20 августа

ОЖИВИТЬ РАБОТУ. СОЮЗА СОВЕТСКИХ
АРХИТЕКТОРОВ _
	Москве проектировщики, пренебрегая инду-
стриализацией строительства, предусмотрели
свыше 800 типов деталей облицовки фасада,
до 20 типов ступеней и т. п,

Союз советских архитекторов время от вре-
мени организует обсуждение архитектурных
проектов отдельных сооружений. Но делает-
ся это большей частью с опозданием и бы-
вает мало эффективным. Некоторые круп-
нейшие архитектурные сооружения вовсе
оказываются вне поля зрения союза... Так,
например, ни один из новых проектов со-
оружений Всесоюзной сельскохозяйственной
выставки не подвергся обсуждению в союзе.
	Важную роль призваны сыграть архитек-
торы в области колхозного строительства.
Они должны помочь сельсоветам и колхозам
правильно выбрать те или иные типы по-
строек, наметить общую планировку села,
разрешить ряд технических вопросов и т. д.
Ленинградское отделение Союза советских
архитекторов выделило большую группу ар-
хитекторов для оказания помощи колхозни-
кам Ленинградской области в планировке и
застройке сел. Они разрабатывают ряд проек-
тов для колхозов в порядке шефства. Работу
в этом направлении проводят архитекторы
Украины ‘и Белоруссии. Узбекская орга-
	нвизация союза участвует в осуществле-
нии больших народных строек. Но Союз
советских архитекторов в целом и, в
	частности, его самая крупная организация -
московская, объединяющая наиболее много-
численный, квалифицированный отряд со-
ветских зодчих, проявляют слабую инициа-
тиву и активность во всех этих вопросах.
	В сентябре текущего года состоитея расши-
ренный пленум правления Союза советских
архитекторов, на котором должна быть под-
вергнута критическому анализу деятельность
президиума правления. Руководство Союза
советских архитекторов и все организа-
нии союза должны добиться решитель-
ного улучшения своей деятельности. Они
обязаны поставить в центр своего вни-
мания боевые вопросы архитектурной
теории и практики. Чтобы успешно enpa-
виться с0 своими большими задачами,
Союзу советских. архитекторов нужно преж-
де всего широко применить основной метод
работы всех наших общественных органи-
заций, метод боевой принципиальной кри-
тики и самокритики, метод организации твор-
ческих дискуссий и обсуждений важнейших
теоретических и практических вопросов. Та-
кие творческие дискуссии ABATCA новым
мощным стимулом в развитии советской
архитектуры. Союз советских архитекторов
может и должен помочь советской архитек-
туре подняться на новую ступень и добить-
ся новых выдающихся успехов.
			торов не ведет борьбы против всех этих явле-
	ний, чуждых советской архитектуре.

Архитектурная деятельность носит слож-
ный характер. Удовлетворяя определенные
материальные потребности, архитектура вме-
сте с тем выражает господствующие идеи
своего времени. Все это делает особенно
актуальной разработку марксистско-ленин-
ской теории архитектуры и проблем со-
циалистического реализма в архитектур-
ном творчестве. Между тем Союз совет-
ских архитекторов стоит в стороне от этих
проблем. Он не ведет должной работы по
разоблачению буржуазных течений, господ-
ствующих в архитектуре США и стран За-
падной Европы, слабо борется против пере-
житков их влияния в советской архитекту-
ре. Союз не разрабатывает вопросы разви-
тия архитектуры в свете сталинских поло-
жений о советской культуре — социалисти-
ческой по содержанию, национальной по
форме. ;

Одобрения заслуживает такое мероприятие,
проведенное союзом, как творческий отчет
архитекторов Ленинграда перед архитектур-
ной общественностью Москвы, ‘Московские
архитекторы указали своим ленинградским
товарищам на серьезные недостатки в их ра-
боте: невнимание к вопросам экономичности
массового строительства, увлечение мало-
этажной застройкой городских кварталов,
черты модернизма в отдельных сооружениях
ит. п. Содержательным было обсуждение во-
просов промышленной архитектуры на спе-
циальном совещании, созваниом союзом и
привлекшем многочисленных архитекторов
и строителей, работающих в различных от-
раслях советской индустрии. Участники со-
вещания указали пути повышения качества
промышленных сооружений при одновремен-
ном снижении затраты материалов, устране-
нии излишних плошадей и кубатуры,  веё-
возможных архитектурных излишеств и т. п.
Плодотворным явилось также творческое со-
вешание архитекторов Грузии, Азербайджа-
на и Армении, созванное Союзом советеких
архитекторов в Баку. Оно подняло ряд важ-
ных вопросов дальнейшего развития архи-
тектуры республик Закавказья.

