1: августа 1950 г, № 22 (150)
		какофония «музыки толстых». Бсе второе
отделение и спектакль в целом восприни-
маются Kak художественно-политический
памфлет, в котором занимательность, феерич-
ность и развлекательность сочетаются с серь-
езностью и идейной насьиценностью патрио-
тической темы. .

Однако в программе «Всегда` с вами» и
особенно во втором ее отделении еще не
вполне достигнуто, органичное сюжетное
единство. Здесь многое не развивается, а
механически. сопоставляется, нанизывается
и может свободно заменяться, что, кстати
говоря, Л. Утесов иногда и делает явно в
ущерб  идейно-художественному качеству
спсктакля. Имеются и другие погрешности,
свидетельствующие о0’том, что творческие
вопросы эстрадной драматургии решаются
зачастую эмпирически, ощупью. Необходимо
подвергнуть опыт создания цельного эстрад-
ного представления компетентной критике,
анализу, глубокому изучению. Успех будет
обеспечен только при условии, если эстрада
будет учиться нл своем же опыте, если будут
разрабатываться вопросы социалистического
реализма применительно к этому жанру.
	Не менее важно также малое сюжет“
ное эстрадное представление, которое He
требует. участия больших коллективов и до-
ступно любой концертной площадке. Здесь
также имели место удачные опыты. Это’ под-
тверждают такие программы, как «На ого-
wer» «МЛиллион единственных друзей». и
	HOHK®?, “AMWAY Ah vatee м< ме
другие. Однако проблема драматургии
малой эстрадной формы решается пока
	крайне поверхностно; чаще всего дело огра-
ничивается механической компиляцией. но-
меров, весьма условно объединяемых общим
заголовком и кое-как «увязываемых» с ним.
Таковы, например, программы: «Московская
сборная», «И всерьез и в шутку», «Не в.бровь,
а в глаз» и другие. Некоторые из них были
в свое время хорошо приняты зрителем. On-
нако. их следует. рассматривать лишь Kak
шаг на пути к созданию тематически цельных
эстрадных миниатюр.

Особенно остро стоит вопрос о драматур-
гии так называемых сборных ` эстрадных
концертов. Этот вид эстрадного зрелища яв-
ляется преобладающим, и именно он‘ наибо-
лее часто подвергается халтурным «экспери-
ментам» ретивых эстрадных администрато-
ров. Даже в Москве составители программы
эстрадных концертов, как правило, руковод-
ствуются не идейно-творческими, а узко де-
ляческими, коммерческими соображениями.
Необходимо установить художественные
принципы построения сборных эстрадных
концертов, а также глубже изучить и обоб-
щить художественные ‘законы композиции
различных других собственно эстрадных
или смешанных, эстрадно-филармонических
или эстрадно-цирковых представлений. При
этом следует помнить, что основой успеха
творческих поисков являются непрерывный
рост мастерства эстрадных артистов, воспи-
тание и выдвижение талантливой. молодежи,
умелое использование положительного опы-
та, уже накопленного работниками эстрады,
наконец, последовательная борьба за полно-
ценный, высокоидейный репертуар исполни-
‚телей. .. /
  Komurer по. делам искусств, ‘московская,
ленинградская и другие ведущие эстрадные
организации, к сожалению, очень мало за-
нимаются всеми этими вопросами. Эстрада-—
важный и притом наиболее массовый ‘вид
искусства. Но здесь больше, чем в других об-
ластях, все еще имеют место. рутинерство,
делячество, откровенная халтура; Без. на-
правляющего слова критики, без помощи Ко-
митета по делам искусств и руководства
эстрадных организаций усилиями самих
лишь отдельных коллективов нельзя успещш-
но осуществлять поиски нового. Необходимо
помочь эстраде выйти на широкую дорогу
советского социалистического искусства.
	А. АПОСТОЛОВ.
	Эстрадны
	#

‚Советская эстрада добилась определенных,
	успехов в своем идейном росте и художе
ственном совершенствовании. Однако эти
успехи были бы несравненно значительнее,
если бы развитие эстрадного жанра не тор-
мозилось ‘укоренившимися с давних пор и
до конца еще не преодоленными традициями
пустопорожнего развлекательства и безидей-
ности. Лишь за последние годы эстрадный
жанр начинает более решительно освобо-
ждаться от элементов косности и рутины и
определять свое идейно-творческое лицо как
злободневное, публицистически острое, худо-
жественно яркое искусство. В этом отношс-
нии показателен нынешний эстрадный сезон
в московском театре «Эрмитаж»:

