20 августа 1950 г., № 23 (151}

Вечеркие партийные школы
			КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА ПРЕППРИЯТИЯХ
	С МЕСТ
	К ульткомис
		году будет возможность более обстоятельно
изучить эти предметы: по всем ним разрабо-
таны программы, а по некоторым темам бу-
дут изданы в помощь слушателям стенограм-
мы лекций.

Вводение в учебный план вечерних пар-
тийных школ изучения произведений клас-
сиков марксизма-ленинизма поднимает поли-
тическое образованиё районных партийных и
советских кадров на новую, более‘ высокую
ступень. Это потребуег усиления руковод-
ства работой школ со стороны горкомов и
райкомов партии, особенно в отношении ка-
чества занятий, Вместе с тем важно своевре-
менно провести комплектование вечерних
партийных школ, принимая в состав слуша-
телей в первую очередь работников горкомов
и райкомов партии, городских и районных
советских учреждений, секретарей первич-
ных парторганизаций предприятий, колхозов,
совхозов и МТС. Многие коммунисты, ранее
обучавшиеся в вечерних партийных школах,
могут изъявить желание продолжать занятия
в них по новой программе. Это желание сле-
дует удовлетворить.
	Успешная работа вечерних партийных
школ по новому учебному плану будет зави-
сеть прежде всего от подбора квалифициро-
ванного состава преподавателей. Большое
внимание должно быть уделено подбору пре-
подавателей по истории ВКП(б). Изучение
истории ВКП(б) с привлечением первоисточ-
ников требует от преподавателя глубокой и
всесторонней подготовки.

В вечерней партийной школе, где обучают-
ся кадры партийных и советских работников,
секретарей партийных организаций, нужна
тесная Увязка преподаваемых предметов ¢
конкретными задачами партийных и совет
ских организаций. Поэтому важно, чтобы
преподаватели вечерних партийных школ
имели опыт партийной работы. К ведению
занятий в школах нужно широко привлечь
партийных и советских работников. Обкомы
партии должны оказать необходимую помощь
райкомам преподавателями партийных школ,
проводить семинары для повышения квали-
фикации преподавателей. Одновременно не-
обходимо создать все условия для нормальной
работы школ, позгботиться об оборудовании
помешений, обеспечении школ литературой,
наглядными пособиями и т. д.

Своевременно и тшательно подготовиться
к новому учебному году в вечерних партий-
ных школах, обеспечить высокий идейный
уровень занятий в них на основе новой про-
граммы — такова важная задача партийных
	комитетов.
Е ПОКРОВСКИЙ.
	Важное место в системе политического об-
разования партийного и советского актива
занимают вечерние партийные школы при
торкомах и\райкомах партии, созданные в
1944 году по постановлению ЦК ВКП(б). Они
были призваны оказывать помощь районно-
му партийному и советекому активу в изу-
чении «Краткого курса истории ВКП(б)», со-
ветской экономики, географии СССР`и зару-
бежных стран, партийной и советской работы.

За время существования вечерних партий-
ных школ их окончило свыше 300 тысяч ком-
мунистов. Слущатели школ изучили историю
ВКП(б) в объеме «Краткого курса истории
ВКП(б»; ознакомились с вопросами эконо-
мики промышленных предприятий и сель-
ского хозяйства, расширили свои знания в
области партийного и советского строитель-
ства. Овладев определенным минимумом тео-
ретических знаний, многие. слушатели пар-
тийных школ стали принимать более актив-
ное участие в партийно-политической работе,
выступать е докладами и беседами  среди на-
селения. Значительная часть партийных ак-
тивиетов, окончивших вечерние школы, бы-
ла выдвинута райкомами партии в качестве
‘внештатных пропагандистов политшкол и
кружков, докладчиков и руководителей агит-
коллективов. :

Занятия вечерних партийных школ показы-
вают, что большинство слушателей усвоило
рекомендованный материал, получило необ-
ходимые навыки работы над книгой и под-
готовку для дальнейшего изучения марксист-
ско-ленинской теории. Вечерние партийные
школы нужно использовать поэтому для
дальнейшего подъема идейно-политического
уровня партийных и советеких кадров. В свя-
зи с этим вечерние партийные школы ©
1950/51 учебного года будут работать по но-
вому учебному плану. В школах вводится
изучение «Краткого курса истории ВКП(б)» с
одновременным изучением соответствующих
произведений классиков марксизма-лениниз-
ма по первоисточникам. Новый план пред-
усматривает. изучение важнейших работ
	В. И. Ленина и И. В. Сталина. На это отво-
	дится более 120 часов, Изучение истории
ВКП(б) по первоисточникам будет ведущим
предметом в. вечерних партийных школах.
Это поможет нашим кадрам глубже овладеть
основами марксистско-ленинского мировоз-
зрения.

