№ 22 (150)

14 августа 1950 г.,

ET TOBA

В Отделе проитанды и atumayuu
			Товарищу САНЖЕЕВУ
	Диалекты местные (территориальные»),
наоборот, обслуживают народные массы и
имеют свой грамматический строй и: основ-
ной словарный фонд. Ввиду этого некоторые
`меетные диалекты в. процессе образования
наций могут лечь в основу национальных
языков и развиться в самостоятельные на-
циональные языки, Так было, например, с
курско-орловским диалектом (курско-срлов-
ская «речь») русского языка, который лег в
основу русского национального языка. То же
самое нужно сказать ‘о NOATABCKO-KMeBCKOM
диалекте укргинскога языка, который лег в
ознову Украинского национального ‹ языка.
	О ПЛАНИРОВАНИИ ВЫПУСКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ SF
	В Отделе пропаганды и агитации ЦВ
ВКП(б) состоялось совещание по вопросам
планирования выпуска научно-технической
литературы, на котором были заслушаны
сообщения начальников Металлургиздата,
Машгиза, Энергоиздата и Углетехиздата о
ходе подготовки планов издания литературы
на 1951 г., а также перспективных планов
выпуска литературы на ряд лет, ,

На совешании отмечалось, что издательства
установили более тесную связь с научными
организациями, предприятиями и. учебными
заведениями. Это позволило им при состав-
лении планов’ учесть предложения техниче-
ской интеллигенции, рабочих, учащихся. Од-
нако и теперь в планах научно-технических
издательств имеются серьезные пробелы и
недостатки. В планах изданий Металлургиз-
дата, Энергоиздата и других издательств
слабо представлена литература, обобщающая
передовой опыт в промышленности, а также
справочная литература. Некоторые издатель-
ства не имеют продуманного плана изданий
научно-популярной литературы с учетом ка-
тегорий читателей: рабочих, интеллигениии
	ит. д. Нет должной системы в планировании
литературы по истории отечественной науки
и техники. Имеются факты недопустимого
параллелизма, в частности в выпуске литерз-
туры по. строительному делу, металлообра-
ботке, энергетике. : ,
Участники совешания сообщали, что от-
дельные министерства и ведомства. плохо ру-
ководят подчиненными. им ‘издательствами.
Они не направляют деятельности издательств
на выпуск литературы, помогающей решению
важнейших  наролнохозяйственных задач,
Министерства машиностроения и приборо-
строения, нефтяной, судостроительной про-
мышленности за последние годы ни разу не
обсудили на своих коллегиях планов вы-
пуска литературы издательств. За 11 лет
существования Металлургиздата коллегия
Министерства металлургической  промыш-
ленности литчь один раз собралась обсудить
план изданий. :
_ Участники совещания обменялись мнения-
ми о мерах улучшения планирования выпу-
	ска научно-технических книг,
	Уважаемый товарищ Санжеев!
	Отвечаю на Ваше письмо с большим опо-
зданием, так как только вчера передали мне
Ваше письмо из аппарата ЦК,

Вы безусловно правильно ‘толкуете ‚мою
позицию в вопросе с диалектах.

«Классовые» диалекты, которые правиль-
	нее было бы назвать жаргонами, обслужива-
	ют не народные массы, а узкую социальную
верхушку. К тому же они не имеют своего
собственного грамматического строя и эснов-
ного словарного фонда. Ввиду этого они ни-
как не могут развиться в самостоятельные
языки.
	1950 г 1! июля.
	Ваши письма получил.
	Что касается остельных диалектов таких
языков, то OHM теряют свою самобытность,
вливаются в эти языки и исчезают в них.
Бывают и обратные процессы, котда еди-
ный язык народности, не ставшей еще на-
‘цией в силу отсутствия необходимых эконо-
мических условий развития, терпит крах
вследствие государственного распада этой
народности, а местные диалекты, не успев-
шие еше перемолоться в едином языке, —
	окивают и дают начало образованию отдель- 1
	ных самостоятельных языков. Возможно, что
так именно обстояло дело, например, с еди-
ным монгольским языком. о .
		Товарищам Д. БЕЛКИНУ и
			ной» язык). Он думает, повидимому, что язык
жестов и язык слов равнозначны, ‘что одно
время человеческое общество не имело языка
	слов, что «ручной» язык заменял тогда по-
	явившийся потом язык слов.

