3] августа 1950 г., № 94 (152)
	A nu KV

колы Советской Белоруссии
	требности в учителях семилетних и средних
школ, значительно увеличены контингенты
учащихся учительских и педагогических ин-
ститутов, особенно факультетов языка и ли-
тературы, физики и математики. Прием в
учительские институты по этим факульте-
там в новом учебном году увеличился более
чем вдвое. В Бобруйске создан новый учи-
тельский институт в составе двух отделе-
ний физико-математического и языка и ли-
тсратуры. Одновременно предпринимаются
меры к обеспечению преподавательскими кад-
рами начальных школ западных районов рес-
публики, где до сих пор этих кадров нехва-
тает.
	Важнейшим вопросом всей работы школ
является вопрос о качестве учебных заня-
тий, Вступительные экзамены в вузы рес-
публики показали, что знания. выпускников
средних школ стали более основательными и
прочными. Некоторые школы почти целиком
преодолели второгодничество. Возросло чи-
сло учителей, добившихся полной успе-
вземости учащихся. В Гомельской, Мин-
ской и других областях таких учителей
насчитывается от 200 до 300 и более.
Однако эти достижения передовиков полу-
чают слабое распространение в большинстве
школ республики. Веледствие неудовлетвори-
тельной постановки учебно-воспитательной
работы 9,4 процента учашихся оставлено на
второй год. Во многих школах выявлены
факты либерализма в оценке знаний уча-
щихея. Министерство просвещения БССР и
стделы народного образования некоторых
областей вынуждены были отклонить значи-
тельную часть представлений педагогических
советов средних школ о присуждении сере-
бряных медалей.

Министерство просвещения БССР, органы
народного образования и многие руководи-
тели школ неудовлетворительно руководят
учебно-воспитательным процессом. Слабая
работа районного звена—районо и район-
ного педагогического кабинета, частая сме-
няемость учительских кадров, захватываю-
щая большую массу классов и школ, крайне
отрицательно сказываются на качестве учеб-
ной работы. В республике не ведется необхо-
димой работы в целях подтягивания отстаю-
щих школ. Только что закончившиеся авту-
стовские районные совещания учителей пока-
сали, что передовой педагогический опыт
распространяется плохо. Центральный Ко-
митет КП(б) Белоруссии, обсудив итоги
прошлого учебного года в школах республи-
ки, потребовал от Министерства просвеще-
ния, партийных и советских органов репти-
тельного улучшения руководства работой
школы и органов народного образования, мо-
билизации сил учительства и советской об-
щественности на борьбу за повышение успе-
ваемости учащихся и преодоление второгод-
ничества, за всестороннее улучшение воспи-
	тательной работы в школе.   т

Органы народного образования должны
организовать глубокий и систематический
контроль за правильной постановкой учеб-
но-воспитательной работы в школах. Нуж-
нс обеспечить практическую помощь учи-
тельству в деле внедрения в учебную ра-
боту передового педагогического опыта. В це-
лях улучшения руководства школами и по-
становки педагогического контроля проводят-
ся семинары заведующих районными юотдела-
ми народного образования и постоянно дей-
ствующие семинары директоров и заведую-
щих школами. Органы народного образова-
ния, учительство и комсомольские организа-
ции должны наладить комсомольскую и пио-
нерскую работу во всех школах, направив ее
на дальнейшее укрепление учебной дисцип-
лины и повышение успеваемости.

Органы народного образования и ‘учитель-
ство Белоруссии имеют все возможности
образцово поставить работу школы.

П. САЕВИЧ.
Министр просвещения Белорусской ССР.
	Под руководством партии Ленина- Сталина,
при всесторонней помощи ‘русского народа
Советская Белоруссия преодолела тяжелое
‘наследие царского строя-—страшную экономи-
ческую и культурную отеталость-—-и преврати-
лась в республику высокоразвитой промыш-
ленности, крупного коллективного сельского
хозяйства ‘и передовой советской культуры.
Об огромном размахе культурного строитель-
ства в Белорусской ССР в годы советской
власти свидетельствуют следующие данные.
Если в 1914 году свыше 80 проц. населения
Белоруссии было неграмотным, то накануне
Великой Отечественной войны она стала
страной сплошной грамотности. В городах
Белоруссии был завершен переход к весоб-
щему семилетнему обучению. Успешно осу-
шествлялось семилетнее ‘образование и в
сельской местности. По сравнению с до-
октябрьским периодом число ‘учащихся в
начальных классах возросло в 4,6 раза, а в
пятых —десятых классах-в 26 раз.

