УРА и

Великая Октябрьская социалистическая ре-
	волюция создала новый, высший тип демо-
	кратии, демократии советской, пролетарской,
открыла новую эру, эру подлинно народного
демократизма, демократизма широчайших
масс трудящихся, освобожденных от капита-
листического рабства.

В 29-м томе публикуется знаменитая статья
Ленина «Великий почин», имеющая огромное
значение для коммунистического строитель-
ства. Ленин дал в этой статье яркую характе-
ристику трудового героизма рабочего класса,
‚который нашел свое выражение в первых
коммунистических субботниках.

В коммунистических субботниках Ленин
видел драгоценные ростки коммуниз-
ма, фактическое начало коммунизма, ‘ибо
коммунизм начинается там, где появляет-
ся самоотверженная забота рядовых рабо-
чих об увеличении производительности тру-
да, — этого, в последнем счете, самого важ-
ного, самого главного условия для оконча-
	тельной побелы нового сэЭщественного строя.
	Ленин выразил уверенность в том, что «при
поддержке пролетарской государственной
власти, ростки коммунизма не зачахнут, а
разрастутся и разовьются`в полный комму-
низм». .

Предвидение Ленина оправдалось. Великий
почин тысяч передовых рабочих времен
гражданской войны вырос в годы мирного
строительства в могучее социалистическое
соревнование, охватившее всех трудящихся
нашей страны. Родилось замечательное ста-
хановское движение, названное товарищем
Сталиным наиболее жизненным и неодоли-
мым движением современности.

В произведениях 29-го тома имеются важ-
ные указания Ленина по вопросам развития
советской культуры. Ленинская программа
РКП(б) четко определяет роль советекой шко-
лы, которая «должна быть не только провод-
ником принципов коммунизма вообще, но
проводником идейного, организационного,
воспитывающего влияния пролетариата на
полупролетарские и непролетарекие слси
трудящихся масс в целях воспитания поко-
ления, способного окончательно осуществить
коммунизм» (стр. 91). В качестве ближайших
задач в области просвещения Ленин выдви-
гает: проведение бесплатного и обязательного
общего образования для всех детей ло 16 лет;
подготовка кэдров нового учительства, про-
никнутого идеями коммунизма; привлечение
трудящегося населения к активному участию
в деле просвещения; всесторонняя помошь
советской влэсти самообразованию и самораз-
витию рабочих (устоойство библиотек, школ
для взрослых, наролных университетов, кур-
сов лекций, кинематографов, студий и т. п.);
развитие самой широкой пропаганды комму-
нистических идей. Эти указания Ленина по-
служили руководяним началом для осуше-
ствления культурной революции в нашей
стране,

В. И. Ленин поставил перед работниками
науки и культуры задачи служения велико-
му делу коммунизма. Он. писал о том, что
нужно «пробуждать в людях, обладающих на-
учной подготовкой, сознание всей мерзости
использования науки для личного обогаше-
ния и для эксплуатации человека человеком,
сознание более высокой задачи использовать
науку для ознакомления с ней всей массы
трудящихся» (стр. 94). Ленин предвидел, что
советская наука превзойдет буржуазную на-
уку и будет в состоянии «бороться против
буржуазии, против буржуазной науки и. тех-
ники всего мира» (стр. 52). М действительно,
с каждым днем все нагляднее вырисовывает-
ся картина деградэции буржуазной науки и
	веуклонного подъема и расивета науки и
	кульхуры в СССР.
s = 2

В произведениях «Третий Интернационал
и его место в. истории», «Герои бернекого Ин-
теонационала», «О задачах ИТ Интернацио-
нала», «В лакейской» и доугих В. И. Ленин
разоблачает предательскую полмтику лиде-
ров П Интернационала и опоеделяст боевые
задачи коммунистических партий, объеди-
ненных в Ш Коммунистический Интерна-
ционал. Он учит, как нужно вести подлинно
революционную политику, используя бога-
тейший опыт, накопленный русскими боль-
шевиками. В. И. Ленин показывает, что он-
портунистические партии являются главным
препятствием на пути к победе пролетарской
революции, основной социальной опорой им-
периализма в рабочем классе. «Оппортуни-
сты и социал-шовинисты, будучи ‘слугами
буржуазии, являются прямыми классовыми
врагами пролетариата» (стр. 84).

