Великое непреодолимое движение.
_ современности
	своих шагов опрокинуло старые технические
нормы, старые проектные мощности и произ-
водственные планы. Оно выдвинуло новые,
более высокие технические нормы и показа-
	ло образцы такой высокой производительно-
	сти труда, которую не дает и не может дать
капитализм. Стахановцы проявляют неуто-
мимую энергию и замечательную сметку,
изобретательность и творческий талант,  Они
- применяют. новые рациоиальные. и высоко-
производительные методы и приемы труда,
создают высшие формы его организации,
неустанно двигают вперед технику, техноло-
гию и организацию социалистического про-
изводства, поднимают его культуру. Стаха-
новское движение требует создания новых,
более прогрессивных технических норм и
производственных планов, Именно поэтому,
указывает товарищ Сталин, стахановское
движение является в основе глубоко револю-
ционным, Е

Марксизм-ленинизм учит, что производи-
тельность труда является самым важным,
замым главным условием для победы нового
общественного строя. Развертывание стаха-
новского движения подняло производитель-
вость труда в СССР на новую ступень.
Уже в 1936 году, в первый год стаха-
новского движения, произволительность тру-
	да в промышленвоети СССР выросла на
	21 проц, а в тяжелой промышленности - на
26 проц. За период второй пятилетки произ-
водительность труда в промышленности под-
нялась на 82 проц.

Стахановское движение обеспечивает неук-
лонный рост производительных сил социали-
стического общества, содержит в себе зерно
будущего культурно-технического подъема
рабочего класса, открывает ‘путь, на котором
	только и можно добиться высших  показа-
	телей производительности труда, которые
необходимы для перехода от социализма
к коммунизму, для уничтожения противо-
положности между трудом умственным и
трудом физическим. Уничтожения противо-
положности между трудом уметвенным и
трудом физическим можно добиться лишь
на базе подъема культурно-технического
уровня рабочего класса до уровня ра-
ботников инженерно-технического труда.
Товариш Сталин указывает, что такой подъ-
ем «вполне осуществим в условиях советского
строя, где производительные силы ‘страны
освобождены от оков капитализма, где труд
освобожден.от гнета эксплоатации, где у вла-
сти стоит рабочий классе и где молодое поко-
ление рабочего класса имеет все возможности
обеспечить себе достаточное техническое об-
разование». Стахановское движение явилось
ярким подтверждением этого положения. Ста-
хановцы-—это люди культурные и технически
подкованные, непрерывно пополняющие свое
техническое образование, это новаторы про-
мышленности, представляющие ee будуш-
ность.

Наметив задачи развертывания стаханов-
ского движения, И. В. Сталин выразил уверен-
ность, что стахановское движение развернет-
ся во-всю, охватит все области и районы на-
шей страны и покажет нам чудеса новых до-
стижений. Это предвидение товарища Сталина
полностью оправдалось еше в предвоенные
годы. Стахановское движение способствовало
превращению нашей страны в передовую
индустриальную державу; оно помогло нашей
	стране совершить в короткий исторический
	срок гигантский скачок от отсталости к про-
	грессу и создать материально-техническую ©
	базу, необходимую для обеспечения на-
	_шей экономической незгвисимости. Стаха-
новекое движение сыграло‘ важную роль’ в
	Великой. Отечественной войне, в экономиче-
ской победе Советского Союза. Оно’ имеет
крупнейшее значение для обеспечения бы-
строго развития народного хозяйства СССР в
послевоенный период.

В годы послевоенной сталинской пятилетки
	стахановское движение развернулось с новой
	силой и стало еще более массовым. Чиело
стахановцев и ударников во многих отраслях
промышленности превышает сейчас 60 проц..,
а в социалистическом соревновании участ-
вует более 90 проц. рабочих и служащих.
Восприняв послевоенную сталинскую пяти-
летку как боевую программу, советский народ
не жалеет сил, чтобы не только выполнить, но
и значительно перевыполнить ее. Во всех от>
раслях хозяйства и культуры, на фабриках и
	_заводах, в шахтах, рудниках и на промыслах,
	в промышленности, на транспорте и в сель-
ском хозяйстве бъет ключом творческая ини-
		начинание и каждый ценный почин получают
быстрое распространение и становятся до-
стсянием широких масс.

