За объективную критику
	новую пьесу. Конечно, если следовать тако-
му «критическому» методу, то любое литера-
турное произведение можно исказить, пред-
ставить в абсурдном виде, а потом учинить
ему «критический» разнос.

Критики из «Литературной газеты», види-
мо, не затруднили себя внимательным чте-
нием пьесы и без всяких оснований распра-
вились с ней, обвинив драматургов в недо-
бросовестности, в ремесленничестве.
	При добросовестном чтении пьесы критики
из «Литературной газеты» обнаружили бы,
что пьеса «Семья Лутониных» ставит и удач-
но решает важную тему из нашей современ-
ной советской жизни. Пьеса «Семья Лутони-
ных» показывает советскую рабочую семью
в образах представителей старшего, среднего
и младшего поколений. В ней раскрывается
новаторское, коммунистическое отношение
рабочего класса к труду, показано соедине-
ние умственного труда с физическим. Вместе
с тем в пьесе. утверждается идея крепкой,
морально чистой и сплоченной советской
семьи. Вопросы морали и быта трактуются
в пьесе не отвлеченно, а в их связи с тру-
дом, с жизнью и идеями советского обще-
ства в целом. Особенно удачен в пьесе образ
старого литейщика Лутонина, строгого и
непреклонного блюстителя реролюционных
рабочих традиций в труде и в быту, воепи-
тывающего своих детей в духе советского
патриотизма. Есть в пьесе и отрицательные
персонажи, путающиеся в ногах у советских
людей. Но не они определяют характер и ли-
HO пьесы.
	Ньеса И. Пырьева и бр. Тур «Семья Луто-
ниных» не свободна и от недостатков, но
ведь авторы еще по существу и не закончи-
ли работу над пьесой. Не успела пьеса по-
явиться на свет, как она уже получила
несправедливую отповедь на страницах
«Литературной газеты». С такими приемами
литературной критики нельзя согласиться:
они в зародьшше губят всякое: благое начи-
нание.

Если бы редакция «Литературной газеты»
внимательно отнеслась к пьесе «Семья Лу-
тониных», то она, конечно, заметила бы
то новое, что несет в себе эта пьеса,
правильно раскрывающая внутренний мир
советского человека. Внимательное отноше-
ние к новой пьесе тем более необходимо, что
в ней освешается тема о рабочем классе;
	которая в нашей драматургии. должна
освещаться значительно шире и в реше
нии которой, как известно, некоторы-
	ми драматургами были недавно допущены
ошибки. Вместо серьезного и объективного
критического разбора пьесы «Самья Лутони-
ных» «Литературная газета» пустила в ход
дубинку и продемонстрировала образец за-
уттательской критики.
	Подобного рода «критика» не делает чести
редакции «Литературной газеты».
	Общеизвестно, что главной задачей
театральной критики является объективный
и беспристрастный идейно-художественный
анализ пьес и спектаклей. Правильность
критического анализа достигается тогда,
когда критик в своих оценках пьес и спек-
таклей руководствуется интересами идейно-
го и художественного развития советской
драматургии и советского искусства. Только
в этом случае критик может правильно разоб-
раться в пьесах и театральных постанов-
ках, заметить и поддержать все хорошее,
раскритиковать действительно безидейные,
антихудожественные произведения и тем
самым оказать‘ полезное влияние на форми-
рование репертуара театров, содействовать
дальнейшему развитию советского искус-
ства; Если же критик подменяет принци-
пиальный деловой разбор художественного
произведения субъективными и произволь-
ными оценками, не соответствующими дей-
ствительному значению и уровню рассма-
триваемого произведения, и делэзет поснети-
ные, бездоказательные выводы о его судьбе,
то такой критик не помогает развитию
искусства, а приносит ему вред.
	«Литературная газета» в передовой статье
«За мастерство драматурга» (№ 14 от 26 ав-
густа с. г.) совершенно справедливо отмети-
ла, что некоторые «наши критики слабо вла-
деют мастерством художественного анали-
за...» и что критика только в том случае
принесет пользу нашей драматургии, если
критик «движим любовью к советокой дра-
матургии, если он кровно заинтересован в
ее дальнейшем совершенствовании...»
	БК сожалению, сама «Литературная газе-
та» не всегда следует этим правильным по-
ложениям, когда дело доходит до  оценки
конкретных художественных произведений.
В этой же передовой статье «Литературная
газета» мимоходом, в двух абзацах кривли-
во расправилась с новой, еще нигде не опуб-
ликованной и ни одним театром не постав-
ленной пьесой И. Пырьева и бр. Тур «Семья
Лутониных», незаслуженно ошельмовав ее
и приклеив к ней ярлыки: «фальшивая
мелодрама», «незамыеловатая история»,
«антихуложественная пьеса».
	Вот как анализирует эту пьесу «Литера-
турная газета»: «Герои этой пьесы, если
судить по списку действующих лиц, - со-
ветские рабочие, мастера, инженеры, летчи-
ки, Но при более близком знакомстве с ними
становится ясно, что они лишь условные
сценические персонажи, участвующие в
незамысловатой истории: старшую дочь —
Лутонину Ольгу бросает муж, влюбивиийся
в вертлявую девицу; младшая дочь Варвара
влюбляется в пошляка и карьериста; помощ-
ник мастера Гребенкин безуспешно любит
Варвару, а летчик Бобров — Ольгу. Вот и
все». Вот и весь «художественный анализ»,
которому подвергла «Литературная газета»
	(Сооружение памятников — важное
	92. 5. Дзержинскому, В. В. Маяковскому,
А. В. Суворову, А. Н. Толстому; в Ленингра-
де —-Д. И. Менделесву, В. Г. Белинскому,
	И. Ц. Павлову; в гор. Горьком - А. М. Горь-.
	кому и -. д.

