Лучше распространять
			Цирковое искусство
нового Китая
	В Москве проходят сейчас гастроли цирко-
вых артистов нового, демократического Ки-
тая. Советские зрители относятся с большим
интересом к китайскому искусству и, в част-
ности, к успехам китайского цирка, имеюще-
го многовековые традиции и крупных масте-
ров в разнообразных жанрах циркового
искусства.

Гастроли артистов пирка Китайской народ-
ной республики свидетельствуют о ярком и
глубоко самобытном характере их творческой
деятельности, о том, что в условиях свобод-
ного Китая их творческая мысль и изобрета-
тельность непрерывно растут и совершен-
ствуются. Руководитель ансамбля артистов
Дин Ли совместно с режиссером Ван Ди-пзы
создали яркий, интересный и своеобразный
цирковой спектакль, познакомивший совет-
ских зрителей с достижениями китайских
артистов как старшего, так и молодого поко-
ления,

Народность китайского ‘искусства, связь с
народными играми и увеселениями, с народ-
ным спортом выявляется в разнообразных
номерах: «Волчок» в исполнении артисток
Ван Куэй-ин и Ван Шу-ин, «Летающие копья»
под руководством артиста Ван Цин-юан,
«Эквилибристы с пагодой» из пиал в испол-
нении артистов Чэн Сяо-лин и Чэн Шао-лин,
«Игра с ‘обручами» под’ руководством арти-
ста Tyan Ю-хэ, в массовом номере — акроба-
тические соревнования и выжимание тяже-
стей. Эта связь с народвым. искусством, ©
народным спортом способствует творческому
обогащению китайского циркового искусства;
распгиряет его жанровые возможности, разви-
вает профессиональные способности и ма-
стерство артистов, позволяет выявлять моло-
дые силы исполнителей.

Разнообразие жанров и оригинальность но-
меров сочетаются с высоким мастерством
артистов, Об этом говорят такие номера уни-
кального характера, как «Жонглео с вазами»
Хао ПГу-ван, «Китайские турнисты» в испол-
нении артистов. Цао Пэн-фэй, Изо Гуй-фу; их
технически сложная. трюковая работа соче-
тается со смелыми творческими находками.
Об этом же свидетельствует работа велофигу-
ристов Цзин Е-цин, Цзин Шу-цин и Изин
Жу-цин, Разнообразные и оригинальные трю-
ки исполняются велофигуристами с артисти-
ческим блеском и профессиональным мастер-
ством высшего класса,

Отличительной чертой артистов китайского
цирка является простота исполнения даже ‘са-
мых сложных, ответственных трюков и естё-
ственность в поведении на аренё цирка.

Все это сближает артистов китайского пир-
ка с их советскими товарищами по искусству,
видящими главную особенность и силу
циркового искусства в его оптимизме, в его
кровной связи с жизнью народа, в то время
как упадочное буржуазное` цирковое  искус-
ство характеризуется отрывом от’ народного
начала, ‘бессодержательным  трюкачеством,
пошлым и безидейным развлекательством.

Успеху спектакля в значительной мере`епо-
собствует удачное музыкальное оформление
номеров и квалифицированное музыкальное
сопровождение оркестра Пекинского художе-
ственного театра (музыкальный руководитель
Лу Су, дирижер Ли Го-цюан). Музыка, сопро-
вождающая цирковое представление, коло-
ритна и. разнообразна. Симфонический ан-
самбль с исключительной стройностью и рит-
мичностью исполняет разнохарактерное ‘му-
зыкальное оформление, построенное на
народных китайских песнях, произведениях
современных китайских композиторов, о1-
рывках из национальной оперы и балета. Ко-
лоритна песня «Новая жизнь» композитора
Хо Лу-дина и его обработка монгольской
	народной. мелодии, которыми сопровождается
	работа. эквилибристов. с тарелочками, Очень
колоритное сопровождение сделано к хорео-
графическому этюду. Оно построено Ha
древнекитайской. мелодии «Красная заря за
рекой», сочиненной около тысячи лет назад.
Выступления артистов цирка Китайской
народной республики проходят в Москве с
большим. успехом. Советский зритель увидел
много интересного и своеобразного в народ-
ном циркором искусстве свободного Китая.
	’Заслуженный артист РСФСР Ю. ДУРОВ.
Заслуженный артист РСФСР В. ЖАНТО.
	СЕМИНАР РЕДАКТОРОВ
ГАЗЕТ
	Кировский обком партии провел трехднев-
ный семинар редакторов районных ‘и ‚много-
тиражных газет области. .

