ST августа 1950 г., № 24 (152)
	8 EP Cra hg EEL

2 en abe sale ey dad

развития искусства
	‚ кусств нередко заказывало пьесы случайным
авторам и халтурщикам.

Серьезным недостатком в работе театров
является то, что репертуар в театрах зачастую
формируется келейно. Репертуарные планы,
как правило, не обсуждаются среди KOAACK-
тивов театров. Принимаемые к постановке
ньесы общественностью театров предваритель-
но не рассматриваются. Конференции зрите-
лей и встречи трудящихся республики с
актерами и режиссерами проводятея редко.
Театры мало выезжают для обслуживания
населения отдаленных районов республики.

Деятельность Государственной карело-
финской филармонии ограничивается глав-
ным образом городом Петрозаводском и дву-
мя-тремя близлежащими городами, Боль-
шинство же районов республики системати-
чески остается без концертного обслужива-
ния. Исполнительские кадры филармонии
очень слабы. Творческий состав не уком-
плектован. Качество большинства концертов
невысокое, поэтому они не пользуются успе-
хом среди населения республики. Крупным
пробелом в культурной жизни республики
является отсутствие симфонического орке-
стра. Лишь в небольшой степени этот пробел
восполняется струнным квартетом им. Рим-
ского-Корсакова, коллектив которого ведет
большую работу в районах республики, об-
служивая колхозы, лесоразработки, лесоспла-
вы и рыбные промысла. Несмотря на то, что
Карело-Финская ССР обладает ценными хо-
ровыми кадрами, в республике до сих пор
не’ создан профессиональный хор народной
песни.

Союз композиторов за последние годы
не организовал ни одного выезда по’ сбо-
ру новых народных мелодий и не про-
водил творческих командировок в кол-
хозы, на лесоразработки и рыбные промысла.
Союз писателей Карело-Финской республики
и Дом народного творчества не имеют тес-
ного и постоянного общения со сказителями
и народными поэтами и не оказывают им
творческой помощи. Многие ценные произве-
дения поэтического народного творчества
остаются еще не записанными.

Совет профсоюзов Карело-Финской ССР,
республиканские комитеты профсоюзов и
Управление культпросветучреждений не ока-
зывают систематической помощи самодея-
тельному искусству. О работе театральных,
музыкальных и хоровых коллективов клубов
и Домов культуры заботятея только в период
смотров. Семинары и курсы повышения ква-
лификации руководителей самодеятельности
не проводятся. :

Недостатки в развитии. карело-финского
искусства объясняются прежде всего тем, что
руководящие партийные и советские органы
республики не уделяют этим вопросам
должного внимания, Они плохо вникают в
работу отдельных творческих коллективов и
организаций и не направляют их деятель-
ность на более широкое обслуживание насе-
ления республики. Почему, например, рес-
публиканский театр русской драмы летом
1950 года не показал свои лучшие спектакли
трудящимся гг. Беломорска, Сегежи, Медве-
жьегорска, Олонца, Сортавала и других цент-
ров республики?

Республиканская и местная печать не по-
могает развертыванию критики и самокрити-
ки в творческих коллективах. В публикуемых
рецензиях, как правило, отсутствует серьез-
ный, квалифицированный разбор постановок
и пьес, который помогал бы коллективам со-
здавать полноценные произведения. О явле-
ниях музыкальной жизни и изобразительного
искусства в газетах почти ничего не публи-
куется. .

Комитет по делам искусств при Совете Ми-
нистров СССР, оргкомитет Союза советских
	художников СССР и Союз советских компо-
	зиторов не интересуются состоянием искус
ства в Карело-Финской ССР. Им следует ока-
зать серьезную помощь местным организа-
циям, чтобы поднять на новую ступень ис-
	кусство республики.
С ТУРМАЧЕВ.
	важных задач
	цы» «Итичьи базары Восточного Мурмана»,
	 «Сельекохозяйственное значение чайки-хохо-
	туньи», «Случай залета: черноголового хохо-
туна в предгорную часть Северной Осетии»
и др.

В Москве существует еще одно Обще-
ство — Всероссийское общество строительства
и охраны зеленых насаждений. Деятель-
ность этого Общества тоже мало попу-
лярна. Общество не имеет своих отделений
в городах, областях и республиках; у него
нет даже членских билетов, ‘и оно выдает
гвоим членам временные квитанции,
	Работой обоих Обществ никто не зани-
мается и не руководит ими. В Обществе охра-
ны природы уже два года нет председателя.

