30 сентября 1950 г., № 27 (155)

ВЫСТАВКА КИТАИСКОГО
HCKYCCTBA ©
	Китайские художники, скульпторы и гра-
фики, творчески заимствуя опыт советского
искусства, добиваются серьезных успехов.
Прошло не много времени со дня провозгла-
шения Китайской народной республики, а pe
зультаты дружбы советского и китайского
	народов благотворно сказываются на работах
	многих художников освобожденного Китая.
	Сильно звучат словно высеченные на пило-
не, обтянутом яркокрасным бархатом, слова
вождя китайского народа Мао Цзе-дуна: «Все
видят, что сплочение великих китайского и
советского народов, закрепленное Договором,
является долговечным, нерушимым и непо-
колебимым. Это сплочение неизбежно по-
влияет не только на процветание великих
держав Китая и Советского Союза, а также
на будущность всего человечества и пове-
дет к победе справедливости и мира во всем
мире».

Китайские художники и графики живо от-
кликаются своими новыми произведениями
на современные события. ‘
	Интересным и богатым в этом отношении на
выставке является раздел графики. Важней-
шие темы современности запечатлены и во
многих произведениях китайской графики,
которая по праву занимает ведущее место на
выставке. Широко представлено творчество
старейших художников Сюй Бей-хуна и Ци
Бай-пти, в творчестве которых особенно ярко
выражены лучшие традиции национального
китайского искусства. С большим реалисти-
ческим мастерством выполнены работы
художника Цзян Чжао-хэ — «Крестьянка», и
«Нищие дети», акварели художников У Хо,
Ге Сян-ланя, Лин Сюэ-яна и Пань Юня.

Нельзя не отметить и высокое графическое
мастерство художников молодого поколения,
таких, как Янь Хань — «Конфискация поме-
щичьего дома», Гу Юань — «Восстановление
сталелитейного завода в Анышпане» и другие.

Большой интерес представляют работы
художников-графиков: Пань Тянь-шоу —
«Сдача хлеба государству», Джан Дина — «Де-
ти нового Китая», Ли Цзеня — «Народные вы-
боры», У Ле — «Выборы лучших кандидатов»,
Мао Пу-—«Суд над помещиком», Цзинь Лана—
«Получение документов на землю», Чу Чуня—
«День провозглашения республики» и многие
другие,

Остры и богаты по содержанию работы
художников-карикатуристов Е Пянь-юя, Ми
Гу, Ван Де-вея, Чжана Дина, Те Вэя, Сяо
Дина и других. Их работы разоблачают под-
жигателей новой войны и зверства американ-
ских агрессоров в Корее.
	Исключительное внимание привлекает
картина молодого китайского художника Дай
зе — «Сбор подписей под Стокгольмсеким
	Воззванием». В этой картине ярко отображена.
	страстная воля китайского народа к миру во
всем мире. Китайские художники вместе с
прогрессивными художниками всего мира
вносят свой вклад в дело борьбы за мир.

Выставка китайского искусства послужит
делу дальнейшего укрепления дружбы ме-
жду китайским и советским народами,
	1 октября, в день первой годовщины юбра-
зования Китайской народной республики; в
Государственной Третьяковской галлерее от-
крывается выставка произведений живописи,
скульптуры, графики, прикладного и декора-
тивного искусства Китая. В 17 залах пред-
ставлено более тысячи экспонатов, которые
дадут советскому зрителю возможность озна-
комиться с развитием многовекового искус-
ства великого китайского народа.

На выставке представлено все многообра-
зие китайского художественного гения от
древнейших времен до наших дней, от пер-
вых памятников искусства 5.000-летней дав-
ности до произведений современных худож-
ников. Керамика, бронза, знаменитый китай-
ский фарфор, тончайшая резьба по кости и
дереву, изумительная роспись миниатюр,
яркие, красочные вышивки по шелку, с боль-
игим художественным вкусом вытканные
ковры, произведения живописи, скульптуры
и графики, работы искуснейших мастеров
Китая размещены в залах выставки.

Значительное место на выставке занимают
работы современных художников. Среди них
обращают на себя особое внимание портреты
И. В. Сталина и Мао Цзе-дуна, вышитые
шелком с болышой любовью и мастерством,
а также гипсовый барельеф И. В. Сталина и
Мао Цзе-дуна работы скульптора Джан
Сун-хе.

