п т 1950 v., Ne 22 2, (150)

rer vary
	PLOY JIBTATBHI
	Нельзя сказать, что Башкирский обком
партии не занимается вопросами партийной
пропаганды и’агитации. Эти вопросы нередко
стоят в повестке дня бюро обкома, и по ним
принимается немело хороших решений, ‘Но,
несмотря на это, Бащкирский обком BRIIK6)
до сих пор He добился серьезного улучшения
агитационно-пропагандистской работы. Такое
положение объясняется прежде всего негод-
ным стилем работы отдела пропаганды и аги-
тации обкома ‘партии. Секретарь обкома пар-
тии, ведающий вопросами идеологической ра-
боты, Г. Шафиков и зав. отделом пропаганды
и агитации обкома А. Носов плохо связаны с
местными партийными организациями. Они
не вскрывают недостатков агитационно-про-
пагандистской ‘работы, не принимают мер ких
устранению и не нацеливают на это работ-
ников отдела пропаганды и агитации обкома.
Работники отдела; посещая парторганизации,
часто очень поверхностно знакомятся се их
деятельностью, ограничиваясь сбором сведс-
ний и цифр. В итоге многие правильные ука-
зания и решения обкома остаются невыпол-
иснными, :
Известно, например, какое большое внима-
ние партийные организации должны уделять
работе`с пронагандистами, Однако во многих
парторганизациях Башкирии теоретическая
и методическая подготовка пропагандистов
	не была организована по-настоящему.
В. истекшем учебном году в ряде парторгани-
заций занятия семинаров. пропагандистов
	проводились нерегулярно и при низкой по-
сещаемости слушателей. Семинар при Кан-
дринском райкоме ВКП(б) отставал, как mpa-
вило, на несколько тем от прохождения учеб-
ного материала в кружках. Нередко на семи-
нарских занятиях присутствовало всего. два-
три руководителя кружков. При. таком поло-
жении неудивительно, что в работе многих
кружков и школ в истекшем году имелись
крупные недостатки.
		обкома ВКИ(б) зачастую подменяет делови-
тость`и конкретность в работе декларатив-
ностью и администрированием. 6 апреля. с, г.
он разослал директиву, согласно которой рай-
комы партии были обязаны «к 25 мая 1950 г.
представить письменный отчет ‘об итогах
1949/50 учебного года в системе партийного
просвещения». Эта директива шла вразрез с
установленными. сроками окончания учебно-
го года в сети партпросвещения и вызвала
вредную гонку в прохождении учебного ма-
териала в политшколах и кружках, Многие
парторганизации, получив такую директиву,
решили в спептном порядке завершить учеб-
ный год. Так, например, Белорецкий ‚горком
ВКП(б) предложил первичным парторгани-
зациям провести итоговые занятия в школах
	НЕГОДНОГО РУКОВОДСТВА.
	О работе отдела пропаганды
и агитации Башкирского
‘обкома партии
	и кружках с о по 20 мая. Кандринский райком
цартии предложил в течение одвого месяца
закончить прохождение учебной программы
школ и кружков и свернуть сеть партийного
просвещения в апреле, Во многих кружках и
школах ‚стали проводить по три занятия в
неделю, лишь бы закончить работу в уста-
новленный срок. Такая спешка нанесла боль-
шой ущерб качеству учебы коммуцистов.
Многие кружки и политшколы, формально
выполнив учебные планы, не дали своим слу-
шателям глубоких и прочных знаний.

Отдел пропаганды и агитации Башкирского
обкома партии упускает из поля своего зре-
ния многие важные участки идеологической
работы. 3 Башкирии имеется восемь вузоз,
2.200 школ, девять театров, три реснубликан-
ские и свыше 110 городских и районных. га-
зет, издательство. отделение Союза писате-
лей, отделение Союза художников и много
других культурно-просветительных учрежде-
ний и организаций, К сожалению, секретарь
обкома т. Шафиков и отдел пропаганды и
агитации обкома не вникают в работу этих
организаций и учреждений, не направляют
их деятельности. Это приводит к серьезным
провалам и ошибкам на ряде участков идео-
логической работы.