Участники семинара прослушали ряд тео-
ретических лекций, а также доклады на. те-
мы: «Роль районных и многотиражных га-
зет в улучшении  партийно-организационной
и  партийно-политической работы», «Роль
районных газет в организационно-хозяй-
ственном укреплении колхозов, в дёле пропа-
ганды и внедрения научных достижений и
передового опыта в колхозном производстве»

и др.
	Об одном спектакле и его оценке
в журнале « Геатр»
	ская природа. «экспрессивчого реализма»,
одним из теоретиков которого на Украине
был Курбас, давно разоблачена и разгромле-
на. Однако рецидивы его сохранились до на-
их дней. Характер принципиальных твор-
	ческих ошибок, допущенных М. Крушель-
ницким, Л. Дубовиком и В. Греченко в «За-
говоре обреченных», свидетельствует о том,
что за внеиней монументальностью и эмо-
цпиональной выразительностью «красивых»
театральных форм, как чужая тень, бродят
неизжитые рецидивы «экспрессивного pea-
лизма». :

Известно, что «курбасовщина»—это ypor-
ливое формалистическое детище украинско-
го буржуазного национализма и низкопо-
клонства перед Западом, давно разоблаченное
партией, — была попыткой оторвать увБраин-
ский театр от сзоего народа и увести его в
болото западноевропейского экспрессиониз-
ма с целью разорвать вековые нерушимые
связи между украинской ‘и`русской культу-
рой. . т

Обвинение театра имени Т. Шевченко в
«курбасовщине» по существу  зачеркивает
всю деятельность коллектива за 17 лет, про-
шедших после разоблачения и разгрома «кур-.
басовщины». Театр давно уже вышел из фор-
малистического тупика и ведет .плодотвор-
ную работу, руководствуясь методом социа-
листического реализма. Предъявляя ‘театру
имени Т. Шезченко необоснованное обвине-
ние в «курбасовшщине», Г. Осипов ни единым
словом не упоминает о тех серъезных твор-
ческих успехах, которые достигнуты теат-
ром в борьбе с формалистическим прош-
лым ‘и которые привели к тому, что в 1947 то-
HY советское правительство наградило кол-
лектив орденом Ленина за заслуги в деле
создания украинского советского театраль-
ного искусетва. Умолчал Г. Осипов’ и о том,
что творческий путь театра имени Т. Шев-
ченко тесным образом связан с советской
драматургией и; в частности, с постановками
пьёе крупнейшего советского украинского
драматурга‘ А. Корнейчука.

Недобросовестные, заушательские, дискре-
дитирующие коллектив театра имени  Т. Шев-
ченко политические обвинения Г. Осипова
не имеют ничего общего с принципиальной,
деловой доброжелательной советской крити-
кой, Они не помогают театру устранить недо-
статки, имеющиеся в его практической’ рабо-
те, мешают нормальной р ‘деятель
ности коллектива;

Глубокое недоумение вызывает позиция
редакции журнала «Тватр», опубликованшей
статью «Когда оптибается режиссер» без тща-
тельной . проверки предъявленных Харьков“
скому театру имени Т, Шевченко обвинений,
граничащих с клеветническим выпадсм.
		Мне. довелось ознакомиться с деятель-
ностью Харьковского украинского драмати-
ческого театра имени Т. Шевченко и посмот-
реть постановку пьесы Н. Вирты «Заговор
обреченных», выпущенную театром в 1949
году.

Обращение театра к этому боевому, поли-
тически острому произведению, убедительно
разоблачаюлщему подлый заговор врагов ми-
ра и свободы против народной демократии,
является весьма положительным фактом,

Коллектив театра имени Т. Шевченко‘с ус-
пехом показал за последние годы целый ряд
значительных спектаклей. Такие его поста-
новхи, ках «Генерал Ватутин», «Ярослав
Мудрый», получили высокую оценку совет-
ской общественности и были удостоены
Сталинских премий, что‘ является лучшим
свидетельством большой и плодотворной
деятельности театра имени Т. Шевченко.
	‚Вполне естественно, что харьковский зри-
тель ждал от театра яркого и правдивого
сценического воплощения пьесы Н. Вирты.
Однако эти ожидания во многом не оправ-
дались. Спектакль, поставленный режиссера-
ми ‚М. Крушельницким и Л. Дубовиком и
оформленный художником В. Греченко, ока-
зался ниже возможностей коллектива, спра-
ведливо имеющего репутацию одного из луч-
mux театров Советской Украины.

