2[ сентября 1950 г., № 26 (154)

КУЛЬГУРА и

и
	жизнь

Политическое самообразование
коммунистов
	Серьезная помощь коммунистам, самостоя-
тельно изучающим теорию, может быть ока-
зана партийными кабинетами, Заслуживает
внимания опыт работы некоторых партийных
кабинетов в Казахской партийной организа-
ции, оказавших большую помощь коммуни-
стам через консультационные пункты, со-
зданные при парторганизациях сельсоветов
и МТС. В консультационных пунктах чита-
лись лекции, проводились консультации,
теоретические собезедования,

Качество самостоятельной ‘работы комму-
нистов над изучением марксистско-ленинской
теории во многом определяется составом кон-
сультантов и методами их работы с коммуни-
стами. В качестве консультантов привлека-
ются самые квалифицированные кадры из
партийного и советского ‘актива, преподаватс-
ли высших и средних учебных заведений,
Учителя. Опыт показывает, что прикрепление
коммунистов к консультантам должно про-
исходить так, чтобы консультант получил од-
нородную как по предмету изучения, так и по
общеобразовательному и политическому уров-
ню группу товарищей.

В прошлом учебном году многие партийные
ксмитеты помогли консультантам правильно
организовать свою работу с прикрепленными
к ним коммунистами. Например, в парторга-
низации Госплана СССР консультанты прак-
тиковали по 2-3 встречи с каждым коммуни-
стом в ходе изучения произведения и одну
итоговую беседу в целом по произведению.
Работа над изучением произведения завер-
щшалась теоретическим собеседованием со все-
ми коммунистами. Подобный ‘метод работы
консультанта, имеющий в виду сосредоточить
основное внимание на оказании индивидуаль-
ной помощи каждому коммунисту, вполне
себя оправдал.

За последние годы получили некоторое рас-
пространение семинары партийно-советского
актива и интеллигенции. Однако многие из
них мало чем отличались от кружков. В семи-
парах отсутствовала глубокая ие
ная работа коммунистов над изучением про-
изведений классиков марксизма-ленкинизма,
многие слушатели не работали над подготов-
кой докладов и рефератов по изучаемым про-
изведениям, Такая работа семинаров, есте-
ственно, не могла удовлетворить идейные
запросы кадров, и поэтому многие семинары
работали крайне неудовлетворительно, а кое-
где и вовсе распались, В Астраханской обла-
сти, например, почти все семинары партий-
ного актива прекратили свою работу, Опыт
показывает, что семинары целесообразно со-
здавать лишь для. наиболее подготовленной
части партийно-советского актива и интелли-
генции, имеющей серьезные навыки само-
стоятельной работы над книгой. На занятиях
семинаров должны заслушиваться и обсуж-
даться доклады и рефераты коммунистов по
основным вопросам изучаемых тем и произ-
ведений. Семичаоским занятиям нредшеству-
ют чтение квалифицированных лекций, глу-
бская самостоятельная работа слушателей над
изучением произведений классиков марксиз-
ма-ленинизма, индивидуальные консультва-
ции, Такой метод работы семинара вполне се-
бя оправдывает и исключает возможность пре-
вращения семинара в обычный кружок. Впол-
He понятно, что никак нельзя согласиться ©
такими фактами, когда в семинары вовлека-
ются основные массы самостоятельно изучаю-
щих теорию.

Консультанты и руководители семинаров
нуждаются в серьезной помощи партийных
	организаций. Помошь консультантам и руко-
	водителям семинаров может оказываться пу-
тем изучения, обобщения и распространения
положительного опыта в их работе, путем по-
вышения их теоретического и методического
мастерства. Важным в этой связи является
организация работы постоянно действующих
семинаров консультантов при горкомах и
райкомах партии. $