Взять, например, такой важный вопрос, как
репертуар национальных’ театров. Башкир-
ский государственный академический театр
драмы в 1949 году ‘не поставил ни одной пере-
водной. пьесы советских драматургов. В Стер-
литамакском русском драматическом театре
долгое время шли такие низкопробные пьесы,
	как «Тетка Чарлея». На сценах. колхозных.
театров ставились идейно вредные пьесы. .
С 1946 г, по май 1950: г, Управление по делам.
	искусств осплатило по ‘договорам авторский
	гонорар в сумме свыше полумиллиона рублей
	за $5 произведений, из которых были призна-
ны годными для использования в театрах
лишь 23 произведения. Начальник Управле-
	ния по делам искусств при Совете Министров.
	Башкирской АССР Р. Кузыев проводил вред-
ную линию в вопросах ‘репертуара. А отдел
пропаганды и агитации обкома стоял в сто-
роне от всех этих важных вопросов.
	Отдел пропаганды и агитации обкома пар-
тии слабо руководит республиканскими, го-
родскими и районными газетами. Он зани-
мается газетами только тогда, ‘когда’ на их
	страницах обнаруживаются крупные ошибки.
В. течение пяти лет Башкирекий обком не
обсуждал вопроса о работе республиканской
газеты «Кызыл тан». Он не знал положения
дел В редакции этой газеты, не реагировал
	‚на сигналы о‘`зажиме критики Фо стороны
	редактора` Г. Гузаирова и.о злоупотреблениях
в расходовании гонорарного’ фонда. ‘Отдел
пропаганды и агитации обкома не замечает,
	‘что’ большинство районных газет велется на
	низком идейном и культурном. уровне. .Во
	многих ‘из них’ встречаются ‘грубые ошибки
и опечатки. Республиканская газета «Кызыл.
	Башкортостан», газета «Белорецкий рабочий»
и некоторые другие растеряли часть своих
подписчиков и сократили свои тиражи,
Политика невмешательства со сторбны:от-
дела пропаганды и агитации обкома привела
к крупным недостаткам в работе Башкирско-
го государственного издательства. Из года в
	‘тол на выполняются тематические планы из-
	дательства. Многие книги и брошюры содер-
	жат значительное количество ошибок. Дирек-^
	тор Башкирского государственного издатель-
ства Мамлеев и 6го брат, уполномоченный
 Главлита, превратили издательство в свою
кормушку. Братья Мамлеевы писали, редак-
тировали и рецензировали книги и брошюры
по самым различным вопросам и получали за
свою халтуру из кассы издательства крупные
суммы денег, . И

Порочный стиль работы секрегаря обкома
т. Шафикова и отдела пропаганды и ‘агита-
ции обкома отрицательно сказался и на со-
стоянии всех других участков идеологической
работы в республике, Тов. Шафиков не вел
принципиальной линии в работе; ему были
известны крупные. недостатки и провалы в
работе ряда культурно-просветительных .уч-
реждений, но он всячески скрывал ‘и зама-
	‘Ззывал их. Тов Шафиков. оберегал от критики
	‚начальника Управления по делам. искусств
	‚хузыева и взял под защиту писателя Чаныше-
ва, ошибки которого были. подвергнуты спра-
‚ведливой критике. Вместо того, чтобы смело
выдвигать новые, выросшие кадры, он ориен-
‚тировалея в работе на узкую группу «неза-
‚‹менимых» людей, Тов. Шафиков не советовал-
ся с рядовыми работниками, игнорировал их
опыт, и это не могло не привести к печальным
последствиям. ; у .
Башкирский обком ВКП(б) должен добить-
ся решительного. подъема на всех участках
идеологической работы в республике. ‚Для
этого нужно, чтобы бюро обкома ВКП(б) си-
стематически занималось вопросами агитации
и пропаганды и контролировало работу. отде-_
и пропаганды и контролировало работу. отде-
ла пропаганды и агитации. Вопросы идеоло-
гической работы должны стоять в центре
внимания партийной организации Бапгкирии.
		КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	‚Правда об американской армии
	Гейм показывает, как дивизия Фарриша
оказывается в очень тяжелом ‘положении ‘из-
за того, что бензин для ее машин рассасы-
вается по многочисленным. каналам преступ-
	ной спекуляции и не nomanaen: B- “MOTOPEI
TaHKOB и автомашин.

