_ 91 октября 1950 г., № 29 (157)
	А и жизн

КУЛЬГУР
	В ПОМОЩЬ ПРОПАГАНДИСТУ
	Надстройки либо ускоряют общественное
развитие, либо замедляют его. Надстройка
старого, отживающего базиса, стараясь со-
хранить его, замедляет, задерживает истори-
ческое развитие. Известно, что объективный
ход общественного развития давно уже со-
здал необходимые материальные предпосыл-
ки для полного крушения капитализма и
победы социализма; Капиталистический строй
насквозь прогнил. Однако буржуазия, исполь-
зуя капиталистическую надстройку -— государ-
ство, право, религию, реакционную филосо-
фию и искусство, — ведет беспошадную борь-
бу против демократических сил, задерживает
поступательный ход истории. Империалисты
США при помощи государственного аппарата
и различных форм идеологии и средств про-
	Семинары пропагандистов и консультантов
	В системе партийного просвещения на-
чался новый учебный год. Миллионы комму-
нистов и беспартийных в текущем году при-
ступили к изучению марксистско-ленинской
теории методом самостоятельного . чтения
произведений классиков марксизма-лениниз-
ма и в школах и кружках партийного про-
свешения.
	задачи дальнейшего подъема качества пар-
тийного просвещения требуют от пропаган-
дистов и консультантов неустанно работать
над повышением своей квалификации. Что-
бы стать квалифицированным. пропаганди-
стом, указывал В. И. Ленин, ‹...надо порядоч-
но поучиться и понабрать опыта».

Важной формой повышения теоретической
и методической подготовки пропагандистов
	товаришем И. В. Сталиным диалектического
и исторического материализма. в трудах
«Марксизм и вопросы языкознания». На этих
семинарах будут изучаться работы
В. И. Ленина: «Материализм и эмпириокри-
тицизм», «Империализм, как высшая стадия
капитализма» «О ao3yHre Соединенных
Штатов Европы», «Экономика и политика в
эпоху диктатуры пролетариата», работы
И. В. Сталина: «О диалектическом и истори-
ческом материализме», «Октябрьская рево-
люцпия и тактика русских коммунистов»,
«Международный характер Октябрьской ре-
волюции», «Об основах ленинизма», «К во-
просам ленинизма», «О проекте Конституции
Союза ССР», «О Великой Отечественной
войне Советского Союза» и другие.

На всех семинарах пропагандистов и кон-
сультантов будет прочитана лекция на те-
му: «Труды товариша И. В. Сталина по во-
просам: языкознания —- новый выдающийся
вклад в сокровищницу ленинизма»,

Качество занятий в школах и кружках во
многом зависит от методической подготовки
пропагандиста, от его умения глубоко и в то
же время понятно изложить материал, пра-
вильно построить, занятие, организовать раз-
вернутую беседу. Важная задача семинаров-—
оказать помощь пропагандистам в вопросах
методики занятий. Учебные планы семинаров
предусматривают проведение методических
лекций по всем темам, изучаемым в полит-
школах и кружках.

В каждой такой лекции должны быть изло-
жены основные вопросы изучаемой темы, со-
общены примерный план занятий по теме и
методические указания о том, как лучше под-
готовиться пропагандисту к занятиям и про-
вести их, какую литературу и наглядные по-
собия использовать при изучении темы, ка-
кие, примерно, вопросы вынести на. обсужде-
ние слушателей.

Большое внимание вопросам методики
должно быть уделено также и на семинарах
консультантов.

Методические советы консультантам о том,
как оказывать помощь коммунистам в изуче-
нии каждой главы «Краткого курса истории
ВКП(б)» и произведений классиков марксиз-
ма-ленинизма, целесообразно давать в лек-
циях и на семинарских занятиях. По отдель-
ным главам «Краткого курса истории
ВКП(б)» рекомендуется проводить специаль-
ные лекции по методике.
	На семинарах консультантов будут из-
	чаться вопросы организации и методики ра-
	боты с самостоятельно изучающими мар-
ксизм-ленинизм. В том числе намечено wre
ние лекций по темам: 1. Работа самостоя-
тельно изучающих теорию над книгой. Веде-
ние записей, составление конспектов и напи-
сание рефератов. 2. Формы и методы работы
консультантов с самостоятельно изучающими
марксиетско-ленинскую теорию. 3. Методика
проведения консультаций и теоретических
собеседований. 4. Проведение итоговых тео-
ретических ‘собеседований с самостоятельно
изучающими марксистеко-ленинскую теорию.