В целях повышения методического мастер-
ства консультантов необходимо изучить с ни-
ми такие вопросы: работа самостоятельно изу-
	чаюшцих мароксизм-ленинизм над книгой, ве-
	дение записей и составление конспекта; мето-
дика проведения индивидуальных и группо-
вых консультаций; как написать реферат; ме-
тодика проведения теоретических собеседо-
ваний; методика работы семинара самостоя-
тельно изучающих марксистско-ленинскую
теорию; как провести итоговое теоретическое
собеселование. На занятиях семинаров 0со-
бенно важно оказать помошь консультантам
методическими советами по изучению каждой
конкретной темы, каждого произведения.
Партийные организации находятся накану-
не учебного года в системе партийного поо-
свещения. Важно уже сейчас, в ходе подготов-
ки к новому учебному году, . принять меры,
обеспечивающие улучшение постановки по-
литического самообразования кадров.
		Руководствуясь указаниями ЦК вкпб),
партийные организации провели большую ра-
Gory в развертывании политического само-
образования кадров. В партийных организа-
циях значительно возрос и улучшился каче-
ственно состав консультантов, больше читаелт-
ся лекций в помощь самостоятельно изучаю-
щим марксизм-ленинизм.

Многие партийные комитеты организуют
повседневный контроль за самостоятельным
изучением коммунистами марксистеко-
ленинской теории, избегая формальной от-
четности в этом деле и широко используя та-
кие оправдавшие себя формы помощи комму-
нистам, как консультации, теоретически? со-
беседования, обсуждение рефератов. Партий-
ные комитеты стали больше заботиться о кя-
честве лекций, все большее распространение
получают семинары консультантов, семинары
лекторов, обсуждение лекций на совещаниях
лекторских групп, а нередко и на заседаниях
партийных комитетов, рецензирование и вза-
имное посещение лекций самими лекторами.
	Некоторые же партийные комитеты ограни-
чиваются тем, что из года в год констатируют
крупные недостатки в постановке самостоя-
тельной учебы коммунистов, но должных мер
к ликвидации этих недостатков He прини-
мают. В некоторых парторганизациях Карело-
Финской ССР, Астраханской, Тульской, Пол-
тавской областей, Дагестанской АССР слабо
осуществлялся контроль за коммунистами, са-
мостоятельно изучающими марксистско-
ленинскую теорию, плохо были поставлены
подбор консультантов и работа с ними. В Ка-
рело-финской партийной организации состав
консультантов был ниже по своему общеобра-
зовательному уровню, чем состав руководите-
лей кружков и политшкол; среди консультан-
тов 20 проц. имели низшее образование.
В Астраханской области почти во всех райо-
нах никакой работы с консультантами не
проводилось.

Партийные комитеты не всегда соблюдают
принцин индивидуального подхода к комму-
‘нистам при комплектовании сети партийного
просвещения. За последние годы, например,
значительно возросло количество коммуни-
стов, закончивших учебу в кружках, в вечер-
них партийных школах и университетах мар-
ксизма-ленинизма, в высших учебных заве-
дениях, где они приобрели необходимые на-
выки для самостоятельной работы над кни-
гой. Однако количество коммунистов, зани-
мавшихся в прошлом учебном году полити-
ческим самообразованием, почти не возросло,
а в Азербайджанской, Башкирской, Иванов-
ской и ряде других партийных организаций
сократилось.

Партийные организации недостаточно ис-
пользуют рекомендованную ЦК ВКП(б) фор-
му самостоятельного изучения «Краткого кур-
са истории ВКП(б)» по высшему звену, т. е.
по подразделам каждой главы с одновремен-
ным изучением произведений классиков мар-
ксизма-ленинизма.

Некоторые партийные комитеты слабо ока-
зывают помошь коммунистам в изучении
диалектического и исторического материализ-
ма, политэкономии, внешней политики СССР,
вопросов советской экономики, мало органи-
зуют чтение лекций и проведение консуль-
таций по этим предметам, Вследствие этого
в Краснодарской, Хабаровской, Сталинград-
ской, Брянской и некоторых других партий-
ных организациях изучение этих важных
предметов почти не было развернуто.

\ Правильно ‘поступают те партийные орга-
низации, которые в подготовке к новому учёб-
ному году ориентируются на дальнейший
рост числа самостоятельно изучающих диа-
	лектический и исторический материализм,
	политэкономию, внешнюю политику СССР x
вопросы советской экономики.
	Дальнейшее улучшение политического са-
мообразования кадров будет зависеть от того,
насколько умело партийные комитеты орга-
низуют контроль за самостоятельной учебой
коммунистов и окажут им помощь в работе
над изучением марксистско-ленинской тео-
рии. Помочь коммунистам в выборе предмета
изучения, в составлении инцивидуального
плана учебы, организовать в течение учебного
года систематический контроль за выполне-
нием коммунистами индивидуальных планов
учебы, оказывать им повседневную помошь в
	работе над книгой-— важная задача партийных.
	организаций.
Необходимо принять меры к тому, чтобы
еце шире организовать с первых же дней
	учебы чтение циклов лекций и проведение
коисультаций в помощь самостоятельно изу-
чающим марксизм-ленинизм. Лекционная ра-
бота должна проводиться с учетом запросов
кадров. Важно уже сейчас организовать пуб-
ликацию в печати квалифицированных статей
по теоретическим и методическим вопросам,
а в дальнейшем также и квалифицированных
консультаций.

