ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН. СОЕЛИНЯЙТЕСЬ?
		Газета Отдела пропаганды и агитации Центрального Комитета ВКП (6)
	Воскресенье, 10 сентября 1950 г.
	Сегодня -—- День танкистов
		трудящихся Иосифом Виссарионо-
вичем Сталиным.

С докладом, посвященным Дню
танкистов, выступил гвардии гене-
рал-лейтснант танковых войск
Н. К. Попель. .

Под бурную овацию участники тор-
жественного заседания приняли
приветствие товарищу И. В. Сталину.
	совместно с представителями трудя-
щихся столицы нашей Родины —
Москвы, посвященное празлнованию
Дня танкистов.

Бурной овацией встречают собрав-
шиеся предложение избрать в почет-
ный президиум Политбюро ЦК
BKII(6) во главе с великим вождем
	Обеспечить подготовку к новому учебному году
в системе партийного просвещения
	Коммунистическая партия проявляет постоянную за-
боту о марксистско-ленинской подготовке членов и кан-
дидатов партии, руководящих партийных, советских
кадров и создает все условия для того, чтобы каждый
коммунист изучал революционную теорию и повышал
свою идейную подготовку. «Задача партийной пропаган-
ды,— учит товариш Сталин, — задача марксистско-ленин-
ского воспитания кадров состоит в том, чтобы помочь
нашим кадрам всех отраслей работы овладеть марксист-
ско-ленинской наукой о законах развития общества».
	За последние годы вышли в свет 29 томов Сочинений
В. И. Ленина, 12 томов Сочинений И. В. Сталина, книга
«Иосиф Виссарионович Сталин. Краткая биография»,
«Капитал» К. Маркса, отдельные произведения класси-
ков марксизма-ленинизма. Предпринято дополнительное
издание многих отдельных произведений В. И. Ленина
и И. В. Сталина тиражами, позволяющими удовлетворить
возросшие запросы коммунистов. Издаются учебные
пособия в помощь слушателям политшкол, программы
для вечерних партийных школ и университетов мар-
ксизма-ленинизма, учебные планы политшкол и круж-
ков, наглядные пособия и карты для сети партийного
просвещения. Будет издаваться ‘учебно-методический
журнал «Партийное просвещение». В настоящее время
при горкомах, обкомах, крайкомах ВКП(б) и ЦК ком-
партий союзных республик начали работать двухнедель-
ные курсы, на которых предполагается обучить свыше
100 тысяч городских и сельских пропагандистов; не ‘про-
шедших ранее курсовой подготовки. Успешная работа
этих курсов позволит обеспечить всю систему партий-
ного просвешения пропагандистами, прошедшими орга-
низованное обучение.
	Проведенные мероприятия по подготовке пропаганди-
стов, по увеличению выпуска марксистско-ленинской
литературы, созданию учебного пособия для политшкол,
	разработка единых планов и программ послужат целям
	более организованного и глубокого изучения марксист-
ско-ленинской теории членами ‘и кандидатами ВКП(б),
руководящими кадрами партии и государства.

Первого октября в городах, а пятнадцатого октября в
сельских местностях начинается новый учебный год в
системе партийного просвещения. Чтобы обеспечить в
	новом учебном году дальнейшее повышение качества
	работы всех звеньев партийного просвещения, необхо-
димо прежде всего тщательно. подготовиться к новому
учебному году, своевременно и правильно укомплекто-
вать сеть политшкол и кружков и организованно начать
учебный год в установленные сроки. При комплектова-
нии политшкол и кружков важно соблюдать общее тре-
бование — добиваться сравнительно однородного уровня
общеобразовательной и политической подготовки слуша-
телей. За последние годы значительная часть коммуни-
стов изучила «Краткий курс истории ВКП(б)» в кружках
основного типа. Этим коммунистам надо обеспечить
возможность дальнейшего повышения своего идейно-
теоретического уровня, в соответствии с их желанием,
путем самостоятельной учебы или участия в кружках
повышенного типа по изучению истории ВКП(б) с при-
влечением произведений классиков марксизма-лениниз-
ма, в кружках по изучению диалектического и историче-
ского материализма и политической экономии.
	Одним из существенных недостатков в организации
партийного. просвещения в 1949/50 учебном году было
слабое привлечение в политшколы и кружки беспартий-
ного актива из числа’ рабочих, колхозников, интелли-
генции. Трудящиеся нашей страны проявляют глубокий
интерес к изучению жизни и деятельности В. И. Ленина
и И. В. Сталина. Долг партийных организаций — шире
развернуть среди рабочих, колхозников и интеллигенции
изучение жизни и деятельности вождей и организаторов
большевистской партии, создателей Советского государ-
ства В. И. Ленина и И. В. Сталина, вовлекать в полит-

школы и кружки партийного просвещения беспартийных
активистов.