Пропагандисты политшкол и кружков нако-
пили в последние годы большой опыт в про-
ведении занятий. Важно, чтобы на занятиях
семинаров был организован систематический
обмен опытом работы пропагандистов по. во-
просам подготовки их к занятиям в полит
школе, кружке, по методике проведения рас-
сказа и беседы, организации самостоятельной
работы слушателей над учебными пособиями.
На семинарах консультантов могут быть ор-
ганизованы выступления консультантов об
опытз проведения индивидуальных и группо-
вых консультаций, теоретических собеседова-
ний ит, д.

Семинары могут оказать серьезную помощь
пропагандистам в проведении занятий. в том
случае, если изучение в них теоретических.и
методических вопросов будет проводиться
раньше изучения соответствующих тем в
школах и кружках. Поэтому важно органи-
зовать занятия семинаров в ближайщее вре-
мя и проводить их регулярно.

Успешная работа с пропагандистами и кон
сультантами в семинарах — необходимое ус-
ловие дальнейшего повышения уровня заня-
тий в сети партийного просвещения.
	в новом учебном году
	О базисе и надстройке
		Гениальные произведения И. В. Сталина
«Относительно марксизма в языкознании»,
«К некоторым вопросам языкознания», «От-
вет товарищам» представляют собой образеи
творческого марксизма. И. В. Сталин в этих
произведениях разоблачил антимарксист-
ские, вульгаризаторекие взгляды Марра и,
дав подлинно научное, марксистское освеше-
ние коренных проблем языкознания, поднял
науку о языке на новую ступень. Но зна-
чение замечательных сталинских работ вы-
ходит. далеко за пределы науки о языке. Раз-
рабатывая проблемы языка, товарищ Сталин
вместе с тем обогатил марксистско-ленин-
скую науку о законах общественного разви-
тия. В произведениях товарища Сталина по
вопросам языкознания получили дальнейшее
развитие важнейшие положения историче-
ского материализма, в том числе положения
о базисё и надстройке, их взаимоотношении
и роли в общественном развитии. *
	Положеёния о. базисе и надстройке состав-
ляют одну из важнейших частей марксист-
ско-ленинской науки об обществе. Великие
Учителя пролетариата Марке и Энгельс, при-
менив созданную ими философскую систе-
му — диалектический материализм — к изуче-
нию явлений общества, к изучению истории
общества, открыли закономерности обше-
	ственного развития. ОсновоположЕкики науч--
	ного коммунизма установили, что в основе
всех общественных явлений лежат причины,
существующие и действующие объективно,
независимо от воли и сознания человека.
Эти причины надо искать в условиях мате-
риальной жизни общества, в общественном
бытии. Источником формирования духовной
жизни общества, источником происхожде-
ния общественных идей, общественных тео-
рий, политических взглядов, политических
учреждений является способ производства
материальных благ. Духовная жизнь обще-
ства, политический строй и формы обще-
ственного сознания являются надстройкой
нал экономическим базисом.
	В знаменитом предисловии «К критике по-
литической экономии» Марке писал: «В об-
	щественном производстве своёй жизни Alo”
	ди вступают в определенные, необходимые,
от их воли не зависящие отношения, — про-
изводственные отношения, которые соответ-
ствуют определенной ступени развития их
материальных производительных сил. Сово-
купность этих производственных отношений
составляет экономическую структуру обще-
ства, реальный базис, на котором возвышает-
ся юридическая и политическая надстройка
и которому соответствуют определенные
формы общественного сознания. Способ про-
изводства материальной жизни обусловли-
_вает социальный, политический и духовный
процессы жизни вообще. Не сознание лю-
дей определяет их бытие, а, наоборот, их
общественное бытие определяет их созна-
ние».
	Это краеугольное положение историческо-
го материализма получило дальнейшую кон-
	вретизацию и развитие в работах
В. И. Ленина и И. В. Сталина. -