Немецко-фашистсекие захватчики варвар-
ски уничтожили культурные учреждения
Белоруссии, Они разрушили и сожгли 6.808
лучших школьных зданий, все школьное
оборудование, весь ‹ двадцатимиллионный
книжный фонд школьных библиотек. С по-
мощью союзного правительства Белорусская
ССР уже восстанювила довоенную сеть школ.
В 1949/50 учебном году в Белоруссии рабо-
тало 11.160 школ (из них: 8.513 начальных,
2.664 семилетних и 583 средних). Число уча-
щихся в пятых -седьмых классах превзошло
довоенный уровень. Однако сеть средних
школ и контингенты -восьмых — десятых клас-
сов еще отстают от довоенного уровня.
	‚ В наступающем 1950/51 учебном у Бело-
русская ССР должна добиться дальнейшего
развертывания. всеобщего семилетнего обра-
зования, а также среднего образования. Сеть
семилетних школ республики в новом учеб-
ном году увеличивается на 241 единицу. Это
позволит в полной мере обеспечить перевод
всех выпускников четвертых классов в пятые
классы и расширить общий контингент уча-
щихся пятых-седьмых классов до 616 тыс.
человек. Сеть средних школ в республике в
новом учебном году увеличивается на 172 еди-
ницы, а контингент учащихся восьмых-
десятых классов. возрастает до 72 тысяч че-
ловек. В строй вступают новые школьные
здания, Всего за 1949 и 1950 годы вводится
новых школьных помещений на 160 тыс.
ученических мест.
	В новом учебном году удовлетворительно
решается вопрос ‘обеспечения учащихся
учебниками и школьно-письменными принад-
лежностями. В школы поступает 9,2 миллиона
новых учебников, 38 процентов учебников по
примеру прошлых лет дает нам . РСФСР,
Каждый учащийся Белоруссии в нынешнем
году. будет иметь почти полный комплект
учебников и необходимое количество тетра-
дей вполне ‘удовлетворительного качества.
В этом году’ улучшается снабжение школ
учебным оборудованием и наглядными посо-
биями. К новому учебному году во все сель-
скив начальные школы в централизованном
порядке направляется 10 тысяч арифметиче-
ских ящиков (конструкции заслуженного
учителя школ БССР т, Бирича) свыше ста
средних школ сельской местности получат
скомплектованные кабинеты по физике,
	В Белорусской ССР особенно остро стоит
вопрос об обеспечении школ учительскими
кадрами, В связи с увеличением числа семи-
летних и средних школ в республике потреб-
ность в преподавателях, особенно по таким
предметам, как русский язык и литература,
физика и математика, резко возросла.

‚бемилетние.и. средние школы республики
к новому учебному году получают 2,5 тысячи
новых преподавателей из выпускников уни-
верситета, педагогических и учительских
институтов. Кроме того, в текущем году
900 человек заканчивают заочные отделения
педагогических им учительских институтов,
Чтобы удовлетворить все возрастающие по-
	_Совершенствовать
педазоическое мастерство
	Советская школа накопила за годы своего
существования огромный опыт, Талантливый
советский педагог А. С. Макаренко, подводя
итоги своей тридцатилетней  педагогиче-
ской работы, сделал вывод; «Уже сей-
час я могу писать теорию», Как известно, Ма-
каренко действительно внес ценнейший вклад
в советскую педагогическую науку. Сейчас
многие учителя также могли бы сказать, что
они могут «писать теорию»: настолько богат и
ценен накопленный ими опыт, Теоретическое
	обобщение самими учителями собственного
	педагогического опыта, а также изучение и
распространение опыта передовых учителей
являются одним из важнейших условий
дальнейшего подъема работы советской шко-
лы на новую, более высокую ступень,