Итоги 1949/50 учебного года свидетельствуют о том,
что многие партийные организации формально относят-
	ся к организации политического самообразования, слабо
	помогают кадрам, самостоятельно изучающим марксист-
ско-ленинскую теорию. В предстоящем учебном году в
помощь кадрам, самостоятельно изучающим марксист-
ско-ленинскую теорию, следует организовать с начала
учебного года систематическое проведение циклов лек-
ций, групповых и, особенно, индивидуальных консуль-
таций. Для этого необходимо использовать теоретические
силы, которыми располагают обкомы, горкомы и райкомы
		партии. Крайне важно до начала учебного года выделить.
из числа интеллигенции внештатных лекторов и консуль-
тантов для проведения лекций и консультаций в помощь
районному активу, занимающемуся политическим само-
образованием.

В целях дальнейшего повышения идейно-политиче-
ского уровня занятий в системе партийного просвеще-
ния необходимо отобрать для работы в качестве пропа-
гандистов и консультантов наиболее подготовленных
коммунистов, способных обеспечить высокое качество
занятий, широко привлекать к пропагандистской работе
руководящих партийных и советских работников. В по-
мощь руководителям школ и кружков надо организовать
с начала учебного года работу постоянно действующих
семинаров пропагандистов при горкомах и райкомах
ВКП(б) и обеспечить их квалифицированными, полити-
чески подготовленными руководителями.

Уроки минувшего учебного года говорят о необходи-
мости серьезного улучшения работы семинаров. В семи-
нарах необходимо организовать лекции и консультации
по теоретическим и методическим вопросам, обмен опы-
том работы пропагандистов школ и кружков, в живой
и непосредственной форме обсуждать содержание и пла-
ны проведения занятий. Хоропо организованная работа
постоянно действующих семинаров — серьезная ‘мера
повышения квзэлификации пропагандистов, а следова-
тельно, и подъема идейно-теоретического уровня заня-
тий в школах и кружках.
	Большую помощь руководителям школ и кружков
могут и должны оказывать штатные пропагандисты рай-
комов ВКП(б). Нельзя допускать отрыв штатных пропа-
гандистских работников райкомов ВКП(б) от их основ-
ных обязанностей, необходимо использовать их для уси-
ления помощи первичным партийным организациям в
налаживании партийного просвещения и массово-поли-
тической работы, чтения лекций, проведения семинаров
и консультаций.

Важной обязанностью партийных организаций яв-
ляется оказание помощи комсомольским организациям
в подготовке к новому учебному году, в налаживании
работы сети школ и кружков комсомольского политиче-
ского. просвецщёния. Партийные организации должны
отобрать подготовленных коммунистов для руководства
семинарами комсомольских пропагандистов и ком-
сомольскими кружками по изучению биографий
В. И. Ленина и И. В. Сталина и по изучению «Краткого
курса истории ВКП<б)». Целесообразно также привлекать
пропагандистов комсомольских политшкол к занятиям в
семинарах пропагандистов при райкомах ВКП(б).

Задача развертывания политического просвещения
коммунистов, руководящих кадров, интеллигенции и
птироких слоев трудящихся требует усиления работы
центральных и местных газет в области пропаганды
марксистско-ленинской теории. На страницах газет
должны систематически печататься статьи, лекции, кон-
сультации и другие‘материалы на теоретические и мето-
дические темы, ставиться вопросы работы с кадрами
пропагандистов, освещаться опыт работы лучших про-
пагандистов, а также печататься критические заметки
о недостатках пропагандистской работы.

Подготовка к новому учебному году включает также
и вопросы, связанные с ‘созданием нормальных условий
для работы коммунистов над учебным материалом. Пар-
тийные организации должны проявлять повседневную за-
боту о высокой дисциплине во всех звеньях партийного
просвещения, о том, чтобы все коммунисты с первого
дня занятий приступили к серьезной учебе.

