№ 25 (123)

сентября

- ЖИЗНЬ

Аа

КОГДА. НЕТ ТВОРЧЕСКОГО
КОЛЛЕКТИВА
		He замечают нового
	Ростовская областная писательская орга
низация — одна из крупных в нашей стране,
	Те писателями создано немало произведе-
	ний, которые хорошю известны далеко за пре”
делами области.

Однако сделать можно было гораздо боль-
ше, если бы многие ростовские писатели
не жили замкнутой жизнью, в стороне от
коллектива, Некоторые пизатели забыли о
том, что ссмый процесс литературной работы
советского писателя коренным образом отли-
чается от того процесса, каким он был у пи-
сателя дореволюционного времени, забыли о
критике и самокритике. Они не приносили
своих новых произведений для обсуждения
в писательский коллектив. Так, минуя пиеа-
тельский коллектив, без обсуждения были
изданы повесть «Пловучая станица» В. За-
круткина, повесть «Звездочка» И. Васи-
ленко, роман «Волгины» Г. Шолохова-Синяв-
ского, повесть «Алые погоны» Б. Изюмского,
«Жизнь впереди» М. Никулина и.другие.”

В Ростовской области немало молодых
писателей. Литературные группы есть в Но-
вочеркасске, Таганроге, Сулине, Шахтах. Но
работают эти группы слабо. Например, в ро-
стовской группе молодых писателей «Дон»,
которой руководит В. Жак, обсуждение про-
изведений молодых прозаиков и поэтов про-
ходит на низком теоретическом. уровне.

Областное отделение Союза советских пи-
сателей знало очень мало о работе молодых
писателей. Письма и рукописи молодых пи-
сателей в отделении лежали по нескольку
месяцев без ответа.

Отношение к молодым писателям хкаракте-
ризует, например, следующий факт. Но реше-
нию облисполкома было проведено два кон-
курса: на, лучшую одноактную пъесу и на
лучшую массовую песню. На конкурс посту-
пило 34 пьесы. Авторы этих пьес в большин-
стве своем молодые драматурги. Жюри, в с0-
ставе которого не было ни одного писателя-
драматурга, не одобрило ни одной из пьес,
хотя среди них были и неплохие, как, напри-
мер, пьеса М. Андриасова «На Ростовском
сокзале».

Еще хуже обстояло дело с конкурсом на
лучшую массовую песню. Жюри конкурса
одобрило и премировало ряд неудачных тек-
стов. В. Жак получил сразу две премии - вто-
рую и третью-за очень плохие тексты.

Вот какую пародию на песню (музыка и
текст А. Шершорова) жюри под председа-
	Трудяшиеся Нанайского района Хабаров-
ского края, развертывая краевую газету «Ти-
хоокеанская звезда», нередко не верят гла-
зам своим: публикуемые в ней фотоснимки
изображают нанаев непременно в халатах,
хотя нанаи уже давно отказались от этой не-
удобной на производстве и в быту одежды,
предпочтя ей костюм и пальто. «Где же фо-
токорреспондент откопал такие уникумы?» —
диву даются читатели газеты. Ларчик откры-
вается просто. Дело в том, что фотокорреепон-
денты, желая придать своим снимкам ложно
понимаемый ими национальный колорит,
упорно разыскивают хранящиеся в некото-
рых нанайских семьях халаты и убеждают
нанаев надеть их хотя бы на несколько ми-
нут.. ради удачного кадра. Так поступил,
например, фотокорреспондент Хабаровского
отделения ТАСС т. Шулепов. Он уговорил
нескольких нанайских школьников разыс-
кать халаты и надеть их, а затем сфотогра-
фировал необычно выряженных детей за пар-
той в школе. Кадр получилея «выигрыш-
ный», но отнюдь не соответствующий жиз-
ненной правде. Тот же фотокорреспондент,
приехав в село Джари, собрал молодых охот-
ников и объявил, что хочет их сфотографи-
ровать. Те согласились, но были очень удив-
лены, когда услышали, что надо обязатель-
но надеть халаты. Полдня было затрачено на
поиски халатов, но “это не смутило фотокор-
респондента: он сделал, по его мнению, удач-
ный снимок.