Социалистическое соревнование и стаханов-
ское движение обогатились в послевоенный
период новыми формами. Стахановцы и ста-
хановки выступают носителями всеобщего
технического прогресса, развернувшегося в
наптей стране. Они неустанно совершенствуют
технику и в процессе ее освоения и исполь-
зования создают новые приемы труда, новые,
более совершенные методы производства, не-
прерывно улучшают его технологию и орга-
низацию. В промышленности широко раснро-
	страняютеся скоростные методы раооты. Они
	дают возможность выпускать значитель-
	Пятнадцать лет назад по инициативе пере-
ловых рабочих зародилось стахановское дви-
жение, Начавшиеь в Донбассе, в угольной
промышленности, оно быстро распространи-
лось по всей стране, охватив все отрасли про-
мышленности и народного хозяйства. Десят-
ки и еотни тыеяч трудящихея, включившись
в стахановское движение, показали образцы
новой, социалистической производительности
труда. so $ : о

Возникновение и развитие стахановского
движения было подготовлено всем ходом ео-
циалистического строительства в нашей
стране. Стахановское движение развернулось
на основе победы социализма в СССР, в ре-
зультате осуществления мудрой сталинекой
политики социалистической индустриализа-
ции страны и коллективизации сельского хо-
зяйства. Стахановское движение органически
связано с новой, высшей техникой социали-
стического производства. В мае 1935 года в
речи на выпуске академиков Красной Армии
товарищ Сталин указывал, что наша страна
изжила голод в области техники и уже имеет
мощную и первоклассную промышленность,
мощное и механизированное сельское хозяй-
ство, развертывающийся и идущий в ‘гору
транепорт, Но этого недостаточно. «Чтобы
привести технику в движение,— указывал
товарищ Сталин,— и использовать ее до дна,
нужны люди, овладевшие техникой, нужны
кадры, способные освоить и использовать эту
технику по веем правилам иезкусства».
	Стахановекое движение явилось ответом на
призыв товарища Сталина об овладении но-
вой техникой. Оно явилось показателем вы-
сокой технической культуры советского рабо-
чего класса и означало новый, высший этап
в развитии социалистического соревнования.

Громадное значение в развертывании ста-
хановского движения имело Всесоюзное свозе-
шание стахановцев в ноябре 1935 года и исто-
рическое выступление на этом совещании
И. В. Сталина. Товариш Сталин дал в своем
выступлении глубокий научный анализ
только еще возникшего тогда стахановекого
движения, всесторонне раскрыл его основы
и показал великую жизненную силу и исто-
рическое значение этого движения, могучим
светом маркеистско-ленинской теории оеве-
тил пути его дальнейшего развития.

Советский социалистический строй корен-
ным образом изменил положение трудящихся
в нашей стране. Уже в годы первой сталин-
ской пятилетки в СССР была ликвидиро-
	вана безработица. Ha основе быстрого
подъема социалистической промышленно-
сти неуклонно росло количество рабо-
	чих и служащих. В нашей стране были
достигнуты огромные успехи в повышении
материального и культурного уровня трудя-
щихся, успехи совершенно невозможные в
условиях капитализма. «Характерная особен-
ность нашей революции состоит в TOM,—
говорит товарищ Сталин,— что она дала
народу не только свободу, но и материальные
блага, но и возможность зажиточной и куль-
турной жизни, Вот почему жить стало у нас
весело и вот на какой почве выросло стаха-
новское движение».

В результате Великой Октябрьской социа-
листической революции и победы социализма
в нашей стране были ликвидированы экс-
плуататорские классы и уничтожена эксплуа-
тация человека человеком. Труд приобрел
в нашей стране огромное общественное
значение, В нашей советской стране, —
говорил товарищ Сталин, — «трудовой человек
не может чувствовать себя заброшенным и
одиноким. Наоборот, трудовой человек чув-
ствует себя у нас свободным гражданином
своей страны, своего рода общественным дея-
телем. И если он работает хорошо и дает
обществу то, что может дать, — он герой труда,
он овеян славой. Понятно, что только в таких
‚условиях могло зародиться стахановское. дви-
жение». :

Стахановское движение выражает новые,
социалистические производственные отноше-
ния, которые характеризуются как отношения
товарищеского сотрудничества и социали-
стической взаимопомощи свободных от экс-
плуатации работников.

