельскохозяйственных . работ — во
время сева, уборки и хлебоедачир-—
итоги соревнования надо подводить
оперативнее, несколько раз в неделю,
ибо судьбу урожая решает не только
каждый день, но и каждый час.
Взять, например, колхоз имени Ка-
линина. Когда началась уборка уро-
жая, колхозники обязались спра-
виться с уборкой зерновых в семь
дней и решили подводить итоги со-
ревнования. ежедневно. На второй
день косовицы лучших успехов на
вязке снопов добилась бригада т. Ми-
	‘тина. Ее успехи были освещены в
	«боевом листке»; о них агитаторы в
тот же. день рассказали в других
бригадах колхоза. Бригаде т. Мити-
на было вручено переходящее крас-
ное знамя. Но уже через день в два
раза больше снопов навязала брига-
да т. Петрова, и переходящее знамя
передали ей. Развертывание соревно-
вания и агитационно-маесовая рабо-
та способствовали производственным
успехам колхоза имени Калинина,
Правильная организация массово-
политической работы в бригаде дает
возможность партийной организации
оказывать повседневное влияние на
проведение уборки в сжатые сроки и
без потерь. В колхозе имени
Молотова допустили потери четырех-
шести колосьев на квадратном метре.
Агитаторы тт. Каменский, Соловьев,
Зеленков быстро реагировали на этот
недопустимый фэкт. Они провели бе-
седы, рассказав, что при таких поте-
рях колхоз недополучит с площади
300 гектаров сколо 800 пудов зерна, а
стоимость трудодня колхозника сни-
зится на 600 граммов. ‘Агитатор т. Со-
	лдовьев выпустил «молнию», в которой
‘были векрыты причины потерь уро-
	жая и названы конкретные виновни-
ки. В результате потери резко умень-
шились, был введен строгий порядок
приема убранных участков. В произ-
водственной бригаде колхоза «Крас-
ный маяк» содержательную беседу о
борьбе с потерями урожая провел
агитатор т. Репкин. Бееёеда агитато-
	Преодолеть отставание
_ Литературной критики
	лее того, правление Союза советских писателей выдви-
нуло книгу Гусейнова на Сталинскую премию, а журнал

«Новый мир» и «Литературная газета» опубликовали на
нее положительные рецензии.
	На низком идейно-теоретическом уровне ведется лите-
ратурная критика в литературных журналах и «Литера-
турной газете». В них преобладают краткие рецензии
на отдельные произведения советской литературы, нося-
щие скорее характер аннотаций, и отсутствует анализ
общих проблем литературы. В наших журналах нет еще
таких критических статей, в которых бы лучшие произ-
ведения советской литературы рассматривались на фоне
творческого пути писателя, определялись бы их место
в общем развитии советской литературы, их роль в ком-
мунистическом воспитании советского народа.
	‚ Редакции литературных органов не интересуются
мнением читателей, не устраивают читательских кон-
ференций, ‘не печатают отзывов читателей на литера-
турные произведения. Некоторые редакции  по-серьез-
ному возомнили, что они обитают на’Олимпе, ис выоо-
ты его не желают нисходить для общения с нашей
читательской общественностью. Речь идет, разумеется,
не о случайных читательских мнениях, а о типическом,
характерном мнении широких читательских Macc,
Прислушавшись к нему, иной критик поймет, что не
все ему поучать других, а есть чему поучиться и у
нашего взыскательного, пытливого, творчески’ актив-
ного, разносторонне талантливого многомиллионного
советского читателя.

