`10 лёкабря 1950 г., № 34 (162

культу

Яркий спектакль
о люлях колхозной деревни
	«Вторая любовь» на сцене MXAT
	ний, заставляющих Родиона ревновать Гру-
ню к Ракитину, авторы инсценировки превра-
тили партийного руководителя в какого-то
«воздыхателя», использующего любой слу-
чай, чтобы лишний раз напомнить Груне о
себе. Порою создается впечатление, что Ра-
китин без всякой деловой необходимости
приезжает в колхоз только лишь за тем, что-
бы повидать Груню и сказать ей несколько
ласковых слов. Секретарь райкома в инсце-
нировке не показан как партийный руково-
дитель, организатор и воспитатель масс. Ар-
тист.А. Вербицкий, исполняющий роль сек-
ретаря райкома Ракитина, не смог преодо-
леть неполноценность литературного мате-
риала инсценировки, и ему не удалось в
создании образа достичь необходимой глу-
бины и убедительности.

Несмотря на этот недостаток инсценировки,
театром создан интересный, правдивый и вол-
нующий спектакль (постановка и режиссура
В. Станицына и С. Блинникова). Перед зри-
телем раскрывается широкое полотно, пока-
зывающее сегодняшнюю колхозную деревню,
се людей, ее жизнь. На сцене возникает яр-
кая картина алтайского колхозного села.
Зритель видит живых, хорошо знакомых ему
по роману героев колхоза «Рассвет», пере-
живает вместе с ними горе и радость, вол-
нуется за их судьбу, радуется их трудовым
подвигам:

Главное в спектакле — борьба нового, пере-
дового со старым, отживающим - глубоко вол-
нует зрителя.

В главной роли в спектакле выступает. мо-
лодая артистка Е. Хромова. Она проявила
глубокое пониманиеодаренной и целеустрем-
ленной натуры Груни. Актриса живет на
сцене жизнью своей героини. Если вначале
Груня предстает перед зрителем робкой, за-
стенчивой и нерешительной, то к концу. спек-
такля мы видим в ней человека, уверенного,
выросшего морально и идейно. За этим ро-
стом Груни зритель следит с неослабным вни-
манием. Он верит в ее победу, ибо вместе с
ней идет и помогает. ее росту коллектив кол-
хоза. Груне Васильповой присущи удивитель-
ная нравственная чистота и бескорыстие вее
личных отношениях и общественных делах,
Все эти качества Груни молодая актриса пе-
‘редает с большим проникновением. Артистка
Е. Хромова в этом спектакле обнаружила
большие творческие возможности, сумела по-
казать свое дарование.
	Родион Басильцов в исполнении артиста
В. Давыдова предстает перед зрителем само-
ловольным, честолюбивым и несколько огра-
ниченным человеком. Его сдолевает желание
добиться личного успеха, он трудится для то-
го, чтобы ради тщеславия быть впереди дру-
гих и легким трудом добиться звания Героя
Социалистического Труда. В этих намерениях
Родиона постигает катастрофа, приводящая
его к разрыву с женой и уходу из. колхоза.
Но он чуветвует себя одиноким, потерявшим
цель в жизни. Воздействие окружающих, трез-
вая оценка своего поступка, любовь к Груне
возвращают Родиона в родной дом, в колхоз-
ную семью. Своим честным трудом он снова
завоввывает любовь жены и чуткое, товари-
щеское отношение его друзей-комсомольцев
и всего коллектива. В. Давыдов правильно
толкует этот образ, хорошо передавая внут-
реннее состояние Родиона. Груня и. коллек-
		Роман Е. Мальцева «От всего сердца» широ-
ко известен ‘советским читателям. Азтор
с болыпой теплотой и лиричноетью создал
яркие образы тружеников колхозной деревни,
показал красоту и величие их духовного обли-
ка. Е. Мальцев сумел правдиво и взволнован-
но рассказать об их кипучей, целеустремлен-
ной жизни, в которой уже сегодня ощутимо
и зримо проступают черты коммунистическо-
го общества. - г

Обращение Московского Художественного
театра к роману Е. Мальцева закономерно
и плодотворно, оно свидетельствует об ак-
тивных пбисках театра жизненно достовер-
ного и художественно значительного мате-
риала для своих постановок.

Е. Мальцев в содружество с Н. Венкстерн
создали на материале романа пьесу «Вторая
любовь». Авторам инсценировки удалось до-
статочно полно воплотить в драматической
Форме основное содержание романа.

В пьесе с большой силой и глубиной дан
образ молодой героини колхозной деревни
Груни Васильцовой, наделенной твердым ха-
рактером, целеустремленностью, сознанием
ответственности перед народом. Перед нами
предстает педедовая женщина наших дней во
всем идейном, моральном богатстве ее облика,
проявляющемся с одинаковой силой в личной
и в общественной жизни. Пьеса показывает,
как формировалась эта глубокая, сложная и
в то же время такая понятная и близкая нам
натура передовой женщины — Героя Социали-
стического Труда. Так естественно рождает и
формирует наша социалистическая действи-
тельность людей новой формации,

Драматический конфликт романа и пьесы —
борьба Груни за передовое и новое в труде, в
человеческих отношениях, борьба за любимого
человека. Если` Родион представляет труд в
колхозе как средство личного успеха, личной
славы, личной карьеры, то для Груни труд —
прежде всего необходимая потребность, обще-
ственный долг перед народом, перед государ-
ством. Она трудится от всего сердца. От всего
	сердца она борется за Родиона, спасая его для
облпественного труда и отстаивая свое право
	на глубокую, сильную, настоящую любовь.