‚Эстрадная программа «Первая весенняя»,
показанная в «Эрмитаже», явилась удачной
попыткой создать большой, содержательный,
идейно полноценный эстрадный спектакль,
отличный от обычных эстрадных «еборных»
программ. Здесь можно уже говорить о еди-
HOM,  цельном замысле. Постановщики
решили показать зрителю многообразное
искусство народов СССР. С этой целью к
участию в. «Первой весенней» были привле-
чены такие. отличные коллективы, как рус-
ский Воронежский хор, Молдавский ан-
самбль танца, мастера эстрады Азербайджа-
на, Грузии, Таджикистана. Тему и напразле-
ние всей программы определила идея совет-
ского патриотизма, единетва и дружбы наро-
дов нашей Родины, а привлечение крупных
коллективов заложило основу новой компо-
зиционной формы большюго эстрадного пред-
ставления. Это и обеспечило успех програм-
мы «Первая весенняя».

Были, однако, в этой программе и отдель-
ные недостатки. К их числу следует отнести
неудачный монолог Н. Смирнова-Сокольско-
го. Он свидетельствует о том, что наши
мастера художественного чтения и полити-
ческого фельетона еще далеко не овладели
искусством острой сатиры и дружеского шгар-
жа и особенно позитивными темами художе-
ственной публицистики.

„То, что эстрада находит верный путь для
создания больших тематических спектаклей,
подтверждается последней программой «Эр-
митажа» «Всегда с вами». Это представление
является дальнейшим шагом по пути пере-
стройки советского эстрадного жанра, удач-
ной попыткой создать сюжетно очерченный
спектакль большого эпического плана и го-
рячего патриотического накала.

Первое отделение этой программы, «Песня
молодости», посвящено великой борьбе наро-
дов за мир. Его идея — единение всех
прогрессивных сил мира под знаменем вели-
кой Родины социализма. Этот художествен-
оный замысел выражен в серии танцевальных
пантомим, исполняемых Ленинградским мо-
лодежным хореографическим ансамблем под
управлением А. Обранта. Могучее звучание
«Гимна демократической молодежи» А. Нови-
кова; героические образы национально-осво-
бодительной борьбы угнетенных народов,
красочные кадры, повествующие о мирном,
созидательном труде в стране социализма, —
все это воспринимается зрителем как яркий
музыкально-хореографический дифирамб : де-
лу мира и дружбы народов. Следует особо от-
метить, что’в хорошей реалистической манере
показаны красочные сцены колхозной жиз-
ни, труда и отдыха. советских людей, живо,
темпераментно и поэтично исполненные тан-
цевальным ансамблем.

„Второе отделение эстрадного зрелища по-
священо выступлению Л. Утесова им его
оркестра. На смену светлым, жизнеутвер-
ждающим образам, раскрывающим позитив-
ную тему борьбы и труда, приходят контраст-
ные образы едкой, бичующей сатиры, слова
осуждения и гнева, бросаемые в лицо врагам
мира, социализма и демократии. Не жалобой,
а вызовом является «Песня безработного» в
исполнении Л. Утесова; злой издевкой над
«культурой» современных империали-
стических людоедов прозвучала джазовая
	да содружество.
театра и композитора
	Многолетний опыт работы над созданием
советского оперного и балетного спектакля,
накопленный Ленинградским Государствен-
ным академическим Малым оперным
театром, показывает, что только ‘тогда
усилия театра в этом направлении увен-
чиваются успехом, когда он в процессе
работы над спектаклем устанавливает самое
тесное содружество с композитором и драма-
тургом. Наш Ленинградский Малый опер-
ный театр всемерно стремится помочь авто-
ру найти верные, правдивые музыкальные
	характеристики героев. оперы и. балета,
добиться ясного выражения творческого за-
мысла. Возьмем такие примеры. Балет
	«Юность» М. Чулаки (либретто Ю. Слоним-
ского) в первой редакции был закончен еще
в 1947 году. Тогда же началась и репетици-
онная работа над спектаклем. После поста-
новления ЦК ВКП(б) об опере «Великая
дружба» стала ясной необходимость крити-
ческого пересмотра этого произведения.
В обсуждении спектакля приняла ‘участие
вся балетная труппа театра. Композитору
и драматургу были предъявлены требова-
ния углубить музыкальные характеристики
героев, обогатить тематический материал и
усилить драматургию произведения. B pe
зультате обсуждения была создана новая
музыкальная и сценическая ‘редакция бале-
та, в которой он и идет в настоящее время.