Китайские художники стоят на ‘правиль-
ных позициях: осваивая и развивая лучшие
традиции своего национального искусства,
используя опыт русского и советского искус-
ства, они в своих произведениях стремятся
реалистически воплотить революционные и
трудовые подвиги китайского народа.

Роль Китайской коммунистической пар-
тии и борьба китайского народа за свое
освобождение и национальную независи-
мость отражены в произведениях художни-
ков: Дэ Цзу — «Мао Цзе-дун рассказывает ра-
бочим об учении Ленина» Ай Цзун-синь —
«Мао Цзе-дун. организует марксистский кру-
жок», Ван Ши-го — «Историческая встре-
ча Мао Цзе-дуна с Чжу До (1927 год)», Лю Пу—
«Крестьяне вступают в коммунистическую
партию» и «Бойцы на фронте вступают в
коммунистическую партию», Янь Хань -—
«Непокоренный народ» и «Победное знамя
водружается на вершинах Родины», Ли
И-дэ — «Крестьяне определяют классовый
состав деревни».

В картинах художников Ай Чжун-синь —
«Женщины-машинисты нового Китая», Дун
Си-вень — «Самоотверженный труд в осво-
божденных районах», Сун Бин-хэн-—«Строи-
тельство дамбы» Чжэнь Е-фу — «Ремонт
судов», Дин Чжэнь-сян-—«Крестьяне осма-
тривают тракторы», У Цзо-жень — портрет
героя труда знатного машиниста Ли Юна
и других — показан героический труд китай-
ского народа и образы новых людей Китая.

В произведениях китайских художников
поражают их быстрый рост, смелая ломка
старых, отживших традиций, острое вос-
приятие нового, прогрессивного, настойчи-
вое желание и с каждым днем растущее
умение говорить с народом на доступном,
понятном ему реалистическом языке.
	В одном из писем И. С. Тургенев говорил:
«..пишется хорошо только живя в русской де-
ревне, Там и воздух-то как будто «полон мыс-
лей!»... Мысли напрашиваются сами».
	Спасское-Л утовиново, что в 65 километрах
от Орла, можно`с ‘полным основанием на-
звать творческой лабораторией знаменитого.
русского писателя И. С. Тургенева. Здесь
он написал очерк «Хорь и Калиныч», послу-
живший началом «Записок охотника», роман
«Рудин», закончил «Дворянское гнездо», «На-
кануне», «Отцы и дети» и роман «Два поко-
ления». В Спасском-Лутовинове написаны
очерк «Стучит» и исполненное высокой пат-
риотической гордости стихотворение в про-
зе «Русский язык»,
	Все в этом замечательном уголке Орлов-
ского края напоминает о великом русском
писателе, о его жизни и творчестве; старый
дуб, «аллея ссыльного», посаженные Турге-
невым; могучая гордая лиственница, люби-
мая Иваном Сергеевичем; «флигель изгнан-
ника»; беседка, где он играл в шахматы, чи-
тал и работал; тихий «Саввинский пруд»,
обрамленный задумчивыми ракитами; бесед-
ка, в которой написан роман «Рудин».

Советские люди свято чтут память писате-
ля, одного из создателей могучего, велико-
	БОРЬБА _ ЗА. МИР-КРОВНОЕ ДЕЛО
ВСЕХ НАРОЛОВ МИРА _ -
	лее {0 напиональных комитетов, сотни тысяч
местных комитетов и ячеек — такова органи-
зационная основа этого движения. Организа-
ции сторонников мира возникли и в таких
странах, где подавляются всякие попытки объ-
единения‘ демократических слоев населения
(Турция, Чили, Бразилия и др.). Тысячи мест-
ных комитотов сторонников мира появились
во многих районах колониальных стран. Раз-
вертывающаяся борьба за мир породила но-
вые, действенные формы работы в массах --
эстафеты мира, народные собрания сторонни-
ков мира, обходы квартир и т. д.
Узколобые прислужники поджигателей
войны пытаются всеми средствами — полицей-
ским террором, ‘распространением идеологи-
ческого дурмана, провокациями и клеветой -—
поколебать фронт сторонников мира. Напрас-
ные попытки! Фронт сторонников мира: ра-
стег и укрепляется с каждым. днем, пото-
му что его политическая основа сложилась
в годы борьбы свободолюбивых народов про-
тив фашизма, потому что фронт мира чер-
пает свои силы в громадном‘ политическом
опыте сотен миллионов простых людей.