Почему же до сих пор так плохо выпол-
няются решения правительства ‘о сооруже-
нии памятников, монументов и бюстов в
стране? Главной причиной является узко ве-
домственное отношение к этому вопросу со
стороны Комитета по делам искусств при Со-
вете Министров СССР. Комитет смотрит на
сооружение памятников, как на какое-то вто-
ростепенное, маловажное дело. Он не справ-
ляется с порученным ему делом проектиро-
вания, увеличения и изготовления скульптур.
Отдельные памятники проектируются дли-
тельное время. Так, памятник Н. А. Добро-
любову для. Москвы и Ленинграда проекти-
руется в течение 13 лет, памятник В. В. Мая-
KOBCKOMY для Москвы — десять лет, Н. А. Шор-
су для Куйбышева — одиннадцать лег,
М. В. Фрунзе — девять лет, Г. И. Котовескому
	для Кишинева — десять лет. Ло сих пор cto .
	вершенно не начато проектирование свыше
60 памятников.

Заказы на проекты памятников и мону-
ментов распределяются среди узкого, круга
специалистов. Открытые конкурсы © при-
влечением творческого актива скульпторов
не практикуются. Комитет по делам
искусств не привлекает к созданию памят-
ников молодых скульпторов.

Подготовка скульпторов в высших и сред-
них художественных учебных заведениях
поставлена неудовлетворительно и ведется
в отрыве от насущных задач монументаль-
ной пропаганды. Контингент  студентов-
скульпторов в высших и средних художе-
ственных учебных заведениях явно недсста-
точен; скульпторов готовится в пять раз
меньше, чем художников-живописцев, хотя
недостаток в скульпторах за последнее время
онгущается особенно остро.

Художественно-экспертный совет Комите-
та по делам искусств работает неудовлетво-
рительно, Вместо того чтобы бороться за
высокое качество монументальных‘ произ-
ведений, Художественно-экспертный ‹ совет
обычно утверждает представленные пооек-
ты без существенных изменений. Как пра-
вило, проекты памятников и монументов не
обсуждаются ни широкой общественностью,
ни самим Комитетом по делам искусств.
	Местные Советы депутатов трудящихся,
также отвечающие за сооружение  памятни-
ков, недооценивают дело монументальной
пропаганды. Это относится, в частности, и к
Московскому Совету депутатов трудяшихся.
Из 56 предполагаемых к сооружению в Моск-
ве памятников воздвигнуто всего ‘лишь
четыре. Московский Совет ‘длительное вре-
мя вовсе не рассматривал разработанных
и одобренных Комитетом по’делам искусств
проектов памятников. Исполнительный ко-
митет Владимирского областного Совета
депутатов трудяшихся в течение двух лет
не может установить в гор. Суздале уже
готовый ‘памятник-бюст Дмитрия Пожар-
ского. :

