_ 21 октября 1950 г., № 29 (157)
	Изучать и распространять опыт
политической агитации

о а ВА «2. eM. 8
	ский райком ВКП(б) и партийные органи-
зации еще слабо направляют политическую
агитацию на борьбу за экономию сырья,
материалов. Лишь 6 проц. рабочих промыш
ленных предприятий района активно вклю-
чились в социалистическое соревнование за
комплексную экономию материалов и сырья,

На ряде предприятий и в учреждениях
района агитационная работа зачастую сво-
дится лишь к читке газет, которая к.тому
же как следует не организована. В основном
читается только информационный материал
о событиях за рубежом. Политические
статьи, материалы, освещающие жизнь на-
шей страны, остаются без внимания. Неко-
торые агитаторы не готовятся к беседам и во
время читки газет не могут дать правиль-
ного разъяснения порой даже по самым  эле-
ментарным вопросам. На заводе  «Сталь-
мост» до сих пор не изжиты случам нару-
шения трудовой дисциплины, а агитколлек-
тив проходит мимо этого, забывая о том, что
агитировать — это значит воздействовать на
людей методом убеждения, воспитывать их,
бороться за высокую дисциплину на пред-
приятии. В цехах завода «Компрессор» ма-
ло проводится бесед о недостатках производ=
ства, о борьбе с браком, об освоении новой
техники. :

Секретари и заведующие отделами райко-
ма ВКП(б), работники исполкома, секретари
парторганизаций и хозяйственные руководи-
тели района редко выступают с политически-
ми беседами и докладами перед рабочими.
На заводе «Фрезер» директор т. Жильцов,
секретарь парторганизации т. Ширяев, пред-
седатель завкома т. Соколов в этом году ни
разу не выступали с политическими докла-
дами перед рабочими. Бывая в цехах, они не
беседуют © рабочими, не ‘интересуются со-
стоянием агитационной работы, .

‘Нет еще. должного размаха в работе с на-
селением по месту‘ жительства в связи с пред-
стоящими выборами в местные Советы. Рай-
ком ВКП(б) и партийная организация не
закрепили успехов агитационно-массовой ра-
боты, достигнутых во время выборов в Вер-
ховный Совет СССР. Ряд партийных opra-
низаций района допускает медлительность
в развертывании агитационной работы. На
заводе «Фрезер» до сих пор не утверждены
агитаторы, более половины агитаторов еще
не провели среди избирателей ни одной бе-
седы. Агитационная работа среди рабочих,
проживающих в общежитиях, проводится от
случая к случаю.

Одной из причин низкого уровня массово-
политической агитации на ряде предприя-
тий района является слабое руководство
агитколлективами со стороны райкома
ВКП(б). Некоторые секретари парткомов и
партбюро самоустранились от руководства
агитаторами, не проявляют должной заботы
о подборе и воспитании агитаторов.

Партийные кабинеты райкома ВКП(б) и
крупных предприятий и учреждений слабо
помогают руководителям агитколлективов и
агитаторам в подборе литературы, в обеспе-
	‚ чении наглядными пособиями, в получении
	квалифицированной консультации. Нередко
агитаторы предприятий и учреждений пред-
оставлены самим себе, работают без’ руко-
водетва, по своему усмотрению. Это приво-
дит к низкому качеству проводимых бесед.
Так, например, агитатор т. Сигельман в те-
чение получасовой беседы умудрился затро-
нуть следующие вопросы: обзор важнейших
событий на международной арене за неде-
	лю, празднование Дня Боенно-Морского Фло-.
	та в СССР, П-летие прибалтийских совет-
ских республик, план развития народного
хозяйства Польши, события в Корее. Беседа,
конечно, получилась очень поверхностной.

Среди многотысячной армии агитаторов
района имеется много товарищей, которые
приобрели значительный опыт политиче-
ской агитации. Об опыте работы таких’ аги-
таторов следовало бы рассказать во всех
	агитколлективах предприятий. Но это не сде-
	лано,

‚МГК. ВКЦб) недавно обсудил отчет сек-

petapa райкома партии т. Орлова «О со-
стоянии агитационно-массовой работы на
предприятиях и среди населения Калинин-
ского района» и обязал райком и первичные
парторганизации устранить имеющиеся не-
достатки в организации массовой. полити-
ческой агитации в районе.
	Проявлять больше заботы о расширении
и повышении уровня политической агита-
ции, изучать и распространять ценный опыт,
накопленный в этом деле на предприятиях, —
долг каждой партийной организации.
	В. BACKAKOS.
Инструктор МГК ВКП(б).
		Калининский район является одним из
промышленных районов ‘столицы. Многие
партийные организации предприятий райо-
на понимают всю важность политической
агитации и ведут ее систематически, живо
интересно, добиваясь тем самым большой ее
действенности. В политической агитации
проводимой партийными организациями
Калининского района Москвы, имеется не-
мало хороших образцов. Положительный
опыт организации  массово-политической
работы накопили партийные организации за-
вода «Нефтегаз» и Прожекторного завода. *