Товарищ Сталин указывал: «Разгром и лик-
видация основных очагов фашизма и мировой
агрессии привели к глубоким `изменениям в
политической жизни народов мира, к широ-
кому росту демократического движения сре-
ди народов. Наученные опытом войны, на-
родные массы поняли, что судьбу государств
нельзя вверять реакционным правителям,
преследующим узко-кастовые и корыстные
противонародные цели. Именно поэтому на-
роды, не желая больше жить по-старому, бе-
рут судьбу своих государств в свои руки,
устанавливают демократические порядки и
	ведут активную борьбу против сил реакции,
	против поджигателей новой войны».
	Ведущая сила движения сторонников ми-
ра — рабочий класс, прошедший ‘суровую
школу борьбы с фашизмом и показавший свою
способность объединить и сплотить массы
коестьячства и интеллигенции в борьбе за
	мир. В ряде стран, которые американские им-.
		периалисты намереваются использовать В
качестве плацдармов ‘для подготовки новой
войны, рабочие отказываются изготовлять
оружие. Эти действия активных борцов 3a
мир получают поддержку всех демократически
настроенных слоев населения. Новую, дей-
ственную форму борьбы за мир применили
французские докеры, отказывающиеся раз-
гружать американское вооружение, прибы-
зающее во Францию. Их примеру последо-
вали рабочие Бельгии, Италии, Норвегии и
ряда других стран.

Оценивая первые итоги кампании по сбору
подписей под Стокгольмским Воззванием,
журнал «Сторонники мира» (№ 16) отмечает,
ЧТО «всемирное движение сторонников мира
достигло к настоящему времени значитель-
ных успехов. Не будь его и если бы не была
проведена кампания по сбору подписей под
Стокгольмским Воззванием, атомное оружие,
возможно, было бы уже применено, а это вне
всякого сомнения могло бы ускорить развязы-
вание новой мировой войны...»

Но сторонники мира не намерены ограничи-
вать задачи своего движения лишь борьбой
за запрещение атомной бомбы, как бы ни
важна была эта цель. В настоящее время, ко-
гда американские империалисты от подготов-
ки агрессии перешли к прямым ‘актам агрес-
сии, когда вследствие этого международная
обстановка серьезно обострилась, перед дви-
жением сторонников мира встали новые от-
ветственные задачи. Активизация‘ агрессив-
	ных блоков, огромное увеличение военных о
	оюджетов США и их сателлитов, искусствен-
ное усиление военной истерии—все это сви-
детельствует о возрастающей опасности раз-
	Могучий рост сил демократического антиим-
периалистического лагеря находит свое яр-
кое выражение в движении сторонников ми-
ра. Борьба за мир стала величайшим движе-
нием современности, поднявшим и объеди-
нившим широчайшие народные массы зем-
ного шара. В авангарде этого движения идут
народы Советского Союза.

Миллионы простых людей различных на-
циональностей, политических взглядов и ре-
лигиозных верований на своем повседневном
опыте убеждаются в том, что борьба за на-
циональную независимость, за условия их су-
ществования неотделима от борьбы за мир.
Ныне сторонники мира представляют со-
бой серьезнейшую силу на международной
арене, способную оказать действенное сопро-
тивление поджигателям нового военного по-
жара. Достаточно сказать, что Воззвание По-
стоянного комитета Всемирного конгресса
сторонников мира о запрещении атомной бом-
бы и об объявлении военным преступником
того правительства, которое первым приме-
нит это оружие агрессии и массового унич-
тожения людей, скрепили своими подпися-
ми более 400 миллионов людей в 15 странах
мира. В СССР под Стокгольмским Воззванием
подписались более 115 млн. человек, выразив
этим единодушную решимость советского ‘на-
рода отстаивать дело мира.