Несмотря на эти отдельные хорошие на-
чинания, работа Союза советских архитек-
торов все еще продолжает отставать от зло-
бодневных вопросов строительства. Союз не
уделяет необходимого внимания таким важ-
ным вопросам, как постановка и развитие
типового проектирования, удешевление про-
сктных и строительных работ. Он не прои-
	влекает архитектурную общественность к
разработке новых тинов жилых домов, не
подверг критике серьезные недостатки, до-
	пущенные в практике жилищного строитель-
ства в Москве, и т. д. Между тем известно, что
при проектировке некоторых жилых домов в
	В нашей стране идет гигантское строи-
тельство; строятся жилые дома, школы, боль-
ницы, общественные здания и культурно-
	просвстительные учреждения. Стройтель-
ство идет и в городах и в колхозных селах,
Ни одна страна ни в одну эпоху не знала
такого гигантского размаха строительных ра-
бот. Никогда еще архитекторы не разреша-
ли такие грандиозные и сложные задачи, ка-
кие разрешают советские архитекторы.
Советские архитекторы воздвигли немало
удобных и красивых зданий, отвечающих
бытовым и культурным запросам трудящих-
ся. В строгих монументальных Формах они
стремятея ‚ запечатлеть величие нашей
сталинской эпохи, эпохи коммунизма.
Однако советские архитекторы не могут
останавливаться на достигнутом. Дальней-
шее развертывание строительства коммуни-
стического общества предъявляет к. ним все
новые и новые требования. Особенно  боль-
шие задачи встают перед советскими архи-
текторами в связи с осуществлением гран-
диозных планов дальнейшей реконструкции
столицы нашей Родины -- Москвы и других
городов СССР, с постройкой высотных зданий,
строительством новых колхозных сел, кол-
хозных жилищ и других сельских зданий,
особенно развернувшимся после укрупнения
	„колхозов. От советских архитекторов ‘тре-
буется с помощью новых, современных
средств и использования всего  предше-
	ствующего архитектурного опыта найти пра-
вильные решения сложных вопросов нашего
строительства в городе и на селе. Их зада-
ча — всемерно помочь совершенствованию
нашего строительства, добиваться максималь-
ной экономичности и быстроты возведения
зданий при отличном качестве всех строи-
тельных работ.

Большую роль в выполнении всех этих
задач призван сыграть Союз советских ар-
хитекторов. Он должен возглавить обще-
ственную и творческую активность совет-
ских зодчих и вести неустанную  борьбу за
повышение идейности и мастерства в их ра-
боте. Обязанность союза решительно бо-
роться против проникновения буржуазных
влияний, против безидейности и формализ-
ма, за тесную органическую связь творче-
ства советских архитекторов с практически-
ми задачами коммунистического строитель-
ства.

К сожалению, работа Союза советских ар-
хитекторов отстает от требований‘ жизни.
Многие важные вопросы теории и практики
нашего строительства остаются вне поля
зрения союза. В советской архитектуре до
сих пор имеют место рецидивы формализма,
механическое копирование старых архитек-
турных форм, погоня за ложной красотой и
оригинальностью, увлечение декоративными
излишествами и т, д, Союз советских архитек-
	Местные киножурналы
	области, края, движение за укрупнение кол-
хозов, применение науки в сельском хозяй-
стве, строительство агрогородов и др. Недо-
статочно отражаются в журналах вопросы
культуры и быта, редко можно увидеть на
экране, как проводят свой досуг трудящиеся
в прекрасных Дворцах культуры и в парках
культуры и отдыха. Мало внимания уделяет-
ся советской школе, спорту.