движения свидетельствовало о том, что в на-
шей стране к тому времени был уже достиг-
нут значительный уровень развития произво-
дительных сил. Без новой техники, без новых
фабрик и заводов, без нового оборудова-
ния стахановское движение не могло бы
зародиться. Вместе с созданием новой
техники, с развитием и совершенствова-
нием орудий производства изменились люди.
Кадры рабочих и работниц, глубоко освоив-
ших новую технику производства, вы-
ступили инициаторами стахановского дви-
жения. «Таким образом,— говорил товарищ
Сталин,- новые люди из рабочих и работниц,
освоившие новую технику, послужили той
силой, которая оформила и двинула вперед
стахановское движение», :

Товариш Сталин назвал етахановское дви-
жение «наиболее жизненным и непреодоли-
	мым движением современности». ВБ этом дви-.
	жении нашел выражение закон борьбы наро-
ждлающегося и развивающегося нового е от-
живающим старым,— закон, который лежит в
основе всего нашего движения вперед, к ком-
мунизму. Движение стахановцев с первых
	но больше продукции при той же или даже
при меньшей затрате рабочего времени.

Широкое развитие социалистического со-
ревнования и стахановского движения ока-
зало’ огромное влияние на повышение общего
уровня работы нашей промышленности и
дальнейший подъем производительности
труда. Уже в 1948 году производительность
труда в промышленности СССР no cpaBHe-
нию с 1947. годом повысилась на 15 проц. и
превысила довоенный уровень. В 1949 году
производительность труда вновь псднялась
на 13 проц.

В годы послевоенной пятилетки в стране
развернулось широкое движение за бережли-
вость и экономию. В промышленности, на
транспорте и в сельском хозяйстве идет
борьба за экономию сырья, материалов и
топлива, за снижение себестоимости про-
дукции. Все это является ярким показателем
нового, коммунистического отношения к тру-
ду и производству.

Рабочие-стахановцы заботятся о выпуске
продукции высокого качества. Онм сорев-
нуются за честь заводской марки, Только на
предприятиях легкой промышленности в со-
ревновании за отличное качество продукции
участвуют 55 тысяч бригад, свыше полумил-
лиона рабочих. Движение за улучшение ка-
чества продукции непосредственно. связано
с ростом квалификации работника, с общим
подъемом культуры производства, Сопиали-
стическое соревнование за высокую культу-
ру на производстве, широко развернувшееся
в промышленности, обеспечивает улучшение
всех качественных показателей работы про-
мышленности. . .

Вдохновляемое коммунистической партией
стахановское движение добивается все новых
побед, поднимается на новую ступень. В про-
мышленности возникла новая форма коллек-
тивного стахановского движения. Ряд заво-
дов, десятки и сотни цехов и участков стали
предприятиями, цехами, участками коллек-
тивной стахановской работы.

Социалистическое соревнование и стаха-
новское движение стали основным методом
труда и организации производетва не толь-
ко в промышленности, но и в сельском хо-
зяйстве. Самоотверженно трудясь на благо
Родины, советское крестьянство активно
участвует в социалистическом соревновании.
С каждым днем растет и множится число
передовиков земледелия и животиоводства,
непрерывно увеличиваются ряды опытных
механизаторов -- трактористов и комбайне-
ров, Передовые люди колхозной деревни
достигают небывалых урожаев на больших
	площадях, обеспечивают HeBHAHHY1O продук-
 тивность животноводетва,
	Как и среди работников промышленности,
среди механизаторов сельского хозяйства ши-
роко развернулось движение за высокопроиз-
водительное использование техники, за со-
хранность машин, за отличное качество: про-
изводимых работ, за сверхплановые работы
за счет экономии горючего. Все шире распро-
страняются скоростные методы обмолота. хле-
бов, растет и крепнет содружество трактор-
ных и полеводческих бригад.

Работники всех отраслей нашего народного
хозяйства накопили огромный опыт работы на
основе передовых, стахановских методов тру-
да и организации производства. Задача заклю-
чается в том, чтобы шире распространить этот
опыт, сделать его достоянием миллионов, лю-
дей. Надо по-государственному организовать
	‘обмен опытом и внедрение передового опыта
	в народное хозяйство. В. И. Ленин еще в.на-
чале. 1918. года писал; «Нам надо ‚именно те-
перь позаботиться о TOM, чтобы _ масса
	необыкновенно ценного материала, который.
	имеется налино ввиде опыта новой органи-
зации производства в отдельных городах, в
отдельных предприятиях, в отдельных дере-
	венских общинах, чтобы этот опыт стал
‘достоянием Mace», TavGoxoe mwavuenne 4y
	достоянием Macc», Глубокое изучение и
широкое распространение и. использование
передового опыта во всех отраслях хозяй-
ства — важнейшая задача всех наших пат-
	‚тииных, хозяйственных и профсоюзных орга-
	низаций, всей советской печати. .

