ТУРА

_ Больше внимания физическому
воспитанию студенчестев
	тивно и быстро приобщается к спорту.
В свою очередь, обязанность педагога —
использовать этот интерес к отдельному ви-
ду спорта, чтобы обеспечить всестороннюю
физическую подготовку спортемена, органи-
чески сочетая ее со спортивным совершен-
ствованием. Известно, что и комплексе ГТО
построен так, чтобы каждый сдающий нормы
мог избрать нормативы по своему выбору.

Однако ныне действующее «Положение»
игнорирует эти ставшие азбучными истины
 И делает главным содержанием работы по
физкультуре в первые два года обучения
в вузе так называемый «основной куре-—
общую физическую подготовку», что на прак-
тике приводит к скучным, однообразным
занятиям, оторванным от какого-либо опре-
деленного вида спорта. Такая система никак
не способна укрепить любовь студенчества
к спорту, оттесняет спорт на задний план,
создает помехи его развитию в вузах, не по-
могает воспитанию молодых спортивных
кадров.

«Положение о физическом воспитании сту-
дентов в высших учебных заведениях»
предъявляет исключительно низкие требова-
ния к качеству физической подготовки сту-
дентов. За два года систематических заня-
тий на так называемом «основном курзе фи-
зического воспитания» студенты должны вы-
полнить только четыре-пять норматиргов
первой ступени и три нормы комплекса ГТО
второй ступени. Между тем в производствен-
ных коллективах за те же два года пол-
	ностью подготавливаются значкиесты ГТО.
	второй ступени. Неправильные установки
«Положения» мешают нормальной организа-
ции физического воспитания студенчества.

Вместе с тем следует отметить, что руко-
водители ряда вузов и наиболее инициатив-
ные работники кафедр физического воспита-
ния, например, ленинградских Горного и
Кораблестроительного институтов, Новочер-
касского индустриального института, Moc
ковского технологического института пише-
вой промышленности и других сумели за
последнее время добиться улучшения физ-
культурной работы среди студенчества.
В этих вузах правильно организовали учеб-
но-педагогический процесс. Спорт здесь с
первого же года обучения включен в содер-
жание учебного курса; каждому студенту
предоставляется возможность заниматься тем
видом спорта, к которому у него имеется
наибольшее желание и интерес и где его
индивидуальные способности могут лучше
всего проявляться и совершенствоваться.
При этом студент охотно сдает и все нормы
комплекса ГТО. Так, в московских Энерге-
тическом институте и Инетитуте инженеров
железнодорожного транспорта, в Ленинград-
ском инженерно-строительном институте в
1948/49 и в 1949/50 учебных годах от 40 до
70 процентов общего числа студентов второго
курса сдали все нормы ГТО второй ступени
и в два-три раза возросло число студентов,
получивших спортивный разряд. ,

Опыт показывает, что основная масса сту-
денчества пои правильном подходе к обуче-
нию за первые два года выполняет норма-
тивы ГТО первой ступени, полностью осваи-
вает все нормативы повышенной, второй
ступени и, кроме того, добивается получения
спортивного разряда в выбранном виде
спорта. Как правило, приобщившись к спор-
ту, студент стремится к дальнейшему совер-
шенствованию своего спортивного мастер-
ства и после окончания вуза становится не
только любителем спорта, но и его пропаган-
дистом, а главное, умелым ‚организатором
	Советское государство придает большое
Значение физическому воспитанию студен-
чества. На это важное дело отпускаются
крупные средства. Во многих вузах созданы
кафедры физического. воспитания и спорта,
где работают тысячи квалифицированных
преподавателей. Физическая культура вклю-
чена в учебные планы вузов как обязатель-
ный предмет.

ЦК ВКЦб) в принятом им около двух лет
назад постановлении по вопросам физкуль-
туры и спорта наметил широкую программу
дальнейшего развития физкультурно-спор-
ТИВНОЙ работы в высших учебных заведе-
ниях. Министерство высшего образования
СССР было обязано улучшить постановку
физического воспитания учащейся молоде-
жи вузов, обратив особое внимание на мас-
совое физкультурное движение и подготов-
ку значкистов ГТО, обеспечить проведение
мероприятий по улучшению работы Ффиз-
культурных коллективов учебных заведений
и воспитанию молодых спортивных кадров.