Ленин призывал немецких рабочих осво-
бодиться из-под влияния «социалистических
слуг буржуазии». «Цока немецкие ‘рабочие
терпят у власти таких же предателей сопиа-
лизма, негодяев и лакеев буржуазии, Шейде-
манов и всю их партию, до тех пор о спа-
сении немецкого народа ке может быть и
речи. До тех nop немецкий народ остается
на деле—при всех «социалистических» фра-
зах, при всяческих «демократических» и «рес-
публиканских» украшениях — рабом буржуа-
зии и соучастником ее преступлений, —
точно так же, как предателями социализма,
негодяями и соучастниками зверства и пре-
ступлений буржуазии французской, энглий-
ской, американской остаются «социалисты»
Антанты, пребывающие в «бернском», желтом
Интернационале, отвечающие на зверства Ан-
танты лицемерными благопожеланиями, пу-
стейшими добрыми фразами или комплимен-
тами Вильсону и т. п.» (стр. 353—354).

Эта ленинская характеристика главарей
П Интернационала полностью относится и к
лидерам нынешних правосоциалистических
партий, соучастников империалистического
бандитизма американских и всяких иных ка-
питалистов, душителей свободы и независи-
мости народов. \

Великие идеи произведений В. И. Ленина
служат неиссякаемым руководством миллио-
нам борцов за построение полного коммуни-
стического общества в нашей стране, за побе-
ду коммунизма во всем мире,

Во всю силу звучат и сегодня слова
В. И. Ленина, сказанные им свыше трех де-
сятилетий назад на УП! съезде партии: «..за
нашей спиной стоит целый ряд революцио-
неров, которые приносили свою жизнь в жерт-
ву освобождения России. На долю большин-
ства этих революционных деятелей выпала
тяжелая судьба. На их долю выпали mpecac-
дования царизма, им He дано было счастье
присутствовать при победоносной революции.
А нам досталось счастье еще более высокое.
Мы не только видели победу нашей револю-
ции, мы не только видели, как она среди
неслыханных трудностей укреплялась и со-
здавала нрвые формы власти, привлекающие
к нам симпатии всего мира, но мы видим
также, что семя, посеянное русской револю-
цией, всходит в Европе. Это создает в нас
абсолютную, непреклонную уверенность, что,
как бы тяжелы ни были испытания, кото-
рые могут на нас еще обрушиться, как бы
велики ни были беды, которые может еще
принести нам издыхающий зверь междуна-
родного империализма, — этот зверь погибнет

и социализм победит во всем мире» (стр.
200—201).
	На наших глазах рушится система миро-
	‘вого империализма, растет и крепнет новый
	мир, возглавляемый Советским! Союзом, со-
циализм побеждает во всем мире.
	В. ЕВГРАФОВ.

зьппел зв свет 23-й том Сочинений
В. И. Ленина. Он содержит произведения,
относящиеся к периоду с марта по. ав-
	густ 1919 года. Молодая Советская рес-
публика вела тогда тяжелую борьбу. против
соединенных сил внутренней буржуазно-по-
мещичьей контрреволюции и иностранной
военной интервенции. Партия большевиков,
руководимая Лениным и Сталиным, возглав-
ляла эту борьбу. Развернув гигантскую рабо-
ту во всех областях строительства: в области.
политической, военной, экономической, куль-
турной, Ленин и Сталин направляли вею де-
ятельность партийных, советских, обтцествен-
ных организаций, борьбу широких масс
трудящихся к единой цели — к разгрому вра-
га. Произведения, вошедшие в 29-й том Со-
чинений, отображают разностороннюю дея-.
тельность В. И. Ленина по укреплению Совет-
ского социалистического государетва и обо-
роне его от интервентов и белогвардейцев.
В них обобщен опыт первых лет существова-
ния советской власти, разработан и развит
ряд важных теоретических положений о про-
летарской революции и диктатуре пролета-
риата, о пролетарской демократии, о путях
строительства социализма, о развитии совет-
ской социалистической культуры.
ххх
	В 29-м томе помещены доклады и выступ-
ления В. И. Ленина на УПЁ съезде РКИ),
происходившем в марте 1919 года. Среди них
такие исторические документы, как «Проект
программы РКНИ(б)», доклад и заключитель-
ное елово по докладу о партийной програм-
ме. Эти документы ярко показывают, какую
большую работу проделал В. И. Ленин, созда-
вая новую врограмму большевистской пар-
тии. Ленинский проект новой программы
партии —образец творческого революционного
марксизма. Ленин обобщил в своем проекте
новые явления всемирной истории и прежде
всего опыт победоносной социалистической
революции в нашей стране и на этой основе
наметил задачи партии в борьбе за превра-
щение капиталистического общества в ‹<о-
циалистическое.

