1950 г., № =6 (154)

ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕЧЬ
	Ё тридцатилетию речи В. И. Ленина
на Ш съезде комсомола
«Задачи Союзов молодежи»
	ственный марксизму нескромный, кичливый,
высокомерный тон, ведущий к голому и лег-
	комысленному отрицанию всего. того; что было
	в языкознании до Н. Я. Марра». Товарищ
Сталин отметил ‘идеологическое родство в
этом отношении Марра с «пролеткультов-
цами» и «рапповцами». Указание товарища
Сталина имеет важнейшее значение для
окончательного преодоления «пролеткуль-
товско-рапповских» пережитков не только в
лингвистике, но и на других участках идео-
логического фронта,

Единственной научной основой социали-
стической культуры является  марксизм-
ленинизм. В проекте резолюции «О. пролетар-
ской культуре» составлевном Лениным
через несколько дней после его выступления
на ИТ съезде комсомола и являющемся пря-
мым продолжением его мыслей, высказанных
на Съезде, он писал: «Весь опыт новейшей
истории и в особенности более чем полувеко-
вая революционная борьба пролетариата всех
стран мира со времени появления «Коммуни-
стического Манифеста» доказали бесспорно,
что только мировозерцание марксизма яв-
ляетея правильным выражением интересов,
точки зрения и культуры революционного
поолетариата». .
	Неразрывную связь с практикой, с борь-
	бой рабочего класса, направленной на пере-
стройку жизни на социалистических  нача-
лах, В. И. Ленин считал отличительной
особенностью социзлистической культуры,
решающим условием ее расивета. Он резко
ссудил попытки отрыва знаний от жизни,
теории от практики, назвал этот отрыв самой
отвратительной чертой буржуазного обще-
	ства. В. И, Ленин предостерегал молодежь
	догматического
	от книжно-схоластического, дот
усвоения культуры, заучивания
	усвоения культуры, заучивания отдельных
‚теоретических положений без увязывания.
	знаний с повседневной практической борь-
бой за коммунизм, Таким. путём, указывал
В. И. Ленин, можно создать лишь «коммуни-
стических. начетчиков», вся «культура» ко-
торых сведется к знанию отдельных комму-
нистических лозунгов.

В своей речи В. И. Ленин дал отпор попыт-
кам игнорировать решающую роль больше-
вистской партии и Советского государства в
ссздании социалистической культуры. Он
неоднократно подчеркивал, что культурное
строительство является одной из коренных
задач Совзетекого государства и оно должно
осуществляться под повседневным руковод-
ством партии.

В. И. Ленин показал огромную роль науки
в строительстве коммунистического общества.
	азвитие социалистической промышленности
	й сельского хозяйства может совершаться
лишь на основе достижений современной
науки и техники. Подчеркивая огром-
ное значение электрификации, В. И. Ленин
говорил в своей речи; «Вы прекрасно по-
нимаете, что к электрификации неграмотные
люди не подойдут, и мало тут одной простой
грамотности. Здесь недостаточно понимать,
	что такое электричество; надо знать, как тех-
нически приложить его и к промьзплевности, `
	и к земледелию, и к отдельным отраслям про-
мышленноети и земледелия, Надо научиться
этому самим, надо научить этому все подра-.
стающее трудящееся поколение».

Выступая против огульного отрицания ста-
рой школы, против прожектерства в создании
новой школы, В. И. Ленин товорил, что от
старой школы нужно взят все полезное для
нарбдного просвешения. Вместе с тем он со
всей резкостью подчеркивал принципиально
новый характер советекой школы, советской
системы народного образования, которая под-
чинена целям воспитания активных строите-
лей коммунизма.