За последнее время работа в области фи-
зического воспитания студенчества заметно
оживилась: усилилась подготовка значкистов.
ГТО, улучшилась деятельность физкультур-
ных коллективов в ряде учебных заведений,
Однако эти успехи могли бы быть гораздо
значительнее, если бы Министерство выеше-
го образования СССР и Комитет по делам
физической культуры и спорта при Совете
Министров СССР уделяли больше внимания
физическому воспитанию учащейся молоде-
жи. Физическое воспитание студенчества до
сих пор страдает серьезными недостатками.
Число студентов, фактически занимающих-
ся спортом, попрежнему невелико, а количе-
ство сдавших нормы комплекса ГТО вто-
рой ступени (что имеет особо важное значе-
ние) еше меньше; мало студентов, занимаю-
шихся совершенствованием спортивного ма-
стерства и сумевших добиться спортивных
разрядов.

Нельзя считать случайностью неудовлет-
ворительные результаты состоявшейся ны-
непним летом всесоюзной студенческой
спартакиады, на которой большинство учает-
ников показало низкую спортивную подготов-
ку. Этот факт во многом отражает состояние
физического воспитания ‘студентов.

Учебный процесс по физкультуре и спор-
ту в вузах строится на основе «Положения
о физическом воспитании студентов в выс-
ших учебных заведениях», утвержденного
Министерством высшего образования и Все-
союзным комитетом по делам физкультуры
и спорта еще в 1948 году. Это «Положение»
во многом устарело. Оно не учитывает ука-
заний ЦК ВКП(б), данных в постановлении
по вопросам физкультуры и спорта, и, вместо
того, чтобы быть ведущим началом в борь-
бе за дальнейшее улучшение физического
воспитания студенчества, тормозит развитие
физкультуры и спорта в вузах. Содержание
физического воспитания учащихся, вопросы
оргаБизации учебного процесса излагаются
в «Положении» крайне путано. «Положение»
искусственно противопоставляет занятия от-
дельными видами, спорта общей физической
полготовке, отрывает одно от другого. Е

На самом же деле было бы правильней co-
четать общую физическую подготовку сту-
дента с занятиями отдельными видами спор-
та по его выбору и в зависимости от его фи-
зических данных. Передовая методика снор-
тивной тренировки в советских физкультур-
ных организациях именно и строится на таз
ких подтвержденных жизнью основах. Моло-
дежь, увлекаясь футболом, легкой атлетикой,
лыжами, ручными играми, гимнастикой, ак-
		О журнале «Полиграфическое
производство» ›
	В Москве уже в течение ряда лет выходит   смонтирована и лежит также дез движения,
урнал «Полиграфическое производство»,   К этому можно добавить, что на фабрике
	журнал «Полиграфическое производство», В этому можно добавить, что на фаорике
издаваемый Главным управлением по делам   уже более года без действия лежат части
полиграфической промышленности, изда-   машины «Монотип». Офсетная машина из-за
тельств и книжной торговли при Совете   отсутствия валиков используется Kak про-
	тельств и книжной торговли при Совете
Министров СССР. Выпускается он на отлич-
ной бумаге, тиражом в 3.100 экземпляров, но
надо прямо сказать: этот журнал не поль-
зуется болыпим авторитетом Kak среди
	‹ полиграфистов, таки среди издательских
	работников. Он оторван от читательской
массы; его смело можно назвать «сугубо ве-
домственным» журналом,

Работа полиграфических предприятий и
издательств на местах в этом журнале осве-
щается от случая к случаю, зачастую без
знания положения дел и без должного внима-
ния. Так, получив 8-й номер этого журнала,
сотрудники Татарского государственного из-
дательства увидели в нем статью т. Г. Ами-
нева «Полиграфия Советской Татарии за три-
дцать лет». Польщенные вниманием журнала
к нашей республике и нашей работе, мы ста-
ли читать эту статью и увидели, что в статье
много неправильных утверждений.