Программа партии, разработанная Лениным
и принятая УПТ съездом РКП(б), давала на-
учное обоснование строительства социали-
стического общества. В ней дана классиче-
ская характеристика капитализма и его выс
шей. стадии — империализма и показано, что
только пролетарская, коммунистическая ре
волюция «может вывести человечество из
тупика, созданного империализмом и импе-
риалистическими войнами» (стр. 103).

В. И. Ленин разоблачил антибольшевист-
ские взгляды Бухарина, который предложил
исключить из программы пункты о капита-
лизме, о мелком товарном производстве, о хо-
зяйстве середняка. Предложения Бухарина
означали меньшевистеко-троцкистское отри-
цание необходимости союза с середняком и
подрывали самые основы политики партии в
деревне. Ленин дал решительный отпор ан-
типартийным взглядам Бухарина и Пятакова
по национальному вопросу, как великодер-
жавно-шовинистическим, враждебным теории
марксизма и политике пролетариата. По всем
этим вопросам УП съезд партии единодуш-
но одобрил ленинскую линию.

Характеризуя международное значение
программы. РКП(б), принятой на УПТ съезде,
В. И. Ленин говорил: «Мы уверены, что в це-
лом ряде стран, где у нас гораздо больше со-
юзников и друзей, чем мы знаем, простой
перевод нашей программы будет лучигим от-
ветом на вопрос, что сделала Российская ком-
мунистическая партия, которая представляет
один Из отрядов веемирного пролетариата.
Наша программа будёт сильнейшим материа-
лом для пропаганды и агитации, будет тем
документом, на основании которого рабочие
скажут: «Здесь наши товарищи, наши братья,
здесь делается наше общее дело» (стр. 198).

Под руководством товариша Сталина мы
выполнили величественную ленинскую про-
грамму, ликвидировали капитализм в нашей
стране, построили социзлистическое обще-
ство. И теперь по нашему пути к социализму
идут трудящиеся ряда других стран.

В докладе о работе в деревне на УПТ съезде
РКП(б) В. И. Ленин четко определил новую
политику партии в отношении среднего кре-
стьянства. Указывая на поворот в настрое-
нии среднего крестьянства в сторону совет-
ской власти, Ленин дал руководящий лозунг,
в котором он объединил в одну общую фор-
мулу «триединую задачу партийной работы
в деревне» (Сталин), а именно: «Уметь дости-
гать соглашения с средним. крестьянином—
ни на минуту не отказываясь от борьбы с
кулаком и прочно опираясь только на бедно-
ry..2, Переход от политики нейтрализации
`’середняка к прочному союзу е ним сыграл
большую роль в победоносном исходе граж-
данской войны и успехах нашего социали-
стического строительства.

В. И. Левин указывал на недопустимость
насилия в отношении среднего крестьянина
и намечал пути социалистического переуст-
ройства его хозяйства на основе доброволь-
ности и широкой помощи передовой техни
кой; «Если бы,— говорил Ленин,— мы могли
дать завтра 100 тысяч первоклассных тракто-
ров, снабдить их бензином, снабдить их ма-
шинистами (вы прекрасно знаете, что пока
это — фантазия), то средний крестьянин ска-
зал бы: «Я за коммунию» (т. е. за коммунизм)»
(стр. 190). Наша партия претворила в жизнь
это великое ленинское указание, успешно
разрешила сложнейший крестьянский вопрос,
добилась установления прочного союза рабо-
чего класса со срёдним крестьянством. Со-
ветская власть оказала крестьянству огром-
ную производственную помощь. Все это дало
возможность осуществить в сельском хозяй-
стве нашей страны переход от буржуазного
индивидуально-крестьянского строя к социа-
листическому колхозному строю. «Это была, —
указывает товарищ Сталин, —революция, ли-
квидировавшая старый буржуазный хозяй-
ственный строй в деревне и создавшая новый,
социалистический строй».

