ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕЛИНЯЙТЕСЬ?
			Цена 50 коп.
	< УЛЬТУРА и Жи
	№ 33 (161)
	Газета Отдела пропаганды и агитации Центрального Комитета ВКП(б).

Четверг, 30 ноября 1950 г.
	Иосиф Виссарионович Италин-—
всенародный кандидат в депутаты _
		вета великого Сталина, — сказал мо-
сквич модельщик Машиностроитель-
ного завода тов. В. Западнов,— на-
кладывает на нас огромную ответ
ственность. Во всей трудовой дея-
тельности мы должны быть достой-
ными своего кандидата. Выполнить
досрочно годовой план последнего
года послевоенной сталинской пяти-
летки — наша священная  обязан-
ность, наш долг перед Родиной и
великим Сталиным.
	Ленинград
	Большое оживление на заводах и
фабриках, в вузах и учреждениях
города Ленина. Великий Сталин дал
согласие баллотироваться в депута-
ты Ленинградского областного Сове-
та депутатов трудящихся. Много-
людные митинги и собрания состоя-
лись ‘на заводах имени Сталина,
«Красном выборжце», «Пролетарии»
и других предприятиях и учрежде-
ниях Сталинского избирательного
округа гор. Ленинграда. Мысли и
чувства всех ленинградцев ярко вы-
ражены в письме товарищу Сталину,
принятом на окружном предвыбор-
ном ‘совещании Сталинского избира-
тельного округа гор. Ленинграда.

«Любимый Иосиф Виссарионович! —
говорится в этом’ письме.— Ленин-
градцы повседневно ощущают Вашу
неустанную отеческую заботу о на-
тпем городе, о его процветании, быте
и культуре наших людей. Сердечное
спасибо Вам, дорогой отец и учитель,
за все это.

Все помыслы трудящихся Сталин-
ского избирательного округа направ-
лены к тому, чтобы выразить Вам
самую глубокую радость и сердеч-
ную благодарность, что Вы, люби-
мый вождь, будете избираться в на-
шем избирательном округе в Ленин-
градский областной Совет.

Ознаменуем всенародный празд-
ник — выборы в местные Советы —
новыми производственными успеха-
ми. Ленинградцы с новой энергией
развернули борьбу за превращение
нашего города, как это Вы указали,
любимый вождь, в важнейший центр
технического прогресса нашей стра-
ны».

Трудом своим ленинградцы славят
великого Сталина. Они обязались
встретить день выборов 17 декабря—
новыми производственными успе-
хами.
		и будущее народов. Каждый день,
когда идешь по нашему городу, ви-
дишь — воздвигаются новые дома,
залитые солнцем и людским счасть“
ем. Все это — мудрость Сталина, во-
площенная в благородный человече-
ский труд. По ночам слышишь, как
звемят поезда на мостах. Они везут
тракторы и комбайны на колхозные
поля, рельсы для новых железных
дорог, уголь, металл, зерно, книги для
школ. Все это — великая мудрость
Сталина, воплощенная в челове-
ческий вдохновенный труд и’ бла-
городное творчество людей науки и
искусства. /

Cc огромным воодушевлением
участниками митинга было принято
письмо товарищу Сталину.
		Волнующие дни избирательной
кампании войдут в историю нашей
страны как новая яркая демонстра-
ция пламенного советского патрио-
тизма, как триумф подлинной социа-
листической демократии, как выра-
жение беспредельной любви и пре-
данности нашего народа к больше-
вистской партии, к тому, чве имя
согревает сердца народов всего мира,
к тому, кто является счастьем и на-
деждой народов,— великому вождю
и. учителю Иосифу Виссарионовичу
Сталину.

Кампания по выборам в местные
Советы депутатов трудящихся при-
нимает все болыший и больший раз-
мах. По всей стране проходят выдви-
жение и регистралия кандидатов в
депутаты местных Советов, начи-
нается агитация за кандидатов.