Опера «Молодая гвардия» была. написана
композитором Ю. Мейтусом и поставлена
Киевским театром оперы и балета задолго до
того, как она была принята к постановке. в
нашем театре... На основе творческого содру-
жества композитора‘и автора. русского тек-
ста М. Исаковского с нашим театром опера
	подверглась значительной переработке.
В нее были внесены серьезные поправки,
направленные на усиление - музыкальной
	драматургии и развитие музыкальных ха
рактеристик героев. Однако нельзя не при-
знать, что при’ всех положительных каче
ствах музыки Ю. Мейтуса — ее искренности
и эмоциональности, простоте и ясности
интонационно-мелодического языка — неко-
торые недостатки оперы все же не удалось
исправить ив новой редакции. К их числу
прежде всего относятся недостаточно‘ глубо-
кие и развитые музыкальные характеристи-
ки отдельных героев произведения (Олег,
Елена Николаевна’ Кошевая, Проценко).
М театр и композитор считают своим долгом
продолжить работу. над оперой и добиться
того, чтобы это произведение, так тепло
встреченное советскими зрителями, вошло в
основной Фонд. советской оперной литера-
туры. . Е .
Совместной работе театра, композитора и
драматурга не может, однако, содействовать
система государственных заказов, которая
установлена за последние годы Комитетом
по делам искусств. Она привела к.строгой
	централизации заказов на новые произведе-.
	ния, почти совершенно исключающей обще-
ние авторов с творческим коллективом теат-
ра в процессе создания того или иного опер-
ного ‘или балетного произведения. В резуль-
тате произведение, принятое Комитетом по
делам искусств, нередко подвергается значи-
тельным изменениям в театре или даже во-
все оказывается непригодным к постановке.
Нам кажется необходимым предоставить
театрам право. самостоятельного заключения
договоров, ‘сохранив за Комитетом по делам
искусств функции утверждения тематиче-
ских планов и контроля за осуществлением
новых работ. Нужно освободить’ театры от
излишней опеки и предоставить им боль-
нгую свободу в работе над новыми произве-
дениями.
	Долг работников советской музыкальной
культуры — создать классические оперы и
балеты на темы нашей современности, близ-
кие советскому народу и достойные его, не
уступающие по своему. профессиональному
мастерству великим созданиям русских
классиков. Комитет по. делам искусств, Союз
писателей и Союз-` композиторов должны
соединить свои усилия в этом серьезном
деле, они обязаны всемерно поошрять и
направлять совместную работу композито-
ров, драматургов и оперных театров по .со-
	‚зданию советской оперной классики.
	г. орлов.
Заслуженный артист РСФСР.
		новками, музыкой, танцами, изобразитель-
ным искусством, литературой. Все большее
распространение получает кино.

Все это лишь начало той трудной, поистине
гигантской работы в`области хозяйственного
и культурного строительства, которую ‘наме-
чают провести коммунистическая партия и
народое правительство Китая. Мас Цзе-дун
указывает: «В настоящее время наша страна
неуклонно идет вперед. через войну, через
новые демократические реформы, и после то-
го, как мы создадим процветающую нацио-
нальную экономику и культуру, после: того,
как :созреют все уеловия, и. после Toro,
как это будет одобрено всей. страной, мы в
своем неуклонном движении вперед вступим
в новую эру социализма».

жж +.

Китайский народ живет, трудится и. строит
новую жизнь в тесной дружбе с великим со-
ветским народом и всеми свободолюбивыми
народами мира. Советский Союз заключил.
Китайской народной республикой .Договор: о
дружбе, союзе и взаимной помощи. Договор
между СССР и Китайской народной респуб-
ликой основан на. уважении принципов рав-
ноправия, государственной независимости и
национального суверенитета Китая. Он уксе-
пил международное положение- Китайской
народной республики и явился крупным
вкладом в дело мира во всем мире.