Для агитаторов завода «Нефтегаз» органи-
зуются лекции, проводятся беседы об опыте

новаторов производства Н. Российского,

А. Чутких, Л. Корабельниковой, eb, Кузне-
цова, инженера Ф. Ковалева. На занятиях
агитколлектива регулярно выступают руко-
водящие партийные, хозяйственные и инже-
нерно-технические работники завода. Пар-
тийная организация расширяет состав агит-
коллектива, пополняет его ряды за счет
коммунистов и беспартийных рабочих, ин-

теллигенции. Партийноё бюро часто обсуж-.

дает вопросы о состоянии агитации в цехах
и отделах, предъявляет повышенные требо-
вания к уровню подготовки. агитаторов и
качеству проводимых ими бесед и докладов.
‚ Все это, естественно, способствует более эф-

фективной постановке политической агитации -

на заводе. Агитколлектив, несомненно, имеет
свою долю заслуги в том, что завод «Нефте-

газ» из месяца в месяц улучшает производ-_

ственно-экономические показатели своей ра-
боты. .

На Прожекторном заводе политическая
агитация в цехах ведется по сменам, участ-
кам, бригадам с учетом запросов различных
групп рабочих. Наряду с общими темами
партийное бюро завода обеспечивает прове-
дение бесед и докладов специально для мо-
лодежи, например, «О коммунистическом от-
ношении к труду» «О повышении . обще-
образовательной подготовки молодежи» и
др. Хороший опыт воспитательной работы
среди молодежи накопили агитаторы генера-
торного цеха и среди них начальник цеха
т. Дургарьян, который ежедневно проводит
беседы с молодыми рабочими.

В настоящее время. в районе разверты“
вается агитационная работа в связи с пред-
стоящими выборами в местные Советы. Уже
начали работать 30 агитпунктов. Для прове-
дения политической работы среди населения
в партийных организациях подобраны и
утверждены 3.350 агитаторов. Для заведую-
щих агитпунктами при райкоме партии соз-
дан постоянно действующий семинар. В по-
мощь агитаторам для проведения бесед с
избирателями организуются доклады; лекции.

Партийная организация завода «Пласт-
масс» подобрала и закрепила для работы с
населением. 96 агитаторов, большинство ко-
торых уже приступило к работе. Большой
авторитет среди избирателей завоевали аги-
таторы: лучший стахановец завода слесарь
коммунист т. Вахмистров, бригадир Komco-
мольско-молодежной бригады т. Хромченко,
машинист т. Андреев, беспартийный инже-
нер т. Карочкин,

Все это, несомненно, говорит о том, что
в районе во многих парторганизациях на-
коплен ценный опыт массово-политической
агитации. Но, к сожалению, отдел пропаган-
ды и агитации райкома ВКП(б) мало зани-
мается систематическим обобщением и рас-
пространением положительного опыта мас-
сово-политической работы в районе. И по-
этому, наряду. со многими фактами хорошей
работы, в целом размах и идейный уровень
политической агитации на предприятиях, в
учреждениях района и особенно по месту
жительства населения далеко не отвечают
задачам дня. ,

Среди значительной части рабочих и слу-
жащих района агитационно-массовая рабо-
та ведется слабо, не систематически. Напри-
мер, на заводах «Фрезер», «Стальмост»,
Карачаровском — деревообделочном комби-
нате на беседах и докладах присутствует
лишь 25—40 проц. рабочих и служащих.