В современных условиях, когда советский
народ работает над осуществлением сталин-
ского плана преобразования природы, когда
мичуринская агробиология стала достоянием
народа, развиваются лесонасаждение и са-
доводетво, нельзя мириться © подобным о0-
стоянием Обществ, призванных привлекать
широкие массы населения к активному со-
	действию охране природы.

ПО МАТЕРИАЛАМ. ГАЗЕТЫ
_ «КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ»
			МУЖЕСТВЕННЫЙ БОРЕЦ ЗА МИР
	«Надо убить войну во чреве всех стран» —
так сказал на исходе первой мировой войны
французский писатель Анри Барбюс в сво-
ей замечательной книге «Огонь».

Война, непосредственным участником ‘ко-
торой был Барбюс, открыла ему глаза на
окружающий мир. Барбюс понял, что вой-
на — это чудовищное преступление против
народов, затеянное кучкой фабрикантов
смерти, «кастой свирепой, жадной и жесто-
кой». Книга Барбюса «Огонь» явилась пла-
менным призывом покончить се кровавым
безумием капитализма, который возвел в за-
кон истребление миллионов людей ради на-
живы и обогащения кучки эксплуататоров.
Герои «Огня» приходят к пониманию про-
стой, но великой истины: «Люди созданы,
чтобы быть мужьями, отцами, людьми, а не
зверьми, которые друг друга ненавидят, тра-
вят, режут» Барбюс показал, какой глубо-
чайшей пропастью разделены фронт и тыл
в захватнической империалистической вой-
не: на Фронте-—обманутые «пролетарии 6б0-
ев», переносящие неисчислимые страдания
войны, в тылу - преуспевающие торговцы
смертью, подсчитывающие барыши — плату
за человеческие жизни, осиротевшие семьи,
разрушенные очаги... р :

Барбюс нарисовал яркую картину рожде-
ния нового, революционного сознания у
тружеников, одетых в солдатские шинели.
Лучшие, волнующие страницы «Огня» по-
священы трудному, но радостному прозре-
нию простых людей, начинающих понимать,
-УТО «существует различие между людьми, бо-
лее глубокое, более резкое, чем различие
между нациями, — явная, глубокая, поистине
непроходимая пропасть между людьми од-
ного и того же народа, между теми, кто тру-
дится и страдает, и теми, кто на них нажи-
вается; между теми, кого заставили пожерт-
вовать всем, до конца отдать свою силу, свою
мученическую жизнь, и теми, кто их топчет,
шагает по их трупам и преуспевает».

Книга Барбюса решительно противоестала
морю лжи, наполнившему империалистиче-
скую литературу о. войне. Она страстно го-
ворила всему миру о самом важном: о пра-
ве людей на жизнь, на мир, на труд, на со-
зидание. К Барбюсу потекли потоки пи-
сем, полных признательности за слова ве-
ликого гнева и великой правды. Многочис-
ленные прислужники поджигателей войны в
прессе и в парламенте пытались затоптать
в грязь книгу Барбюса, но она завоевала
широкую популярность в массах. Она бы-
ла принята на вооружение передовым че-
ловечеством в его борьбе за мир и соци-
альный прогресс.

Роман «Ясность», написанный вслед за
«Огнем», был вторым могучим ударом Бар-
бюса по лагерю врагов мира. Самое назва-
ние романа хорошо выражает смысл слож-
ного и трудного. пути, пройденного Симо-
ном Поленем, от обывателя, зараженного
предрассудками, до человека, прозревшего
в ходе империалистической войны и став-
шего ее непримиримым противником. Импе-
риалистические хищники потеряли в лице
Симона Полена своего раба и солдата. В ро-
мане «Ясность» с новой силой Барбюе вы-

разил неодолимую тягу к миру миллионов

трудящихся. Над израненными войной по-
лями Евроны громко прозвучали пламенные
слова Барбюса: «Чтобы уничтожить войну,
надо уничтожить капитализм, который ее
порождает... Мир — это спокойствие, выте-
кающее из труда».