Фотокорреспондент, цепляясь за старое,
отжившее, искажает действительность. OH
не хочет видеть тех замечательных пеоесмен
в жизни нанайского народа, которые произо-
шли за годы советской власти в результате
осуществления мудрой ленинско-сталинской
национальной политики. Стоило фотокоррег
понденту серьезно отнестись к своим обязан-
ностям, и он бы с успехом мог показать, как
далеко шагнула вперед культура нанайского
народа. Сейчас многие нанайские села элек-
трифицированы. Каждая нанайская семья
имеет радио, хорошую мебель, прекраено
вышитые национальным орнаментом ковры.
Юрты и стойбища еще до войны уступили
место благоустроенным рубленым домам. В
селах имеются школы, магазины, мелицин-
ские пункты, клубы, детские сады, демон-
	тельством писателя В. Фоменко одобрило и
рекомендовало для исполнения:

`Солнце светит, солнце греет,

Ростов город молодеет,
	В самом городе окрест:
Много есть красивых мест.
	В Ростове много научных работников и
	- преподавателей. Часть из них занимается ли-
	тературной критикой. Но эти критические
силы, так же как и писатели, разобщены, ни-
кто ими не руководит.

В стороне от организации критических
сил стоит областная газета «Молот». У «Мо-
лота» нехватает смелости выступить со сво-
им мнением о произведении местного писа-
теля. Примером может служить повесть В. За-
круткина «Пловучая станица», которая полу-
чила‘оценку не только в московской прессе,
но и в ряде областных газет; ростовская же
газета «Молот» не обмолвилась о повести ни
словом, .

Лишь в последнее время редакция газеты
«Молот» начала организовывать читательские
конференции по произведениям местных пи-
сателей и печатать статьи о том, как прохо-
дили эти конференции.

Писатели Ростова говорят о том, что галь-
манах «Дон» ведется на низком идейном и
художественном уровне. Это верно. В аль-
манахе не печатаются лучшие произведени
ведущих писателей области. .

В альманахе совершенно отсутствует от-
дел критики и библиографии. На его стра-
ницах редко можно встретить очерки о пере-
довых людях производства, науки и техни-
ки, а ведь в Ростовской области их немало.
Альманах не охватывает богатой и разно-
образной жизни Ростовской области.

В Ростовском областном издательстве.
боятся печатать новые произведения местных
писателей. И некоторые из них печатают
только после того, как они изданы в Москве,

На перевыборном собрании ростовские пи-
сатели справедливо критиковали работу бюро
отделения Союза советских писателей и его
ответственного секретаря т. Фоменко. Писа-
телям стало ясно, что плодотворно работать
без творческого коллектива невозможно.

Новое бюро отдзления, избранное на со-
брании, должно прежде всего сплотить писа-
телей области в дружный творческий коллек-
	тив.
А СОКОЛОВ.
	стрируются кинокартины. Многие нанаи ра
ботают председателями колхозов и сельских
Советов, секретарями партийных организа-
ций, директорами школ, учителями. Дети на-
наев, получив среднее образование в районе,
продолжают учиться в высших учебных завс-
дениях страны. Такова действительнссть, ко-
торую не замечает фотокорреспондент, гоня-
ющийся за халатами.