Массовое распространение и использование
передовых методов работы стахановцев-нова-
торов послужит дальнейшему укреплению мо-
гущества нашей Родины, ускорению темпов
всего нашего общественного и экономическо-
го развития, нашего продвижения вперед, к
коммунизму. .

`Советский народ преисполнен непоколеби-
мой решимости продолжать с еще большей
энергией свой мирный созидательный труд
во имя торжества коммунизма. Своим само-
отверженным стахановским трудом советские
люди укрепляют дело мира, умножают могу-
щество Советского государства.

Сейчас советские люди развертывают пред-
октябрьское социалистическое соревнование
за досрочное выполнение государственного
плана 1950 года. В многочисленных письмах
товарищу Сталину они сообщают с огромной
	радостью о евоих успехах и берут на себя
	новые обязательства, направленные на даль-
нейший расцвет социалистической экономики.
и культуры. Неукротимой творческой энерги-
ей наполнен созидательный труд нашего на-
рода, под мудрым водительством великого
Сталина уверенно идущего вперед, к комму-
	низму. Г. ЕВСТАФЬЕВ.
	Выдающийся деятель партии»
и Советского государства
	сочетал участие в повседневном хозяйствен-
ном и культурном строительстве с глубокой
работой над вопросами теории марксизма-
ленинизма. Его блестящие доклады по вопро-
сам литературы, искусства, философии во
многом способствовали преодолению недо-
статков работы на различных участках идео-
логического фронта и ее дальнейшему подъ-
emy. Он уделял много внимания политиче-
скому просвещению коммунистов, марксист-
ско-ленинскому ‘образованию наших кадров,
коммунистическому воспитанию трудящихся,

Вся деятельность А. А. Жданова- пример
больтневистекой партийности, непримиримо-
	‘ети и звойинственности против буржуазной
	идеологии и всяких отклонений от теории
марксизма-ленинизма, Он настойчиво боролся
за то, чтобы работники нашего теоретического
	  фронта смело брались за решение актуаль-
	ных вопросов, выдвигаемых жизнью, практи-
кой коммунистического строительства.

В стоих выступлениях А. А. Жданов
неустанно разъяснял ‘указания товарища
Сталина о необходимости развития критики
и самокритики как важнейшей движущей
силы нашего развития, как средства больше-
вистского воспитания кадров, «Товарищ
Сталин учит нас, — говорил он,-— что, если мы
хотим сохранить кадры, учить и воспиты-
вать`их, мы не должны бояться обидеть кого-
либо, не должны бояться’ принципиальной,
смелой, откровенной и объективной критики...
Только ‘смелая и ‘открытая критика помогает
совершенствоваться нашим людям, побуждает
их итти вперед, преодолевать ‘недостатки
своей работы... Тот, кто боится критики, сво-
ей работы, тот презренный трус, не достойный
уважения со стороны народа».

А. А. Жданов боролея за то, чтобы наши

кадры все глубже овладевали ленинско-
сталинским стилем работы, чутко прислуши-
вались к предложениям низовых работников,
к голосу масс.

А. А. Жданов пропагандировал идеи совэт
ского патриотизма, разъяснял неизмеримое
превосходство нашего социалиетического
строя над капиталистическим строем, совет-
ской культуры-—над растленной буржуазной
культурой. В докладе о журналах «Звезда» и
«Ленинград» си вдохновенно говорил:

«Каждый день поднимает наш ‘народ все
выше и выше. Мы сегодня не те, что были
вчера, и завтра будем не те, что были сегодня.
Мы уже не те русские, какими были до
1917 года, и Русь у нас уже не та, и харак-
тер У нас не тот. Мы изменились и выросли
вместе с теми величайнтими  преобразования-
ми, которые в корне изменили облик нашей
страны».

А. А. Жданов стоял в первых рядах руко-
водящих деятелей международного рабочего
движения. Он разоблачал замыслы поджига-
телей новой войны, англо-американских пре-
тендентов на мировое господство, сыграл
большую роль в сплочении сил международ-
ного антиимпериалистического ` лемократиче-
ского лагеря.