Именно соединение науки, теории, зна-
ний с практической борьбой за революцион-
ное. переустройство обтцества, учил
В. И. Ленин, лежит в основе работы пар-
тии по воспитанию масс. Призывая молодежь
неустанно овладевать знаниями, В. И. Ленин
снова и снова говорит о необходимости
уметь применять эти знания в практической
жизни. А чтобы вырабатывать в себе такое
умение, надо творчески усваивать знания,
приобретать их не путем механической зуб-
режки, заучивания готовых формул и цитат,
а путем глубокого осмысления сущности яв-
лений, фактов, их взаимосвязи, исторического
развития. Развивая эти ленинские указания,
И. В. Сталин в работе «Марксизм и вопросы
языкознания» еще и еще раз подчеоки-
вает недопустимость догматического подхода
к марксистской науке, к фактам и явлениям
действительности, Товарищ Сталин резко вы-
смеял начетчиков и талмудистов, рассматри-
	вающих марксизм, отдельные выводы и фоо-
	мулы марксизма как «собрание догматов», ко-
торые никогда не изменяются, несмотря на
изменение `° условий. . развития общества.
В. И. Ленин и И. В. Сталин учат непримири-
мости к догматизму и схоластике, учат наши
кадры живому, творческому подходу к нау-+
ке, культуре, к явлениям действительности.
e * &

И значение для’ судеб”. социали-
стического строительства имели и имеют ге-
ниальные указания В, И. Ленина о путях
коммунистического воспитания народных
масс, высказанные в речи на ЛИ съезде
комсомола. В. И. Ленин разоблачил ложь при-
спешников буржуазии, что будто бы комму-
нисты отрицают нравственность. Опровергая
этот злостный вымысел, созданный идеолога-
	Клуб в укрупненном колхозе
	урожая и животноводов обобщается и в до-
ступной форме передается KOAXO3HMKEM,
членам кружков. :

В своем клубе колхозники просматривают
все вновь выходящие советские кинофиль-
мы. Не так давно с огромным интересом
колхозники просмотрели кинофильм «Кол-
хоз имени Тимирязева», показывающий им
жизнь собственного колхоза.

Большой любовью колхозников и широкой
известностью в районе пользуется хор клу-
ба в составе 40 человек, исполняющий на-
родные песни и песни советских композито-
ров. Драматический коллектив клуба; в ре-
пертуаре которого есть и такие пьесы, как
	«Бедность — не порок» А. Островского и «Чу-.
	жая тень» К. Симонова, выступает не только
в своем клубе, но выезжает с постановками
в районный центр и соседние села.

Большую культурно-просветительную ра-
боту ведет библиотека клуба, насчитываю-
шая 500 читателей. В ее фондах имеются
произведения классиков марксизма-лениниз-
ма, книги русских и зарубежных пизз-
телей, советских писателей, а также специ-
альная сельскохозяйственная литература,
Среди читателей библиотеки немало есть
колхозников, которые читают все новинки
советской литературы.

В летний период клуб культурно-массо-
вую работу проводит там, где трудятся кол-
хозники. ‘Основные формы работы — это
демонстрация кинофильмов, выступления
агитбригады и Участников художественной
самодеятельности, выпуск «боевых листков» и
«молний», книгоношество.

Для колхозников, которые желают повы-
сить свое образование, в колхозе открыта
	ми буржуазии для дискредитации коммуни-
стического движения, В. И. Ленин показал,
что коммунисты отрицают не нравственность,
не мораль вообще, а мораль эксплуататорских
классов, буржуазную мораль. Мораль яв-
ляется одной из форм общественного созна-
ния, обусловленной в последнем счете усло-
виями материальной жизни. В обществе, раз-
деленном на враждебные, антагонистические
классы, нет и не может быть единой морали.
В. И. Ленин вскрыл реакционно-утопический
характер утверждений о возможности в усло-
виях классово-антагонистического общества
единой, «общечеловеческой» внеклассовой мо-
рали. : .

С огромной силой В. И. Ленин разоблачил
классовб-эксилуататорскую сущность буржу-
	азной морали, ее человеконенавистническую
		природу. Он говорил; что старое общество
было ‘ основано на таком принципе, что
«„.Либо ты грабишь другого, либо другой гра-
бит тебя, либо ты работаешь на другого, либо
он на тебя, либо ты рабовладелец, либо ты
раб. М понятно, что воспитанные в этом об-
ществе люди, можно сказать, се молоком мате-
ри воспринимают психологию, привычку, по-
нятие — либо рабовладелец, либо раб, либо
мелкий собственник, мелкий служащий, мел-
кий чиновник, интеллигент, словом, — че-
ловек, который заботится только с том; чтобы
иметь свое, а до. другого ему дела нет».

