‚ 10 декабря 1959 г.,

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ЛЕКЦИОННОЙ ПРОПАГАНДЫ
	в частности Калининский, Тамбовский, Ke-
меровекий, Новосибирский и некоторые дру-
гие, не используют должным образом эти
кадры для развертывания лекционной про-
паганды марксистско-ленинской ‘теории.
Внештатные лекторские группы этих обко-
мов являются малочисленными по своему
составу, и работают они плохо. Совершенно
незначительное количество лекций читают
внештатные лекторы Горьковского обкома,
За первую половину 1950 года они прочита-
ли лишь 131 лекцию. Внештатные лекторы
 Тульского обкома ВКП(б) прочитали за тот
же срок 148 лекций, Ростовского — 156 лек-
ций, а внештатные лекторы Калужского o6-
кома за весь учебный год прочитали только
18 лекций и т. д.

Не организована работа внештатных лек-
торских групп в ряде райкомов Москвы и
горкомов Московской области. В Бауман-
ском, Дзержинском, Краснопресненском и
Октябрьском районах Москвы, в Сталиногор-
exe, в Мытищинском и Орехово-Зуевеком
районах Московской области внештатные
лекторы не созываются, должной помощи им
не оказывается, их работа не направляется.

В связи с необходимостью шире развер-
нуть лекционную пропаганду марксистско-
ленинеской теории особенно важное значе-
ние приобретает работа внештатных лектор-
ских групп при сельских райквомах партии.
В этих группах насчитывается в настоящее
время более 20 тыс. внештатных лекторов.
В Рязанской области внештатные лекторские
группы созданы во всех. районах. Они
объединяют свыше 500 лекторов, KOTO~
рые за отчетный период прочитали шесть
тысяч лекций, Лекторская группа при Тум-
ском райкоме партии Рязанской области
разработала 38 тем и прочитала 193 лекции,
в том числе 20 лекций по философии. В Во-
ронежской области внештатные лекторские
группы созданы при 83 сельских райкомах
партии. В них насчитывается свыше 1.000
лекторов, которые прочитали в прошлом
учебном году свыше 16 тысяч лекций, в том
числе и значительное число лекций по во-
просам марксистско-ленинской теории.

Таким образом, внештатные лекторские
	группы при райкомах партии занимают все
	большее место в лекционной работе партий-
ных организаций. Это выдвигает вопросе о
систематическом руководстве внештатными
лекторскими группами со стороны отделов
пропаганды и агитации обкомов и крайко-
мов партии, о повьышшении идейно-теоретиче-
ского уровня внештатных лекторов, о конт-
роле за качеством их лекций. До сих пор
внеаитатным лекторским группам сельских
	‘райкомов оказывается мало помощи. Слабый
контроль за деятельностью внештатных ACK-
	торских групп райкомов и отсутствие необ-
ходимой им помощи приводят к снижению
илейно-теоретического уровня их работы.
	Многие партийные организации: стали за
последнее время уделять больше внимания
лекционной пропаганде и добились ее улуч-
шения. Однако лекционная пропаганда пар-
тийных организаций все еще отстает от за-
просов коммунистов и беспартийных, изу-
чающих марксизм-ленинизм. Необходимо пе“
ренести центр тяжести работы лекционной
работы партийных организаций на чтение
лекций по вопросам марксистско-ленинской
теории. На это должна быть в первую оче-
редь нацелена работа как штатных, так и
внештатных лекторов: Организовать систе-
матическое чтение содержательных, глубо-
ких, интересных лекций по истории и тес-
рии большевизма — такова главная задача
партийных организаций в области развер-
тывания лекнионной пропаганды,
		‚только семь лекций, Молотовского обкома —
23 лекции, Новгородского — 35 лекций, ЦК
`КПб) Узбекистана —19 лекций и т. д. Серьез-
ную тревогу вызывает отставание лекцион-
ной пропаганды в области политической эко-
номии и конкретной эконсмики промышлен-
ности и сельского хозяйства. Лекторы
Молотовского обкома за истекший год про-
читали по вопросам политической экономии
только 46 лекций, Ростовского обкома — 46,
Смоленского — 19, Читинского — 10, Чкалов-
cxoro ~ 13, WK KIK6) Эстонии - 12 ит. д.