Например, говоря о механизации книжной
фабрики им. К. Якуб, автор статьи сооб-
щает, что на этой фабрике работают cne-
циальная сущильная установка, ` книговета-
вочная машина и т. д. На самом деле сушиль-
ная установка уже более полугода (со дня
получения) лежит на фабрике, покрытая
пылью, и еще ни разу ничего не сушила.
Книговставочная машина до сих пор не
	стая печатная машина.

Далее в статье т. Аминева сообщается о
наличии в Казани специальной полиграфи-
ческой школы. К огорчению, надо сказать,
что полиграфическая школа ликвидирована
и республика сейчас не имеет центра, кото-
рый готовил бы кадры, необходимые для ра-
стущей пблиграфии.

Выросшую полиграфию Советской Tarta-
рии, конечно, нельзя сравнивать с дореволю-
ционными жалкими кустарными, частными
типографиями. Но ‘Татария располагает
огромными средствами и всем необходимым
для дальнейшего развития своей полигра-
фии. Нужно только умело и правильно
использовать эти возможности и средства,
ликвидировать большие недостатки, имею-
щиеся в работе полиграфии и издательств
республики.

Вместо того, чтобы показать действительное
положение полиграфии Татарии и подверг-
нуть критике недостатки в ее работе, журнал
«Полиграфическое производство» напечатал
успокоительную статью, неправильно осветив
в ней факты. Это ярко свидетельствует об
отрыве журнала от работы полиграфии и
издательств на местах.

А ГУМЕРОВ.
		Физкультурной и спортивной работы в мас-
сах.

К сожалению, опыт передовых вузов в об-
ласти физического воспитания не обобщает-
ся и не получает должного распространения.
Больше того, Министерство высшего образо-
вания и Всесоюзный комитет по делам физ-
культуры и спорта до сих пор не изменили
«Положение о физическом воспитании студен-
тов в высших учебных заведениях». Вузы,
вступив в новый учебный год, так и не полу-
чили от Министерства высшего образования ‘и
Всесоюзного комитета по делам физкультуры
и спорта ясных и четких указаний о том, как
	правильно организовать физическое воепи-
	тание студенчества;
В январе нынешнего года 400 участников
конференции работников кафедр физическо-
го воспитания вузов Москвы единодушно вы-
сказались за коренное изменение ныне дей-
ствующего «Положения о физическом вэспи-
тании студентов в высших учебных заведе-
ниях» и за разработку нового «Положения»,
которое учитывало бы передовой опыт поста-
новки физкультуры и спорта в вузах. Работ-
ники Министерства высшего образования и
и спорта согласились с мнением участников.
Были созданы общественные комиссии, кото-
рые разработали предложения по поводу
проекта нового «Положения», одобренные за-
тем вузовским активом Москвы и отделом
физической подготовки министерства, в ча-
стности начальником этого отдела т, Малахов-
ским. Однако дело дальше не двинулось. Тов.
Малаховский резко переменил точку зрения и
признал «непригодными» ранее одобренные
им же предложения общественных комиссий.
Начальник отдела вузов Всесоюзного комите-
та по делам физкультуры и спорта т. Бажа-
нов заявил, что внедрять спорт в курсе физи-
ческого воспитания—значит,.. «няньчиться с
спортсменами и развивать рекордеменство»,
Позиция некоторых работников Микистер-
ства высшего образования и Всесоюзного ко-
митета по делам физкультуры и спорта вы-
зывает у Ффизкультурной общественности
вузов законное недоумение. Непонятно так-
же, почему заместитель министра высшего
образования СССР т. Н. Лазуков и замести-
тель председателя Всесоюзного комитета по
делам физкультуры и спорта т. И. Веъесков,
непосредственно отвечающие за постановку
физического воспитания студентов, не сочли
нужным своевременно дать ответ на предло-
жения общественности вузов. Правда, в июле
в повестку дня заседания Всесоюзного коми-
тета по делам физкультуры и спорта было
внесено обсуждение предложений вузсвекого
актива об улучшении постановки физического
воспитания студентов, но по непонятным при-
чинам вопрос этот не обсуждался. Опублико-
ванное же 21 сентября в газете «Советский
спорт» письмо т, И. Верескова «О физическом
воспитании студентов» не вселяет надежд, что
важные вопросы физического воспитания
найдут свое разрешение в скором времени,
Позволительно спросить руководящих ра-
ботников Министерства высшего образования
и Всесоюзного комитета по делам физкуль-
туры и спорта: когда же будет нормально
организована работа по физическому воспи-
	танию студенчества!
	Соревнования проведены...
	С 17 по 20 сентября с. г. в гор. Тюмени рес-
публиканским комитетом физкультуры и
спорта проводились зональные соревнования
сельской молодежи Российской Penepanun по
легкой атлетике и велосипеду.