В августе этого года в Москве состоялось со-
званное Министерством просвещения РСФСР
и Академией педагогических наук совещание
передовых учителей школ Российской Феде-
рации, дающих своим учащимся прочные и
глубокие знания и в течение многих лет ра-
ботающих без второгодников. На совещании
	были заслушаны доклады учителей началь-
	ных школ, в том числе сельских, преподава-
телей ведущих учебных дисциплин, директо-
ров школ, руководящих работников отделов
народного образования. Учительница началь-
ных классов одной из ленинградских школ
т. Борина рассказала о ‘тех обязательных
правилах, которые она установила для
себя в практике своей работы: тшатель-
но готовиться к уроку и проводить его
интересно и содержательно, не теряя ни
одной минуты; вовлекать в активное уча-
стие в уроке всех учащихся, а не толь-
ко отличников; чаше ‘и систематичнее по-
вторять пройденное; осуществлять контроль
за работой учеников, индивидуально подходя
к каждому из них; не допускать отставания
учащихся, принимая в случае отставания
необходимые меры; вести постоянную работу
с родителями и т. д. Преподаватель литерату-
ры средней школы г. Москвы т. Фатеев. на
ярких примерах показал, какое болышое зна-
чение для воспитания школьников в духе со-
ветского патриотизма имеют творчески, инте-
ресно организованные кружковые, внекласс-
ные занятия по литературе. Учитель матема-
тики школы гор. Магнитогорска т. Ремизов
привез с собой на совещание более 1.200 уче-
нических тетрадей. с самостоятельными рабо-
тами учащихся как доказательство прочности
и устойчивости их знаний. Многие из учите-
лей рассказывали о строгом соблюдении ими
принципов советской педагогики и, в частно-
сти, правил дидактики. Каждый из высту-
павших.подчеркивал огромное значение вос-
питания учащихся в духе советского патрио-
тизма.
	Совешание с большой полнотой и вырази-
тельностью показало, в чем секрет успехов в
работе передовых учителей.

Передовые учителя исходят прежде всего из
твердого, проверенного на собственной прак-
тике убеждения, что все дети, обучающиеся в
советской школе, как правило, могут и долж-
ны успевать. Если ребенок не успевает, то
причины, в конечном счете, надо искать в
неудовлетворительной постановке педагоги-
ческой работы. Глубокая убежденность в том,
что каждый школьник может и должен успе-
вать, повышает у учителей чувство ответ-
ственности за результаты своего труда, уси-
ливает их творческие искания, Передовые
учителя тшательно готовятся к каждому уро-
ку: Их правило.— не иметь ни одного плохо-
го урока. Однако отдельные уроки, отдельные
приемы работы, дающие хорошие результаты,
сами по себе еще не решают успеха обучения
в целом. Практика показывает, что этот успех
достигается липть продуманной системой уро-
ков и домашних заданий, упражнений и сочи-
нений, лабораторных работ и практических
занятий на протяжении всего учебного года.
Система в работе учителя дает особенно боль-
шой эффект, когда она входит как органиче-
ская часть в систему работы всей школы.
Лишь при этом обеспечиваются правильная
взаимосвязь между преподаванием отдельных
учебных дисциплин, преемственность в рабо-
те младших и старших классов, продуманная
организация труда самих школьников, всесто-
ронняя связь обучения с внеклассной работой,
с жизнью пионерской и комсомольской орга-
низаций, с разнообразнейшими видами дея-
тельности детей,

Важнейшее правило в педагогической ра-
боте — вдумчивый подход к каждому ребен-
ку. Всестороннее знание детей, особенностей
их характеров, интересов, всего их внутрен-
него мира позволяет учителям внимательно
следить за учением каждого школьникаои
уверенно его направлять, Передовые учителя
высоко ценят активную творческую роль св-
мих учащихся в процессе обучения. Они
считают своим долгом возбуждать любозна-
тельность детей, чутко поддерживать и по-
ошрять всякое проявление смекалки, само-
стоятельноети мысли, активности, укреплять
в детях веру в свои силы, желание и готов-
ность преодолеть трудности учения. Пере-
довые учителя ясно отдают себе отчет в том,
что в борьбе за знания могучей силой явля-
ются комсомольская и пионерская организа-
ции в школе, возглавляющие дружный и
сплоченный детский коллектив.

