Газета Отдела пропаганды и агитации Центрального Комитета ВКП (6)
	Четверг, 31 a
	вгуста 1950 г.

Новый учебный год
в советской школе
	Завтра в школах и высших учебных заве-
дениях нашей страны начинается новый
учебный год. В начальных, семилетних, сред-
них школах и техникумах будет обучаться
около 38 млн, учащихся —значительно боль-
ше, чем намечалось пятилетним планом на
1950 год. Количество студентов высших учеб-
ных заведений вместе с заочниками составит
около 1.200 тысяч человек. :

Ни одна страна в мире не знает такого
гигантского размаха народного образования,
как наша великая социалистическая Родина.
Советская власть открыла дорогу к знаниям
для широчайших народных масс. Школа в
Советском Союзе окружена повседневной за-
ботой коммунистической партии и советского
правительства, За двадцать лет, прошедших
CO дня принятия закона о введении всеобие-
го обязательного начального обучения повсе-
местно и семилетнего обучения в городах и
рабочих поселках, достигнуты замечательные
успехи в повышении культурного уровня
народа. Осуществляемое в настоящее время
повсеместно всеобщее семилетнее обучение
является крупнейшим шагом на пути выпол-
нения поставленной товарищем Сталиным за-
дачи —сделать всех рабочих и всех крестьян
культурными и образованными.

Советская школа дает учащимся основы по-
длинно научных знаний, формирует у моло-
дого поколения материалистическое мировоз-
зрение, прививает ему высокие моральные
качества, Из года’ в год улучшаются знания
учащихся. Это находится в прямой связи с
непрерывным повышением идейно-политиче-
ского и научно-педагогического уровня учи-
тельства, чему способствует огромный подъем
в идейной жизни страны, вызванный истори-
ческими постановлениями ЦК ВКП(б) ‚по
идеологическим вопросам, гениальными тру-
дами корифея науки товарища Сталина.

Однако в работе школы имеются серьезные
недостатки. Еще не изжито второгодничество.
Особенно много второгодников в сельских на-
чальных школах, Значительно число неуспе-
вающих по русскому языку и математике, а
также по родному и русскому языкам в
нерусских школах. На состоявшемся в авгу-
сте Всероссийском совещании передовых
учителей было убедительно показано, что
второгодничество успешно изживается в
тех школах, где весь коллектив учителей
повседневно и целеустремленно работает над
повышением качества обучения и воспита-
ния учащихся. К сожалению, опыт лучших
школ и учителей не стал еще достоянием
всего учительства, в чем большая доля вины
министерств просвешения союзных респуб-
лик и Академим педагогических наук. Боль-
ше того, некоторые органы народного обра-
зования и директора школ к борьбе с неуспе-
ваемостью ‘учащихся подходят формально,
путем издания распоряжений, обязывающих
учителей «ликвидировать» второгодничество
в тот или иной. срок.