Большое удивление у читателей нашего
района вызвал также напечатанный в мос-
ковском журнале «Огонек» (№ 28, 1960 г.) рас-
сказ Ю. Шестаковой «У нанайских рыбаков».
Автор очерка восторженно описывает добычу
рыбы острогой, не отдавая себе’ отчета в том,
что этот епособ является хищническим и
официально запрещенным. Пусть читатели
«Огонька» не подумают, что нанаи-рыбаки
нашего района выступают в роли наруптите-
лей правил рыболовства. За восемь месянпев
текущего года было всего лишь три случая
нарушения этих правил, в том числе и тот,
свидетелем которого явилась Ю. Шестакова,
Однако сна не вникла в дело и с усердием,
достойным лучшего применения, описала
давно отвергнутый хищнический способ до-
бычи рыбы. Если бы Ю. Шестакова внима-
тельнее присмотрелась к жизни и работе на-
найских рыбаков, то она непременно отме-
тила бы высокий уровень механизации рыб-
ных промыслов. Нанайские рыбаки сейчас
успептно применяют такие усовершенетво-
ванные орудия лова, как закидные неводы и
ставные сети. У нае в районе есть моторно-
рыболовецкая станция, которая ‘обслуживает
все колхозы самоходным флотом.
	Радостная и счастливая жизнь нанайского
народа в семье братских народов нашей
страны, его труд на благо Родины и успехи
в культурном строительстве находят ‘еще
слабое отражение в нашей печати. Тем до-
саднее нелепости, о которых шла речь выше
и которые могут создать у читателей непра-
вильное представление о современной куль-
туре маленького, но трудолюбивого нанай-
ского народа.

>. ПИНЧУК.
	с. Троицкое-на-Амуре.
	гедактор районной газеты
«Сталинский путь».

О гастролях Ярославского театра в
		Недавно закончил гастроли в Москве Ярос-
лавский государственный ордена Трудового
Красного Знамени драматический театр име-
ни Ф. Г. Волкова. С болышой теплотой встре-
тили столичные зрители талантливый кол-
лектив театра. Успех этих гастролей —одно из
свидетельств неуклонного развития советско-
го социалистического искусства под мудрым
руководством партии Ленина- Сталина.
	В творческой работе Ярославского театра
нашли достойное выражение лучшие черты
советского театрального искусства. Коллек-
тив Ярославского театра, как и все наши луч-
шие театры, пришел к наибольшим своим
творческим успехам, работая над пьесами
советских драматургов, посвященными‘ со-
временности.

В Москве театр выступал с хорошо проду-
манным репертуаром. Он показал свои поста-
новки пьес Н. Вирты «Заговор обреченных» и
Б. Лавренева «Голос Америки». Эти спектак-
ли служат благородному делу разоблачения
империалистических поджигателей новой
войны — заговорщиков против свободы и сча-
стья народов. Спектакль «Заговор обречен-
ных» — большая творческая победа театра.
В ярких сценических образах показаны мо-
гучие, неодолимые силы лагеря мира и демо-
кратии. Пять участников этого спектакля от-
мечены Сталинскими премиями: народная ар-
тистка РСФСР А. Чудинова, создавитая пре-
красный образ Ганны Лихты — одной из ру-
ководительниц народа в его борьбе за ста-
новление государственного строя народной
домократии; ‚ заслуженные артисты РСФСР
В. Нельский и С. Ромоданов — за исполнение
ролей Макса Венты, редактора центрального
органа компартии в одной стране, и депута-
та парламента крестьянина Косты Варры;
постановщик спектакля — главный режиссер
театра заслуженный деятель искусств П. Ва-
сильев и художник — заслуженный деятель
искусств Н. Медовщиков.

В своей настойчивой работе над пьесой
В. Овечкина «Настя Колосова» театр проявил
верное понимание задач советского искус-
ства. Это—пьеса о людях послевоенной кол-
хозной деревни. Первая редакция драматур-
гического текста страдала рядом серьезных
изъянов. Коллектив ‘театра не остановился
перед трудностями. Тесное творческое обще-
ние коллектива с молодым автором помогло
исправить важнейшие недостатки пьесы и
создать содержательный, жизнеутвержда-
ющий спектакль, посвященный патриотиче-
скому труду советских людей.