Учитель — центральная ‘фигура советской
школы. Он должен прежде всего любить де-
тей, любить свой педагогический труд, лю-
бить науку, которую он преподает. В живой
творческой работе черпают учителя те бога-
тые душевные силы, которые нужны им для
сложной и ответственной педагогической ра-
боты. Высокая требовательность к самому
себе обязательна для учителя. Непрерыв-
ный теоретический рост, повышение идейной
вооруженности, умение быть на высоте тре-
бований современной науки, активное уча-
стие в общественно-политической жизни
страны, готовность без остатка отдать свои
силы служению социалистической Родине, —
таковы неотъемлемые черты советского учи-
теля.
	За последние годы на основе повышения
педагогического мастерства все большее ко-
личество учителей добивается работы без
второгодников при высоком уровне знаний
учащихся. В одной только Москве таких учи-
телей насчитывается более трех тысяч, а`по
всей Российской Федерации — около 10 ты-
сяч. Есть уже не только учителя, но и це-
лые школы, работающие без второгодников.
Среди участников совешания были ‘учителя,
которые работают ‘без второгодников сорок и
даже более лет. Предупреждение и значи-
тельное сокращение второгодничества зави-
сят от ряда условий, в том числе от условий
материально-хозяйственного и организацион-
ного порядка. Ликвидация сменности школь-
ных занятий, обеспечение учебниками каж-
дого учащегося, значительное пополнение
школ учебно-наглядным оборудованием, по-
вышение квалификации педагогического со-
става, улучшение всей системы методическо-
го руководства учителем, укрепление органов
народного образования — все это, несомнен-
но, важнейшие условия для преодоления BTO-
рогодничества, Однако ключ к решению этой
проблемы находится в первую очередь в ру-
ках самого‘ учителя. При повышении’ тре-
бовательности к себе каждый учитель мо-
жет добиться тех же результатов, что и
передовые учителя. Правда, здесь надо ре-
	 тнительно предостеречь от подмены борьбы
	за прочные и устойчивые знания учащихся
погоней за формальным повышением успе-
ваемости, от возрождения осужденного Цен-
тральным Комитетом ВКП(б) социалиетиче-
ского соревновегшия в учебной работе. Было
бы ошибкой огульно осуждать учителей,
имеющих  второгодников, не разобравшись
конкретно в причинах этого явления. Преодо-
ление второгодничества немыслимо иначе, как
на основе серьезной, глубокой, кропотливой
работы по повышению всего уровня препода-
вания и качества знаний учашгихся.

Совещание передовых учителей РСФСР
явилось важной вехой на пути обобщения и
распространения педагогического опыта. Пе-
дагогическое дело не терпит застоя и тра-
фарета. Задача состоит в том, чтобы повсе-
дневно изучать все новое, ценное, что вно-
сит в педагогический труд пытливая мысль
лучших учителей-патриотов, добиваться. на
основе широкого использования и расарост-
ранения передового опыта непрерывного
улучшения работы советской школы. Пусть
наступающий учебный год будет годом даль-
нейшего совершенствования педагогическо-
го мастерства советского учительства.
	^А. ДУБРОВИНА.
Зам. министра просвещения РСФСР.
	можно отнести к числу лучших страниц
романа. Роман хорошо передает веру боль-
певиков в победу революции. Он закан-
чивается описанием того, как после разгрома
декабрьского восстания арестованных рево-
люционеров ведут по городу. «Товарищи,
выше голову! Революция продолжается!» —
кричит арестованным Лука Матвеевич.
И Леон отвечает: «Товарищи, мы не лобе-
жденым :