Мы видим, Kak американские ‘офи-
	церы обделывают дела и посерьезнее, вступая
В «деловые» отношения, с немецкими. капита-
листами. В романе описаны похождения май-
ора американской армии Уиллоуби, который
берет «под защиту» французский горноруд-
ный и металлургический концерн Делакруа,
находивитийся в тееных отношениях с тер-
манскими оккупантами, и занимается темны-
ми махинациями, способствуя сохранению
немецких металлургичевких предприятий
Ринтелена. Полная поддержка германских
монополий, сращивание с остатками герман-
ского фашизма, всемерное поощрение самых
реакционных сил — вот что характеризует де-
ятельность Уиллоуби и его начальника — ге-
нёрала Фарриша. Неудивительно, что вся ре-
акционная нечисть выползает ‘из своих щелей
и тянется к американцам. Германские anim
сты уверенно заводят разговор о том, что бы-
	‚ло горестной оптибкой ео стороны американ-
	eB «самим же разрушить барьер», который
отделял их от «агрессивного Востока» (?!), что
	‘сни еще могут пригодиться американским им-
		периалистам в борьбе против Советского Сою-
	‘`Недавно Издательство иностранной лите-
ратуры выпустило в свет роман прогреесив-
ного писателя Ст. Гейма «Крестоносцы». В
основу ‘романа легли наблюдения и факты,
заслуживающие пристального внимания. Они
‘ярко XapaxTepusy wor современную. &мерикан-
скую армию,

Нельзя не сопоставить роман Ст. Гейма
«Крестоносцы» е вышедшей в том же 1948
году книгой Дуайта Эйзенхауэра «Кресто-
вый поход в’ Европе». Грязная книжка
Эйзенхауэра, нагло извращающая и фальси-
фицирующая исторические ° факты, имеет
целью создать миф о могуществе ‘ американ-
ской ‘армии ‘и ваодно разрекламировать «3a-
слуги» самого автора. Книга Гейма. правди-
	BO изображающая действительность, разоб-`
	лачает этот миф и решительно противостоит
многочисленным фальшивкам, которые” пло-
дят американские поджигатели войны:
Автор «Крестоносцев» рассматривает дей-
ствия одной американской дивизии на
‚заключительном этапе второй мировой вой-
ны. Но, познакомившись с дивизией Фар-
риша, мы узнаем в ней черты всей амери-
канской армии. Автор описывает многочис-
‘ленные случаи ‘трусости, дикого пьянства,
отвратительного эгоизма, разврата амери-
	ральное состояние американских войск
отражается на их боеспособности, }
Несмотря на то, что американской армии
пришлось‘ действовать после высадки во
Франции в выгодных для небе условиях и по-
стоянно пользоваться значительным превос-
ходством  сил, она не раз попадала в тяжелое
положение. Американское командование
	проявляло поразительную бездарность. Автор
романа убедительно показывает хаос и дикий.
	беспорядок, царящие в дивизии Фарриша.
Бессмысленная гибель многих американских
солдат явилась результатом невежества и
глупости их начальства. Генерал-майор Фар-
риш -— это образец бездарного солдафона, са-
мовлюбленный идиот, щеголяющий убогим
набором «демократических» словечек и глу-
_боко ненавидящий своих солдат, Он «вечно
‘пыжится, хвастает, петушится», разыгрывает
_из себя значительную персону, являясь на
деле полным. ничтожеством и полным He
веждой. Такой горе-вояка типичен для аме-
риканской армии.

Описывая немецкое контрнаступление в
Арденнах, начавшееся в декабре’ 1944 года,
`Гейм рисует ‘атмосферу паники и ужаса,
охвативших американское воинство при
незначительном в сущности нажимеёе про-
 тивника. После этого можно себе предета-
вить, что было бы в случае более серьезно-
го удара врага! у

Гейм убедительно показывает, что реакци-
	онное американское командование руководи-
	лось такими целями в войне против Герма-
	нии, которые не имели ничего общего е ос-
	’вободительными задачами, борьбы против
германского фашизма. Оно не ставило зада-
зу уничтожения фашизма и старательно обе-
регало армию от проникновения. в нее’ демо-
кратических, антифашистских влияний,
Реакционные американские командиры так
отвечали на вопрос о целях войны, что у
рядового солдата оставался беспросветный
туман в голове, Американская. пропаганда
сводилась к идиотскому хвастоветву и лжи-
вой рекламе американского образа жизни,
«Америка рекламирует свой товар. ‘А -товар-
то гнилой», — замечают по этому поводу ‘лю-
ди, умеющие отличить черное от ‘белого.
Скрупулезно ‚ описывая жизнь американ-
ской армии, Гейм наглядно показывает, как
глубоко она поражена язвой наживы и епе-
куляции. Становясь солдатом, американский
обыватель часто продолжает считать своей
‘главнейшей целью «делать деньги». Повар
Дондоло продает солдатские пайки, а его
командир Люмис облагает жителей-немцев
‚налогом в свою пользу. Между многочислен-
ными дондоло и люмисами, которыми кишит
американская армия, устанавливаются отно-
шения взаимной поруки. Разъедаемая такой
ржавчиной, армия не может быть боеспособ-
ной, В нескольких выразительных эпизодах
	Стефан Гейм: Кревтоносцы. Сокращенный
	перевод с английского. Издательство‘ иност-
ранной литературы. 1950 г., 696 стр.
	Напротив, все прогрессивные, подлинно