Уделяя основное внимание постановке
пьес на современные темы, театр не забы-
вает и о своей задаче воплощения на сцене
лучших образов классической драматургии.
Москвичам были показаны пьесы. М. Горького
«Егор Булычов и другие» и «Васса Железно-
ва», А. Чехова «Вишневый сад» и А. Остров-
ского «Доходное место». Театр верно хранит
заветы передового русского искусства прош-
лого, искусства народного, реалистическо-
го. Лучшие традиции мастеров классическо-
го отечественного театрального искусства
продолжаются и развиваются в советском
искусстве социалистического реализма, про-
никнутом высокой идейностью и сказавшем
качественно новое слово в художественном
развитии человечества.
	Ярославский театр учится у составляющих
нашу национальную гордость Художествен-
ного и Малого театров. Творческие принципы
выдающегося деятеля советской сцены
К. С. Станиславского легли в основу его ра-
боты над мастерством актера и режиссера.
В спектаклях, показанных в Москве, видно
стремление коллектива ответить на живые,
важнейшие запроеы современности, уменье
глубоко и художественно ярко раскрыть
идейное содержание драматургического про-
изведения, «через образы вести к идее пьесы»
(К. С. Станиславский), видно бережное и лю-
бовное отношение к классическому наслед-
ству.

Вдумчива, серьезна работа постановцтиков,
ярка игра многих актеров, хорошо оформле-
	ние спектаклей (художники Н. Медовщиков
-и А. Ипполитов). ;

Народного артиста РСФСР лауреата Сталин-
ской премии Г. Белова многие зрители знают
по фильму «Мичурин», где он исполнил глав-
ную роль. Теперь они увидели этого замеча-
тельного актера на театральной сцене. Это
художник большого таланта, его искусству
присущи глубина и вместе с тем простота
исполнения, целеустремленность и ясность
художественных средств, мастерская выра-
зительность в трактовке образов. С любовью
и большой жизненной правдой создан им об-
раз секретаря райкома партии Тимошина в
спектакле «Настя Колосова». Актер показы-
вает человека умного, чуткого, волевого,
умеющего разглядеть и поддержать ростки
нового в нашей жизни, направить развитие
людей, помочь им. преодолеть ошибки, непре-
станно расти в труде на благо народа. Отлич-
но ведет актер сцены бесед с колхозниками.
Он буквально живет в образе своего героя,
его взгляд, жесты, при всей простоте средетв
выражения, наполнены кипучей и богатой
духовной жизнью изображаемого им челове-
ка. Тимошин в его‘’исполнении глубоко прин-
ципиален, непоколебимо тверд в проведении
политики партии, задушевен в общении с
людьми, умеет найти доступ к человеческим
сердцам и словом укора, и верным советом,
и дружеской шуткой, и горячей поддержкой
смелого, нового, передового.
	О богатстве изобразительных средств акте-
ра свидетельствует исполнение им роли кар-
динала Бирнча в спектакле «Заговор обре-
ченных>». Работа над двумя столь различными
образами‘ показывает, что актер отлично вла-
деет мастерством сценического перевоплоще-
ния.

Многообразны роли, в которых увидели
зрители С. Ромоданова. Актер, создавший яр-
кие образы Косты Варры («Заговор обречен-
ных»), сержанта Макдональда («Голос Аме-
рики»), отлично показал себя и в классиче-
ском репертуаре. Значительное творческое
достижение актера — образ Eropa Булы-
чова. С. Ромоданову удается показать живой
ум своего героя, протестующего против мо-
рального уродства окружающих его людей
капиталистического мира, душевное страда-
ние человека, попавшего в чуждую среду,
«живущего не на той улице», не имеющего
сил разрешить мучащие его противоречия.
	`Удался С. Ромоданову и образ купца Лопахи-
	на в спектакле «Вишневый сад». Блестящая
работа актера — эпизодическая роль Досуже-
ва в «Доходном месте» А. Островского. С очень
тонкими психологическими оттенками прово-
дит он сцену разговора Досужева с Жадовым
в трактире, выявляя внутреннюю опустошен-
ность этого способного и сильного человека,
	также изуродованного капиталистическим
миром. : :