Роман Мих. Соколова «Искры» не лишен и
крупных недостатков. Он очень растянут.
Описывая личные перипетии героев, автор не
всегда проявляет умение отбирать и типизи-
ровать жизненный материал, подчинять его
задаче раскрытия и обогащения того или ино-
го образа романа. Так, например, неизбеж-
ность разлада между Леоном и Аленой оче-
видна для читателя уже с первых дней их
брака, поэтому многие эпизоды их совместной
‚жизни нисколько не обогащают сложившееся
представление о героях.
	Стремясь к исторической точности, автор
перегружает роман выдержками из докумен-
тов, что местами приводит к хрестоматийно-
сти изложения, к появлению длиннот. Это осо-
бенно относится к третьей части романа.
Спорно разрешены в романе некоторые
образы. В романе отведено много места
Оксане Дороховой. Она родилась в семье кре-
стьянина-бедняка, но выросла в доме дворян
Задонсковых в Новочеркасске. Отсюда двой-
ственность Оксаны, колебания между двумя
лагерями. Но эти колебания. слишком резки,
мало мотивированы, недостаточно убедитель-
ны. Оксана связана с деятельностью подполь-
ных партийных организаций, сочуветвует
идеям освобождения рабочего класса, но выхо-
дит замуж за капиталиста Якова. Сама Окса-
на характеризует себя так: «Я не монархист-
ка, но и не социалистка. Я сама не знаю, кто
я» (стр. 634). Но вот развертывается револю-
ция, и в декабре 1905 года Оксана приходит на
баррикады, чтобы бороться против самодер-
жавия. Этот переход нельзя считать законо-
мерным. Она примыкает к движению в момент
нарастания революции, и нет уверенности,
что ее колебания кончены. Действия и слова
Оксаны показывают фе как человека мелкого,
эгоистичного, неспособного на серьезные дела.
	Образ главного героя Леона дан в романе
удачно. Но имеется преувеличение элементов
стихийности и бунтарства в его действиях.
Уже будучи руководителем стачечного коми-
тета и членом социал-демократической пар-
тии, Леон вдруг совершает террористический
акт — является на квартиру к инженеру Гали-
ну и убивает его. И этот акт не находит су-
рового осуждения со стороны руководителей
партийной организации.
	Недостатки романа «Искры» не могут, одна-
ко, изменить общую положительную оценку
произведения М. Соколова, рисующего карти-
ну пробуждения народных масс к революци-
онной борьбе и их борьбу против царизма и
капитализма под руководством большевист
		ской партии,
	 Болышой удачей автора является образ со-   люционеров ведут по городу.
		циал-демократа искровца Чургина. Стойкий
революционер-ленинец, Чургин вместе с тем
талантливый изобретатель и новатор. Сдер-
жанность и лаконичная ‘речь Чургина
хорошо подчеркивают его внутреннюю
силу, сочетающуюся у него с глубокой чело-
вечностью. Это проявляется и в отношении к
рабочим, которые чувствуют в нем своего за-
ступника, и в кругу домашних, где Чургин
выступает другом всей семьи Дороховых,
любящим мужем и отцом. Пользуясь огром-
ным авторитетом среди рабочих, он действует
с большим хладнокровием и решимостью. Все
действия Чургина проникнуты твердой уве-
ренностью в грядущей победе рабочего
дела, и эта уверенность передается ‘всем окру-
жающим. Большую роль автор отводит в ро-
мане представителю партийного центра Луке
Матвеевичу. К сожалению, образ Луки
Матвеевича нарисован бледнее, чем образ
Чургина. Его индивидуальные черты даны
бегло, а на сходках и партийных собраниях
автор заставляет Луку Матвеевича говорить
сухим, книжным языком.

В романе «Искры» 118 действующих лиц.
Естественно, что не все они обрисованы оди-
наково живо и выразительно. Но все же
многие персонажи романа, иногда, казалось
бы, второстепенные, хорошо запечатлеваются
в памяти читателя. Можно ясно представить
себе образы и членов семьи Дороховых, и За-
горулькиных, и казаков Егора Дубова и Сте-
пана Вострокнутова, и Ермолаича, и деда
	  Мухи, и шахтеров дяди Васи и Ивана Недай-
	воза, и рабочих Ткаченко и Бориса Лаврене-
ва, и деда Струкова, и мастера Горбова, и
многих других. Автор умеет создавать живые
человеческие характеры, показывать их в
развитии. Егор Дубов, в конце романа фрон-
товик, сочувствующий восставшим рабочим,
резко отличается от Егора в начале книги,
сельского волокиты и скандалиста. Жизнь
заставляет иначе взглянуть на окружающее и
набожного Ивана Горбова си крестьянского
сына Андрея. Тепло нарисован в романе
образ работницы Ольги Колосовой. Это чи-
стая и цельная натура, разделяющая взгляды
и стремления Леона. Автор показывает силу
этой работницы, глубоко преданной делу ре-
вэлюции. Рядом с такими стойкими револю-
ционерами, как Лука Матвеевич, Чургин,
Леон, Ольге особенно ничтожными кажутся
образы экономистов, меньшевиков и эсеров—
Ряшина, Кулагина, Полякова, Овсянникова.
Автор хорошо показал, что сила большевиков
в их неразрывной связи с массами. «Не про-
падет у Леона жизнь! И не скинут его. с
кручи, потому за ним-народ идет и поддер-
живает»,— говорит Игнат Сысоич о своем
сыне. И это действительно так.