В соревнованиях должны были принять
участие коллективы Свердловской, Тюмен-
ской, Омской, Курганской, Челябинской, Но-
восибирской, Томской, Кемеровской областей,

вания в низовых коллективах у них проходят
тораздо интереснее, е привлечением больше-
го числа участников.

По окончании соревнований началась выда+
ча призов, 32 приза и дипломы были вручены
участникам соревнований. По существу при-

зы и дипломы вручались не за спортивные

победы, не за смелую и упорную борьбу, не за
высокое мастерство, а за одно лишь участие
	awe Е -y ‚-   В соревновании. Понимали это и сами уча-
Алтайского и Красноярского краев и Тувин стники, но они не были ни в чем виноват ы
ской автономной области.

or ат ee Га ewe wee ewe Ба ln kt ann
	_ . я и молча принимали щшепрые дары республи-
Однако из 187 спортеменов на соревнования канского комитета. Некоторым участникам
явились только 28: два коллектива из Сверд-   досталось по Зи 4 приза. А что лали эти wx
	эвеатев SOADKRY &5: два коллектива из Сверд-   досталось по зи 4 приза. А что дали эти со-
ловской, Тюменской областей и один прей-   ревиования для развития физкультурного
ставитель Омской области. движения? Ничего и никому. Разве толька
	ставитель Омской области. движения: Ничего и никому. Разве только

Несмотря на это, было решено соревнования   Республиканский комитет занесет в одну гра-
и.   Фу «соревнования проведены», а в другую —
	ES т НЕ ЕРАЗ,

Фу «соревнования проведены», а в другую —
  «затрачена такая-то сумма государственных
  денег»,

Ни

проводить.

И вот 28 спортсменов — участников соревно-
ваний, обслуживаемых судейской коллегией
	EEE eee   ABH O,

о шт ATHO очем е и-
в 30 человек, вышли на старт. Совершенно непон ‚п У республ

канский комитет (т, С. Пушнов) так кустарно
Соревнования не представляли никакого   oo we
	i ES

Соревнования не представляли никакого
интереса. Уровень их проведения был низок,
Среди спортсменов не было настоящей спор-
тивной борьбы. Многие спортсмены и зрите-
ли собрались посмотреть крупнейшие сорев-
нования сезона, проводимые впервые в нашей
области республиканским комитетом. но

‚ канский комитет (т, С, Пушнов) так кустарно

проводит важнейшие. мероприятия, не доби-
вается участия в них спортсменов всех об-
ластей и краев, почему он так принижает
значение своих призов и дипломов.

Б. УРВАНЦЕВ.

Зав отлелом Тюменского
	элен  в-чнучаАЯАСЗЬНСКИмМ О Бомитетом, но Зав. отделом Тюменского
скоро разошлись, убедившись, что соревно- сбкома ВЛКСМ.
	Их требования к библиотеке с каждым днем
увеличиваются, растет любовь к книге. Но,
к сожалению, эта библиотека не в состоянии
удовлетворить ` требования читателей. Ona
размещена в малопригодном для работы по-
мещении, в котором нельзя даже правильно
разместить книги. Троицкая районная биб-
лиотека Кемеровской области, располагающая
фондом свыше 5.000 книг и имеющая 900
читателей, размещена также в неприспособ-
ленном помещении и не имеет необходимо-
го оборудования. Районная библиотека
Сталинского района г. Куйбышева, имеющая
15.000 книг, расположена в небольшой ком-
нате. В библиотеке нет свободного места,
где бы читатель мог предварительно поемо-
треть и выбрать книгу.