Следовательно, задача отделов пропаган-
ды и агитации и лекторских групп обкомов
и тгорхомов ВКП(б) состоит в дальнейшем
расширении и улучшении качества лекцион-
ной пропаганды марксистско-ленинской тео-
рии, главным образом по вопросам истории
ВКП(б), диалектическому и историческому
‘материализму, политической экономии; по
вопросам строительства коммунизма в СССР,
	политики партии и советского правитель
ства.
Важной формой помощи самостоятельно
	изучающим марвсистеко-ленинсвую теорию
являются циклы лекций. Они дают более или
менее систематическое изложение основных
вопросов изучаемого предмета; помогают
усвоить сложные вопросы теории. В прошлом
учебном году лекторскими группами партий-
ных организаций было прочитано более
восьми тысяч циклов лекций, главным обра-
зом по ‘истории ВКП(б) и произведениям
классиков марксизма-ленинизма. Ряд пар-
тийных комитетов, в том числе ЦК КП(б)
Украины, Ленинградский, Московский, Во-
ронежский, Саратовский обкомы, Приморский
и Ставропольский крайкомы ВКП(б), уделя-
ет чтению пиклов лекций большое внимание,
	Однако отделы пропаганды и агитации и
лекторекие группы некоторых обкомов и гор-
комов все еще недооценивают значение
циклов лекций по теории марксизма-лениниз-
ма, не организуют их, не контролируют
содержания лекций. В результате в ряде
областей читается мало циклов лекций, а
существующие циклы лекций проводятся не-
удовлетворительно; качество многих лекций
невысокое, посещаемость низкая. Так, в
Читинской области в прошлом учебном году
в большинстве районов циклы лекций не бы-
ли ‘доведены до конца. Несколько циклов
лекций распалось в Башкирской АССР. В не-
которых районах Красноярского края весь
цикл лекций прочитывался за один приезд
лектора. В Новосибирской области имела ме-
сто плохая посещаемость циклов лекций. В
ряде областей циклы лекций организованы
без наличия высококвалифицированных лек-
тореких сил, без предварительной работы со
слушателями; нет достаточного контроля за
ходом чтения циклов, за их качеством, за но-
сетнаемостью слушателей.

Из этого следует, что отделы пропаганды и
агитации и лекторские группы обкомов и гор-
комов должны расширить чтение циклов лек-
ций по вопросам теории марксизма-лениниз-
ма, устранить вее организационные недостат-
ки и помехи в этом деле, установить систе-
матический контроль за ходом чтения цик-
лов лекций и обеспечить их высокое каче-
ство;

В деле дальнейшего расширения лекцион-
рии важную роль призваны играть вне
штатные лекторские группы обкомов, край-
комов и горкомов партии. В настоящее вре-
мя в лекционной работе парторганизаций
принимают участие более 30 тысяч вне-
штатных лекторов, В качестве внештатных
лекторов привлекаются преподаватели вузов
и школ, сотрудники научных институтов,
руководящие партийные и советские работ-
тики. К сожалению, многие обкомы ВКИбб),
	‚ Лекционная пропаганда занимает большое
место во всей идейно-политической ‘работе
партии.

Итоги прошлого ‘учебного года‘в сети пар-
тийного просвещения свидетельствуют о том,
что размах лекционной работы партийных
организаций значительно увеличился, повы-
силось качество лекций, улучшилась их

- организация. 3a, период с июня 1949 года по
июль! 1950 года штатные и внештатные лек-
торы партийных комитетов прочитали более
700 тыс. лекций. ! :

Однако эти итоги не могут быть признаны
удовлетворительными. Лекторские группы
обкомов, крайкомов партии и ЦК комнаортий
союзных республик все еще недостаточно
хорошо выполняют свою главную’ задачу —
вести неустанную пропаганду марксистско-
ленинской теории. Лекторские группы пар-

`тийных ‘организаций слабо удовлетворяют
запросы самостоятельно изучающих Map-
кеизм-ленинизм. Число лекций, читаемых
по вопросам марксистско-ленинской теории,
особенно по вопросам диалектического ‘и
исторического материализма и политической

‚ экономии, невелико. Правда, некоторые лек-
торские группы, в частности лекторские
группы ЦК КП(б) Армении, Московского,
Ленинградского, Воронежского, Владимир-
ского обкомов, Приморского крайкома и дру-
гие, накопили серьезный положительный
опыт по пропаганде марксистско-ленинской
теории. Но этот опыт еще не стал достоянием
лекторских групп всех партийных организа-
ций. ‘