=e & 8:
В работах ‘по ‘вопросам языкознания
	товарищ Сталин дал предельно четкое опре-
деление базиса и надстройки: «Базис. есть
экономический строй общества на данном
	этапе его развития. Надстоойка — это поли-
	тические, правовые, религиозные, художе-
ственные, философские взгляды общества и
соответствующие им политические, право-
вые и другие учреждения».
	Базис — это экономический строй на дан-
ном этапе развития, то ебть совокупность про-
изводственных, общественно - экономических
отношений, соответствующих определенному
уровню развития производительных сил.
Базис нельзя отожествлять с производством,
с производительными силами общества. Но
его и нельзя отрывать от производительных
сил. Производственные отношения _не могут
существовать независимо от производитель-
ных сил. Базис носит исторический характер,
он находится всегда в состоянии изменения
и развития. Сначала изменяются производи-
тельные силы, а затем в зависимости от этих
	изменений и в соответствии с ними изменя-.
	ются производственные, экономические отно-
шения людей, изменяется экономический
строй общества. Каждому общественному
строю соответствуег определенная система
производственных, отношений, определенный
экономический строй, определенный базис.
	Базис рабовладельческого строя отличен от
	‚ первобытно-общинного, базис феодального —
от базиса первобытно-общинного и рабовла-
дельческого, базис капиталистический — от
первобытно-общинного, рабовладельческого и
феодального. Наконец, базис социалистиче-
ского строя коренным образом отличается от
базисов всех предшествующих обществ.
	Базис социализма характеризуется обше-
ственной собственностью на средства произ-
водства и потому качественно отличается от
базиса всех обществ, где господствует част-
ная собственность на средства производства.
В обществе, где господствует частная соб-
ственность на средства производства, произ-
водственные отношения между людьми явля-
ются отношениями господетва и’ подчинения,
при которых одна часть общества, владеющая
средствами производства, угнетает, порабо-
щает, эксплуатирует другую часть общества,
лишенную средств производства. Характерной
чертой такого общества является борьба клас-
сов. Социалистическое общество, где гоепод-
ствует общественная собственность на сред-
ства производства, не знает эксплуататоров и
эксплуатируемых. «Взаимные отношения лю-
дей в процессе производства, — указывает
товариш Сталин, — характеризуются здесь.
как отношения товарищеского сотрудниче-
ства и социалистической взаимопомощи ево-
бодных от эксплуатации работников».

Марксизм-ленинизм учит, что замёна од-
ного экономического строя другим, смена
базисов не может проходить мирно, без со-
циальных конфликтов и потрясений. Она
происходит посредством революционной
смены одного базиса другим. В обществе,
основанном на частной собственности на
средства производства, производительные
силы в своем развитии приходят в противо-
речие с господствующими производствённы-
ми отношениями. Последние из форм раз-
вития производительных сил преврашаются
в. их тормоз, препятствие, которое нужно
Убрать с дороги, чтобы дать простор даль-
нейшему развитию общества. Тогла насту-
пает социальная революция, в ходе которой
уничтожается старая экономическая струк-
тура, разрушается старый базис и рож-
дается новый базиег.

Но замена одного базиса ‘другим вовсе
не ознанает уничтожения материальных про-
изводительных сил, созданных в условиях
предшествующего общественного — строя.
Существует историческая преемственность в
развитии производительных сил. Кажлый но-
	вый общественный строй использует. создан-
	ные до него производительные силы и разви-
вает их дальше. Товарищ Сталин отмечает,
что орудия производства, машины «так же
безразличны к классам, как язык, и так же
одинаково могут обслуживать как капита-
листический строй, так и социалистический».
Критикуя примитивно-анархический взгляд
на общество, ничего общего с марксизмом
не имеющий, И. В. Сталин пишег «У нас
были одно время «марксиёты», которые ут-
верждали, что железные дороги. оставшие-
ся в нашей стране после Октябрьского пере-
ворота, являются буржуазными, что не при-
	стало нам, марксистам, пользоваться ими,
что нужно их ерыть и построить новые, «про-
летарские» дороги. Они получили за это про-
звише «троглодитов»ь»...»
		В работах по вопросам языкознания
товариш Сталин дал всестороннюю. характе-
ристику надстройки, ее происхождения и
роли в общественной жизни, а также свя-
зи и взаимодействия между базисом и над-
стройкой. Марксизм-ленинизм делит ‘обще-
ственные явления на материальные и духов-
ные и утверждает, что материальная жизнь
общества является. первичной, опреёделяю-
	‚щей, а духовная жизнь, идеологические от-
	ношения представляют собой отражение
условий матёриальной жизни и носят вто-
ричный, производный характер. «Каков
	способ производства у общества, —- указывает
товариш Сталин,— таково в основном и са-
мо общество, таковы его идеи и теории,
политические взгляды и учреждения».
Установив первичный характер обществен-
ного бытия, базиса, и вторичный характер
общественного сознания, надстройки, мар-
	‚ксизм-ленинизм вскрыл подлинные законо-
	мерности общественной жизни. «...Ключ к изу-
чению законов истории общества, — пишет
товариш Сталин, - нужно искать не в голо-
вах людей, не во взглядах и идеях обше-
ства, а в способе производства, практикуе-
мом обществом в каждый данный историче-
ский период,-— в экономике общества».