Бесчелозечной, разбойничьей морали бур-
жуазного чистогана В. И. Ленин противопо-
ставил пролотарскую, коммунистическую мо-
раль, преследующую цели освобождения людей
от капиталистической каторги, утверждения
	‘социального строя, где нет эксплуатации и
	гнета. Ленин поставил задачу преодоления
частнособственнического отношения человека
к челозеку, к общественной собственности, к
труду, Он призывал молодежь проявить мах-
симум энергии в, деле внедрения новой, ком-
мунистической нравственности, новых, ком-
мунистических норм поведения, проникнутых
глубокой любовью к человеку труда и нена-
вистью к его врагам. «В основе коммунисти-
ческой нравственности, — учил Ленин, лежит
борьба за укрепление и завершение комму-
низма». Говоря о путях преодоления буржу-
азно-собственнической психологии и о воспи-
тании людей в. духе коммунистической созна-
	тельности, без` чего немыслимо построение
	коммунистического общества, В. И. Ленин
	предостерегал от опасности поверхностно-
	просветительского подхода к решению этой
важнейшей политической задачи, Задачу пре-
одоления всех форм буржуазного сознания и
обеспечение победы коммунистического миро-
воззрения В. И. Ленин, в первую очередь,
связывал с классовой борьбой пролетариата,
направленной на выкорчевывание капита-
лизма в экономике, на обеспечение победы
социалистических отношений и в городе и в
деревне. В этой связи В. И. Ленин назчертал
основные задачи Коммунистического Союза
молодежи, задачи беззаветной борьбы рабоче-
крестьянской молодежи, руководимой больгие-=
вистской партией, за социалистическое пере-
устройство страны. :

В. И. Ленин призывал молодежь отдать все
силы и энергию на возведение здания ком-
мунистического общества, не ограничиваться
лишь пропагандой превосходства коммуни-
стической нравственности над буржуазной
нравственностью, а подтверждать каждый
день эту истину личным примером, актизным
	участием в строительстве социалистической
	жизни, подчинением всего своего поведения
принципу: общественный интербз, интерес
большевистской партии и Советского rocytap-
erpa— и всего.
, ==

Прошло 30 лет после weroputieckoro высту-
пления В. И. Ленина на ПТ съезде комсомола.
За это время коренным образом изменился
облик нашей страны. Призыв Ленина, выра-
женный в его речи,— превратить Россию из
	страны нишей и убогой в страну могучую и
	богатую, воплотился в реальную действитель-
ность. Под руководством великого Сталина —
гениального соратника и продолжатёля дёла
Ленина — партия большевиков, ломая ожесто-
ченное сопротивление многочисленных зра-
гов, добилась победы, социализма и ныне ве-
дет советский народ к полному торжеству
коммунистического общества. Идя по пути,
предначертанному В, И. Лениным, разоблачая
и отбрасывая «левацкие» и правооппортуни-
стические установки в вопросах культурного
строительства, коммунистическая партия под
водительством товарища Сталина осуществила
культурную революцию в стране, обеспечила
победу социалистической культуры.

Своей героической борьбой против орд гер-
манского фашизма, своими ратными и трудо-
выми подвигами во славу Родины советские
люди показали, что поистине интересы соци-
алистической Родины для них — превыше
всего. Могучий размах социалистического
соревнования в послевоенные годы, выпол-
нение и перевыполнение производственных
планов, ключом бьющая творческая энергия
и инициатива трудящихся города и деревни
являются убедительным выражением успехов
коммунистического воспитания масс.

Беесмертные ленинские указания о путях
развития социалистической культуры и зада-
чах коммунистического воспитания, разви-
тые и обогащенные товарищем Сталиным,
вооружают наш народ в борьбе за дальней-
ший расцвет советской социалистической
культуры.

Осуществляя - гениальные указания
В. И. Ленина и И. В. Сталина, партия доби-
вается все новых и новых успехов в утверж-
дении коммунистической сознательности и
коммунистической нравственности, в разви-
тии социалистической культуры в строитель-
стве коммунистичееского общества.
		тридцать лет назад, 2 октября 1920 года,
в своей знаменитой речи на ИТ съезде ком-
сомола В, И. Ленин с исключительной глу-
биной и яркостью осветил пути строительства
социалистической культуры, определил зада-
чи коммунистического воспитания многомил-
лионных массе трудящихся- строителей ком-
мунизма,