В. И. Ленин высоко оценил книги Барбю-
са. Он писал: «Одним из особенно нагляд-
ных подтверждений повсюду наблюдаемого,
массового явления роста революционного со-
знания в массах можно признать романы
Анри Барбюса: «Ге feu» («B огне») и «Сане»
(«Ясность»)... Преврашение совершенно не-’
вежественного, целиком подавленного идея-
ми и предрассудками, обывателя и массови-

ка в революционера именно под влиянием -

войны показано необычайно сильно, талант-
ливо, правдиво». :

На жизнь и творчество Анри Барбюса мо-
гучее влияние оказала Великая Октябрьская
социалистическая революция, возвестившая
наступление новой эры в истории человече-
ства, эры социализма. Октябрьская револю-
ция помогла Барбюсу стать писателем-три-
буном, пламенным, непримиримым борцом
против войны и реакции, знающим, что нуж-
но делать, чтобы навсегда положить конец
кровавым империалистическим войнам и же-
CTOKOMY угнетению трудящихся. Барбюс стал

горячим защитником великой страны социа-
лизма -- Советского Союза и в 1923 году всту-
пил в ряды коммунистической партии Фран-
ции. Барбюс ‘писал ‘тогда в газете «Юмани-
те», что вступает в партию, которая по сво-
ей сплоченности и размеренной последова-
тельности своих усилий является уже про-
образом будущего человечества. «Великое
сердце этого организма бьется в великой
стране, такой жизненной и такой новой».

Анри Барбюс неутомимо боролся за спло-
чение сил мира, прогресса и демократии.
Он явился организатором группы «Клярте»,
объединившей прогрессивных писателей
разных стран, и «Лиги бывших фронтови-
ков». Он выступал ‘на ‘многочисленных с0-
браниях и митингах во Франции, Германии,
Бельгии; Австрии, Швейцарии... Барбюс был
организатором Веемирного конгресса «Дру-
зей СССР», Международного объединения
писателей и художников, Международного
антивоенного конгресса в  Амстердаме, при-
нимал участие в Международном антивоен-
ном конгрессе молодежи, в Международном
конгрессе писателей в защиту культуры и
других конгрессах.

Статьи, речи Анри Барбюса и манифесты,
объединенные в книгах «Слова борца»,
«Свет из бездны», проникнуты силой мо-
гучего. революционного ‘пафоса, беспошад-
ной логикой мысли, неотразимостью аргу-
ментации. Империалистическим выродкам,
юрганизовавишим интервенцию против Со-
ветской России, лучиий сын французско-
го народа — Анри’ Барбюс еще в октябре
1919 года бросил грозные слова, полные му-
жества и силы: «..мы обвиняем их, этих недо-
стойных представителей, не нации, нет, но
касты, в том, что они, в целях сохранения
своего гнуеного социального строя, стремят-
ся искоренить в зародыше слишком убеди-
тельный и слишком блестящий пример, пред-
принимают войну и блокаду, стоящую мил-
лиарды, тормозят развитие мировой торгов-
ли, нагромождают миллионы жертв и ведут
дело к новым войнам. Мы обвиняем их в том,
что они ускоряют гибель Франции и бесче-
стят Францию».

Анри Барбюс выступил как непреклонный
и мужественный враг фашизма. Он одним
из первых протестовал против каннибаль-
ских преступлений немецких фашистов, сжи-
гавших на кострах величайшие ценности ми-
ровой культуры. Он стал на защиту Геор-
гия Димитрова, когда гитлеровцы организо-
вали над ним процесс. А. Барбюс опублико-
вал тогда заявление «Будем судить судей».
Он выступил со статьей «Знаешь ли ты
Тельмана?», когда фашизм готовил расправу
над вождем германского рабочего класса. Он
обратился с письмом к германскому народу,
слова которого звучат особенно актуально в
наши дни, когда растет и крепнет новая, де-
мократическая Германия. «Будущее, — писал
Барбюс в этом письме, — в руках тех, на чьей
стороне правда, ибо на их стороне логика
жизни против логики смерти.

Мы протягиваем вам руку во имя торже-
ства народных масс, которые поднимаются
повсюду, которые уважают и восхищаются
СССР, этой страной, чьи принципы, чья
борьба за мир до сих пор содействовала от-
срочке войны».