Лекторские группы многих партийных
организаций все еще неудовлетворительно
выполняют указания ЦК ВКП(б) о всемерном
развертывании пропаганды марксизма-
ленинизма, распыляют свои силы, читая лек-
ции по самым различным вопросам, не име-
ющим прямого отношения к партийной про-
паганде. Так, например, лекторы Одесского
и Полтавского обкомов КИ(б) Украины чрез-
мерно увлекались подготовкой лекций на те-
мы из исторического прошлого своих горо-
дов в ущерб пропаганде марксизма-лениниз-
ма. Лекторы ряда обкомов КП(б) Белоруесии
читают лекции о травопольной системе зем-
леделия, по вопросам животноводства и дру-
гие. В начале текущего учебного года Отдел
пропаганды и агитации ЦК КП(б) Белорус-
сии разослал обкомам тематику лекний по
финансово-бюджетным вопросам с тем, что-
бы лекторы обкомов взялись за подготовку
лекций и по этой тематике. Отдел` пропа-
ганды и агитации ЦК КП(б) Казахстана по-
ручил евоим лекторам приготовить лекцию
об охране здоровья матери и ребенка. Для.
чтения всех этих лекций необходимы специ-
альные знания, которыми лекторы партий-
ных организаций не обладают. Бместе с TeM
чтение таких лекций отвлекает лекторов от
их основной задачи — пропаганды марксист-
ско-ленинской теории.

Лекторские группы партийных организа-
ний читают много лекций на международные

‘темы. Но некоторые из них делают это в
ущерб пропаганде марксистско-ленинской

‘теории, Так, например, отдел пропаганды и

“агитации Новгородского обкома ВКП(б) не
мог удовлетворить запросы райкомов ВК1Кб)
по чтению лекций на теоретические темы,
ибо большинство лекторов обкома читают
лекции по вопросам международного положе-
ния. Это сужает содержание лекционной ра-
боты и снижает ее значение в пропаганде
марксистско-ленинской теории. :

- В большинетве республик, краев и обла-
стей очень слабо организована лекционная
пропаганда марксистско-ленинской Ффилосо-
фии. Так, например, штатные лекторы
Костромского обкома за первую половину
1950 года прочитали по вопросам философии
	Мурманский обком ВКИ(б)
мало заботится о политическом просвещении
КОММУНИСТОВ.
	Успехи в деле партийного просвещения
зависят прежде всего от качества руководетва
им со стороны партийных комитетов. Мур-
манский обком ВКП(б) и его отдел’ пропа-
ганды и агитации не обеспечили тщательной
подготовки к новому учебному году и не
установили с первых дней занятий система-
тического контроля за работой всех звеньев
сети партийного просвещения. В результате
в Мурманской парторганизации повторяются
серьезные недостатки, имевшие место в проп-
лом учебном году. Снова значительное коли-
чество коммунистов не охвачено политиче-
ской Учебой. Крайне плохо обстоит дело с
привлечением в политшколы и в кружки по
изучению истории ВКП(б) беспартийного
актива из числа рабочих, колхозников, интел-
лигенции.

Как и в прошлом году, политическое само-
	образование кадров пущено на самотек. лек-
	ции в помощь коммунистам и интеллигенции,
самостоятельно изучающим — марксистско-
ленинскую теорию, читаются редко. В ряде
районов области чтение циклов лекций по
истории ВКП(б), дизлектическому и истори-
ческому материализму, политэкономии и
международным отношениям совсем не орга-
низовано. Лекторская группа обкома ВКП(б)
по сути дела самоустранилась от этой
работы. :

Свыше двадцати пяти процентов коммуни-
стов Мурманской партийной организации в
течение ряда лет числятся самостоятельно
изучающими «Краткий курс истории
ВКПб)», но и в этом году многие из них
фактически не занимаются политическим
самообразованием, контроль за их учебой не
организован. Топтание на месте характерно
также и для многих кружков. В Мурманске,
например, имеются кружки, которые из года
в год начинают изучение «Краткого курса
истории ВКП(б)» с первой главы,
	Известно, что уровень партийной пропа“
ганды во многом определяется составом про-
пагандистов, их идейно-теоретической подго-
товкой, их методической вооруженностью. Од-
нако отдел пропаганды и агитации обкома и
ряд горкомов и райкомов партии безответ-
ственно подошли к подбору пропагандистских
кадров. В Мурманске к началу учебного года
из 550 пропагандистов было утверждено на
бюро горкома только 56 человек. Утверждение
пропагандистов производилось по спискам, и
неудивительно, что. среди руководителей
кружков и политшкол оказались. лица, слабо
подготовленные для этой работы. Семинары
пропагандистов в ряде районов области со-
бираются нерегулярно, посещаемость семи-
наров низкая. Слабо оказывают помошь про-
пагандистам и партийные кабинеты.