Кинохроникер должен повседневно и глу-

боко изучать нашу действительность, хорошо
знать окружающую его жизнь и уметь отра-
жать ее во всем ее многообразии. Вместо это-
го некоторые режиссеры предпочитают «тво-
рить», сидя у себя в кабинете, выдумывать
сюжеты и, используя ножницы, монтировать
старый фильмотечный материал. Так, в сю-
жете «32-я годовщина Советской Армии» за-
снята встреча Героев Советского Союза с
пионерами. Герои, как утверждает диктор,
рассказывают детям об Отечественной войне,
о взятии Берлина, и на экране появляются
кадры из кинохроники тех лет, показывающие
взятие Берлина. Материал кинохроники
взят явно бракованный, и все кадры пред-
ставляют собой какие-то сплошные черные
пятна.
‘Многие журналы очень серо и неинтересно
показывают ‘огромные преобразования, про-
исходящие в жизни наших республик, краев
и областей. В журнале «Северный Кавказ»
№ 22 за 1950 год помещен сюжет «Новая ГЭС»,
рассказывающий о пуске колхозной гидро-
станции в горном селении Ногир Орджони-
кидзевского района Северо-Осетинской АССР
(оператор Х. Короев). Это волнующее событие
заснято всего на 21-м метре кинопленки,
причем заснято как холодный, бесстрастный
репортаж; в том же журнале № 22 за 1950 год
открытию скакового сезона на Пятигорском
ипподроме отведено значительно больше ме-
ста, чем пуску колхозной гидростанции. По
непонятным причинам одни и те же кадры
повторяются в нескольких номерах киножур-
нала «Северный Кавказ». Панорама г. Наль-
чика с балкона гостиницы, например, пока-
зана в трех журналах за 1950 год, нефтека-
чалка на промыслах треста «Craporpo3-
нефть» — в двух журналах и т. д.

Многие киножурналы отличаются плохим
дикторским текстом. Как правило, он являет-
ся сухо официальным, штампованным, Дик-
тор говорит трафаретными, избитыми фра-
зами. Впрочем, иногда делаются попытки вы-
сокопарными словами полменить выразитель-
ность текста. Например, в журнале «Север-
ный Кавказ» № 2 в сюжете, посвященном
спорту, показана обычная гостиница в горах,
к тому же неудачно заснятая, а между тем
диктор восклицает с пафосом: «Вот оно, орли-
ное гнездо альпинистов!. Среди авторов
текста почти не встречаются местные жур-
налисты или писатели. А жаль! Творческое
содружество местных писателей и журнали-
стов с кинохроникой несомненно повысило бы
качество литературного оформления журна-
лов.

Слабым местом является и музыкальное
оформление киножурналов. Музыка подби-
раетея весьма случайно и не помогает рас-
крытию идейного содержания сюжетов. Вот,
например, журнал «Сибирь на экране» № 7.
Здесь сюжет о кандидате в депутаты почему-
то озвучен музыкой Чайковского «На трой-
ке». В журнале «Восточная Сибирь» № 12
сюжет «Новые кадры зоотехников» озвучен
«Полонезом» ‹ Шопена. В киножурналах
Украинской киностудии редко можно услы-
шать народные украинские мелодии.

Документальное кино является важным
средством нашей идеологической работы.
Между тем министерства кинематографии
СССР и союзных республик плохо руководят
этим участком своей работы. Они должны
уделить больше внимания киностудиям хро-
ники, оказать им помощь в техническом осна-
щении и, в первую очередь, световой и
съемочной аппаратурой. Нужно практиковать
систематические просмотры всех выходящих
киножурналов квалифицированными редак-
торами. и режиссерами, регулярно давать раз-
вернутые обзоры продукции каждой студии,
чаще направлять мастеров кинохроники на
студии для инструктажа и передачи опыта
работы, проводить творческие и инструктив-
ные совещания режиссеров и операторов,
установить практикум для местных работни-
ков на Центральной студии документальных
фильмов.

Местным партийным организациям необхо-
димо систематически помогать студиям кино-
хроники, направлять их работу на яркий по-
каз важнейших событий, происходящих на
местах, обеспечить повышение идейно-поли-
тического уровня выпускаемых киножурна-
	лов, г
Н. КАСТЕЛИН.
	нем. Машина должна быть использована с
максимальным эффектом — он не только знал
это умом, он чувствовал потребность в.этсм,
такую же настоятельную, как потребность
здорового, сильного и разумного человека в
свободном дыхании, в ничем не стесненном
движении».