В Москве и Ленинграде, Киеве и
Минске, Тбилиси и Вильнюсе, Таш-
кенте и Таллине, Петрозаводске, Ри-
ге, Ереване, Алма-Ате, Баку — всюду,
от Карпат до Чукотки, от берегов
Тихого океана до Балтики, избирате-
ли всех шестнадцати союзных рес-
публик на своих предвыборных со-
браниях единодушно назвали имя
первого кандидата в депутаты мест-
ных Советов—имя великого Сталина!

Окружные избирательные комис-
сии зарегистрировали Иосифа Вис-
сарионовича Сталина кандидатом в
депутаты Московского, Ленинград-
ского, Минского, Киевского, Тбилис-
ского, Вильнюсского, Рижского, Таш-
кентского, Петрозаводского и ряда
других городских Советов депутатов
трудящихся.

Кандидатура Иосифа Виссарионо-
вича Сталина зарегистрирована для
баллотировки в депутаты городских
Советов депутатов трудящихся горо-
дов: Хабаровска, Гори, Куйбышева,
Сталинграда, Горького, Батуми, Ка-
зани, Свердловска, Новосибирска, Са-
ратова, Ярославля, Ростова-на-Дону,
Нальчика, Дзауджикау и многих
других.

Огромным политическим и трудо-
зым подъемом отвечают трудящиеся
на согласие товарища Сталина бал-
лотироваться в депутаты местных
Советов депутатов трудящихся.
			Внимание всего прогрессивного человечества прико-
вано к историческим решениям Второго Всемирного
конгресса сторонников мира. Честные люди всех стран
и континентов горячо приветствуют и одобряют эти
решения, видя в них выражение своих самых сокровен-
ных дум и стремлений. Пламенный призыв конгресса
объединить все силы миролюбивых народов для пред-
отвращения войны достиг отдаленнейших уголков
нашей планеты и вызвал новый прилив решимости
	всех людей доброй воли отстоять мир.
	мой встречу представителей пяти великих держав в
целях укрепления мира и международного сотрудниче-
ства. Требования конгресса — требования народов.

Огромнейшее значение для укрепления дела мира и
международной безопасности имеет принятое конгрес-
сом. Обращение к Организации. Объединенных Наций.
Известно, что Организация Объединенных Наций не
оправдывает той главной надежды, которую на нее
возлагали все народы мира,— надежды на мир. Это
происходит потому, что она оказалась под влиянием
сил, пренебрегших единственно возможным путем
к всеобщему миру — поисками всеобщего согласия.
Если Советский Союз всемерно стремится к укрепле-
нию Организации Объединенных Наций и обеспечению
мира во всем мире, то американо-английский блок си-
стематически проводит политику подрыва этой органи-
зации, превращает ее в орудие агрессивной группиров-
ки западных держав. Второй Всемирный конгресс
сторонников мира от имени миллионов людей призвал
Организацию Объединенных Наций решительно вер-
нуться к тем принципам, на которых она была создана
после второй мировой войны. Он настаивает на немел-
ленном рассмотрении Организацией Объединенных
Наций и законодательными органами, перед которыми
ответственны правительства различных стран, ряда
конкретных предложений, направленных к восстановле-
нию и сохранению мира, к восстановлению и сохране-
нию доверия между всеми странами, вне зависимости
от их социальных систем. Свобода, мир и взаимное
уважение между народами,— вот что должна обеспечи-
вать Организация Объединенных Наций, вот чего от
нее. ждет миролюбивое человечество.