Наличие среди руководителей политшкол и
кружков недостаточно подготовленных това-
ришей и неудовлетворительное состояние
работы с пропагандистекими кадрами отри-
цательно сказываются на идейно-теоретиче-
ском уровне занятий в сети партийного. про-
свещения,

Бюро обкома ВКП(б) неоднократно обеуж-
дало вопрос о состоянии партийного просве-
щения в области, но не организовало конт-
роля и проверки исполнения своих решений,
Секретарь обкома т, С. Смирнов, ведающий во-
просами идеологической работы, вместо того,
чтобы принимать действенные меры по
устранению серьезных недостатков в органи-
зации и содержании партийного просвеще-
ния, проявляет благодущие и самоуспокоен-
ность.

Мурманской парторганизации необходимо
ликвидировать запущенность партийной про-
паганды и добиться повышения идейно-поли-
тического Уровня работы всех звеньев пар-
	тийного просвещения. и
М. СМИРНОВ.
	Лучше организовать изучение
марксизма-ленинизма
	проводились нерегулярно и при низкой по-
сещаемости. В значительной части школ и
кружков первые занятия были сорваны, а во
многих проведены формально, при неполной
явке слушателей и на низком идейно-теоре-
тическом уровне. Каларашский и Теленешт-
ский райкомы партии не приняли мер к обес-
печению пропагандистов учебными планами,
а слушателей учебными пособиями. Не обес-
печили организованного начала учебного го-
да и высокого качества занятий Котовский
и Ниспоренский райкомы партии. Имели ме-
сто срывы занятий в ряде школ и кружков
в городах Кишинев, Бельцы и Бендеры. В
Вадулуй-Водском районе многие  пропаган-
дисты были утверждены заочно, семинары
пропагандистов работают плохо. Все это сви-
дезельствует о том, что вопросы партийного
просвещения не стоят‘ в центре внимания
некоторых райкомов партии.

Проверка состояния партийного просвеще-
ния в ряде райснов республики, проведен-
ная Отделом пропаганды ‘и агитации ЦК
КП(б) Молдавии, показала, что занятия мно-
гих школ и кружков ведутся на низком
идейно-политическом уровне. Отдельные гор-
комы и райкомы партии, увлекаясь `коли-
чественными показателями, не вникают
глубоко в содержание работы школ, не сле-
дят за качеством занятий. Партийные орга-
низации нлохо ‘изучают и популяризируюг
опыт работы лучших пропагандистов. Мало
внимания уделяют этому и республиканские
тазеты «Советская Молдавия» и «Молдова
Сочиалиста». .
	Наиболее отстаощим участком в работе по
партийному просвещению в Молдавской ССР
является политическое самообразование ком-
мунистов. В Бульбокском,  Тараклийском,
Згурицком, Каушанеком и некоторых других
‚районах количество самостоятельно изуча-
ющих теорию крайне незначительно, В дру-
гих районах партийные организации перело-
жили всю работу с самостоятельно изуча-
ющими марксизм-ленинизм на консультан-
тов. В Каларашском районе допущено извра-
щение в постановке политического самообра-
зования коммунистов. Здесь для всех само-
стоятельно изучающих. теорию были уста-
новлены единые, «индивидуальные планы» ©
указанием сроков изучения произведений.
Эти планы за подписью заведующего отделом
пропаганды и агитации райкома партии
т. Лешан`вручались самостоятельно изучаю-
щим теорию под расписку. Такой подход
к организации самообразования коммунистов
нельзя назвать не чем иным, как подменой
живого руководства надуманной бюрократи-
ческой Формой.
	Большим недостатком в работе по партии-
ному просвещению в республике является
то, что в помощь самостоятельно изучающим
марксизм-ленинизм читается мало лекций.
Это относится не только к сельским райо-
нам, но И к городам. Так, например, в
Ленинском и Красноармейском районах Ки-
шинева райкомы партии до середины ноября
не организовали чтения циклов лекций по
вопросам марксистеко-ленинской теории.
	па. состоявшихся недавно совещаниях за-
ведующих отделами пропаганды и агитации
и заведующих парткабинетами горкомов и
райкомов партии были вскрыты недостатки в
партийном просвещении и намечены меро-
приятия по повышению его идейно-теорети-
ческого уровня. Партийные организации рес-
публики добьются коренного улучшения пб-
литического образования коммунистов и
беспартийного актива,