Советская школа ветречает новый учебный,
год хорошо подготовленной к занятиям. Ны-
нешним летом в городах и селах построено
много новых школ, десятки тысяч школьных
зданий отремонтированы. Школы значительно
больше, чем в прошлом году, получили учеб-
но-наглядных пособий. Учащиеся будут луч-
ше обеспечены тетрадями и учебниками. Осу-
ществление всеобщего семилетнего обучения
ставит перед школой, а также местными пар-
тийными и советскими органами большие и
ответственные задачи. В ближайшее время на-
до завершить выполнение плана школьного
строительства, установленного на 1950 год,
Это особенно относится к таким республикам
и областям, как Азербайджанская, Латвий-
ская, Туркменская, Узбекская ССР, Кемеров-
ская, Пензенская, Новосибирская области
РСФСР. Необходимо не только охватить обу-
чением всех детей школьного возраста, но с
самого начала занятий принять все меры к
тому, чтобы не допустить отсева учащихся из
школ, позаботиться о создании школьных ин-
тернатов, об организации подвоза учащихся.
живущих далеко от школ. Особое внимание
должно быть уделено сельской школе, укреп-
	Всесоюзное общество по распространению
политических и научных знаний насчиты-
вает в своих рядах более 200 тысяч членов.
Среди них — академики, доктора и кандидаты
наук, профессора и доценты, общественные и
политические деятели, лучшие учителя, вра-
чи, агрономы, инженеры, работники искусств.
Используя эту большую массу советской ин-
теллигенции и опираясь на огромную помошь
большевистской партии и советского прави-
тельства, Общество развернуло широкую про-
паганду политических и научных знаний сре-
ди трудящихся.
	Однако факты показывают, что идейно-по-
литический и научный уровень ряда лекций,
проводимых как Правлением Всесоюзного
облцества, так и республиканскими Общества-
ми, краевыми, областными, районными отде-
лениями Общества, невысок. Некоторые орга-
низации Общества свои усилия сосредоточи-
ли лишь на том, чтобы увеличить число чи-
таемых лекций, и мало заботятся об их каче-
стве и идейном содержании.
	Пленум Правления Всесоюзного общества,
республиканские съезды и областные конфе-
ренции членов Общества обязали все органи-
зации и каждого члена Общества сосредото-
чить внимание на идейном и научном содер-
жании читаемых лекций и издаваемых бро-
шюр, считая это главной задачей в работе
Общества. Однако недостатки и ошибки в
лекционной работе исправляются медленно,
Еще нередко читаются малосодержательные,
поверхностные ‘лекции, имеющие серьезные
ошибки, я

Некоторые лекции по вопросам марксист-
ско-ленинской теории носят абстрактный
характер и состоят из множества цитат. Их
авторы не пытаются связать рассматривае-
мые ими теоретические вопросы с боевыми
вопросами современности. Часть лекций, чи-
таемых об отдельных произведениях класси-
ков марксизма-ленинизма, сводится к изложе-
нию общих положений о значении данного
произведения. Но они не разъясняют обетоя-
тельно и популярно основных идей разбирае-
мой работы, не показывают, какое значение
имеют эти идеи для понимания современной
обстановки. Лекции на историко-партийные
темы не всегда направлены на разоблачение
антипартийиых течений и группировок, в
борьбе с которыми росла, крепла и за
калялась ВКП(б). Нередко в лекциях по
истории ВКП(б) лекторы увлекаются переска-
зом отдельных фактов вместо изложения
основных идей партии. Такого рода недостат-
ки имели место в лекциях по истории вки(б),
прочитанных и в Центральном лектории
Общества А. Догадиным, А. Полетаевым и
другими товарищами. В некоторых лекциях
на актуальные темы допускаются серьезные
	лению ес учебно-материальной базы, улучше-
нию учебно-методической помоши сельским
учителям.

Перед школой стоит задача дальнейшего
улучшения учебной и воспитательной работы.
Нужно до конца ликвидировать ошибки, до-
пущенные в преподавании русского и других
языков в школе, улучшить преподавание
основ естественных наук, расширить изуче-
ние основ сельского хозяйства. Долг советско-
го учительства—отдавать еще больше сил
воспитанию молодого поколения в духе созна-
тельной дисциплины, преданным делу
Ленина-—Сталина, бодрым, верящим в на-
ше дело, готовым преодолеть всякие препят-
ствия на пути к великой цели- коммунизму.
Подъем учебно-воспитательной работы школы
требует решительного улучшения руковол-
ства ею со стороны министерств просвещения
союзных республик и их органов на местах.
Они должны широко распространять опыт пе-
редовых учителей, оказывать работникам
школы практическую помошь, поддерживать
постоянную связь с массами учительства. Ака-
демия педагогических наук обязана своевре-
менно, на высоком научном уровне‘ решать
актуальные вопросы советской педагогики,
используя богатейший опыт, накопленный
нашей школой, делая его достоянием всех
учителей. От партийных организаций тре-
буется усиление внимания к вопросам содер-
жания учебно-воспитательной работы и улуч-
шения марксистско-ленинского воспитания
учительства. Необходимо, чтобы в новом учеб-
ном году все учителя и работники органов
народного образования были охвачены  раз-
личными формами политического просвеще-
ния. Надо поднять роль первичных партий-
ных организаций школ, активизировать ра-
боту школьных комсомольских и пионерских
организаций.