Слабо увязывается в районе массово-поли-

тическая агитация с борьбой за коллек-
тивную стахановскую работу. Коллектив .за-
вода «Фрезер» взял обязательство стать
предприятием коллективного стахановского
труда. Однако это не находит своего отра-
жения в агитационной работе партийной ор-
ганизации завода. Карачаровский деревооб-
делочный комбинат систематически не вы-
полняет государственных планов, в произ-
волство плохо внедряется ‹ механизация,
имеющееся оборудование. часто простаивает,
однако агитаторы в своих беседах не уде-
ляют внимания этим вопросам. Калинин-
		Большого meampa
	(девушки у Хованского), они являются ос-
новой музыкальной драматургии оперы. В
многоплановых и динамичных сценах на
Красной площади, когда перед глазами слу-
шателя развертывается картина многообраз-
ной и насыщенной жизни различных народ»
ных групп, композитор демонстрирует бле-
стящее мастерство хоровой полифонии. Вс6-
гда органично связанные с действием, выра-
жающие это действие, хоры Мусоргского тре
буют особенно серьезной работы, и надо ска
зать, что хоровой коллектив театра и его ру-
	ководители справились с этой задачей.
	Большое впечатление производят декора-
ции художника ‹Ф. Федоровского. Художник
сумел мастерски воссоздать гигантские мас-
штабы, «атмосферу» Красной площади того
времени и вместе с тем тонко передать сум-
рачный колорит последней лесной сцены У
раскольничьего скита. Лишь в некоторых
картинах, например в стрелецкой слободе;
художник, на наш взгляд, слишком увлекся
«масштабностью» декораций и «перегрузил»
в этом отношении обстановку сцены.
	В новой постановке «Хованщины» заняты
как группа выдающихся мастеров-вокалистов
театра, так и новые для театра исполнители.
Прежде всего хочется отметить исполнителя
роли Хованского — артиста А. Кривченю, не-
давно вступившего в труппу театра. Крив-
ченя создает цельный и сочный образ Хован-
ского, раскрывая в нем все типичные черты
реакционного боярства, самодовольного и
ограниченного, хитрого и пока еше мотщно-
го, упрямо пепляющегося за власть. -
	Наиболее законченным в спектакле являет-
ся образ Досифея в исполнении народного
артиста’ СССР М. Рейзена. Не первый раз
появляется перед нами в исполнении этого
большого артиста властный облик монаха,
мягкого в движениях, упрямого в действиях
И тем труднее было Рейзену, создавшему
этот образ; переосмыслить его`в связи с но-
вым замыслом постановки. Пусть это не всс-
гда еще ему удается, но все же мы не можем
не заметить новое в его трактовке — отход от
прежней ‘идеализации образа вожака paé-
кольников, стремление раскрыть в нем ‘и
другую его сторону-—фанатичную ненависть
ко всему новому, боярскую «закваску», не из-
житую в монашестве и ролнящую его с дру-
гими участниками заговора.

Среди других исполнителей этой роли сле
дует выделить совсем еще юного`А. Огнивце-
ва, который; учитывая его первый дебют,
продемонстрировал. выдающиеся вокальные
и сценические ‘данные.

Различны образы Марфы, созданные за-
служенными артистками М. Максаковой и
В. Давыдовой. Марфа в исполнении М. Макса-
ковой прежде всего — яркий сценический ob
раз: ее походка, все ее движения хорошо про-
думаны и закончены; разнообразно в вокаль-
ном отношении М. Максакова умеет передать
развитие содержания в песне «Исходила
младешенька». Насыщенный, драматический
голос В. Давыдовой позволяет ей убедительно
раскрыть почти всю вокальную партию Мар-
фы, Меньше убеждает созданный ею сцени-
ческий образ раскольницы, в котором недо-
стает внутренней силы и цельности,

“Трудная творческая задача стояла перед
народным артистом РСФСР А. Ивановым и
артистом П. Селивановым — исполнителями
противоречивой роли Шакловитого. Мрач-
ный, порой зловещий ‘облик Шакловитого,
этого героя-одиночки, никак не вяжется ©
его знаменитой арией в стрелецком ‘гнезде
об исторических судьбах Руси. Исполнитё-
ли, в особенности А, Иванов, создали запо-
минающийся образ. Но неё следовало ли ре-
жиссеру и исполнителям придать этому об-
разу все же большую «однозначность» и оп-
ределенность трактовки?

Выразительно поет небольшую, но драма-
тическую партию Голицына Г. Нэлепп.

Пластична и изящна в образе юной персид-
ки М. Плисецкая. Нельзя также не отметить
сочную, жанровую фигуру подьячего, создан-
ную артистом А. Перегудовым: удачен в во-
кальном отношении и эпизодический образ
Зммы_ в исполнении Е. Смоленской.

Приступая к сочинению «Хованщины», My-
соргский писал: «Бодро, до дерзости смот-
рим мы в дальнюю музыкальную даль, что
нас манит. к себе, и не страшен суд...» С тех
пор прошло 75 лет. Произведение великого
русского музыканта имеет уже большую сце-
ническую историю.