Миллионы людей горячо одобряют принятое конгрес-
сом решение об учреждении Всемирного Совета Мира,
который будет являться представительным органом,
включающим в свой состав представителей всех народов
мира: как стран, входящих в Организацию Объединен-

‚ных Наций, так и не представленных в ней, включая и
народы тех стран, которые ныне еще являются зависи-
мыми и колониальными. Всемирный Совет Мира возьмет
на себя высокую задачу обеспечить прочный и длитель-
ный мир, отвечающий жизненным интересам всех
народов. :

Чувство глубокого удовлетворения ‘у всех честных
людей` мира вызвал обращенный к парламентам всех
стран призыв конгресса принять закон об охране мира,
предусматривающий уголовную ответственность за про-
паганду новой войны в какой бы то ни было форме.
Значение этого предложения трудно переоценить. Про-
паганда новой войны создает величайшую угрозу для
мирного сотрудничества народов и является одним из
тягчайших преступлений против человечества. Амери-
канский империализм и его прислужники пытаются
отравить массы ядом человеконенавистнических идей,
разжигают атомный психоз и военную истерию, ис-
пользуя для этого все средства идеологического воз-
действия — печать и литературу, радио и кино. Уси-
ленная проповедь космополитизма и отказа от нацио-
нального суверенитета имеет своей целью подорвать
волю народов к сопротивлению посягательствам амери-
канских империалистов. Сейчас, более чем когда-либо,
требуется организация широкой контрпропаганды про-
тив новой войны, за обеспечение прочного и длительного
мира. Прогрессивная интеллигенция всех стран должна
еще активнее включиться в борьбу за мир. История пока-
зывает, что уважением и признанием народов пользуют-
ся только те мастера культуры, которым близки и дороги
идеи мира, прогресса и демократии. Миролюбивое чело-
вечество горячо приветствует деятелей культуры, удо-
стоенных недавно Международных премий мира за
произведения искусства и ‘литературы, содействовав-
шие борьбе за мир. .

Великая программа борьбы за мир, намеченная Вто-
рым Всемирным конгрессом сторонников мира, идейно
вооружила миллионы и миллионы людей, вселила в их
сердца уверенность в своих силах, в возможность
обуздать поджигателей новой войны. Какая бы яро-
стная брань ни неслась из стана империалистов,
смертельно напуганных мощным размахом движения
за мир, как бы ни пытались они ослабить влияние ре-
шений конгресса, эти решения, решения подлинной
Ассамблеи народов всех стран, сыграют свою великую
историческую роль. Второй Всемирный конгресс сто-
ронников мира наглядно доказал, что люди доброй воли,
	несмотря на различия во взглядах, могуг договориться
	между собой, чтобы предотвратить бедствия войны и
сохранить мир.