К. ЧЕРНЕНКО,

Зав. Отделом пропаганды и агитации
ик КП(б) Молдавии,
	Через них партийные организации осуще-
ствляют руководство политическим самообра-
зованием» (стр. 6). Авторы брошюры рекомен-
дуют, чтобы партийные организации не сами
проверяли самостоятельную учебу коммуни-
стов, а лишь заслушивали информацию кон-
сультантов о том, как учатся коммунисты,

Такая установка снижает ответственность
партийных организаций за состояние полити-
ческого самообразования коммунистов. Руко-
водетво политическим самообразованием ком-
мунистов является делом самих партийных
организаций. Они направляют, организуют
самостоятельную учебу коммунистов и ока-
зывают им необходимую помощь через пс-
чать, лекции и консультации. Руководители
партийных комитетов и первичных партий-
ных организаций должны проводить индиви*
дуальные беседы, собирать совещания и 00*
беседования по обмену опытом самостоя-
тельной работы, ставить вопросы политиче“
ской учебы коммунистов на обсуждение бюро
и партийных собраний.

Серьезным недостатком в постановке само-
стоятельного изучения коммунистами мар-
ксистеко-ленинской теории как раз и являет-
ся то, что руководство этим важным делом в
некоторых партийных организациях передо-
верено консультантам. Брошюра Свердловско-
го горкома ВКИ(6б) «Консультант-организа-
TOP. политического самообразования» не по-
могает устранить этот важный недостаток и
наладить дело политического образования
	коммунистов. А. KAZAIUED.
	Состояние партийного просвещения в Мол-
давской ССР за последнее время значитель-
но улучшилось, Занятия в кружках и по-
литшколах были начаты в этом году более
организованно, чем в прошлые годы. Коли-
чество занимающихся политической учебой
по сравнению с прошлым’ годом увеличи-
лось почти в полтора раза, а женщин среди
них — в два раза. Наряду с коммунистами
к изучению марксистско-ленинской теории
приступила значительная часть беспартий-
ного актива: председатели колхозов, брига-
диры, члены правлений колхозов и т, д.
Особенно важно, что в нынешнем учебном
году увеличилось количество коммунистов,
занимающихся в кружках и школах повы-
шенного типа. Так, например, вдвое возрос-
ло число слушателей вечерних университе-
тов марксизма-ленинизма и кружков по изу-
чению истории ВКП(б), а также количество
товарищей, самостоятельно изучающих тео-
рию и историю’ большевизма,
	Эти успехи явились результатом большой
работы, проведенной партийными организа-
циями Молдавии по подготовке к нынешне-
му учебному году. Лучше, чем в прошлые
годы, прошло в республике комплектование
политшкол и кружков. Вопрос о подготовке
к новому учебному году в системе партий-
ного просвещения обсуждался на республи-
канском совешании первых секретарей, 3a-
райкомов и горкомов партии, на пленумах
партийных комитетов и на собраниях пер-
вичных партийных организаций.
	Учитывая, что качество занятий прежде
	всего зависит от