Несмотря на отдельные актерские удачи и
интересные режиссерские находки, спектакль
в целом не дал глубокого раскрытия важных
политических событий, изображенных авто-
ром пьесы. ‘Положительные персонажи
спектакля удались театру меньше, чем отри-
цательные, Не нашла в спектакле своего пол-
ноценного разрешения тема неодолимой мо-
щи народной демократии, перед которой
оказываются бессильными все происки аген-
туры англо-американского империализма. К
числу существенных’ недостатков спектакля
относитея его ‘условное, ‘стилизованное
оформление, мешающее исполнителям. вос-
создать жизненно правдивое сценическое
действие.

Спектакль «Заговор обреченных» подверг-
ся критике в статье Г. Осипова «Когда оши-
бается режиссер» (журнал «Teatp>, № 7 за
1950 г.).

Автор статьи правильно отметил ряд не-
достатков спектакля. Это, несомненно, ‘могло
оказать помощь театру в его творческой pa-
боте.

Но, ‘перейдя от конкретного разбора одного
спектакля к «выводам», к анализу творческо-
го направления. театра имени Т. Шевченко
в целом, Г. Осипов совершенно необоснован-
но и бездоказательно предъявляет коллек-
тиву серьезнейшие политические обвинения
в рецидивах формализма и «экепрессивного
реализма», Г. Осипов пишет: «Формалистиче-
	В областях, краях и республиках начинает“
ся подписка на газеты и журналы на 1951 год.
Эта важная политическая работа требует от
государственных и общественных организа-
ций серьезных усилий по четкому проведе-
нию подписки и полному удовлетворению ши-
рокого спроса трудящихся на советские пе-
риодические издания,

В коммунистическом воспитании и полити-
ческом просвещении трудящихся больше-
вистская печать играет огромную роль. Га-
зеты и журналы служат мощным орудием
пропаганды идей марксизма-ленинизма, ору-
дием организации масс, средством связи пар-
тии с миллионами трудящихея. Высокая
идейность и правдивость печатного больше-
вистского слова, наших книг, газет и журна-
лов завоевали им любовь и уважение со стб-
роны всего советского народа, а также чест-
ных людей во всем мире. Советская печать
в широких размерах проникает во все, даже
самые отдаленные районы страны. Благодаря
росту политического сознания трудящихся
и росту культуры народов СССР. в нашей
стране стало возможным издание книг, газет
и журналов на-119 языках; Газеты и журна-
лы издаются на языках всех народов Совет-
ского Союза и распространяются огромными
тиражами. 1
	В настоящее время в стране выпускается
7100 газет тиражом свыше 33 млн. экз. и сот-
ни журналов тиражом в несколько миллио-
нов экземпляров. Десятки и сотни газет и
журналов издаются в областях, краях и рес-
публиках. В Белорусской ССР выходит бо-
лее двухсот газет и журналов, разовый ти-
раж которых превышает миллион экземиля-
ров. Около сотни газет выпускается в Воро-
нежской области и свыше восьмидесяти — в
Ростовской. Общий ‘разовый тираж всех га-
зет, издающихся в Саратовской области, до-
стигает почти 280 тысяч экземпляров.
	Вместе с центральными газетами и журна-
лами местные периодические издания созда-
ют возможность почти полного обеспечения
населения периодической печатью. В Совет-
ском Союзе один экземпляр газеты прихо-
дится на 3—4 человека взрослого населения
и один экземпляр журнала на 13 человек.
Только сельские районы Сталинской области
Украинской ССР получают 144 тыс. экз. рес-
публиканских и областных газети свыше
55 тыс. экз. районных газет,