В вечерних партийных школах предусмат-
ривается также изучение вопросов экономи-
	ки промышленных предприятий и сельского.
	хозяйства (46 часов), вопросов партийной и
советской работы (36 часов), экономической и
политической карты мира (66 часов). В отли-
чие от прошлых лет в предстоящем учебном
	_Массово-политическая работа
среди шахтеров.
	21 августа наша Родина будет отмечать
День шахтера. Горняки Донбасса, деятёльно
готовясь к этому знаменательному праздни-
ку, встречают его новыми MPoUsBOACTBEHEEI
ми победами.
	Отвечая Ha сталинскую заботу партии и
правительства и`сознавая свою ответствен-
ность за выполнение государственных планов
развития народного хозяйства, шахтеры Дон-
басса успешно борются за дальнейшее увели-
чение добычи угля. За последние два года до-
быча угля на шахтах Сталинской области
возросла более чем на 50 проц. В четвертом
квартале 1949 года в Донбассе был‘превзойден
довоенный уровень угледобычи. Десятки шахт
Сталинской области выполнили свои пяти-
летние планы. Однако производительность
труда в угольной промышленности Донбасса
все еще отстает. Поэтому, массово-политиче-
ская работа партийных организаций Сталин-
ской области направлена прежде всего на ре-
шение важнейшей задачи- добиться повыше-
ния производительности труда и ‘на этой
основе обеспечить новый мощный ‘подъем
угольной промышленности Донбасса.
	В связи с предстоящим Днем шахтера на
всех шахтах прошли партийные собрания. Ра-
бочие, инженеры, техники, хозяйственники
внесли на этих собраниях много ценных
предложений в целях улучшения организа-
ции производства и технического руковод-
ства на шахтах. «Эти предложения претворя-
ются в жизнь.
	Партийные организации возглавляют со-
циалистическое соревнование работников
угольной промышленности. На предприятиях
и шахтах Сталинской области широко развер-
нулось социалистическоё соревнование в
честь наступающего Дня шахтера. Крупных
успехов в социалистическом соревновании
добились горняки комбината «Артемуголь».
Досрочно выполнив семимесячный производ-
ственный план, они дали Родине сверх плана
много тысяч тонн высококачественного угля.
Впереди идет шахта им. Румянцева, изо
дня в день перевыполняющая свой план. С на-
чала года коллектив шахты добыл сверх пла-
на ‘более 40 тыс. Тонн угля ‘и сэкономил
760 тыс. руб. государственных средств. По
сравнению с первым полугодием среднесуточ-
ная добыча угля увеличилась в августе почти
на 309 тонн. Вот уже в течение 16 месяцев
коллектив шахты им. Румянцева держит пере-
came Красное знамя Совета и

ССР:

В достижении хозяйственных успехов боль-
тую роль играет массово-политическая ра-
бота партийных организаций. Выполняя по-
становление ЦК ВКП(б) «О состоянии. пар-
тийно-политической работы на угольных шах-
тах Донбасса» и решения ХУТ съезда КП(б)
Украины, парторганизации Сталинской об-
ласти добились серьезного улучшения этой
работы. Сотни коммунистов были переведе-
ны в забои шахт, укреплены агитколлекти-
вы. Сейчас в угольной промышленности
Сталинской области работает около 16. тыс.
агитаторов и 2 тыс. лекторов. В связи се под-
готовкой ко Дню шахтера и 15-й годовщине
стахановского движения только за первую по-
ловину августа проведено около 100 тыс. бе-
сед. и прочитано свыше 2.500 лекций и докла-
дов. Докладчики и беседчики разъясняли за-
дачи угольной промышленности в борьбе за
досрочное выполнение народнохозяйственно-
го плана 1950 года, показывали огромное зна-
чение самоотверженного труда шахтеров для
укрепления экономического могущества Со-
ветского государства, рассказывали о дости-
жениях советского народа в выполнении по-
слевоенной пятилетки, о борьбе Советского
Союза и всего демократического aarepa 3a
мир и безопасность народов.