Комитет по делам искусств при Совете
Министров СССР, местные Советы депута-
тов труляшихея и все организации, имею-
шие отношение к монументальной пропа-
ганде, лолжны добиться решительного улуч-
шения дела сооружения памятников. ‘Сле-
дует прекратить междуведомственную  не-
	разбоериху по этому важному вопросу. Рабо-.
	та по сооружению памятников может быть
успешно выполнена совместными усилиями
Комитета по делам искусств и местных Сове-
тов, при тесном творческом содружестве
скульпторов и архитекторов. ‘Необходимо
восстановить существовавшие в прошлом
производственные мастерские по созданию
памятников и монументов, обеспечив их
соответствующими ‚квалифицированными
кадрами, оборудованием. и материалами, на-
ладить разработку и доставку мрамора и
гранита для памятников и т. д.

Смело привлекая к участию в работе над
созданием монументальных произведений
молодых архитекторов и скульпторов,
используя богатейший опыт ‘старейших ма-
стеров ваяния и зодчества, ‘Комитет по
делам искусств и местные Советы депутатов
трудящихся должны выполнить ‘законное
желание советских людей, чтобы величай-
шие подвиги нашего народа и образы его
замечательных деятелей были воплошены в
	монумевтальных произведениях искусства.
		Большевистская партия и советское пра-
вительство придают большое значение делу
монументальной пропаганды как средству
коммунистического воспитания трудящихся,
мобилизующему массы на успешное построе-
ние коммунистического общества.

Еше в апреле 1918 года был издан декрет
Совнаркома, подписанный Лениным и
Сталиным, — «О снятии памятников, воздвиг-
нутых в честь царей и их слуг, и выработке
проектов памятников. Российской Социали-
стической Революции». В том же году Совет
Народных Комиссаров принял постановле-
ние о сооружении памятников великим дея-
телям социализма, писателям и поэтам,
философам и Ученым, художникам, компо-
зиторам и артистам. В осуществление ленин-
ских указаний о монументальной пропаган-
де в Москве и Петрограде в первые годы
советской власти было ‘открыто несколько
десятков памятников.

Ленинский план монументальной пропа-
ганды четко определил пути дальнейщего
развития советского зодчества, направив его
на пропаганду идей социализма, на’ служе-
ние народу. Советский народ выдвинул из
своей среды талантливых мастеров ваяния
и зодчества, создавших выдающиеся произ-
ведения искусства.

За годы советской власти коренным обра-
зом изменилось лицо нашей страны. На
пустырях и в непроходимой тайге возникли
десятки новых городов, таких, как Магнито-
горск, Кузнецк, Комсомольск-на-Амуре и
другие. В новых и старых городах страны
построены сотни и тысячи театров, Двориов
культуры, клубов. По указанию товарища
Сталина быстрыми темпами проводится ре-
конструкция столицы нашей Родины —
Москвы, идет реконструкция и многих дру-
гих городов страны. Сооружаются высотные
здания. Начинается строительство величай-
ших в мире Куйбышевской и Сталинград-
ской гидроэлектростанций на реке Волге.