За истекший учебный год серьезных успе-
хов достигли высшие учебные заведения.
Улучшилось преподавание основ марксизма-
ленинизма, политической экономии, диалек-
тического и исторического материализма.
Значительная работа проделана вузами по
перестройке преподавания биологических и
сельскохозяйственных наук. Партийные, ком-
сомольские и другие общественные организа-
ции вузов конкретнее стали заниматься во-
просами идейно-политического воспитания
студентов. Критика и самокритика все
глубже проникает в работу вузов. Вме-
сте с тем в работе высших учебных
заведений есть существенные недостатки.
Один из них-наличие извращений в препо-
давании языковедческих дисциплин. Арак-
чеевский режим в языкознании имел ме-
сто и в работе ряда вузов. Министер-
ство высшего образования СССР оказалось на
поводу у сторонников так называемого «но-
вого» учения о языке и утверждало програм-
мы по языковедению, в основе которых лежа-
ли неёмарксистские взгляды Марра. Недоста-
точное внимание уделяется в вузах ‘изуче-
нию работ великого русского ученого-физио-
лога И. П. Павлова, что справедливо отмеча-
лось на недавней сессии Академии наук
СССР и Академии медицинских наук СССР.
Неудовлетворительно поставлена в ряде вузов
политико-воспитательная работа среди сту-
дентов (например, в Иркутском горно-метал-
лургическом институте, Одесском сельскохо-
зяйственном институте, Краснодарском ин-
ституте пищевой промышленности).

В новом учебном году В центре внимания
руководителей вузов, профессоров, препода-
вателей, партийных, комсомольских и других
общественных организаций должно быть
	дальнейшее повышение качества обучения,
	усиление идеино-политического воспитания
студентов и укрепление дисциплины. Задача
вузов — еще выше поднять идейный уровень
преподавания всех дисциплин, решительно
искоренять всякие проявления буржуазной
идеологии, готовить высококвалифицирован-
ных специалистов всех отраслей знаний.

1950/51 учебный год должен быть годом
новых успехов советской общеобразователь-
ной и высшей школы!
	Больше хороших кинофильмов
	ральном облике советского человека, о его
жизни и труде; мало выпускается фильмов
для детей, музыкальных и спортивных кино-
картин,

В настоящее время, когда вопрос о резком
улучшении качества выпускаемых кинофиль-
мов решен положительно и советская кине-
матография достигла значительных результа-
тов: в этой области, имеются все возможности
увеличить выпуск кинофильмов, продолжая
повышать их идейно-художественные досто-
инства.

Существующий объем кинопроизводства не
полностью удовлетворяет значительно воз-
росшие запросы населения, а количество вы-
пускаемых кинофильмов становится уже явно
недостаточным для все расширяющейся се-
ти кинотеатров и киноустановок. У советской
кинематографии имеются все возможности
для дальнейшего расширения производства
кинофильмов и еще более значительного по-
вышения их качества. Что же мешает вы-
полнению этой важнейшей задачи?

Одним из слабых участков работы Мини-
стерства кинематографии СССР и мини-
стерств кинематографии союзных республик
является организация подготовки киносцена-
риев. Сроки выпуска фильмов киностудиями
систематически нарушаются из-за неподго-
товленности сценариев. Сценарная студия
министерства и сценарные отделы киносту-
дий совершенно недостаточно привлекают
писателей и драматургов к работе над сце-
нариями. При ограниченном круге авторов
создается такое неправильное положение, ко-
гда от удачи или неудачи сценариста зави-
сит огромный коллектив киностудии с много-
численными цехами и оборудованием, вынуж-
денный простаивать в ожидании окончания
работы над сценарием. Причем известно, что
один день’задержки производства превышает
стоимость подготовки нескольких сценариев.
Министерство кинематографии должно резко
расширить подготовку киносценариев, при-
влекая для этой цели квалифицированных
авторов и руководствуясь тшательно’ проду-
манными тематическими планами, Это даст
возможность лучше организовать кинопроиз-
водство, удешевить его, расширить выпуск
фильмов и еще более повысить их качество.