Мз отдельных актерских работ  при-
мечательно исполнение A. Чудиновой
	ролей Раневской в «Вишневом саде», Глафи-
ры в «Егоре Булычове»; хорошим юмором
проникнута трактовка ролей Юсова («Доход-
ное место»), трубача Гаврилы («Егор Булы-
чов и другие»), старика-колхозника Лыкова
(«Настя Колосова») в исполнении заслужен-
ного артиста РСФСР И. Бросевича. Ряд ролей,
разнообразных по своему характеру, сыгран
артисткой К. Незвановой. Но образ Насти
Колосовой нуждается в доработке: обращает
на сабя внимание некоторое несоответствие
интонаций актрисы внутреннему миру и
внешнему облику колхозницы, движений, на-
поминающих скорее представительницу го-
родской интеллигенции. Это говорит о том,
что актерам надо шире и глубже познавать
жизнь, обогащать свое искусство жизненны-
ми наблюдениями, чтобы раскрывать тиниче-
ские черты хафактеров в правдивом и много-
красочном изображении человеческой инди-
видуальности. Театр еще не всегда достаточ-
но работает в этом направлении. В. Нель-
скому, опытному, хорошему артисту, созда-
ющему выразительные образы, также можно
пожелать более глубокого раскрытия харак-
тера Жадова в пьесе «Доходное место». Мно-
	гое еще не найдено в трактовке этой труд-
ной для актерского исполнения роли. Отлич-
но разработаны образы попа Павлина ак :ером
В. Соколовым и Достигаева заслуженным ар-
тистом УССР Г. Свободиным в спектакле
«Егор Булычов и другие».

Радует, что в коллективе ведущие актеры
выступают в плодотворном содружестве с
молодежью, выросшей в стенах этого театра.
С первого появления на сцене очаровывает
зрителей образ Фроси в спектакле «Настя
Колосова». Эта роль с удивительной искрен-
ностью и свежестью сыграна молодой актри-
сой 3. Савченко, сумевшей раскрыть глубину
и чистоту внутреннего мира юной колхозни-
цы-комсомолки. Надо приветствовать удачу
3. Савченко в решении образа Полины из
«Доходного места». Она создала живой,
непосредственный характер пустенькой, но
сердечной девушки, которую не емогло до
конца испортить мещанское воспитание.

Крепкий коллектив заботливо помогает
росту талантливой молодежи. Достаточно. на-
помнить, что главный режиссер театра
Tl. Васильев — также сравнительно молодой
работник советской сцены, работавизий преж-
де режиссером в этом же тезтре. Его поста-
новкам свойственны глубокое раскрытие
идейного содержания пьесы, упорная работа
с актерами над трактовкой ролей, умение со-
здать единый ансамбль в спектакле. В театре
нет разрыва между мастерами и молодежью.
Ветераны театра иногда выступают и в эпи-
зодических ролях, а молодежи поручаются и
ведущие роли.

Следует, однако, сказать, что растущему кол-
лективу Ярославского театра нет оснований
	удовлетвориться уже найденным и еде“
ланным. Понятие актерского ансамбля
должно исключать малейшие отклоне-
	ния от едиквого, выработанного постановщи>
ком спектакля художественного строя. Между
тем в показанных спектаклях имеются подоб-
ные отклонения. Таково, например, схематич-
ное исполнение роли Василия Черных в спек-
такле «Настя Колосова» актером А. Ерошен-
ко. Правда, роль написана драматургом сла-
бо, но актер еще больше подчеркнул ее недо-
статки. Некоторые образы в спектаклях из-
лишне шаржированы.

Отсутствие единства, стройности режиссер-
ского замысла ощутимо дает себя знать в по-
становке «Доходного места». Те же актеры,
которые удачно играют в других спектаклях,
здесь внесли в свое исполнение ролей и из-
лишний нажим, и некоторые штампы. Нехва-
тает продуманности в трактовке образов.
Спектакль получился разностильным:, Так
произошло с ролями Жадова и Беловкубова,
упрощенно трактован образ Кукушкиной, хо-
тя ее играет талантливая исполнительница—
заслуженная артистка РСФСР О. Иванова,
отлично проявившая себя, например, в спек-
такле «Настя Колосова» в роли бригадира Фе-
досьи Голубовой. Неудачна мизансценировка
ряда эпизодов в этом  спектакле-сцемы
Юлиньки с Белогубовым, Жадова с Полиной
и Кукушкиной и другие.