Эти примеры свидетельствуют о невнима-
нии местных партийных и советских орга-
низаций к районным библиотекам. Необходи-
мо местным партийным и советским органи-
зациям поднять библиотеки до такого уров-
ня, чтобы каждый город и район могли по
праву гордиться работой своей библиотеки.
	В культурно-просветительной работе cpe~-
ди населения важное место занимают район-
ные библиотеки. Районная библиотека об-
служивает литературой жителей райснного
центра, посылает книги по почте и органи-
зует передвижные библиотеки в населенных
пунктах, не имеющих своих библиотек.
Одновременно она является и методическим
центром библиотечной работы в районе.

Многие районные библиотеки находятся в
благоустроенных помещениях, с успехом вы-.
полняют поставленные перед ними задачи,
пользуются уважением и любовью у населе-
ния района. Но, к сожалению, не везде
районным библиотекам уделяется должное
внимание со стороны местных партийных и
советских организаций, о чем свидетель-
ствует ряд писем с мест, присланных в газе-
ту «Культура и жизнь».

Так, например, Ишимская районная биб-
лиотека Тюменской области, насчитывающая
свыше 5.000 книг, имеет 750 постоянных чита-
телей. Библиотеку охотно посещают колхоз-
ники, учителя, врачи, агрономы и учащиеся.
	В районных библиотеках
	В. КИСЕЛЕВ.

Зав. кафедрой физического воспитания
Московского энергетического института
им. В. М. Молотова.

А. СЛИСЕНКО.

Московского института ‘народного
хозяйства им. Г. В. Плеханова.
	Слабое произведение на важную тему
	За последние годы в советской литературе
созданы яркие образы партийных работни-
ков. Воропаев из’ романа П. Павленко
«Счастье», парторг Зернов из поэмы Н. Гри-
бачева «Весна в «Победе», секретарь райко-
ма партии Стрельцов из романа Г. Николае-
вой «Жатва», секретарь райкома партии
Кондратьев из романа С. Бабаевского «Свет
над землей» — все это партийные работни-
ки, подлинные вожаки масс, талантливые
организаторы, умелые воспитатели людей.
Правдивость главных образов этих произве-
дений определила их успех среди читате-
лей.

К числу произведений, основным героем
которых является партийный работник, от-
носится по своей теме и недавно вышедший
роман Н. Асанова «Секретарь партбюро» *.

В романе Н. Асанова описывается восста-
новление одного из наших крупных южных
портов, разрушенного фашистскими захват“
чиками. В этот порт прибывает инженер Ку-
дрявцев, работавший в нем до войны и Уча-
ствовавший в его освобождении. Вскоре Ку-
дрявцева избирают секретарем  партоюро.

`Н. Асанов поставил перед собой важную
задачу — раскрыть в художественном произ-
ведении образ секретаря партбюро как орга-
низатора, руководителя и воспитателя массе.
Но с этой задачей писатель не справился.
	В нашей стране о людях судят по их де-
лам. В романе же Н. Асанова секретарь
партбюро Сотников, никогда ранее не видев-
ший Кудрявцева, знающий о нем только по-
наслышке, после первого же разговора с ним
рекомендует его горкому партии в качестве
своего преемника на пост секретаря партбю-
ро. В жизни так не бывает. Уже е первых
страниц романа читатель начинает недоуме-
вать, чем вызвано то большое доверие, кото-
рое оказывают Кудрявцеву строители порта,
почему он был выдвинут в секретари парт-
бюро.

Но вот Кудрявцева избирают секретарем
партбюро. В порту в это время начинается
движение рационализаторов, стремящихся
быстрее закончить‘ восстановительные рабо-
ты. Первоочередной задачей строителей пор-
та является восстановление зернопровода.
По указанию секретаря горкома партии
Белозерцева Кудрявцев выдвигает эту зада-
чу на заседании партбюро. Но что ом делает
для ее осуществления, остается неясным.
Недаром бывший секретарь партбюро Сотни-
	ков говорит ему: «Да разве мысль, хотя бы.
	ий самая правильная, в отрыве от дела что-
нибудь значит? Мысль-то ты подсказал, а по-
смотреть, как идут дела на зернопроводе,
не догадался?..» Эти слова очень метко ха-
рактеризуют стиль работы Кудрявцева, Куд-
рявцев зачастую высказывает правильные
мысли, но.он не показан в действии, в ра-
боте как руководитель партийной организа-
ции. Ведь даже после предупреждения Сот-
никова Кудрявцев ничего не предпринял,
чтобы мобилизовать строителей на ускорен-
ное восстановление зернопровода. И если
зернопровод был все же восстановлен до-
срочно, то только благодаря инициативе и
рационализаторскому предложению монтаж-
ника Алферова, в чем не было никакой за-
слуги секретаря партийной организации.