Несмотря на столь высокую насыщенность
городов и сел периодической печатью, спрос
на газеты и журналы со стороны, рабочих,
колхозников, советской интеллигенции из го-
да в год возрастает.
	Основной организацией, распространяющей
газеты и журналы среди населения Советско-
го Союза, является Союзпечать Министер-
ства связи СССР. „Большое количество
выпускаемых в стране газет и журналов. тре-
бует от Союзпечати ‘четкой работьг по рас>
пространению и! экспедированию периодиче-
ских изданий. ‘Однако органы Союзпечати
работу по распространению и доставке печа-
ти выполняют еще неудовлетворительно.
Союзпечать не сумела организовать свобод-
ную продажу газет и журналов в колхозах,
совхозах и машинно-тракторных станциях,
отдаленных от областных и районных цент-
ров. Даже во многих районных центрах и на
многих железнодорожных станциях не про-
изводится открытая продажа периодических
изданий. И в то же время некоторые газеты
и журналы Союзпечатью распространяются.
неполностью и до многих населенных пунк-
тов страны не доходят. В ряде областей и
республик городские и районные газеты, а
иногда и областные, распространяются по
подписке слабо, часть тиражей газет и жур-
налов, передаваемых редакциями для роз-
ничной продажи, из-за неповоротливости
торговой сети Союзпечати, не успевает во-
время попадать к читателям и нередко
остается в киосках непроданной. В отдель-
ных областях Белорусской ССР неполностью
распространяются тиражи республиканских,
областных и районных газет. В Минской
области республиканская газета «Звязда» в
первом полугодии’ этого года была реализова-
на только на 75 процентов, а молодежная га-
sera «Чырвоная змена» — всего лишь на 44 про-
цента, в то же время трудящиеся многих
населенных пунктов области имели большое
желание подписаться на эти газеты.

Неудовлетворительно также  распростра-
няется периодическая печать в Томской об-
ласти. Областная газета «Красное знамя» в
ряде районов области распространяется сла-
50. Тиражи районных газет в Верхне-Кет
ском, Каргасокском, Туганском, Шегарском и
других районах Томской области распростра-
няются всего на 60 процентов.

В работе по распространению газет и жур-
налов отделы Союзпечати в областях, кра-
	Постановкой пьесы Ш. Дадиани «Из
искры...» начал свою работу Московский дра-
матический театр им. А, С. Пушкина, возник»
ший на базе бывшего Камерного театра.
	Пьеса «Из искры...» посвящена одному из
	важнейших периодов революционной дея“
тельности товарища Сталина — его ‘работе
в Батуме в 1901—1902 гг. Образ И. В. Сталина
является центральным в пьесе.
	Первые картины пьесы вводят зрителя в
	‚ напряженную обстановку развертывающей-
ся революционной борьбы рабочих Батума.
 Рабочие с нетерпением ждут из Тифлиса чле-
	на комитета РСДРИ, который должен взять на
себя руководство рабочим движением в Бату-
ме. Это -- товарищ Сталин. Пьеса показывает,
как с первых же шагов деятельности
товарища Сталина в Батуме рабочие обрета-
ют в нем пламенного пропагандиста, умелого
организатора, подлинного руководителя масс,
последовательного ленинца. Несмотря на то,
что Коба (И. В. Сталин) моложе многих из
тех, кого он ведет на борьбу против. самодер-
жавия и капиталистов, авторитет его среди
трудящихся так огромен, что его единодушно
зовут: учитель.

И. В. Сталин создает в Батуме ленинско-
искровскую социал-демократическую органи-
зацию на началах пролетарского интерна-
ционализма. Под руководством! товарища
Сталина была организована и проведена из-
вестная политическая демонстрация батум-
ских рабочих, во главе которой он шел сам,

Обеспокоенное сильным подъемом борь-
бы батумских рабочих, царское прави-
тельбтво ‘начинает настоящую охоту за
молодым вождем рабочего класса. Верхуш-
ка меньшевистской банды, разоблаченной
И. В Сталиным, предательски наводит гу-
бернские власти на след товарища Сталина,
и за ним захлопываются двери батумской
тюрьмы. Но ив тюремной камере непоко-
лебимый ‘ленинец не прекращает борьбы.
Он организует протест против тюремного
режима, возглавляет отказ заключенных сле-
довать по этапу. Зритель видит Сталина в
ссылке, в глухой сибирской тайге, из кото-
рой он рвется на свободу, как плененный
орел. После бегства из ссылки И. В. Сталин
возвращается для. продолжения революцион-
ной работы на родной Кавказ. Радостно встре-
чают своего учителя его старые друзья и
ученики. Товарищ Сталин ведет ожесточен-
ную борьбу с меньшевизмом на Кавказе,