заза ¢& >
	Значительная часть произведений
В. И. Ленина, помещенных в 29-м томе, посвя-
щена обороне Советской республики от интер-
вентов и  белогвардейцев. Разоблачая захват-
ническую грабительскую политику империа-
листов Англии, Франции, Соединенных Шта-
тов Америки, Японии и других стран,
В. И. Ленин показал, что Деникин, Кол-
чак и другие тлавари русской контрре-
волюции всего лишь пешки в руках пра-
вительств этих стран. Отвечая на вопрос
американского журналиста «Какие поли-
тические и экономические цели пресле-
дует советская власть по отношению к
Соединенным Штатам Америки и Японии?»,
В. И. Ленин писал: «По отношению к Соеди-
ненным Штатам и Японии мы презледуем
прежде всего ту политическую цель, чтобы
отразить их наглое, преступное, грабитель-
ское, служащее обогащению только их капи-
талистов, нашествие на Россию. Обоим этим
государствам мы много раз и торжественно
предлагали мир, но они даже не отвечали нам
и продолжают войну с нами, помогая Дени-
кину и Колчаку, грабя Мурман и Архан-
гельск, опустошая и разоряя особенно Вос-
точную Сибирь, где русские крестьяне оказы-
вают разбойникам-капиталистам Японии и
Соединенных Штатов Северной Америки ге-
ройское. сопротивление» (стр. 417).

OK РКП(б) принял написанные
В. И. Лениным и опубликованные в настоя-

Работа курсов пропагандистов
в Тамбовской области
	За последние два года 1.200 человек окончи-
ли курсы пропагандистов в  Тамбовской об-
ласти. В настоящее время Тамбовский обком
ВКП(б) проводит дополнительные мероприя-
тия по подготовке пропагандистских кадров—
приступают к работе двухнедельные курсы
городских и сельских пропагандистов, на ко-
торых будут учиться 940 человек. Таким об-
разом, к началу ‘учебного года в системе
партпросвещения почти все пропагандисты
области пройдут через курсовую подготовку.

Двухнедельные курсы руководителей сель-
ских политшкол, проводимые обкомом ВКП(б)
в Тамбове, Мичуринске и Моршанске, при-
ступили к работе 5 сентября. На них зани-
маются 254 пропагандиста. Начались занятия
и на курсах городеких пропагандистов при
Тамбовском, Мичуринском и Моршанском
горкомах ВКП(б), на которых учатся 337 че-
ловек. В ближейшие дни начнут работу кур-
сы городских пропагандистов в городах Рас-
сказово и Котовске. Для остальной части про-
пагандистов курсы будут организованы во
второй половине сентября с тем, чтобы и их
работу закончить до начала учебного года.

В составе курсов сельских пропагандистов
занимаются работники райкомов, секретари
колхозных парторганизаций, работники рай-
сонных учреждений, специалисты сельского
хозяйства. На курсах городских пропаган-
дистов много партийных работников, инже-
неров, ребочих-стахановцев.

Отделы пропаганды и агитации обкома и
горкомов ВКП(б) уделили серьезное внимание
работе курсов. Прежде всего они обеспечили
курсы подготовленными преподавательскими
кадрами. В числе лекторов курсов — секре-
тари горкомов ВКИ(б), преподаватели выс-
ипих учебных заведений, пропагандистские
работники, Слущатели курсов обеспечены ли-
тературой. В городе Мичуринске курсы раз-
местились в хороших аудиториях городского
парткабинета. Для самостоятельной работы
слушателей отведены читальные залы парт-
кабинета и городской библиотеки. К началу
курсов в парткабинете организована выстав-
ка «Прошлое и настоящее Тамбовской обла-
сти и города Мичуринека», которую внима-
тельно рассматривают слушатели.
	 Большинство лекций на курсах пропаган-
дистов читается на должном идейно-теорети-
ческом уровне. Большой интерес у слушате-
лей вызвала лекция секретаря горкома
ВКИбб) т. Сарапулова на тему «Как построе-
на Всесоюзная Коммунистическая партия
(большевиков)». Она была хорошо подготов-
лена, продумана с методической стороны.
Тов. Сарапулов в начале лекции отвел вре-
мя для записи плана лекции и литературы
для семинарских занятий. Он широко исполь-
зовал работы В. И. Ленина «Шаг вперед, два
шага назад», М. В. Сталина «Класс пролета-
риев и партия пролетариев», «К вопросам
ленинизма». Лекция сопровождалаеь демон-
страцией схем и диаграмм из альбома на-
глядных пособий.