Постановки советского театра более всего

приближаются к авторскому замыслу, ибо. в
них впервые народ — этот подлинный герой
музыкальных драм Мусоргского — становится
п центре спектакля.
_ Советский народ с большим интересом всс-
принимает оперы М. Мусоргского, восхищаясь
великим гением русского музыкального
искусства.

«доваищина»
Большой театр Союза ССР поставил народ-

ну! музыкальную ‘драму М. Мусоргского
«Хованщина». Репертуар театра обогатился
	еще одним капитальным произведением рус-
ской классики.
	После постановки «Бориса Годунова» обра-
щение театра ко второй капитальной опере
Мусоргского было вполне естественным. Глу-
бокое содержание, грандиозный охват истори-
ческих событий, центральный герой оперы —
	народ — все эти характерные черты оперной.
	драматургии Мусоргского выделяют ее среди
всей мировой оперной классики, Необычай-
	оные музыкальные богатства «Хованшины»,
	Ce органическая связь с народным мелосом
делают эту оперу особенно ценной для на-
шего современного слушателя.

Мусоргский не случайно обращался к пе-
реломным периодам истории русского наро-
да. Ибо именно в эти горячие и`беспокойные
дни, когда народные чувства «выходили из
берегов», особенно рельефно вырисовывались
различные слои народа, их социальные осо-
бенности и сложные взаимоотношения друг с
другом. Мусоргского увлекали эти события, и
свойственный им. накал могучих народных
страстей давал безграничные возможности
	‘для изображения их средствами оперной дра-
	ргии.
	на сцене
	каномерное становление и победу новой си-
лы петровской Руси. Могучая реалистиче-
ская мощь «Хованщины» Мусоргского заклю-
чена именно в этом. Нельзя‘ утверждать, что
на стороне петровцев были весе симпатии
автора. Мусоргский отнюдь неё идеализиро-
вал Петра. И это нашло свое отражение в
опере. Однако показательна та последова-
тельность и убедительность, с которой компо-
зитор утверждает эту силу, правдиво пока-
зывая развитие нового, прогрессивного
начала.

К сожалению, традиции исполнения «Хо-
ваншины» во многом искажали ведущую
идею прбизведения. Многое был вынужден
переместить или вовсе исключить из оперы
Римский-Корсаков при подготовке ее для
«императорской» сцены. Участие в исполне-
нии «Хованшины» Шаляпина во многом спо-
собствовало сценическому обогащению этого
произведения. Но творческая индивидуаль-
ность гениального` актера, стрэстное увлече-
ние им образом вожака раскольников Доси-
фея повели к тому, что именно этот образ с
его легкой руки оказалея в центре оперы и
трактовка его сделалась идеализированной,
во многом He соответствующей авторскому
замыслу. Набрасывая план последыей кар-
тины оперы, Мусоргский не случайно писал
Стасову: «Раскольничий вой будет прекрас-
ным контрастом петровской теме».

Большой театр поступил безусловБко пра-
вильно, пытаясь восстановить авторский за-
мысел и максимально полноценно показать
основную идею оперы. В новой постановке
Досифей, оставаясь рельефным и ярким об-
разом, перестал быть главным героем оперы.
Постановшики оперы (дирижер `народный
артист СССР Н. Голованов, режиссер заслу-
женный деятель искусств Л. Баратов) стре-
мились максимально выявить и показать в
спектакле петровцев — положительную силу
действия. Многое им удалось сделать; cae-
дует, быть может, только упрекнуть их в не-
которой однообразности решения задачи.
Образ петровцев сценически представлен
лишь в парадном прохождении роты «потеш-
ных». Эффектное и по существу необходимое
появление Петра на Красной площади, вве-
денное постановщиками, в принципе не вы-
зывает возражений. Но оно создало два окон-
чания, две кульминации оперы. После того
как картиной появления Петра в ТУ акте
как бы завершается положительная драма-
тическая линия оперы, в финале дается эф-
фектная зрелищная картина самосожжения
раскольников, являющаяея как бы второй
драматической вершиной оперы. Это выгля-
дит неестественным, не соответствующим
правильному замыслу постановщиков.
	Более серьезное возражение вызывает о6-
ший колорит первого акта спектакля. Как
известно, композитор представляет зрителю
три массовые силы — стрельцов, раскольни-
ков и московский пришлый люд. Последние
играют болыпую смысловую роль как един-
ственная сила в опере, по всем данным поло-
жительно относящаяся к Петру. Очевидно,
не случайно именно эту группу Мусоргский
показывает в пёрвом акте наиболее активно
(разрушение будки польячего), именно ей он
поручает высказывание своих авторских
мыслей скорби о неурядицах и’ мрачной
жизни на Руси. Однако постановщики не
решились восстановить эту сцену, так же
как и не ввели в ПП действие оперы значи-
тельную по смыслу песню Кузьки © хором
о сплетне и сыске. Исполнение этих сцен
только: помогло: бы постановщикам полноцен-
нее раскрыть замысел Мусоргского.
	Дирижер ‘театра Н. Голованов и  режис-
сер Л. Баратов использовали все свое
мастерство и опыт, чтобы передать гранди-
озные масштабы народной драмы Мусорг-
ского. Удачно решены массовые сцены на
Красной площади и в стрелецкой слободе;
спорной является лишь трактовка постанов-
щиками финальной молитвы стрельцов, как
трагической народной спены. Оркестровый
коллектив Большого театра сумел раскрыть
перед слушателём ослепительную красоту
музыкальных жемчужин «Хованщины».