о ааа д д mere — 2:
	na gh NNN BE AE ТЬИ ЗАТ
настойчиво проводит указания Ленина, раз

виваст и популяризирует маркхистские идеи
	срели масс.
	ях и республиках ориентируются на пассив-
ные методы, мало применяют активные фор-
мы распространения печати. Многие газеты
и журналы Союзпечатью не рекламируют-
ся, подписка на них проводится плохо.
	Серьезный недостаток распространения пе-
чати в сельской местности состоит в том, что
большое количество как центральных, так и
местных газет и журналов оседает в район-
ных центрах и до села не доходит. Так, на-
пример, в Аргаяшском районе Челябинской
области и в Ренийском районе Измаильской
области до 80 процентов всех газет в первом
полугодии этого года оставалось в районных
центрах, в то время как ряд колхозов и МТС
не получал ни одной газеты и журнала.

Особенно плохо органы Союзпечати про-
двигают сельскохозяйственные газеты и жур-
налы в колхозы, совхозы, МТС и плохо рас-
пространяют их соеди агрономов, животново-
дов, колхозных бригадиров и звеньевых. В то
время. как труженики социалистического
сельского хозяйства нуждаются в печатной
консультации, хотят иметь, у себя свежие га-
зеты и журналы, тиражи некоторых цент-
ральных изданий по вопросам сельского хо-
зяйства, колхозного животноводства и. лесо-
водства расиространяются неполностью. Так,
значительная часть тиража газеты «Социали-
стическое земледелие» и «Совхозной газеты»
остается для продажи`в городах, в результате
чего к специалистам сельского хозяйства эти
газеты часто по вине Союзпечати не попа-
дают, а в городских киосках остаются ненро-
данными. Такие важные для сельского хо-
зяйства журналы, как «Колхозное производ-
ство», «Гидротехника и мелиорация», «Коне-
BOACTBO», «Мащшинно-тракторная станция»,
«Лес и степь», пользующиеся болышой попу-
лярностью у читателей, органами Союзпечати
продаются в городах и районных центрах, а
к читателям-колхозтикам не. доходят,
В Архангельской области из 1400 экз. журнала
«Колхозное производство» Союзиечать ‘рас-
пространяет только 1060 экз., а в Воронежской
области из 3100 экз. — 2133 экземпляра.
	До последнего времени вследствие порочной
практики местных отделений Союзпечати ти-
ражи некоторых газет и журналов длитель-
ное время залеживаются на складах Союзпе-
чати и в конторах связи, подвергаются порче.
Вместо того чтобы принимать энергичные ме-
ры к полному распространению газет и жур-
налов, к продвижению их в колхозы и совхо-
зы, работники органов Союзпечати списывают
часть тиражей периодической печати в маку-
латуру.

Центральное управление Союзпечати и
его органы на местах еще плохо справляются
с работой по экспедированию печати и свое-
временной доставке газет и журналов. Под-
писчикам сельской местности в ряде областей
и республик газеты и журналы доставляются
с болышим запозданием, содеожание их ста-
реет, и они, естественно, теряют интерее для
читателей. Часто газеты, журналы и книги
засылаются не по адресу, вследствие чего от
трудящихся в органы евязи поступают епра-
ведливые жалобы. В 1950 году по вине Союз-
печати были неправильно засланы газеты и
журналы для 6000 поднисчиков. /

Одной из причин серьезных недостатков в
работе органов Союзпечати является плохая
постановка подбора и воспитания работников
в этой системе. Следует отметить, что кадры
Союзпечатм не закрепляются на работе, про-
исходит их частая смена,
	Большие недостатки в деле распростране-
	ния газет. и экурнахов: объясняются слабым.
	руководством Союзпечатью со стороны Ми-
нистерства связи СССР. Министерство связи
недостаточно контролирует работу Централь-
ного управления и местных органов Союз-
печати, не заботится о правильном подборе
и воспитании кадров и не принимает необхо-
димых мер к упорядочению и улучшению
распространения и экспедирования советских
периодических изданий.