Большую агитационно-массовую и культур-
но-просветительную работу среди горняков
ведет Горловская партийная организация.
Расставив коммунистов на решающих участ-
ках производетва;, партийная организация
усилила свое влияние на работу предприя-
тий и шахт, На шахтах Горловки теперь
имеются 133 партийные группы и 79 парт-

организаторов на угольных участках. Ha
шахте «Кочегарка» на. эксплуатационных
участках работают 103 коммуниста из 168, со-
стоящих на учете в партофганизации. На
всех 14 подземных участках этой шахты со-
зданы партийные группы. На шахте им. Ка-
линина 13 проц. коммунистов заняты на под-
земных работах. Почти половину всей Гор-
ловской городской партийной организации со-
ставляют коммунисты-горняки,
	Стремясь повысить идеино-политический
уровень агитационно-массовой работы, шахт-
ные партийные организации уделяют боль-
‘moe внимание подбору и расстановке агита-
торов и оказанию им помощи. Шахтные агит-
коллективы укреплены за счет политически
	подготовленных коммунистов, передовиков
производства И специалистов. Так, в 15 аги-
тационных коллективах г. Горловки, которые
объединяют около 1.200 `агитаторов, работают
312 инженеров и техников. Более половины
агитаторов этих агитколлективов находится
на подземных работах. Недавно обком партии
провел совещание лучших агитаторов и руко-
водителей агитколлективов предприятий
угольной промышленности, на котором сни
обменялись своим опытом. Совещания агита-
торов практикуются во всех угольных райо-
нах. Систематически проводятся теминары
агитаторов,
	В Сталинской области значительный раз-
мах приобрела ‘лекционная пропаганда поли-
тических и научных знаний. На всех круп-
ных шахтах созданы лектории. Всего в обла-
сти — 100 лекториев, работают 1.220 лекторов.
Среди лекторов — инженерно-технические ра-
ботники, учителя, врачи ‘и передовики произ-
водства. На шахтах «Кочегарка» (трест «Гор-
ловскуголь») и им. Орджоникидзе (трест «Ма-
кеевуголь») каждый лектор прочитал по не-
скольку лекций на темы, связанные с прибли-
жающимися Днем шахтера и 15-й годовщиной
стахановекого движения.
	Благодаря неустанной заботе партии и го-
сударства культурно-бытовые условия жизни
горняков Донбасса неуклонно улучшаются.
Об этом свидетельствует множество фактов.
Только за последние иолтора года в области
построено для шахтеров 688.861 кв. метр жи-
лой площади. С помошью государственного
кредита шахтеры построили 11.129 индиви-
дуальных домов. В протплом году ко Дню
шахтера горняки имели в собственном `поль-
зовании 64 легковые автомашины. В этом году
433 шахтера на свои личные сбережения
приобрели автомашины «Нобеда» и «Mo-~
еквич».
	В Сталинской области работают пять
театров драмы, театр оперы и балета, фи-
лармония, десятки городских кинотеатров,
свыше 100 стационарных киноустановок. На
шахтах имеется 145 клубов и $ Дворцов куль-
туры, 233 библиотеки. Широкое. развитие
получила художественная. самодеятельность.
Во втором полугодии 1950 года ВЦСПС выде-
лил для Донбасса дополнительно 20 млн. руб-
лей на улучшение содержания и оборудова-
ния шахтных. клубов, Дворцов культуры и
спортивных сооружений,
	ПТахтеры любят книгу и приобретают боль-
	ГРУПНЫ
ДОКЛАДЧИКОВ
	Одним из условий повышения идейного
уровня политической агитации является лич-
ное участие в массово-политической работе
руководящих партийных и советских работ-
ников. Центральный Комитет ВКИб) ‘обязал
секретарей обкомов, горкомов и райкомов
ВКИ(б), председателей исполкомов областных,
городских и районных Советов депутатов тру-
дящихся систематически выступать с поли-
тическими докладами на массовых собраниях
рабочих, колхозников, интеллигенции. Нарт-
	организациям предложено обеспечить прове-,
	дение этих собраний на предприятиях, в кол-
хозах, совхозах, МТС, среди интеллигенции
регулярно, не реже одного раза в месяц
полтора,