Работа Н; Голованова над новой  музы-
кальной редакцией оперы в целом себя бе-
зусловно оправдала: опера идет в хорошем,
динамичном темне, слушатель совершенно
не ощущает некоторой растянутости, евой-
ственной этой опере, преобладающих в ней
излишне замедленных темпов. Лишь иногда
кажутся неоправданными подвижные темпы
(например, в сцене с пастором), усиленные
динамические оттенки и излишне «цвети-
стая» инструментовка (челеста, колокольчи-
ки, малый барабан).

Значительная работа была проведена хор-
мейстером театра М. Шориным. В опере бо-
лее десяти хоров. Многие из них основаны
на подлинных народных песнях. То могучие
и буйные (стрельцы), то лирически нежные

В «Хованщине» Мусоргский отчетливо по-
казывает исторически прогрессивную силу
той эпохи, он видит ее в образе новой, пет-
ровской Руси. Не елучайно поэтому народ-
ные сцены протеста и скорби по поводу сму-
ты и. неурядиц на Руси (сцена московских
пришлых людей, симпатизирующих Петру)
«завязывают», начинают действие оперы. Од-
ной из главных мелодий оперы является за-
мечательная русская напевная тема, харак-
теризующая в опере петровцев; она служит
основной музыкальной мыслью увертюры
оперы — знаменитой музыкальной картины
рассвета на Москве-реке, символизирующей
пробуждение Руси.

И тем не менее сложность постановки опе-
ры «Хованщина» заключается в том, что но-
вые, прогрессивные силы обобщены главным
образом в музыке, а почти все ецаническое
	деиствие оперы посвящено изображению co-
	бытий, совершающихся в противоположном
лагере, среди реакционных сил (Хованекий,
Досифей, Голицын).
	Стремясь правдиво показать в своей опере
	только общую линию борьбы между прогрес-
сивными и консервативными силами на Ру-
си в конце ХУП столетия, Мусоргский не
считает необходимым строго соблюдать исто-
рическую нпоследовательность всех изобра-
жаемых им событий, а в некоторых случаях
даже отступает от нее.

Специфика драматургии потребовала от
композитора объединения в едином заговорё
различных групп, выступавших против Tler
ра в разное время восьмидесятых и девяно-
стых годов ХУП века; раскольников (Доси-
фей), реакционного боярства и стрельцов (Хо-
ванский), новых боярских кругов, видевших
«спасение» России в слепом подражании. ев-
ропейским королям (Голицын). Всех их объ-
единяла смертельная боязнь новых. порядков,
возникающих на Руси, желание жить. «по
старым книгам». Вместе с тем Мусоргский
сознавал различную социальную природу
каждой из этих групп. Муборгский ноказы-
вает драму народных масс, обманутых и за-
веденных ‘в тупик Хованским и Досифеем.

В тетради ‘записей Мусоргского перед сочи-
нением оперы (до сих пор не опубликован-
ных) мы встречаем много разнообразных за-
меток, выписок из книг по истории ХУП ве-
ка, исторических документов. Здесь мы нахо-
	`‘дим и записи 9 «новизне» Петра, и тёкст
	подлинного подметного письма о хованщине,
и факты о том, как «Голицын и Софья уже
тяготели к Европе», выписана подробная ‘ха-
рактеристика Голицына, вплоть’ до историче-
ского факта об «избытии» им. колдуна: и.т.д:

Как показывают эти. заметки, Мусоргский
сумел немало почерпнуть из прочитанного,
правильно оценить исторические факты.
Правда, обильный‘ фактический материал,
исторические образы и события необычайно
захватили композитора; увлекаясь ‘то’одним,
то другим, он много раз менял сюжетные
контуры будущей оперы, так, собственно, и
не найдя идеального. варианта. Все sro He
могло. не сказаться на известной драматур-
гической рыхлости произведения, противо-
речивости  некоторых 6го героев, например,
Досифея или, в особенности, Шакловитого.