Распространение большевистской печати
среди широких слоев населения является
кровным делом партийных организаций. Важ-
но не только иметь хорошие газеты и журна-
лы, но и уметь своевременно полностью до-
вести их до советских витателей, любящих
правдивое большевистское слово и предъявля-
ющих огромный спрос на периодические из-
дания. Партийные организации должны про-
явить заботу об улучшении работы по рас-
пространению печати среди. населения, повсе-
дневно направлять и контролировать дея-
тельность органов Союзпечати, привлечь к
участию в распространении газет и журналов
активистов-колхозников, комсомольцев и
общественников-книгонош.
	А. СОЛОВЬЕВ.
м рЯКкиИн.
		Совещание историков в Азербайджане
		зировали прошлое, допустили ‘’ серьезные
ошибки в периодизации истории  Азербай-
джана и т. д. Подготовленный к печати новый
вариант очерков содержит по существу те же
недостатки. Азербайджанский филиал ИМЭЛ
не выполняет своей основной. задачи по раз-
работке истории большевистских организа-
ций Азербайджана. Группа работников, воз-
главлявшаяся бывшим зам. директора фили-
ала Е. Токаржевским, занималась изданием и
переизданием своих работ, содержащих
серьезные ошибки и нелостатки.
	Большие пробелы вскрыты в деле подготов-
ки научных кадров и присуждения ученых
степеней. Недавно ЦК КП(б) Азербайджана
вынес специальное постановление, в котором
констатировал, что руководители ряда вузов
и научно-исследовательских учреждений не
вели решительной борьбы с проявлениями
либерализма и приятельских отношений со
стороны отдельных оппонентов и членов уче-
ных советов при присуждении ученых сте-
пеней. Этим прежде всего объясняется, что
ученые советы утверждали явно недоброка-
чественные  и порочные диссертации и при-
суждали ученые степени и звания лицам,
недостойным носить их. Неудовлетворитель-
но осуществляется подготовка научных кад-
ров через аспирантуру университета и Ака-
демию наук Азербайджанской ССР.
	На совещании подчеркивалось, что одной
из важнейших причин неблагополучия в об-
ласти разработки и преподавания истории
является отсутствие развернутой больше-
вистской критики и самокритики и делового
обсуждения научных проблем, подготовлен-
ных к печати и изданных научно-исследова-
тельских работ и диссертаций, Участники
совещания подчеркивали необходимость объ-
единить и направить усилия всех историков
на разработку важнейших проблем истории
азербайджанского народа. Особое внимание
должно быть уделено разработке истории
Азербэайджата в советский период,
	Несколько выпадает из общего реалисти-
ческого плана постановки образ меньше-
вика Чхеидзе. Заслуженный артист РСФСР
Н. Новлянский достаточно правильно и ин-
тересно раскрывает двуличную натуру. Чхе-
идзе, Но совеем напрасно, на наш взгляд,
этому персонажу придана почти опереточн
ная внептность. Чхеидзе и Жордания были
злобными и активными противниками боль-
шевиков, и изображать их на сцене во внент-
нем облике фарсовых комиков неправильно.
	Роль В. И. Ленина исполняет народный
артист СССР Б. Чирков. В активе этого та-
лантливого артиста имеется немало блестяще
сыгранных ролей в театре и кино, которыми
он ‘заслужил любовь и признание советско-
го зрителя. Но исполнение роли В. И. Ленина
нельзя отнести к числу творческих побед
Б. Чиркова. В. истории советского театра
Уже есть незабываемые образцы исполнения
роли Ленина крупнейшими художниками
нашего театра Щукиным, Штраухом, Скоро-
богатовым. Б. Чирков имел все возможно-
сти раскоыть образ В. И. Ленина на таком
же высоком уровне. Но он этого не слелал.
Неудачный грим, излишняя суетливость,
сутуловатость, неоправданная шепелявость
произношения снижают и мельчат образ.
	Не получила достаточной выразительности
в спектакле картина Таммерфорсокой кон-
ференции; бедность мизанснен и отсутствие
точных индивидуальных задач для актеров
делают эту картину. одной из наиболее сла-
бых. в спектакле. А между тем в пьесе это
сцена высокого напряжения, как бы подво-
дящая итоги всему произведению и перево-
дящая ту незримую, но неразрывную ‘связь
Ленина и Сталина, которая проходит красной
нитью через всю пьесу, в реальное и зримое
ощущение этой связи в момент историче-
ской встречи двух гениев нашей эпохи.
	Таким образом, при общей положительной
оценке спектакля нельзя не отметить, что он
во многих частях и деталях еше не дорабо-
тан.