демократические силы Германии попираются
представителями американской армии. Про-
двигаясь по территории Франции, они выска-
зывают недоверие и даже презрение к борцам
народного сопротивления немецким оккупан-
там и называют их «оборванцами», Вступив
	.на территорию Германии, они с таким же
	презрением относятся к освобожденным из
концлагерей немецким антифашистам, изде-
ваются над. жертвами ‘фантиетекого террора и
‘уцелевшими немецкими. демократами. Как и
‘все остальные части американской ‘армии,
дивизия Фарриша становится рассадником
	реакции ‘и мракобесия, выполнителем ‘воли
	американских монополий и главным тормо-
зом в деле демократического обновления Гер-
	ании.
	Из романа Гейма мы узнаем, что американ-
ская армия не похожа на те рекламные опи-
сания, которыми засыпает весь мир: реакци-
онная пропаганда из-за океана. Мы видим
глубокие и неизлечимые болезни этой ар-
мий. Мы видим, что это армия разбойничьего
американского империализма, и, конечно, за-
головок романа полон глубокой иронии: аме-
риканские «крестоносцы» вполне ‘могли ‚бы
называться «доллароносцами». .

Труден и сложен путь честного человека и
демократа в американской армии. Гейм со-
‘чувственными красками рисует демократиче-
‘ски настроенных, честных людей, попавших
в затхлую, реакционную атмосферу американ-
ской военщины, Некоторых из них просто-
напросто «ликвидируют», чтобы они не мена-
ли. Другие; подобно капитану Иетсу, пытают-
ся итти против течения. Они видят, куда гнет
американская реакция, и предчувствуют `603з-
	можность установления фашистского режима
	в США, еще более евиреного, чем режим Гит-
лера. Автор противопоставляет реакционным
	силам людей передовых, способных на борьбу,
	но он. еще не вполне ясно представляет себе
	‚ истинный. характер. этой борьбы, Финал: ро-
`мана, создающий такое впечатление, что буд-
	то бы честному Иетсу, разоблачивиему ма-
хинации негодяя Уиллоуби, удается‘ что-то
подчистить и улучшить в американской воен-
ной машине, неубедителен и иллюзорен.
В начале этого года в газете «Дейли компас»
было напечатано выступление автора «Кре-
стоносцев» Ст, Гейма против американской
реакции. «Борьба за свободу; за человеческое
достоинство, за человечность, за социальную
справедливость, борьба, к которой нае. призы-
вает долг писателя, художника, артиста, —
это суровая. и тяжелая борьба», — сказал. Ст.
Гейм. Создав правдивое произведение. 06
американской армии, OH вступил. на’. путь
	этой борьбы.

И. АНИСИМОВ.
	Yh eS GOO 4G G44 24 8 4 6 44 0207,84

лезные Roporn ПЕРРИ пол-
ноетью. : .
Вместе с тем в ‘интересах MaKCMMAABHOTO
	развития производительных сил и увеличе-
ния выпуска продукции китайская народная
власть использует и частноканиталистиче-
ские предприятия. Народное правихельство,
тосударственные предприятия, банки ‘енаб-
жают некоторые частные предприятия сырь-
ем, финансируют их и размещают в них свои
‚заказы.