Известно, что в планах англо-американских
империалистов атомной бомбе отводится осо-
бая роль. Несмотря на потерю атомной мо-
нополии, авантюристы из империалисти-
ческого лагеря широко используют спеку-
ляцию на атомной бомбе как средство поли-
тического шантажа, запугивания, давления на
народы порабощаемых ими стран. Кампа-
ния. сбора подписей под Стокгольмским Воз-
званием за запрещение атомной бомбы при-
няла форму гневного осуждения ‘народами
мира империалистической политики амери-
канских монополий во всех ее проявлегиях,
Характерно, что основная масса подписей —
более 300 миллионов — собрана после начав-
шейся агрессии американских империалистов
против корейского народа. ,

Подлинно всемирный характер кампании
сбора подписей под Стокгольмским Воззвани-
ем выразился в том, что она проводилась и
проводится одновременно в большинстве
стран земного шара. Два миллиона бирман-
цев, т. е. значительная часть взрослого насе-
ления этой страны, борющегося за свою на-
пиональную независимость, приссединились
к требованию о запрешении атомной бомбы.
Более пяти миллионов японцев, нсвзирая на
полицейский террор и жесточайнтие пресле-
дования, подписали Стокгольмское Воззвание.
Народы Африки в своих решениях заявля-
ют, что они не будут участвовать в войне,
	которую стремятся развязать англо-американ-
	ские империалисты. Из многих районов Ис-
пании в Постоянный комитет Всемирного
конгресса сторонников мира приходят пись-
ма с выражением солидарности с борьбой,
ведущейся сторонниками мира.

Всюду и везде, во всех частях света про-
стые, человечные слова Воззвания о запре-
щении атомной бомбы получают‘ горячую под-
держку сторонников мира. Вот как описы-
вает представитель Демократического объ-
единения Африки отношение населения са-
	мых отдаленных африканских районов к кам-`
	пании по сбору подписей под Стокгольмеким
Воззванием: «Нередко бывает, что черноко-
жие крестьяне проходят пешком по два-
дцать — тридцать километров лесными и гор-
ными тропами, спеша на митинги. о кото-
	х извещает из деревни в деревню гулкий_
	звук там-тама. Собираются на них тысячи
крестьян».

Неодолимая сила движения сторонников ми-
ра в его массовости и организованности. Бо-
	В городе Калуге, в доме, в котором 29 лет
	прожил великий русский ученый, создатель.
	теории реактивного движения Конетантин
	Зздуардович Циолковский, в 19536 году создан
	мемориальный Дом-музей.

Большой интерес представляют собранные
в музее экспонаты, характеризующие жизнь
и научную деятельность великого ученого и
изобретателя, разработавшего основные прин-
ципы конструкций ракетных летательных ап-
паратов. В верхнем этаже Дома-музея. собра-
ны подлинные вещи, модели и макеты, напо-
минающие о жизни и деятельности К, Э. Ци-
олковекого. В нижнём этаже посетители зна-
	вязывания новой мировой войны. Нужны
дальнейшие активные действия растущего
фронта мира, чтобы обуздать зарвавшихся
претендентов на мировое господство, уже ве-
дущих войну против корейского народа;

Новые задачи движения сторонников мира
нашли свое отражение в решениях недавней
пражской сессии бюро Постоянного комите-
та Всемирного конгресса сторонников мира.
Продолжая кампанию за запрещение атомного
оружия, сторонники мира дополняют ее отны-
не борьбой за всеобщее сокращение всех ви-
дов вооружения и за установление контроля
за этим сокращением. В числе других тробо-
ваний—запрещение всех форм пропаганды,
сповобствующей возникновению ‘войны, ссуж-
дение агрессии, где бы она ни происходила,
осуждение вооруженного вмегиательества из-
вне во внутренние дела народов, мирное раз-
решение корейского конфликта. Не приходит
ся сомневаться в том, что эти новые требова-
ния сторонников мира явятся базой для. сбъ-
единения еще более широких масс, стремя-
щихся к миру. Ведь всюду и везде в капита-
листическом мире гонка вооружений, воен-
ные приготовления неизбежно приводят к об-
нищанию трудящихся масс, несут им новые
лишения и страдания.

Бюро Постоянного комитета призвало сто-
ронников мира провести повсюду массовые
народные собрания для свободного обсужде-
ния пражских предложений. В этих собра-
ниях примут участие все те, кто, независимо
от политических убеждений, религиозных ве-
рований и от характера взглядоз на причины
возникновения опасности войны, всей душой
желает мира. На этих же собраниях будут
намечаться делегаты на второй Всемирный
конгрессе сторонников мира, который по ре-
шению бюро Постоянного комитета будет co-
зван в ноябре текущего года. Второй Всемир-
ный конгресс станет великой трибуной бор-
цов за мир, приступзющих к расширению
программы движения против войны.