Приходится ‘отметить, что в Орловской
области это ‘указание выполняется. неудов-
летворительно. Правда, при обкоме, а также
при райкомах и горкомах партии области су-
ществуют группы докладчиков, кю работают
они плохо. Руководегво группой докладчиков
Орловского обкома партии возложено не на
секретаря обкома, а на заместителя заведую-
ицего отделом пропаганды и агитации т. Ppo-
лова. Тщетно пытается он уговорить руково-
дяших партийных и советских работников
	области выступать се политическими доклада-
	ми перед населением. «Гы зря меня втяги-
ваешь в это дело»,- отвечают ему многие
товарищи, числящиеся докладчиками обкома.
Секретари, члены бюро и работники аппарата
обкома партии не показывают примера
остальным членам группы докладчиков.

На пленуме Орловского обкома ВКП(б), про-
исходившем в июне текущего года, секретари
и члены бюро подвергались резкой критике
за то, что редко выступают е политическими
докладами сами и не уделяют внимания ра-
боте группы докладчиков. К сожалению, за
истекшие два месяца положение существен-
ным образом не изменилось. .

В постановлении ЦК ВКИСб) «О недостат-
ках и мерах улучшения работы с агитаторами
в Сталинградской партийной организации»
предложено, чтобы обком партии в помощь
докладчикам ежемесячно проводил инструк-
тивные доклады по важнейшим вопросам
внутренней и внешней политики коммуни-
стической партии и советского правительства.
Однако за весь 1949 год Орловский обком
BKIT(6) созывал докладчиков лишь три раза.
В этом году инетруктирование докладчиков
было проведено также три раза, причем, как
правило, на этих инструктивных совещаниях
присутствовала очень незначительная часть
	ое количество литературы. Недавво на SEAN у AN EDUCA PE SEE Sa EEE FE зал

многих шахтах были проведены «праздники   ДОоКладчиков. Например, на совещание, со-
А Аа д wy trae amrunmraerad Krar.   evomspuieecsx 19 anpeAa текущего гола; 43
	126 докладчиков обкома явилось всего 38, а
1Т июля на инструктивном  докладе по между-
народному положению присутствовала лишь

треть группы докладчиков.
	Обком партии и его отдел пропаганды и
	агитации не осуществляют контроля за каче
ством докладов, мирятся с тем, что многие
работники выступают с наспех подготовлен-
ными, малосодержательными докладами.
Забвение этой важной работы некоторыми
руководителями привело к тому, что во мно-
гих колхозах и на ряде‘предприятий области
доклады на политические. темы читаются
очень редко. Показательны такие данные: в
Становлянском районе за первую половину
текущего года в 40 колхозах было проведено
лишь по два доклада, в 22 колхозах — по
одному, а в 11 колхозах доклады вовсе не чи-.
тались. Становлянский райком ВКП(б) не про-
являет заботы о том, чтобы держать колхоз-
ников в курсе важных событий, знакомить их
‚ е тем, чем живет страна, область, район, ©
достижениями советского народа в выполне-
нии послевоенной пятилетки, Это же можно
сказать и о некоторых других райкомах пар-
тии Орловской области. Между тем политиче-
ская информация при правильной постановке
является мощным средством повышения со-
знательности трудящихся и мобилизации их.
на выполнение хозяйственно-политических
задач.

Постоянно вести политическую работу в
массах — обязанность всех партийных и с0-
ветских руководителей. Выступая с доклада-
ми на собраниях трудящихся, общаясь с
ними, партийные и советские работники!
укрепляют связи с массами, лучше узнают их
настроения и запросы. К сожалению, Орлов-
ский обком ВКП(б) не уделяет должного вни-
мания воспитанию кадров в духе. неразрыв-
ной связи с массами.