Где бы ни был Барбюс, взоры его непре-
станно обращались к советекому народу и
великому вождю — товарищу Сталину. В за-
мечательной книге «Сталин» выдающийся
французский писатель и публицист расска-
зал о «человеке, через которого раскрывает-
сея новый мир», показал; как возникают очер-
тания нового мира, в котором все воодущшев-
лено волей Сталина, гением Сталина. Вели-
чественный образ товарища Сталина — вож-
дя и учителя трудящихся всех стран — встает
со страниц книги Барбюса как воплощение
лучших чаяний человечества. ^

Сегодня, когда миллионы простых людей
заявляют о своей непреклонной решимости
отстоять дело мира, с новой силой звучат
страстные слова Анри Барбюса в защиту
мира, против империалистических поджига-
телей новой войны.

‹ «Пусть его жизнь, его борьба, его чаяния
и перспективы, — писал о Барбюсе товарищ
Сталин, — послужат примером для молодого
поколения трудящихся всех стран в деле
борьбы за освобождение человечества от ка-
питалистического рабства». Барбюс живет и
сегодня. Он с нами, он в первых рядах бор-
	цов за мир! :
А ИВАШЕНКО.
	К 15-летию со дня смерти Анри Барбюса
	Некоторые вопросы
	В Карело-Финской ССР, как и в других со-
ветских республиках, растет и развивается
национальное по форме, социалистическое
по содержанию искусство.

Серьезные успехи достигнуты в Карело-
Финской ССР в деле улучшения репертуара
театров. На сценах республиканских театров
ведущее место стали занимать произведения,
посвященные современной советской действи-
тельности. Государственный Карело-Финский
драматический театр с успехом поставил на
финском языке пьесы: &За тех; кто в море!»
Б. Лавренева, «Великая сила» Б. Ромашова,
«Чужая тень» К. Симонова и другие. Удачно
были поставлены пьесы: Я. Ругоева «Огни
марикоски»—о восстановлении карельских
колхозов, Алексиса Киви «Куллерово» на тему
«Калевалы», Э. Грина «Ветер с юга». Послед-
ний спектакль был удостоен в 1950 году
Сталинской премии, Республиканский театр
русской драмы осуществил постановку на
высоком идейно-художественном уровне пье-
сы «Счастье» по роману П. Павленко, «Два
лагеря» А. Якобсона и некоторые другие.
В результате улучшения репертуара в Каре-
ло-Финской ССР значительно повысилась
посегцаемость театров и укрепилось их фи-
нансово-хозяйственное состояние. Г

Ряд ценных произведений создали компо-
зиторы Карело-Финской ССР. Заслуженным
успехом пользуются симфония. «Богатыри
леса» и другие произведения молодого ком-
позитора Г. Синисало, а также музыка и
песни К. Раутио, Р. Пергамента, А. Вишка-
рева и других. Большую работу среди трудя-
щихся республики ведет государственный
ансамбль карело-финской песни и пляски
«Кантеле». Он успешно выступает в районах
республики, в том числе и отдаленных, обслу-
живая лесорубов и колхозников. В программе
выступлений ‘ансамбля «Кантеле» большое
место занимают произведения советских ком-
позиторов на современные темы, многие из
которых написаны карело-финскими авто-
рами.

Особенно широкое развитие получило в
республике народное творчество. В Карело-
Финской ССР растет и крепнет художе-
ственная самодеятельность. Видное место в
ней занимает хоровое пение. Колхозные
хоры Петровского, Сегозерского, Шелтозер-
ского и некоторых других районов добились
серьезных творческих достижений и поль-
зуются большой любовью среди населения.
Некоторые из них создали новые современ-
ные народные песни, отличающиеся высоким
патриотизмом и жизнерадостностью. Глубоко
народные по форме, они исполняются теперь
многими хорами республики. В Карело-Фин-
ской ССР получило широкое распространение
устное поэтическое народное творчество. За-
мечательные сказы и руны народных твор-
цов, исполняющиеся на русском и финском
языках, пользуются большой популярностью
в народе и известны далеко за пределами
республики: Сказители сочиняют новые вдох-
новенные руны и сказы на современные со-
ветские темы.

Однако в развитии карело-финского искус-
ства имеются серьезные недостатки, мегша-
ющие его дальнейшему успешному продви-
жению вперед. На сценах республиканских
	театров был поставлен ряд безидейных, мало-
	художественных произведений. В репертуаре
театров мало драматических произведений
русских классиков, в том числе А. М. Горь-
кого. Поставив же пьесы А. Чехова «Вишне-
вый сад», «Дядя Ваня» и А. Островского «Бес-
приданница», карело-финские театры не суме-
AM правильно и глубоко раскрыть их содер-
жание.