Некоторые вопросы научной работы
правовых институтов
	мнений, без свободы критики». Б наших пра-
вовых ` институтах нет еще большевистской
требовательности в работе, они во многом
оторваны от жизни, от насушных задач, вы-
двигаемых жизнью, Этим и объясняется, что
в Институте права, например, ряд его работ-
ников тратит время на изучение мелких про-
блем, не имеющих актуального теоретическо-
го значения. Ни в одном из этих институтов
не разрабатываются важные проблемы -о ро-
ли Советского государства в борьбе за мир, в
строительстве коммунистического общества.
	Ничего не дали за последние пять лет
члены-корреспонденты Академии наук СССР
проф. Е. Коровин и А. Трайнин. Проф. М. Ар-
жанов с 1939 г. не написал ни одной сколъь-
ко-нибудь серьезной работы. Уже ряд лет
работает проф. М. Аржанов над моногра-
фией «Соотношение государства и права» и
все никак не может ее закончить, хотя срок
ее окончания истек в 1947 году. Старший на-
учный сотрудник института С. Ошеров дол-
жен был еще в 1948 году закончить работу
«Президиум Верховного Совета СССР», а ра-
боту «Защита социалистического отечества —
священный долг и почетная обязанность
граждан СССР» —в 1949 году. Однако эти
работы и сейчас не закончены.
	Неудовлетворительно поставлена в обоих
институтах подготовка научных кадров.
В 1948 и 1949 годах Институт права произвел
большой набор аспирантов, значительное чи-
сло которых не является юристами по обра-
зованию и опыту работы. Принцип конкурса
не применялся; в число аспирантов были за-
числены лица, получившие посредетвенные
оценки не ‘только по языку, философии, но
и по специальному предмету. Набрав боль-
шое количество аспирантов, институт не смог
обеспечить их квалифицированным научным
руководством: 34 аспирантами руководят
кандидаты наук, ничем не проявившие себя
в научно-исследовательской работе. Конт-
роль за работой аспирантов и научных ру-
ководителей не налажен. Отчеты аспирантов
и научных руководителей на Ученом сове-
те не практикуются. Серьезную тревогу вы-
зывает подготовка научных кадров через
докторантуру. В Институте права из 17 док-
торантов только 4 докторанта работают. над
длокторскими диссертациями по. профилирую-
щей специальности: но теории государства
и права и го истории государства и права.

В постановлении ЦК ВКП(б) «О расптирении
 и улучшении юридического образования-в
стране» дана ясная и развернутая программа
действий, осуществление‘ которых должно
привести к резкому подъему научно-исслело-
‚вательской работы в области права, Необхо-
дима, чтобы оба института решительно улуч-
нтили свою научную деятельность, сосредото-
чили свое внимание на отстающих участках
и создали условия, устраняющие возможность
проникновения брака в научные труды по во-
просам права.

Следует ускорить подготовку и выпуск в
свет учебников для студентов юридических
вузов: «Всеобщая история. государства и. пра-
ва», «История политических учений», В этих
пелях необходимо использовать все возмож-
	ности для весемерной активизации работы
	авторских воллективов, для оказания им
своевременной помощи, путем широкого об-
суждения подготовляемых трудов с участием
юридической общественности. Должна быть
учтена критика, которой уже подверглись в
печати изданные учебники. и монографии`по
вспоосам права.
	Основное внимание научных коллективов
обоих институтов необходимо обратить на
повышение идейного уровня теоретических
работ в области права, на более глубокое изу-
чение и обобщение советской правовой прак-
тики. Научная деятельность советских право-
ведов должна быть направлена в гораздо боль-
щей степени, чем до сих пор, на разработку
актуальных боевых проблем права, на более
глубокое освещение марксистско-ленинской
теории государства, на широкий показ роли
Советского государства в строительстве ком-
мунистического общества, Очень важно, что-
бы упрочивались и развивались связи пра-
вовой науки се жизнью, с практикой государ-
ственных органов советской страны.