Миролюбивое человечество уверенно смотрит вперед.
Оно знает, что в авангарде борьбы за мир идет герои-
ческий советский народ, возглавляемый великим знаме-
носцем мира товарищем Сталиным.
	Дело мира восторжествует!
	Второй Всемирный конгресс сторонников мира про-
демонстрировал невиданную мощь международного ла-
геря мира, его единство и сплоченность в борьбе за мир
и безопасность народов. Принятые конгрессом Манифест
к народам мира, Обращение к Организации Объединен-
ных Наций, решение о создании Всемирного Совета
Мира и Резолюция по вопросу о жертвах репрессий про-
диктованы жизненными интересами всего миролюбивого
человечества и представляют собой развернутую про-
		«Жизнь людей и достижения человеческой культуры
в опасности!» — говорится в Манифесте конгресса к
народам мира, и Te, кому адресован этот великий
исторический документ, ясно сознают всю глубину
опасности и хорошо знают, откуда она идет. Чем боль-
ший период отделяет нас от окончания второй ми-
ровой войны, тем резче выделяются две основные ли-
нии в послевоенной международной политике — линия
демократического; ° антиимпериалистического лагеря,
объединяющего все самое лучшее, светлое. и честное,
что есть на земле, и линия империалистического,
антидемократического лагеря, где злобствуют и беснуют-
ся все силы самой черной реакции. В то время как демо-
кратический лагерь, возглавляемый Советским Союзом,
настойчиво и последовательно борется за мир между
народами, империалистический лагерь, основной веду-
щей силой которого являются США, стремится к закаба-
лению чужих стран и народов, к разгрому демократии
и развязыванию новой войны. Пресловутый «план
Маршалла», агрессивный Северо-атлантический пакт,
безудержная гонка вооружений и разнузданная военная
пропаганда — вот что рождается в осиных гнездах ми-
ровой реакции под главенством Уолл-стрита. Мирный, со-
зидательный труд, преобразование природы в интересах
человека, сооружение гигантских гидроэлектростанций
и каналов — вот что характерно для советского народа,
выступающего в первых рядах борцов за мир. (Сейчас,
когда в Корее полыхает пожар захватнической войны,
зажженной американскими интервентами. когда пра-
вящие круги США, Великобритании и Франции, приняв
ранение о ремилитаризации Западной Германии, пе-
решли к политике агрессии, несовместимой с политикой
мира в Европе, простые люди земного шара вновь и
вновь с любовью и надеждой обращают свои взоры к
Советскому Союзу — великой миролюбивой социалисти-
		Известие (о том, что Иосиф
Виссарионович Сталин дал согласие
баллотироваться в депутаты Виль-
нюсского городского Совета депута-
тов трудящихся по избирательному
округу № 33, было встречено трудя-
щимися города с большим воодушев-
лением и радостью.
	— Сегодня у нас торжественный
день, — сказал инженер кожевенно-
обувного комбината имени Эйдукя-
вичуса т. Петнюнас.— Наша pa-
дость безгранична-— дорогой товарищ
Сталин дал согласие. баллотировать-
ся в депутаты Вильнюсского город-
ского Совета депутатов трудящихся.
Живя и трудясь в братской семье
народов Советского Союза, литов-
ский народ добился огромных уеспе-
хов в восстановлении и дальнейшем
развитии промышленности, сельско-
го хозяйства и культуры. С каждым
днем хорошеет наш родной Вильнюс,
все лучше становится наша жизнь.
Beem этим мы обязаны любимому
Сталину.
		Праздничны села и города великой
социалистической державы. Нет та-
кого уголка в нашей стране, где бы
не был выдвинут кандидатом в депу-
таты местных Советов товарищ
Сталин.

К нему, к творцу самой демократи-
ческой в мире Конституции, обраще-
ны взоры и мысли советских людей.
	— Имя Сталина на устах и в серд-
цах миллионов людей, — говорит кол-
хозник тов. Имамалиев (г, Конах-
кенд, Азербайджанская CCP).—
Сталин — солнце - нашей . жизни.
Сталину мы обязаны счастливой,
мирной жизнью. Поэтому советские
люди называют Сталина первым все-
народным кандидатом.

— Для советского человека нет
имени дороже и роднее, нежели имя
великого Сталина,— говорит кранов-
шик-стахановец М. Бердинь (г. Ри-
га, Латвийская ССР).— Во всей мно-
говековой истории латышского наро
да не было и не могло быть случая,
чтобы простой рабочий-грузчик по-
лучил награду за свой труд или стал
У руля государственного управле-
ния. Только великий Сталин дал”
нам, простым латышским тружени-
кам, драгоценные права, записанные
в самой справедливой в мире Кон-.
ституции.

Выборы в местные Советы депута-
тов трудящихся. явятся новым три-
умфом сталинского блока коммуни-
стов и беспартийных. Советский на-
род вновь и вновь продемонстрирует -
свою беззаветную любовь к великому
знаменосцу мира, вождю и учителю
всего прогрессивного человечества
товаришу Сталину.
		своих народов, и не раз весь зал вставал,
отдавая честь героическим борцам. за мир,
не жалеющим не только своих сил; но часто
и своей жизни за дело мира, за счастье
людей. Те, кто был на конгрессе, никогда
не забудут делегата Парагвая, который, как
священное знамя борьбы за мир, поднял над
трибуной окровавленную рубашку убитого
полицией парагвайского студента, одного из
многих героев, отдавших свою молодую
жизнь за священное дело человечества — за
мир.