Жизнь и деятельность А: А. Жданова, от
давшего всю свою кипучую ‘энергию борьбе
за победу коммунизма,— пример самоотвер-
женного служения партии Ленина — Сталина,
	Два года назад, 31 августа 1948 года, скон-
чался выдающийся деятель большевистской
партии и Советского государства Андрей
Александрович Жданов.

Имя А. А. Жданова, верного сына партии
Ленина-—Сталина, пользуется большой лю-
бовью и глубоким уважением трудящихся.
Вся его жизнь была посвяшена борьбе за сво-
боду и счастье народа, за независимость и
процветание нашей и за дело, комму-
низма.

Еще юношей, в 1915 году, А. А, Жданов
вступил в ряды большевистской партии и
вскоре стал партийным работником. В период
первой мировой войны, будучи мобилизован-
ным в армию, он вел большевистскую пропа-
ганду среди солдат, принимал участие в под-
готовке и проведении Великой Октябрьской
социалистической революции на Урале.
В годы гражданской войны и иностранной
военной интервенции А. А. Жданов вел ра-
Gory по политическому просвещению в ча-
стях Красной Армии, партийную и советскую
работу на Урале и в Твери (гор. Калинин).

Верный ученик и  еоратник великого
Сталина, А. А. Жданов неустанно боролся
против врагов партии и народа, не допуская
ни малейшего отклонения ‘от ленинско-
сталинской генеральной линии партии. На
протяжении десяти лет, се 1924 по 1934 год,
он возглавлял партийную организацию Горь-
ковского края. В эти годы ожесточенной борь-
бы против троцкистов, зиновьевцев, бухарин-
цев и прочих врагов ленинизма, презренных
предателей и наймитов иностранных разведок,
	`А. А. Жданов высоко держал знамя больше-
	вистекой партийности, отстаивал идейные по-
зиции коммунизма.

На ХУ! съезде партии А. А, Жданов был
избран членом ЦК ВКП(б), а после ХУП съез-
да — секретарем ЦК ВКП(б), кандидатом в
члены Политбюро ЦК ВКП(б).

В 1934 году, после злодейского убийства
С. М. Кирова, партия послала А. А. Жданова
в Ленинград. А. А. Жданов провел большую
работу по мобилизации Ленинградской пар-
	тийной организации на разгром и выкорче-
	вывание троцкистско-зиновьевских двуруш-
ников и изменников. /

Накануне ХУ съезда ЦК ВКП(б) поручил
А. А. Жданову руководство агитационно-
пропагандистской работой партии. На
ХУ1Ш съезде ВКП(б) А. А. Жданов выступает
се докладом «Изменения в Уставе ВКП(б)».
После ХУПТ съезда А. А. Жданов был избран
членом Политбюро ЦК ВКП(б).

В годы Великой Отечественной войны
А. А. Жданов, выполняя поручение партии
и правительства, указания товарища Сталина,
проводил большую работу по организации
дела обороны Ленинграда.

После победоносного окончания Великой
Отечественной войны А. А. Жданов отдавал
все свом силы борьбе за осуществление ре-
шений большевистской партии, направленных
на быстрейшее восстановление и дальнейшее
развитие народного хозяйства, на ускорение
темпов экономического и культурного разви-
тия страны. В послевоенные годы видное ме-
сто в жизни партии и страны заняли вопросы
идеологической работы, А. А. Жданов умело
	Повселневно руководить вечерними
_ университетами ‘марксизма-ленинизма
	С 1 сентября начинаются занятия в вечер-
	‚9йх университетах марксизмагленинизма при.
	горкомах ВКП(б). Вечерние университеты за-
	нимают важное место в системе марксистеко-.
ленинского образования. партийных и совет-
‚ских кадров и широких слоев нашей интелли-
	генции. Они оказывают серьезную помошь
своим слушателям в изучении истории
ВКП(б), диалектического и исторического. ма-
териализма, политической экономии.