Новые требования диктует жизнь, и вот
уже существование мелкого колхоза воспри-
нимается передовыми людьми деревни «как
бедствие». Это сказано писательницей, пожа-
луй, слишком резко, но мелкий колхоз. дей-
ствительно становится тормозом в дальней-
шем прогрессе сельского хозяйства, суживает
масштаб и размах деятельности людей, Про-
блема укрупнения сельскохозяйственных ар-
телей выдвигается в романе, как совершенно
жизненная проблема, как вполне назревший
вопрос.
	Дела и события двух лет в деревне нашли
свое освещение на страницах «Жатвы». Опи-
сание больших перемен в районе и в колхозе
дано автором романа с глубоким знанием
жизни, с большим мастерством. Перед читате-
лем предстают со страниц романа, живые лю-
ди. Читатель взволнован их судьбами. Он не
может не полюбить многих героев. И секре-
тарь райкома Андрей Стрельцов, и председа-
тель колхоза Бортников, и его жена Автотья,
и агроном Валентина Березова, и комсомолец
Алеша-—яркие, запоминающиеся ‘образы,
	«Жатва» —первое большое произведение
Галины Николаевой. Оно является бесспорной
удачей автора. Хочется пожелать молодой
писательнице углублять литературное ма
стерство. Писательница как бы из боязни, что
ее читатель не все поймет, начинает объяс-
нять, подсказывать ему; живопись заменяется
риторикой. Некоторых своих персонажей ав-
тор оставляет на полдороге- читатель не
знает, что же стало с механиком Бузыкиным,
с лесозаготовителем Финогеном Бортнико-
вым.
	Есть неудачные сравнения: «Он распрямил-
ся с трудом, как заржавленный перочинный
нож, и Василий узнал в нем тракториста
Степана Мохова». Выражение «собственная
жена» не вяжется с представлением о секре-
таре райкома партии Стрельцове. Плохи та-
кие образы: «Она все время была окружена
водоворотом дел и людей»; «яркогубая, мелко-
кудрявая» —так сказано о Чросе, и сказано
неудачно. Есть в романе растянутые сцены
и эпизоды. Более взыскательное отношение
к форме со стороны автора и редактора рома-
на сделало бы «Жатву» более зрелым и со-
вершенным произведением.

Новая книга расширяет сферу нашего зна-
ния о колхозной деревне послевоенного вре-
мени, о людях этой деревни, неуклонно иду-
щих под руководством большевиков вперед и
приближающих своим трудом и творчеством
	коммунизм,
И. РЯБОВ.
	Студии Министерства кинематографии
союзных республик выпускают 28 названий
киножурналов. Ежемесячно на экраны страны
выходят сто новых журналов кинохроники.
1.200 журналов в год!

Советский зритель любит кинохронику.
Местные киножурналы с документальной
точностью показывают великие достижения
советского народа во всех областях полити-
ческой, хозяйственной и культурной жизни,
помогают советским людям ближе знакомить-
ся с особенностями и богатствами своей рес-
публики или области, понять огромные за-
дачи, стоящие перед ними в борьбе за по-
строение коммунизма.

Разносторонне содержание местной кино-
хроники, Вот, например, журнал «Сталинский
Урал» № 23 за 1950 г. (режиссер Л. Задвороч-
нова). Он рассказывает о лучшем стахановце
Свердловского инструментального завода
т. Кузнеченкове, который не только хорошо
работает, но и обучает молодых рабочих.
10 его. учеников теперь стали передовыми
стахановцами завода. Затем экран переносит
вас в `один  из уральских колхозов, и перед
зрителем раскрывается картина тесного со-
трудничества людей науки и практики. Опе-
ратор К. Дупленский знакомит зрителя с ра-
бочими-мичуринцами Уралмашзавода, выра-
щивающими замечательные фруктовые сады.
Затем мы видим лучших бегунов Челябин-
ска, соревнующихся между собой, и наглядно
убеждаемся, как растет мастерство молодых
спортеменов.
	25.урнал «Поволжье» № 24 (монтаж А. По-
спелова) знакомит зрителя с передовой стаха-
новкой Поволжья т. Зайнулиной, досрочно вы-
полнившей свои обязательства, с началом на-
вигации на Волге, развертыванием весеннего
сева, с Горьковским тепличным хозяйством,
уже в апреле вырастившим большое количе-
ство ранних овощей, и заканчивается пока-
зом открытия футбольного сезона и первого
матча в Куйбышеве. Зримо ощущается бие-
ние пульса многосторонней жизни Советско-
го Поволжья,