‚ Англо-американские империалисты ведут
враждебную, агрессивную политику по отно-
шению к народному Китаю, стремясь сорвать
дело демократического преобразования этой
страны и вновь набросить на.нее колониаль-
ное ярмо. Используя послушное большинсуво
в Совете Безопасности ООН, правительство
США не допускает представителя Китая в
Организацию Объединенных Наций. Начав
интервенцию в Корее, американские империа-
листы предприняли открытую агрессию и
против Народной республики Китая. Приказ
Трумэна 7Т-му американскому флоту отплыть
К берегам Тайвана (Формозы), являющегося
неотъемлемой частью суверенного Китай-
ского государства, означает начало откры-
той интервенции США против Китая. Вслед
за этим на Тайван пошел еше больший по-
ток американского вооружения.

Попытки империалистов повернуть колесо
истории назад и вновь набросить ярмо коло-
ниального гнета на китайский народ обре-
чены на провал. Великий китайский народ,
завоевавший свободу и независимость, идет
вперед, к лучшему будущему. Его. возглав-
ляет славная Китайская коммунистическая
партия, окрепшая и закалившаяся в огне
ожесточенных сражений, завоевавшая огром-
ный авторитет среди самых широких народ-
ных масс своей страны.

Руководствуясь великим учением Маркса —
Энгельса—Ленина-— Сталина и опираясь в
своей борьбе и работе на замечательный
опыт партии большевиков, коммуНистическая
партия Китая ведет свой народ к великим
победам в борьбе за новый, демократический
	  А. КУЗНЕЦОВ.
Teneponei: i 6-63-60, Д 3-30-52.
	О РАДИОПЕРЕДАЧАХ
НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕМЫ
	Одна из задач советского радио состоит в
том, чтобы повседневно знакомить советских
людей с событиями. международной жизни,
разъяснять миролюбивую сталинскую виеш-
нюю политику Советского. государства, разоб-
лачать происки поджигателей новой. войны,
рассказывать о борьбе народов за мир, демо-
кратию и социализм.

К сожалению, передачи на международные
темы Комитета радиоинформации при Совете
Министров СССР. плохо отвечают этим .зада-
чам. Многие важные международные собы-
тия не находят в них отражения. Слабо осве-
щается движение стороиников мира. Очень
мало персдается материалов о, жизни стран
Азии, Южной Америки, Ближнего и Среднего
Востока. Радиопередачи касаются. событий
лишь в соми-восьми странах мира, .

Радиопередачи на международные темы
строятся по одному шаблону. Недостаточная
политическая острота, сухой, канцелярский
язык, однообразие литературных форм, чрез-
мерное запаздывание с комментированием
событий —таковы основные недостатки этих
передач.

Советский радиослушатель особенно инте-
ресуется жизнью стран ‘народной демократии,
их успехами в социалистическом строитель-
стве. Но Комитет радиоинформации плохо
освещает эти вопросы. Достаточно сказать,
что за последние три месяца не было орга-
низовано ни одной передачи о Румынии и
Албании. В передачах, посвященных Польше
и. Венгрии, содержались неточные данные
о выполнении народнохозяйственных пла-
нов. Многие передачи сводятся к перечис-
лению цифр и процентов и не дают яркой
картины разносторонней политической, эко-
номической и культурной жизни стран на-
родной демократии. Пресса стран. народной
демократии, в которой помещается много ин-
тересных материалов о новаторах производ-
ства, об успехах сельскохозяйственных ко-
оперативов, о развитии культуры, о лучших
произведениях литературы и искусства
ит. п, используется В. радиопередачах. очень
слабо.

Комитет радиоинформации передает ма-
териал «На темы. дня». Но темы, которые из-
бираются для таких радиопередач, являются
нередко маловажными, а иногда просто слу-
чайными. Беседы по международным вопро-
сам, вызывающие большой интерес радио-
слушателей. не отличаются необходимой
актуальностью, ясностью и доступностью из-
ложения. Круг вопросов, которые освещаются
в беседах, очень невелик. Беседы, как прави-
	ло, растянуты и содержат множество цитат и.
	цифр. ‘Подготовляя такие беседы, работники
Комитета не учитывают специфики радио, за-
бывают, что это  не газета, где читатель может
вновь вернуться к прочитанному, сопоета-
вить цифры, факты.