Число университетов. марксизма-ленинизма
и количество слушателей в них из года в тод
возрастает. В 1947/48 учебном году в универ-
ситетах  марксизма-ленинизма обучалось
90 тыс. слушателей, в 1949/50 —более 135 тысяч.
За последние годы вечерние университеты
окончило свыше 120 тысяч. человек.
	Одной из важных форм учебной работы в
вечерних университетах являются лекции.
Они призваны оказывать серьезную помощь
слушателям в изучении учебного материала,
Раскрывая основные ‘вопросы изучаемой те-
мы, лекция направляет самостоятельную ра-
боту слушателей. В большинстве университе-
тов марксизма-ленинизма лекции читаются
	‚вполне подготовленными товарищами. В Мо-
	скве, Ленинграде, Баку и других городах к
чтению лекций в университетах марксизма-
ленинизма привлечены академики, профессо-
ра, доктора и кандидаты наук. Лекции, чи-
таемые в университетах, посещаются работ-
никами горкомов,. стенографируются, рецен-
зируются, обсуждаются в отделах пропаганды
и агитации горкомов партии, на заседаниях
предметных комиссий или кафедр. Так, ка-
федра. истории ВКН(б) вечернего университе-
та марксизма-ленинизма при Одесском горко-
ме КПсб) Украины в прошлом учебном году
	систематически обсуждала теоретические и
	методические вопросы и утверждала токсты
лекций преподавателей. Кафедра организова-
ла взаимное посещение преподавателями лек-
ций и семинарских занятий, стенографирова-
ние и обсуждение лекций. Все это способство-
вало повышению качества лекций.

К сожалению, далеко не вездё было уделено
необходимое внимание: подбору квалифициро-
ванных лекторов и контролю за их работой.
В вечернем университете при Вологодском
горкоме ВКП(б) не были подобраны лекторы
по внешней политике СССР и современным
международным ‘отношениям, ‘ввиду этого
лекции по этой дисциплине не читались. В
вечернем ‘университете при Нахичеванском
горкоме партии из-за неукомплектованности
преподавательского состава учебный план по
диалектическому и историческому материа-
лизму, по политэкономии не был выполнен.
В вечерних университетах марксизма-
ленинизма при Владимирском, Ковровском и
 Гульском горкомах ВКП(б) некоторые лекции
читались на низком теоретическом: уровне.

Болыную роль в учебной работе вечерних
университетов призваты играть семинарские
	‘занятия. На них должны развертыватьея жи-
	вое обсуждение, товарищеские ‘дискуссии,
способствующие углублению и закреплению
знаний, полученных на лекциях и путем ‘са-
мостоятельной работы. Во многих универси-
тетах ‘марксизма-ленинизма в истекшем
учебном году семинарские занятия были ор-
ганизованы лучше, чем в прошлом. Так, в
университете марксизма-ленинизма при Яро-
славском горкоме ВКП(б) перед семинарскими
занятиями проводились. консультации, во
время которых преподаватели контролирова-
	‚ли работу слушателей над первоисточниками
	и оказывали необходимую помощь: Занятия
семинаров проводились строго по расписанию,
составленному на весь учебный год, слушате-
	‚ли регулярно посещали ‘занятия и серьезно
	готовились к ним. Сами семинарские занятия
проводились методом развернутой беседы, в
конце которой преподаватель делал заключи-
тельное слово. По некоторым темам семинара
обсуждались доклады слушателей,
	Для успеха семинарских занятий. важное
значение имеет комплектование семинарских
групп. В. пролом учебном году это комплек-
тование не везде было проведено. правильно.
В ряде мест группы для семинарских занятий
были созданы без учета политической и об-
	щеобразовательной подготовки caymareach и
условий их.работы.,
Особенно важное значение. ‘имеет. camonTonr
	‘тельная работа слушателей над книгой. Слу-
	шатель. университета должен изучить боль-
шое количество произведений. классиков мар-
ксизма-ленинизма. Однако в ряде. универех-
тетов в прошлом учебном году самостоятель-
ной работе слушателей не уделялось должное
внимание. Слушатели нередко приходили на
занятия неподготовленными, занятия. прово-
дились без достаточной активности. Некото-
рые слушатели вечернего университета при
Каунасском горкоме партии вместо изучения
первоисточников читали газетные и жур-
нальные статьи.