М. Соколов ярко изображает общенародный
подъем в дни революции. Описание митин-
гов, демонстраций, вооруженного восстания
	Дом культуры
распространяет опыт
	передовиков
	В работе нашего Рождественского Дома
культуры Гатчинского района Ленинград-
ской области агротехническая пропаганда
занимает важнейшее место. Мы, например,
провели за последний год циклы лекций
«Мичуринские чтения», «Вильямсовские чте-
ния», лекции о сталинском плане преобра-
зования природы. При Доме культуры рабо-
тают  агротехнический и соотехиический
кружки. Весной этого года, когда началось
объединение мелких колхозов в крупные
мошные хозяйства, мы задумались над даль-
нейшим развертыванием агротехнической
пропаганды в новых условиях.

Началом такой работы в нашем Доме куль-
туры явился «День механизатора», проведен-
ный нами накануне уборки урожая.

В этот день в Дом культуры собралось
около 300 человек. Здесь были трактористы,
комбайнеры, механики МТС, председатели и
бригадиры колхозов, заведующие колхозны-
ми животноводческими фермами, колхозные
машиноведы, кузнецы, шоферы, работники
сельских электростанций. Все это были люди,
непосредственно связанные с механизацией
различных отраслей колхозного производ-
ства.

Программа «Дня“механизатора» была под-
чинена задачам пропаганды политики боль-
шевистской партии в области механизации
сельского хозяйства, достижений нашей
страны в этом деле, разъяснению преиму-
шеств крупных колхозов в использовании
машин во всех отраслях сельскохозяйствен-
ного , производства, распространению опыта
передовых механизаторов района. ‘

На зеленой поляне, напротив Дома куль-
туры, была организована выставка различ-
ных машин, С большим интересом участни-
ки «Дня механизатора» рассматривали но-
винки, выпущенные за последнее время за-
водами сельскохозяйственного машинострое-
ния,

В фойе Дома культуры была оборудована
выставка на .Temy «Сельское хозяйство
СССР—самое механизированнсе в мире».
Один из разделов выставки рассказывал о
механизации и электрификации сельского
хозяйства нашего района. На выставке были
помешены фотографии и показатели лучших
механизаторов района.

Участники «Дня механизатора» заслушали
доклад о состоянии и перспективах механи-
зации сельского хозяйства района, обменя-
лись опытом своей работы. Интересно про-
шла встреча с. учеными и специалистами
сельского хозяйства. Ученые рассказали, над
чем они работают сейчас в области механи-
зации. Председатели сельхозартелей расска-
зали о ряде конкретных проблем механиза-
ции колхозного производства, которые под-
сказывает первый опыт работы укрупненных
колхозов. Они призвали ученых к быстрей-
шему решению этих проблем в тесном содру-
жестве с механизаторами МТС и колхозов.

Механизаторы, собравшиеся в Доме куль-
туры, приняли на себя обязательства по
образцовому использованию машин и высо-
копроизводительной работе в период уборки
урожая.

Дом культуры повседневно популяризирует
опыт передовиков сельского хозяйства, орга-
низует встречи соревнующихся бригад МТС
< колхозными ‘полеводческими бригадами,
выпускает световую газету на тему меха-
низации, использует агитбригаду Дома куль-
туры, которая обслуживает колхозы.

Сейчас в Доме культуры идет подготовка к
вечеру механизаторов, посвященному итогам
уборки урожая. Однако нужно сказать, что
мы используем в этом ‘деле еше далеко не все
средства культурно-поосветительной и мас-
сово-политической работы.

Мы еще мало занимаемся популяризацией
‘опыта механизации животноводческих ферм,
колхозного овошеводства. Этому мешает
недостаток неглядных пособий по вопросам
механизации; Наши издательства мало из-
дают хороших производственных плакатов о
механизации животноводства и овоптеводства,
нет короткометражных кинофильмов на. эти
темы. Мало у нас еще и лекторов, читаюнгих
лекции по вопросам механизации сельского
хозяйства. у

Не помогает нам и областное издательство,
которое за последнее время не выпустило ни
одной книги 0б опыте передовых колхозов
в механизации различных отраслей колхоз-
ного производства..