От советской литературы требуется правдиво изобра-
жать ‘жизнь и ярко показывать борьбу в ней нового со
старым, отмирающим. Разбирая произведения с этой
точки зрения, критик должен сам хорошо знать жизнь и
обладать чувством нового. К сожалению, многие критики
не обладают этими качествами и нередко выступают без
достаточного знания той действительности, которая.
отображена в рассматриваемом ими произведении. Такой
узко профессиональный подход влечет за собой неверную
оценку произведения. Примером может послужить статья
В. Василевского в «Литературной газете», в которой он
	совершенно неправильно обрушился на роман Алексея
	Божевникова «Живая вода». Не обладая знанием дей-
ствительности, изображенной в романе, критик прогля-
дел основное достоинство романа — воплощение в худо-
жественных образах новаторского метода орошения.
	Крупным недостатком большинства литературно-кри-
тических статей является то, что в них: попрежнему не
уделяется серьезного внимания анализу художественной
формы как средству воплощения идейного содержания.
В борьбе за совершенство художественной формы лите-
ратурных произведений и их языка неоценимое значе-
ние имеют указания товарища Сталина в работах по язы-
кознанию. Руководствуясь этими указаниями, следует
решительно осудить попытки отдельных писателей
оторвать литературный язык от его народной основы.
Грузинская газета «Комунисти» в связи с этим подверг-
ла справедливой критике писателя Гамсахурдия за его
формалистическое словотворчество и архаизацию совре-
менного грузинского языка.

Высокая идейность и подлинное мастерство — эти
	3 ыы ЛА  о  лы т > фе a

‚два требования` должны быть ‚предъявлены неё только к
	каждому произведению советскоро писателя, но и к каж-
дой статье советского критика. К сожалению, нынеш-
нее состояние литературной критики не отвечает этим
требованиям. И в этом значительная доля вины Союза
советских писателей. В начале текущего года ХИТ пле-
нум правления ССП специально обсуждал вопрос о ли-
тературной критике, На пленуме были вскрыты отстава-
ние литературной критики, слабая разработка проблем
социалистического реализма, наличие групповщины, ме-
шающей развернуть критику и самокритику в писатель-
ской среде. Следовало ожидать, что Союз советских
писателей примет серьезные меры к тому, чтобы пре-
одолеть отставание литературной критики. Но этого не
случилось. Прошло уже много месяцев после окончания
пленума, а до сих пор даже не принята резолюция о с0-
стоянии литературной критики.

Комиссия по теории литературы и критики преврати-
	‚ лась во внутреннее «бюро рецензий», обслуживающее. по-
	требности аппарата ССИ. Секретариат Союза советских
писателей не укрепляет литературно-критические отде-
лы своих журналов. Эти отделы слабо ‘привлекают но-
вые силы и в течение многих лет из номера в номер
печатают статьи.одних и тех же авторов.

Необходимо решительно изменить положение, создав-
шееся в литературной критике. Литературная критика
является важным участком идеологической работы.
	Четыре года назад, в августе 1946 года ЦК ВКП(б)
принял постановление о журналах «Звезда» и «Ленин-
	град». Это постановление ясно указало пути дальнейщше-
	о творческого роста советской литературы, определило
ее задачи и ее роль в борьбе за построение коммунисти-
ческого общества. Все развитие советской литературы
за истекцтие четыре года прошло под знаком борьбы за
выполнение исторического постановления ЦК ВКП(б).
Наша литература обогатилась за это время новыми
произведениями, ярко отображающими  многообразную
жизнь советских людей и зовущими` на творческий,
созидательный труд во имя торжества. коммунизма.

Было бы, однако, пагубным успокаиваться на достигну-
том. Успехи и недостатки советской литературы должны
непрестанно подвергаться глубокому критическому ана-
лизу; как и во всех областях нашей жизни, здесь должен
применяться испытанный большевистский метод прин-
ципиальной и острой критики и самокритики. В работе
«Относительно марксизма в языкознании» товарищ
Сталин показал, что отсутствие критики, самодоволь-
ство, нескромность, высокомерие замкнутой группы
«непогрешимых руководителей», голое и легкомыслен-
	ное отрицание всего того, что делают другие, привели.
	языкознание к кризису.
Критика и самокритика есть важнейшее оружие. в
	борьбе за победу нового. Без нее нет движения ‘вперед.
	нет развития. Эти сталинские положения полностью
относятся к литературе. Литература не может плодо-
творно развиваться и служить великому делу построе-
ния коммунизма, если деятельность каждого писателя,
литературных организаций, литературных журналов
не будет. проникнута духом революционной критики и
самокритики. у
Важную роль в развитии литературы играет литера-
турная критика. Она призвана быть пламенным борцом
за передовую советскую литературу, пропагандистом но-
вых явлений в литературном” творчестве. Советская
литературная критика обращена и к писателям и к чи-
тателям. Ее общественная значимость огромна. Как и
литература, она’ служит великому делу коммунисти-
ческого воспитания трудящихся. И вполне понятно, что
советский читатель, идейный и культурный уровень ко-
торого неуклонно растет, предъявляет к литературной
критике большие требования. Советский читатель тре-
бует от критика, чтобы он не только. следовал за писа-
телем, но шел дальше него. И критик и писатель,
каждый своими средствами, должен анализировать типи-
	ческие‘ явления нашей жизни, показывать направление ©
	их развития, вскрывать новое, видеть наш завтрашний
день.