Орловский обком ВКП(б) должен добиться
того, чтобы все руководящие партийные и
советские работники активно участвовали в
проведении ° агитационно-массовой работы
среди трудящихся, систематически выступа-
ли. с политическими докладами среди рабо-
чих, колхозников, интеллигенции, разъясняя
важнейшие вопросы внутренней и внешней
политики партии и правительства, проникно-
венным большевистским словом мобилизуя
трудящихся. на`успешное выполнение хозяй-
ственно-политических задач,
		книги», K сожалению, у нас оцущается боль-
той недостаток литературы. Это не позво-
ляет должным образом развернуть. книготор-
говлю и удовлетворить спрос шахтеров на
литературу.

Партийные организации Сталинской `обла-
сти добились улучшения массово-политиче-
ской и культурно-воспитательной работы.
Однако: недостатков в этой области еще очень
много. Партийные организации ряда трестов—
«Макеевуголь», «Куйбышевуголь» и других
слабо используют имеющиеся возможности
для развертывания политической агитации
и культурного обслуживания трудящихся. На
некоторых шахтах всю политическую и аги-
тационно-массовую работу сводят к коротким
беседам и выступлениям агитаторов и до-
кладчиков в нарядных. Плохо проводится
агитация среди населения по месту житель-
ства, в общежитиях рабочих и клубах. Плохо
работают некоторые шахтные клубы, Дворцы
культуры, добровольные спортивные обще-
ства. В отдаленных шахтерских поселках все
ее редко выступают квалифицированные
лекторы и докладчики.

Растут и ширятся политические и культур-.
ные запросы шахтеров, увеличивается спрос
на квалифицированные лекции по вопросам
внутреннего и международного положения
СССР, на политическую и художественную
литературу, на высокохудожественные спек-
такли и т. п. Местными силами и средствами
нельзя удовлетворить все эти потребности.
Нам должны помочь в развертывании куль-
турно-просветительной работы Комитет по
делам искусств при Совете Министров СССР,
Всесоюзное общество по распространению по-
литических и научных знаний, Управление
по делам издательств, полиграфии и книжной
торговли при Совете Министров СССР и дру-
гие центральные организации,

Большой политический и производственный
подъем царит среди шахтеров Донбасса. Слав-
ные советские шахтеры самоотверженно бо-
рются за новый подъем угольной промыш-
ленности. Они идут навстречу Дню шахтера
с твердой уверенностью, что задачи, постав-
ленные перед ними партией и великим
Сталиным, будут успетно решены.
	Р. ЕИГИНЬКО.
Секретарь Сталинского обкома КП(б}У.
	Заводская культкомиссия уделяет большое

внимание художественной самодеятельности.
В цехах созданы кружки художественной са-
модеятельности. Они выступают на сцене за-
водского театра, в общежитиях и в подшефном
колхозе. Особое место в нашей работе зани-
мает организация культурного отдыха трудя-
щихся во время обеденного перерыва, после
трудового дня и в выходные дни. В обеден-
ные перерывы в цехах проводятся выступле-
ния. художественной самодеятельности, бе-
седы, читки газет и книг, по вечерам демон-
стрируются кинофильмы на: научно-популяр-
ные и технические темы. В выходные дни
организуются коллективные выезды за город,
спортивные соревнования на стадионе, массо-
вые гулянья в саду.

У рабочих нашего завода заслуженной
любовью пользуется художественная агит-
бригада. Художественные обозрения, ‘подго-
товленные агитбригадой, просмотрели десят-
ки тысяч людей. В своих выступлениях агит-
бригада использует местный материал из
жизни цехов и отделов.

Успенная деятельность нашей культкомис-
сии во многом объясняется тем, что в ее со-
став входят люди, любящие культурно-масоо-
вую работу, вкладывающие в нее много сил и
инициативы. Е. ЦУКАНОВ.
в Председатель культкомиссии завкома

завода им. В. В. Куйбышева,
	шитья. Еженедельно проводится так назы-
ваемый «день кружковца», когда обсуждаются
новинки в области искусства, происходят
встречи е видными мастерами сцены, писате-
лями, поэтами. С большим успехом прошел
во Дворце культуры вечер на тему «Меня вос-
питал комсомол». На вечёр были приглашены
старые комсомольцы, руководящие работники
железнодорожного узла. Они рассказали мо-
лодежи о своей работе в первых комсомоль-
ских ячейках, о том, как комсомол помог им
стать командирами транспорта.