Успешное решение задач, стоящих перед
советскими учеными-юристами, возможно
только при условии; если они’будут опирать-
ся в своей научной работе на гранитный фун-
дамент марксистско-ленинской науки.
	A. PEDOCEEB.
	За последние годы в советской. юридиче-
ской науке обозначились известные сдвиги.
Решающую роль в этом сыграло постановле-
ние ЦК ВКП(б) «О расширении и улучшении
юридического образования в стране», приня-
тое в’ 1946 году. Определяя задачи научной
работы в области юриспруденции, ЦК ВКПб)
Указал, что важнейшей задачей институтов
права и юридических наук является теорети-
ческое обобщение опыта работы советских го-
сударственных органов, н частности органов
суда и прокуратуры, и издание серьезных на-
учных трудов по вопросам права. Это поста-
новление стало программой в развитии со-
ветской правовой науки. Улучшилась работа
учебных и научно-исследовательских юриди-
ческих институтов страны, оживилась теоре-
тическая деятельность советских правоведов.
Стало появляться больше монографий, учеб-
ников и статей по вопросам теории государ-
ства и права. Научная продукция подвергает-
ся обсуждению юридической общественности.

Однако наряду с этим в области теорегиче-
ской разработки вопросов права еще, к сожа-
лению, не преодолены серьезные недостатки.
Научная работа в области юриспруденции,
теоретическое обобщение опыта работы совет-
ских государственных органов, создание на-
учных трудов по вопросам права отстают от
жизни и. нередко страдают большими порока-
ми. Значительными недостатками страдазт
научная работа в таких крупнейших научных
центрах советского правоведения, как Инсти-
тут права Академии наук СССР и Беесоюз-
ный институт юридических наук Министер-
ства юстиций СССР. В этих институтах со-
средоточено значительное число научных ра-
ботников в области права, зарекомендовавших
себя доброкачественными научными трудами,
внесших свой вклад в советскую правовую
науку. И все же эти институты слабо выпол-
няют.свои задачи, их научная продукция имс-
ет серьезные пробелы. Они робко и слабо обоб-
щают опыт коммунистического строительства
в нашей стране, опыт развития социалисти-
ческого государства и права. Эти институты
ее не стали боевыми научными центрами,
беспощадно разоблачающими англо-америкак-
свих юридических «теоретиков», пропаганди-
рующих бредовые идеи «мирового господства»,

Для расширения и улучшения юридическо-
го образования в стране было необходимо под-
готовить и издать доброкачественные учебни-
ки по важнейшим юридическим наукам. Вее-
союзный институт юридических наук и Ин-
ститут права Академии наук СССР обязаны
были в 1947 году обеспечить подготовку учеб-
ников: «Теория государства и права», «Ието-
	рия политических учений», «Международное

fee wm и }
	публичное право», «Всеобщая история госу-
дарства и права», «История государства и пра-
ва СССР», «Советское государственное право».
Но до сих пор не увидели света ни учебник
«История политических учений», ни учебник
«Всеобщая история государства и права», а
подготовленные институтами и изданные
учебники, такие, например, как «Теория госу-
дарства и права», «Основы Советского гэсу-
дарства и права», «Советское государственное
право» и «История Советского государства и
права», имеют существенные’ недостатки и
ошибки, которые уже подвергались критике в
опубликованных на них рецензиях.

Основной недостаток учебника «Теория го-
сударетва и права» (авторский коллектив:
М. Аржанов, Б. Маньковский, С. Кечекьян,
М. Строгович, под редакцией М. Каревой) со-
стоит в том, что он нё дает глубокого обобтие-
	ния правовой практики в совегской стране,
	не показывает роли Советского государства и
права в строительстве социалистического сб-
щества. В учебнике немало отдельных грубых
теоретических ошибок и неверных положе-
ний.