Но если действительно так думает т. Бел-
‘кин, то он допускает серьезную ошибку.
Звуковой язык или язык слов был всегда
единственным языком человеческого  обтце-
	ства, способным служить полноценным . сред-
	ством общения людей. История не знает ни
одного человеческого общества, будь оно са-
мое отсталое, которое не имело бы своего
звукового языка. Этнография не знаёт ни
одного отсталого народца, будь он таким же
или еше более первобытным, чем, скажем,
австралийцы или огнеземельцы прошлого
века, который не имел бы своегс звукового
языка. Звуковой язык в истории человече-
ства является одной из тех сил, которые
помогли людям выделиться из животного
‘мира, объединиться в общества, развить свое
мышление, организовать общественное про-
изводство, вести успешную борьбу с силами
природы и дойти до того прогресса, который
мы имеем в настоящее время. :

В этом отношении значение так называе-
мого языка жестов ввиду его крайней бедности
и ограниченности — ничтожно. Это, собствен-
но; не язык, и даже не суррогат языка, могу-
щий так или иначе заменить звуковой язык,
а вспомогательное средство с крайне ограни-
	С. ФУРЕРУ

ченными средствами, которым пользуется
иногда человек для подчеркивания тех или
иных моментов в его речи. Язык жестов так
же нельзя приравнивать к звуковому языку,
как нельзя приравнивать первобытную дере-
вянную мотыгу к современному гусеничному
трактору с пятикорпусным плугом и. рядовой
тракторной сеялкой.

3. Как видно, вы интересуетесь ‘прежде
всего глухонемыми, а потом уж — проблема-
ми языкознания. Видимо, это именно обстоя-
тельство и заставило вас обратиться ко мне
с рядом вопросов. Что же, если вы настаи-
ваете, я не прочь удовлетворить вашу прось-
бу. Итак, как обстоит дело ¢ глухонемыми?
Работает ли у них мышление, возникают ли
мысли? Да, работает у них мышление, возни-
кают мысли. Ясно, что коль скоро глухоне-
мые лишены языка, их мысли не могут воз-
никать на базе языкового материала. Не зна-
чит ли это, что мысли глухонемых являются
оголенными, не связанными (с «нормами
	природы» (выражение Н. Я. Марра)? Нет, не
звачит. Мысли глухонемых возникают и мо-
	гут существовать лишь на базе тех образов,
восприятий, представлений, которые склады-
ваются у них в быту о предметах внешнего
мира и их отношениях между собой благода-
ря чуветвам зрения, осязания, вкуса, обоня-
ния. Вне этих образов, восприятий, представ-
лений мысль пуста, лишена какого бы то ни
было содержания, т, е. она не существует,
		УЛУЧШИТЬ РАБОТУ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ
	На днях в Отделе пропаганды и агитации.
	ЦК ВБЦо) состоялось совещание, на котором
было заслушано сообщение секретаря ЦК
КП(б) Эстонии т. Кельберга о выполнении в
республике постановления ЦК ВКПб) от
21 декабря 1948 года по Bompocam физической
культуры и спорта.

На совещании было отмечено, что многие
партийные организации Эстонии не уделяют
достаточного внимания развертыванию мас-
сового физкультурного движения. Республи-
канский комитет по делам физической куль-
	туры и спорта, добровольные спортивные об-.
	щества «Калев», «Спартак», «Динамо» слабо
	руководят коллективами физической куль-
	туры на предприятиях, в учреждениях и
		Ваша оптибка состоит в том, что вы еме
шали две разные вещи и подменили предмет,
рассматриваемый в моем ответе т. Краше-
нинниковой, другим предметом. .