В ряде стран уже прошли конгрессы в за-
щиту мира, участники которых выдвинули
неотложные задачи усиления борьбы за мир.
Так, съезд комитетов борьбы за мир в Румы-
нии потребовал «запрещения пропаганды но-
вой войны и принятия международного зако-
на о привлечении к ответственности винов-
ников этой пропаганды». Всепольский съезд
сторонников мира потребовал уничтожения‘
средств массового истребления людей и за-
прещения любой: агрессии и вооруженного
вмешательства извне в дела народов. Сторон-
ники мира уверены в том, что растущий и
крепнущий фронт борцов за мир и в новых,
более сложных условиях одержит победу над
силами войны, ибо решающей силой фронта
мира является наша великая Родина-—после-
довательный и могучий защитник дела мира.

Советский комитет защиты мира псстано-
вил созвать 16—18 октября вторую Всесоюз-
ную конференцию сторонников мира, которая,
несомненно, сыграет крупнейшую роль в раз-
витии движения борцов за мир во всем мире
на новом этапе. Началось выдвижение деле-
гатов на конференцию. Всесоюзная конферен-
ция сторонников мира с новой силой проде-
монстрирует непоколебимую волю всего со-
ветского народа отстоять дело мира.

Занятый мирным созидательным ‘трудом,
приступающий к осуществлению величествен-.
ных строек коммунизма, преобразующий при-
роду своей страны по планам великого
Сталина, советский народ твердо и уверенно
смотрит в будущее. Простые люди всего ми-
ра, все передовое и прогрессивное человече-
ство видят в Советском Союзе надежный оплот
мира во всем мире. Пример советского наро-
да вдохновляет их на борьбу за мир, демокра-
тию, социализм.

П. АЛЕКСАНДРОВ.
	«Все свои труды по авиации, ракетопла-
вакию и межпланетным сообщениям передаю
партии большевиков и Советской власти —
подлинным руководителям прогресса челове-
ческой культуры. Уверен, что они ‘успешно
закончат мои труды».

Здесь же ответная телеграмма И. В. Сталина
К. Э. Циолковскому, в которой товарищ
Сталин назвал его знаменитым деятелем
науки. Е

Дом-музей К. Э. Циолковского пользует-
ся большой популярностью у трудящихся

города,
	Тов. Ю. Палецкис обходит молчанием тот
факт, что революционное рабочее движение в
Литве возникло, росло и развивалось В борьбе
с буржуазным национализмом всех oT
тенков. У великих вождей рабочего класса
В. И. Ленина и И. В. Сталина ‘трудящиеся
Литвы учились борьбе против буржуазного
национализма, учились крепить дружбу с рус-
ским народом, со всеми братскими народами
России.

Революционное рабочее движение в Литве
росло и развивалось по мере роста капитат
лизма, формирования рабочего класса и обо-
стрения классовой борьбы в Литве как часть
революционного рабочего движения России.
В этом и была его сила. Правда, отдельные
деятели революционного движения в ранний
период своей общественной деятельности бы-.
ли связаны с буржуазным национальным дви-
жением, Такие деятели становились револю-
ционными деятелями именно по мере того
и постольку, поскольку они отрешались от
идеологии буржуазного национализма и.
вступали на позиции марксизма-ленинизма.

Ошибки книги т. Палецкиса состоят в том,
что в ней затушевывается реакционная роль
буржуазии в национально-освободительном..
движении литовского народа, принижается
роль рабочего движения. При наличии этих
круиных ошибок в оценке литовского нацио-
нального движения приводимые т. Палецки-
сом факты, разоблачающие отдельных буржу-
азных деятелей, не получают в книге.
марксистско-ленинского объяснения и_пред-
ставляются как исторические случайности.

В декабре 1949 года в газете; «Известия»
(№ 306) была опубликована рецензия на ука-
занную книгу т. Палецкиса, Рецензент А, Го-
лубев не разобрался в книге, не заметил в ней.
ошибок и дал ей неправильную характери-.
стику, указав, что в ней «последовательно _
рассказывается 0б историческом прошлом
Литвы, о многовековой борьбе литовского на-
рода за свою независимость...»