Третий пленум ЦК компартии ‘Kuivas   и
вторая сессия Национального комитета
Народного политического консультативного
Совета Китая отметили первые. серьезные
успехи в налаживаний торгово-нромышлен-
ной. жизни Китая. Денежная инфляция, про-
должавшаяея длительное время, прекращена.
Валюта и цены становятся стабильными. До-
ходы и расходы в государственном бюджете
близки к сбалансированию. Бюджеёт Китай-
ской народной республики на 1950 г. является
первым бюджетом в истории Китая, в KoTO-
ром предусматриваетея. финанеирование
	народного хозяйства. На эти цели ассигнуел-
	ся почти 24 проц. бюджета. Если. в гоминда-
новском Китае даже в мирное время военные
расходы составляли около 80. проц, бюджета,
то в народном Китае в 1950 г. они составляют
лишь 38,8 проц. Для улучшения. хозяйствен-
вого положения страны выпущен и ревлизо-
ван. «Заем народной победы».
	Значительные успехи достигнуты ‘в деле
	восстановления китайской промышленности.
	В ведущем промышленном районе Китая
Маньчжурии -—к марту 1950 г. возобновили рё-
боту 90 проц, всех предприятий, Государ-
ственные предприятия Маньчжурии выпол-
няют ‘и перевыполняют свои производствен-
ные планы. Производственный план за пер-
вый квартал 1950г; перевынолнен весй госу-
даретвенной промышленностью Маньчжурии
на 9,2 проц, Общая стоимость промышленной
продукции Маньчжурии в 1950 г, должна` прё-
высить уровень 1949 г. на 93 проц, Добыза
угля в Китае в 1950 г. увеличится на 20—30,
а производство электроэнергии --на. 43 прой.
К началу 1950 г. было введено в действие око-
ao 80 проц. всей железнодорожной сети Ки-
тая. Опираясь на достигнутые хозяйственные
успехи, народное правительство Китая при-
нимает меры к улучшению благосостояния
трудящихся, На поедприятиях и в учрежде-
ниях ‘установлен 8-10-часовой ‘рабочий’ день,
введена система коллективных договоров и
социального страхования, повыгтается зара-
ботная плата, обоспечивается охрана труда
женщин и ‘подростков. Государство присту-
пило к организации дела народного здраво-
охранения: создаются. тысячи больниц, мед-
пунктов, санаториев и домов отдыха для тру-
дяшихся. а.

Большое значение для подъема китайской
экономики имеет финансово-экономическая и
техническая помощь. со. стороны Советёкого
Союза. Новый китайско-советекий ‘договор,
говорит Мао  Цзе-дун, «укрепил дружествен-
ные отношения между нашими ‘двумя стра-
нами. С одной стороны, он дает нам воз-
	(Окончание на 4-и стр.)
	Гювысить качество занятий с пропаганлистами
		получить квалифицированные OTHETH! на все
неясные им вопросы.

Не вполне правильно были организованы
на курсах семинарские занятия; Методы p2-
	боты семинаров высших учебных заведений
		были механически перенесены на курзы.
Заранее выделялись докладчики, которые
представляли письменные доклады. Времени
для работы над письменными докладами бы-
ло очень мало. Докладчики наспех. писаля
свои доклады, зачастую просто переписывая
отдельные брошюры и статьи, а затем, выйдя
на трибуну, наскоро зачитывали написанное.
Остальные товарищи к данному семинару
обычно. почти. не готовились. Творческого об-
суждения вопросов в силу такой организации,
‚„естественно,. не получалось. Слушатели кур-
сов правильна отмечали, что. целесообразнее
было, бы: составлять. тематический: план каж-
`‘дого семинара, включающий узловые вопро-
сы темы,.с тем чтобы по ним готовилась вся
аудитория; а самое семинарское занятие про-
ходило в форме живого обмена, мнениями
слушателей с кратким заключением. руково-
дителя. Вносились и другие справедли-
вые предложения, в частности, чтобы отдел
пропаганды ‘и агитации обкома ВКП(б) еще
до начала курсов ‘разослал на места списки
рекомендованной литературы по темам. Это
дало бы возможность слушателям заблаго-
временно прочесть хотя бы часть материала.
	Много недостатков обнаружилось в орга-
низации изучения на курсах методических
вопросов. Некоторые лекции по вопросам ме-
тодики просто-напросто дублировали основ-
ные темы и не содержали нужных методиче-
	ских указаний. Ряд лекций по методике
был построен в отрыве от практики пар-
тийной пропаганды, от опыта работы круж-
ков и политшкол. Эти лекции сводились
к абстрактным поучениям. В них то и дело
сльшались слова: «надо», «необходимо»,
«должно», но убедительной аргументации, по-
чему надо делать именно так, He приводилось,
Некоторые лекторы готовились к ‘лекциям
наспех, не старались. творчески обобщить
опыт работы кружков и школ и механически
воспроизводили то, что написано в немногих
	статьях и брошюрах, изданных по вопросам
		тодических лекций лекторские и пропаган-
	дистекие кадры были менее подготовлены.
	Тут сказалось и то, что тематика этих лекций
	была получена на местах очень поздно и ни-
	какой помощи из центра по вопросам мето-
дики работники областей и краев не полу-
чили, $
: Отдел пропаганды и агитации Тюменского
обкома ВКП(б) в ходе работы курсов сель-
ских пропагандистов исправил некоторые не-
	‘достатки. Но опыт закончившихся курсов
в дальнейшей работе должен. быть учтен,
	тем более, что в ближайшее время начнут
работать семинары пропагандистов. Главный
Урок, который следует извлечь из’ этого опыз
та, состоит в том, что необходимо усилить
внимание к качеству занятий с пропаганди-
стами. От этого во многом зависит вся работа
сети партийного просвешения.
	А. ШИКОВ.
M. CBOHUAK OB.
	В Тюменской области заканчивают работу
курсы сельских пропагандистов. Обком
ВКП(б) неплохо ‘организовал работу Kyp-
сов. По отзывам пропагандистов, они получи-
ли на курсах серьезную ‘теоретическую no-
мощь.