Крайне редко ставятся пьесы, показы-
вающие жизнь и борьбу трудящихся респуб-
лики. Союз советских писателей Kapeao-
Финской CCP, республиканское Управ-
	ление по делам искусств и руководители
	театров не проявляют должной заботы о со-
здании пьес на эти темы, не ведут работы
по выращиванию и воспитанию драматургов,
Республиканское управление по делам ис-
	В стороне от
	Всероссийское общество охраны природы
существует с 1924 года. Оно является доб-
ровольной общественной организацией, при-
званной вести массовую работу, связанную
с пропагандой естественно-научных знаний,
охраной природы и содействием выявлению
местных природных богатств.
	Устав Общества предусматривает привлече-
ние широких слоев населения — рабочих, кол-
хозников, интеллигенции-к изучению и
охране природы. Целью Общества являются
содействие культурному строительству, про-
паганда Знаний о природе‘и воспитание чув-
ства любви к сопиалистической Родине.
	Столь важные задачи, к сожалению, Обще-
ством охраны природы выполняются плохо.
	`Обтцество не стало массовой организацией:

количество его членов крайне ограниченно.
В болышинетве областей, краев и автоном-
ных республик Общество не ведет никакой
работы и не имеет своих отделений. Весь
актив Общества составляет всего 2.265 чле-
нов, которые находятся главным образом в
Москве. В колхозах и совхозах совсем He
знают о существовании такого Общества.
	Обществом охраны природы издаются ли-
тература, книги, плакаты. Но не план пре-
образования природы, не орошение засуш-
ливых районов, не развитие животноводства
являются темами трудов, издаваемых Обще-
ством, В сборниках Общества публикуются
статьи, представляющие частный интерес,
как, например, «Об оседлости большой сини-
	в Карело-Финской ССР
	ор рии

ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ
	«В отрыве от жизни»
	Под таким заголовком в газете «Бультура
и жизнь» была напечатана статья К. Василь-
ева, в которой подвергались критике работа
Института географии Академии наук СССР и
методологические ошибки в трудах директо-
ра этого института академика А. Григорьева.
Статья широко обсуждалась на заседаниях
кафедр географических факультетов многих
высших учебных заведений. В резолюциях,
принятых на этих заседаниях, отмечается
правильность статьи и предусматриваютея
мероприятия, направленные к улучшению
научно-исследовательской работы в области
географии и преподавания географических
дисциплин в вузах:

Статья «В отрыве от жизни» обсуждалась
также на заседании Ученого совета Институ-
та географии Академии наук СССР. Ученый
совет отметил в своем постановлении пра-
вильность статьи. Однако вместо принци-
пиальной критики ошибок в трудах академи-
ка А. Григорьева Ученый совет лишь декла-
рировал необходимость. продолжить критиче-
ский разбор его теоретических работ. Не на-
ла правильной оценки в постановлении
Ученого совета и практическая деятельность
института, руководимого академиком А. Гри-
горьевым. Это постановление, перечисляя «на-
метившиеся положительные сдвиги» и раз-
личные «достижения» в работе института в
1949—1950 годах, в то же время содержит мало
конкретных мероприятий по перестройке
деятельности института.