А как возникает рационализаторекое пред-
ложение у Алферова? Решив перейти на дру-
гую работу, Алферов заявил 0б этом партор-
гу элеватора Морозову. Тот отчитал его за
малодушие. Алферов обиделся и... высказал
мыель об ускоренном монтаже зернопровода.
	* Н. Асанов. «Секретарь партбюро», «Со-
ветский писатель», Ленинград, 1950 г
		Так родилось рационализаторское предложе- ! ему на необходимость рассматривать прось-

а Е Е, Аа Аааа: ЗЕЕ
	бы и жалобы работников порта, а в конце
романа напоминает о приеме в партию. Бе-
лозерцев наталкивает Кудрявцева на мысль,
что начинать восстановление порта надо с
монтажа зернопровода. Во всех этих дей-
ствиях, проводимых по подеказке, пропадает

облик Кудрявцева как партийного руксво-
дителя.
	Не умеет Кудрявцев работать и с людьми.
Он ломает голову над вопросом, почему одна
погрузочная бригада работает быстрее, а
другая медленнее, но так и не находит ре-
шения. В другом случае он объясняет отста-
вание молодых рабочих Вариводы и Гонибоя,
пришедших на производство из колхоза, тем,
что бывшим колхозникам трудно привык-
нуть к размеренной и безостановочной рабо-
те на производстве, так как в колхозе работа
ведется штурмами и напряженные периоды
сменяются бездельем. Что же делает Кудряв-
цев, чтобы ликвидировать отставание Вари-
воды и Гонибоя? Он обещает им внеочеред-
ной отпуск,
	Н. Асанов не сумел найти красок. чтобы
	парисовать яркий образ секретаря партийно-
го бюро.
	В романе показаны отдельные положитель- *
		ные качества Кудрявцева, но из них не скла-
дывается цельное представление о нем. О5-
раз его писателем не раскрыт. Для того, что-
бы создать художественный образ, говорил
А. М. Горький, «..необходимо найти наибо-
лее устойчивые черты характера в данном
человеке, необходимо понять наиболее глу-
бокий смысл его действий и писать об этом
настолько точными, яркими словами, что-
бы со страниц книги из-за черных ее строк,
из-за сети слов читатель видел живое лицо
человека, чтоб связь чувств и действий ге-
роя рассказа казалась ему неоспоримой»,
Н. Асанов не сумел показать основные чер-
ты облика Кудрявцева как партийного ру-
ководителя и раскрыть их в его действиях,
в поступках, в характере.

В романе Н. Асанова слабо показана и ра-
бота партбюро. Мы не видим, как Кудряв-
цев руководит работой партбюро и как пар-
тийное бюро руководит работой парторгани-
зации. До конца романа так и остается не-
известным, кто’ входит в состав партбюро.
Лишь на последних страницах читатель
узнает, что некоторые действующие лица ро-
мана, оказывается, являются членами пар-
тийного бюро.
	Н, Асанов хотел в своем романе показать,
как партийная организация руководит вос-
становительными работами етроителей пор-
та, но он ‘не смог осуществить свой замысел,
воплотить его в яркие художественные об-
разы и убедительные действия. Роман полу-
чилея серым, недоработанным, скучным.
	Язык романа сухой, протокольный, невы-
разительный, перегружен техническими тер-
минами, непонятными для широкого чи-
тателя (нории, диспач, демередж, суперкар-
го, цивильные книги). В книге много непра-
вильных выражений: «люди относятся к не-
му пытливо», «любил жаловаться на произ-
водственные возможности», ‹раздумчиво раз-
глядывая», «сморщил сухой; облысевший
лоб», «интуитивно почувствовал» и т. п,