Другим серьезным недостатком в работе
Министерства кинематографии является все
етце недостаточное руководство киностудиями
и подготовкой новых квалифицированных ре-
жиссерских кадров. Многочисленные пере-
делки и пересъемки кинофильмов по ходу их
производства, неравномерная загрузка кино-
студий вызывают перерасходы ` больших
средств, приводят к ненужной растрате твор-
ческих сил режиссеров, операторов, артистов,
что в итоге сказывается на качестве фильмов.
Уже сейчас ощущается недостаток в режис-
серских кадрах. На протяжении многих лег
ряды кинорежиссеров не пополнялись новы-
ми мастерами, которые создали бы значитель-
ные произведения киноискусства, Это проис-
ходит потому, что Министерство кинематс-
графии по существу пустило на самотек дело
выращивания творческих кадров на киносту-
диях, не создало условий, при которых ма-
стера кино наиболее правильно могли бы пе-
редавать свой опыт молодым режиссерам.

Отсутствие достаточно широкой критики и
самокритики в среде киноработников являет-
ся одной из причин многих недостатков в
работе кинематографии. Например, явно
недостаточно развита критика и самокритика
в творческом коллективе киностудии «Лен-
фильм», о чем свидетельствует слабая работа
этой студии в 1949 году, хотя студия имеет
высококвалифицированные, опытные кадры и
все условия для лучшей работы.

Работники советской кинематографии, до-
бившиеся значительных успехов в развитии
самого передового и самого массового из
искусств, должны не останавливаться на до-
стигнутом, а развивать его дальше. Неуклон-
но претворяя в жизнь исторические постанов-
ления ЦК ВКП(б) по идеологическим вопро-
сам, советские киноработники должны и
впредь бороться за расширение выпуска еще
более высоких по своему идейно-художе-
ственному содержанию кинофильмов.
	намеченных к чтению или изданию, подлежат
обязательному предварительному рецензиро-
ванию. или обсуждению в секциях и на пре-
зидиуме Правления.

Чтобы добиться повышения качества лек-
ций, нужно шире развернуть критику и ca-
мокритику в работе всех звеньев Всесоюз-
ного общества по распространению полити-
ческих и научных знаний. Общество долж-
но строить всю свою работу на основе са-
мой широкой активности и самодеятельно-
сти своих членов и творческого обсуждения
всех вопросов, выдвигаемых лекторами в
своих лекциях. Критика и самокритика
должна стать основным методом работы веех
секций и правлений Общества и отделений,
всей лекционной и издательской деятельно-
сти Общества.

Привлекая к лекционной работе широкие
массы советской интеллигенции, органы Об-
щества должны всемерно повышать ответ-
ственность лекторов за качество своей ра-
боты, одновременно решительно отстраняя
OT лекционной пропаганды халтурщиков.
Особенно важно оказывать систематиче-
скую помощь местным лекторам. Издавае-
мые Обществом брошюры по различным от-
раслям политических и научных знаний яв-
ляются основным средством такой помощи.
К сожалению, план изданий этих брошюр не
выполняется. Обществом не издаются мате-
риалы по вопросам методики лекционной ра-
боты.
	Большую роль в работе е лекторскими кад-
рами призван играть методический кабинет
при президиуме правления Всесоюзного об-
щества. Он должен систематически выпускать
материалы по вопросам лекционной пропа-
ганды, наглядные пособия для лекторов.