Большую роль в самостоятельной учебе
играет повседневное общение слушателей с
преподавателями, оказание помощи слушате-
лям. Во многих университетах эта помощь
оказывается путем регулярного проведения
индивидуальных консультаций, на которых
	‚преподаватель беседует. со слушателем, вы-
	ясняет, как слушатель усвоил основные по-
ложения изученного произведения, помогает
разобраться в сложных теоретических вопро-
сах, при необходимости рекомендует. допол-
нительную. литературу для более глубокого
усвоения материала. В вечернем. университе-
ть Калининского горкома ВКП(б) в. истекшем
году было уделено серьезное: внимание инди-
видуальным и групповым конеультациям,

В истекшем учебном году в отдельных уни-
верситетах марксизма-ленинизма не был пра-
вильно, организован учебный процесс, допу-
скалось сокращение количества часов, отве-
денных по учебному плану на лекции и се-
минары, некоторые темы вовее не читались
или заменялись другими. Неправильная орга-
низация учебного процесса в университете
марксизма-ленинизма при. Ульяновеком гор-
коме ВКП(б) привела к.тому, что многие слу-
шатели не выполнили учебного плана. и бро-
сили занятия в университете,

Недостатки в работе Университетов Map-
ксизма-ленинизма объясняются прежде всего
тем, что некоторые горкомы партии не обеспе-
чили повседневного руководства университе-
тами. Вследствие неудовлетворительного ру-
ководства со стороны Рязанского, Улан-Удэн-
ского, Балахнинского, Вологодского горкомов
партии университеты марксизма-ленинизма
при этих горкомах работали плохо. Секретари
некоторых первичных парторганизаций, на-
правив своих коммунистов учиться в. вечер-
ний университет, не интересуются их учебой.
Партийные организации. должны ‘поднять
ответственность коммунистов за учебу`и уси-
лить свой контроль над этой учебой. ‘

В наступающем учебном году особенно важ-
	но шире вовлечь в число слушателей вечер-
	них университетов руководящих партийных
и советских работников. Правильно поступил
	‚ Пензенский горком ВКП(б), направивший на
‚ учебу в университет работников обкома; гор-
	кома, горисполкома, секретарей первичных

партийных организаций, руководителей пред-

приятий и областных учреждений.
Партийные организации провели взначи-
	тельную раооту по. подготовке нового учеб-
	чого года в вечерних университетах марксиз-
ма-ленинизма, Подавляющее . большинетво
горкомов партии своевременно провело набор
слушателей, подобрало и утвердило на бюро
горкома лекторов и преподавателей, подгото-
вило к занятиям помещения, приняло все
меры к обеспечению нормальной работы ве-
черних университетов марксизма-ленинизма.
В настоящее время увеличинается издание
произведений классиков. марксизма-лениниз-
ма, стенограмм лекций Высшей партийной
щколь, географических и. исторических карт
и других наглядных пособий. Все это нужно
использовать для того, чтобы в наступающем
учебном году улучшить работу вечерних уни-
верситетов марксизма-ленинизма. .
Повседневно руководить вечерними уни-
верситетами марксизма-ленинизма, добивать-
ся дальнейшего повышения качества лекций
и семинарских занятий, систематически кон-
тролировать учебу слушателей — важная зада-
		а партииных комитетов.
	СЕРЬЕЗНЫЕ НЕДОСТАТКИ ЖУРНАЛА «КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА».
	Редакция журнала плохо работает со сво-
ими немногочисленными корреспондентами с
мест — работниками культпросветучрежде-
ний, не расширяет круга авторского актива.
Стиль работы редакции ярко характери-
зует следующее письмо одного из чита-
телей журнала, заведующего Средне-Ико-
рецким сельским клубом Лискинского района
Воронежской области т. И. Змеева. «Решил
я,- пишет т, Змеев, — лично побывать в ре-
дакции журнала, поговорить с работниками,
	разузнать, почему они не ответили на два
	моих письма. ВБ редакции секретарь посмо-
	трела на меня и строго спросила: «Вам
кого?» «Редактора». «Редактор у нас не
бывает, заместитель редактора‘ сейчас
	занят, поговорите с сотрудником». Начал го-
	ворить с сотрудником. Он отрекомендовался
	‘редактором научного отдела. Но так как на
	его столе беспрерывно звонил телефон, он
больше был занят переговорами. Потом его
начали подзывать к другому телефону. Так я
просидел минут тридцать, а потом этого со-
трудника куда-то срочно вызвали. Он передал
меня для продолжения беседы другому
сотруднику, который сразу признался, что
является студентом-практикантом и работаст
в редакции всего несколько дней. Ответить
на мои вопросы он, конечно, не мог».
Тов. Змеев пишет далее, что, судя по содер-
	жанию журнала, он делается людьми, далеки-
	ми от работы культурно-просветительных
	‘учреждений. Вывод не в бровь. а в глаз.
	Большинство членов редколлегии журнала,
в том числе его редактор т. Ковшаров, рабо-
тает одновременно в других организациях и
не занимается повседневно журналом. Коми-
тет по делам культурно-просветительных
учреждений плохо руководит своим журна-
лом, равнодушно смотрит на его серьезные
недостатки и периодические опоздания с вы-
ходом в свет.