Великие вожди трудящихся В. И. Ленин
и И. В. Сталин учат, что построение комму-
нистического общества возможно только при
самом активном участии широких народных
масс. «Живое творчество масс, — писал
Ленин,- вот основной фактор новой общест-
венности... Социализм не создается по ука-
зам сверху. Его. духу чужд казенно-бюро-
кратический автоматизм; социализм живой,
творческий, есть создани самих народных
масс». Сила и размах творческой энергии и
инициативы народных масе в строительстве
коммунистического общества во многом за-
висят от их социалистической сознательно-
сти, организованности и спаянности со сво-
им авангардом = коммунистической парти-
ей. Народные массы, овладевая наукой о за-
конах общественного развития, становятся
сознательными творцами истории, приобре
тают великую созидательную силу.

В. И. Ленин и И. В. Сталин, развивая
марксистскую теорию, показали огромную
роль передовых идей в строительстве ново-
го общества. Придавая исключительное зна-
чение социалистической сознательности
масс в строительстве нового общества,
В. И. Ленинои И. В. Сталин с первых же
дней существования Советского государства
уделяют неослабное внимание вопросам
строительства социалистической культуры,
задачам коммунистического воспитания тру-
дящихся. Речь В. И. Ленина на ПТ съезде
комсомола явилась одним Из программных
документов большевистской партии по этим
‘важнейшим задачам строительства коммуни-
стического общества. :

Гениальные указания В. И. Ленина, дан-
ные им в его исторической речи, развитые
в трудах И. В. Сталина, легли в основу прак-
тической работы партии по развитию социз-
листической культуры, воспитанию строите-
лей коммунизма, служат советскому народу.
мощным идейным оружием в борьбе за новые
успехи стройтельства коммунистического об-
	щества.
		`ИЙропагандистская статья в газете
		проводников идей коммунистической партии.
	в самые широкие массы трудящихся. Она
выполняет роль коллективного пропаганди-
ста, агитатора и организатора масс. Уже на
заре большевизма В. И. Ленин в своей рабо-
те «С чего начать?» писал, что без газеты
невозможно систематическое ведение прин-
ципиально выдержанной и всесторонней про-
паганды и агитации. Тогда же товарищ
Сталин в передовой статье газеты «Брдзола»
определил в качестве важнейшей задачи
партийной газеты необходимость «озарять
светом научного социализма каждое явление,
с которым сталкивается рабочий».

В решении ЦК ВКП(б) о постановке пар-
тийной пропаганды в ‘связи с выпуском
«Краткого курса истории ВКП(б)» с исключи-
тельной силой подчеркнута роль печати как
главного и решающего оружия в пропаганде
	‚марксизма-ленцинизма. Этим же решением в
	составе редакций центральных и местных
(республиканских, краевых и областных) га-
зет организованы отделы пропаганды. в зада-
чу которых входит систематически помешать
на страницах газет статьи по теоретическим
зопросам марксизма-ленинизма, консульта-
ции, лекции лучших пропагандистов, ответы
на вопросы читателей.

Многие наши газеты и их отделы пропа-
ганды немало сделали и делают в области
пропаганды марксизма-ленииизма, повседнев-
но показывая на богатёйшем опыте ВКП(б)
	‚’марксизм-ленинизм в действии, разъяесняя ко-
	ренные вопросы теории, истории и политики
партии. Газеты активно помогают парторгани-
зациям воспитывать кадры всех отраслей хо-
зяйства и культуры, вооружать их знанием
законов общественного развития, способству-
ют повышению их теорегического уровия и
политической закалки, подъему всей идеоло-
гической работы. Пропагандистская ‚статья
прочно утвердилась на страницах многих
местных газет; К примеру, газета «Уральский
рабочий» систематически печатает статьи
	‚ пропагандистов, лекторов, научных работни-
	ков, за последнее время газета поместила
21 лекцию в помощь экономическому образо-
ванию кадров. Регулярно выступают с мате-
риалами в помощь изучающим историю пар-
тии, философию, политэкономию и другие га-
веты, во многих из них отдел пропэганды стал
одним из ведущих,
	В то же время есть еце газеты, на страни-.
	цах которых пропагандистские статьи появ-
ляются от случая к случаю. Воронежская
«Коммуна», например, за последнее время
ограничивается редкой публикацией некото-
рых статей, рассылаемых Прессбюро из Моск-
вы. То же можно сказать и о харьковской
областной газете «Красное знамя» и о крас-
нодарской краевой газете «Советская Ку-
бань», Названные газеты за последние меся-
цы не публиковали статей по вопросам исто-
рии и теории большевизма. Трудно предпо-
ложить, что в Харькове, Краснодаре или Воро-
неже редакции не смогли найти квалифици-
рованных авторов. Вернее будет другое: эти
	газеты забыли о своей насушной задаче-поо-
		уяснить, что идеология - 916 общественное
сознание, совокупность определенных взгля-
	идей, понятий, представлений, что фор-
	мами идеологии являются наука, философия,
искусство, мораль, религия и Т. дь