Низок теоретический уровень учебников
«Советское государственное право» (авторский
коллектив: И. Трайнин, И. Левин, А. Аскеров,
В. Коток, М. Карева, Н. Дурманов) и «Основы
Советского государства и права» (авторский
коллектив: И. Левин, А. Клейнман, М. Строго-
вич, А. Карасе, Р. Халфина, Н; Казанцев,
В. Коток, А. Пашерстник, В. Серебровский и
Н. Дурманов). В обоих учебниках в искажен-
	ном виде дано изложение вопроса о фазах,
	задачах и функциях Советского государства.
Бопрос о буржуазной демократии и фашизме
дан вне связи с политикой США как центра
мировой реакции, как государства, возглав-
ляющего реакционный, антидемократический

лагерь. В учебниках не подчеркнуты с доста-
точной силой великие преимущества совет-
ского общественного и государственного строя
перед капиталистическим строем.

Существенными пороками грешит учебник
«Международное право» (редакторы проф.
В. Дурденевский и проф, С. Крылов). Уде-
ляя много внимания буржуазной науке
международного права, учебник в то же вре-
мя слабо показал  марксистско-ленинский
этап в развитии науки международного пра-
ва. Слабо освещена в учебнике роль класси-
ков марксизма-ленинизма в разработке основ-
ных принципов международного арава. Co-
временное международное право рассматри-
‚вается в учебнике не в свете борьбы двух ти-
ря отношений социалистических и капита-

истических, а как сложный конгломерат, в
KOTOpOM слились воедино различные нормы:
феодальные, буржуазные и социалистические.

Печать спецки, непродуманности, а порой
и недобросовестного отношения к работе
‘лежит также на некоторых монографиях, под-
готовленных и изданных Институтом права.
Об этом говорит пример с монографией проф.
Н. Любимова и В. Лисовского «План Маритал-
ла» — орудие американской экспансии», напи-
санной в 1949 г. и не изданной из-за содержа-
щихся в ней грубых ‘политических ошибок.

Серьезные» ошибки имеются в работах
проф. Н. Полянского «Судьба процессуаль-
ных гарантий личной свободы во Франции»,
«Доказательства в иностранном уголовном
процессе» и «Международный военный три-
бунал». Автор развизаег чуждую советской
науке права идею преемственности буржуаз-
ных правовых форм в советском праве. Он
утверждает, что ‘советское законодательство
заимствовало (использовало) буржуазные
правовые формы. Вместо беспощадного раз-
облачения реакционной политики правящих
кругов США и Англии, которые давно уже
отказались от своей так называемой «закон-
ности» и «демократии», проф. Н. Полянский
объясняет разгул реакции в США и Англии
как «уклонение от их исторического пути».
В своей работе «Доказательства в иностран-
ном уголовном процессе» он так и утвер-
ждает: «Для таких стран, как США или
Англия, эта ломка начал’ буржуазной демо-
кратии была уклонением от их исторического
пути...» (стр: 5).

Явное искажение истины допускается в
работах проф. М. Строговича «Уголовный про-
цесс» (учебник для юридических вузов) и
«Учение о материальной истине в уголовном
процессе». Некоторые  утверждения автора
звучат, как прямое восхваление буржуазного
уголовного процесга. Например, проф.
М, Строгович утверждает, что в английском
уголовном ‹ процессе «демократические про-
цессуальные приемы нашли наиболее полное
и последовательное осуществление». В учеб-
нике «Уголовный процесс» проф. М. Строго-
вич пишет: «Система английского уголовного
процесса —наиболее демократичная из всех
буржуазных процессуальных систем: после-
довательное проведение гласности и состяза-
тельности на всех стадиях процесса, равно-
правие ‚сторон — обвинения и защиты -про-
введены в английском уголовном процессе
очень полно и последовательно» (стр. 51).
А ведь известно, что еще Энгельс указывал,
что английский суд «есть завершение spur
дической лжи. и безнравственности».

Работы Всесоюзного института юридических
наук «История Советского государства и пра-
Ba», «Теория государства и права» таиже
написаны на низком теоретическом уровне и
подвергались заслуженной критике в печати.