В спектакле «Настя Колосова» надуманна,
лишена убедительности и жизненного правдо-
подобия обстановка в «приемной» у колхоз-
ной звеньевой. Напрасно не. прислушался те-
атр к замечаниям, которые были сделаны на
этот счет при обсуждении спектакля партий-

‘ной общественностью Ярославской области.
	Очень хорсшю, что актерам поручаются са-
мые различные роли, требующие разносторсн-
него актерского мастерства. Но в некоторых
спектаклях новые, непривычные для актеров
роли оказались разработанными менее глу-
боко, чем роли привычного для них репер-
туара,

После окончания гастролей Ярославскому
театру имени! ®. Болкова предстоит упорная;
повседневная работа по совершенствованию
художественного мастерства, во имя дальней-
тпего подъема советской театральной куль-
туры, создаваемой общими силами многочис-
ленных творческих коллективов, которыми

так богата наша страна.
Ю. ЛУКИН.
	Институт кинематографии плохо готовит кадры
	студентов фактически занимаются недоста-
точно подготовленные в профессиональном
отношении преподаватели. Кафедра режиссу-
ры не занимается научной работой, не обоб-
щает творческой практики кинсрежиссуры;
поэтому преподаватели ведут занятия кустар-
но, опираясь главным образом на свой лич-
ный опыт.
	В результате неудовлетворительной работы
кафедры режиссуры преподавание специаль-
ных предметов ведется бессистемно. В про-
грамме по’ кинорежиссуре содержится много
неясных и путаных положений. Например,
в установочной части программы по режис-
суре дано такое туманное определение: «Не-
обходимо, с одной стороны, раскрыть после-
довательность творческого процесса, начина-
ющегося с идейно-конкретного замысла, вы-
ражаемого во всех элементах единого худо-
жественного произведения; с другой сторо-
ны, дать ряд последовательных заданий, ко-
торые не могут соответствовать последова-
тельности процесса создания кинокартин,
так как нельзя задать работу по механически
изолированному этапу из всего процесса
творческого труда. Органическое верное вос-
питание студентов ‘требует постепенного
усложнения заданий при независимой от объ-
ема и степени сложности работы их идейной
и художественной полноценности». Вряд ли
можно что-либо понять из. подобной уста-
новки.
	Студенты режиссерского факультета за вре-
мя учебы проходят недостаточную производ-
ственную практику; поэтому после окончания
института они не имеют необходимого опыта
для того, чтобы начать работу в студии по
спениальности.
	Министерство кинематографии CCCP, uc
пытывая трудности с режиссерскими кадра-
ми, не принимает мер к коренному улучше-
нию учебной и воспитательной работы на
режиссерском факультете, не проявляет за-
боты о повышении квалификации окончив-
ших режиссерский факультет, ве результате
чего. за многие годы в киностудиях не вы-
двинулось ни одного нового крупного режис-
сера из числа окончивших институт.
	Немногим лучше обстоит дело и с подго-
товкой сценаристов. Институт ежегодно вы-
пускает большое количество кинодраматур-
гов, но в качестве авторов сценариев для
фильмов из них выступают лишь единицы;
большинство же выпускников направляется
на работу не по специальности. В значитель-
ной мере это объясняется тем, что сценар-
ный факультет ведет работу в отрыве от ки-
ностудий, сценарных отделов и творческих
организаций Союза советских писателей. Сту-
денты ‘этого факультета не знакомы с тема-
тическими планами производства фильмов,
не изучают новых сценариев и не знают ки-
нопроизводства. Дирекция института крайне
слабо привлекает лучших сценаристов к пре-
подаванию сценарного мастерства: многие
преподаватели по сценарному мастерству не
умеют сами писать сценарии. Подобное по-
ложение с подготовкой кадров сценаристов
нельзя считать нормальным, тем более, что
	Подготовку кадров для кинематографии
призвано осуществлять специальное выешее
учебное заведение — Государственный изсти-
тут кинематографии в Москве. Инетитут го-