К сожалению, наша литературная критика плохо вы-
полняет эти задачи. Она несвоевременно откликается на
новые явления литературной жизни. Многие произведе-
ния остаются без оценки. В этом сказывается бсязнь
некоторых критиков высказать первым свою точку
зрения.

Одной из причин отставания нашей литературной кри-
тики является ее теоретическая слабость. Наши критики
недостаточно хорошо. овладели марксистско-ленинским
методом, не осмыслили до` конца указания Ленина и
	Сталина по вопросам развития литературы. Многие из.
	них, цитируя высказывания Ленина и Сталина, не
умеют приложить их к конкретным. литературным явле-
ниям. Они не. развивают, творчески, не двигают вперед
советское литературоведение.

Литературная критика проявляет слабый интерес к
	разработке важнейших проблем социалистического реа-
	лизма, Носле неудачной дискуссии по этим вопросам на
страницах журнала «Октябрь» в 1948 году ни «Литера-
турная газета», ни журналы этих вопросов не касаются.

Имеют место и прямые вылазки против социалистиче-
ского реализма о.и ‚рецидивы . рапповщины. В рабо-
те «Относительно марксизма в языкознании» товарищ
Сталин напомнил, что «пролеткультовцы» и «рапповцы»
вульгаризировали и извращали марксизм. Это указание
товарища Сталина, вооружает советских критиков на
борьбу со всякого рода упростителями и вульгаризато-
рами марксизма и новоявленными рапповцами.
	Вопрос о повышении идейно-теоретического уровня ли-.
	тературной критики остро стоит в национальных респуб-
ликах. Об этом, в частности, свидетельствует отношение
к вышедшей в 1949 году книге Г. Гусейнова «Из истории
общественной и философской мысли в Азербайджане
Х1Х века». Гусейнов идеализировал в своей книге реак-
ционное движение мюридизма и Шамиля. Его позиция
явилась проявлением буржуазного национализма. Между
тем на эту порочную, вредную книгу некоторые азербай-
джанские литераторы дали положительные отзывы. Бо-
	>

Еще накануне первой мировой войны,
	когда на Востоке под влиянием первой рус-
ской революции поднималось мошное освобо-
	дительное движение, ВБ. И. Ленин писал: «Про-
буждение Азии и начало борьбы за власть пе-
	редовым пролетариатом Европы знаменуют
	открывшуюся, в начале ХХ века, новую по-
лосу всемирной истории».
	Огромную историческую роль в жизни на-
родов Востока, как й всего человечества, сы-
грала Великая Октябрьская социалистиче-
ская революция. Как. отмечает товарищ
Сталин, она «открыла новую эпоху, эпоху ко-
лониальных революций, проводимых в угне-
тенных странах мира в союзе с пролетариа-
том, под руководством пролетариата». Эре
безмятежной эксплуатации и угнетения ко-
лоний и зависимых стран пришел конец.
Основы колониальной системы империализма
оказались еще более подорванными, а нацио-
нально-освободительное движение вступило
в полосу нового мощного подъема в резуль-
тате второй мировой войны.
	ТГерпящий поражение за поражением капи-
	‚Талистический мир во главе с цитаделью им-
	периалистического разбоя — Соединенными
Штатами Америки-— стремится всеми способа-
ми удержать свое колониальное господство.
Империалисты используют в этих целях и
буржуазное востоковедение.