К сожалению, далеко не все киножурналы
отвечают ‹возросиим культурным запросам
советского зрителя. Мы видим нередко на
экране журналы очень низкого качества, с
унылыми и бесцветными сюжетами. В них
много штампа и трафарета и очень мало
острого публицистического взгляда на явле-
ния окружающей жизни. Многие кинохрони-
керы еше не научились отбирать из дейетви-
тельности наиболее типические черты. и пе-
редавать их на экран средствами кинемато-
графии, они просто протоколируют действи-
тельность, не осмыеливая и не обобщая ее.
Некоторые киножурналы не имеют своего
лица и состоят из случайно подобранных
киносюжетов. Для многих киножурналов ха-
рактерна композиционная рыхлость. Так, в
журнале «Советская Украина» № 21 оператор
Я. Марченко в небольшом сюжете «Передовой
колхоз» пытается показать и работу келхоз-
ников в, поле, и применение электричества в
сельском хозяйстве, и клуб, и библиотеку, и
многое другое. При такой калейдоскопично-
сти событий у зрителей не остается от сюже-
та никакого впечатления.

Имеются случаи различного рода инецени-
ровок, недопустимых в документальной ки-
нематографии. В журнале «Советский Даль-
ний Восток» № 6 режиссером М. Культэ поме
щен сюжет оператора Б. Прок о капитане
пальнего плавания. Капитан находится на па-
роходе, стоящем в порту. Зритель ясно ви-
дит, что пароход стоит в порту, но оператор
заставил всеми уважаемого человека разыг-
рать роль капитана, находящегося в плава-
нии, И вот по прихоти оператора капитан ве-
дет себя так, как бы он вел себя, будучи в от-
крытом море: смотрит в бинокль, распоря-
жается в рубке и т. н.

Нередко киножурнал используется с целью
рекламы отдельных местных руководителей,
а иногда ‘даже и самих киноработников,
создающих этот журнал. Несколько номеров
журнала «Советская Киргизия» наполнены
показом бесконечных собраний, совещаний и
выступлений местных руководителей. В жур-
нале «Советская Киргизия» № 5 помещен
сюжет операторов И. Герштейна и С. Авло-
шенко «Тридцать лет советского кино». Опе-
раторы запечатлели на пленке начальника
Управления кинофикации Киргизии, работ-
ников кинохроники и самих себя. В следую-
щем номере «Советской Киргизии» № 6 вновь
помещен сюжет оператора Герштейна «Слав-
ное тридцатилетие», и снова перед зрителем
плеяда киргизских кинодеятелей проходит
под музыку из оперы Бизе «Кармен» с бра-
вурным звучанием марша торреадора.

В киножурналах редко можно увидеть та-
кие важные темы, как показ передовиков
промышленности и сельского хозяйства своей
		Автор «Жатвы» рассказывает о пафосе ин-
дустриального труда на полях, о трактори-
стах и комбайнерах, о поэзии этих новых про-
фессий, появившихся в деревне. «Земля,
оторванная от машин, казалась ему такой
же пустынной и заброшенной, как жилье без
человека», — так говорит писательница об от-
ношении крестьянина к трактору. Привлека-
телен образ трактористки Насти Огороднико-
вой, выезд которой в поле описывается, как
праздник. «На нее смотрели с особой лаской:
в ее руки поступали колхозная земля, кол-
хозный урожай, колхозное счастье, и колхоз-
ники знали, что Наетя не подведет.
	Все знали, что с этого часа многие дни
Настя будет жить, почти не слезая с тракто-
ра, что она будет есть и пить за рулем, что
в глухие ночные часы, когда погаснет послед-
ний огонек в деревне, на полях, затерянных
меж лесами, упорно и неутомимо будет итти
могучая машина, заливая белым светом фар
черную землю, и за рулем этой машины лицом
к лицу с землей и ночью будет сидеть смуг-
лая рослая женщина, неутомимая и упорная,
как железо, как сама машина»,

Болыше простора людям и машинам -этот
мотив звучит в романе «Жатва», Сами собой
рушатся на’ полях межи между звеньями,
ставшими препятствием в развертывании
борьбы за высокий урожай на. больших про-
странствах, и задорная комбайнерка @Ppoca,
попедшая на это нарушение «границы», не
осуждается ни бригадиром, ни председателем
колхоза: «Не сморгнув глазом, она и при них
переехала межу, разделявшую участки двух
звеньев, и только тогда Василий шагнул к
агрегату. Он поднялся на лесенку комбайна и
сказал ей в ухо с неожиданной для самого
себя ласковостью:

— Что же ты, Фросюшка, звенья подмяла?