Подготовка к новому учебному году—большое обще-
партийное дело. Необходимо максимально использовать
оставшееся до начала учебного года время, правильно и
в срок закончить комплектование системы партийного
просвещения, утвердить пропагандистов и создать все
необходимые условия для успешной учебы коммунистов.
Это важное требование, от которого во многом зависит
идейно-теоретический уровень работы школ и круж-
ков в предстоящем учебном году. Успешное реше-
ние этой задачи —залог дальнейшего подъема всего дела
марксистско-ленинского воспитания коммунистов и
беспартийного актива. Предстоящий учебный год дол-
жен пройти под знаком дальнейшего повышения идейно-
политического ‘уровня работы всех звеньев партийного
просвешения. .
	SO OO Oe OO Oe lr OD OOS BOS 6482886

ных задач, которые решают партийные орга-
низации.
	Качество ‘партийной пропаганды прежде
всего определяется составом пропагандист-
	ских кадров. Курсы по подготовке и пере-
подготовке пропагандистов, проведенные в
последние годы, способствовали повышению
идейно-теоретического и методического уров-
ня пропагандистов. Теперь задача состоит в
том, чтобы вести работу с пропагандистами
через постоянно действующие семинары, ко-
торые с начала учебного года будут работать
по новой программе. Непременным условием
повышения уровня занятий в сети партий-
ного’ просвещения является глубокое само-
стоятельное изучение пропагандистами про-
изведений классиков марксизма-ленинизма.
	Важно создать все условия для успешной
политической учебы коммунистов в предстоя-
щем учебном году. Многие партийные орга-
низации создают. библиотечки-передвижки:
выделяют и оборудуют специальные помеще-
ния для учебы коммунистов в парткабинетах,
библиотеках, в общежитиях; создают комнаты
политучебы и т. д.
	Успешное проведение ‘нового учебного года
в сети партийного просвещения требует улуч-
шения руководства пропагандистской рабо-
той со стороны отделов пропаганды и агита-
ции некоторых партийных комитетов, Для
стиля работы некоторых отделов пропаганды
и агитации в прошлом году была характерна
кампанейщина. Проведя большую подготови-
тельную работу к началу учебного года, они
в дальнейшем ослабляли внимание к учебе
коммунистов и лишь в конце учебного года
принимали срочные меры для того, чтобы
исправить положение. Имели место и такие
факты, когда некоторые отделы пропаганды
и агитации ограничивали свою работу сбором
отдельных отрицательных примеров и фак-
тов. Отделы пропаганды и агитации многих
партийных комитетов не занимаются обобще-
нием и популяризацией лучшего опыта про-
пагандистской работы, не вникают в содер-
жание, качество занятий, не оказывают по-
мощи пропагандистам путем разбора прове-
денных ими занятий, разъяснения теоретиче-
ских и методических вопросов.
	В настоящее время во всех партийных ор-
ганизациях идет деятельная подготовка к но-
вому учебному году. Чтобы успешно прове-
сти наступающий учебный год.в сети партий-
ного просвещения, нужно прежде всего поза-
ботиться о подборе и подготовке пропаганди-
стов, о правильном комплектовании сети пар-
тийного просвещения, о своевременном и ор-
ганизованном начале учебных занятий. На
это должны быть направлены усилия всех
партийных организаций.
	Б. ПОКРОВСКИЙ.
И. КОМИССАРОВ.
	Советский народ и его Армия
празднуют День танкистов. и отме-
чают успехи танкистов и танкострои-
телей в выполнении задач, постав-
ленных Советским правительством и
великим Сталиным.

9 сентября в Колонном зале Дома
союзов состоялось торжественное за-
седание Военного министерства СССР
		Осуществляя указания ЦК ВКП(б), партий-
ные организации ведут большую работу в об-
ласти партийного просвещения. В истекшем
учебном году большинство коммунистов за-
нималось в различных звеньях партийного
просвещения и, как показали итоговые заня-
тия, усвоило пройденный материал. В отли-
чие от прошлых лет, когда основная масса
коммунистов проходила начальную ступень
политической учебы — политшколы, в прошед-
шем учебном году большинство членов и кан-
дидатов партии изучало «Краткий курс исто-
рии ВКП(б)» и другие произведения класси-
ков марксизма-ленинизма.

За последние годы партийные организации
зтали больше заниматься вопросами содер-
жания пропагандистской работы и значи-
тельно укрепили пропагандистские кадры.
Основное ядро пропагандистов — это комму-
нисты, имеющие партийно-политическое об-
разование, окончившие Высшую партийную
школу при ЦК ВКП(б); двухгодичные област-
ные, краевые и республиканские партийные
школы, партийные курсы, вечерние универ“
ситеты марксизма-ленинизма. В прошедшем
учебном году в системе партийного проеве-
щения работало свыше 320. тысяч пропаган-
дистов и 80 тысяч консультантов; 75 процен-
тов из них имеют высшее, незаконченное
высшее и среднее образование.