Однако, несмотря на это, в содержании лек-
ций и семинарских занятий обнаружилось
немало недостатков. На совещании, созван-

ном отделом пропаганды и агитации Тюмен-
ского ‘обкома ВКП(б) после начала работы
курсов, слушатели справедливо указывали,
что некоторые лекции читаются чересчур
книжным языком, лекторы боятся оторваться
от написанного текста, зачастую не ставят
основных вопросов темы, подробно излагают
всем известные факты: Некоторые лекторы не
 учитывали уровня‘ подготовки своей’ ауди-
тории. Лекторы по вопросам диалектиче+
ского и исторического материализма при*
“водили без всякого разъяснения примеры из
физики, ‘химии, астрономии, высшей мате-
матики. Когда слушатели попросили одного
из лекторов, т. Коробейникова, пояснить не-
понятные им примеры, он ответил: «Примеры
даны мной по Энгельсу, пояснять их нечего».

Большинство лекторов! не ‚укладывалоць в
установленное для них время, поэтому вопро-
сы, возникавшие у слушателей, оставались без
ответов: нехватало для этого времени. Такое
положение недопустимо при чтении любой
лекции. Но оно особенно недопустимо на
курсах пропагандистов, так как съехавшиеся
со всех концов области руководители похит-
школ и кружков именно на курсах ожидали
	‘’Свергнув реакционный ‚гоминдановский
режим и взяв свою судьбу в собственные
руки, китайский народ, руководимый ком-
мунистической партией, создал Народную
республику Китая и развернул широкое
строительство новой жизни. Основные прин-
ципы этого строительства были определены в
Общей программе Народного политического
консультативного Совета Китая, принятой в
сентябре 1949 года. Третий пленум Централь-
ного Комитета коммунистической партии
Китая и вторая сессия Национального коми-
тега Народного политического консультатив-
ного Совета Китая, состоявшиеся в июне
1950. года, подвели первые итоги строитель-
ства нового, демократического Китая на осно-
ве осуществления этой программы и намети-
ли задачи дальнейшего развития китайской
национальной экономики и культуры.
, за ,

В Китае прочно установилась народная
власть. Она является властью народного де-
мократического фронта рабочего класса, кре-
стьян, мелкой буржуазии, национальной бур-
жуазии и других патриотических и демо-
кратических элементов, властью, основанной
на союзе рабочих и крестьян и руководи-
мой ‘рабочим классом. Народная власть ‘в
Китас на нынешием этапе своего развития
‘носит антиимпериалистический и антифоо-
дальный характер. Ее политика направлена
против империализма, феодализма и круп-
ного монополистического капитала, за созда-
‘ние единого сильного демократического Ки-
Taz, . .

В Китае существуют Центральное народное
правительство и местные органы народной
власти всех ступеней, Органами народной
власти на местах, согласно Общей программе,
являются собрания народных представителей,
избираемых населением путем всеобщих вы-
боров. В старых освобожденных районах Се-
веро-Восточного и Северного Китая собрания
народных представителей избрали органы
местной ‘власти; во вновь освобожденных
районах для установления революционного
порядка назначены  военно-административ-
ные власти, которые в дальнейшем будут за-
менены выборными органами. Гражданам
Китайской народной ‘республики предостав-
лены самые тпирокие демократические права:
свобода убеждений, слова, печати, собраний,
организаций, переписки, личности, передви-
жения, вероисповедания, процессий и демон-
страций. Женщине даны равные права с
мужчиной Во всех областях жизни. Провоз-
глашено равноправие всех национальностей.
Все напиональные меньшинства пользуются
свободой развития своего языка и письмен-
ности. Лишь‘ реакционные элементы, феода-
лы-помешики м представители крупного ка-
питала лишаются  полихлических прав.