Лектор обкома ВКП(б) т. Калугин перед
занятием по теме «Вфликая Октябрьская co-
	циалистическая революция» подготовил выс
тавку из альбома по истории BRII(6). B na-
чале лекции он дал слушателям план, ука-
зал литературу; излагая тему, т. Калугин
азъяенял основные идеи произведений

‚И. Ленина и И. В. Сталина, освещающих
вопросы подготовки и проведения Великой
Октябрьской социалистической революции.

Интересно прошли занятия по теме «Рабо-
та слушателей над книгой», К этим занятиям
слушатели подготовили конспекты по пер-
вому разделу 8-й главы «Краткого курса
истории ВКП(б)». Преподаватель т, Романов-
ский, разбирая ряд конспектов, показал их
нелостатки и дал советы, как нужно работать
над книгой.

К сожалению, не все лекции на курсах чи-
таются хорошо. В ряде лекций имеются су-
шественные недостатки. Tos, Михалев в лек-
ции «ВКИ(6б) — руководящая, направляющая
сила советского общества» не уделил долж-
ного внимания некоторым важным разделам
темы, Тов, Иванов читал лекцию о методике
проведения занятия по теме «Единая семья
советских народов» всего лишь один час, Он
рассказал пель темы, дал план занятий, но
вопросы самой методики проведения занятий
оставил неосвещенными.

Плохо прошло семинарское занятие по те-
ме «Великая Октябрьская социалистическая
революция» на курсах руководителей полит-
школ при Тамбовском горкоме партии. В лек-
ции, прочитанной на эту тему т. Бохоровым,
ряд основных вопросов не был освещен. На
семинарском занятии ‘слушатели или вовсе
не выступали или давали односложные от-
реты. Некоторые руководители семинаров
курсов пропагандистов не уделяют должного
внимания самостоятельной работе слушате-
лей над книгой,

Следует отметить, что отделы пропаганды
и агитации некоторых райкомов партии не-
правильно подошли к подбору пропаганди-
стов на курсы. Инжавинский райком ВКП(б)
направил на курсы исключительно школьных
работников; четырех директоров средних
школ, одного директора детского дома и од-
ного учителя, оторвав их от работы в первые
дни учебного года. Шехманский, Первомай-
ский, Юрловский, Кресивский и некоторые
другие райкомы ВКП(б) провели отбор на
курсы пропагандистов с опозданием. Заня-
тия на курсах пропагандистов при обкоме
партии начались с неполным составом.

Отдел пропаганды и агитации обкома
ВКП(б) должен устранить недостатки в ра-
боте курсов пропагандистов, прежде всего
добиться повышения качества лекций и се-
минарских занятий, На курсах необходимо
читать более квалифицированные лекции по
методическим вопросам и уделять больше
внимания’ самостоятельной работе слушате=
лей. При комплектовании курсов пропаган-
дистов второго потока следует шире привлечь
на курсы партийных и советских работни-
ков, секретарей первичных парторганиза-
ций, предприятий и колхозов,

М. СМИРНОВ.
	щем томе тезисы в связи с наступлением
Колчака и!положением на Восточном фронте.
Намечея осуществление широких, Mepo--
приятий на помощь Восточному фронту,
Ленин предложил прежде всего всесторонне
поддержать объявленную мобилизацрию, прив-
лечь широкие слои рабочего класса ‘к актив-
ному участию в обороне страны и‘вовлечь
крестьян и особенно крестьянскую мюлодежь
в ряды Красной Армии. Когда советские вой-
ска перешли в контрнаступление на Жолчака,
Ленин и Сталин отвергли ‘’предательский
план Троцкого} остановиться перед Уралом и
перебросить войска на Южный фронт.
В. И. Ленин писал: «Ослаблять наступление
на Урал и на`Сибирь значило бы быть измен-.
ником революмши, изменником делу: освобож-.
дения рабочих и. крестьян от ига Колчака»:
(стр. 411).

В произведениях «Все на борьбу < Деники-
ным» и «Письма к рабочим и крестьянам по!
поводу победы над Колчаком», опубликован-
ных в настоящем томе, обобщен громадный

опыт борьбы партии и всего совезского на-

рода против интервентов и белогвардейнев:
в годы гражданскай войны. Опираясь на этот.
опыт, В. И. Ленин писал; «Чтобы защитить
власть рабочих и ‘крестьян от разбойников,
то есть от помещиков и капиталистов, нам
нужна могучая Красная Армия. Мы. дока-
зали не словами, а делом, что мы можем со-
здать ес, что мы научились управлять ею и‘
побеждать капиталистов, несмотря на полу-
чаемую ими щедрую, помощь оружием и сна-:
ряжением от богатейших стран мира... научи-
лись побеждать генералов царя и генералов!
Англии, Франции и Америки» (стр. 51-512).