Причины ошибок и недостатков в работе
этих институтов коренятся в недостаточной
марксистеко-ленинской подготовке некоторых
научных работников. Этим и объясняется то,
что часть научных работников все еще не пре-
одолела буржуазного формально-юридическо-
го подхода к явлениям. В работах этой части
ученых отсутствует боевой большевистский
дух. Советские ученые-юристы должны по-
вседневно и систематически воспитываться
на трудах Маркса, Энгельса, Ленина и
Сталина, глубоко и всесторонне! разработав-
ших вопросы теории государства и права.
`В среде наших. ученых-юристов нет‘ еще под-

линной большевистской критики и самокри-
тики, а без критики и самокритики не может
быть и науки. «Общепризнано, - указывает
тсварищ Сталин,— что никакая наука не мо-
жет развиваться и преуспевать без борьбы
		ках, свойственных этим произведениям, слу-
шатель ясно различает их программный за-
мысел, логику`развития содержания. К сожа-
лению, мы еще очень слабо развили эти удач-
ные опыты в области программной инстру-
ментальной музыки.

Наоборот, многие наши композиторы“ ноня-
ли программность и народность однобоко, ‘а
порой и примитивно. Они решили, что созда-
ние сочинений, глубоких по содержанию,
понятных народу и ясных по языку, сводится
липть к использованию ‘нескольких народных
	‘оригинальных ‘или стилизованных тем, ‘к
	обработке и соединению их в одночастном
или многочастном симфоническом произведе-
нии. Так возникли многочисленные симфони-
чёские сюиты, рапсодии, фантазии, поэмы.
Слов нет, в большинстве случаев они понял-
ны: по языку, подчас это умело сделанные
произведения. Однако не только в использо-
вании и обработке народных песен заключает-
ся народность произведения. Прежде всего
она раскрывается в идейности, общем нарэд-
ном духе его! Это значит, что композитор обя-
зан отразить в своем произвёдении прежде
всего мысли и чувства, которыми живет на-
род, идси, которые ведут его вперед, к комму-
низму, Без этого использование народных му-
зыкальных тем, как бы порой хороши они ни
были, становится формальным и абстрактным.
С этим недостатком, несомнснно, органически
связано и ‘некоторое игнорирование. вовре-
менного народного песнетворчества, свой-
ственное нашим отдельным композиторам-
симфонистам. Эти композиторы избегают
брать программой своего произведения непо-
средственные конкретные образы и идеи со-
временности, они предпочитают ограничи-
ваться только сюитами, только фантазиями,
не связанными с конкретной и жизненной
программой,

Эта отвлеченность от непосредственной со-
временности приводит к ошибкам даже таких
талантливых композиторов, как Ф. Козицкий.
В кантате «Памяти Жденова» композитор
использовал украинские народные темы, но
сделал это в отрыве от большой идеи, которая
по замыслу должна была лежать в основе это-
го сочинения; именно поэтому его произведе-
ние осталось холодным и безжизненным. В
еше большей степени это относится и к дру-
гой серьезной неудаче нашего музыкального
творчества —квартету Л. Спасокукоцкого, со-
чинению надуманному и абстрактному.

Украинские композиторы с благодарностью
отмечают огромную заботу большевистской
партии и советского правительства о разви-
тии советской музыкальной культуры; дии
приложат все силы для устранения недостат-
ков в своем творчестве, для дальнейшего раз-
вития советского музыкального искусства,
	Творчество украинских к
	Г. ВЕРЕВКА.
Oo
	оратория С. Жданова «Сталинградская леген-
да», воплотившая героику сталинградских
боев и любовь широких народных масс к
товарищу Сталину. Одним из важнейших до-
стойнств оратории является ее доступность
для исполнения в художественной самодея-
тельности. .

На состоявшемся весной этого года плену-
ме Союза композиторов Украины с новыми
содержательными произведениями выступи-
ли композиторы Б. Лятошинский, М, Вери-
ковский, Г, Таранов, в творчестве которых в
недалеком прошлом особенно ярко проявля-
лись формализм, безидейность, музыкальное
трюкачество, абстрактность, уход от современ-
ности, Новые произведения, показанные эти-
ми композиторами, отличаются ясностью му-
зыкального языка, реализмом. :