товит. режиссеров, сценаристов, операторов,
художников, киноведов, экономистов. В на-
стоящее время в институте обучается около
800 студентов. К педагогической работе при-
влечены крупные мастера советского кино-
искусства: С. Герасимов, Г. Александров,
М. Чиаурели, Б. Бабочкин, В. Ванин, О. Пы-
жова и др. Институт располагает съемочны-
ми павильонами, просмотровыми залами,
большим фильмофондом.
	3a последнее время институт достиг неко-
торых успехов в своей работе. Во многих
кинофильмах советский зритель с удовлет-
ворением встречает способных артистов—вы-
пускников киноинститута, сумевших создать
запоминающиеся образы, молодых художни-
ков, кинооператоров, показавших себя расту-
щими мастерами своего дела.
	Но при всем этом институт все еще не
справляется с поставленными перед ним
задачами. Студенты режиссерского, сценар-
ного и киноведческого факультетов не полу-
чают достаточных теоретических знаний и
необходимой профессиональной подготовки
для того, чтобы успешно работать на кино-
`’ производстве по специальности. Такое поло-
жение объясняется прежде всего крупными
недостатками в учебной и воспитательной
работе института, а также недостаточно тща-
тельным отбором студентов в институт.
	Совершенно очевидно, что каждый посту-
пающий в киноинститут, помимо среднего об-
разования и желания быть режиссером или
сценаристом, еще должен иметь необходимые
творческие данные. Однако руководство и
преподаватели института не проводят тша-
тельного отбора студентов с учетом их бу-
дущей творческой специальнссти. В резуль-
tate этого большое количество студентов в
процессе учебы отсеивается, а многие выпу-
скаются с недостаточной квалификацией.
	По некоторым факультетам института (ки-
новедческий, сценарный) не выработан чет-
кий профиль подготовки специалистов; учеб-
ные планы составляются непродуманно и из
года в год подвергаются большим передел-
кам. Учебные планы, составленные на
1950/51 год, также имеют серьезные недостат-
ки. Например, в учебном плане сценарного
факультета крайне мало отводится времени
для изучения марксистско-ленинской эсте-
тики. На изучение истории изобразительных
искусств отведено всего лишь 32 часа. Куре
истории музыки сведен к ознакомлению сту-
дентов лишь с музыкой кинофильмов.
	Особенно неблагополучно в институте об-
стоит дело с подготовкой режиссеров художе-
ственного фильма. Многие преподаватели р—
мастера кинематографии -—ведут свою работу
в институте от случая к случаю, часто про-
пускают занятия, в работе кафедр участия
почти не принимают. Преподаватель кино-
режиссер И. Савченко, например, занятия в
прошлом учебном году проводил наездами
из Киева. При таком положении обучением
	киностудии испытывают серьезный недоста-
ток в хороших сценариях и ориентируются
на ограниченный круг авторов.
	Творчество художника во многом опреде-
ляется его идейню-теоретической подготов-
кой. Между тем преподавание основ
марксизма-ленинизма, диалектического и
исторического материализма и марксистско-
ленинской эстетики ведется сухо, поверхност-
но. Преподаватели не вооружают студентов
умением применять марксистско-ленинскую
теорию к изучению вопросов искусства.
	В учебных планах факультетов большое
место отведено истории кино. Однако заня-
тия по этому предмету сводятся главным об-
разом к пересказу содержания фильмов. Раз-
работанная кафедрой истории кино програм-
ма содержит много путаницы, неряшливых
и неверных формулировок. Программа не
дает ясного понимания и направления в изу-
чении этого предмета. На низком теорети-
ческом уровне читаются и лекции по истории
кино. Например, преподаватель т. Колодяж-
ная вводную лекцию по истории западного
кино свела к перечислению и пересказу со-
держания американских детективных филь-
мов. О низком теоретическом уровне прено-
давания свидетельствует также и то, что ка-
федра истории кино решила не включать в
проспект учебника раздел о начальном пе-
риоде русской кинематографии.