У театра имени А. С. Пушкина есть все
возможности продолжить работу над спек-
таклем и довести ее до высокого уровня,
достойного темы и содержания пьесы.
Тогда спектакль сможет рассчитывать на
длительное существование на сцене и на
признание его массовым зрителем, который
будет благодарен за правдивый, волнующий
сценический рассказ о нашем великом
учителе, друге, организаторе наших побэд
на пути к коммунизму -- товаришще Сталине,
	Недавно Центральный Комитет КП(б) Азер-
бгйджана провел совещание историков, на
котором присутствовали работники научно-
исследовательских учреждений, заведующие
кафедрами и преподаватели общественных
наук высших учебных заведений, преподава-
тели истории в средних школах, партийный
актив. С докладом о недостатках и задачах в
области развития исторической науки вы-
ступил секретарь ЦК КП(б) Азербайджана
тов. Г. Гасанов. .

Докладчик и товарищи, выступавшие: в
прениях, отметили, что постановления ЦК
ВКП(б) по идеологическим вопросам способ-
стБовали дальнейшему подъему науки, лите-
ратуры и искусства в республике. Однако в
свете задач, стоящих перед советской наукой,
положение в области исторической науки в
республике является неудовлетворительным.
Об этом свидетельствует выход в свет пороч-
ной, вредной книги Г. Гусейнова «Из истории
общественной и философской мысли в Азер-
байджане ХХ века», написанной с антимар-
ксистских, националистических позиций.
Историки, философы, литературоведы не
смогли своевременно вскрыть серьезные по-
литические и теоретические ошибки книги
Г. Гусейнова, а некоторые из них стали на
путь ее захваливания. Даже после того как
был поднят вопрос о реакционной сущности
мюридизма ‘профессора 3. Ибрагимов, И. Гу-
сейнов и некоторые другие историки про-
должали защищать ошибочные взгляды по
этому вопросу.

На совещании приводились многочиеслен-
ные примеры, свидетельствующие о серьез-
ных недостатках в деятельности научных
учреждений республики. Институт истории
Акэдемии наук Азербайджанской ССР за по-
следние годы не дал никакой значительной
продукции. Авторы изданных институтом в
1946 г. очерков по истории Азербайджана, на-
ходясь в плену буржуазной историографии,
проводили теорию «единого потока», идеали-
	Спектакль «Из искры...» в Московском театре.
	шкана
	А. С. Пу
	Борис ЛАВРЕНЕВ ©
}
	вполне оправдано —здесь революционный пыл
должен сдерживаться, ибо беснующегося в
злобной истерике врага только и можно по-
беждать, противопоставляя ему иронию, осто-
рожность, выдержку, волю. Но в .еценах, где
И. В. Сталин появляется в среде своих друзей
и учеников, в родной ему семье батумских
пролетариев, порой хочется, чтобы артист за-
говорил иначе, иламеннее, взволнованнее,
теплее. В особенности. это относится к сцене
встречи Нового года в домике С. Ломджария.

В рабочем окружении И. В. Сталина, в. его
«семье», составляющей основное ядро боль-
шевистской организации, тесно спаянной со
своим вождем, нужно в первую очередь вы-
делить исполнение ролей рабочего Василия
артистом С. Бобровым и старого грузчика
И артистом РСФСР

Названовым.

ее С. Бобров дает убеждающий своей
простотой и правдивостью рисунка образ
сына русского рабочего класса, потомствен-
ного пролетария с большими революцион-
ными традициями.

М. Названов в роли Датиэлы показывает
прожившего большую и тяжёлую жизнь, за-
битого беспощадной эксплуатацией дорево-
люционного пролетария, который еше нахо-
дится во власти темных предрассудков, не
способен разбираться в обстановке, но в ко-
тором проступают природное ‘благородство,
чувство рабочей чести и собственного досто-
инства.

Правдивый, запоминающийся образ сибир-
ской крестьянки, хозяйки избы, в которой
жил в ссылке Сталин, создала артистка
Е. Руднева. Можно отметить удачное испол-
нение ролей Силибистро Ломджария и мо-
лодого грузчика армянина Вартана арти-
стами В. Торстенсеном и С. Бубновым. Од-
нако роли многих других рабочих и особен-
но работниц не получили яркого сцениче-
ского воплошения. Недостаток текста этих
небольших ролей можно было бы BOC
полнить режиссерской работой, найти такие
	драмы имени
	В заключительной картине зритёль видит,
как на Таммерфорсской конференции РСДРП
произошла первая историческая встреча
В. И. Ленина с его верным учеником и сорат-
ником И. В. Сталиным.