1. Я вритикую в этом ответе Н. Я. Марра,
который, говоря 06 языке (звуковом) и
мышлении, отрывает язык от мышления и
впадает таким образом в идеализм. Стало
быть, речь идет в моем ответе о нормальных
людях, владеющих языком. Я утверждаю при
этом, что мысли могут возникнуть у таких
людей лишь на базе языкового материала;
что оголенных мыслей, не связанных © язы-
ксвым материалом, не существует у людей,
владеющих азыком,
	Вместо того, чтобы принять или отвергнуть.
	зто положение, вы подставляетё апомальных,
безъьязычных людей, глухонемых, у которых
нет языка и мысли которых, конечно, не. мо-
гут возникнуть на базе языкового материала.
Как видите, это совершенно другая тема, ко-
торой я не касался и не мог коснуться, так
как языкознание занимается нормальными
	людьми, владеюшими языком, а не аномаль-.
	ными, глухонемыми, не имеющими языка.
Вы подменили ‘обсуждаемую тему другой
темой, ‘которая не обсуждалась.
2. Из письма т. Белкина видно, что он ста-
вит.на одну. доску «язык слов» (звуковой
ЯЗЫК) И «язык жестов» (по Н, Я. Марру «руч-
	29 -yiona 1950 r.
	Ваше письмо получил.
	учебных заведениях, не принимают’ необхо-
димых мер, чтобы привлечь итирокие массы
трудящихся к занятиям физической культу-
рой и спортом. Неудовлетворительно постав-
лена работа по подготовке значкистов ГТО,
воспитанию молодых спортеменов, повыше-
нию спортивного мастерства физкультурни-
ков. Слабо организована идейно-воспитатель-
ная работа среди спортеменов. Много  недо-
статков в деле подбора, изучения ‘и расста-
новки физкультурных кадров. И

На совещании были намечены меры по
устранению отмеченных недостатков. и уси-
лению контроля’ за выполнением в Эстонии
постановления ЦК ВКП(б) по вопросам физи-
ческой культуры и спорта,
	Больше внимания физическому.
		воспитанию
	ШЕОЛЬНИКОВ
	«Ризическое воспитание учащихся является
важной частью работы нашей советской шко-
лы. Партия и советское правительство при-
дают этому делу большое значение. В поста-
новлении от 27 декабря 1948 года Централь-
ный Комитет; ВКП(б) обязал миниетеретва
просвещения союзных республик и Комитет
по делам физической культуры и спорта при
Совете Министров СССР улучшить постанов-
ку физического воспитания школьников, по-
высить качество уроков по физическому вос-
питанию, широко развернуть внеклассную
Физкультурную работу в кружках, секциях.
	юношеских спортивных пгхолах.
	С тех пор как было принято это постанов-
ление, в организации физического воспита-
ния школьников достигнуто некоторое улуч-
шение. Количество школьных коллективов
Физической культуры возросло, в ряде школ
удалось хорошо наладить физическое воспи-
тание учащихся, Примером может служить
средняя мужская школа № 6 Ворошиловско-
го района города Баку. В. прошлом учебном
году здесь было. подготовлено 196 значки-
стов «Готов к труду и обороне СССР». и
460 разрядников.

В 1949 и 1950 гг. министерства просвещения.
союзных республик провели. школьные рай-
	онные, областные и республиканские спарта-
	киады, в которых приняло участие значи-
тельное количество учащихся. Многие юные
	-епортемены установили на этих спартакиа-
	дах новые рекорды и добились значительных
достижений.