Журнал «Культурно-просветительная р=бо-
та» нуждается в незамедлительном и корен-
ном улучшении.

- Я. ТУРДАЗОВ.
	просы дифференцированного культурного об-
служивания населения, почти ничего не пи-
шет о ‘методике организации культурно-про-
светительной работы среди интеллигенции,
молодежи, женщин, детей. Слабо обобщается
в журнале опыт научно-просветительной про-
паганды.

Журнал почти не касается вопросов худо-
жественной самодеятельности, ее репертуара,
организации и методики, не обобтает опыта
работы клубных кружков. Интересный опыт
более чем пятидесятилетней работы театраль-
ного коллектива села Никольского Воронеж-
ской ‘области нашел отражение в журнале в
форме одного бледного «фотоочерка».

В одном из номеров журнала в статье
«Культурный отдых и развлечения в клу-
бах» автор ее Ю. Гольдберг рекомендует при
организации вечеров готовить с помошью
школьников для посетителей «небольшие бу-
кетики полевых цветов или специальные кра-
сочные жетоны или банты», раздавать «по-
ловинки разрезанной зигзагообразно, нерав-
ными частями, открытки» с тем, чтобы ка-
ждый участник вечера отыскал владельца
второй половины открытки. Это, по словам
автора, «помогает создать непринужденную
обстановку», и неразборчивая редакция охот-
но печатает подобные «советы» на ‘страницах
журнала,

Отрыв журнала от жизни культпросвет-
учреждений, низкое качество помещаемых в
нем материалов во многом объясняются тем,
что редакция не имеет авторского актива.
Статьи партийных и советских работников-—
большая редкость в журнале. Очень мало
печатается статей руководителей и рядовых
работников областных и районных отделов
культпросветработы, работников сельских
культпросветучреждений; слабо привлекают-
ся к сотрудничеству в журнале виднейшие
деятели науки и культуры. Зато на его стра-
ницах изобилуют статьи случайных авторов,
	плохо знающих работу культурно-просвети-
тельных учреждений и дающих неправиль-
вое представление о ней.
	2курнал «Культурно-просветительная рабо-
Ta», издаваемый Комитетом по делам куль-
турно-просветительных учреждений при Со-
вете Министров РСФСР, призван обобщать и
распространять опыт работы культурно-про-

`светительных учреждений и помогать культ-
просветработникам в повышении их квали-
фикации. :

Однако журнал плохо справляется с этими
задачами. Опыт работы лучших культурно-
просветительных учреждений находит на’ его
страницах явно недостаточное отражение.
Большинство статей, печатающихся под’ руб-
рикой «Практика и методика», отмечает лишь
недостатки в работе. Когда же журнал  пы-
тается рассказать о положительном опыте
работы культпросветучреждений, то он огра-
ничивается лишь поверхностным описанием
того или`иного мероприятия. Из статьи «Агро-
технический вечер в сельском клубе» чита-
тель узнает только то, что присутствующие
«ознакомились с выставками, плакатами, ло-
зунгами, портретной галлереей Героев Социа-
листического ‘Труда, прослушали лекцию

‚агронома и отдельные выступления». Глав-
ное же-—как все это было организова-
‚но - журнал не раскрыл. Ничего не дает
. культпросветработнику и такое описание опы-
`°та: «Большое место в избе-читальне занимает
наглядная агитация, она тесно связана е дея-
тельностью постоянно действующих при избе-
читальне агро-зоотехнических кружков, лек-
тория. В избе-читальне устроено несколько
витрин». Такой же поверхностный характер
носят статьи «Актив — опора в клубной, рабо-
те», «Из опыта работы культурно-проевети-
тельных комиссий местных Советов» и. мно-
гие другие.

Журнал совершенно не учитывает специ-
фики культпросветработы в различных усло-
виях — на крупных заводах, на шахтах, в
колхозах, совхозах, на лесозаготовках, в арте-
лях промкооперации и т. п. За полтора года
были опубликованы лишь четыре небольшие
статьи о культурно-просветительной работе
профсоюзов. Журнал обходит молчанием во-