Среди молодежи линейных станций боль-
шой популярностью пользуется передвижной
красный уголок Дворца культуры. Он имеет
политическую и художественную литерату-
ру, газеты, политическую карту мира, нагляд-
ные пособия, радиоприемник, патефон. На
каждой станции уголок находится от пяти
до восьми дней. Сотрудники передвижного
красного уголка наряду с организацией куль
турного отдыха молодежи проводят беседы
среди рабочих, громкие коллективные читки
художественной литературы, помогают
оформлять стенные газеты.

При правлении Дворца культуры работает
совет молодежи, созданный по инициативе
узлового комитета комсомола. На основе по-
желаний и предложений молодых рабочих он
составляет план проведения культурно-мас-
совых мероприятий. Члены совета принима-
ют активное участие в организации этих ме-
роприятий.
		библиотека
	Коллектив Коломенекого завода им. В. В.
Куйбышева успешно борется за досрочное
выполнение плана. послевоенной пятилетки,
Он принял обязательство добиться в текущем
году, чтобы предприятию было присвоено по-
зетное звание завода коллективного стаха-
новского труда, Это обязательство определяет
всю культурно-просветительную деятельность
заводского комитета,

Каждый из членов культкомиссии завкома
	ведает определеаным участком ‹культурно-
	массовой работы. На заседаниях заводской
комиссии обсуждаются работа культкомиесий
цехов, различные предложения, способствую-
щие улучшению культурно-массовой работы
в цехах и общежитиях. Культкомиссия дер-
жит тесную связь с заводским отделением
Общества по распространению политических
и научных знаний и организует с его по-
мощью чтение лекций.

Перед цеховыми культкомиссиями в этом
году была поставлена задача — сделать крас-
ные уголки цехов центрами политико-воспи-
тательной и культурно-массовой работы сре-
ди рабочих и служащих. В настоящее время
	‚большинство красных уголков отремонтиро-
	вано, оформлено лозунгами и плакатами. В
красных уголках регулярно работают биб-
лиотеки-передвижки, которые под руковод-
ством цеховых культкомиссий успешно про-
пагандируют книгу.
	Вологодский Дворец культуры железнодо-
рожников уделяет большое внимание куль-
турно-воспитательной работе среди молоде-
жи. Он регулярно устраивает лекции на
темы «У карты мира», о ленинско-сталинском
комсомоле, о советском железнодорожном
транспорте. Организуются доклады о комму-
нистическом. воспитании молодежи; о демо-
кратическом движении молодежи за рубежом.

Значительное место в работе Дворца куль-
туры занимает пропаганда среди молодежи
передовых методов труда железнодорожни-
ков. Еженедельно проводятся стахановские
«вторники», на которых рассказывается об
опыте работы стахановцев ведущих профес-
сий, устраиваются вечера производственной
дружбы инженерно-технических работников
и стахановцев железнодорожного узла. Перед
началом спектаклей дается краткая инфор-
мация о трудовых победах молодых стаханов-
yes, Дворец культуры организует для мо-
лодежи выставки, консультации, демонетра-
ции технических фильмов. Только в первом
квартале этого года было показано 297 тех-
нических Фильмов, которые просмотрели
свыше 16 тысяч человек. .

В коллективах художественной самодея-
тельности занимаются 500 молодых рабочих.
Ири Дворце культуры созданы и успешно
выступают хор русской народной песни,
оркестр народных. инструментов, ансамбль
баянистов. , Регулярно работают драматиче-
ский кружок и кружок изобразительного
искусства. Сотни девушек обучаются в круж-
ках художественного рукоделия, кройки и
	Заводская
	Клуб и молодежь
	Мордовский обком партии плохо руковолито
		Мордовский обком ВКП(б) осуществил ряд
мероприятий по улучшению . агитационно-
массовой работы. В сельских партийных ор-
ганизациях созданы агитколлективы, объеди-
няющие в общей сложности до 18 тысяч аги-
таторов. К агитационной. работе шире стала
привлекаться сельская интеллигенция, Учи-
теля, специалисты сельского хозяйства, меди-
цинские работники и другие. представители
интеллигенции составляют примерно полови-
ну общего состава сельских агитколлективов.
Большая агитационно-массовая работа прове-
дена среди сельского населения в связи с кам-
панией по выборам в Верховный Совет СССР
и кампанией по сбору подписей. под. Сток-
гольмским Воззванием Ностоянного Комитета
Всемирного конгресса сторонников мира о за-
прешении атомного ‘оружия. Проводится
работа по разъяснению значения укрупнения
колхозов, своевременного окончания уборки
урожая и выполнения плана  хлебозаготовок,