Эти важнейшие положения исторического
материализма дали возможность впервые в
истории поставить на научную почву изу-
чение всех еторон жизни общества, в том
числе и духовной, ликвидировать произвол
	‚в освещении вопросов Формирования и раз-
	вития политических, правовых, религиозных,
философских и других взглядов и полити-
ческих учреждений. Не отвлеченные прин-
ципы человеческого разума и выдуманные
из головы идеальные планы и проекты, не
добренькие пожелания филантропов движут
историю. История развития общества есть
	прежде всего история развития произволства,
	история способов производства, история раз-
вития производительных сил и. производ-
ственных отношений.
	Формирование и развитие общественных
идей, политических взглядов и учреждений,
	изменение надстроек в конечном итоге осбъ-
	яесняются изменениями в базиее, изменения-
	ми в способе производства. <...Изменения в
	изменение
	обтиественных
	епособе производства, — пишет
Сталин. — неизбежно вызывают
	всего общественного: строя,
	идей, политических взглядов, политических
учреждений, вызывают перестройку всего
общественного и политического уклада».
Вместе с тем марксизм-ленинизм реши-
тельно отвергает утверждения различных.
	упростителей и вульгаризаторов, выводящих.
	надстройку непосредственно из производства.
«Надстройка, — указывает товариш Сталин, —
не связана непосредственно с производетвом,
с производственной деятельностью человека.
Она связана с производством лишь косвен-
но, через посредство экономики, через по-
средство базиса. Поэтому надстройка otpa-
жает изменения в уровне развития произ-
водительных сил не сразу и не прямо, а
после изменений ‘в базисе, через прёломле-
ние изменений в производстве в изменени-
ях в базисе». .

Всякая надстройка co3naerex rem. MAM
иным ‘базисом, ‘соответствует ему и обелужи-
	вает только его. Понятно, что в обществе, раз-.
	деленном на непримиримо враждебные клас-
сы, надстройка носит классовый характер.
Общественные идеи, политичёские взгляды,
политические учреждения данного общества

выражают интересы господствующего в нем
класса.
	Каждая надстройка, будучи порожденной
	тем или иным базисом, разрушается и унич-
	тожается вместе с гибелью и разрушением
	базиса. — «Надстройка, —- пишет — товарищ
	Сталин, — есть продукт одной эпохи, в тече-
‘ние которой живет и действует данный эко-
	номический базис. Поэтому надстройка жи-
вет недолго, она ликвидируется и исчезает
с ликвидацией и исчезновением данного ба-
зиса». Судьба надстройки феодального об-
щества неразрывно связана с судьбой фео-
дализма; с гибелью феодального способа
производства разрушается и его надстрой-
ка. Капитализм имеет свои политические
взгляды и учреждения, свою надстройку, ко-
	торая уничтожается вместе  с гибелью Kanne
	тализма. Социалистическому базису соответ-
ствует своя, коренным образом отличная от
всех других, социалистическая надстройка.
	Развитие надстроек, замена одной. над-
стройки другой надстройкой осуществляется
в ходе ожесточенной классовой борьбы пу-
тем уничтожения старой надстройки и со-
	‘здания новой. Например, социалистическая
	надстройка, соответствующая социалистиче-
скому базису, создалась и окрепла в борьбе
против буржуазной надстройки.