Статья лишена четкого плана. Вместо об-
стоятельного рассказа о том, как вырабаты-
валась идеология большевиставой партии -—
партии нового типа, каковы ленинские идеи,
легшпие в основу этой идеологии, статья. со-
держит отвлеченные фразы об этом, но не ое-
вешает глубоко ни один из вопросов. Напри-
мер, автор статьи, правильно говоря о том,
что борьба В. И. Ленина и И. В. Сталина про-
тив «экономизма» была в то же время борьбой
против международного оппортунизма, совер-
тпенно не раскрывает значения и сущности
	_этбй борьбы, Так же скупо освещен вопрос о
	соединении научного социализма с рабочим
движением. Из статьи читатель узнает, что
основной грех «экономистов» состоит в том,
что они отрицали руководящую роль партии
в рабочем ‘движении, отрицали несбходимость
создания самостоятельной рабочей партии в
России. Можду тем в «Кратком курсе истории
ВКП(б)» ясно ‘сказано, что «экономисты» уже
не решались формально возражать против не-
обходимости политической партии для рабоче-
го класса. Вее: дело в том, какую роль отво-
дили они для партии. «Экономисты» счите-
ли, что партия не должна быть руководящей
силой рабочего движения. Нет возможности
	ожотя бы вкратце перечислить все недостат-
	ки этой статьи. Она поверхностна по содер-
жанию, суха по изложению, очень слабо свя-
зана е современностью, Ясно, что при серь-
езном отношении к делу все эти недостат-
ки редакция вполне могла преодолеть, и эта
же самая статья была бы гораздо лучше,

Безответственно отнеслась к делу редак-
пия якутской областной газеты «Krenn,
опубликовав ряд незрелых статей, содержа-
щих грубые политические ошибки, В одной
из таких статей газета извратила правду о
взаимоотношениях русского и якутского на-
родов в дореволюционный период. В другой
статье газета неправильно изложила суть
разногласий в партии по первому параграфу
Устава. .

Известно, что наш читатель проявляет
огромный интересе к международному поло-
жению и внешней политике Советского госу-
дарства. Это накладывает особую отвзетствен-
ность на отделы пропаганды газет, которые
призваны квалифицированно, ‘на высоком
идейном уровне разъяснять важнойигие co-
бытия международной жизни, К сожалению,
неё все редакции и не все пропагандисты пом-
нят об этом. Наглядный пример тому -— статья
проф. Д. Завриева «Что происходит во Вьет-
Hame, Ha Филиппинах и на Тайзане?», опуб-
ливованная на днях в областной газете «Со-
встская Абхазия» под рубрикой «Ответы на
вопросы читателей». Уже заголовок статьи
вызывает недоумение: почему редакция ре-
шила в одной статье рассматривать положе-
ие в трех различных странах, почему остров
ТГайван, являющийся, как известно, частью
территории Китая, ставится в один ряде
американской колонией Филиппинами? По
прочтении статьи недоумение усиливается,
так как автор плохо помогает читателю уяс
нить характер и сущность явлений, о кото
рых он пишет. В статье нет анализа совре-
менного положения на Востоке. Автор дает
неправильное определение характера нацио-
нально-освободительного движения на Восто-
ке; В качестве цели этой борьбы он указы-
вает: наделение крестьян землей, ликвидацию
‚феодального замлевладения, ликвидацию
эксплуатации трудящихся и совсем обходит
основную задачу — освобождение от ига ино-
странного империализма. и `

Обязанность пропагандиста; выступающего
в печати, почетна, но и ответетвенность его
велика. Ведь речь идет о выступлении перед
многотысячной зудиторией читателей газе-
ты, которые с полным доверием прислуши-
ваются к каждому печатному слову; Пропа-
гандистская статья на любую тему - это
статья, разъясняющая, популяризирующая
самую передовую, самую прогрессивную в
мире советскую идеологию. От каждой такой
статьи требуется высок>-я идейность. Эта
статья призвана освентать светом ‚ револю-
пионной теории важнейшие ‚события совре-
менности, помогать широким массам трудя-
щихся правильно осмыслить сущность этих
событий. .