Международные обозрения, которые ежене-
	дельно передает Комитет, большей частью
включают вопросы, уже прокомментирован-
ные нашей прессой и. нашедшие отражение
в обзорах газет, ежедневно. передаваемых в
«Последних известиях» по радио. Больше того,
авторы фрадиообозрений часто «заимствуют»
целые абзацы из материалов, опубликован-
ных печатью. В обозрениях допускаются и
серьезные ‹ошибки. Комментируя новый
английский бюджет, автор обозрения оказал-
ся на поводу у буржуазной прессы, которая
сознательно занижала; расходы Англии на
военные, нужды, и дал неверную ‘оценку
военных статей этого бюджета. Следует отме-
тить, что составление обозрений поручается
малоквалифицированным работникам. Луч-
	нтие силы журналистов-международников K
	написанию обозрений привлекаются мало.

Комитет радиоинформации систематически
практикует передачи «У карты мира», которые
должны в краткой и доходчивой форме зна-
комить радиослушателей с экономическими,
политическими и иными особенностями той
или иной стргны. Вначале для составления
этих передач привлекались крупные ученые-
специалисты и передачи заслуженно пользо-
вались популярностью у слушателей. Теперь
Комитет радиоинформации почти не при-
влекает к этому делу специалистов. Передачи
«У карты мира» составляются штатными ра-
ботниками редакции, что привело к сниже-
нию качества передач.

Серьезные недостатки имеют место и в от-
ветах на вопросы ‘радиослушателей, переда-
васмых Комитетом. Многие из них очень
поверхностны. Их авторы нередко уклоняют-
ся от ответа по существу вопроса, заданного
радиослушателем. Так, например, один радио-
слушатель просил рассказать о том, как жи-
вут народы Африки, как они борются за мир
и свое освобождение от колониального гнета.
Ответ же, переданный по радио, представлял
собой географическую справку об Африке.

`В передачах на международные темы
неудовлетворительно используется ‘’богатей-
ший материал, публикуемый в ‘газете «За
прочный мир, за ‘народную демократию!» и в
журналах «Новое время» и «Сторонники ми-
ра». Обзоры этих органов печати даются по
радио с болыпцим опозданием и, как правило,
не пишутся, а монтируются при помощи нож-
ниц и клея. Все это, естественно, отрицатель-
но отражается на содержании обзоров.

Неудовлетворительное состояние радиове-
шания на международные темы объясняется
прежде всего тем, что Комитет радиоинфор-
мации не направляет и не контролирует этот
важный участок своей работы. Необходимо
	‘серьезно улучшить. передачи на международ-
	ные темы, чтобы удовлетворять огромный
интерес советских радиослушателей к вопро-
сам. международной жизни и помогать им
лучше ориентироваться в этих вопросах.
И МИЛОВАНОВ.
	верхностно и совершенно неубедительно по-
казывает  перемены, внезапно совершившие-
6я в колхозе с тем же председателем во гла-
ве. Перерождение отсталого колхоза в пере-
довой, как ‘и самого Амантура, происходит
прямо-таки фантастически — сразу же. после
посещения ‘колхоза делегацией передового
колхоза «Жеткилен» и в результате кратко-
временной работы парторга: Нри этом, ис-,
кажая историческую правду, повесть А. Убу-
кеева изображает парторга в отрыве от ком-
мунистов и колхозников. Нарторг Болот дей-
ствует как одиночка, ночти совсем не опи-
раясь на коммунистов и колхозный актив.

Извращая ‘’колхозную действительность,
Убукеев пользуется ‘в своей повести обвет-
шалыми художественными средствами. Ма-
стер передового колхоза, занятый ремонтом
сельскохозяйственного инвентаря, сравни-
вается со «евятым» пророком Давидом, а по-
левод уподобляется мифическому покровите-
лю земледелия «Баба-дехканину». Спраши-
вается, зачем понадобилось автору применять
чуждые совстекому человеку образы и поня-
тия, взятые из феодальной литературы и
религиозных верований?

Опубликование такого незрелого в идейном
	‚и художественном отношении произведения,
	как повесть А. Убукеева «Парторг», свидетель-
ствует о серьезном неблагополучии в работе
редакции альманаха «Киргизстан».

A. K.
	Искажение действительности
	У киргизского писателя Айткулу Убуке-
ева было благое намерение-создать образ
больгиевика, партийного организатора кол-
хоза. Он написал новесть «Нарторг», напеча-
танную в сокращенном переводе Васильева
в последней (восьмой) книжке альманаха
«Киргизстан». Однако плохое знание жизни
и низкое литературное мастерство автора
привели к тому, что важная и нужная тема
оказалась извращенной.