Однако ликвидация буржуазной надстрой-
ки и создание новой, социалистической над-
стройки вовсе не означают отрицания прс-
емственной связи в развитии культуры.
Представляя собою революционный переворот
в развитии общественного сознания, мар-
ксизм критически освоил и переработал
все достижения научной мысли прошло-
го. «Мы можем строить коммунизм, —
говорил В. И. Ленин, — только из той сум-
мы знаний, организаций и учреждений, при
том запасе человеческих сил и средств, ко-
торые остались нам от старого. общества».

Всякая идеология находит в конечном 6че-
те свое объяснение в базисе, но вместе с тем
формы общественного сознания имеют и отно-
сительную самостоятельность в своем разви-
тии. «..Раз возникнув,- пишет Энгельс, —
всякая идеология развивается в связи со
всей совокупностью существующих пред-
ставлений и подвергает их дальнейшей
переработке. Вырастая на определенном эко-
номическом базисе, отражая исторические
условия данной эпохи. всякая илеология
	опирается на идейный материал, накоплен-
	ный предшествующим развитием.

oso sR
	Устанавливая первичность базиса и вто-
ричность надстройки, марксизм-ленинизм ол-
вовременно отмечает обратное воздействие
надстройки на базис. Будучи порожденной
базисом, надстройка не является его пассив-
ным отражением. Надстройка активно борет-
ся за укрепление и дальнейшее развитие
базиса. «Надстройка, — пишет товариш
Сталин, — порождается базисом, но это вовсе
не значит, что ‘ова только отражает базис.
	‚что она; пассивна, нейтральна, безразлично
	относится к судьбе своего базиса, к судьбе
классов, к характеру строя. Наоборот, по-
явившись на свет, она становится величай-
шей активной силой, активно содействует
своему базису оформиться и укрепиться,
принимает все меры к тому, чтобы помочь
новому строю доконать и ликвидировать ста-
рый базис и старые классы». Товарищ
Сталин отмечает, что стоит только отказать-
ся надстройке от этой служебной роли, стоит
только перейти надстройке от позиции ак-
тивной защиты своего базиса на позицию
безразличного отношения к нему, на пози-
цию одинакового отношения к классам, что-
бы она потеряла свое качество и перестала
быть надстройкой.
	паганды — печати, радио, кино — пытаются   являются семинары. Семинары пропаганди-
одурманить народные массы, притупить   стов в текущем учебном году приступают K
классовое сознание трудяшихся. Активно   занятиям по новым учебным планам, годго-
	используя надстройку, приведя в действие
политические и идеологические рычаги, бур-
жуазия стремится сохранить обреченный на
гибель капиталистический строй и хотя бы
временно продлить свое. господство.

Общее положение исторического материа-
`лизма об активном характере надстройки все-
цело распространяется и на социалистиче-
ское общество. Больше того: в условиях со-
циализма активный характер надстройки уси-
ливается, ее влияние на базис значительно
увеличивается. Играя принципиально иную
роль:по сравнению с капиталистической, фео-
дальной и т. п. надстройкой, социалистиче-
ская надстройка является могучим ускорите-
лем общественного развития. :

Экономический базис капиталистического
общества складывается еще в недрах фео-
дального общества и развивается стихийно.
Экономические законы капитализма не толь-
ко не подчиняются сознательному руковод-
ству, а, наоборот, господствуют над людьми,
повелевают ими. Социалистический базис не
может возникнуть сам по себе, стихийно, он
создается после установления диктатуры про-
летариата, создается сознательно, упорным
и напряженным трудом народных масс, ру-
ководимых коммунистической партией и
‚Советским государством.

Возникнув в результате победоносной со-
циалистической революции, Советское госу-
дарство с первых дней своего существования
приступило к разрушению старого, капитали-
стического базиса и созданию нового, социа-
листического базиса. Советская власть на-
ционализировала землю, банки, транспорт,
промышленность и т. д. Сосредоточив в своих
руках командные высоты народного хозяй-
‘ства, Советское государство развернуло гран-
диозную работу по строительству боциализ-
ма, по созданию социалистического базиса.