Однако, несмотря на некоторое улучшение,
состояние физкультурной работы ереди
	‚вольников продолжает оставаться неудов-
летворительным. Миниетеретва просвещения
	союзных, республик, особенно министерства
просвещения Молдавской, Киргизской, Ка-
	захской ССР, а также областные и городские
	отделы народного образования и директора
	школ неудовлетворительно ‚занимаются во-
‚ просами физического воспитавия школьни-
	ков. Уроки физкультуры часто строятся без
учета психологических и биологических
особенностей детского возраста, ‘элементы
легкой атлетики и спортивные игры исполь-
зуются на уроках очень редко. Во многих
школах, в особенности в сельской местности,
уроки физкультуры вовсе не проводятся,
Решающая роль в правильной постановке
учебно-педагогического процесса и массовой
спортивной работы в школах принадлёжит
преподавателям, В начальных школах фи-
зическое воспитание поручено учителям, ве-
	‚дущим классы. Они; как правило, не имеют
	‚‘елециальной подготовки. В РСФСР учителя,
	ве имеющие специальной подготовки по фи-
	зическому воспитанию, составляют 50. проц.
в Армянской, Таджикской CCP—xzo 95 проц.
 Гри тысячи школ Украинской ССР совершен-
HO He имеют преподавателей физического
‘воспитания,

Такое“ положение со всей остротой ‘ставит
вопрос о необходимости правильно органи-
зовать подготовку и переподготовку кадров
преподавателей физкультуры. Однако органы
	‘народного образования и комитеты по делам
	физической культуры и спорта не уделяют
внимания этому делу. Десятимесячные кур-
сы по ‘повышению квалификации преподава-
телей физического воспитания были прове-
дены в прошлом году не во всех’ областях и
краях РСФСР. Плохо организована работа
‘по повышению квалификации преподаватель-
ского состава в Казахской,  Гуркменской,. Ка-
рело-Финской и ‘ряде других союзных pec
публик. о

Улучшению дела физического воспитания
учащихея мешает то обстоятельство, что тико-
‘лы’ плохо обеспечены спортивным ‘инвента-
рем и оборудованием, особенно ‘гимнастиче-
скими снарядами; лыжами; ‘мячами. Многие
зиколы не имеют помещений для’ физкуль-
турных занятий, а также спортивных‘ пло-
щадок в пришкольных‘ дворах. В Саратове
из-за отсутствия спортивных баз ‘и пложща-
док сотни школьников не могут заниматься
физической культурой. За семь месяцев ны-
нешнего года в Саратове построена лишь ‘од-
на школьная. спортивная площадка. Боль-
шинство директоров школ и органы народно-
го образования не проявляют ‘необходимой
заботы и не выделяют средств на оборудова-
ние спортивных помещений и плошалок.

С таким равнодушным отношением к фи-
зическому воспитанию школьников . необхо-
димо решительно покончить. Органы народ-
ного образования и комитеты по делаем фи-
зической культуры и спорта должны добиться
коренного улучшения постановки физиче-
ского воспитания в школах. Надо прежде
всего повысить качество уроков физкуль-
туры, а также широко развернуть массовую
внеклассную физкультурную работу.

Особенно важно, чтобы во всей работе. по
физическому воспитанию ‘школьников при-
HAAM самое активное участие комсомольские
организации школ и комитеты комесмола,
Этому важному делу должны уделить боль
ше внимания партийные, советские и проф-
союзные организации, Нужно, чтобы в каж-
дой республике и области, в каждом районе
и в каждой школе были выполнены указания
партии и’ правительства по вопросам физи-
ческого ‘воспитания школьников.
		Товарищу А. ХОЛОПОВУ
	шли к выводу, что формула Энгельса имеет
в виду победу социализма во всех странах
или в большинстве стран, что она неприме-
нима к тому случаю, когда социализм побеж-
дает в одной, отдельно взятой стране, а во всех
других странах господствует капитализм. .

Как видно, мы имеем здесь две различные
формулы по вопросу о судьбах еоциалисти-
зеского © и исключающие друг
upyra..

Начетчики и талмудисты могут. сказать,
что это обстоятельство создает невыносимое
положение, что нужно одну из формул om
	бросить, как безусловно ошибочную, а дру-
	гую, как безусловно ‘правильную, - раепро-
странить. на все периоды развития социали-
стического государства. Но марксисты не
могут не знать, что начетчики и талмудисты
ошибаются, ибо обе эти формулы правильны,
но не абсолютно, а каждая для своего време-
ни: формула советских марксистов - для
периода победы социализма в одной или не-
скольких странах, а формула Энгельса -— для
того периода, когда последовательная победа
социализма в отдельных странах приведет к
победе социализма в большинстве стран и
когда создадутся, таким образом, необходи-
‘мые ‘условия для применения ‘формулы
Энгельса.