Недавно работа Института географии обсу-
ждалась на заседании президиума Академии
наук СССР. Президиум признал деятельность
Института географии за последние годы и ра-
боту академика А. Григорьева по руководству
институтом неудовлетворительной. Отмечена
ошибочность ряда теоретических положений
академика А. Григорьева, а также отсутствие
критики и самокритики в Институте геогра-
фии; отсутствие связи института с географи-
ческими учреждениями страны, неправиль-
ные формы и методы организации и плани-
рования научной работы. Президиум Акаде-
мии наук наметил ряд конкретных мер, на-
правленных к устранению недостатков и
ошибок в работе Института географии, а так-
же к укреплению научных кадров в области
географии. В целях преодоления серьезных
недостатков в научно-исследовательской ра-
боте Института географии Академии наук и
других научных учреждений, занимающихся
разработкой методологических вопросов гео-
графии, намечено также пирокое обсуждение
состояния и задач географической науки в
СССР.
	«06 одном неудачном словаре»
	Начальник Главного управления по делам
полиграфической промышленности, изда-
тельств и книжной торговли при Совете Ми-
нистров СССР в приказе по управлению отме-
тил, что в словаре русского языка (состави-
тель С. И. Ожегов), выпущенном“ Государ-
ственным издательством иностранных и на-
циональных словарей, допущены серьезные
ошибки, которые справедливо отмечала газе-
та «Культура и жизнь» в опубликованной
статье «Об одном неудачном словаре».
Дано указание переработать словарь, устра-
нить имеющиеся в нем недостатки и обсу-
дить исправленную рукопись словаря в на-
учных учреждениях И среди читателей.
	«Оживить работу Союза
советских архитекторов»
	Президиум правления Союза советских ар-
хитекторов признал правильной критику недо-
статков деятельности Союза, данную в статье
«Оживить работу Союза советских архитекто-
ров» («Культура и жизнь» от 20 августа). Об-
суждению задач, стоящих перед Союзом совет-
ских архитекторов, посвящается очередной
ХИ пленум правления Союза, созываемый в
ближайшее время в Москве. Президиум прав-
ления Союза предложил правлению московско-
го отделения и всем организациям Союза об-
судить свою работу в свете выдвинутых в

статье вопросов улучшения всой деятельно-
сти Союза советских архитекторов.
	Английское кино на поводу у Голливуда
	Кино в современной Англии является
одним мз средств империалистической про-
паганды. Многие кинофильмы выпускаются в
Англии специально для того, чтобы внушить
зрителю, что в общественной жизни и на про-
изводетве буржуазии должна ‘принадлежать
руководящая роль и что рабочим не прожить
без хозяев и одного дня. Яркий пример такой
лживой демагогии —демонстрируемый сейчас
в Лондоне кинофильм «Шанс в жизни».
Фильм показывает, как рабочие маленького
машиностроительного завода, производящего
плуги, объявили забастовку протеста против
увольнения их товарища за отказ выполнить
распоряжение владельца завода Дикинсона.
В ответ на эту забастовку разгневанный хо-
зяин бросает свой завод. Тогда рабочие пы-
таются управлять заводом сами, но у них ни-
чего не выходит; они постоянно наталкивают-
ся на непреодолимые трудности. В тот мо-
мент, когда положение рабочих становится
безвыходным и они совершенно падают духом
от сознания своей беспомощности, на заводе
появляется хозяин Дикинсон, который: быстро
пускает в ход остановивтийся завод.
	В другом фильме—«Хозяин Бэнкдэма» зри-
телю стараются внушить, что непорядки в ка-
питалистической промышленности происхо-
дяф якобы литпь в результате неумелого под-
хода к делу со стороны некоторых неспособ-
ных к руководству капиталистов. В фильме
проводится мысль, что если заводами и фаб-
риками будут управлять «разумные» капита-
листы, то все пойдет прекрасно и рабочим
незачем будет бастовать.
	Та же ложь, долженствующая доказать, что
никаких непримиримых противоречий в ка-
питалистическом обществе не существует,
характерна для кинофильмов «Звезды смотрят
вниз» и «Голодная гора». Даже сюжеты произ-
ведений Ч. Диккенса—«Николай Никкльби»,
«Большие ожидания», «Оливер Твист» —извра-
щенно использованы в фильмах того же на-
звания не для раскрытия страшной картины
социальных пороков английского буржуазно-
го общества, показанных великим писателем,
а, наоборот, для восхваления этого общества.
	Демонстрация фильмов отдельных прогрес-
сивных деятелей кино, разоблачающих капи-
талистические порядки, наталкивается в Ан-
глии на всяческие препятствия. Такие филь-
мы обычно снимаются с экрана.
	Темой многих кинофильмов является вос-
храление грабительских империалистических
войн Англии. Войны англичан на Ближнем
Востоке, в Африке, Индии и других странах,
сопровождавшиеся массовым истреблением
народов и уничтожением их богатств, изобра-
жаются в кинофильмах как «миссии доброй
воли». Например, в кинофильме «Три пера»,
поставленном в студии Корда, грабительские
отряды английского генерала Китченера, про-
пелшего в конце ХТХ века по Египту огнем
	Адрес
	и мечом, лживо изображены великодушными.
и гуманными.