Работа Саратовского, Калининского, Архан-
гельского, Новосибирского и ряда других
отделений Общества показывает, что там, где
партийные органы ‘интересуются работой
местных отделений Всесоюзного общества,
помогают им в подборе работоспособного ео-
става Правлений и секций, направляют лек-
пионную пропаганду, помогают организациям
Общества поднять идейное содержание лек-
ций, привлекают членов Обществё к решению
важнейших задач политической, культурной
и хозяйственной жизни края или области,
там растет активность и самодеятельность
членов Общества, повышается идейный и
научный уровень читаемых лекций.

Обеспечить решительный подъем идейно-
го уровня и качества лекционной пропаган-
ды политических и научных знаний — глав-
ная задача Beeeows3noro общества, всех его
органов и отделений. Долг партийных орга-
низаций — помочь решению этой задачи.

Историческое постановление ЦК ББИЦб)
«О кинофильме «Большая жизнь» оказало
животворное влияние на развитие советского
киноискусства,

Выполняя постановление ЦК `ВКИ(б), pa-
ботники кинематографии решительно отка-
зались от погони за количеством фильмов в
ущерб ‘их качеству, стали глубже изучать
свое дело и добились серьезных успехов в
улучшении идейно-политического содержа-
ния и повышения художественных `досто-
инств выпускаемых кинокартин. Смело про-
никая в новые области киноискусства, твор-
ческие работники кино разработали новый,
художественно-документальный жанр кино-
фильмов, отличающийся ярким, глубоко реа-
листическим, правдивым изображением на-
шей советской действительности. Созданные
за последние годы фильмы «Третий удар»,
«Сталинградская битва» и выдающееся про-
изведение советского киноискусства — «Па-
дение Берлина» во художественно-докумен-
тальных образах глубоко раскрывают эпопею
Великой Отечественной войны, показывают
высокие идейные и моральные качества вос-
питанных партией Ленина—Сталина совет-
ских людей. Жизнь советского общества, луч-
шие стороны характера советского человека
отображены в фильмах «Сельская учительни-
ца», «Суд чести», «Молодая гвардия», «Алек-
сандр Матросов», «Повесть о настоящем че-
лсвеке», «Кубанские казаки» и многих дру-
гих фильмах, имеющих большое воспитатель-
ное и художественное. значение.

Кинофильмы «Встреча на Эльбе», «Юность
мира», «Русский вопрос», «Заговор обречен-
ных», «Секретная миссия» разоблачают анг-
ло-американских поджигателей войны, спо-
собствуют сплочению рядов прогрессивных
сил в борьбе за мир и демократию.

Выпущенные за последние годы кинофиль-
мы «Академик Иван Павлов», «Мичурин», «Ян
Райнис», «Жуковский», «Александр. Попов»
показывают жизнь и труд выдающихся дея-
телей отечественной науки и культуры, все-
ляют гордость за могучие таланты, которыми
так богат наш народ. Успех этих фильмов
определяется прежде всего тем, что маетера
кино руководствовались в создании фильмов
постановлением ЦК ВКП(б) о кинофильме
«Больнтая жизнь», где на примере критики
отпибок, допущенных при постановке филь-
мов «Адмирал Нахимов» и второй серии
«Иван Грозный», были определены основные
требования к советским биографическим
фильмам. :

Широкую популярность у советского и за-
рубежного зрителя завоевала новая. отрасль
кинематографии — советский видовой фильм,
Десятки выпущенных короткометражных
цветных видовых картин знакомят трудя-
шихея с красотами и богатствами нашей
Родины.

Благодаря повседневной заботе партии и
правительства киностудии оснашены перво-
классной аппаратурой и оборудованием. Осо-
бенно большие достижения имеются в разви-
тии цветного кино. По художественному и
техническому качеству цветных съемок со-
ветская кинематография заняла передовое
место в мире.