Конгресе достиг высшей точки подъема,
когда утверждались выработанные в комис-
сиях основные документы конгресса — Мани-
фест к народам‘ мира, Обращение к Органи-
зации Объединенных Наций, Резолюция по
вопросу о жертвах репрессий, избирался со-
став Всемирного Совета Мира. Каждый чело-
век, который присутствовал в это время в
зале, всей силой сердца почувствовал, что
все народы мира объединены, как никогда,
одной мыслью, одним стремлением, одним
горением -— выбить оружие из. рук поджига-
телей войны, изолировать их, пригвоздить
их к позорному столбу, выиграть великую
битву за мирное счастье для всех народов,
для всех людей земли. Весь огромный зал,
за исключением пяти человек (трех голосо-
вавших против и двух воздержавнтихся), как
один человек, поднял руки с мандатами кон-
гресса, чувствуя, что голосует за мирный
труд миллионов, за улыбку ребенка, за цвете-
ние салов, за счастье грядущих поколений.
	уже наступила ночь, когда делегаты, за-
кончив свою работу, расходились ‚из госте-
приимного зала «Дома польского слова». На-
против здания, как и весе дни и ночи работы
конгресса, пылали светильники мира. Огром-
ная толпа жителей Варшавы встретила деле-
гатов громкими возгласами: Мир! Шо ули-
цам и площадям Варшавы, освещенным све-
том прожекторов, под небом, сверкающим
звездами бенгальских огней, двигались не-
скончаемые колонны рабочих, ‘молодежи,
женщин. Женщины на руках несли спящих
ребят, которые улыбались, точно сознавая,
что все человечество поднялось на защиту их
мирного сна. На ветру качались транспаран-
ты, флаги всех стран мира, люди говорили
на разных языках, но они думали об одном, о
самом дорогом, о том, о чем думает великий
Сталин, о мире. Новый этап борьбы челове-
чества за мир начался в эти минуты.
Несокрушима воля народов, во главе которых
стоит великий Советский Союз, которые вдох-
новлябт величайший зодчий мира товарищ
	Сталин

Антанас ВЕНЦЛОВА.
	Второй Всемирный конгресс сторонников мира у6е-
дительно показал, как велика ненависть народных масс
к империалистической войне и ее организаторам. Ми-
ровое общественное мнение пригвоздило к позорному
столбу истории зарвавшихся американских империали-
стов и еще раз обнажило перед всем светом их бредо-
вые планы завоевания мирового ‚ господства. Против
этих планов восстают разум, честь и совесть всего ми-
ролюбивого человечества. Американские империалисты
явно ‘переоценивают свои-сильь Историческая обстанов-
ка нашего времени коренным образом отличается от
обстановки, в которой подготовлялась вторая мировая
война, и в нынешних международных условиях поджи-
гателям войны несравнимо труднее осуществить свои
кровавые планы. Мощное движение сторонников мира
свидетельствует, что народы представляют собой силу,
способную обуздать агрессоров. Миллионы и миллионы
людей участвуют в самой благородной борьбе, которую
когда-либо вело человечество, — в борьбе за мир. «Мира
не ждут — мир завоевывают», — говорится в Манифесте
конгресса к народам мира, и эти слова с предельной
четкостью выражают настроения зсех, кому дороги
	четкостью выражают настроения вс6А,
человеческий прогресс и цивилизация.
	Сейчас, когда опасность. новой мировой войны о60-
стрилась, борьба за мир должна быть еще более актив-
ной и решительной. К этому зовут всех людей доброй
воли исторические решения Второго Всемирного кон-
гресса сторонников мира. Набатным колоколом звучат
пламенные слова его Манифеста к народам мира:
«Объединим наши усилия и потребуем прекращения
войны, которая сегодня опустошает Корею, а завтра
угрожает пожаром всему миру», «выступим против по-
пыток вновь разжечь очаги войны в Германии и Япо-
нии». Второй Всемирный конгресс сторонников мира
требует запрещения атомного оружия, проведения
всеобщего разоружения, установления контроля над
выполнением этих мероприятий и считает необходи-
	Вторая половина ноября 1950 г. надолго
останется в памяти человечества как значи-
тельная веха в истории борьбы всех народов
мира за свою жизнь, за будущее своих детей.