События, описываемые в повести, проиехо-
дят в киргизском колхозе в 1939 году. Пред-
седатель колхоза Амантур-аке изображается
автором как самодовольный, невежественный
человек, отвергающий необходимость обра-
зования. Чтобы очистить семена от овсюга,
он предлагает прекратить учебу детей. «Мнс-
гие из нас, —говорит Амантур-аке,—без учебы
	прожили, а работают не хуже грамотных. Вот
	я, например, нигде не учился, а руковожу
колхозом. И, говорят, неплохо». Как изобра-
жает автор, Амантур полагал, что не нужно
улучшать уход за скотом; насаждать фрук-
товые сады, применять удобрения; подкормку
пахотной земли изт. п. Амантур заявляет
парторгу Болоту, что все эти нововведения
русских для киргизов: необязательны.
Нарисовав мрачную картину, совершенно
не типичную для киргизского колхоза кон-
ца тридцатых годов, изобразив в лице Аман-
тура отсталого, национально ограниченного
председателя колхоза, автор ‘повести  по-
	ВЫПУСКАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
ВЫСОКОГО КБАЧЕСТВА
	кадры, не проявляют должной заботы о них,
не считаются с.их опытом, не занимаются
тем, чтобы этот опыт был передан молодежи.
Лучшие советские мастера смычковых ин-
струментов тт. Морозов, Фролов и другие
не привлекаются для изготовления высоко-
качественных ‘инструментов и вынуждены
заниматься ремонтом старых инструментов,
В музыкальной промышленности игнори-
руется научно-исследовательская работа.
Средства, отпущенные на эти‘ цели в 1948—
1949 гг, были затрачены безрезультатно. Име
ющаяся экспериментальная фабрика превра-
щена в обычную фабрику по выпуску музы-
кальных инструментов. Неудивительно, что
часто фабрики выпускают музыкальные ин-
струменты без документации и без утверж-
денных образцов.

Для развития музыкального искусства
важное значение имеет сохранение сущест
вующего фонда музыкальных и в первую
очередь клавишных инструментов. Главная
причина. плохого состояния клавишных му-
зыкальных инструментов состоит в том, что
на них не отпускаются определенные аморти-
зационные средства. Согласно приказу Коми-
тета по делам искусств все музыканты, имею-
щие собственные инструменты, получают на
их содержэние определенные средетва, напри-
мер, за‘арфу в год выплачивается 1.800 руб.,
за баян — 600 руб. и т. д., тогда как стоимость
амортизации рояля, находящегося в государ-
ственной собственности и имеющего большую
нагрузку, например, в учебных заведениях
до 16 часов в сутки, до сих пор не опреде-
лена. Между тем положение с ремонтом
роялей и других инструментов, особенно в
провинции, совершенно неудовлетворительню:
нет материалов для ремонта, нет регулиро-
вочного инструментария, нет струн, нет но-
вых молоточков и т. д. Нередки случаи, когда
из-за неисправности роялей, находящихся в
концертных залах страны, наши ‘ведущие
пианисты не могут проводить свою концерт-
ную деятельность, на высоком творческом
уровне, когда в школах и детских садах дети
учатся пению в сопровождении фальитивого,
разбитого рояля. Большинство клавишных
инструментов в ряде городов ‘и районов. нс-
пригодно к эксплуатации из-за  пло-
хого состояния. В Днепропетровской, Харь-
ковской, Полтавской и многих других обла-
стях Украины рояли и пианино находятся 663
надлежащего присмотра и требуют ремонта.