Огромный размах социалистического строи-
тельства в стране вызвал необходимость
дальнейшего расширения монументальной
пропаганды. Такие грандиозные стройки,
как Беломорско-Балтийский канал имени
Сталина, канал имени Москвы, Московский
метрополитен, Всесоюзная  сельскохозяй-
ственная выставка и другие сооружения,
потребовали создания многочисленных про-
изведений монументальной скульптуры.
	Советские скульпторы в тесном твооче-
	ском содружестве с архитекторами за по-
следние годы создали ряд ценнейших па-
мятников, монументов, бюстов, посвящен-
ных великим революционерам, полководцам
Советской Армии, Героям Советского Союза,
деятелям науки и культуры. В десятках
городов страны сооружены монументы,
в которых запечатлены любимые образы
вождей советского народа В. И, Ленина и
И. В. Сталина — организаторов и создателей
большевистской партии и Советского rocy-
дарства. Свыше 100 бюстов-монументов два-
жды. Героев. Советского Союза установлено
на их родине. В Ленинграде у Нарвских во-
рот сооружен памятник пламенному больше-
вику и трибуну С. М. Кирову (Н. Томский).
На канале имени Москвы воздвигнуты мону-
менты В. И. Левину и И. В. Сталину (С. Мер-
куров). Широкой популярностью у советско-
го народа пользуются установленный в Харь-
кове памятник украинскому поэту Тарасу
ПТевченко (М. Манизер, И. Лангбард), памят-
ник ‘Низами в Баку (4. Абдурахманов), па-
мятник Чапаеву в Куйбышеве (М. Манизер,
И. Лангбард), памятник генералу Ефремову
	‚в Вязьме (Е. Вучетич, Я. Белопольский), гене-
	ралу Апанаеенко в Белгороде (Н. Томский)
и другие, Всеобщее признание получила из-
вестная скульптура В. Мухиной (Б. Иофан)
«Рабочий и колхозница». Это произведение по
своему идейвому содержанию и средствам
художественного воплощения является до-
стойным памятником искусства сталинской
эпохи. Большим вкладом в дело мира являет-
ся памятник воинам, погибшим в борь-
бе с фашизмом, сооруженный скульптором
Е. Вучетичем и архитектором Я. Белополь-
ским в Берлине. .

Однако размах монументальной пропаган-
ды отстает от роста нашей страны, не отве-
чает возросшим запросам советского народа.
Согласно решениям правительства в Совет-
ском Союзе должно быть сооружено. 192 па-
мятника. Но к настоящему времени из этого
количества установлено только 36. До сих
пор, например, не установлены запроекти-
рованные памятники: в Москве — Юрию Дол-
горукому, А. М. Горькому, М. И. Калинину,
	государственное дело
	Партийные организации Казахстана
Готовятся К новому
‚ учебному году

В истекшем учебном году партийные орга-
низации Казахстана Усилили внимание к
учебе коммунистов, глубже вникали в ра-
боту кружков, политшкол и других звеньев
политического просвещения, заметно позыси-
ли требовательность к пропагандистам, Улуч-
шение партийного руководства политической
учебой коммунистов положительно сказалось
на всей постановке партийного просвещения
в республике, придало большую организован-
ность в проведении политических занятий,

Однако было бы ошибкой за общим улуч-
шением постановки партийной пропаганды
не замечать недостатков, которые у нас еще
имеются. В истекшем учебном году некото-
рые партийные комитеты, особенно Южно-
Казахстанской, Павлодарской, Северо-Казах-
станской, Кустанайской областей, не сумели
обеспечить все кружки и полиниколы квали-
фицированными  пропагандистами, плохо
оказывали им теоретическую и методиче-
скую помошь. В результате этого занятия
во многих, кружках и политшколах проводи-
лись на низком идейном уровне, в форме
вопросно-ответного метода. Многие слушате-
ли слабо усвоили учебный материал.

Известно, что важнейшей формой по-
мощи коммунистам в их самостоятельной
учебе является систематическое чтение цик-
лов лекций по истории ВКП(б), диалектиче-
скому и историческому материализму, поли-
тической экономии и другим предметам. Од-
нако в таких юбластных партийных орга-
низациях, KeK Актюбинская и ’Западно-
Казахстанская, лекционная пропаганда еще
не направлена на оказание квалифициро-
ванной помощи тем, кто самостоятельно
овладевает марксизмом-ленинизмом. В боль-
шинстве районов этих областей лекции чи-
тались бессистемно, от случая к случаю.

Серьезные недостатки имеют место также
в работе партийных кабинетов. Деятельность
партийных кабинетов з большинстве случаев
ограничивается только выдачей литературы,

Сейчас партийные организации Казахста-
на принимают все меры к тому, чтобы свое-
временно и тщательно подготовиться к ново-
му учебному году в сети партийного проеве-
щения республики, не допустить ошибок,
имевииих место в прогилом учебном году.