Произведения советского киноискусства иг-
рают важную роль в деле коммунистического
воспитания нашего народа. Огромное  значе-
ние имеют советские художественные и до-
кументальные фильмы за рубежом — они не-
сут правду о Советском Союзе, о мирном со-
зидательном труде советского народа. Вот по-
чему трудящиеся в странах народной демо-
кратии, в Китае, в Корее, во всех странах. с
радостью встречают советские кинофильмы,
они учатся по ним жить, работать, бороться
за мир, демократию, социализм. М вот поче-
му реакционеры всех мастей в капиталисти-
ческих странах смертельно боятся изоблича-
ющей правды советских фильмов, запрещают
показывать их народу.

Коммунистическая партия неустанно `вос-
питывает в народе хорошие вкусы и высокую
требовательность к произведениям искусства.
Советский кинозритель хочет видеть больше
высокохудожественных фильмов о новаторах
и передовиках промышленного и сельскохо-
зяйственного производства, о высоком мо-
	Журнал

«Партийное просвещение»
	К ВКП(б) принял постановление об изда-
нии с 1 октября с. г. учебно-методического
журнала «Партийное просвещение». Журнал
будет издаваться Отделом пропаганды и аги-
тации ЦК ВКП(б).

Основной задачей журнала «Партийное
просвещение» должно быть оказание учебно-
методической помощи пропагандистам, кон-
сультантам и самостоятельно изучающим
марксистеко-ленинскую теорию, обмен опытом
и обобщение работы различных звеньев пар-
тийного просвещения.

В журнале будут публиковаться лекции и
консультации в помощь пропагандистам и са-
мостоятельно изучающим марксизм-ленинизм,
статьи по вопросам методики и содержания
пропагандистской работы, методические по-
собия к очередным темам занятий кружков
по изучению истории ВКП(б), стенограммы
наиболее удачных занятий и бесед, ответы на
вопросы пропагандистов, консультантов и за-
нимающихся политическим самообразовани-
ем. На страницах журнала будут помещаться
	также статьи, оообщающие и показывающие
	эпыт работы различных звеньев системы пар-
тийного просвещения, партийных кабинетов
и лекторских групп, учебные планы и про-
граммы, библиографические и справочные
материалы.

Журнал будет выходить один раз в месяц
тиражом в*250 тыс. экз., объемом 4 печатных
листа: стоимость номера — один рубль,
	ДВУХНЕДЕЛЬНЫЕ КУРСЫ
ПРОПАГАНДИСТОВ
	В целях повышения качества занятий в се-
ти партийного просвещения в предстоящем
учебном году ЦК компартий союзных респуб-
лик, крайкомы, обкомы и горкомы партии до-
полнительно организуют двухнедельные кур-
сы пропагандистов. На эти курсы направля-
ются те руководители политликол, кружков по
изучению биографий В. И. Ленина и
И. В. Сталина и кружков по изучению исто-
рии ВКП(б), которые не прошли курсовую под-
готовку в летний период 1949 и 1950 гг. Всего
в течение сентября текущего года пройдут
подготовку на курсах свыше 45 тысяч город-
ских и 55 тысяч сельских пропагандистов.

В связи с тем, что партийным организациям
предстоит обучить на курсах большое коли-
чество пропагандистов, партийные организа-
пии намечают проводить курсы не только в
областных, краевых и республиканских цент-
рах, но и в других крупных городах. Челя-
бинский обком ВКП(б) проводит с 5 сентября
курсы сельских пропагандистов в Челя-
бинске и Магнитогорске. Сталинградский
обком ВКП(б) проводит с 10 сентября курсы
сельских пропагандистов в Сталинграде, Ка-
мышине и Урюпинске, Ростовский обком пар-
тии-—в Ростове-на-Дону, Таганроге, Каменске
и Шахтах. Руководителями курсов. сельских
пропагандистов во всех этих городах назна-
чены ответственные ‘работники обкомов
партии.

В ряде областей курсы будут проведены в
две очереди.

Курсы городских пропагандистов почти всю-
ду начинают свою работу с 5-—10 сентября.