‚И все же, несмотря на отдельные истори-
ческие отступления. и некоторую непоследо-
вательность и противоречивость в образах
героев, основная драматическая линия «Хо-
ванщины» совершенно ясна: Мусоргский от-
четливо и рельефно показывает неизбежную
т консервативных сил допетровской Ру-
си. подчеркивая тем самым исторически з2-
	В. Шпарлинского: «Ухудшение питания pado-
чего класса США» (№5 за 1950 г.). При этом
следует отметить, что обзор В. Шпарлинского
некритически воспроизводит апологетические
данные буржуазной. статистики о преслову-
том «американском образе жизни».

Товарищ Сталин. учит, что «никакая наука
не может развиваться и преуспевать без
борьбы мнений; без свободы критики». Ред-
коллегия журнала поступила правильно, ре
шив организовать ряд дискуссий по вопросам
советской экономики; Однако к их. проведё-
нию она отнеслась формально. Дискуссии на-
чинаются журналом без должной подготовки
и пускаются на самотек, в результате чего
они остаются незаконченными и не дают по-
ложительных результатов. Так, поместив в
№ 6 за 1949 г. статьи П. Метиславекого и
Д. Черномордика об эффективности капитало-
вложений, редколлегия на длительное время
забыла о них. Лишь через 5 месяцев в № 11
за 1949 г. была опубликована статья А. Емель-
янова «О методах определения эксномической
эффективности применения машин в совет-
ском хозяйстве», а еще через полгода - в
№ 4 за 1950 г.— статья Г. Левина «Вопросы
определения экономической целесообразности
проектных решений». Еще хуже обстоит дело
с дискуссией о методах разработки прогрес-
сивных норм. Опубликовав по этому вопросу
явно неудовлетворительную статью Л. То-
машпольского, редколлегия ничего не сдела-
ла для продолжения дискуссии. В таком же
стиле была «организована» дискуссия о пред-
мете и содержании отраслевых экономиче-
ских наук. Публикуя спорные статьи и остав-
ляя их без широкого обсуждения, журнал не
только не содействует развитию экономиче-
ской науки, но в ряде случаев запутывает
читателей. -

Редколлегия журнала «Вопросы экономи-
ви» не выполнила своего обещания. раешти-
рить авторский актив. Показательно, что Из
124 статей и рецензий, опубликованных в по-
следних двенадцати номерах журнала,
большинство написано штатными сотрудни-
ками редакции журнала и Института эконо-
мики.
	Журнал попрежнему недопустимо запазды-
вает с выходом.

В неудовлетворительном состоянии журнз-
ла «Вопросы экономики» повинна не только
редколлегия. Дирекция Института экономи-
ки, а также Бюро отделения экономики и
права Академии наук СССР не обеспечивают
должного руководства журналом.

Советская научная общественность впраЕе
требовать, чтобы журнал «Вопросы экономи-
ки» стал, наконец, боевым теоретическим ор-
ганом!
		Советский народ под руководством боль-
шевистской партии ‘успешно претворяет в
жизнь сталинскую программу строительства
коммунизма. В то время как капиталистиче-
ские страны все больше и больше вползают
в новый экономический кризис, народное хо-
зяйство СССР переживает ‹новый мощный
подъем — идет бурный рост производитель-
ных сил СССР, успешно выполняются планы
развития народного хозяйства, все шире раз-
вертывается преобразование природы, осу-
ществляются великие стройки коммунизма.

В этих условиях особенно большое значе-
ние имеет дальнейшее развитие марксистско-
ленинской экономической науки и овладение
ею нашими кадрами. Глубокое знание зако-
нов экономического развития общества, зако-
нов социалистической экономики дает воз-
можность нашим кадрам правильно руково-
дить хозяйством, полнее и лучше исполь-
зовать резервы производства для ускорения
темпов коммунистического строительства.