За последнее время английское кино ‘все
шире используется для идеологической под-
готовки населения к новой мировой войне
и восхваления агрессивной политики лейбо-
ристекого правительства. Все больше филь-

мов посвящается популяризации английских
вооруженных CIA.
	Обращает на себя внимание огромное чиело _
	детективных фильмов. ПТироко показывая в
кино преступления, создатели фильмов ста-
раются вытравить у зрителей все гуманные
чувства, привить им грубость и жестокость,
способность не только хладнокровно смотреть
на преступления, но и совершать их против
беззащитных мирных людей. Понятно, что
эти фильмы оказывают разлагающее дей-
ствие на зрителей и особенно на молодежь.
В 1947 году в Англии был выпушен кино-
фильм «Ненужный человек», в котором пока-
зывается ограбление банка в одном из горо-
дов Северной Ирландии. Вскоре после мас-
совой демонстрации этого фильма на экра-
нах английской столицы группа юношей в
возрасте 15—17 лет ограбила ювелирный ма-
газин на Бейс Уотер в Лондоне. Преступники
были пойманы. Когда одного из них епроси-
ли о причинах, которые толкнули его на пре-
ступление, он, не задумываясь, ответил,
что на него повлиял фильм «Ненужный че-
ловек». Некоторое время спустя другая груп-
па молодых людей под влиянием того же
фильма убила мотоциклиста, помешавшего им
ограбить кассу кинотеатра в Ло::доне. Таким
образом английские фильмы так же, как аме-
риканскис, калечат душу молодого челозека,
готовя из него преступника.

Простые люди Англии и прогрессивная
интеллигенция протестуют против демонстра-
ции американских и английских детективных
фильмов, наносяших моральный ущерб на-
роду и особенно молодежи. Отдельные про-
тесты появляются в печати. В кинофильме
«Нет цветов для мисс Блэндиш:» ецены убий-
ства были доведены до такого омерзительного
натурализма, что даже некоторые буржуаз-
ные кинокритики присоединились к протесту
ряда организаций, потребовавших немедлен-
ного его запрещения. Однако правительетвен-
ная цензура, просмотрев фильм вторично,
оставила его на экране. Элементы порногра-
фии имеются во многих английских филь-
мах. Даже в фильмах, поставленных по лите-
ратурным произведениям великих англий-
ских классиков Шекспира, Диккенса, введе-
ны „ «для развлечения» порнографические
сценки.

В английских фильмах часто проводится
идея, что Англия Черчилля и Бевина-это
обетованная земля для простых людей, где
они могут найти выгодную работу, хлеб и за-
щиту закона; В. кинофильме «Хаггетс» зри-
телю показывают, как английская семья Хаг-
	‚ гетсов отправилась искать счастья за грани-
цей. Хаггетсы, побывав в Южной Африке и
’ других странах, пришли к убеждению, что
’лучшего уголка в мире, чем Англия, нет, и с
радостью возвращаются в Лондон. Фильм
явно направлен против роста эмиграции из
Англии сотен тысяч людей, которые не могут
свести концы с концами и прожить на полу-
голодный паек и низкую заработную плату.

Готовясь к третьей мировой войне, англий-
ские правящие круги прилагают все силы к
тому, чтобы вытравить у английского народа
чувство любви и уважения к Советскому
Союзу, его героическому народу и Советской
Армии, освободившей Европу оттгитлеровской
тирании. Владельцы английских кинотеатров
охотно предоставляют свои экраны для демон-
страции американских антисоветских филь-
мов. Однако эти фильмы успеха в Англии не
имеют и их приходится поспешно снимать
с экранов кинотеатров.

Английская кинематографическая промыш-
ленность в настоящее время находится в со-
стоянии тяжелого упадка. В ‘выпущенной
недавно в Лондоне группой киноработников-
коммунистов брошюре сообщается, что из
27 английских киностудий, которые могли бы
работать, 14 закрыты. Остальные работают с
половинной нагрузкой. Из 7.500 ведущих pa-
ботников киностудий около 3.000 человек не
имеют работы. Этих людей называют «лишни-
ми», потому что они не отвечают планам
магнатов кинопромышленности. В прошлом
году один из крупных английских кинопро-
мышленников побывал в Голливуде. Там его
спросили: «Что вы собираетесь предпринять
в отношении активистов (речь шла о про-
грессивных деятелях кино)? Когда вы соби-
раетесь последовать нашему примеру и про-

вести чистку?» «Не беспокойтесь, — отвечал
этот джентльмен, — мы расправимся с ними».
Заправилы английского кино и пытаются это
сделать сейчас.