В дни Второго Всемирного конгресса сто-
ронников мира столица демократической
Польши была в центре внимания мира.
В этот город, который волей народа после не-
имоверных страданий, точно феникс, за не-
сколько лет поднялся из пепла и развалин,
съехались представители всего мира, чтобы
дать могучий отпор поджигателям войны, что-
бы отстоять самое дорогое для человечества —
мир. р
Многие улицы Варшавы еще лежат в раз-
залинах, Но в туманное осеннее небо, щедро
освещенное лучами электрических ламп и
прожекторов, уже поднялись сотни и тысячи
новых светлых зданий, и Варшава полной
грудью дышит свободной созидательной
жизнью. ,

Варшаве выпала высокая честь — принять
посланцев мира со всех стран земного шара
после того, как английские реакционеры и
поджигатели войны опустили перед ними за-
навес над Ламаншем, разоблачив себя этим
как матерых поджигателей ‚войны, Kak
неумных и низких прислужников Yoaa-
стрита. .

Я хорошо помню Вроцлавский конгресс
деятелей культуры, происходивший в старом
западном польском городе в августе 1948 г.
В первый раз после окончания второй миро-
вой войны и после разгрома фашизма там со-
брались писатели, ученые, художники, люди
умственного труда сорока пяти стран, чтобы
обсудить основные вопросы борьбы против
угрозы новой войны, призрак которой уже в
то время стал вырисовываться на горизонте.

За два года, прошедитие после Вроцлавского
многое в мире изменилось. Поджи-

конгресса,
гатели войны — американо-английские импе-
риалисты — обнаглели до крайних пределов,

лись во-всю. Угроза новой ми-
ровой войны стала ясной даже для тех, кто
раныше не верил в возможность новых воен-
ных авантюр после провала планов захвата
мира Гитлером. Лихорадочная гонка воору-
жений, миллиардные военные бюджеты ка-
питалистических стран, переход американ-
ских империалистов от Угроз развязывания
войны к прямым ‘актам агрессии в Корее и
на Тайване-—все это насторожило даже ту
часть населения земного шара, которая рань-
ше думала, что в исступленных криках под-
жигателей. войны больше шума, чем настоя-
шей угрозы человечеству, цивилизации и

они распояса
	культуре народов.
Угроза атомной во
рикано-английскими людоедами,

йны, проектируемой аме-
расшевели-
	Двадцать второго ноября окруж-
ная избирательная комиссия зареги-
стрировала товарища Сталина кан-
дидатом в депутаты Московского го-
родского Совета по Сталинскому
избирательному: округу.

На заводах и фабриках, в школах
	‘и учреждениях ‘прошли массовые
	митинги и собрания, посвященные
согласию товарища Сталина балло-
тироваться в Московский областной
Совет. Со словами любви и благодар-
ности к великому вождю выступают
москвичи. Они посвящают ему са-
мые свои сокровенные мысли.

— Он дал нам, рабочим людям,
счастье, — сказала старейшая работ-
ница Электролампового завода
тов. Сорокина, — с ним связана вся
наша жизнь, все наши успехи.

Молодая избирательница ‘Тамара
Апарина высказала ‘свои чувства в
стихах:

Ведет он наше поколение
Вперед по верному пути.
Его великий, светлый гений
Помог отчизне расцвести.
	Радуется Москва. Рапорты oO Tpy
	довых победах в честь великого кан-
дидата в депутаты идут со всех кон-
цов столицы. Многие рабочие, целые
коллективы Москвы встают на ста-
хановскую трудовую вахту.