Пропагандисты, не обеспечившие ранее вы-
сокое качество занятий, заменены теоретиче-
ски подготовленными членами партии. С
целью углубления теоретических знаний и
совершенствования методического  мастер-
ства нынешним летом более 3,5 тысячи го-
родский ‘и сельских поопагандистов прошли
переподготовку на трехмесячных курсах при
горкомах и месячных курсах при обкомах
партии.

Перед началом учебного года при обкомах
и горкомах партии будут проведены двухне-
дельные курсы, на которых пройдут пере-
подготовку еше около 5 тысяч пропаганли-
стов. Для чтения лекций и проведения семи-
нарских занятий на курсах по каждой теме

‚подобраны высококвалифинированные поепо-

даватели — секретари, заведующие отделами,
лекторы горкомов и обкомов партии, препо-
давратели высших учебных заведений,
Организованный ход учебы, аккуратная
посещаемость занятий, активность на них
слушателей во многом зависят также от то-
го, насколько правильно укомплектована
сеть партийного просвещения. Готовясь к
новому учебному году, партийные комитеты
более тщательно подошли к вопросам ком-
плектования кружков и политиикол, добива-
ясь, чтобы состав слушателей в них был од-
нородным. Выявляя обшеобразовательный и
политический уровень, желания и запросы
каждого коммуниста на основе личной .бесе-
ды с ним, работники отделов пропаганды и
	агитации райкомов и горкомов пертии mo’
	могают ему определить форму дальнейшей
учебы.

Большая работа проводится партийными
комитетами по улучшению рукозодства по-
литическим самообразованием коммунистов.
Разработаны планы чтения циклов лекций по
истории ВЕКП(б), политэкономии и диалекти-
	ческому и историческому материализму. Цо-
	добраны и утвержлены консультанты,
Казахстанская партийная организация pac
полагает огромными возможностями для скз-
зания всесторонней помощи коммунистам и
беспартийному активу в изучении марксист-
ско-ленинской теории. Паотийные организа-
ции приложат все силы к тому, чтобы полно-
стью использовать эти возможности, и до-
бьются нового подъема партийной пропа-
ганды — могучего оружия большевистской
	партий.

А ИВАНОВ.
	Совещание по: лекционной пропаганде
	На днях во Владимире состоялось област-
ное совешание по лекционной пропаганде,
Совещание обсудило вопрос о состоянии и
мерах улучшения лекционной пропаганды
в области.

В городах, рабочих поселках и колхозах в
1950 году прочитано более 24 тысяч‘лехций по
теории и истории ВКП(б), текущему моменту,
на естественно-научные темы. В лекционной
пропаганде принимает участие околю 30 ты-
сяч лекторов-общественников.

Участвики совешания рассказали, как они
	В городе Кызыле Тувинской автономной
области состоялся областной слет рабочих и
сельских корреспондентов, работников низо-
вой печати. В его работе приняло учаетие
более 150 человек. Среди них рабочие, кол-
хозники, учителя, агрономы, зоотехники, pa-
ботники литературы, искусства.

Слет обсудил доклад секретаря обкома, пар-
тии о задачах рабселькоров.
	С целью улучшения освещения на страни-
цах львовской областной газеты вопросов
колхозной жизни и улучшения связи со свои-
ми читателями редакция областной газеты
«Вильна Украина» практикует собрания чи-
татслей в селах, колхозах и МТС. Одно из
		организуют чтение циклов лекций по истории
ВКП(б), диалектическому и историческому
материализму, политэкономии, истории ме-
ждународных отношений, поделились опытом
работы колхозных лекториев.

Состоялся пятидневный семинар лекторов-
общественников областного лекционного бюро.
На семинаре были заслушаны лекции о
работе И. В. Сталина «Относительно марксиз-
ма в языкознании», о сталинском плане пре-
образования природы, а также на другие по-
литические и естественно-научные темы.
	В прениях по докладу выступили 18 чело-
век.

Рабселькоры критиковали областные газе-
ты «Шын» и «Тувинскую правду» за слабую
работу с рабеслькорами.