Институт имеет свою аспирантуру. Каза-
лось бы, что отсюда-то и должно итти попол-
нение квалифицированных научных ‘и препо-
давательских кадров для кинематографии. Но
аспирантура далеко не полностью эту задачу
выполняет, Многие аспиранты не имеют ква-
лифицированных руководителей и предостав-
лены самим себе. Индивидуальные планы
аспирантов первого курса прошлого учебного
года на Ученом совете института утвержда-
лись лишь в конце учебного года. Такое по-
ложение привело к тому, что ряду аспиран-
тов были изменены темы диссертаций и ре-
	фератов после того, как они в течение года
	работали над этими темами. Гемы кандидат
ских диссертаций и рефератов многих аспи-
рантов сформулированы непродуманно и
ошибочно. Часть тем по своему значению
и содержанию слишком узка. Так, аспирант-
ка Порина работает над кандидатской дис-
сертацией «Организация и планирование
проката фильмов в СССР» на материале
лишь одного Пушкинского райсна Москов-
ской области.

Министерство кинематографии СССР ма-
ло еще занимается вопросами подготовки и
воспитания творческих кадров, плохо руко-
водит институтом, не оказывает ему необхо-
димой помощи в квалифицированных кад-
рах и не принимает мер по коренному улуч-
тпению учебной и политико-воспитательной
работы.

Всесоюзный государственный институт ки-
нематографии имеет все возможности для то-
го, чтобы устранить недостатки в своей ра-
боте и стать одним из передовых вузов
	страны.
С. БУДАЕВ.
		Пропагандист используется не по назначению
		Ilo материалам зазеты «Культур
	«Серьезные недостатки журнала «Колхозное APOWSBSNCTBO»
	Коллегия Министерства сельского хозяй-
ства СССР обсудила помещенную 21 июля
1950 года в газете «Культура и жизнь»
статью «Серьезные недостатки журнала
«Колхозное производство» и считает факты,
отмеченные в статье, правильными.

Министерством сельского хозяйства СССР
	Типография газеты «Правда» имени Сталина.
	разработаны мероприятия по улучшению
работы журнала.
	6. СТОЛЕТОВ.
Заместитель министра
сельского хозяйства СССР.
	3З нашей печати не раз подвергалась кри-
тике неправильная практика использования
штатных пропагандистов, когда они посы-
лаются райкомами партии на длительный
период уполномоченными по хозяйственным
кампаниям и отрываются ют своих прямых
обязанностей.

Посылка пропагандистов уполномоченны-
ми в некоторых райкомах ВКП(б) Горьков-
ской области продолжается и до сих пор.
Так, например, Куйбышевский райком
ВКП(б) гор. Горького, где я работаю штат-
ным пропагандистом, недавно командировал
меня в МТС для организации работ по
	сенокошению и силосованию на срок «до
полного завершения этих работ» в зоне
MTC.

Секретаря райкома партии т, Смирнова
	мало тревожит то, что сентябрь является
важнейшим периодом в организации пар-
тийного просвещения, ибо хорошая подго-
товка к началу занятий во многом решает
успех всего учебного года. Сеть партийного
просвещения во многих парторганизациях
нашего района не укомплектована, пропаган-
дисты и консультанты не подобраны. Недо-
	оценка со стороны райкома ВКИКб) значе-
ния правильного и своевременного комплек-
тования сети партийного просвещения нс-
избежно, как и в прошлом году, приведет к
тому, что работа по организации школ и
кружков будет проводиться наспех, а mpona-
гандисты и консультанты не получат сколь-
ко-нибудь серьезной подготовки к занятиям.
Куйбышевскому РК ВКП(б) и его секретарю
т. Смирнову хорошо известно, что та-
кие недостатки в подготовке к прошлому
учебному году привели к печальным резуль-
татам: в районной партийной организации
оказалось немало коммунистов, которые в
овладении марксистско-ленинской теорией
за весь учебный год не ушли дальше изуче-
ния книги К. Маркса и Ф. Энгельса «Мани-
фест Коммунистической партии» или пер-
вой главы «Краткого курса истории ВКП(б».

Чтобы лучше подготовиться к новому
учебному году, надо обеспечить со стороны
райкома партии большую помощь пропаган-
дисту, а не отрывать его от выполнения
прямых задач.
	<Ф. БУЛЫЧЕВ,
гор. Горький. .
		LS ини паев

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

——— я

Изи. № 411. 2

Е
EES
	они ново 2
Е 02490. Алрес редакции: Москва, Старая площадь, дом 4, комн. 258.