со

тава
	партийные организации республики удели-
	ли в этом году большое внимание их под-
	бору. Половина ‘пропагандистов сети партий-
ного просвещения имеет высшее и незакон-
ченное высшее образование. Пропагандист-
скую работу ведут около’ 800 партийных и
советских работников, в том числе 260 сек-
ретарей райкомов, горкомов партии и пред-
седателей исполкомов районных и городских
Советов. Свыше двух тысяч человек прошли
за лето переподготовку на курсах пропаган-
дистов. В настоящее время в республике ра-
ботает 140 семинаров пропагандистов. Bee
это способствует улучшению дела партий-
ного просвещения. В Молдавской ССР есть
уже немало пропагандистов, сумевших хоро-
тпо поставить ‘работу школ и кружков.
	Партийные организации в нынешнем учеб-
ном году уделяют больше внимания руко-
водству делом партийного . просвещения.
Многие горкомы и райкомы партии регуляр-
но заслушивают на бюро отчеты пропаган-
дистов о ходе работы кружков и школ, раз-
бирая при этом не только организационные
вопросы, но и идейное содержание занятий.
Так, например, Тираспольский горком пар-
тии, обсуждая итоги первых занятий: в’ сети
партийного просвещения, подверг детально-
му разбору конкретные ошибки и недостат-
ки в содержании и методике проведенных
занятий и сделал. из этого ряд выводов и
предложений, которые затем обсуждались на
городском совещании пропагандистов.
	Несмотря на общее улучшение состояния
партийного просвещения, в ряде районов
республики оно организовано неудовлетво-
рительно. Каларашский и Теленештский рай-
комы партии допустили серьезные ошибки в
руководстве этим важным делом. Комплекто-
вание. сети партийного просвещения было
проведено здесь формально, без учета зна-
ний и запросов коммунистов. С самого на-
чала учебного года в этих районах не была
должным образом организована работа с
пропагандистами; семинары пропагандистов
	Обобщение опыта политического самообра-
зования коммунистов является важной зада-
чей партийных организаций. Отдел пропа-
ганды и агитации Свердловского горкома
партии поступил правильно, когда взялся за
ее решение. Однако он подошел к этому во-
просу недостаточно продуманно и сделал вы-
воды, которые могут только сбить с толку
руководителей партийных организаций,
«Консультант — организатор политического
самообразования (из практики работы пар-
тийных организаций города Свердловека)»
так называется брошюра, изданная отделом
пропаганды и агитации Свердловского, гор-
кома ВКП(б). Мысль, выраженная в заголов-
ке, проходит через всю брошюру.

Слов нет, консультант призван играть в
этом деле важную роль. Он обязан помочь
коммунистам советом, указать литературу,
разъяснить сложные вопросы, выяснить, как
коммунисты усвоили материал. Однако пар-
тийная организация не может отойти от этой
работы и поручить все дело руководства по-
литическим самообразованием коммунистов
консультантам. Между тем авторы брошюры,
изданной в Свердловске, толкают руководи-
телей партийных организаций именно на
этот неправильный путь. Они предлагают
всю работу по самостоятельному изучению
коммунистами марксистско-ленинской теории
проводить только через консультантов. В бро-
шюре утверждается: «Консультанты должны
быть организаторами работы самостоятельно
изучающих марксистско-ленинскую теорию.
	Массово-политическая работа в укрупненных колхозах
	ция за выдвинутых кандидатов. В своих бе-
седах агитаторы ставят конкретно вопросы
жизни укрупненных колхозов, говорят о вы-
полнении государственных обязательств, сб
укреплении трудовой дисциплины, о социа-
листическом соревновании. Партийные орга-
низации стали уделять больше внимания ра-
боте с агитаторами.

Общему повышению‘ идейного уровня мас-
сово-политической работы способствует си-
стематическая учеба коммунистов в системе
партийного проскещения. В нынешнем году
в политическую учебу вовлечены все комму-
нисты, колхозный актив и сельская интел-
лигенция. В отличие от прошлых лет, когда
большинство коммунистов училось в полит-
школах и кружках при территориальных
парторганизациях, в текущем году кружки и
политшколы работают непосредственно при
	колхозных парторганизациях, В Верхне-хав-
	ском районе политшколы и кружки имеются
при партийных организациях всех 30 укруп-
ненных колхозов. Ценную инициативу про-
явили калачеевские коммунисты. При 30 пар-
тийных организациях колхозов созданы ком-
наты партийного просвещения. Этот опыт
распространяется сейчас и по другим рай-
онам. В области уже насчитывается более
120 комнат партийного просвещения. Для
колхозников чаще устраиваются доклады и
лекции на политические, научные и другие
темы. В октябре — ноябре в колхозах были
проведены лекции и беседы о великих
стройках коммунизма, о выполнении народ-
нохозяйственного плана, об освободительной
борьбе корейского народа, о ‘борьбе за мир.
	В укрупненных колхозах найдены новые
формы работы низовой печати. Раньше стен-
газеты выпускались в одном экземпляре,
сейчас они выходят в нескольких экземпля-
рах — по количеству населенных пунктов.
В бригадах выпускаются «боевые листки»,
	укрупнение колхозов позволяет более тпи-
	роко развернуть культурно-проеветительную
	работу на селе. Быстро растет сеть колхозных
клубов, библиотек, читален. В Подгоренском
районе было 5 сельских клубов, теперь их
стало 9, в Кантемировском районе построено
4 новых клуба. В течение нынешнего года
в области построено 125 колхозных клубов, а
всего в ‘колхозах теперь имеется свыше
500 клубов и около тысячи библиотек. Сеть
государственных культпросветучреждений на
селе также выросла. В области насчитывает-
ся сейчас 7Т Домов культуры, 360 сельских
клубов, 657 читален, 289 библиотек. После пле-
нума обкома ВКП(б), сосредоточившего вни-
мание сельских культпросветучреждений на
необходимости активнее вести работу в
укрупненных колхозах, их HEATCALHOCTE ожи-
вилась.