Г. Таранов показал почти единственную в
этом жанре симфонию для оркестра народных
инструментов. Б. Лятошинский выступил с
глубокими по мысли и виртуозными по ма-
стерству хорами а-капелла «Течет вода» на
слова Т. Г. Шевченко и «Осень» на слова
А. С. Пушкина. М. Вериковский продемон-
стрировал несколько мелодичных вокальных
произведений о колхозной жизни. Определен-
ные сдвиги имеются у композитора М. Гозен-
пуда, который показал ясную по форме фор-
тепианную сюиту, написанную на народные
украинские темы. Харьковский композитор
М, Тин, которого раныше справедливо крити-
ковали за формализм, представил вниманию
музыкальной общественности мелодичный
квартет, насыщенный искренними чувствами.
	Отрадное впечатление произвело выступле-
ние львовских композиторов. В прошлом они
были в плену упадочных течений западно-
европейских атоналистов. Теперь их новые
композиции резко отличаются и по содержа-
нию и по форме от модернистических произ-
ведений, которые они представляли на преж-
них пленумах. Ведущая идея сочинений
львовских композиторов — прекрасная совет-
ская действительность, счастливая жизнь
освобожденного гением Сталина народа За-
падной Украины. Этой теме посвящена
1-я симфония М. Колессы, написанная в тра-
дициях русской и украинской музыкальной
классики, но еще не лишенная некоторых на-
летов импрессионизма, бесстрастного изобрз-
жения красот горной приролы.  Та же тема ле-
жит в основе яркой по языку симфокической
поэмы композитора Р. Симовича «В Карпа-
тах». Настроениями молодости, бодрости, жиз-
ненной энергии проникнуто красочное «Юно-
	‚Украинские композиторы в последние годы

интенсивно работали над созданием совет-
ской реалистической оперы. Первыми плода-
ми этого являются три новые украинские
оперы. Композитор Ю. Мейтус в опере «Моло-
дая гвардия» в ярких мелодических музы-
кальных образах воплотил бессмертные по-
двиги героев-краснодонцев, ‘показал партий-
ное руководство партизанским движением.
Эта опера с успехом показана в Ленинграде,
Киеве, на родине краснодонцев — в Донбассе.
В опере «От всего сердца» Г. Жуковского
воспеты трудовые подвиги колхозников и
борьба с пережитками прошлого, показана
руководящая роль партии в жизни советского
народа. Музыка оперы Жуковского эмоцио-
нальна и красочна. Мелодия развивается на
основе типичных интонаций современной ук-
раинской народной песни. Значителен твор-
ческий успех одесского композитора К; Дань-
кевича, написавшего оперу на сюжет пьесы
А. Корнейчука «Богдан Хмельницкий»,

В настоящее время новые оперы пишут
композиторы: Ю. Мейтус - «Василь Троян»
(о сталинском плане преобразования приро-
ды), О. Сандлер — «В степях Украины», М. Ве-
риковский — «Буковинская весна», П. Майбо-
рода -- «Милана».

Украинские композиторы постепенно под-
ходят к разрешению проблемы создания ук-
раинской музыкальной комедии. Композитор
А. Рябов Еаписал на основе украинского ме-
лоса и танцевальных мотивов оптимистиче-
скую, искрящуюся весольем музыкальную ко-
медию «Чудесный край», в которой показал
новые качества людей советского села, уве-
ренно идущих вперед. к коммунизму. Осно-
вой музыкальной комедии В. Рождественского
«Солнечным путем» является идея неразрыв-
ной дружбы народов Советского Союза.

В украинской классической музыке ке
культивировался жанр балета. Опираясь на
традиции народного хореографического
искусства, изучая опыт русского классиче-
ского и русского советекого балета, украин-
ские ‘композиторы создали несколько балетов,
занявших видное место в репертуаре опер-
ных театров. Таковы, например, балеты, напи-
санные за последнее время: «Данко» харь-
ковского композитора В. Нахабина и «Олеся»
одесского композитора С. Русинова.

Ярким примером творческого подхода к
использованию народных мелодических обра-
зов является удостоенная Сталинской премии
вокально-симфоническая поэма Г. Жуковско-
ro «Славься, отчизна MOA». Главное достсин-
ство этого произведения - созданный авто-
ром в богатых мелодических обобщениях
образ советского народа-победителя, собира-
тельные образы матери-Родины.