С большим подъемом участники слета при-
няли  приветственное письмо товаришу
Сталину.
	таких собраний читателей было проведено на
днях в с. Шкло Яворовсково района, На с0-
брание в сельский клуб собралось более
100 коестьян и крестьянок. Они заслушели
доклад представителя редакции и высказали
свои пожелания.
		Областной слет корреспондентов
	Собрание читателеи в колхозе
	НИЯ СОБРАНИЯМ о
	рабочих, не поддержала их справедливых за-
мечаний и ‘не поставила на обсуждение со-
браний вопросов организации труда на шах-
те и отношения администрации к заявле-
ниям и жалобам рабочих.

Некоторые партийные и профсоюзные pa-
ботники забывают, какое важное значение
имеёт своевременное устранение недостатков,
отмеченных рабочими на собрании, выполне-
ние постановлений собраний. На многих
предприятиях Куйбышевской, Ивановекой,
Чкаловской и других областей имеют место
факты, когда на собраниях по нескольку раз
вносятся одни и те же конкретные предложс-
ния ‘по улучшению работы предприятий, од-
нако эти предложения хотя и записываются в
протоколы, но администрация предприятий
не принимает мер к их выполнению. Край-
не небрежно к предложениям выступающих
на собраниях рабочих относятся на Влади-
мирском тракторном заводе. Здесь есть цехи,
	в которых предложения рабочих на собра-
	ниях не записываются и решения на ссбра-
ниях не принимаются. Часто не принимает-
ся никаких решений собраниями на заводе
имени Чкалова, «Орсксельмаше», на заводе
металлоконструкций и «Южуралмаше» Чка-
ловской области. Понятно, что такие собрз-
ния не могут способствовать развитию ини-
циативы и активности. трудящихся. Автори-
тет собраний намного повысится, активность
рабочих на собраниях значительно NOAH
мется, если будет организован действенный
контроль за выполнением решений собраний,
если профсоюзные и хозяйственные работни-
ки будут систематически информировать ра-
бочих о том, как их предложения осуществ-
ляются,

Одной из причин серьезных недостатков в
проведении общих рабочих собраний являет-
ся невнимание к ним со стороны руководя-
щих партийных, советских, профсоюзных и
хозяйственных работников. Например, в го-
роде Орске Чкаловской области секретари
горкома и райкомов партии редко бывают на
собраниях рабочих; на Сталинградеком трак-
торном заводе, на заводе «Катэк» в Куйбы-
шеве на собраниях не бывают руководители
заводов и многих цехов; на крупнейших в
Эстонии предприятиях — Кренгольмской ма-
нуфактуре и сланцевых рудниках — ни ра-
зу не выступали с политическими докладами
руководящие работники республики.

Товарищ Сталин учит, что наша партия
сильна и инепобедима потому, что она умеет
	сохранить и умножить свои связи © милли-
онными массами рабочих и крестьян. Общие
	ссбрания трудящихся являются олной из
	испытанных форм связи партии с массами,
разъяенения политики партии. трудящимся
и привлечения их к активной борьбе за вы-
полнение задач, выдвигаемых партией перед
народом. Личное участие партийного и со-
ветского актива в политической работе ере-
ди трудящихся, общение со всеми слоями на-
селения являются неотъемлемыми   чертами
большевистского стиля работы. Необходимо,
чтобы партийные и советские работники си-
стематически выступали на собраниях трудя-
щихся с докладами, внимательно прислуши-
вались к предложениям, помогали профеоюз-
ным организациям в повышении уровня
	проводимых собраний и действенности их ре-
	шении.

После постановления ВЦСИС об улучше-
нии работы по подготовке и проведению. со-
	браний рабочих и  служаших многие
профсоюзные организации стали  сиете-
матически проволить после работы  со-
	брания в клубах, красных уголках и дру-
гих благоустроенных помещениях. К та-
ким собраниям по важнейшим политическим
и хозяйственным вопросам заранее готовят-
ся, и проходят они, кгк правило, очень актив-
но. Однако некоторые профсоюзные организат
ции, не желая, видимо, затруднять себя допол-
нительной организаторской работой, попреж-
нему проводят собрания в обеденный пере-
рыв, а иногда и в рабочее время, наспех, без
обсуждения вопроса. В условиях крупных
предприятий с многосменной работой
большое значение имеют сменные собра-
ния, позволяющие привлечь наибольшее
количество работающих. Но  прозедению
этих собраний придается мало значения.
Во вторых и третьих сменах на многих
предприятиях собрания совсем не проводят-
ся. Практика работы профсоюзных организа-
ций крупных предприятий показывает так-
же целесообразность более широкого исполь-
зования и такой формы массовой работы, как
общезаводские, фабричные конференции, ко-
торые проводятся не только в связи с ог
четом профсоюзных органов, но и по другим
вопросам, имеющим значение для вБеего кол-
лектива предприятия,