Комитеты и управления по делам искусств
знают 06 этом, но ничего не предприни-
мают для сохранения и восстановления ин-
струментального фонда страны. Чтобы из
менить такое положение, нужно прежде
всего организовать планомерное снабжение
всеми материалами, необходимыми для ре-
монта клавишных и других инструментов;
Министерство местной промышленности
РСФСР, и Комитет по делам искусств. при
Совете Министров СССР должны, наконец,
решить важные вопросы материальной базы
развития музыкальной культуры нашей
страны.
		Музыкальное искусство в нашей стране
достигло небывалой высоты. Сотни музы-
кальных учебных заведений воспитывают
высококвалифицированные музыкальные
кадры; выросли музыкальные театры и пре-
красные концертные коллективы; в каждом
Дворце культуры, рабочем и сельском клубе
имеются самодеятельные коллективы. Одна-
ко развитие советской музыкальной культу-
ры тормозится нынешним состоянием музы-
кальной промышленности в СССР.
	Предприятия Министерства местной про-
мышленности РСФСР выпускают музыкаль-
ные инструменты весьма низкого качества.
Скрипки и смычки, изготовляемые Москов-
ской фабрикой смычковых инструментов,
сделаны грубо, топорно. Игра на этих иист-
рументах вызывает досаду и огорчение. Ду-
‘ховые инструменты для симфонических
оркестров у нас вовсе не выпускаются. Му-
зыкальная промышленность в течение мно-
гих лет не может освоить такой инструмент,
как большой барабан. Производством бараба-
нов занимаются отдельные кустари. Первая
партия арф, выпущенная Ленинградской фаб-
рккой им. Луначарского, очень низкого качс-
ства. Широко развитые в стране кружки.
художественной самодеятельности не имеют
возможности купить народные инструменты
	хорошего качества. Плохие же и дорогостоя-
	щие народные инструменты не находят сбыта
и лежат на складах. Отсутствуют в продаже
хорошие струны и другие необходимые при-
надлежности для различных музыкальных
инструментов.

Очень распространенными инструментами
являются рояль и пианино, без которых не
может обойтись ни один театр, клуб, школа,
Дворец культуры. Это любимые инструменты
и в советской семье; Но ленинградская фаб-
рика «Красный Октябрь», оснащенная пере-
довой современной техникой, выпускает роя-
ли и пианино далеко не высокого качества.
В ноябре 1949 г. в Московскую государствен-
ную консерваторию было. доставлено не-
сколько кабинетных роялей после их экс-
плуатации в учебных классах. При ближай-
шем ознакомлении выяснилось, что фабрика
«Красный Октябрь» пользуется для их про-
изводства давно устаревшей конструкцией.
Рояли «Красный Октябрь» имеют диапазон
клавиатуры в семь октав, тогда как все со-
временные рояли имеют диапазон в 7K oK-
тавы. Звук У этих инструментов тусклый,
отсутствует певучесть, нет глубины, силы и
красоты тона. Ощущение какой-то вязкости
в пальцах при игре на этих инструментах
не дает возможности передавать разнообраз-
ные нюансы. Отдельные части механики и
клавиатуры недостаточно между собой свя-
заны. Плохое качество капсюльного сукна,
недостаточно тщательная отделка деталей,
плохая регулировка механики мешают необ-
ходимому ощущению цельности и компакт-
ности всего механизма. Понятно, что при
наличии таких недостатков ‘профессора кон-
серватории вынуждены были отказаться от
использования этих роялей. у

Неудовлетворительное псложение с вы-
пуском музыкальных инструментов объяс-
няется прежде всего тем, что работники Ми-
‚нистерства. местной промышленности не ис-
пользуют для этой цели квалифицированные
	Типография газеты -<Поавда»-имени Сталина. :
	Строительство нового демократического Китая
	(Окончание. Начало на 3-H CTp.)
	можность свободно и быстрее осуществлять
реконструкцию в нашей стране. С другой
стороны, он дает стимул к усилению борьбы
народов во всем мире за мир и демокра-
тию, против войны и угнетения» СССР
поставляет Китаю важные материалы. Для
сплаты этих поставок СССР открыл Китаю
большой кредит. Восстанавливая и развивая
свою экономику, народно-демократический
Китай опирается на богатейший опыт Со-
ветского Союза, Рабочий класс Китая учит-
ся новаторскому труду у. рабочего класса
СССР. На заводах и фабриках Китая. ширит-
ся трудовое соревнование. В конце декабря
1949 г. в районах северо-востока Китая свыше
50 тыс. рабочих различных заводов и шахт
добились новых производственных рекордов.

Успехи китайского народа на хозяйствен-
ном фронте, достигнутые главным образом в
старых освобожденных районах (в Маньчжу-
рии и Северном Китае), являются лишь пер-
выми шагами на путях экономического воз-
рождения. Как указывает Мао Цзе-дун, «для
обеспечения коренного поворота к, лучшему
требуются три условия в области финансов и
экономики; 1) завершение аграрной реформы;
2) надлежащее урегулирование вопросов, . ка-
сающихся существующей промышленности и
торговли; 3) всеобщая экономия средств и со-
кращение расходов государственных орга-
нов». } ь .