— Дядя Вася,-— крикнула в ответ Евфро-
синья,—этак же, напрямик, в два раза скорее!
Эти участки спланировали на полтора суток,
а если сквозняком убирать, то я на третьей
скорости и к ночи управлюсь! Ты гляди-ка—
на небе-то тучи! Дождя бы не было!
	— Ты бы хоть согласовала... - упрекнул он
ее.

— Дядя Вася, да ведь я ж, ей богу, нечаян-
но! Он как двинул, как взялся гудеть, как
потпел, я и сама не заметила, что межу пере-
шла. Не веришь? Право слово, не вру!,
	И Василий поверил ей. Недаром он много
лет работал на МТС, Он знал подчиняющую
силу машины и, стоя рядом с Евфросиньей,
чувствовал, что и у него рука не повернулась
бы кружить агрегат по малым загонам, когда
есть для него прямой и открытый путь. Серд-
це тракториста и механизатора заговорило в
	Ченный опыт Рязанского театра
	11 мая и закончились 1 августа. За это время
было показано 168 спектаклей, которые про-
	смотрели 65.1235 зрителя, в TOM числе 3.569
	шахтеров Скопинского района и около 31 ты-
	сяч колхозников. В концу гастролей театр не
	только выполнил, но‘ и перевыполнил произ-
водственный и финансовый планы девяти. ме-
сяцев. Спектркли театра прошли всюду
организованно и с большим‘ успехом. Залы
районных домов культуры и колхозных клу-
боз, где выступал театр, всегда были пере-
полнены. Коллектив театра‘отнесся к гастро-
	лям с больпой‘ответственностью и провел. их
	Ha высоком идейном и художественном
уровне.
	В колхозах, городах и районных центрах
области состоялись конференции зрителей.
Участники этих конференций отметили
достижения и недостатки отдельных спек-
таклей, Председатель колхоза «Путь к
ксммунизму» Лебедянского района т. Но-
сов заявил, что спектакль «Калиновая
роща» «учит преодолевать косность, застой
и зовет вперед. У. нас тоже есть еще
люди с взглядами, подобными взглядам пред-
седателя колхоза Романюка. Спектакль
открыл нам глаза на наити собственные недо-
статки». Председатель Ольховского сельсове-
та т. Первушин высказал пожелание, чтобы
А. Корнейчук больше показал Ветгрового как
руководителя колхоза. Бригадиры тракторных
бригад Сапожковской МТС тт. Маслов и Зи-
мин, старший механик т, Федин, комбайнер
т. Папримеров и другие высоко оценили
спектакль «Свадьба с приданым».
	За период гастролей коллектив театра идей-
но и творчески возмужал. Теплая встреча с
трудящимися области, их деловая и спра-
ведливая критика отдельных спектаклей
вызвали новый творческий подъем у всех
работников театра. Во время поездки театр
подготовил новый спектакль «Студент треть-
его курса» по пьесе А. Борозиной и А. Да-
видсон, а также продолжал работу над пьесой
К. Симонова «Чужая тень». Деятельность
театра не ограничивалась спектаклями. Глав-
ный режиссер театра заслуженный артист
РСФСР А. Канин, режиссер В. Орлов, арти-
сты Ф. Белопольский, Е. Цветков и другие
прочитали за время поездки 14 лекции, глав-
ным образом на темы литературы и искус-
ства, и провели 34 консультации и семинара
для ‘Участников художественной самодея-
тельности,