В партийных организациях широко развер-
нулась подготовка и переподготовка пропа-
гандистов в летние месяцы 1949 и 1950 годов.
Месячные курсы при обкомах, крайкомах
ВКП(б) и ЦК компартий союзных республик
окончило: свыше 50 тысяч сельских пропаган-
дистов политшкол и кружков и более 8.000 py-
ководителей постоянно действующих семина-
ров пропагандистов, трехмесячные курсы при
горкомах партии —свыше 130 тысяч городских
пропагандистов. В настоящее время дополни-
тельно проводятся двухнедельные курсы
городских и сельских пропагандистов, на ко“
торых обучаются пропагандисты, не прохо-
пившие ранее курсовой подготовки,  Таким
образом, почти все пропагандисты пройдут
подготовку черёз курсы. Все это создает осо-
бенно благоприятные условия для успешной
работы сети партийного просвещения в на“
ступающем учебном году. Задача партийных
организаций состоит в том, чтобы, должным
образом использовав эти условия, улучшить
организацию и поднять идейно-теоретический
уровень партийного просвещения.

Прежде всего важно тщательно и своевре-
менно подготовиться к новому учебному году
и правильно скомплектовать сеть партийного
просвещения. В прошлом учебном году неко-
торые парторганизации не вовлекли в ыар-
тийную учебу многих коммунистов. В Там-
бовской области, например, не было охваче-
но учебой около 4.000 членов и кандидатов
партии, в Новосибирской — свыше 4.700, в Че-
лябинской —более 5.000 коммунистов. Не вез-
	уровень коммунистов

чебни
	ганизациях Астраханской, Орловской и дру-
гих областей в качестве консультантов бы-
ли назначены недостаточно подготовленные
товарищи. В новом учебном году следует вы-
делить кадры квалифицированных консуль-
тантов и в течение всего учебного года ве-
сти с ними необходимую учебно-методиче-
скую работу.

Большую помощь коммунистам должны
оказать циклы лекций по произведениям
классиков марксизма-ленинизма, по истории
ВКП(б), марксистско-ленинской философии и
политической экономии. В прошлом учебном
году циклы лекций были организованы в
большинстве городов и в ряде сельских рай-
онов. Однако чтение лекций во многих ме-
стах было начато е большим запозданием.
В некоторых городах и районах Молотовской,
Костромской, Калужской и других областей
циклы лекций вовсе не проводились. В но-
вом учебном году следует организовать про-
ведение циклов лекций во всех городах и по
возможности во всех районах.
	Результаты политического . самообразова-
ния будут успешными при ‚условии. повсе-
дневного контроля над самостоятельной уче-
бой коммунистов. Товарищи, занимающиеся
самообразованием, обычно составляют инди-
видуальные планы. Первичные партийные
организации, требуя в начале учебного го-
да представления таких планов учебы, в
дальнейшем часто забывают о них, не конт-
ролируют их выполнение. Это приводит к
тому, что многие товарищи своих планов не
выполняют. В прошлом ‚учебном году в Но-
восибирской области индивидуальных планов
самостоятельной учебы не выполнило свыше
8.000 человек, а в Татарской АССР - более
6.000 человек. Важно с самого начала yueb-
ного года установить постоянный контроль
за самостоятельной учебой коммунистов и
оказывать им повседневную помощь в рабо-
те над книгой.
	Главным и решающим в руководстве пар-
тийным просвещением является забота пар-
тийных организаций об его идейно-теорети-
ческом содержании. В истекшем учебном году
партийные организации добились некоторого
повышения идейно-теоретического уровня за-
нятий в сети партийного просвещения. Одна-
кс в этом направлении еще предстоит про-
делать огромную работу. Занятия многих
кружков и школ в прошлом учебном году
проводились на низком идейно-теоретическом
уровне. Некоторые. пропагандисты обращали.
главное внимание на заучивание слушате-
лями дат и цифр и мало помогали им усва-
ивать существо вопроса. Работа в ряде школ
и кружков проводилась в.отрыве. от конкрет-
	Н0-ПоЛит