Одной из более ходких форм протаскивания
буржуазно-националистической идеологии яв-
ляется так называемая теория «единого по-
тока», сущность которой заключается в отри-
цании классовой борьбы, в лживом утвержде-
НИИ 0 «национальном единстве» в условиях.
буржуазного строя, Эту же теорию «единого
потока» пытаются поотащить буржуазно-на-
цисналистические последыши и их подголо-
ски. Теория «единого потока» была полностью
разоблачена на УТ съезде КП(б) Литвы. Наша
задача — до конца разгромить эту вражескую
теорию, что явится одним из условий наших
дальнейших ‘успехов в социалистическом
строительстве,

Ошибки т. Палецкиса, допущенные им в
книге, затрудняют борьбу за окончатель-
ное преодоление остатков буржуазно-нацио-
налистической идеологии, против идеализа-
ции буржуазных порядков и буржуазной т
	В НЮНКА
	В Спасском-Лутовинове
	го русского языка, замечательного мастера
художественного слова.

Произведения И. С. Тургенева переведены

на 41 язык народов СССР и изданы тиражом
свыше 22 миллионов экземпляров.
‚ Тысячи советских людей ежегодно посе-
шают филиал Государственного музея И. С.
Гургенева —заповедник Спасское-Лутовиново.
Только в нынешнем году здесь побывало
25 тысяч трудящихся. Рабочие, колхозники,
ученые, строители, актеры, писатели, желез-
нодорожники, врачи, учащиеся, выпускники
трудовых резервов, военнослужащие -—все они
приезжали сюда, чтобы почтить память вели-
кого писателя, ознакомиться с его жизнью и
творчеством в Спасском-Лутовинове.

Спасское-Лутовиново посетили научные ра-
ботники из Ленинграда, актеры смоленского
театра, пионеры из Курской области, сту-
денты Московского государственного уни-
верситета, инженеры из Свердловска, мо-
сковские журналисты, рабочие орловских и
елецких машиностроительных заводов, кол-
хозники Тульской области. $

В книге отзывов сделаны десятки горя-
чих, взволнованных записей посетителей за-
поведника Спасское-Лутовиново. Все они вы-
ражают горячую любовь советских людей к
замечательной русской литературе.
	Дом-музей великого ученого
	комятся с научными. работами Циолковского
по дирижаблестроению и аэродинамике.

Сильное впечатление производят на  посе-
тителей модели первых реактивных аэропла-
нов и ракет, ярко показывающие приоритет
Советского Союза в области реактивной тех-
ники. Вверху на стенде текст с. пророчески-
ми словами Циолковского: «За эрой аэропла-
нов винтовых должна следовать эра азропла-
нов реактивных». Сбылась мечта ученого.
В Советском Союзе имеются прекрасные оте-
чественные реактивные самолеты. Нельзя без
волнения читать письмо Циолковского
И. В. Сталину, написанное за 6 дней до смерти.
	ЗеТоНаЯ ЛИТВ

ное освобождение. Тов. Палецкие фактически
принижает роль передовых. литовских писа-
телей в развитии литовского национально-
освободительного движения, идеализируя Ба-
санавичюса и ему подобных.

Тов. Палецкие пишет в своей книге: «Так
с самого начального периода развития литов-
ского национально-освободительного движе-
ния наметились два течения. Одно’, — про-
грессивное, которое связывало борьбу за на-

пиональное освобождение литовского народа
	с задачей свержения царизма и коренными
социальными изменениями; другое — реак-
ционное, прилагавшее все усилия, чтобы па-
рализовать влияние прогрессивного движе-
	ния, направить его в рамки легальности и.
	католицизма» (стр. 26). Такое схематическое
деление литовского национально-освободи-
тельного движения, данное без анализа его
классового характера и исторической обста-
новки, является неправильным, ибо оно по-
зволяет представителей буржуазных течений,
не ограничивавшихся рамками «легальности
и католицизма», безоговорочно отнести к про-
грессивному течению.

Ни одно из буржуазных течений никогда
не вело борьбы «за свержение царизма» и «за
коренные социальные изменения», как это
следует из утверждений т. Палецкиса, Пред-
ставители буржуазных групп распространяли
лживую проповедь о якобы имеющейся общ-
ности интересов всех слоев нации, враждеб-
но’относились к рабочему движению, а по
мере нарастания революционного рабочего
движения’ стали проповедниками махрового
буржуазного национализма, под флагом ко-
торого объединились все силы реакции для
борьбы против освободительного движения
трудящихся Литвы.