— Выдвижение кандидатом в де-
путаты Московского городского Со-
		UMA
	Многолюдные митинги состоялись
в столице Советской Украины в CBS-
	зи с тем, что великий Сталин дал.
	свое согласие баллотироваться в де-
путаты Киевского областного Совета
	‚депутатов трудящихся.
	Около 20.000 человек присутствова-
ло на митинге в Сталинском избира-
тельном округе гор. Киева. Один за
другим поднимались на трибуну
знатные люди города: рабочие заво-
дов, ученые и инженеры, педагоги и
писатели.

— Нет в истории человечества та-
кого имени, —сказал лауреат Сталин-
ской премии поэт Андрей Малыш-
ко, — которое было бы так кровно
связано со стремлением народов к
счастью, как имя друга ‘и сорат-
ника гениального Ленина — нашего
великого Сталина. Сталин — сердце
рабочего, варящего сталь, сердце
колхозника, выращивающего бога-
тые урожаи золотой ишенины, серд-
це ученого, раскрывающего тайны
природы, сердце матери, воепитыва-
ющей детей.

Сталин! Мы чувствуем биение его
могучего сердца, в котором — судьба
					ла народы на всех материках земного шара,
и под Стокгольмским Воззванием поставили
свои подписи не только сотни миллионов
граждан Советского Союза и стран народной
демократии, но и передовые люди всех капи-
талистических стран и колоний. Под угрозой
тюрем, концлагерей, расстрелов и самых сви-
репых преследований люди — черные и бе
лые, красные и желтые — на улицах и на
заводах, свободные и томящиеся в тюрьмах и
в застенках капитала, ставили свои подписи
под Стокгольмским Воззванием. Совесть че-
ловечества заговорила мощным голосом, за-
ставить умолкнуть который нет сил у самых
богатых банкиров Уолл-стрита, у самых кро-
вавых торговцев смертью.
	Второй Всемирный конгресс сторонников
мира стал мощным голосом совести человече-
ства. Едва ли был когда-нибудь и где-нибудь
конгресс, в котором приняли бы участие
избранники народов более чем 80 стран мира.
Едва ли был когда-нибудь и где-нибудь кон-
гресс, на котором были бы представлены лю-
ди всех рас, национальностей, разных поли-
тических и религиозных воззрений, где со-
брались бы в одном зале крупнейшие писа-
тели и ученые, известные всему миру, вместе
с рабочими и крестьянами, вместе с предста-
вителями самых разных культов и верова-
ний/ И все. представители народов из близ-
ких и самых отдаленных мест земного шара
прибыли на конгресс со священным наказом
своих народов — во что бы то ни стало от-
стоять мир, избегнуть страшной катастрофы,
какую хотят навязать поджигатели новой
войны.

У врагов мира были большие надежды. Они
думали, что, если в Шеффилде конгресс
сорван, его, наверное, не удастся в скором
времени организовать в другом месте. Но
конгресс, к изумлению и злобе поджигателей
войны, с очень небольшим опозданием
открылся, успешно начал и закончил свою
работу. У поджигателей войны появились но-
вые надежды: разве может договориться ком-
мунист с протестантским пастором или аме-
риканец с китайцем, разве может английский
консерватор договориться с представителем
демократической Чехословакии или мусуль-
манин с католическим ксендзом?

Поджигатели войны привыкли разжигать
розньи ненависть между народами и поль-
зоваться этой рознью. Что же произошло на
самом деле? Оказалось, что и эта карта под-
	знание у всех людей доброй воли во всем
мире.

На фоне общего огромного подъема, в об-
становке которого проходила работа конгрес-
са, еще мрачнее вырисовалась жалкая фигу-
ра прислужника Трумэна и кровавого Тито—
пресловутого Джона Рогге, который пытался
оклеветать мирную политику Советского Со-
юза, внести раскол в ряды конгресса. С чув-
ством отврашения отвернулся от него весь
конгресс, в том числе и вся американская
делегация, членом которой он по недоразуме-
нию состоял.