Роман «Секретарь партбюро» сначала по-
явился на страницах журнала «Звезда», а по-
том был выпущен отдельной книгой изца-
тельством «Советский писатель» без какой-
либо существенной доработки. Это свиде-
тельствует о невзыскательности редакции
журнала и издательства.
		ние, открывшее, по словам автора, «новую
полосу в жизни порта». Парторг заставил
Алферова написать свое предложение и от-
вел его к Кудрявиеву, а Кудрявцев позвонил
по телефону начальнику порта Саблину и
направил к нему Алферова и Морозова. По-
сле этого Кудрявцев посетил зернопровод...
только в день его пуска. Таким образом, в
эпизоде со строительством зернопровода ка-
чества Кудрявцева как партийного руково-
дителя остались нераскрытыми, а самое дви-
жение рационализаторов изображено как сти-
хийное и случайное. :

Секретарь партбюро не пробуждает и не
организует народной инициативы. «..Мы
только подумали о том, что надо поднять на-
род, — говорит ему Саблин, -а он уже под-
нялся и пошел». И в других эпизодах рома-
на руководители порта оказываются. не впе-
реди, а позади масс. Саблин и Кудрявцев
еще решают, по какому проекту восстанавли-
	вать главный пирс-—по проекту инженера.
	~-_—

Торопова или главного инженера Вяткина, а
комсомольцы порта уже высказались за про-
ект Вяткина и дали обязательство отработать
по сто часов на восстановлении главного
пирса, городские организации создали брига-
ды для работы на пирсее без отоыва ст произ-
водства. Кудрявцев решает отремонтировать
старый, разбитый корабль «Орион», но выяс-
няется, что ремонт корабля уже давно про-
изводится. «Я думал, что внесу предложение
о, ременте первым, а вы и тут обогнали» —
признается он капитану.
	Кудрявцев пассивно участвует в делах и
событиях, развертывающихся в порту. Он ео-
зерцает скоростную обточку, которую демон-
стрирует мастер Трегубов. Но этот новатор-
ский метод был разработан Трегубовым и
начальником мастерских Мещеряковым без
какого-либо участия и помощи партийной ор-
танизации и ее секретаря. Более того, автор
не показывает, как партийная организация
поддержала почин Трегубова, что было едела-
но для перевода всех рабочих на скоростную
обточку.

Ускоренный монтаж зернопровода, взеде-
ние скоростной обточки в механических ма-
стерских, борьба за восстановление главного
пирса — это важнейшие события в жизни
порта. Но участию в них Кудрявцева можно
было бы судить о нем, как о партийном ру-
ководителе. Но в романе не показано, чтобы
он активно участвовал в этих событиях,
поднимал и организовывал творческий энту-
зиазм строителей порта.
	Вот, например, как действует в романе
Н. Асанова секретарь партбюро в опасный
для порта момент, когда налетает шквал и
грозит разрушить все, что было восстановле-
но. Узнав о шквале, Кудрявцев идет в порт,
но он идет не туда, где работники порта бо-
рются со стихией, а... в свой кабинет. Там он
сидит в бездействии, Потом отправляется в
кабинет к капитану порта Императрицыну,
который тоже в это время ничего не делает, и
ждет сведений, чем закончится борьба рабо-
чих порта со шквалом, Они пьют чай и мирно
беседуют. И этс в то время, когда секретарь
партбюро должен был мобилизовать коммуни-
стов на борьбу с рагрушениями, наносимы-
ми шквалом, руководить спасательными ра-
ботами, развернуть все свои организатор-
ские способности.
	На протяжении всего времени Кудрявцев
чувствует себя неуверенно, он безинициати-
вен и чаще всего действует по подсказке
либо секретаря горкома Белозерцева, либо
своего предшественника Сотникова, Так, на-
пример, в начале романа Сотников указывает
	Подготовка работников для культурно-просветительных учреждений
	‘Во многих культпросветшколах плохо по-
ставлено изучение основ социалистического
сельского хозяйства, и поэтому студенты,
окончившие в текущем году Краснсярскую
	Размах культурно-просветительной работы
со всей остротой выдвигает вопрос о подго-