Число таких примеров можно было бы увс-
личить.

То же самое нужно сказать о двух различ-
ных формулах по вопросу об языке, взятых
из разных произведений Сталина и прив
денных т. Холоповым в его письме:

Тов. Холонов ссылается на произведение
„Сталина «Относительно марксизма‘в языко-
знании», где делается вывод, что в резуль-
тате скрещивания, скажем, двух языков, один
из языков обычно выходит победителем, а
другой отмирает, что, следовательно, скрещи-
вание дает не какой-то новый, третий язык,
а сохраняет один из языков. Далее ‘он
ссылается на другой вывод, взятый из докла-
да Сталина на ХУ! съезде ВКИ(б), где гово-
рится, что в период побелы социализма в ми-
ровом масштабе, когда социализм окрепнет и
войдет В быт, национальные языки неми-
нуемо должны слиться в один общий язык,
который, конечно, не будет ни великорусским,
ни немецким, а чем-то новым, Сличив эти
две формулы и видя, что они не ‘только не
‘совпадают друг с другом, а исключают друг
друга, т. Холопов приходит в отчаяние. «Из
статьи Вашей, пишет он в письме, я понял,
что от скрешивания языков никогда не
может получиться новый какой-то язык, а до
статьи твердо был уверен, согласно Вашему
выступлению на ХУ! съезде ВКИбб), что при
коммунизме языки сольются в один,
общий».

Очевидно, что. т, Холопов, открыв: противо-
речие между этими двумя формулами и
глубоко веря, что противоречие должно быть
ликвидировано, считает нужным избавиться.
от одной из формул, как неправильной, и
уцепиться за другую формулу, как правиль-
ную для всех времен и стран, но за какую
именно формулу уцепиться,= он не знает.
Получается нечто вроде безвыходного ‚ поло-
жения, Тов. Холопов и не догадывается, что
обе формулы могут быть ‹правильными, —
каждая лля своего времени. .

Так бывает всегда с начетчиками и талму-
дистами, которые, не вникая в существо дела
и цитируя формально, безотносительно к тём
историческим условиям, о которых трактуют
цитаты, неизменно попадают в безвыходное
положение;

А между тем, если разобраться в вопросе
по сушеству, нет никаких оснований для без-
выходного положения. Дело в том, что
брошюра Сталина «Относительно марксизма
в языкознании» и выступление Сталина на
ХУТГ съезде партии имеют в виду две совер-
шенно различные‘ эпохи, велецосние чего и
фоомулы получаются различные.

Формула Сталина в его брошюре; в ‘части;
касающейся скрещивания языков, имеет: в
виду эпоху до ‘победы социализма.
в мировом масштабе, когда эксплуататор-.
ские классы являются господствующей cur
лой в мире, когда национальный и KOAO-
ниальный гнет остается в силе, когда на-
циональная обособленность и взаимное недо-
верие  наций закреплены государетвенными
различиями, когда нет еце национального
	равноправия, когда скрещивание языков про-
исходит в порядке борьбы. за господство од-
ного из языков, когда нет еще условий для
мирного и дружественного сотрудничества
наций и языков, когда на очереди стоит не
сотрудничество и взаимное обогащение
языков, а ассимиляция одних и победа других
языков. Понятно, что в таких условиях мо-
гут быть лишь победившие и побежденные.
языки. Именно эти условия имеет в виду
формула: Сталина, когда она говорит, что
скрещивание, скажем, двух языков дает в ре-
зультате не образование нового языка, а
	победу одного из языков и поражение дру-
	гого. 2 у .