У

ва ми

повышать иде
	де комплектование сети партийного просве-
щения проводилось с учетом подготовки и
идейных запросов коммунистов. Сотни тысяч
коммунистов уже закончили кружки оенов-
ного типа. Они могли бы повышать свой тео-
ретический уровень в кружках по изучению
«Краткого курса истории ВКП(б)» с привлече-
нием произведений классиков марксизма-
ленинизма. Но сеть этих кружков была раз-
вернута слабо. Такое положение в прошлом
году было в Красноярском крае, Читинской и
Иркутской областях, в Мордовской АССР и
некоторых других республиках и областях.
	Задача состоит в том, чтобы охватить по-
литической учебой всех коммунистов, пра-
вильно определить для каждого коммуниста
такую. форму учебы, которая соответствовала
бы уровню его политической и общеобразова-
тельной подготовки и обеспечивала бы его
дальнейший идейно-теоретический рост. То-
	`варишам, окончившим кружки основного ти-
	па, важно обеспечить возможность дальней-
шего повышения идейно-политического
уровня в соответствии с их желанием путем
самостоятельной учебы или участия в круж-
ках повышенного типа. Нужно также помочь
повысить свою общеобразовательную полго-
товку тем товарищам, которые не могли в
свое время получить законченное образова-
ние в семилетней школе. В прошлые годы
сельские политшколы и кружки создавались
главным образом в территориальных парт-
организациях и совершенно недостаточно
были развернуты в парторганизациях колхо-
зов. В связи с укрупнением колхозов есть
все возможности развернуть сеть школ и
кружков непосредственно в колхозных парт-
организациях. Это будет способствовать по-
вышению ответственности парторганизаций
за учебу коммунистов и вовлечению в полит-
школы и кружки беспартийного колхозного
актива, председателей и бригадиров колхозов.
	Важную роль в приобщении к ленинизму
трудящихся играет изучение ими жизни и
деятельности великих вождей и организато-
ров большевистской партии, создателей Со-
ветского государства — В. И. Ленина и
И. В. Сталина. Партийные организации
должны шире развернуть организацию круж-
ков по изучению биографий В. И. Ленина и
И. В. Сталина и проведение лекций и бесед
о жизни и деятельности вождей. *
	Большую работу предетоит провести по
комплектованию вечерних партийных школ.
В этих школах вводится изучение истории
ВКП(б) с привлечением важнейших произ-
ведений В. И. Ленина и И. В. Сталина. Это
поможет городскому и районному активу
глубже овладеть основами марксизма-ле-
нинизма.
	Важнейшее место в политической учебе
коммунистов должно занимать самостоятель-
ное изучение марксизма-ленинизма. В по-
следние годы большое количество коммуни-
стов окончило кружки по изучению истории
партии, вечерние партийные школы, вечер-
ние университеты марксизма-ленинизма,
получив в них опыт самостоятельной работы
над произведениями классиков марксизма-
лснинизма. Несмотря на это, в некоторых
парторганизациях имеется стремление BO-
влечь как можно больше коммунистов в
школьно-кружковую систему. В Архангель-
ской, Горьковской областях, в Армянской
ССР и некоторых других республиках и 06-
ластях количество коммунистов, самостоя-
тельно изучающих марксизм-ленинизм, со-
кратилось. В Воронежскей, Новосибирской,
Ярославской и других областях в прошлом
учебном году число коммунистов, самостоя-
тельно изучавших такие важные теоретиче-
ские предметы, как диалектический и исто-
рический материализм и политэкономия, не
превышало 2—3 процентов.

Вместе с тем в некоторых партийных орга-
низациях имеются факты, когда всех само-
стоятельно изучающих марксистско-ленин-
скую теорию расписывают по различным се-
минарам и группам. Тем самым политическое
самообразование коммунистов как основной
метод изучения марксистско-ленинской тео-
рии кадрами фактически подменяется круж-
ковыми методами учебы.
	Предварительные данные показывают, что
в новом учебном году значительно увеличит-
ся число коммунистов, которые будут само-
стоятельно изучать теорию и историю боль-
шевизма по первоисточникам. Важно, чтобы
партийные организации обеспечили этим то-
варищам всестороннюю помощь. В последние
годы широкое распространение получили ин-
дивидуальные консультации, которые учи-
тывают теоретические запросы каждого ком-
муниста, занимающегося политическим само-
образованием, и оказывают ему повседнев-
ную помощь в работе над книгой. Понят-
но, успех консультационной работы во мно-
гом зависит от уровня теоретической и ме-
тодической подготовки самих консультантов.
Парторганизации Грузии, например, выде-
лили на эту работу наиболее подготовленных
товарищей. В числе 4.620 консультантов
4.043 имеют высшее образование и 222 — уче-
ные степени и звания. В прошлом учебном
году в Саратове и ряде других городов регу-
лярно работали семинары консультантов.
	К сожалению, имеются многочисленные
факты, свидетельствующие о недооценке кон-
сультационной‘ работы. В некоторых партор-