С момента своего зарождения и посейчас
буржуазное востоковедение является передо-
вым отрядом капиталистической экспансии в
колониях. Оно накопило значительный фак-
тический материал по истории и культуре
народов Востока, перевело, систематизиро-
вало и опубликовало большое количество
восточных источников. Однако сам. подбор
этих материалов был односторонним. Уделяя
огромное внимание истории восточных рели-
гий, буржуазные востоковеды игнорируют
социально-экономическую историю народов
Востока, особенно за ‘последние столетия.
Буржуазные востоковеды всячески стремятся
противопоставить Восток и Запад, как изна-
чально и неизменно противоположные друг
другу, причем Запгд рассматривается ими
как единственный носитель _ прогресса,
Восток же-как ‘царство извечного застоя и
неподвижности. :

‚Работы буржуазных востоковедов преследу-
ют одну овновную цель-доказать, что мир
разделен на высшие и низшие расы, на бе-
лых и цветных, из которых первые являются
единственными ‘носителями цивилизации и
прогресса; а вторые только для того‹и суще-
ствуют на земле, чтобы’ быть объектом экс-
плуатации и угнетения CO стороны первых.
В настоящее время, когда колониальная си-
стема империализма переживает тяжелый
кризис, с особой наглядностью. проявляет-
ся роль буржуазных востоковедов как импе-
		В Академии общественных наук при ЦК ВКП(б)
	нием следующих документов: лично-
го листка по учету кадров, автобио-
графии, двух фотокарточек, копии
диплома об окончании высшего учеб-
ного заведения и справки Высшей
	аттестационной комиссии о сдаче
кандидатского минимума, справки с
места последней работы, материалов
циссертации (рукопись работы или
отдельные ее главы). Начало работы
курсов — 1 декабря 1950 года.

Адрес приемной комиссии; г. Моск-
ва, Садово-Кудринская, 9.
	также решительно борясь се расистскими и
	буржуазно-националистическими тенденция-
ми в литературе самих стран Востока, ярко
выявившимися в Японии, Турции и других
	странах. Необходимо создать серьезные рабо-
ты по истории национально-освободительной
борьбы в странах Востока, подготовить
марксистские куреы с истории ‘отдельных
стран Востока, в первую очередь истории. но-
вой и новейшей. Надо подготовить словари,
научные грамматики и учебники китайского,
монгольского, корейского, вьетнамского (ан-
намского); малайского и других языков, а
также языков народов Индии и развернуть
исследование современной литературы и
культуры стран Востока. Исследуя пробле-
мы современного Востока, советские востоко-
Беды должны показать огромные преобразо-
вания, происшедитие за годы советской вла-
сти. в жизни народов нашей страны, дости-
жения которых являются путеводной звез-
дой для трудящихся зарубежного Востока,
борющихся за свое освобождение.

Советские востоковеды могут успешно ре-
шить эти задачи, руководствуясь маркеиз-
мом-ленинизмом. Труды И. В. Сталина «Мар-
ксизм и национальный вопрос», «Националь-
ный вопрос и ленинизм», «О политических за-
дачах Университета народов Востока», «О пер-
спективах революции в Китае», «Относи-
тельно марксизма в языкознании» и другие
определяют пути плодотворного творческого
исследования ‘во всех областях востоковеде-
вия. На изучение восточных языков долгое
время отрицательно влияла вульгаризатор-
ская и псевдомарксистская теория Марра. В
то время как часть лингвистов занималась
голой эмпирикой, описательством, другая
часть пошла по пути бесплодных схоластиче-
ских упражнений в марристеком духе. Сво-
бодная дискуссия по вопросам языкознания,
проведенная «Правдой», и в первую очередь
статья товарища Сталина, опубликованная в
ходе этой дискуссии, и его последующие от-
веты товарищам открыли перед советским
языковедением, в частности перед лингви-
стами-востоковедами, широкую дорогу сво-
бодного творческого развития. В выступле-
ниях товарища Сталина марксистская тео-
рия языка получила всестороннее развитие.
Руководствуясь этой теорией, советские
ученые должны двинуть вперед дело изуче-
ния современных восточных языков,

Нет сомнений, что, опираясь на марксист-
ско-ленинскую теорию, на гениальные труды
Ленина и Сталина, советское востоковедение
преодолеет имеющиеся недостатки и с успе-
хом ‘решит поставленные перед ним загачи,
		we Е ®
	Академия общественных наук при
ЦК ВКП(б) проводит набор на годич-
чые курсы диссертантов при Акаде-
мии общественных наук при ЦК
BKII(6).