В Китае создается новый государственный
аппарат, служащий интересам народа. Важ-
ной его частью являются вооруженные си-
лы — Народно-освободительная армия и вой-
ска общественной безопасности, в обязан-
ность которых входит защита независимости,
территориальной целостности и суверенитета
Китая и защита всех законных прав и инте-
	В ПОМОЩЬ ‚ПРОПАГАНДИСТУ

(Строительство нового демократического Ки
	быть проведена и земельная реформа. В ста-
рых освобожденных районах земельная ре-
форма была проведена еще в ходе националь-
но-освободительной войны на основе земель-
ного закона, принятого Беекитайской земель-
ной конференцией в сентябре 1947 г. К на-
чалу 1950 г. земельная реформа ‘была прове-
дена в Маньчжурии, части Северного Китая
	и провинции Хэнань с общим числом сель-
	ского населения около 145 млн. человек. Тру-
женики деревни получили свыше 371 млн. га

земли. /
Учитывая опыт проведения реформы в

старых ‘освобожденных районах и новые усло-
	вия, в которых будет проведена реформа в
	остальной стране, сессия Национального ко-
митета Народного политического консульта-
тивного Совета Китая единодушно приняла
проект закона о реформе, предложенный
коммунистической партией. 28 июня 1950 г.
народное правительство Китая утвердило за-
кон об аграрной реформе. Согласно закону
земля, тягловый скот, сельскохозяйственный.
инвентарь, излишки зерна и постройки, при-
надлежащие помещикам, подлежат конфиека-
ции и справедливому распределению среди
бедных, малоземельных и безземельных кре-
стьяи, oo

Новый закон об аграрной реформе оставля-
ет богатым крестьянам их земли и имущест-
во. В. целях ускорения восстановления
и развития сельскохозяйственного произ-
водства и еще большей изоляции по-
мещиков компартия и народное правитель-
ство. Китая стоят за сохранение на данном
этапе хозяйства богатых крестьян. ‘Опираясь
на бедняков и батраков, укрепляя союз со
средним крестьянством, они осуществляют
политику нейтрализации богатых крестьян.

Аграрная реформа будет проводиться по-’
степенно, в зависимости от конкретных усло-.
вий того или иного района. Предстоящей зи-
мой и весной она будет осуществлена на тер-
ритории с населением в 100 млн.  человек, а
зимой 1951 и весной 1952 г.- на территории с
населением в 170—180 млн. человек. Аграрной
реформе предшествуют большая политическая
и организационная подготовка, широкое раз-
вертывание работы по повышению политиче-
ской сознательности крестьян. По всей
стране организуются крестьянские союзы, ор-
ганизации молодежи, женщин. Ограждая ин-
тересы трудового крестьянства, народная
власть, не дожидаясь осуществления аграр-
ной реформы, проводит политику снижения
арендной платы и ссудного процента и осво-
бождение крестьянства от кабальных ростов-
щических, обязательств по старым долгам,

Повсеместное проведение аграрной рефор-
мы ликвидирует класс помещиков — главную
опору. китайской реакции, усилит актив-
ность ‘трудящихся крестьян, теснее сплотит
их вокруг рабочего класса и коммунистиче-
ской партии, поднимет на новую ступень
	ресов китайского народа. В Китае учрежден
верховный народный суд и создается народ-
ная судебная система.

Народная республика Китая ставит’ целью
подавлять всякую контрреволюционную дея-
тельность, направленную против дела народ-
ной демократии. Гоминдановские последьиши
и другие враждебные новому режиму эле-
менты пытаются дезорганизовать хозяйствен-
ную и политическую жизнь страны и подо-
рвать основы народной власти. В ряде рай-
онов страны гоминдановские реакционеры по
указке американских империалистов органи-
зуют бандитекую войну. Органы народной
власти решительно подавляют сопротивле-
ние всех этих вражеских элементов и обес-
печивают условия для мирного, созидатель-
ного труда населения во всем Китае.