Появление пропагандистской статьи на
страницах газеты должно ‘рассматриваться
Kak важное событие в жизни редакции, ибо
такая статья характеризует и стиль работы
редакции и уровень теоретической подго-
товки ее сотрудников, :

Скоро начнется новый учебный год в си-
стеме партийного просвещения. Редакциям
газет следовало бы продумать тематику ста-
тей в помошь пропагандистам, слушателям
кружков и политшкол, самостоятельно изу-
чающим основы марксизма-ленинизма, нала-
дить планомерную работу с авторами статей.
Хорошо поставленный отдел пропаганды в
областной или рёспубликанской газете будет
содействовать дальнейшему подъему всей
идеологической работы в области. республике.
	Пропаганла  марксистеко-ленинекой  тео-
рии-важнейшая задача наитих газет.

Д. БЕКАСОВ.
	В. И. Ленин. определяя пути построения”
	социалистической культуры, нанес сокру-
шительный удар «теориям» так называемых
«пролеткультовцев», отрицавших значение
накопленных человечеством знаний для по-
строения пролетарской культуры, «Пролет-
культовцы» всячески поносили величай-
ших представителей русской культуры,
таких, как Пушкин и Толстой, отрицали
роль классической русской и зарубежной ли-
тературы, искусства и науки в развитии со-
циалистической культуры, выдвигали’ рёак-
цпионную идею создания «чистой» пролетар-
ской культуры в отрыве от достижений пере
довой человеческой мысли.

В. И. Ленин фазоблачил также антимар-
ксистские взгляды и других горе-теоретиков,
виадавших в другую крайность, представляв-
ших новую, социалистическую культуру как
простое продолжение прежней культуры и со-
вершенно игнорировавших классовый харак-
тер социалистической культуры, отрицавших,
что она является качественно новой-и выс-
шей формой культуры. Эти горе-теоретики
оставляли в тени вопрос о необходимости
критического освоения культуры прошлого,
сваливали в одну кучу реакционное и пере-
_довов в старой культуре.

Несмотря на кажущуюся «непримиримость».
этих двух направлений, они преследовали од-
ну и ту же цель: дезориентировать партию
в вопросах культурного строительства и ком-
мунистического просвещения масс,

В. И. Ленин указывал: «Без ясного пони-
мания того, что только точным знанием
культуры, созданной всем развитием че
ловечества, только переработкой ее можно
строить пролетарскую культуру — без такого
понимания нам этой задачи не разрешить.

Пролетарская культура не. является выеко-
чившей неизвестно откуда, не является
выдумкой людей, которые. называют себя спеё-
циалистами по пролетарской культуре. Это все
сплошной вздор. Пролетарская культура долж-
на явиться закономерным развитием тех
запасов знания, которые человечество выра-
ботало под гнетом капиталистического обще-
ства, и obmmectaa, чиновничьего
общества». +
	В. И. Ленин разъяснял, что развитию социа-
	листической культуры одинаково чужды как
огульное отрицание‘ культуры прошлого,
	туры, попытка механического приспособления
ee к задачам рабочего класса. Социалистиче“
ская культура имеет свое собственное содер-
жание. Она призвана выразить и обобщить
борьбу рабочего класса, содействовать его по-
беде в борьбе за построение коммунистиче-
ского общества. В процессе своего возникно-
вения и развития социалистическая культура
критически осваивает все ценное, что было
в прелыдуишей культуре; и одновременно ве-
дет непримиримую борьбу против всех и вся-
ческих идей и средств, служивших и служа-
щих целям порабощения трудящихся масс,
тормозящих революционное переустройство
общества.