П. СИМИРЯГИН.
Директор Рождественского Дома культуры.
	Совещание по пародному образованию
	нии был заслушан и обсужден доклад о
стоянии и мерах улучшения учебно-воспита-
тельной работы в школах области.
	Участникам совецания была прочитана лек-
ция о работах товарища Сталина по вопросам
языкознания,
		На днях в гор. Грозном состоялось област-
ное совещание по народному образованию. В
совещании приняли участие секретари район-
ных комитетов ВКП(б), председатели исполко-
мов райсоветов, лучшие учителя школ, комсо-
мольские и пионерские работники, работники
органов народного образования. На совеща-

‘Историческая тематика заняла большое ме-

сто в советской литературе, Метод социали-
стического реализма, ясное понимание писа-
телями движущих сил исторического процес-
са обусловили появление в нашей литературе
«подлинного и высоко-художественного исто-
рического романа» (Горький). Советские писа-
тели создали значительные произведения,
раскрывающие яркие страницы славного
прошлого ‘нашей Родины. Однако до сих пор
в нашей литературе не ‘получили должной
художественной разработки многие важней-
шие тсмы героической истории партии боль-
шевиков. Роман ростовского писателя М. Со-
колова «Искры» *, рисующий революционную
борьбу рабочих и крестьян и деятельность
первых большевистских организаций на юге
России, ‘заслуживает поэтому самого при-
стального внимания. .

1898 —1905 годы — вот хронологические рам-
ки романа «Искры». Это были годы подготов-
ки и проведения первой русской революции.
На историческую арену вышел русский про-
летариат; OH создал свою революционную
партию и под ее руководством поднялся сам
и поднял широкие-народные массы на штурм
царского самодержавия. В течение несколь-
ких месяцев революции в России сотни рево-
люционных социал-демократов выросли в ты-
сячи, тысячи стали вождями миллионов. Про-
летарская борьба вызвала брожение среди
крестьянства и нашла отклик в армии. «Ta-
ким образом колоссальная страна со 130 мил-
лионами ‘жителей вступила в революцию, та-
ким образом дремлющая Россия превратилась
в Россию революционного пролетариата и ре
волюционного народа» (Ленин). Но вступле-
ние России в революцию было подготовлено
всей предшествующей борьбой пролетариата
и его партии. Роман М. Соколова повествует,
как из искр; брошенных `большевиками-
ленинцами, разгорается ‘пламя революцион-
ного пожара.

Действие романа начинается в казачьей
станице Кундрючевке. Автор показывает про-
цесс расслоения ‘крестьянства и. казачества
этой станицы, обнищание большинства и рост
хишного кулачества. Затем действие романа
развертывается в. угольных и металлургиче-
ских центрах юга России, на шахтах и огром-
ном металлургическом заводе. Писатель
рисует картины невыносимо тяжелого тру“
да шахтеров ‘и рабочих, первые, выступле-
ния промышленного пролетариата против хо-
зяев, сначала стихийные, а затем под руко-
водством партии, принимающие все более
сознательный и организованный характер. Во
второй половине. романа в центре внимания
оказывается борьба сторонников ленинской
«Искры» с экономистами, борьба большевиков
с меньшевиками, массовые демонстрации и
забастовки кануна революции и, наконеи,
революционные события 1905 года вплоть до
декабрьского вооруженного восстания.

Изображая ‘жизнь станицы, шахты, завода,
автор воссоздает картину борьбы социальных
	.*. Мих. . Соколюв.`Иекры. Роман в пяти ча-
стях. «Советский писатель», 1949. —
	О романе М. Соколова «Искры»
	тор в результате притеснений и происков со
стороны богачей. Но и в городе и на шах-
тах в Александровске он видит такое же
жалкое и приниженное положение простых
людей, как и в родной Кундрючевке. И в его
уме все чаще возникают вопросы: «Почему
так несправедливо устроена жизнь людей?
Кто разделил их на бедных и богатых, на
счастливых и обездоленных и дал одному. бе-
лый хлеб, а другому — черный? Почему судь-
ба опекает не всех одинаково? Кормит по-раз-
ному? Блюдет по выбору?» (стр. 201). с

На квартире у Чургина по вечерам соби-
раются ‘рабочие. Леон слышит незнакомые
слова и впервые узнает о статьях Ленина.
Смысл этих разговоров ему еще не ясен, но в
нем растет и крепнет чувство социального
протеста, он отказывается от заманчивого
предложения Якова Загорулькина стать
управляющим его имением. Леон чувствует,
что они разные люди с Яковом, что им не по
пути. Под влиянием Чургина и рабочих-шах-
теров Леон становится на путь революцион-
ной борьбы. Не легко дается ему рёволю-
ционная наука. Протест Леона носит внача-
ле стихийный бунтарский характер. Но лишь
со временем, упорно работая над собой, Леон
усваивает партийную дисциплину. Автор хо-
рошо владеет жизненным материалом, ему
особенно удаются массовые сцены, где дей-
	ствуют и подают реплики одновременно де.
сатки лии. С большой реалистической силой
	изображены в романе такие эпизоды, как под-
строенная подрядчиками авария лебедки, об-
вал шахты и последовавшая за этим стачка
рабочих. и