Таким образом, в результате укрупнения
колхозов заметно оживились все области ра-
боты партийных организаций по коммуниети-
ческому воспитанию колхозников. В укруп-
ненных колхозах стали сильнее чувствовать-
ся роль партийных организаций, обществен-
ное воздействие коллектива. В партийных и
комсомольских организациях более активно
развернулась критика и самокритика. Изби-
рательная кампания по выборам в местные
Советы депутатов трудящихся обогащает еще
больше имеющийся опыт массово-политиче-
ской работы в колхозах. Задача партийных
организаций состоит в том, чтобы глубже об-
общать этот опыт, шире распространять его,
поднять всю идеологическую работу до
уровня требований, предъявляемых Lleut-
ральным Комитетом ВКП(б), побиться но-
вых успехов в дальнейшем подъеме хозяй-
ства и культуры колхозной деревни.
		тийно-политической работы в колхозах, уде-
ляют особое внимание укреплению первич-
вых. партийных организаций, являющихся
непосредственными проводниками политики.
партии в. деревне, там крепче колхозы и
лучше идет дело. К сожалению, не все рай-
комы сумели перестроить свою работу в со-
ответствии с новыми условиями и подчас
подменяют развертывание политической ра-
боты администрированием. Такие недостатки
имели место в Новохоперском и Хреновском
районах.

В Бобровском, Терновском районах было
допущено ослабление массово-политической
работы, например, агитколлективы при парт-
организациях были созданы со значительным
опозданием, да и то после вмешательства об-
кома ВКП(б), а в Хлевенском районе до на-
чала избирательной кампании. не было про-
ведено ни одного районного собрания агита-
торов. :

Обсуждение на пленуме обкома ВКП(б) во-
проса с партийно-политической работе в
укрупненных колхозах дало возможность
глубже изучить и обобщить имеющийся опыт,
векрыть серьезные недостатки массово-поли-
тической работы в бывших мелких колхозах,
ставших теперь производственными бригада-
ми, выявить слабое привлечение к агитаци-
онной работе сельской интеллигенции и ма-
лую активность многих культпросветучреж-
дений области. После пленума райкомы пар-
тии усилили свое внимание к вопросам пар-
тийно-политической работы в колхозах. Пар-
тийные организации пересмотрели состав
агитаторов, пополнили его за счет наибо-
лее подготовленных коммунистов и комсо-
мольцев, сельской интеллигенции, укрепили
колхозные агитколлективы, стали больше по-
могать агитаторам, собирать их и инструкти-
ровать.

Численный состав колхозных агитколлек-
тивов особенно вырос сейчас, в ходе подго-
товки к выборам в местные Советы депута-
тов трудящихся. В колхозах области в на-
стоящее время работает более 67 тысяч аги-
таторов, в числе которых 29 тысяч коммуни-
стов и более 16 тысяч комсомольцев. Работа
колхозных агитколлективов обсуждается на
заседаниях бюро райкомов ВКП(б), проведе-
ны районные собрания агитаторов и семина-
ры руководителей агитколлективов. Опыт по-
казал, между прочим, что при наличии боль-
ших агитколлективов в колхозах практика
проведения семинаров агитаторов по ‚кустам
уже не оправдывает себя, и теперь семина-
ры, как правило, организуются непосредствен-
но в колхозах,