Однако обком ВКП(б) не. добился коренного
улучшения агитационно-массовой работы ере-
ди сельского населения Мордовской АССР. В
проведении ее еше не изжита кампанейщина.
После окончания избирательной кампании по
выборам в Верховный Совет СССР некоторые
партийные организации республики фактиче-
ски свернули агитационно-массовую работу
по месту жительства. трудящихся, ряд агит-
пунктов перестал функционировать, число
агитаторов сократилось.

Идейно-политический уровень агитационно-
массовой работы зависит прежде всего от со-
става агитаторов. Между тем в Мордовской
партийной организации не уделяется доста-
точного внимания подбору и воспитанию аги-
таторов. Большинство агитаторов, выделен-
ных первичными парторганизациями Мель-
цанского, Ромодановского Кочкуровского,
Больше-Березниковекого и Атяшевского ‘рай-
онов, фактически не ведет работы прежде все-
го потому, что не подготовлено к этому. Во
многих районах не выполняется указание ЦЕ
ВКП(б) о том, что работой агитколлективов
должны руководить секретари первичных
партийных организаций: руководство некото-
рыми агитколлективами передано председате-
лям сельских Советов, директорам школ, ра-
‚ботникам культпросветучреждений. Больше
того, руководители отдельных парторганиза-
	агитапией на селе
	ций вовсе устранились от руководства агита-
	_ционно-масеовой работой, передав его совет
	ским органам.  Гак, например, исполком Буза-
евского сельсовета Больше-Березниковского
района заслушал отчет руководителя сельско-
го агитколлектива и вынес по этому отчету
решение. . .

Мордовский обком, райкомы партии интере-
суются прежде всего количественными пока-
зателями агитационной работы, выясняют,
сколько имеется агитаторов и сколько бесед
сни провели. Но они не направляют должным
образом содержание агитационно-массовой ра-
боты, редко информируют агитаторов о важ-
нейших решениях партийных и советских
органов и не намечают тем бесед, которые
агитаторы должны провести в связи с этими
решениями. Во многих районах семинары ру-
ководителей агитколлективов, районные и ку-
стовые собрания агитаторов проводятся редко.
Агитаторов не учат на примерах и фактах
тсму, как им нужно, исходя из задач данного
колхоза или МТС, строить свою работу. Не-
удивительно, что в ряде колхозов и МТС аги-
тация носит отвлеченный характер; агитато-
ры проходят мимо фактов нарушений тру-
довой. дисциплины, слабо популяризируют
опыт передовиков сельского хозяйства, не
оказывают влияния на производственную ра-
боту. Секретарь парторганизации Мамолаев-
ской МТС Рыбкинского района т. Рябов заяв-
ляет; «Беседы с трактористами и комбайне-
рами проводятся кое о чем, в порядке общего
перекура». ‘

Серьезным недостатком в агитационно-мас-
совой работе в Мордовской АССР является то,
что слабо развернута политическая агитация
с мордовским населением на родном языке.
Между тем часть мордовекого сельского насе-
ления плохо понимает русский язык.

В республике недостаточно используются
такие мощные средства политической агита-
ции, как радио и кино. Культурно-просвети-
тельные учреждения во многих районах нахо-
дятся в крайне запущенном состоянии. Боль-
шинество клубов и изб-читален размещается в
совершенно непригодных помещениях и не
обеспечено необходимым инвентарем.