Большую роль в решении этих задач при-
звана играть наша печать, в частности жур-
нал «Вопросы экономики». Журнал должен
всесторонне освещать и обобщать практику
коммунистического строительства, разраба-
тывать вопросы политической экономии со-
циализма и развития отдельных отраслей на-
шего народного хозяйства, давать глубокий
анализ экономики современного капитализма,
вести непримиримую борьбу со всякого рода
извращениями марксистско-ленинской эко-
номической науки. К сожалению, журнал
«Вопросы экономики» плохо справляется с
этими задачами. .

Более года тому назад в центральной печа-
ти отмечались серьезные недостатки журна-
ла «Вопросы. экономики». Критика способ-
ствовала некоторому улучшению работы жур-
нала. За. последний год журнал стал полнее
освещать вопросы советской экономики. Жур-
нал опубликовал критические выступления,
направленные против апологетов капитализ-
ма, и ряд рецензий на ошибочные работы.
Однако решительной перестройки журнала
«Вопросы экономики» не произошло.

Журнал «Вопросы экономики» попрежнему
уклоняется от разработки вопросов полити-
ческой экономии социализма. Дело ограничи-
вается публикацией по этим вопросам общих
пропагандистских статей (статьи К. Острови-
тянова, А. Ляпина, Н. Масловой и др.). Kyp-
нал не дает глубокого освещения путей посте-
пенного перехода от социализма к коммуниз-
му.

На страницах журнала находят отражение
не все выходящие в свет тома Сочинений
В. И. Ленина и И. В. Сталина. Журнал
никак не откликнулся на новое издание
«Капитала» К. Маркса — этой основы основ
марксистско-ленинской политической эконо-
		За боевой экономический журнал
	Плохо освещаются в журнале вопросы эко-
номики стран народной демократии. Журнал
опубликовал поверхностный обзор хозяй-
ственных достижений Венгрии в Ne. 1] 3a
1949 г. Такие важнейшие темы, как инду-
стриализация в странах народной демо-
кратии, вопросы планирования народного хо-
зяйства, значение экономических связей
с Советским Союзом для социалистического
развития стран народной демократии и дру-
гие, до сих пор остаются вне поля зрения
журнала.

Журнал попрежнему неудовлетворительно
освещает вопросы империализма и общего
кризиса капитализма, борьбу прогреесивного
человечества против империализма, за мир,
демократию и сопиализм. На эти темы печа-
тается немало статей. Однако многие из них
написаны на низком теоретическом уровне.
Это относится, в частности, к статье Гри-
горьева в № 11 за 1949 г. Некоторые статьи не
имеют прямого отношения к тематике жур-
нала. (Например, статья А. Валуйского «К
итогам «выборов» в Турции» в № Т за 1950 г.).
В статье Ю. Клеманова, опубликованной в
№ Т за 1950 г., не показана борьба австрий-
ских трудящихся во главе с рабочим классом
за национальную независимость Австрии,
против империализма. Нельзя признать удо-
влетворительными статьи А.  Шнеерсона
о кризисах капиталистической системы ми-
рового хозяйства’ (№ 1 за 1950 г) и
«Борьба демократического лагеря за мир»
(№ 5 за 1950 г.). Статьи не разоблачают пре-
дательскую роль правых социалистов как
рьяных подручных американского империа-
лизма в деле разжигания новой ‘мировой
войны.
	О нарастании очередного экономического
кризиса в капиталистических странах поме-
	жены лишь один поверхностный обзор (№ 9.
	за 1949 г.) и ответ на вопрос читателя о на-
зревании аграрного кризиса (№ 2 за 1950 г.),
в которых совершенно He показано, как
империалисты в поисках выхода из кризиса
стремятся разжечь новую мировую войну,
усиливают эксплуатацию трудящихся, форси-
руют гонку вооружений.
	Журнал недостаточно освещает положение
и борьбу рабочего класса и трудящегося кре-
стьянства в капиталистических странах. В
последних двенадцати номерах журнала по-
ложению рабочего класса в капиталистиче-
ских странах посвящены всего лишь две
статьи — статья А. Шапиро «Рост безработи-
цы в капиталистических странах в послево-
енный период» (№ 9 за 1949 г.) и обзор
		 Груды И. В. Сталина по вопросам языко-
знания имеют огромное значение для всей
марксистеко-ленинской науки. Гениальные
сталинские положения о творческом харак-
тере марксизма, о базисе и надстройке, о
связи надстройки с производством, об осо-
бенностях перехода от старого качества к
новому в Условиях диктатуры пролетариата
и другие требуют глубокого ‘осмысливания
и освещения. Между тем редколлегия жур-
нала «Вопросы экономики» посвятила рабо-
там товарища Сталина лишь одну общую
передовую статью «За творческое развитие
экономической науки» (№ Т, 1950 г.). В этой
статье редакция дала произвольное изложе-
ние важного текста, выбросив по своему
усмотрению из нёго ‘отдельные слова, и тем
самым не точно передала его смысл, ,
	Товарищ Сталин учит, что подлинная наука
должна быть неразрывно связана се практи-
кой, с ОПЫТОМ: «необходимо, чтобы теоретиче-
ская работа не только поспевала за практи-
ческой, но и опережала ее, вооружая наших
практиков в их борьбе за победу социализма»
(Соч., том 12, стр. 142). Журнал «Вопросы эко-
номики» предпринял некоторые шаги в деле
установления связи с производством. Редкол-
легия журнала провела совещание с предета-
вителями крупнейших московских предприя-
тий по анализу внутрипроизводственных ре-
зервов. Она стала привлекать к, участию в
журнале отдельных заводских работников,
оевешаютщих в своих статьях практический
опыт по выявлению и мобилизации внутри-
производственных резервов, ускорению оборз-
чиваемости оборотных средств и некоторым
другим вопросам советской ‘экономики. Но
наряду с этим хорошим опытом редколлегия
журнала публикует по вопросам конкретной
экономики поверхностные обзоры, сделанные
лишь по материалам центральных и местных
газет (Ш, Розенфельд «Движение за отличное
качество продукции» в № 8 за 1949 г.,
М. Этаитейн «Социалистическое соревнование
за комплексную экономию» в № 7 за 1950 г.
и др.).