Утверждение, что среди литовской буржуа-
зии имелось течение, которое якобы боролось
за свержение царизма, является выдумкой
буржуазных националистов, имевшей целью
скрыть предательскую роль буржуазных на-
ционалистов в борьбе литовского народа за
освобождение от гнета царизма, создать авто-
ритет среди трудящихся некоторым буржуаз-
ным партиям, выводившим свою родословную
из буржуазных течений конца ХХ века, ук-
репить господетво буржуазии и буржуазный
строй в Литве. При помощи этой выцумки
буржуазные националисты пытались припи-
сать буржуазии роль организатора трудящих-
ся Литвы на борьбу против царизма, на борь-
бу, которую в действительности вели трудя-
щциеся Литвы под руководством пролетариата
России. Лживые измышления буржуазных
националистов еще и теперь распроетраняют-
ся ААА ПИ элемен-
TOMI,
			B 1949 году Госполитиздат выпустил кни-
гу т. Ю. Палецкиса «Советская Литва». В этой
книге на фактическом материале показаны
большие успехи, которых добился литовский
народ за годы советской власти. Автор рас-
сказывает, как литовский народ в дружной
семье народов Советского Союза строит но-
вую, счастливую жизнь. Советская власть
освободила трудящихся Литвы от ига литов-
ской и иностранной буржуазии, создала ши-
рокие возможности для развития народного
хозяйства и культуры, вывела на путь со-
циализма. В книге приведены примеры ге-
роической борьбы литовского народа вместе
со всем советским народом в годы Великой
Отечественной войны за честь и независи-
мость советской Родины. Автор показывает,
как при повседневной помощи советского
правительства, народов братских советских
республик трудящиеся Литовской ССР до-
стигли больших успехов в развитии промыш-
ленности, сельского хозяйства и культуры
своей республики, активно борются за вы-
полнение послевоенной сталинской пятилетки.

В послевоенный период в Литовской ССР
быстро. развивается социалистическая про-
мышленность, создаются новые отрасли прот
мышленности. Успехи в развитии промыш-
ленности меняют облик всей республики. Из
года в год повышается удельный вес про-
мышленности в народном хозяйстве респуб-
лики. Коренные изменения происходят в ли-
товской деревне: более 80 проц. крестьянских
хозяйств вступили в колхозы. Советское пра-
вительство направляет в литовскую деревню
много тракторов и других сельскохозяйствен-
вых машин, широко применяется в сельском
хозяйстве передовая советская агрономиче-
ская наука. Вместе с ростом промышленности
и сельского хозяйства развиваются социали-
стическая культура, наука, искусство, на-
родное творчество. Е

Большой раздел книги т. Ю. Палецкиса
«Советская Литва» посвящен вопросам исто-
рического прошлого литовского народа, в
этом разделе книги автором допущены серь-
езные ошибки в освещении исторического
прошлого литовского народа.

Правильное, марксистско-ленинское освеще-
ние истории литовского народа является од-
ним из важнейших условий ‘успешной борьбы
за преодоление остатков влияний буржуазно-
националистической идеологии, успешного
социалистического строительства в республи-
ке. Литовские буржуазные националисты на
протяжении многих лет искажали историю
литовского народа. Особенно грубо извраща-
лась буржуазными историками история Лит-
вы последних десятилетий ХХ века и начала
ХХ века, Буржуазные историки идеализиро-
вели Литовское буржуазное национальное
движение, изображали его внеклассовым, «об-
щенациональным», умалчивали о классовых
противоречиях, © ведущей роли рабочего
класса в борьбе за национальное освобожде-
ние литовского народа. Теория «единого по-
	некоторых ошибнах в книге „С
	ность, стремление войти в сделки с царизмом,
примиренчество с помещиками. ь
	Эта классовая ограниченность буржуазии
	нашла отражение и на страницах литовекой
	газеты «Аушра». Вопросов об активной борь-
бе против царизма газета «Аушра» не стави-.
	ла; поднимая вопрос об отмене запрещения
литовской печати, «Аушра» пыталась «убе-
дить» царские власти в целесообразности раз-
репежтия литовского книгопечатания. При-
	решения литовского книгопечатания. При-
писывая газете «Аушра» «значительную роль
	в развитии национально-освободительного
движения», т. Палецкие искажает историче-
скую правду. Он обходит молчанием полити-
ческие взгляды редактора газеты «Аушра»
И. Басанавичюса, который был буржуазным
либералом, а носле Октябрьской революции
участвовал в кайзеровской «Тарибе» («Сове-
те»), принимал участие в утверждении бур-
жуазной диктатуры в Литве.
	Гакое искажение исторической лействитель-
	ности наруку буржуазным националистам.
	Буржуазные. националисты на протяжении
долгих лет объясняли появление «Аушры»
как начало борьбы за государственность ли-
товского народа, Басанавичюса изображали
как «патриарха Литвы», а буржуазные тече-
ния — революционными.