В своих гениальных трудах по вопросам
языкознания, являющихся великим вкладом
в сокровищницу творческого марксизма,
товариш Сталин вскрыл грубейшие. извраншс-
ния марксизма Н. Я. Марром и его ученика-
ми, выразившиеся, помимо всего прочего, в
нигилистическом отношении ко всему прош-
лому языкознанию. Товариш Сталин указал,
что «Н. Я. Марр внес в языкознание не свой-
	Колхоз имени Тимирязева Городецкого
района Горьковской области от маленького
товарищества по совместной обработке зем-
ли, каким он был на заре колхозного строи-
тельства, прошел большой путь до крупного
многоотраслевого хозяйства. В настоящее
время, после проведенного укрупнения, кол-
хоз имеет 4.200 гектаров земли, 11 полеводчс-
ских бригад, 6 животноводческих и. птице-
водческих ферм. Практика показала, что при
умелой расстановке кадров, строгом контро-
ле и умелом руководстве со стороны правле-
ния работа в укрупненном колхозе идет зна-
чительно организованнее и производитель-
нее. Это подтверждается тем, что колхоз
своевременно провел уборку урожая, пол-
ностью выполнил хлебопоставки, засыпал
семена и закбнчил озимый сев..

Все более зажиточной становится жизнь
колхозников. Растут их культурные запросы,
Центром массово-политической и культурной
работы в колхозе является клуб, имеющий
зрительный зал на 400 мест, библиотеку с
фондом около трех тысяч книг, комнаты для
кружковой работы. Только в текущем году
правление колхоза ассигновало клубу 45 ты-
сяч рублей. На эти средства приобретены
		инструментов, патефон, настольные игры.

Клуб ведет большую культурно-пробвети-
тельную работу среди колхозников, В клубе
систематически проводятся лекции и докла-
ды. Нередко с лекциями выступают лекторы
из Горького и Москвы. В целях пропаганды
мичуринской‘ агробиологической науки при
клубе систематически работают ‘агротехни-
ческий и зоотехнический кружки, состоящие
из колхозников. Опыт мастеров высокого
	Высокая требовательность к ‘каждой пуб-
куемой статье в газете — непременное.
	ликуемой статье в газете — непременное
условие работы всех отделов редакций. От-
дел пропаганды газеты обязан быть в этом
отношении образцом для редакционного кол-
лектива. Каждой пропагандистской статье
должен быть присущ ленинско-сталинский
стиль пропаганды, Товарищ Сталин в своей
речи на вечере кремлевских курсантов, гово-
ря о Ленине, следующим образом характери-
	зовал-его стиль: «Необычайная сила убежно-
	ния, простота и ясность аргументации, ко-
роткие и всем понятные фразы, отсутствие
рисовки, отсутствие головокружительных же-
стов и эффектных фраз, бьющих на воечат-
ление...»

К сожалению, на страницах некоторых га-
зет все еше появляются слабые, недоработан-
ные пропагандистские статьи. Не подлежит
сомнению, что в Днепропетровске, например,
имеются пропагандистские силы, которые мо-
тут успешно подготовить квалифипирован-
ную статью.  Гребуется лишь, чтобы редакция
газеты предварительно поработала с автора-
ми: посоветовалась с ними о характере пред-
полагаемой статьи, рассмотрела ее план и
основные положения, до опубликования ob-
судила текст статьи в широком кругу про-
пагандистов, Однако «Днепровская . правда»
пренебрегает этими элементарными вещами,
свидетельство чему опубликованная не так
давно на ее страницах статья-консультация
лектора обкома партии т. Е. Филиной на
тему «Идеологические основы марксистской
партии». Читатель не много знаний почерп-
нет из этой консультации; она не продума-
на, недоработана, содержит ошибки. Автор в
самом начале статьи пытается объяснить,
что такое идеология, и дает следующее. опос-
деление: «Идеология общества, как форма
общественного сознания, как совокупность
оформленных взглядов и идей, выраженных
в научных, правовых, моральных, философ-
ских, художественных и религиозных воз-
	зрениях, определяется’ условиями материаль-
	ной жизни общества; интересами классов и
играет большую роль в развитии общества».
Выходит, что идеология — это «форма ...офор-
мленных взглядов и идей, выраженных в...
воззрениях». Из такого определения трудно
	В Советском Комитете защиты мира
	Президиум Советского Комитета защиты
ной конференции сторонников мира.
	Президиум постановил созвать вторую Всесоюзную
	158 октября в; г. в Москве, в МВолонном зале
CATCH следующие вопросы:
	мира обсудил вопрос о созыве второй Всев0юз-
	зную конференцию сторонников мира 16—
Дома союзов. На обсуждение конференции вно-
	1. Советский народ.в борьбе за мир, против поджигателей новой войны.
2.. Выборы делегатов на 2-й Всемирный конгресс сторонников мира.