В целях обеспечения выеокого идейно-теоре-
тического уровня занятий курсов пропаганди-
стов партийные организации выделяют в. ка-
честве преподавателей курсов наиболее подго-
товленных товарищей. Ставропольский край-
ком ВКП(б) подобрал для курсов 50 препода-
вателей. В их числе руководящие партийные
и советские работники, лекторы партийных
комитетов, заведующие кафедрами и препо-
даватели высших учебных заведений. Крас-
ноярский крайком ВКП(б) посылает группу
преподавателей на курсы лекторов при Мину-
синском и Канском горкомах и Хакасском ок-
ружкоме партии. Новосибирский обком
ВКП(б) направляет преподавателей на курсы
при Бердском, Татарском и Барабинском гор-
комах ВКП(б). Для чтения лекций и проведе-
ния семинаров на курсах по вопросам мето-
дики партийные комитеты привлекают опыт-
ных методистов и лучших пропагандистов.
	_ ПОВЫШАТЬ КАЧЕСТВО ЛЕКЦИОННОЙ ПРОПАГАНДЫ.
ПОЛИТИЧЕСКИХ И НАУЧНЫХ ЗНАНИИ
	жает идейно-теоретический уровень читае-
мых лекций,

Общество по распространению политиче-
ских и научных знаний призвано вести лек-
ционную пропаганду среди самых широких
слоев трудящихся. Успех этой  пропа-
ганды зависит от того, насколько лекции яс-
ны и доходчивы по содержанию и ярки по
форме. Искусство лектора состоит в том, что-
бы преподнести основные идеи своей лекции
возможно ярче и нагляднее, помочь слушате-
лям глубже и прочнее усвоить их. К сожале-
нию, часто лекции, организуемые Обще-
ством, не отвечают этой задаче. Некоторые
лекции по естественно-научным и техничс-
ским вопросам носят узкоспециальный харак-
тер и малодоступны широкой аудитории.
Ряд членов Общества читает свои лек-
ции для широких масс трудящихся в такой
же форме, как они читают их в вузах и науч-
но-исследовательских институтах для. науч-
ных работников и студентов. Примером тому
	является лекция КБ. Лаврова на тему
«Критика морфологических основ хромо-
сомной теории наследственности», издан-
	ная Ростовским отделением Общества. В ней
говорится: «При регенерации поперечно-поло-
сатых соматических волокон позвоночных
в новых мышечных элементах, где ядра воз-
никают путем прямого деления и фрагмента-
ции, развиваются специфические их струк-
туры (плазмадиальность, миофибраллярный
аппарат и др.) вне зависимости от того, что
форма их ядерного препарата была бесхромо-
сомной». Вполне понятно, что слушатели этой
лекции жаловались на то, что она недоступна
массовой аудитории.

Лекции для массовой аудитории надо гото-
	вить спепиально, Нередко лекции, в том числе
	и читаемые в центральном лектории Обще-
ства, бледны и невыразительны; в неко-
торых из них отсутствуют стройность и
последовательность в изложении материала,
нет ясных выводов и обобщений. Лекторы,
как правило, читают текст, причем читают
иногда скучно, монотонно, не глядя на ауди-
торию, боясь оторваться от текста. При таком
изложении даже содержательная лекция не
	‘доходит до слущателей.
	организуемых Курским, Костромским, Самар-
кандским, Ферганским и другими отделения-
ми Общества, читается по неутвержденным
текстам. В результате отсутствия должного
контроля некоторые лекторы безответственно
подходят к чтению лекций, не готовятся, хал-
турят. Бывает и так, что чтение лекций пору-
чается малоподготовленным, случайным ли-
цам.

Неудовлетворительно обстоит дело се каче-
ством. лекций, организуемых Казахским об-
ществом по распространению политических и
научных знаний. Здесь из 310 текстов подго-
товленных лекций одобрено только 53. Выбо-
рочное рецензирование текстов 40 лекций по
различным отраслям знаний показало, что 26
из них нуждаются в. серьезной доработке, а
некоторые вовсе неудовлетворительны по сво-
ему содержанию. Правление Казахского
облцества и его президиум за последние пол-
тора года ни разу не обсуждали вопроса об
идейном содержании читаемых лекций, не об-
судили ни одного текста лекций. Руководя-
щие работники Общества разрешили дирек-
тору республиканской школы киномехаников
Н. Ильницкому выступать ‘с лекциями по
16 темам, не просмотрев предварительно тек-
стов его лекций. .