Партийные организации обязаны усилить
руководство подготовкой и проведением
рабочих собраний, больше уделять внимания
контролю за выполнением их решений, тре-
бовать OT руководителей хозяйственных
организаций чуткого и внимательного отно-
шения к предложениям трудящихся.
	Д. КУРАВЛЕВ.
Е. АЗАРОВА.
	Большевистская партия всегда придавала
и придаст большое значение собраниям ра-
бочих и служащих как важному средству
коммунистического воспитания, повышения
политической и производственной активно-
сти широких масс трудящихся. Важнейшие
решения партии и советского правительства,
крупные события внутренней и международ-
ной жизни Советского Союза широко обсу-
жлаются на собраниях трудящихся.
	В послевоенные годы ЦК ВКИ(б) неодно-
кратно указывал на большое значение собра-
ний в мобилизации трудящихся на быстрей-.
шее воестановление и дальнейшее развитие
народного хозяйства; на важность лично
го участия партийных, советских, хозяй-
ственных работников в собраниях трудящих-
ся, систематических выступлений их на со-
браниях с докладами на политические и
производственные темы. Исключительно ве“
лика роль собраний трудящихся в массовом
развитии социалистического соревнования, в
деле развития критики и самокритики, даль
нейшего роста теорческой активности и са-
модеятельности трудящихся.

За последнее время ряд ЦК компартий со-
юзных республик, обкомов, горкомов партии
обсуждал вопровы практики подготовки и
проведения собраний рабочих на промыш”
ленных предприятиях. В 1950 году Москов-
ский городской комитет партии обсудил во-
прое о практике проведения рабочих собра-
ний на заводах «Сери и молот» и «Динамо»,
обязал партийные организации заводов ует-
ранить имеющиеся недостатки и обеспечить
активное, участие коммунистов в подготовке
и проведении собраний рабочих. ЦК КП(б)
Украины дважды обсуждал вопрос о прове-
дении собраний рабочих и служащих и нат
метил ряд мероприятий по улучшению руко-
водства этим важнейшим участком массово-
политической работы’ среди трудящихся.
Куйбышевский, Сталинградский, Чкалов-
ский, Харьковский, Запорожский обкомы
партии в своих решениях обратили внима-
ние партийных организаций на необходи-
мостт повъипения уровня организации Mo Cou
	держания собраний рабочих.
	БОЛЬШЕ ВНИМА
	т. Ларин. В начале собрания секретарь парт-
организации т, Чеков зачитал текст обраще-
ния горняков треста «Скуратовуголь» о раз-
вертывании соревнования в честь Дня шах-
	 тера. Затем се Ю-минутнойи речью выступил
	начальник шахты т. Пименов. Несмотря на
то, что на собрании присутствовало 150 чело-
век, ни одного вопроса и выступления рабо-
чих не было. И на некоторых других пред-
приятиях стало правилом проводить собра-
ния по важнейшим политическим и хозяй-
ственным вопросам в 30-минутные обеденные
перерывы или ’за 15—20 минут-до начала ра-
боты.

Проведение рабочих собраний без подготов-
ки, второпях, обедняет их содержание, сни-
жает их роль в деле развития критики и са-
мокритики. Например, на швейной фабрике
№ 1 в городе Туле длительное время расхи-
щались государственные материалы и сред-
ства, администрация фабрики допускала фак-
ты грубого обращения с рядовыми рабочими,
расправлялась с Ннеугодными работниками.
На фабрике не было недостатка в собраниях.
Однако партийная и профсоюзная организа-
ции не сумели использовать эти собрания для
развертывания критики недостатков, вскры-
тия крупнейших провалов в руководстве фаб-
рики и разоблачения зажимщика критики
бывшего директора фабрики и его прихво-
стней.