Что же касается другой формулы Сталина,
взятой из выступления на ХУ! съезде пар-
тии, в части, касающейся слияния языков в
один общий язык, то здесь имеется в виду
другая эпоха, а именно — эпоха после
победы социализма. во всемирном.
масштабе, когда мирового ‘империализма не
будет уже в наличии, экеплуататорские.
классы будут низвергнуты, национальный и
колониальный гнет будет ликвидирован, на-
верие наций будут заменены взаимным дове-
рием и сближением наций, национальное
	равноправие будет претворено в жизнь, поли-.
	тика подавления и ассимиляции языков. бу-
дет ликвидирована. сотрудничество наций
	будет налажено, а национальные языки бу-.
	дут иметь возможность свободно обогащать
друг друга в порядке сотрудничества. Понят-
но, что в этих условиях не может быть и речи
о подавлении и поражении одних и победе
		‘других языков. Здесь мы будем иметь дело.
	не с двумя языками, из которых один терпит
поражение, а другой выходит из борьбы побё-
дителем, а с’ сотнями национальных языков,
из которых в результате длительного эконо-
мического, политического м культурного со-
трудничества наций будут выделяться ‘ена-
чала наиболее обогащенные единые зональ-
ные языки, а потом зональные языки вольют-
ся в один общий международный язык, кото-
рый, конечно, не будет ни немецким, ни рус-
ским, HM английским, а новым. языком,
вобравшим в себя лучшие элементы нацио-
нальных и зональных языков. .

Следовательно, две различные формулы со-
ответствуют двум различным эпохам разви-
тия общества, и именно потому, что. они, с9-
ответствуют им, обе формулы. правильны, —
каждая для. своей эпохи, ue,

Требовать, чтобы эти формулы’ не находи-
лись в противоречии друг’ с другом, чтобы
они не исключали друг друга, —так же нелепо,
как было бы нелепо требовать, чтобы эпоха.
господства капитализма не находилась в про-
тиворечии с эпохой господства социализма,
чтобы социализм и капитализм не исключали
друг друга. oe

Начетчики и талмудисты рассматривают
марксизм, отдельные выводы и формулы
марксизма, как собрание догматов, которые
«никогда» не изменяются, несмотря на изме-
нение условий развития общества. Они дума-
ют, что если они. заучат наизусть эти выводы
и формулы и начнут их цитировать вкривь
и вкось, то они будут в состоянии решать
любые вопросы, в расчете, что заученные
выводы и формулы пригодятся им для всех
времен и стран, для веех случаев в жизни, Но
так могут думать лищь такие люди, которые
видят букву марксизма, но не вилят ero
существа, заучивают тексты выводов’ и фор-
мул  марксизма, но не. понимают их содер-
жания.

Марксизм есть наука о законах развития
природы и общества, наука о революции
угнетенных и эксплуатируемых масс, наука
о победе социализма во всех странах, наука.
о строительстве коммунистического общества.
Марксизм, как наука, не может стоять на ba-
ном месте, — ON развивается ‘и’. совершен-
ствуется. В своем развитии марксизм. не мо-
жет не обогащаться новым опытом, новыми
знаниями, — следовательно, отдельные ero
формулы и выводы не могут не изменяться с
течением времени, не могут не заменяться
новыми формулами и выводами, соответству-
ющтими новым историческим задачам. Мар-
ксизм не признает неизменных выводов и
формул. обязательных для всех эпох и перио-
дов. Марксизм являетея врагом ‹ всякого
		Огоздал немного с ответом ввиду перегру-
женности работой,

Ваше письмо молчаливо исходит из. двух
предположений: из предположения о том, что
допустимо цитировагь произведения того
или иного авторав отрыве оттого исто-
рического периода, о котором трактует ци-
‚ тата, и во-вторых, из’ того ‘предположения,
что те или иные выводы и формулы мар-
ксизма, полученные в результате изучения
одного из периодов исторического развития,
являются правильными для всех периодов
развития и потому должны остаться
неизменными.

Должен сказать, что оба эти предположе-
ния глубоко ошибочны.

Несколько примеров.