Таковы события, составляющие содержа-
ние пьесы Ш; Дадиани. Она имеет большое
воспитательное значение, особенно для на-
шего молодого поколения. В образе молодо-
го Сталина, пламенного революционера-
ленинца, беззаветного борца за рабочее де-
	ло, непримиримого к врагам трудящихся,
	вождя и организатора масс, пропагандиста
ленинских идей, молодежь видит великий
пример.

Перед режиссурой ‘спектакля стояла ‘бла-
годарная, но и трудная задача: реалистич-
нее и полнее раскрыть главную идею пьесы,
донести до зрителя обаятельный, полный
революционной силы и боевого темперамен-
та образ молодого Сталина, показать его
неразрывную, повседневную связь с рабочим
классом, показать, что в этой связи он чер-
пает силу как руководитель боевой армии 60-
рющегося пролетариата.

Выбрав для своего первого спектакля пье-
су о товарище Сталине, вновь созданный
театр. держал перед советским зрителем OT-
ветственный экзамен. В спектакле есть He-
сомненные удачи. И первой из них надо
считать исполнение роли И. В, Сталина мо-
лодым артистом театра Б. Чукаевым. Трак-
товка им образа И. В. Сталина свидетель-
ствует об одаренности актера и углубленной
работе его над сложной ролью. В отдельных
местах ВБ. Чукаев достигает большой убеди-
тельности и силы. В спорах с вожаком ба-
тумских меньшевиков Чхеидзе, в сцене со
смотрителем тюрьмы и с губернатором во
дворе тюремного замка Чукаев выразитель-
но передает непреклонную волю и железный
характер молодого вождя рабочих. Под его
сдержанной иронией и спокойной, нетороп-
ливой речью зритель ясно ощущает мораль-
ную мощь, его превосходство над своими про-
тивниками, основанное на глубокой вере в
	‚великие идеи марксизма-ленинизма.
	Но спокойствие и выдержка, передаваемые
артистом, не во всех сценах пьесы полностью
раскрывают образ. В стычках с врагами это
	приемы, которые выделяли бы исполните-
лей. К сожалению, постановщик спектакля
народный артист СССР В. Ванин не уделил
должного внимания разрешению этой задачи.

Самое уязвимое место спектакля — массо-
вые сцены. Во многих из них не выявлено
главное, на что должно было быть обраще-
но все внимание режиссуры, — показ ни на
мгновение не ослабевающей, неразрывной
связи рабочих с вождем и учителем.
Этот. недостаток спектакля особенно `про-
ступает в сцене маевки. Увлекшись чисто
внешней эффектностью расстановки . Ha
сценической площадке в весеннем. лесу от-
дельных групп участников маевки, режиссер
не выявил их внутреннего, морального
единства. Недостаточно выразительна и
сцена демонстрации. Театру не удалось пере-
дать ощущение ее массовости, мошного рево-
люционного подъема м боевой сплоченности
рабочих, столь характерных для батумской
демонстрации. ] .

Нельзя признать удачной игру артиста
А. Мягких в роли сына Датиэлы — молодо*
го революционера Элишуки. Исполнение
проникнуто той излишне: подчеркнутой теат-
ральностью, которая вызывает ошущение
фальши всего образа. Артист. местами из-
лишне «нажимает», местами, наоборот, сма-
зывает роль и часто «глотает» текст. Кста-
ти, этот упрек можно поставить в вину и не-
которым другим исполнителям, особенно в
массовых сценах, в которых иногда совер-
шенно нельзя рассльшать слов в общем
шуме.

Роль представителя царской власти—губер-
натора ‘точно играет заслуженный артист
РСФСР Н. Чаплыгин, Именно таких само-
уверенно-наглых, недалеких фельдфебелей,
знавших в государственной политике только
два средства — плети и пули, десятками пло-
дила царская Россия для занятия высших
административных постов в империи. Н. Чап-
лыгину удалось создать острый, без шаржа,
портрет провинциального воеводы последних
лет царского режима. В эпизодических ро-
лях запоминаются пристав, впоследствии
смотритель тюрьмы (артист В. Новиков), и
грузинский князь Дата (артист С. Тихонра-
вов). .