Эти и подобные им факты были давно из-
вестны Тульскому обкому партии, однако до
последнего времени обком не принял мер
	к их устранению и не привлек внимания
	партийных организаций области к улучше-
нию организации собраний рабочих.

Неудовлетворительно проводятся рабочие
собрания на предприятиях Ивановской, Горь-
ковской, Кемеровской областей. Здесь еще
немало случаев, когда всестороннее обсужде-
ние вопросов на собраниях рабочих подме-
няется ‘короткими информациями, митин-
гами.

Спешка, формализм, невнимание к органи-
зации собраний рабочих приводят к ениже-
нию их идейно-политического уровня. Ната-
ких собраниях, как правило; успевают высту-
пить только руководящие работники пред-
приятия, поставленные вопросы и предложе-
ния не обсуждаются, и заканчиваются со-
брания принятием крайне общих решений.

Партийные и профсоюзные организации
уделяют еще недостаточно внимания подбо-
ру вопросов, которые выносятся на обсужде-
	РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ
	ние собраний рабочих. На многих предприя-
тиях из месяца в месяц собрания ‘проводят-
ся с единственным вопросом: «Итоги работы
за месяц и взятие новых социалистических
обязательств». На заводе измерительных ин-
струментов в Челябинске в течение года бы-
ло проведено 713 цеховых собрания рабочих,
и на всех ‘обсуждался один и тот же вопрос:
«Отчет начальника цеха об итогах выполне-
ния плана за месяц и принятие новых со-
циалистических обязательств», Такова же
повестка дыя собраний рабочих трубопрокат-
ного и абразивного заводов Челябинска. Од-
нсобразие повестки дня общих собраний сни-
жает интерес рабочих к ним, приводит в фор-
мализму и тоафарету в их проведении. По-
	‘этому нередко на собраниях затрагиваются
	при обсуждении лишь мелкие текущие про-
изводственные вопросы.

До последнего времени на рабочих собра-
ниях редко обсуждаются перспективные во-
просы работы предприятия, конкретные во-
просы организации производства, повыше-
ния производительности труда и совершен-
ствования технологии, Улучшения условий
труда и быта, культурного обслуживания
рабочих и служащих; мало ставится докла-
дов на общеполитические темы, о развитии
народного хозяйства и культуры, о между-
народном положении.

Авторитет м действенность собраний за-
висят прежде всего от того, насколько все-
сторонне на них развернута критика и са-
мокритика недостатков работы предприятия,
от того, как быстро и правильно реагируют
хозяйственные руководители и партийные
организации на предложения, которые вно-
сятся рабочими на собрании. Некоторые пар-
тийные организации недооценивают роль
собраний рабочих в деле широкого развития
критики и самокритики. В течение двух
лет от рабочих шахты № 10 треста «Товар-
ковуголь» поступали жалобы на обсчеты, на
неправильный учет работы, на грубость со
стороны отдельных руководителей шахты.
Начальник шахты Антоненко неё только не
исправлял указанных недостатков, а, наобо-
рот, пренебрежительно относился к коллекти-
ву рабочих, устраивал ‘гонение на тех ра-
бочих, которые сообщали о непорядках на
шахте. Партийной организации шахты бы-
ли известны эти факты, но она допустила
ошибку, не прислушиваясь к голосу рядовых
	Е
	Однако есть еще немало пение еее
низаций, которые не уделяют должного вни-
мания руководству подготовкой и. проведе-
нием собраний рабочих. ‘

Ha некоторых предприятиях Тульской об-
ласти собрания проходят неоргапизованно,
без подготовки, не создаются элементарные
Условия для делового обсуждения поставлен-
ных вопросов. Вот один из типичных приме-
ров, На шахте № Т треста «Щекинуголь»
10 июня с. г. проходило собрание рабочих по
вопросу о подготовке к Дню шахтера; Собра-
ние открылось за 20 минут до начала работы.
Президиум собрания не избирался, проводил
собрание. единолично председатель шахткома