В. И. Ленин учил, што тот, кто хочет дей-!
ствительно избавиться, от буржуазно-поме-{
щичьей контрреволюции, должен все силы,
все средства, все умение целиком отдавать»
делу создания и укрепления Красной Армии.

Чтобы до конца уничтожить буржуазно-*
помещичью контрреволюцию, указывал
Ленин, необходимо соблюдать Е
революционный порядок; свято соблюдать за-
коны и предписания советской власти и про-
являть величайшую бдительность, зорко сле-}
дить за всеми происками помещиков, капи-
талистов и их пособников — меньшевиков и}
эсеров. «Менвьшевики И эсеры, — писал
Ленин,— все без изъятия, помогают заведо-о
мым бандитам, всемиршым имнериалистам, .
прикрашивая лжедемократическими лозунга-!
ми их власть, их поход на Россию, их господ-.
ство, их политику» (ето. G16).

В. И. Ленин вооружал большевиков глубо-
ксй верой в победоносыый исход борьбы
рабочих и крестьян России против объеци-

ненных сил интервентов м белогвардейнев.
	«Никогда не победят TORO народа,— пиюкал
Ленин,—в котором рабочие и крестьяне в
большинстве своем узнали, почувствовали и
увидели, что они отстаивают свою, Советскую
власть — власть трудящихсл, что отстаивают
то дело, победа которого им!и их детям обес-
печит возможность пользоваться всами бла-
гами культуры, всеми созданиями человече-
ского труда» (стр. 292). Об этом говорит опыт
борьбы советского народа в гражланской
войне 1918—1920 гг. и в Великой Отенествен-
ной войне Советского Союза поотив немеи-
ких и японских империалистов. Об этом гово-
рит опыт освободительной войны китайского,
корейского и других нэродов Азии, борю-
щихся против империалистическогоя ига, за
свою свободу и независимость.
	Произведения В. И. Ленина, публикуемые
в 29-м томе, отражают тесное содружество
Ленина и Сталина в организации: обороны
социалистического Отечества, Товарищ
Сталин вместе с Лениным громил так назы-
ваемую вознную оппозицию и Трощкого по
вопросам строительства Красной Армии.
Товариш Сталин вместе с Лениным! создавал
и укренлял советские вооруженные: силы, рэаз-
рабатывал важнейшие вопросы советской во-
енной науки и советского военного ‘искусства.
Когда в середине мая 1919 года в связи с наё-
ступлением Юденича создалась‘ серьезная
угроза Нетрограду, ЦК РКИ) и лизно
Ленин направили товарища Сталина на
Петроградский ‘фронт. В томе помещены
телеграммы в Петроград (И. В. Сталину, в ко-
торых В. И. Ленин сообщал, что будет уста-
новлен неослабный надзор за осуществле-
нием мероприятий, выдвинутых товарищем
Сталиным для укрепления Петроградского
фронта, предлагал принять экстренные меры
для раскрытия контрреволюционного заговора
в Петрограде и напрячь все силы для быст-
рого и решительного удара по врагу, «ибо
войска крайне нужны в других местах»
(стр. 315). «+

В томе опубликован проект директивы ЦК
о военном единстве советских республик,
подписанный Лениным и Сталиным. В нем
указывалось, что «необходимым условием
успеха этой войны является единое командо-
вание всеми отрядами Красной Армии и стро-
жайшая централизация в распоряжении все-
ми силами и ресурсами социалистических
республик...» (стр. 313). Этот замечательный
ленинско-сталинский документ, основанный
на глубоком понимании законов современной
войны, показал пути достижения победы над
интервентами и белогвардейцами совместны-
ми усилиями РСФСР, Украины, Белоруссии
и других советских социглистических рес-
публик.

жж

В работе «Успехи и трудности Советской
власти», «Речи об обмане народа лозунгами
свободы и равенства», лекции «О государстве»
и других пооизведениях, опубликованных в
29-м томе, В. И. Ленин развивает марксист-
ское учение о государстве и диктатуре про-
летариата. .
	В. И. Ленин указывает, что «мирного раз-
вития к социализму быть не может», что пе-
реход от капитализма к социализму возмо-
жен только на основе диктатуры пролетариа-
та. «..к социализму человечество придет
не иначе, как через диктатуру пролетариата»
(стр. 326).