Основным фактором английской кинемато-
графии является господство американских
трестов. Американские киномагнаты объяви-
ли 100-процентный бойкот английским филь-
мам и не пускают их на американский рынок.
В то же время американские фильмы госпол-
ствуют в английских кинотеатрах. Министр
торговли Англии устансвил квоту демонстра-
пии английских фильмов в Англии до 40 проц.
Но американцам и этого мало. Правитель-
ственные круги США публично выражают
недовольство тем, что на английских экранах
демонстрируется еще 40 проц. английских

„фильмов, и официально протестуют против
этого. Английские правящие круги все шире
открывают двери голливудским фильмам,
невзирая на то, что поток голливудской про-
дукции, наводняющий Англию, ставит под
угрозу существование английской кинопро-
мьтиленности.
		Цели того и другого Общества благородны,
задачи у них одни. Еще год тому назад ру-
ководители Обществ пришли к выводу о не-
обходимости объединения обоих Обществ в
единое, Общество охраны природы и друзей
зеленых насаждений. Однако этот вопрос до
сих пор еще не разрешен.

И. ПЕТРОВ.
	РАДИОПРИЕМНИКИ МОЛЧАТ _
	Бурный рост культурного строительства в
колхозной деревне в послевоенные годы вы-
звал широкое развертывание радиосети.
Строятся новые радиоузлы, приобретаются
тысячи радиоприемников. Для тружеников
колхозных полей радио стало предметом пер-
вой необходимости, Сейчас радио можно
услышать в любой отдаленной деревне.
	Ja последнее время в Вологодской области
в несколько раз увеличился спрос культпро-
светучреждений, сельсоветов, правлений кол-
хозов, сельской интеллигенции и колхозников
на радиоприемники и радиопитание. В прав-
ления сельпо и райпотребсоюзов, в облпотреб-
союз и культпросветотдел облисполкома по-
ступают многочисленные заявки на этот то-
вар, но его нет на базах потребительской
кооперации, его не видно и на полках мага-
зинов. В результате сотни радиоприемников
молчат, население лишено возможности еже-
дневно слушать новости по Советскому Сою-
зу и за рубежом.

Исполняющий обязанности заведующего
культпросветотделом Борисово-Судекого рай-
исполкома пишет в областную газету «Крас-
ный север», что 25 культпросветучреждений
и большинетво колхозов района имеют радис-
приемники. Но потребкооперация не торгует
батареями, нет питания, и радио молчит. Та-
кие жалобы поступают в редакцию из Воло-
годского, Харовского и других районов
области.
	Типография газеты: «Правда» имени Сталина.
	Между Вологодским облпотребсоюзом и
Главкультторгом Центросоюза с начала сего
года и по настоящее время не прекращается
бумажная дуэль. Торговое управление обл-
потребсоюза наседает на Главкультторг, а по-
следний отписываетея, ссылаясь на то, что
якобы промышленность не обеспечиваот
большой спрос потребителей на батарейные
радиоприемники и питание.
	Трудно поверить этим утверждениям на-
чальника Главкультторга Центросоюза т. Ба-
стрыкина и его заместителя т. Вишневского,
Но факт остается фактом, что дальше бумаж-
ной волокиты дело не двигается.

Учитывая запросы культпросветучреждений
и населения сельской местности Вологодской
области, областной потребсоюз послал заявку
на 1950 rox на 2.050 радиоприемников и
6.000 комплектов радиопитания (батарей).
В Центросоюзе сократили заявку до 1.400 при-
емников и 2.200 комплектов батарей. Но и это
обязательство Центросоюзом выполняется
очень плохо. Вместо приемников посылаются
различные объяснения. :

Центросоюзу нужно болев внимательно
относиться к удовлетворению культурных
нужд населения.
	С. АРМЕЕВ.
г. Вологда.
	eee
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
		редакции; Москва, Старая пмещадь, - дом 4, комн. 258. Телефоны: Н 6-63-60, Д 3-30-52.