товке кадров культурно-просветительных
работников.
	EO

Подготовка кадров сельских культурно- культпросветшколу, слабо _ ° разбираются В
просветительных работников осуществляется   ВОПросах хозяйственной жизни своих райо-
комитетами по делам KVARTVDUO-nporcrery.   нов.
	комитетами по делам культурно-просвети-
тельных учреждений союзных республик в
специально созданных для этой цели куль-
турно-просветительных школах. Некоторые
из них готовят квалифицированные кадры
работников клубных учреждений. Юбучаю-
щиеся в школах приобретают знания, необ-
ходимые для клубного работника, и стано-
вятся активными пропагандистами и органи-
заторами культурно-массовой работы.
	В то же время в ряде республик и областей
преподавание в культпросветшколах ведется
неудовлетворительно. Давая общеобразова-
тельные знания в объеме средних учебных
заведений, культпросветшколы слабо. подго-
тавливают своих учащихся для культурно-
просветительной деятельности. Люди, окон-
чившие культпросветшколы, нередко не име-
ют элементарных знаний и навыков в обла-
сти культурно-просветительной работы. На-
пример, учащиеся, закончившие Чкаловскую
трехгодичную культпросветшколу, заявляют:
«Учили ‘нае плохо. По выходе из школы мы
имеем слабое представление об искусстве,
не знаем, как организовать и руководить хо-
ровым или драматическим кружком, не умеем
играть на музыкальных инструментах».

Учащимся Алтайской культпросветшко-

лы не преподаются режиссура, музыкальная
грамота, основы хорового пения.
	Бультурно-просветительные школы плохо
обеспечены учебными программами и посо-
биями.

Ряд культпросветшкол находится в плохих
материально-бытовых условиях. Приморская,
Ростовская и Ивановская культпросветшколы
не имеют общежитий и лишены возможности
принимать молодежь из сельских местностей.
В Читинской и Пензенской областях культ-
просветшколы до сих пор не открыты, хотя
решения об их открытии состоялись еше в
1948 году.

Местным партийным и комсомольским ор-
ганизациям необходимо усилить внимание к
этим учебным заведениям, принять активное
участие в комплектовании культпросветшкол
и помогать в постановке в школах учебно-
воспитательной работы. ,

Задача комитетов по делам культурно-
просветительных учреждений союзных рес-
публик — улучшить качество преподавания
и воспитания учащихся в культпросветшко-
лах, укомплектовать школы преподавателями
специальных дисциплин и обеспечить про-
граммами и учебными пособиями,

Культурно-просветительные школы могут
и должны готовить квалифицированные
кадры всесторонне развитых организаторов
культурно-массовой работы.
		140 материалам зазеты «Культура м жизнь»
	Президиум Центрального совета Всероссий-
ского общества охраны природы принял ряд
решений, направленных к улучшению и ак-
тивизации работы общества как в центре,
так и на местах.
	Президиум Центрального совега Всерос-
сийского общества охраны природы, обсудив
статью «В стороне от важных задач», опубли-
кованную в № 24 газеты «Культура и жизнь»,
признал критику недостатков в деятельности
общества правильной.
	«ВБ стороне от важных задач»
	«Выпускать музыкальные инструменты высокого качества»
	Б связи с опубликованной в газете «Куль-
тура и жизнь» (№ 22) статьей «Выпускать му-
зыкальные инструменты высокого качества»
министр местной промышленности РСФСР
т. Д. Алехин сообщил; что работа Главмузин-
струмента Минибтеретва местной промышлен-
ности РСФСР обсуждалась в августе в Совете
Министров РСФСР и признана неудовлетво-
	Типография газеты «Правда» имени Сталина, -
	рительной. Приказом по министерству пред-
ложено начальнику Главмузинструмента про-
вести ряд конкретных мероприятий по повы-
шению качества музыкальных инструментов.
	ЖЖ SS Sh re eS SSS RSENS
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
	Адрес редакции: Моснва, Старая площадь, дом 4, комн. 258. Телефоны: К 6-63-60, Д 3-30-52.