Ленин учит, что диктатура пролетариата
не есть окончание классовой борьбы, а про-
должение ее в новых формах. «Диктатура
пролетариата есть классовая борьба победив-
шего и взявшего в евои руки политическую
власть пролетариата против побежденной, но
не уничтоженной, не исчезнувшей, не пере-
ставшей оказывать сопротивление, против
усилившей свое сопротивление буржуазии.
Диктатура пролетариата есть особая форма
классового союза между пролетариатом, аван-
гардом трудящихся, и многочисленными
непролетарскими слоями трудящихся (мел-
кая буржуазия, мелкие хозяйчики, кресть-
янство, интеллигенция и т. д.), или большин-
ством их, союза против капитала, союза в це-
лях полного свержения капитала, полного
подавления сопротивления буржуазии и
попыток реставрации с ее стороны, союза в
целях окончательного создания и упрочения
социализма» (стр. 350—351).

В произведениях В. И. Ленина, помещен-
ных в томе, ярко раскрывается огромное
превосходство советской, пролетарской, со-
циалистической демократии перед демокра-
тией буржуазной. Ленин устанавливает, что
буржуазная дёмократия является формой
буржуазной диктатуры, которая всюду и вез-
де направлена против трудящихся. «Самая
демократическая республика есть не что
иное, как наряд для хищника, самого звер-
ского, циничного, который готов разорить
сотни миллионов людей...» (стр.
	УЛУЧШИТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РАБОЧИХ КЛУБОВ.
	GB нашей стране имеются тысячи профФ-
союзных рабочих клубов, которые ведут
большую, содержательную работу по ком-
мунистическому воспитанию и повышению
культурного. уровня трудящихся, помогают
им овладевать научными и техническими
знациями. Вместе с тем имеется еще немало
и таких клубов, которые не удовлетворяют
возросших культурных запросов трудя-
шихся. р
	Клуб московского завода «Компрессор»
находится на территории, непосредственно
примыкающей к заводу. За годы пятилеток
завод вырос, повысилась его техническая
оснащенность, поднялась ‘производитель-
ность труда. На заводе много новаторов про-
изводства, передовых рабочих, интеллиген-
ции; с каждым днем растет молодежь, предъ-
являя все более и более высокие требования
в области культуры. А заводской клуб стоит
в стороне от тех вопросов, которыми живет
заводской коллектив. Клуб слабо пропаган-
дирует достижения и методы передовиков
своего производства, он не участвует в. борь-
бе за качество продукции, за снижение себе-
стоимости, за повышение культуры на про-
изводстве м в быту, плохо удовлетворяет
культурные запросы рабочих и служащих,
	33 клубе довольно широко ведется лек-
ционная работа. Создан кинолекторий, за
текущий год прочитано свыше 300 лекций.
Однако темы лекций зачастую носят узко
просветительский харгктер, нет лекций иа
технические и экономические темы, связан-
ные с производствевной и хозяйственной
жизнью завода, не организуютзя лекции по
профессиям, клуб не устраивает вечеров по
обмену. опытом работы, не организует ветреч
с новаторами. -— передовиками производства.
Технический кабинет представляет собой
только выставку образцов технических дета-
лей, работа же в нем не ведется.
	Техническая интеллигенция, знатные лю-
ди завода, заводская молодежь не привлече-
ны к деятельности клуба. На заводе «Ком-
прессор» работает многотысячный коллектив,
между тем кружки художественной само-
деятельности клуба малочисленны.
	Оторванность от жизни своих предприя-
тий характерна для. многих профсоюзных
клубов. Клуб имени Зуева должен обслужи-
вать десятки тысяч рабочих и служащих
коммунальных предприятий Москвы. Одна-
ко мероприятия, отвечающие производетвен-
ным и культурным интерссам коммунальни-
ков, в клубе проводятся редко. Клуб превра-
тился. в обычное зрелищное учреждение, все
мероприятия в нем проводятся за плату, и ра-
ботники коммунального хозяйства, которые
не хотят пойти на киносеанс или концерт, не
имеют возможности попасть в свой клуб.