1. В сороковых годах прошлого века, когда
не было еще монополистического капитализ-
ма, когда капитализм развивался более: или
менее плавно по восходящей линии, распро-
	страняясь на новые еще не занятые им те-
	ритории, а закон неравномерности развития
не мог еше действовать с полной. силой, —
Марке и Энгельс пришли к выводу, что .со-
циалистическая революция не может побе-
дить в одной какой-либо стране, что она’ мо-
жет победить лишь в результате общего уда-
ра во всех или в большинстве цивилизован-
ных стран. Этот вывод стал потом руководя-
щим положением для всех марксистов.
Однако в начале ХХ века, особенно в пери-
од первой мировой войны, когда для всех
стало. ясно, что капитализм домонополисти-
ческий явным образом перерос. в. капитализм
монополиетический, когда капитализм восхо-
	дящий. превратилея в. капитализм умираю-
	щий, когда война вскрыла неизлечимые
‘слабости мирового ‘империалистического
фронта, а закон неравномерности развития
предопределил разновременность созревания
‘пролетарской революции в разных стра-
нах, Ленин, исходя из марксистской  тео-
рии, пришел к выводу, что в новых усло-
виях развития социалистическая. революция
вполне можег победить в одной, ‘отдельно
взятой стране, ято одновременная победа
социалистической революции во всех странах
или в большинстве цивилизованных стран
невозможна ввиду неравномерности вызрева-
ния ревелюции в этих странах, что старая
формула Маркса и Энгельса уже: не -соответ-
ствует новым историческим условиям.

Как видно, мы имеем здесь два различных
вывода по вопросу о ‘победе социализма, ко-
торые не только противоречат друг другу, но
и исключают друг друга 1. 5

Какие-нибудь начетчики и талмудисты, ‘ко-
торые, не вникая в существо ‘дела, цитируют
формально, в отрыве от исторических усло-
вий, — могут сказать, что один из этих выво-
дов, как безусловно неправильный, должен
быть отброшен, а другой вывол, к2к без-
условно правильный, должен быть распро-
странен на все периоды развития. Но
марксисты не могут не знать, что начетчи-
ки и талмудиесты ошибаются, они не могут
не знать, что оба эти вывода правильны, но
не безусловно; а каждый для своего времени:
вывод Маркса и Энгельса — для: периода ‘до-
монополистического капитализма а вывод
Ленина — для периода монополистического
капитализма,

2. Энгельс в своем «Анти-Дюринге» гово-
рил, что после победы социалистической ре-
волюции государство должно отмереть. На
этом основании после победы социалистиче-
ской революции в нашей стране начетчики и
талмудисты из нашей партии стали требо-
вать, чтобы партия приняла меры к скорей-
шему отмиранию нашего государства, к рос-
пуску государственных органов, к отказу. от
постоянной армии. :

Однако советские марксисты, на основании
изучения мировой обстановки в наше. время,
пришли к выводу, что при наличии капитали-

_ стического окружения, когда победа социали-
стической революции имеет место только в
одной стране, а во всех других странах гос-
подствует капитализм, страна победившей
революции должна не ослаблять, а всемерно
усиливать свое государство, органы тосудар-
ства, органы разведки, армию, если эта страна
не хочет быть разгромленной капиталистиче-
ским окружением, Русские марксисты при-
	28 июля 1950 года.
	Журнал «Большевик» № 14.
	СЕРЬЕЗНЫЕ НЕДОСТАТКИ «ТАМБОВСКОЙ ПРАВДЫ,
	В редакцию. газеты «Тамбовская правда»
поступило письмо от коллектива Каменской
МТС. Работники этой МТС призвали веех
комбайнеров, штурвальных, машинистов мо-
лотилок и трактористов области организовать
социалистическое соревнование за успешное
проведение уборки урожая. Редакция газеты
12 июля напечатала обрашение каменцев и
посвятила ему передовую статью.
	С тех. пор прошло около месяца. Однако из
газеты «Тамбовская правда» нельзя узнать,
как развивается социалистическое соревно-
вание механизаторов области на уборке уро-
жая. Газета не поместила ни одного отклика
на обращение, ни. одной корреспонденции
или письма из МТС, в которых освешалось
бы развертывание патриотического движения
механизаторов за применение передовых
методов труда, за высокопроизводительное
использование комбайнов, ‘молотилок и дру-
гих машин. В передовых статьях, посвящен-
ных уборке урожая, и в. корреспонденциях
«На поля вышли 49 комбайноз», «Комбайны
простаивают» даже не упоминается о социа-
листическом соревновании работников ма-
шинно-тракторных станций, об обращении
каменцев. Газета просто забыла о нем.
	«Тамбовская правда» на своих страницах
призывает поддерживать инициативу, почин
масс, развивать. социзлистическое соревнова-
НИе, «во-время замечать новое, ‘передовое,
всемерно поддерживать его и широко распро-
странять». Но, как видим, она сама не следу-
ет этим призывам. «Тамбовская’ правда» не
помогла сделать почин коллектива Каменской
МТС достоянием всех. механизаторов обла-
сти, не помогла. организовать социалистиче-
ское соревнование между ними за образцовое
проведение уборки урожая в сжатые ероки.