На курсы принимаются члены
ВКП(б) — партийные и’советские ра-
Зотники, а также преподаватели об-
ластных, краевых и республиканских
партийных школ, имеющие закончен-
ное высшее образование, сдавшие
кандидатский ‘минимум и работаю-
щие над диссертациями в области
истории ВКП(б), политической эконо-
	мии, диалектического и историческо-
го материализма, истории СССР,
всеобщей истории, международных
отношений, экономики и политики
зарубежных стран, юриспруденции.
Лица, зачисленные на курсы, дол-
жны в течение тода подготовить
и защитить диссертацию на соиска-
ние ученой степени кандидата наук.

Желающие поступить на курсы
должны подать до 1 октября 1950 года
заявления в Академию обществен-
ных наук при ЦК ВКП6бб) се приложе-
	da передовое советское востоковедение
	риалистических разведчиков, колониальных
администраторов, ‘проповедников «идей» не-
полноценности восточных народов, призыва-
ющих восточные народы к рабской покорно-
сти своим белым «благодетелям»,
	Советское востоковедение сделало немало
для разоблачения буржуазных «теорий» по
вопросам истории и культуры` народов Во-
стока. Руководствуясь методом марксизма-
ленинизма, классическими трудами Ленина
и Сталина по национально-колониальному
вопросу, советские востоковеды развернули
работу по изучению прошлого и настоящего
этих народов. Борясь с буржуазным национа-
лизмом ‘и расизмом, советское востоковеде-
ние успенно решило ряд существенных проб-
лем истории стран Востока. Достаточно упо-
	мянуть разгром пресловутой теории: «азиат-
	ского способа производства» и теории «извеч-
ности феодализма на Востоке», работы совет-
ских историков по истории древнего и сред-
невекового Востока, особенно по истории клас-
совой борьбы, работы в области восточной
лингвистики и филологии, работы по истории
литературы народов Советского Востока, уча-
стие советских востоковедов в разработке ли-
тературных языков и письменностей народов
советских восточных республик ит. п.

Однако все, что сделано и делается совет-
скими востоковедами, далеко не отвечает ог-
ромным задачам, стоящим перед советской
наукой в ‘деле изучения народов Востока. В
наши дни, когда на Востоке происходят co-
бытия поистине всемирно-исторического зна-
чения, изучение экономики, истории, культу-
ры, языков народов: зарубежного Востока
приобретает ‚огромное значение. Особенно
важно глубоко изучить современное эконо-
мическое и политическое положение стран
Востока и нынешний этап национально-осво-
бодительного движения народов этих стран,
К сожалению, значительная часть наших
востоковедов стремится уйти от жгучих
вопросов современности.

В последних двух томах (за 1948 и 1949 гг.)
	‚ежегодника Института востоковедения Акаде-
	мии‘наук СССР из 21 статей на исторические
темы только одна затрагивает «первую треть
ХХ века», только две- ХХ век. Остальные по-
священы. средневековью и древности. Во всех
шести томах. «Советского востоковедения»,
вышедитих с 1940 года, только две статьи ка-
саются вопросов современного Востока. Обе
они освещают вопрос о языках современной
Индии. Слов нет, и в отдаленном прошлом
	службу к американцам немецкого археолога-
	ираниста 2. Херцфельда.