Создавая новый государственный аппарат,
народное правительство и компартия Китая
выдвинули в органы власти прежде всего ра-
бочих и крестьян, Вместе с тем для успешно-
го решения задач, стоящих перед Китайской
народной республикой, коммунистическая
партия стремится сплотить все’ прогрессив-
ные демократинеские силы. Опираясь на под-
держку широких слоев населения, органы на-
родной ‘власти развертывают Ост
нового, демократического Китая.

s-- 8 .

Реакционный гоминдановский режим оста-.
вил в наследство Народной республике Китая
разоренную и крайне отсталую экономику.
Составляя почти четверть населения земного
шара и располагая болышими природными
богатствами, Китай занимал в мировом про-
мышленном ‘производстве ничтожное место.
Империалисты, хозяйничавшие в Китае, вся-
чески тормозили его ‘промышленное разви-
тие, чтобы держать страну в постоянной за-
висимости и сохранить огромный китайский
рынок для сбыта своих товаров.

Основным препятствием в развитии произ-
водительных сил Китая `является наличие
феодального и полуфеодального землевладе-
ния. В китайской деревне преобладали фео-
дальные методы эксплуатации. Помешики и
кулаки, составлянитие менее 10 проц. ‘сельско-
го населения, владели около 10—80 проц. зем-
ли; бедняки же, батраки, середняки и другие
крестьяне, составлявшие 90 проц. сельского
населения, владели всего лишь 20—30 проц.
земли, Большинство крестьянских хозяйств
Китая было вынуждено арендовать землю и
отдавать помещикам и кулакам в качестве
арендной платы от 50 до 70 проц, урожая.

В целях ликвидации феодальной системы
землевладения и замены его  землевладе-.
нием крестьянским коммунистическая пар-.
тия Китая выдвинула вопрос о проведении
аграрной реформы. Но Китай — обширная.
страна; условия в ней очень сложны. Ки-
тайская революция не сразу победила во
всей стране. Не веюду одновременно может
	сельское хозяйство Китая. Народное прави-
тельство Китая уже теперь проводит ряд
серьезных мероприятий по подъему
сельского хозяйства. Особенно большое зна-
чение. имеет то обстоятельство, что народная
‚власть в Китае развернула большие работы
по борьбе с засухой и предупреждению навод-
‚нений, в которых заняты миллионы‘ людей,
Вдоль западного берега реки Ляохэ возводит-
ся дамба протяжением в 500 км. Крупное ир-
‚ригационное строительство проводится в Ce-
веро-Западном Китае, в. верховьях реки
Хуанхэ и других районах. страны. В восста-
‘новлении и развитии сельского хозяйства
активно участвуют. части китайской. Народно-
освободительной армии. За последние пол-
года они обработали более 3 млн.
му (му равен Чкга) земли. В результате
принятых мер хорошо ‘проведен весенний
сев 1950 г.; урожай в этом году, как сообщил
на пленуме Центрального Комитета партии
Мао Цзе-дун, лучше прошлогоднего.
. ь $ = .
‚В годы томиндановского господства тор-
говля. и. промышленность Китая пережива-
ли тяжелый упадок. Промышленное произ-
  BOXCTBO UM торговля неуклонно сокращались, :
транспорт разрушался; безудержно’ росла
инфляция; финансы Китая пришли в пол-
ное расстройство. А наряду с этим. во все
поры китайской экономики все глубже‘ про-
никал американский империализм, которо-
му продажная клика Чан Кай-ши предоста-
вила широчайшие возможности для эксплуа-
тации Китая. : : : :
Компартия и народное правительство Ки-
‘тая с первых же дней ‚после освобождения
страны поставили задачу быстрейшего вос-
становления ` промышленности, транспорта,
торговли и упорядочения финансов и одно-.
временно осуществления такой перестройки
всей структуры китайской экономики, кото-
рая обеспечила бы переход от _полуколони-
альной и полуфеодальной экономики к эко-
номике независимой, демократической. В
консультативного Совета Китая говорится о
необходимости постепенного превращения
страны из сельскохозяйственной в индустри-
альную. /
Болышую роль в восстановлении и развитии
китайской экономики призван сыграть го-
сударственный сектор. Этот сектор состоит
из национализированных промышленных
предприятий, банков, железных дорог и дру-
гих хозяйственных объектов, ранее принад-
лежавших японским империалистам, гомин-
дановской верхушке и магнатам. китайской
буржуазии. В государственную собственность
также. перешли все недра, леса, водные Go-
гатства страны. К началу 1950 г. на долю
государственного сектора приходилось
70 проц. добычи угля, 90 проц. выплавки ста-
ли и 50 проц. выплавки чугуна, Банки и же-