Редакция «Тамбовской правды». высказы-
вает правильные положения, однако она упу-
скает из виду эти положения в собственной
практике, В передовых статьях «Тамбовской
правды» не раз подчеркивалось большое зна-
чение внедрения в производство опыта пе-
редовиков сельского хозяйства, но на стра-
ницах газеты не находит места:глубокое осве-
щение этого опыта. Сейчас, в напряженные
дни уборки урожая и хлебозаготовок, газета
не освещает хотя бы на примере одного рай-
она или колхоза опыт уборки урожая, ис-
	тр А от

пользования техники, организации труда
	ит. п. Она не рассказывает об опыте отдель-
ных МТО, бригад, комбайновых или моло-
тильных агрегатов. Нет на страницах газеты
яркого показа самоотверженного труда пере-
довых людей колхозной деревни, их борьбы
	за новые успехи. conmaancTHuecKore сельского
хозяйства, 1
	‘Газета чаще всего ‘заполняется мелкими
заметками информационного характера, Har
писанными штатными работниками и с0б-
ственными корреспондентами, ‘которые ‘в
большинстве случаев ограничиваются заноз-
далой регистрацией отдельных недочетов ` в
организации уборки, В этих корреспонден-
циях и заметках нет серьезного анализа’ ра-
боты. Они не вскрывают глубоко недостатки
и не содержат острой критики, Некоторые
заметки и корреспонденции. вместо критики
конкретных лиц огульно ‘обвиняют в тех или
	изых непорядках целые группы ‘работников,
Вот несколько примеров.
	«Огромные потери допущены в колхозах... -
пишет газета, — и веса это — результат отсут
ствия контроля агрономов райсольхозотдела
и МТС за качеством Уборки, плолы равнодуш:
ного созерцания руководителей района» (но
мер от 30 июля). : :

«Все это — результат того, что некоторые
ответственные работники района не знают
‘цействительного положения дел на местах,
судят об уборке урожая по слухам» (1.ав-
густа), * :

«В колхозе 20 коммунистов, ‘16 комсомоль-
цев и 14 учителей... А вот побывать в поле,
побеседовать по душам с колхозниками... ока-
зызается, некому. Таковы плоды беспечности
и благодушия» (2 августа). °

Подобная «критика» не может’ оказать по-
мощи работникам, не способствует устране-
нию существующих недостатков. Она свиде-
тельствует о том, что редакция «Тамбовской
правды» глубоко не вникает в работу кол*
хозов, МТС и совхозов. . .

Уборка урожая и выполнение плана хлебо“
заготовок — дело большой. государственной
важности, Газеты ‘призваны использовать
всю свою силу коллективных пропагандиетов,
агитаторов и организаторов для мобилизации
широких колхозных масс на образцовое про-
ведение уборки и выполнение планов заго-
товок сельскохозяйственных продуктов.
	А. КЛЕШМЕНОВ.