Правления клубов нередко забывают о вос-
питательном значении клубов, не применяют
новых форм культурно-массовой работы и
	не привлекают к клубной работе обще-
ственный актив, молодежь, передовиков
производства,
	Дворец культуры имени Шаумяна в Баку
плохо посещается нефтяниками. Помеще-
ние Дворца культуры используется для
проведения платных концертов и вечеров
танцев. Правление Дворца культуры, забыв
о художественной самодеятельности рабочих
и служащих, создает бригады профессио-
нальных артистов, зачисляя их на должно-
сти руководителей несуществующих клуб-
ных кружков, Круг читателей библиотеки
Дворца культуры очень узок, однако работа
по привлечению читателей не ведется.

Приняла неправильные формы дёятель-
ность’ бакинского Дворца культуры имени
Орджоникидзе. В погоне за доходами в нем
устраиваются так называемые «ночные
общественные гулянья» с танцами до утра,
Этим и ограничивается вся «воспитатель-
ная» работа во Дворце культуоы.
	Некоторые профсоюзные клубы еще не
стали центрами  массово-политической и
культурно-просветительной рабсты. Рабочие
и служащие предприятий и ‘учреждений
не удовлетворены их работой. Они зачастую
не находят в клубах мероприятий, помогаю-
щих повышению культурного, политичс-
ского уровня и производственной‘! квалифи-
кации, не встречают в них условий для
общения с товарищами по работе, с лучши-
ми людьми предприятий.
	На стенах клубных комнат нередко можно
встретить устаревшие призывы, плакаты,
стенды. Наглядная агитация в клубах не но-
сит боевого, мобилизующего характера.
	В настоящее время вся страна охвачена
пафосом грандиозных строек Куйбышевской
и Сталинградской гидроэлектростанций. Ка-
кую большую работу в связи с этим можно
было бы развернуть в. клубе! Но работа в
этом направлении пока клубами не ведется,
	Профсоюзные организащии слабо руково-
дят деятельностью клубов, не оказывают дол-
жной помощи клубным работникам. Co-
веты профессиональных союзов еще недо-
статочно занимаются  культурно-масесовой
работой профсоюзов и не вникают в содер-
жание работы клубов.
	Некоторое оживление в деятельность клу-
бов внес прошедший в 1849 году всесоюзный
смотр культурно-просветительных учрежде-
ний профсоюзов. За время смотра заметно
улучшилось культурное обслуживание тру-
дящихея, клубы стали уделять больше вни-
мания  естественно-научной и производ-
ственно-технической пропаганде,  художе-
ственной ‘самодеятельности, активизирсва-
лась работа библиотек. Когда же смотр за-
кончился, в некоторых клубах снова ослабла
	культурно-массовая и политико-воспитатель-
ная работа. с
	Большую долю вины за слабую работу
профсоюзных клубов несёт KYABTY pHo-mMacco-
вый отдел ВЦСПС. Он не сумел закрепить
положительные итоги прошедшего смотра,
поверхностно руководит культурными
учреждениями профсоюзов, не вникает в
содержание деятельности клубов. ‹Создан-
ный два года тому назад при культурно-
маесовом отделе ВЦСПС методический каби-
нет бездействует. За два года кабинетом
подготовлено всего лишь одно методическое
письмо о воспитательной работе среди детей
в летний период, которое, кстати сказать,
было послано на места в конце лета. Работ-
ники методического кабинета используются
культотделом ВЦСПС не по своему назначс-
нию. Многогранный опыт, накопленный
передовыми клубами, Дворцами культуры,
не обобщается и не распространяется. ,

Профиздат в течение ряда лет не издавал
литературы в помощь клубным работникам,
не был издан ни один сборник репертуара для
клубных кружков, художественной самодея-
тельности. Лишь недавно, решив, повидимо-
му, исправить этот недостаток, Профиздат
выпустил в свет сборник, содержащий... шесть
бальных танцев. Профсоюзные работники
справедливо недоумевают по поводу неожи-
данного увлечейия Профиздата танцами,

Улучшение деятельности рабочих клу-
бов — неотложная задача партийных и проф-
союзных организаций.

Местные партийные и профсоюзные орга-
низации, комитеты по делам культурно-про-
светительных учреждений, ВЦСПС обязаны
принять все меры к тому, чтобы деятель-
ность клубов строилась с учетом все возра-
стающих культурных запросов рабочих и

АТ Зал.
	служащих и отвечала задачамо ‚идейного
воспитания советских людей.