Мы ставим перед театром задачу и в зим-
ний период расширять свои связи с колхоз-
ным зрителем. Театр должен организовать
	коллективные посецения своих спектаклей
	колхозниками, работниками МТС и совхозов
близлежащих к областному центру районов,
а также чаще выезжать со спектаклями в
колхозы. Открываются широкие возможности
строительства хороших клубов с благо-
устроенными сценическими площадками. Это
позволит тезтру показывать свои спектакли
большему количеству трудящихся села и на
более высоком художественном уровне,
	Г. КОРОТАЕВ.
Секретарь Рязанского
обкома ВКП(б).
	Рязанский областной драматический театр,
выполняя постановление ЦК ВКП(б) «О ре-
пертуаре драматических театров и мерах по
его улучшению», добился значительных успе-
хов в своей работе. В репертуар театра проч-
но вошли лучшие советские пьесы, пропаган-
дирующие идеи коммунизма, правдиво ото-
бражающие советскую действительность.
Театр повысил художественное качество
своих спектаклей, Особенно ценно то, что он
стал обслуживать ‘не’ только областной
центр —город Рязань. Уже второй год в лет-
	‘ние`месяцы театр! выступает в: районных цен-
	трах и селах дбласти.
	Учитывая положительный опыт летних га-
стролей прошлого года, бюро обкома ВКП(б) в
1950 году поставило перед театром задачу —
обслужить спектаклями население 48 районов
области, приблизить работу театра к колхоз-
ному зрителю, ставя спектакли на клубных
сценах, непосредственно в колхозах. Были
рассмотрены репертуар и маршрут театра,
установлен график его работы в каждом на-
селенном пункте, Райкомы ВКП(б) и первич-
ные партийные организации заблаговременно
позаботились о подготовке сценических пло-
шадок, об оповещении зрителей. С целью по-
пуляризации театра среди широких слоев
трудящихся был издан и направлен в районы
красочный плакат «Рязанский областной
драматический театр». Областная газета
«Сталинское знамя» посвятила летним гастро-
лям театра специальную HOAOCY, сопроводив
се передовой статьей.
	Гастроли театра в нынешнем году начались
	В романе Галины Николаевой «26атва»* мы
находим многие черты колхозной деревни
1947 и 1948 годов. Эти годы вошли в летопись
деревни, как начальная пора великого движе-
ния советского крестьянства к новым высо-
там социалистического земледелия, когда
боевой программой действий тружеников се-
ла стали исторические решения февральского
Пленума Центрального Комитета партии. Ав-
тор романа в художественных образах пока-
зывает рост нашей деревни, рост во всем: в
экономике, в хозяйстве, в культуре, в быту,
в психологии людей, Со страниц романа вста-
ют герои и героини новой деревни, для кото-
рых общественное поле стало своим родным
полем, труд на этом поле стал делом чести и
доблести, нормы социалистического поведе-
ния стали дорогим и заветным законом.

Большевики, преобразующие деревенскую
жизнь, привлекают любовное внимание авто-
ра романа, Галина Николаева рассказывает
о секретаре райкома партии, о председателе
колхоза, об участковом агрономе, о секретаре
	комсомольской организации, о сельском элек-
	трификаторе, о трактористе, о заведующей
животноводческой фермой. Эти люди- разные
по своему возрасту, общественному положе-
нию, образованию, харэктеру, наконец, но
всех их объединяет то, что в романе назы-
вается высоким и светлым чувством, — «чув-
ство партийности». Это чувство «евязывает
крепче всяких родственных и дружеских
чувств». :

Большевики — люди особого склада, и в ро-
мане «Жатва» читатель видит этих людей, на-
правляющих развитие советской деревни, со-
ветского крестьянства. Именно потому и
удается многое этим людям, что они принад-
лежат к стальной большевистской   когорте,
что скроены они из особого. материала, что из
их среды выходят талантливые руководители
и вожаки масс. Таким талантливым руководи-
телем является Андрей Стрельцов. «Его та-
лантливость проявлялась в его жадности к
жизни. Он жадно, с увлечением делал все:
работал, руководил людьми, любил, дружил,
читал книги, смеялся и сердился, думал и
претворял мысли в действие, Это была на-
стоящая жадность к действию, к активному и
властному вторжению в жизнь».

Андрей Стрельцов берется за самые трул-
ные и сложные дела. Самый отстающий рай-
он в области, отнюдь не суливший секретарю
райкома партии легких лавров, избирается
им кэк объект деятельности. Ради этого
района он покидает любимые им солнечные
просторы Кубани, богатые черноземные поч-
вы меняет на бедные суглинки и супески, пе-
реходит из одной человеческой среды в дру-
гое людское окружение. Андрей Стрельцов
живет и работает в крае, который в прошлом
вске был тём «темным царством», правдивые
картины которого даны в книгах Мельникова-
	„ Журнал «Знамя», кн. 65, 6, 7, 1950 г.
	РАДОСТЬ НОВО!
		О романе
Галины Николаевой «Жатва»
	потеряв надежду на возвращение мужа, Cran
новится женой другого, не менее достойного
человека, коммуниста Степана Мохова. Не-
жданное и негаданное возвращение домой Ва-
силия, его бемейная драма описаны в романе
психологически тонко и правдиво. Галина
Николаева вводит своего читателя в большой
и сложный внутренний мир Авдотьи Бортни-
ковой. Страницы, посвященные отношениям
между Авдотьей и Василием, повествуют о
том, как благородная мораль, утвердившаязя
в деревне, помогает людям пройти через суро-
вые испытания, не потерять друг друга, обре-
сти счастье. Авдотья из категории тех жен-
щин, которых раньше не было в деревне. Она
не хочет быть «никчемным придатком мужа»,
не хочет таких отношений между супру-
гами, когда нет «обоюдного разговора», она
пытается встать наравне © ним, добиться са-
мостоятельности, играть общественную роль
в коллективе. Ве талант развертывается на
глазах у этого коллектива. Ферма, которой ру-
ководит Авдотья, идет по пути прогресса. Мо-
лодая женщина‘ вносит в любимое ею дело
дух творчества и новаторотва. Авдотья емо-
трит на вещи глазами человека с болышим