Леона увольняют как активного участни-
ка стачки. Он устраивается на один из круп-
нейших металлургических заводов Юга. Там
он принимает участие в еще более крупных
классовых битвах и окончательно складывает-
ся как революционер, социал-демократ. Когда
в Югоринск приезжает представитель партий-
ного центра ленинец Лука Матвеевич и раз-
горается борьба между искровцами и эконо-
мистами, Леон и другие рабочие социал-де-
мократы становятся на сторону искровиев, а
затем, после раскола на втором съезде пар-
тии, на сторону ‘большевиков. Леон подни-
мается на новую ступень революционной
борьбы — он делается профессиональным ре-
волюционером-большевиком. Выбор сделан, и
теперь уже ни преследования самодержавия,
ни трудности борьбы, ни неудачи личной
жизни не могут сломить непреклонной воли
рабочего-большевика и заставить его свер*
нуть е избранного пути. Леон руководит борь-
бой рабочих Югоринска в 1905 году, возглав-
ляет Совет рабочих депутатов и декабрьское
вооруженное восстание. Из рядового рабоче-
го он вырастает в вожака масс, смело веду-
щего рабочих на штурм самодержавия.

сил в России того времени. Действие романа
развивается на широком историческом фоне,
и, хотя о территориально ограничено, в
нем находят отражение деятельность ленин-
ской «Искры» и П съезд Российской социал-
демократической партии, Батумская демон-
страция 1902 года и Бакинская стачка
1904 года; русско-японекая война и «кро-
вавое воскресенье» в Петербурге ПЛ съезд
партии и Всероссийская политическая
стачка в октябре 1905 года, деятельность
Советов рабочих депутатов и декабрьское
вооруженное восстание и много других важ-
ных событий предреволюционного и револю-
ционного времени. Читатель наглядно видит,
как работают местные революционные социал-
демократические организации и как их дея-
тельность руководится из единого партийного
центра, вдохновляется и направляется стать-
ями и указаниями Ленина и Сталина. Автор
показывает, как устанавливается и укреп-
ляется связь между русскими искровцами и
грузинскими социал-демократами, руководи-
мыми товарищем Сталиным.

Лица, действующие в романе «Искры»,
представляют различные социальные группы.
Типичен образ кулака Нефеда Загорулькина
с его безудержной страстью к наживе, само-
дурством и’ деспотизмом. Характерна сцена,
когда он пробует новую лобогрейку на пше-
нице бедняка Дорохова, не имея терпения
доехать до собственного ‘надела. Нефед За-
горулькин держит в своих руках станичные
власти; опутывает долгами мужиков и бедных
казаков и croHset их с земли. Егор Дубов,
способный потягаться с Загорулькиным упор-
ством и неукротимостью нрава, разоряется в
неравной борьбе с богатеем. Одной из наи-
более колоритных. фигур романа является
сын Нефеда Загорулькина — Яков. Он выра-
стает в гораздо более крупного и еще бо-
лее хишного эксплуататора, чем отец. Уехав
из хутора, Яков становится крупнейшим
дельцом и помещиком нового капиталистиче-
ского типа, А рядом с ним еще держатся по-
мещики-дворяне, беспутно проводящие жизнь,
вроде Френина и Чернопятова. И все они не-
навидят революцию животной ненавистью и
готовы на. любые преступления, чтобы . от-
стоять свою власть и свое богатство.

Этому миру хищников противостоит в ро-
мане мир простых и скромных тружеников,
стремящихся вырваться из омута рабства и
нищеты и в конце концов с помощью рево-
люционных. социал-демократов находящих
путь к светлому будущему. Центральный об-
раз романа — Леон Дорохов, вначале кресть-
янин-бедняк, затем рабочий, выросший в
большевика-ленинца, одного из вожаков ре-
волюционного движения в крае. Сложен и
труден жизненный путь Леона. Автор сумел
показафь  Леона в` процессё ’ становления,
идейного роста, Леон вынужден покинуть ху-