Институт востоковедения Академии наук
СССР не занимается изучением современных
‚стран Востока, не ведет необходимой. борьбы
с буржуазным востоковедением, а ряд работ
его сотрудников проникнут духом раболепия
перед буржуазным востоковедением. Среди
научных работников института имеет место
примиренчество к проявлениям буржуазной
идеологии. В институте отсутствует принци-
пиальная научная критика и самокритика, а
без’ борьбы мнений, без свободы критики ни-
какая наука развиваться не может. Институт
востоковедения превратился в совокупность
своего рода «феодальных владений», школок
отдельных ученых, претендующих на моно-
полию и не терпящих критики. Такая затхлая
обстановка не может способствовать развитию

востоковедческой науки.
	В неудовлетворительном ‘состоянии нахо-
	дится востоковедческая работа и других на-.
	учных учреждений. В Узбекской и Казахской
	’Академиях наук, в филиалах Академии наук
	СССР в Таджикистане, Киргизии, Туркмении
работа по изучению соседних стран Востока
не ведется. В Академиях наук Армянской,
Азербайджанской, Грузинской ‘ССР научная
работа по востоковедению обращена, как и в
Академии наук СССР, на изучение отдален-
ного прошлого. Работа по изучению совре-
менного Востока велась в последнее время
лишь в Тихоокеанском институте Академии
наук СССР. Этот институт опубликовал
несколько! ценных работ по странам Дальнего
Востока. Однако и он не справляется со свои-
ми задачами прежде всего в силу плохой
обеспеченности научными кадрами.

Недавно состоялось решение президиума
Академии наук СССР об объединении всех
востоковедческих сил Академии в едином,
мощном, обновленном Институте востокове-
дения в Москве. Это должно способствовать
подъему научной работы в области востоко-
ведения.

Перед новым Институтом востоковедения
и всеми советскими востоковедами стоят важ-
ные и неотложные задачи по изучению исто-
рии и.культуры стран современного Востока,
Советское востоковедение призвано дать прав-
дивое освещение прошлого и настоящего на-
родов Востока, неустанно разоблачая псевдо-
научные писания буржуазных, в первую оче-
редь англо-американских, востоковедов, а
	есть вопросы, представляющие. большую
актуальность. Однако среди. материалов
«Советского востоковедения» и других изда-
ний Института востоковедения работ на
такие темы очень немного. Многие из работ,
опубликованных институтом (работы акаде-
миков В. М. Алексеева, И. Ю. Крачковского,
С. А. Козина, члена-корреспондента AH
СССР Е. Э. Бертельса, доктора философских
наук Я. Б. Радуль-Затуловского и др.), под-
вергались справедливой критике в нашей
	печати, как содержащие грубые ошибки бур-.
	жуазно-объективистского характера, некри-
тически: переносящие в советское востокове-
дение порочные взгляды и выводы реакци-
онных буржуазных востоковедов.
‚ Некоторые востоковеды ограничили свою
деятельность изучением сугубо частных во-
просов, не имеющих серьезного научного зна-
чения, Так, например, член-корреспондент
АН СССР П. В. Ернштедт после многих лет
упорного молчания разрешился, наконец, в
1949 году статейкой на десять страниц на
такую «жгучую» тему, как «К детерминации
в коптском языке». Эта статья весьма типична
для общего облика тех сборников, которые по-
лучили мало соответствующее их содержанию
наименование «Советское востоковедение».
Она, как и статьи «Заключительная формула
в письмах иль-ханов», «Законодательная ци-
тата в памятнике ХХИ династии» и некото-
рые другие, представляет собой пример пере-
несения в советскую науку дурных традиций
буржуазного востоковедения. В нашей, совет-
ской востоковедческой литературе подобные
псевдонаучные трактаты по поводу отдельных
фактиков, выуженных из древних текстов, мо-
гут прикрывать нежелание некоторых ученых
заняться подлинно марксистским изучениём
истории и культуры народов Востока.
Низкопоклонство перед буржуазной восто-
коведческой литературой нашло яркое отра-
жение и в отделе рецензий «Советского. во-
стоковедения». Мы не найдем здесь принци-
пиальной, острой, разоблачающей. критики
того потока макулатуры, которая сейчас фаб-
‚рикуется в англо-американских «востоковед-
‚ческих» центрах и в их филиалах в странах
Востока, Наоборот, на страницах «Советского
` востоковедения» имеют место расшаркивание
и реверансы по адресу некоторых буржуаз-
ных востоковедов —вроде, опубликованного в
У томе «Советского востоковедения» панеги-
рика реакционным работам перешедшего на