кругозором. Она учится в городе ‘на курсах,

овладевает культурой труда и руководства,
растет, вступает в ряды коммунистической
партии. Она счастлива!

Подлинное счастье— оно в общем коллектив-
ном труде на’благо народу, Родине, государ-
ству, в служении. обществу, в горении чело-
веческой души, в творчестве и созидании. В
этом находят свое счастье и Андрей Стрель-
цов, и Василий Бортников, и агроном Вален-
тина Березова, и комсомольцы Алеша Березоз
и Петр Бортников. В романе речь идет о буд-
нях, но посмотрите, какая чудесная атмосфе-
ра праздничности есть в этих буднях, как
много радости у людей, как высок тон их
жизни, как много света кругом! Счастье—оно
двигает горы, Естественным выглядит ипро-
цесс превращения отстающего колхоза в
крепкое хозяйство, переход к nope жатвы,
К «поре зрелости и плодородия». Подобный
рост— характерное явление для социалистиче-
ского села, живущего большевистскими тем-
пами.и скоростями, опирающегося на больше-
вистский план и расчет, овладевшего пере-
довой современной техникой, располагающей
замечательными кадрами и своей новой ин-
теллигенцией.
	Печерского, Владимира Короленко, Максима
Горького. Книга советского литератора гово-
рит об утверждении и торжестве социализма
в старорусской деревне, о новых людях, жи-
вущих и работающих в лесном Заволжье.
В соответствии с жизненной правдой рисует
Галина Николаева. старых и молодых обита-
телей края, спаянных общностью интересов
и целей, руководящихся в своих поступках
благородными нормами социалистического
общежития. Примечательно то, что в боль-
шой галлерее действующих лиц романа
почти нет плохих, негодных людей, нет таких
людей, которые вызывали бы у читателя чув-
ство отврашения и негодования. И в этом
нет нарочитости, фальши, лакировки. Чело-
век становится лучше, чище, красивей, бла-
городней; в большой советской семье уроды
уже не являются типическими характерами.
Разумеется, есть недостатки у людей, некото-
рых еше тянет назад груз прошлого, но,
опять-таки в соответствии с правдой жиз-
ни, автор романа показывает, как боль-
шевики наряду с преобразованием природы
края переделывают и природу человека, как
они поднимают этого человека, расширяют и
обогащают его духовный мир. Читателя вол-
нуют страницы, посвященные семье Бортяи-
ковых. С глубоким проникновением в пеихо-
логию представителей этой большой крестьян-
ской семьи автор рисует семейные конфликты
между родителями и детьми, неизбежно при-
	водяшие к победе молодежи. Старик Кузьма
	Бортников находит общий язык со своим сы-
ном коммунистом и жалеет, что много сил
им было затрачено ради скопидомства, а в
глазах Степаниды Бортниковой меркнет дав-
ний ее идеал — торгашеская удача на базаре.
Переоценка ценностей —этот глубокий и слож-
ный процесе — находит правдивое и яркое
отображение на страницах колхозного романа.

Одним из главных героев этого романа яв-
ляется Василий Бортников, больщевик, руко-
водитель колхоза «Первое мая». На примере
этого героя Галина Николаева показывает
огромное значение правильного большевист-
ского руководства колхозом и его людьми.
Василий Бортников-—настоящий вожак в де-
ревне, Общественное дело для него святая
святых. Он`строг к самому себе, Он подает
окружающим пример сознательного отноше-
ния к. труду на общественном поприще. Он
не шадит своих сил во имя интересов кол-
лектива, Ему присуши и чувство нового, и
благородная неудовлетворенность доститну-
тым, и неукротимое стремление итти вперед.
Василий Бортников -—подлинно новый чело-
век, носитель социалистической морали в де-
ревне.

Жизнь его не идет гладко и ровно. Его ечи-
тали погибшим на войне. Супруга Василия,