Важнейшую роль в повышении качества
лекций призваны играть секции, объединя-
ющие членов Общества по специальности,
В некоторых Обществах и отделениях, в
частности в Украинской ССР, в Capa-
товском, Калининском, Воронежском, Но-
восибирском и ряде других, секции pa-
ботают неплохо. Они обсуждают тексты
подготовленных лекций и стенограммы лек-
	ций, намеченных к изданию, организуют
предварительное прослушивание лекций
e TIOCACT VHNUMM обсуждением, полготов=
	ляют материал в помощь членам Общества,
проживающим в сельской местности и чита-
ющим лекции в колхозах, совхозах и МТС.
Но, к сожалению, так обстоит дело не везде.
Многие секции бездействуют, В Казахском
обществе по ‘распространению политических
и научных знаний и некоторых его област-
ных отделениях (Джамбулском, Северо-Ка-
захстанском и других) тексты лекций на
секциях не рассматриваются, а утверждаются
единолично ответственным секретарем прав-
ления. Такая практика нарушает основной
принцип работы Общества — активность и
самодеятельность его членов, Тексты лекций,
	оптибки и извращения. Так, лектор А. Соввин
(Ставропольское отделение Общества) утвер-
ждал, что патриотизм проявляется только в
дни тяжелых потрясений для Родины, в мир-
ное же время каждый человек чувствует себя
гражданином мира. В лекции на тему «От
социализма к коммунизму» лектор Ю. Покрас
(Томское отделение Общества) совершенно не
осветил руководящей роли партии в строи-
тельстве коммунизма в нашей стране.
Важной задачей Общества является пропа-
ганда экономических знаний. Между тем зна-
чительная часть лекций по экономическим
вопросам читается по отдельным темам и не
дает пельного ‘представления о той или
иной области экономических знаний, Мно-
гие лекции по вопросам развития  сель-
ского хозяйства (о сталинском плане `пре-
образования природы, о развитии живот-
новодства о мичуринской агробиологии
и др.) читаются в отрыве от передовой прак-
тики колхозов и совхозов и последних дости-
	жений науки. Лекторы не разъясняют, каки- :
	ми методами передовики сельского хозяйства
добиваются получения высоких урожаев и
увеличения продуктивности животноводства.

Общество организует большое количество
лекций по вопросам международного положе-
вия. Интерес к этим лекциям ‘большой, но
слушатели далеко не всегда получают на этих
лекциях содержательные, глубокие ответы по
боевым вопросам международной жизни. Мно-
гие лекции носят чисто описательный, об-
зорный характер; они не дают марксистско-
ленинского анализа современной междуна-
родной обстановки. Роль Советского Союза
как ведущей силы международного лагеря
мира, демократии и социализма должным об-
разом не показывается, значение опыта со-
циалистического строительства СССР ‘для
строительства социализма в странах народ-
ной демократии по-настоящему не раскры-
вается. Подобные недостатки имели место в
лекциях тт. Д. Краминова и Н. Розанова (Мо-
сква), Азарова (Общество Латвийской ССР) и
некоторых других лекторов. Ряд членов Об-
шества— тт, Э. Кутник и Н. Горбачев (Москва),
Малов (Новосибирское отделение Общества),
Столяров (Свердловское отделение Общества)
и другие включают в свои лекции многочис-
ленные высказывания буржуазных газет и
всякого рода сомнительные, рассчитанные на
сенсацию сведения и анекдоты. Все это сни-
	Серьезные недостатки в качестве лекций
объясняются прежде всего тем, что как цент-
ральные, так и местные организации Обще-
ства не установили должного контроля над
читаемыми лекциями. Большая часть лекций,