Советское государство мобилизовало все
материальные и духовные силы народа на
борьбу за построение социализма. Осущест-
вляя ленинско-сталинский план`строитёльства
социализма, партия большевиков и Советское
государство создали мощную социалистиче-
скую индустрию—материальную базу нового
общественного строя и успешно решили дру-
гую. историческую задачу — задачу коллекти-
визации сельского хозяйства. Преобразова-
ние единоличных крестьянских хозяйств с их
отсталой техникой и низкой продуктив-
ностью в крупные коллективные хозяйства,
вооруженные современным машинами, было
исторической необходимостью, диктовалось
потребностями материальной жизни. Однако
сами по себе, стихийно ‘мелкие единоличные
крестьянские хозяйства не могли перерасти
в крупные, социалистические хозяйства. Важ-

нёейшей силой, обеспечившей решение этой”

задачи, было советское социалистическое `го-
сударство. В течение короткого времени был
осуществлен` переход от буржуазного инди-
видуального крестьянского строя к социали-
стическому колхозному строю. «А удалось
это проделать потому, что это была рево-
люция сверху, что переворот был совершен
по инициативе существующей власти при

топтать Arrrnnerrdryr= oom nn ae

товленным Отделом пропаганды и агитации
ЦК ВКП(б), Наряду с семинарами пропаган-
дистов будут созданы семинары консультан-
тов при горкомах ВКП(б). .

Учебные планы семинаров пропагандис-
тов рассчитаны на два учебных года. В пла-
нах предусматривается проведение лекций
и семинарских занятий по отдельным во-
просам.

На семинарах пропагандистов политшкол
при горкомах ВКП(б) рекомендуется в тече-
ние учебного года провести 10—11 занятий
по 4 часа, а на семинарах пои сельских рай-
комах ВКП(б) -7-—8 занятий по 6 часов. На
городских семинарах пропагандистов круж-
ков.по изучению «Краткого курса истории
ВКП(б)» и биографий В. И. Ленина ии
И. В. Сталина проводится в течение учебно-
го года 11—13 занятий по 4 часа, а на семи-
нарах. при сельских райкомах ВКП(б) —7-—9 за-
нятий по 6 часов. Занятия семинара консуль-
тантов проводятся два раза в месяц по 4 часа.

Успех работы пропагандиста определяется
прежде веего его теоретической подготовкой,
глубоким знанием им произведений
классиков марксизма-ленинизма. Пропаган-
дист, если он хочет быть на уровне высоких
требований, предъявляемых ему, должен по-
стоянно читать, глубоко изучать марксистско-
ленинскую литературу, совершенствовать
свои знания в области марксизма-ленинизма,
Семинары пропагандистов призваны повы-

шать идейно-теоретический уровень пропа-

гандистских кадров, оказывать им серьезную
помощь в проведении занятий в сети школ и
кружков.

Вот почему в основу работы семинаров по-
ложено самостоятельное изучение пропаган-
дистами и консультантами произведений
классиков марксизма-ленинизма. На семина-
рах наряду с проведением лекций рекомен-
дуется заслушивать и обсуждать доклады и
рефераты пропагандистов о произведениях и
по отдельным вопросам марксистско-ленин-
ской теории,

„На семинарах пропагандистов политшкол
будет отведено большое место изучению та-
ких тем, как «Ленинско-сталинская’ теория
империализма и социалистической револю-
ции», «Борьба советского народа под руко-
водством большевистской партии за по-
строение социалистического общества»,
«В. И. Ленин и И. В. Сталин о путях пере-
хода от социализма к коммунизму».. Пропа-
гандистам по этим темам рекомендована
соответствующая марксистско-ленинская ли-
тература, например, работы В. И. Ленина
«Империализм, как высшая стадия‹ капита-
лизма», «Государство и революция», работы
И. В. Сталина: «Октябрьская революция ‚и
тактика русских коммунистов», «Еше раз“о
социал-демократическом YKAOHe 8B нашей
партии», «Об основах ленинизма», «Отчет-
ный доклад на ХУПТ съезде партии о работе
ЦК ВКП(б» и другие.