Без чувства самого глубокого волнения
нельзя было слушать выступления многих и
многих делегатов. В речах делегатов Совет-
ского Союза и стран народной демократии
раскрывалась красочная картина новой, сво-
бодной жизни — громадное строительство го-
родов м шахт, гидроэлектростанций и кана-
лов, обрисовывался небывалый расцвет сил
народов, навсегда сбросивших со своих плеч
иго капиталистической эксплуатации и при-
теснения. Весь громадный зал долго аплоди-
ровал мирной политике этих стран. Тысячи
раз повторялось дорогое всему мирному
человечеству имя товарища Сталина, вопло-
тившее в ссбе героизм и трудолюбие, свободу
и счастье, борьбу за мир всех народов мира.

С особенным чуветвом волнения встречал
зал представителей героического корейского
народа, говоривших о кровавых ранах своей
земли, нанесенных американскими убийцами
женщин и детей, о героизме и несгибаемой
воле своего народа, о его решимости отстоять
свою независимость и свободу.

Глубоко волновали выступления делегатов
капиталистических и колониальных’ стран.
Антинародные правительства капиталистиче-
ских государств загнали в тюрьмы свои соб-
ственные и порабощенные колониальные
народы. Запугиванием и истязаниями они
стараются народы целых стран и материков
превратить ‘в безгласных рабов. Каждый
день там льется кровь борцов за мир и сво-
боду. Но воля народов отстоять мир несокру-
ттима, и волна национально-освободительного
движения все шире охватывает колониаль-
ные страны, а сопротивление поджигателям
войны находит все новые формы и разра-
стается вширь и вглубь в капиталистических
странах.

Каждый делегат принес на конгрессе вол-
нуюшую историю послевоенных лет жизни
	Заметки делегата
Второго Всемирного конгресса
сторонников мира
		жигателей войны бита; она бита единством
сторонников мира перед угрозой новой вой-
ны, которая в равной мере представляет ог-
ромную опасность для всего человечества;
она бита выросшим сознанием всех народов
мира, уже хорошо разбирающихся в том, кто
ведет человечество путем свободы, счастья и
прогресса и кто ему готовит новые «освенци-
мы» и «лидице». И высокая ответственность
перед будущим человечества в равной мере
звучала в речах как советских делегатов, так
и посланников США, как в выступлениях ки-
тайского и корейского народов, так и в речах
представителей Индии, Мадагаскара, Гваде-
лупы, Аргентины и Австралии. Не было еще
в мире такой идеи, как идея мира, которая в
такое короткое время могла бы сплотить в
рядах борцов все человечество, которая бы
объединила людей всех материков, всех цве-
тов кожи и всех возможных политических и
религиозных воззрений.

«Вам не дадут в Варшаве свободно выска-
заться! Вас посадят в концлагерь!» — так под-
жигатели войны пугали посланцев Hapo-
дов, направляющихся на конгресс.

И не один делегат, приехавший в Варшаву
из капиталистических стран, с высокой три-
буны конгресса правильно говорил O том,
что на земле демократической Польши они
почувствовали себя своболными людьми и
что действительно железный занавес сегодня
протянут над Ламаншем и над побережьем
США, что этим занавесом реакционные пра-
вительства пытаются оградить свои народы
от правды и света.

Много на конгрессе было выступлений.
Ведь у каждого делегата`были свои предло-
жения, свои мысли, наказы своих народов. И
надо было видеть, с каким огромным энту-
зиазмом всеми делегатами встречались пред-
ставители великого Советского Союза, герси-
ческой Кореи и Китая, стран народной демо-
кратии, чтобы еще раз убедиться в том, что
самоотверженная борьба этих народов, твер-
дая, последовательная мирная политика,
которую они проводят, нашли всеобщее при-