3. Выборы Советского Комитета защиты мира.
В конференции примут участие предетавитали профсоюзных, женских, молодежных, культур:

ных, научных, кооперативных, спортивных и других общественных организаций.
	партийного просвещения
учебный год
	партийных школ при райкомах и горкомах
BKTI(6).

В ближаймее время будут разосланы при“
мерные списки литературы и тематика цик-
лов лекций в помошь самсетоятельно из-
учающим марксистско-ленинскую = теорию,
учебные планы семинаров консультантов,
пропагандистов политшкол и кружков.
	Учебные планы для ‘сети
на 1950—51
	Отделом пропаганды и агитации ЦПК
ВКП(б) подготовлены и разосланы на места
учебные планы политшкол, кружков по
изучению «Краткого курса истории ВКП(б»
(кружки основного типа), кружков по изуче-
нию «Сраткого курса истории ВКП(б» с
привлечением произведений Маркса —
Энгельса — Ленина — Сталина (кружки но-
вышенного типа), учебные планы вечерних
	вечерняя семилетняя школа, в которой в
1849/50 учебном году обучалось 45 человек,
	Цосле укрупнения колхоза основным
местом культурно-массовой и политической
работы стала производственная бригада, в
которой партийная организация и актив
клуба организуют выпуск «боевых листков»,
проводят политинформации, беседы агитато-
ров и громкие читки газет и книг. Бригады
обслуживаются также передвижными биб-
лиотечками. В некоторых бригадах созданы
красные уголки. .

Нуждается в практической помоши co
стсроны областного Дома народного твор-
чества художественная самодеятельность
колхоза. Нет в клубе одноактных пьее для
драматического коллектива, нст сборников
массовых народных песен, самоучителей
игры на музыкальных инструментах.
	Для того чтобы более полно удовлетворить
культурные запросы колхозников, культра-
ботникам надо много и серьезно работать
над повышением своего идейно-политическо-
го уровня. Нам нужна поддержка со сторо-
ны районного и областного отделов культ-
просветработы, работники которых пока еще
очень мало вникают в содержание работы
колхозного клуба и не сказызают ему по-
мощи, :

Укрупнение колхоза создало большие
материальные и организационные возмож-
ности для более широкого развития куль-
турно-просветительной работы среди кол-
хозников и улучшения ee содержания.
	И. ЖЕЛЕЗОВ,
Секретарь нарторганизации колхоза
имени Тимирязэва.
	УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ «В ПОМОШЬ СЛУШАТЕЛЯМ ПОЛИТШИСПЬ
	выпуск учебного пособия рекомендуется для
слушателей политшкол первого года занятий.

Второй выпуск содержит материалы по
темам: «Единая семья советских народов»,
«BKIL(6) — руководящая и направляющая
сила советского общества», «Как построена
Всесоюзная Коммунистическая партия (боль-
шевиков)», «Советский Союз — оплот мира,
демократии и социализма», «Советский народ
в борьбе за восстановление и развитие на“
родного хозяйства СССР» «Наша цель-
коммунизм». Второй выпуск учебного побо-
бия рекомендуется для слушателей полит
школ второго года занятий.
	ртииного просвещения
	стративную карту СССР, политическую кар-

wee a me
	ту мира
not и политическую карту Западной Е?
	К новому учебному году в системе nap-
тийного просвещения издательство «Правда»
выпустило учебное пособие «В помощь слу-
шателям политшкол» в лвух выпусках.

Первый выпуск содержит материалы по
темам: «Как жили и боролись за свое осво-
бождение рабочие и крестьяне в царской
России», «Великая Октябрьская социалисти-
ческая революция», «Построение социали-
стического общества в СССР», «СССР и ка-
питалистический мир», «Великая Отече-
ственная война Советского Союза», «Совет--
ское социалистическое общество», «