В сельских клубах и избах-читальнях плохо
ведется пропаганда опыта передовиков ‘сель-
СЕОГО хозяйства и. распространение есте-
	ственно-научных и агро-зоотехнических зна-
ний, Лекции для сельского населения читают-
ся редко, контроль над их содержанием не
осуществляется. Плохо организовано кинооб-
служивание населения, в ряд населенных
пунктов кинопередвижки не попадают, и
население лишено возможности видеть кино-
картины. Недостаточно развита сеть сельских
библиотек. Они имеются только в 100 сельсове-
тах из 602, причем фонд многих библиотек
крайне незначителен. В настоящее время в
связи с укрупнением колхозов открываются
особенно широкие возможности для решитель-
ного преодоления отставания в культиросвет-
работе на селе, и партийные организации
республики должны всемерно использовать
эти возможности. $

Отдел пропаганды и агитации обкома
ВКИ(б) не уделяет ‘всем этим вопросам необ-
ходимого внимавия.

Секретарь обкома ВКП(б) т. Астайкин, за-
нимающийся вопросами идеологической ра-
боты, и заведующий отделом пропаганды и
агитации т. Петрушкин мало бывают в пар-
тийных организациях, не знают действитель-
ного состояния агитационно-массовой работы
и руководят ею в значительной степени по-
канцелярски. :

Опыт агитационно-массовой и культурно-
просветительной работы в республике обоб-
щаетсея плохо. В настоящее время особенно
важно изучить опыт агитационно-массовой
работы в недавно укрупненных колхозах. В
Мордовской АССР есть уже такой опыт. Так,
например, в укрупненном колхозе «Победа»
Старо-Синдровского района первичная пар-
тийная организация создала азгитколлектив в
составе 44 человек, который ведет системати-
ческую работу среди колхозников.

Мордовский обком партии должен‘ ‘ренти-
тельно улучшить агитационно-массовую рабо-
ту на селе и перестроить ее в связи с укруп-
нением колхозов. Постоянную производствен-
ную бригаду укрупненного колхоза нужно
сделать центром агитационно-массовой рабо-
ты. Необходимо использовать все формы этой
работы в целях, дальнейшего повышения по-
литической сознательности колхозников и их
мобилизации на борьбу за выполнение стоя-
щих передними задач:

Д. БЕЗБОРОДОВ.
	Книга давно уже вошла в быт рабочих

Горьковского автомобильного завода им.
Молотова. Чтобы еще больше приблизить ее к
массе рабочих и служащих, мы организовали
в крупнейщих цехах завода и рабочих посел-
ках 15 филиалов библиотеки и большую сеть
передвижных библиотек. Ежедневно библио-
теку и ее филиалы посещает в среднем 2.250
человек. Регулярно устраиваются лекции о
книгах и читательские конференции, органи-
зуются групповые и индивидуальные кон-
сультации читателей, беседы на политиче-
ские, естественно-научные, производственно-
технические и литературные темы.
_ Библиотека органически‘ связана с заводом
и его’ производственной жизнью. Специаль-
ные стенды, моытажи и выставки в читальном
зале и филиалах библиотеки призывают
автозаводцев к борьбе за успешное выполне-
ние производственных задач, популяризи-
руют опыт новаторов производства. В цеховых
филиалах библиотеки с помощью актива ин-
женерно-технических работников и стаханов-
цев организуются читательские конференции
и консультации на различные технические
темы.

Особое место в работе библиотеки занимает
	пропаганда произведений русской классиче
ской и’советской литературы. Часто устраи-
ваются литературные вечера, посвященные
творчеству русских писателей, а также совёт-
ской литературе, . .

Отрадно отметить, что большую помощь
библиотеке и ее филиалам оказывают библио-
течные советы и читательский актив, насчи-
тывающий свыше 300 человек.

Говоря о работе нашей библиотеки, не могу
не отметить, что культурно-массовый отдел
ВЦСПС все еще нё оказывает должной ме-
тодической помощи библиотечным работни-
кам. Хочется также высказать пожелание,
чтобы наши издательства внимательно изуча-
AM и полнее удовлетворяли запросы читате-
лей. В частности, Госполитиздату следует
издавать больше литературы о жизни и дея-
тельности выдающихся деятелей нашей пар-
тии и государства, Героев Советского Союза
и Героев Социалистического Труда. Нужно
также расширить тематику и увеличить ти-
ражи книг на естественно-научные темы,

Т. ВОЗНЕСЕНСКАЯ.
Заведующая библиотекой завкома
Горьковского автозавода

им. В. М. Молотова.