Народная власть в Китае всемерно усили-
вает свое воздействие на хозяйственную
жизнь, чтобы создать действительно единую
мошную национальную китайскую экономи-
ку. Финансово-экономическая комиссия ки-
тайского правительства разрабатывает осно-
вы первого пятилетнего плана восстановления
и. развития. народного хозяйства (1951—
1955 гг.) и составляет. план на 1951 г. Это сви-
детельствует об укреплении плановых начал
в экономике современного. Китая.

++

В Китае развертывается широкое культур-
ное: строительство. Основные принципы этого
строительства определены в Общей програм-
ме Народного политического консультативно-
го Совета; Компартия и народная власть ве-
дут борьбу за ликвидацию феодальной, ком-
‘прадорской, фашистской идеологии и разви-
вают идеологию, служащую интересам наро-
да. Они стремятся, чтобы культура и просве-
шение Китая стали демократическими, на-
пиональными, научными и массовыми, что-
бы поднять культуру широких слоев народа,
подавляющее большинство которого являет-
ся неграмотным. я

В Китае достигнуты некоторые успехи в
развитии культуры. Число школ с: момента
освобождения увеличилось в Северо-Восточ-
ном Китае на 60 проц. в пяти провинциях
	Северного Китая — на, 50`проц, Изменяется.
	классовый состав учащихся. В прошлом го-
		ду в Северо-Восточном Китае дети рабочих,
батраков, бедняков, середняков и бедного го-
родского населения. составляли 81,3 проц.
всех школьников. Такого явления никогда
неё было в истории Китая.

Начинается работа по ликвидации` не-
грамотности среди взрослого населения; ор-
ганизуются классы чтения и зимние занятия,
т. е. обучение крестьян исроглифам в зимний
период, когда у них болыше свободного вре-
мени. Прошлой зимой такие занятия охва-
тили 10 млн. `крестьян. В Китае создано
свыше 2.000 школ, в которых рабочие получа-
ют образование без отрыва от производства.
В них учится свыше 150 тыс. человек. Работа
всех учебных заведений Китая перестраи-
вается в целях тесной увязки всего дела
народного образования с жизнью и борьбой
китайского народа. В высших. и средних шко-
лах открыты политические курсы по изуче-
нию истории развития общества, политзконо-
мии и новой ‘демократии. Организованы по-
литические зэнятия для преподавателей.
Коммунистическая партия стремится перзво-
спитать и привлечь на сторону народной де-
мократии старую интеллигенцию и специа-
листов. Среди китайской интеллигенции
неуклонно растут интерес к советской куль-
туре и стремление овладсть русским язы-
ком. ; Е

В прошлом году была открыта Китайская
академия наук, которая имеет сейчас 14 на-
учных институтов. В Китае работает много
других научных институтов. Открыт На-
родный университет Китая, готовящий кад-
ры, необходимые. для восстановления стра-
ны. Высшие учебные заведения  впер-
вые начали открывать свои двери для ра-
бочих и крестьян. В стране издаются 624 га-
зеты, из которых 165 ежедневных. Кроме то-
го, выпускается 216 армейских газет,
	Развиваются новая народная литература и
искусство Китая, ставящие своей целью
служить народу, способствовать повышению
политической сознательности и трудового эн-
тузиазма масс. Год назад, ‘в июле 1949 г., в
Пекине состоялось первое собрание, предста-
вителей литературы и искусства всего Китая,
на которое собралось свыше 600 человек. Бы-
ла создана единая организация работников
китайской литературы и искусства, которая
ставит целью всемерно способствовать раз-
витию новой, народной китайской культуры.
Писатели, художники, артисты и другие дея-
тели новой китайской культуры стремятся
отразить в. своем этрорчестве борьбу народа
за национальную независимость, 3a социаль-
ные преобразования и построение нового, де-
мократического Китая. За последнее время в
Китае получила широкое’ развитие художе-
ственная самодеятельность. В стране со-
‘здано много художественных. рабочих. групп,
которые занимаются драматическими поста-
	Адрес редакции: Москва, Старая: площадь, дом. 4, комн. 258.

РЕДАКЦИОННАЯ. КОЛЛЕГИЯ.