Тов. Палецкис дает неправильную оценку
литовскому журналу «Варпас», безоговорочно
характеризуя его как журнал демократиче-
ского направления. Правда, на страницах это-
го журнала находило место разоблачение про-
извола царских властей, однако, как и в га-
зете «Аушра», в журнале «Варпас» также
отражалась классовая ограниченность литов-
ской буржуазии. «Варпас» проповедывал клас-
совый мир и солидарность «всех слоев’ на-
ции», опирался на зарождающуюся литовскую
городскую буржуазию и кулачество, пытался
отгородить национально-освободительное дви-
жение литовского народа от революционного
движения рабочего класса. Не случайно. одна
из буржуазно-националистических партий--
партия ляудининков, сыгравшая позорную
роль в подавлении революционного движения
в 1918—1919 годах в Литве, видела в «Варпасе»
истоки своей идеологии.

Алчность зарождающейся литовской бур-
жуазии, ее стремление укрепить свое клас-
совое господство ярко показывали в своих
произведениях лучшие литовские писатели
того времени. Передовые литовские писатели
хотя и не стояли на позициях революцион-
ного пролетариата, но, правдиво отображая
действительность, показывая гнет и бесправие
трудящихся, бичуя язвы капитализма, они
внесли серьезный вклад в дело борьбы тру-
дящихся Литвы за социальное и националь-
	тока» и другие лживые буржуазные концеп-
ции еще и ныне используются буржуазно-
националистическими элементами, пытаю-
щимися мешать социалистическому строи-
тельству в республике.

Вопросы национального движения т. Палец-
кис в своей книге рассматривает абстрактно,
вне связи с конкретной исторической обста-
новкой, вне связи с классовой борьбой. Огра-
ничиваясь общей формулой «национально-
освободительного движения», т. Палецкис не
показывает роли различных классов в литов-
ском национальном движении.

Следуя по стопам буржуазной историогра-
фии, начало активной борьбы за нациэналь-
ные права литовского народа т. Палецкие евя-
зывает с зарождением литовской интеллиген-
ции и появлением литовской газеты «Ауш-
ра». Он пишет: «Значительную роль, в разви-
тии национально-освободительного движения
сыграла первая литовская политическая га-
зетаа печатавшаяся латинским шрифтом,
«Аушра» («Заря»), которая начала выходить в
1883 г. за границей под редакцией И. Баса-
навичюса» (стр. 19). и

На самом деле подлинная национально-
освободительная борьба трудящихся Литвы
против царизма берет свое ‘начало не с мо-
мента появления газеты «Аушра», а значи-
тельно раньше. Движение литовских трудя-
щихся масс против царизма и против поме-
шиков, имевшее место еще в дореформенные
40—50-е годы, особенно усилилось в начале
60-х годов и, наконец, вылилось в широкое
крестьянское восстание 1863 года, которым
руководили последователи русских револю-
пионных демократов К. Калиновский и С. Се-
ракаускас (С. Сераковский). Крестьянское
восстание выдвинуло также ряд других заме-
чательных организаторов.

Кровавое усмирение восстания 1863 года
не остановило движения трудящихся Литвы,
Недовольство трудящихся в Литве росло.
Трудящиеся Литвы оказывали активное со-
противление колонизаторской политике ца-
ризма. Широкий размах получает борьба тру-
дящихся за литовскую печать и преподава-
ние в школе на родном языке, Под влиянием
революционного движения в крупных центрах
России в конце 70-х и начале 80-х годов в
Литве широкое распространение находят ре-
волюционные кружки. Уже в 1883 году в Лит-
ве распространяется «Манифест Коммунисти-
ческой партии» Маркса и Энгельса.

Зарождающаяся литовская буржуазия пыта-
лась использовать освободительное движение
трудящихся Литвы в своих классовых инте-
ресах, стремилась выдавать собственное дело
за дело всего народа. Для литовской буржуа-
зии были характерны классовая ограничен-