В укрупненных колхозах особенно воз-
растает роль производственной бригады как
основной формы организации труда. В свя-
зи с этим партийные организации усилива-
ют массово-политическую работу непосред-
ственно в бригадах, создают читальни, где
для колхозников проводятся доклады, лекции,
беседы. В Евдаковском районе созданы
53 колхозные читальни в удаленных от прав-
лений колхозов населенных пунктах, а в
Садовском районе такие читальни организо-
ваны ‘во всех населенных пунктах. В чи-
тальнях имеются газеты, журналы, книги из
передвижного фонда библистек. По вечерам
в читальнях дежурят агитаторы. В Верхне-
Хавском районе за последний месяц прочи-
тано 72 политических доклада, в Калачеев-
ском районе — свъиие 100 докладов.
	В связи е избирательной кампанией по
выборам в местные Советы депутатов тру-
дящихся во всех населенных пунктах по де-
сятидворкам созданы комнаты агитаторов,
которые охотно посещаются колхозниками.
Здесь проводится изучение Конституции
СССР, Положения о выборах, организуются
беседы о текущих событиях, ведется агита-
	Сельское хозяйство Воронежской облаети,
как и всей страны, неуклонно идет в гору.
Еще в 1949 году в области был превзойден
довоенный уровень валовых еборов зерновых
и технических культур. Достигнуты успехи
и в развитии животноводства. Растет техни-
ческая вооруженность сельского хозяйства,
электричество все шире внедряется в произ-
‘водство и быт колхозников. Осуществление
сталинского плана, преобразования . природы
способствует дальнейшему процветанию: со-

` циалистического сельского хозяйства. Все вы-
“ме поднимается культура колхозной деревни.

Колхозное крестьянство нашей области на
жизненном опыте убедилось в необходимо-
сти объединения мелких, колхозов, создаю-
его условия для еще более быстрого роста
хозяйства и культуры деревни. Сталинская
идея укрупнения колхозов встретила горячую
поддержку ‘всех тружеников социалистиче
ского сельского хозяйства. Сейчас в Воронеж-
ской области вместо имевшихся ранее
4.327 колхозов создано 1.654. колхоза,

Со времени объединения колхозов. прошло
немного времени, но уже видны огромные
преимущества укрупненного хозяйства.
Укрупнение колхозов открыло широкие воз-
можности для лучшего использования слож-
HOH сельскохозяйственной техники, для раз-
-вития всех отраслей колхозного производ-
ства на основе внедрения достижений мичу-
ринской агробиологической науки и передо-
вого опыта, для дальнейшего подъема мате-
риального уровня колхозников и культуры
колхозного села. Значительно улучшилась
организация труда, повысилась трудовая дис-
циплина, в более сжатые сроки и организо-
ваннее проведены сельскохозяйственные ра-
боты. Колхозы области досрочно выполнили
государственный план  хлебозаготовок и
‚обеспечили себя высокосортными семенами.
Стало более оперативным и конкретным ру-
ководство колхозами. Партийные организа-
нии направили на руководящую работу в
укрупненные колхозы опытных, квалифици-
рованных людей. Председателями колхозов
в области работают сейчае 242 бывших пар-
тийных и советских работника, 84 специа-
листа сельского хозяйства. Теперь среди ру-
ководителей колхозов нередко можно ветре-
тить людей с высшим образованием.

С укрупнением колхозов произошли значи-
тельные изменения в колхозных партийных
организациях и в условиях их работы. В
большинетве колхозов имеются многочислен-
ные и боеспособные первичные партийные
организации, во главе которых стоят подго-
товленные коммунисты. Все это ощутитель-
но сказалось на усилении массово-политиче-
ской и культурной работы в колхозах обла-
сти. р

Заметно улучшила партийно-политическую
работу, например, парторганизация колхоза
имени Дзержинского, Лосевского района, на-
считывающая 50 коммунистов. Партийное бю-
ро правильно подошло к расстановке сил
коммунистов: большинство их непосредствен-
но занято на решающих участках колхозного
производства. В бригадах и на животновод-

- ческих фермах создано десять партийных и
партийно-комсомольских групи. В колхозе
систематически проводятся беседы, читки га-
зет, доклады. Агитаторы разъясняют колхоз-
‘никам внешнюю и внутреннюю политику пар-
тии и правительства, задачи, стоящие перед
страной и областью. Коммунисты активно
участвуют в избирательной кампании,
занимаются политической учебой. Неплохие
примеры развертывания массово-политиче-
ской работы можно увидеть и в ряде других
колхозов.

Следует заметить, что там, где райкомы
партии по-настоящему глубоко вникают в
вопросы организационно-партийной и пар-
	НЕПРАВИЛЬНАЯ УСТАНОВКА

\.
	Секретарь Воронежского обкома ВКП(б).