В учебный план семинара пропагандистов
кружков по изучению «Краткого курса исто-
рии ВКП(б)» и биографий В. И. Ленина и
И. В. Сталина включены лекции и семинар-
	поддержке основных Mace
(Сталин). ,

EE EEE EEE EE lL

ские занятия на темы: «Диалектический ма-
териализм — мировоззрение ’коммунистиче-
ской партии». «Разработка Лениным и
лизацию страны и коллективизацию сельско-   Сталиным теоретических основ больше-
го хозяйства, партия большевиков и Совет-   Вистской партии», «Дальнейшее развитие

крестьянства»

ee AA AA

. Ocyniecrsus conmaanctwseexyn индустриа-
	ское государство создали экономический
фундамент социализма, создали социалисти-
ческий базис и обеспечили возможность по-
степенного перехода от социализма к комму-
низму. Решающей силой общественного раз-
вития при социализме является советское со-
циалистическое ‘государство. Таким образом,
при: социализме объективные материальные
законы общественного развития реализуются
при помощи активной, сознательной деятель-
ности советских людей, руководимых пар-
тией и государством. Они находят научное
выражение в политике большевистской пар-
тии. Политика большевистской партии есть
	жизненная основа советского строя.
	Направляя развитие нашей страны к ком-
мунизму, партия и Советское государство ру-
ководетвуются единственно правильной
марксистско-ленинекой теорией. «Марксизм, —
пишет товарищ Сталин,-— есть наука о зако-
нах развития природы и общества, наука о
революции угнетенных и экеплуатируёмых
масс, наука о победе социализма во всех
странах, наука о строительстве коммуни-
стического общества». Марксизм-ленинизм
дает возможность партии ориентироваться в
обстановке, понять внутреннюю связь окру-
жающих событий, предвидеть ход событий и
распознать не только то; как и куда развива-
ются события в настоящем, но и то, как и
куда они должны развиваться в будушем.
	NR A eee PT

дей, обусловливает их поведение на производ-
стве и в быту, их отношение к обттествен-
ному долгу. Партия и Советское государ-
ство ведут большую идеологическую работу
в целях ликвидации пережитков капитализ-
ма в сознании. людей, в целях повышения
идейного уровня советского народа, строя-
щего коммунистическое общество. .

Советская идеология, овладевшая сознани-
ем советского народа, является могучей си-
лой строительства коммунизма. Она служит
идейным источником гигантской творческой
энергии советских людей, порождает социа-
листическое соревнование, массовое новатор-
ство, что ускоряет движение нашего об-
щества к коммунизму, Советская идеология
оказывает большое влияние на развитие ма-
териальной основы, на развитие социалисти-
ческого базиса.

Таким образом, в условиях социализма, где
жизнь сознательно строится людьми в еоот-
ветствии с познанными законами, резко воз-
растает активность надстройки, ее влияние
на развитие базиса. Организующей силой. со-
циалистического общества являются больше-
вистская партия и Советское государство.

EE NO! OES ОС

до было оживить беседу... но пропагандист
продолжал излагать материал попрежнему».
Спрашивается, почему же внимание слушате-
лей стало ослабевать, если пропагандист, как
пишет автор, излагал материал и обстоятель-
но и убедительно, и что надо понимать под
словом «попрежнему»? Затем автор пишет:
«На недостаточно высоком идейном и методи-
ческом уровне прошел и второй чае занятий...
Тов. Филимонов не сделал обобщений и вы-
водов. Остались слабо освещенными причины
отсталости царской России и борьба рабочего
класса за свое освобождение». Вот что, ока-
зывается, скрывается под словом «попрежнс-
му». Но в таком случае. конец статьи всту-
пает в явное противоречие с ее началом. При
этом оказывается, что т. Филимонов руково-
дил занятием политшколы, которая в статье
все время почему-то называется кружком,
Возьмем другую заметку под названием
«Устранить недостатки». В 45 строках автор
умудрился рассказать о занятиях в двух
кружках и в одной политшколе. О занятиях
в политшколе на одной фабрике автор пи-
шет: «Хорошо прошло занятие в политшко-
ле, которой руководит ‘пропагандист Мур-
	советский ‘народ идет вперед, к комму-   ЛИ, исключая трех товарищей, работающих
низму. во второй смене». Вот и все, что сказала
А. СОБОЛЕВ. газета об этом занятии.
	Правильно освещать вопросы
	партийного
	просвещ

ен

ИЯ
	Редакция‘ газеты «Брянский рабочий» в
№ 198 от 6 октября передовую статью и почти
всю вторую страницу поевятила итогам пер-
вого дня нового учебного года в сети партий-
ного просвещения. Это следует всячески при-
ветствовать. Дать правильный анализ работы
кружков, политшкол, показать положитель-
ное в их работе, вскрыть недостатки и ука-
зать меры к их устранению - все это весьма
важно, особенно в начале учебного года.