В журнале не нашла должного отражения
борьба трудящихся нашей страны за лучшее
использование производственных мошно-
стей и снижение себестоимости, за образцо-
вое социалистическое предприятие, за со-
дружество работников науки и производ-
ства, за научное обобтиение методов работы
стахановиев и др. Журнал не дал глубокого
	теоретического анализа итогов выполнения Г
	народнохозяйственного плана за 1949 год и
за 1-Ш кварталы 1950 года.
	Особенно неудовлетворительно ‚освещаются
на страницах журнала проблемы ‘социалисти-
ческого сельского хозяйства. ’ Допустив
серьезные ошибки в освещении вопросов
организации и оплаты труда в колхозах
(см. рецензию Д. Колпакова в № 10 за
1949 т.), редакция признала их с очень боль-
шим опозданием, поместив по этому поводу
небольшое подстрочное примечание в № Л
за 1950 r. (em. erp. 112). /

Журнал не раскрыл по-настоящему значе-
ния сталинского ‘плана преобразования при-
роды. По этому важнейшему вопросу был по-
мещен малоквалифицированный обзор А. Са-
вина, составленный по материалам газет и
журналов: (№ 1 за 1950 г.). Только в № 8 за
1950 г. была сделана попытка раскрыть эко-
номическое значение полезащитных лесона-
саждений (статья П. Васильева «Некоторые
вопросы эффективности полезащитного лесо-
разведения»). В журнале не получили долж-
ного теоретического освешения вопросы
организационно-хозяйственного укрепления
колхозов, актуальные задачи совхозного про-
изводства. Лишь в № 7 за 1950 г. журнал
опубликовал статью по вопросам укрупне-
вия колхозов, в которой рассматривается
значение укрупнения колхозов только для
развития животноводства,

Как правило, авторы статей, посвященных
социалистическому сельскому хозяйству,
оперируют устарелыми данными, не обобща-
ют новейший фактический материал. Так, в
статье А. Теряевой 0 социалистическом
соревновании в колхозах (№ 1 за 1950 г.)
приводятся, главным образом, цифры за дово-
енные годы. В этой статье слабо показано
социалистическое соревнование в колхозах
на современном этапе. В статье В. Венжера
«Ведущая роль машинно-тракторных стан-
ций в развитии колхозного сельского хозяй-
ства» (№ 5 за 1950 г.) допущена серьезная
ошибка. Автор дал группировку колхозов по
размерам пахотной земли без учета различ-
ных зон. и производственных направлений.
Объявляя колхозы с земельной площадью от
201 до 500 гектаров «средними», он утверж-
дает, что эти колхозы якобы могут «в основ-
ном успешно применять новейшую технику
сельскохозяйственного . производства» (стр.
48). У Венжера получается, будто проблема
укрупнения стоит лишь перед колхозами, в
которых размер одного поля в севообороте не
превышает 20 гектаров.

Журнал вовсе обходит актуальные вопросы
развития советской торговли, транспорта,
строительной индустрии и других важней-
ших отраслей народного хозяйства страны.