такими же чертами новаторства отличается
	омпозиторов
	Второе, что, на наш взгляд, сыграло не по-
следнюю роль в некоторых наших успехах, —
это организация встреч наших композиторов
с советской общественностью. Выезды компо-
зиторов в клубы заводов, фабрик, колхозов,
творческие встречи их с различными предста-
вителями советской общественности безуслов-
но во многом оплодотворили наше музыкаль-
ное творчество. Например, песни композито-
ром П. Майбородой были написаны не`в
«тиши кабинета», — они родились в пОоЛНОМ
смысле этого слова. на социалистических по-
лях Украины. Непосредственно общаясь со
знатными людьми украинских колхозов,
наблюдая их творческий, вдохновённый труд,
композитор создал песни-портреты О. Хобты,
М. Озерного, М. Лысенко, В последнее время
Союз советеких композиторов Украины уде-
ляет большое внимание Донбассу. Недавно
возвратилась из городов украинской «коче-
гарки» группа киевских композиторов. В. ок-
тябре Союз проводит в г. Сталино специаль-
ный творческий выездвой пленум украин-
ских композиторов; цель этого пленума за-
ключастся в том, чтобы, во-первых, оказать
конкретную помощь музыкальным и! гворче-
ским организациям гг. Сталино и Ворошилов-
града, с другой стороны, всячески стиму-
лировать создагие новых музыкальных про-
изведений на тему о рабочем классе, которая
пока весьма слабо отражена в творчестве ук-
раинских композиторов.

Только этот путь непосредственного обще-
ния с нашей жизнью является единственно
правильным путем для создания произведе-
ций, близких, понятных и достойных нашей
современности,
	Есть в нашей организации и серьезные
недостатки. Главные из них касаются разви-
тия инструментальной музыки, ее программ-о
ности и иародности. Наши композиторы за-
частую пишут произведения программные.
лишь по названиям, они мало связаны с кон-
кретными событиями в жизни народа. Тако-
вы, например, «Освобождение Украины»
В. Рыбальченко, «Праздничная увертюра»
К. Доминчена, симфония М. Колессы и другие
сочинения; имея своей целью отразить собы-
тия нашей современности, эти произведения,
однако, лишены какого-либо конкретного сю-
жета, последовательно раскрывающегося в ло-
гической связи музыкальных образов.

Более правильно к решению творческой за-
дачи подошли композиторы А. Свечников в
поэме «Щорс», А. Филиппенко в своем струн-
ном квартете № 2. При некоторых недостат-
	шеское рондо» старейшего львовского компо-
зитора С. Людкевича. Большую работу в обла-
сти создания советской песни ведет львовский
композитор А. Кос-Анатольский. Его песни
«Наша знатная’ звеньевая», «Я никогда еще
не был в Кремле» и другие — пример успеш-
ного разрешения проблемы создания песен-
ного репертуара.

Среди молодых композиторов выделился BEI-
пускник Одесской консерватории В. Владими-
ров, представивший вполне зрелое произведе-
ние-—3-ю симфонию. Большими творчёскими
возможностями обладает молодой харьков-
ский композитор Б. Яровинский. Мелодичен
и технически интересен скрипичный концерт
одесского композитора Ю. Знатокова, Глубо-
кое впечатление своей народностью произвс-
ла фортепианная сюита студонта Киевской
консерватории И. Шамо.

Высокую оценку музыкантов-специалистов
и широкой публики получила «Закарпатская
сюита» композитора В. Гомоляки, который в
связи с современными образами жизни тру-
дящихся Закарпатской Украины мастерски
разработал темы местного фольклора.

Следует отметить и некоторые успехи
украинских композиторов в области массовой
песни. Присуждение Сталинской премии ком-
позитору П, Майбороде за песни о Героях
Социалистического Труда Олене Хобте, Мар-
ке Озерном, Марии Лысенко является в этом
отношении достаточно убедительным фактом.
С большой теплотой киевская музыкальная
общественность приветствовала ученика
Сталинского музыкального училища С. Кра-
пиву, в недавнем прошлом шахтера. С. Крз-
пива представил две свои хоровые песни на
слова донецкого поэта П. Веслощадного; песни
отличаются мелодической теплотой и органи-
ческой связью с народной шахтерской песнсй.

Все эти отдельные творческие успехи укра-
инской композиторской организации опреде-
лились, как нам кажется, в результате двух
важных организационных условий, которые
мы, работники правления Союза советских
композиторов, пытались осуществить в жиз-
ни нашей организации. Первое — это мобили-
зация внимания композиторов на особо важ-
ные в данный момент музыкальные жанры —
оперу, ораторию, хоры без сопровождения,
массовые песни.