К сожалению, материалы, опубликованные
в газете, ке отвечают этим требованиям. Ра-
бота кружков и школ партийного просвеще-
ния освещена в них поверхностно, а подчас
и ошибочно. В статьях встречаются общие
фразы: «Занятия прошли на низком идейном
и методическом уровне», «Занятие прошло
интересно» и т. д. Однако это никак не пока-
зано на примерах и поэтому никого ничему
не учит и ни в чем не убеждает. В отдельных
случаях редакция газеты даже не разобра-
лась, что хорошо и что плохо; она расхвали-
вает то, что не заслуживает похвалы.

Вот, например, как выглядит статья
«В кружке пропагандиста Филимонова» — о
первом занятии кружка при парторганизации
треста «Брянскстрой». Автор статьи Б. Алек-
сеев пишет: «Шесть часов вечера. Про-
сторная комната заполняется людьми... Вхо-
дит пропагандист т. Филимонов!.. Тов. Фили-
монов обстоятельно рассказывает о тяжелой
жизни рабочих и крестьян при крепостном.
праве, анализирует причины, заставившие
‚Царское правительство отменить его, убеди-
тельно показывает, что и после реформы
жизнь рабочих и крестьян не улучшилась».
После этого автор статьи вдруг сообщает. что
	‚внимание слушателей стало ослабевать; «на-
	В статье под названием «Хорошее на-
чало» (автор Л. Аркадьев) редакция. сде-
лала попытку подробного бписания перво-
го занятия кружка по изучению истории пар-
тии повышенного типа, которым руководит
т. Клепиков. Но и эта статья неудовлетвори-
тельно освещает занятие кружка, Как
известно, в учебном плане на первом ввод-
ном занятии кружка рекомендуется провести
лекцию на тему «История ВКП(б) - марк-
сизм-ленинизм в действии». Судя же по опи-
санию автора статьи, руководитель кружка
в течение первого часа занятия разрешил
‘все организационные вопросы и «успел еде-
лать небольшую вводную к теме занятия»,
Как же прошло самое занятие?

Автор повествует:
	«Второй час занятий, Пропагандист предла-
гает слушателям записать план рассказа,

— Все записали? — спрашивает т. Клепиков.

- Boe,

— Приступим к безеле».
	И далее дается подробное ‚описание бесе-
ды, из которого нетрудно заключить, что эта
беседа была мало похожа на занятие круж-
ка повышенного типа. Беседа свелась к одно-
сложным вопросам и ответам,

Быдавая такое занятие за «хорошее нача“
^о», редакция газеты фактически ориенти-
рует пропагандистов на неправильный и
давно осужденный вопросно-ответный метод,
Да и где это принято, чтобы пропагандист,
не ‘успев закончить свой рассказ, тут Ke Ha
чал проводить по этой теме беседу, вместо
того чтобы сделать’ обстоятельное вводное
слово и затем дать необходимые указания,
как работать над первоисточниками.

В передовой статье «Первые дни партийной
учебы» имеется’ такое’ место: «Пропагандиет
Клепиков заблаговременно подготовил геогра-
фические карты и другие учебно-наглядные
пособия». Позволительно спросить редакцию
газеты «Брянский рабочий», для чего т. Кле-
тикову потребовались географические карты,
когда он проводил занятие по теме «История
BEIT(6) — марксизм-ленинизм в действии».
В этой же статье редакция призывает: «Из не
достатков первых дней партийной ‘учебы в гб-
роде должны извлечь уроки сельские партий-
ные организации». Странно! Но почему же
только сельские партийные организации,
разве это не касается городских партийных
организаций? Эти факты говорят о том, что
редакция газеты «Брянский рабочий» не вии-
кает глубоко в содержание работы школ и
кружков партийного просвещения и не заду-
мывается над публикуемыми материалами,
При освещении вопросов партийной учебы
она обычно оперирует дежурными, одна Ha
другую похожими фразами: «организованно
начать», «организованно приступить», «при-
нять необходимые меры».

Надо полагать, что редакция «Брянского
рабочего» и отдел ‘пропаганды и агитации
Брянского обкома партии решительно yaytT
стат освещение вопросов партийного просв
щения на страницах газеты.