Инсценировка романа «От всего сердца»
интересна и тем, что в ней правдиво показана
воспитательная роль коллектива, даны живые
образы комсомольцев, молодежи, выступаю-
ших инициаторами борьбы за высокие урожаи
на больших площадях.

К инсценировке невозможно предъявить
требование сохранения всей полноты романа.
Но главные и существенные его черты долж-
ны быть обязательно перенесены в пьесу.
	Сила романа «От всего сердца» состоит
	также и в правдивом изображении роли
партийной организации колхоза. В романе
видна направляющая рука партии, видны
	живые, яркие образы партииных руководи-
телей — организаторов и вожаков колхозной
деревни. Но авторы инсценировки не смогли
во всей полноте перенести эти положитель-
ные качества романа‘ в пьесу. В романе сек-
ретарь райкома партии Новопашин — руко-
водитель и воспитатель масс, он наделен
большими душевными качествами, читатель
видит в нем чуткого, внимательного и воле-
вого руководителя. Интересно выведен в ро-
мане и секретарь райкома комсомола Раки-
тин, В пьесе же эти два совершенно разных
образа искусственно объединены в одном
персонаже — секретаре райкома партии Ра-
китине, который оказался лишенным поло-
жительных качеств своих прототипов. Желая
сохранить побочную тему любовных отноше-
	На днях Азербайджанское музыкальное из-
дательство впервые выпустило в свет ноты
для национальных инструментов — тары и
кяманчи, Вышли сборник произведений Ce-
ида Рустамова «Мелодические этюды для та-
ры», танец из оперы Узеира Гаджибекова
«Кер-оглы», отдельные произведения лауреа-
та Сталинской премии Кара Kapaena 1 и дру-
гих композиторов.

ж + *

Ташкентский Институт востоковедения
Академии наук Узбекской ССР приобрел” в
нынешнем году 150 ценных произведений,
освецающих вопросы истории и развития
	культуры узбекского и других народов Bo-
	стока. Среди приобретений — рукописное со-
	брание сатирических стихотворений узбек-о
	тив колхоза одерживают победу в борьбе за
Родиона. Образ, созданный В. Давыдовым,
становится в последних спектаклях еще бо-
лее глубоким: от некоторой поверхностной
трактовки образа, наблюдавшейся в первых
спектаклях, актеру удалось освободиться.

Заслуживает внимания тот факт, что испол-
нителями основных ролей в спектакле высту-
пают молодые артисты, многие из которых
лишь недавно оставили стены школы-студии
этого театра. Это важно`и потому, что воспи-
танная на лучших традициях Художествен-
ного театра мастерами, владеющими передо-
вым творческим методом К. С. Станиславско-
го, молодежь принесла с собой в театр также
глубокий интерес, страстную любовь к нашей
социалистической действительности, к ее ^ю-
дям.

Удачно показана в спектакле группа комсо-
мольцев, на которых в тяжелые моменты сво-
ей жизни опирается Груня, которые помогают
ей и поддерживают ез новаторские начина-
ния. Это поистине свежая сила в колхозе, пе-
редовые люди советской деревни. Среди них-
Ваня Яркин, комсомольский руководитель,
неутомимый изобретатель и рационализатор.
Это талантливый самородок, какими так бога=
та натпа страна. Артист В. Трошин, играющий
роль Вани, рисует его скромным, добродуш-
ным, чутким товарищем. Он несколько чуда-
коват, но главное в этом образе — неисчерпа-=
емая инициатива и высокая принципиаль-
ность, : ‘

Хороший образ комсомолки Клани создала
артистка А. Комолова. Жизнерадостность и
юмор не покидают Кланю даже в самые труд-
ные моменты. Скромная на вид, она полна
большого внутреннего обаяния.

В спектакле показано, что молодых героев
окружает. заботливый -коллектив, неутомимые
советские люди. Таковы парторг Чучаев (арт.
Б. Балакин), председатель колхоза Краснопе-
ров (арт. С. Блинников), Матвей Русанов
(арт. П. Чернов), Варвара Жудова (арт. А: Ге
оргиевская), Терентий Васильцов (арт. Н. Ти-
тушин), Маланья (арт. А. Коломийцева).

Облик новой дерезни широко и ярко
раскрывается в народных сценах спектакля.
Особенно это относится к картине колхозной
свадьбы, воспроизводящей зажиточную, сча-
стливую жизнь колхозников.

Общему успеху спектакля способствует реа-
листическое, яркое и вместе с тем строгое
художественное оформление, хорошо переда-
ющее красочную и суровую природу Алтая
(худ. Б. Волков). Оно усиливает впечатление
радостного труда, является созвучным внут-
реннему миру героев, помогает нарисовать
широкие горизонты новой, счастливой жизни.

Общее хорошее впечатление от спектак-
ля несколько ослабляется затянутостью от
дельных картин. Например, не чувствуется
правдивого поведения действующих лиц в
сцене в правлении колхоза. Такое же замеча-
ние можно сделать по отношению к послед-
ней картине четвертого действия. Эти карти-
ны режиссереки недоработаны и выпадают
из общего стиля спектакля.

Некоторую  неудовлетворенность вызы-
вает исполнение роли Фроси артисткой М.
Щербининой. Образ Фроси дан в романе
значительно ярче и богаче, чем на сцене.

Недостатки интересного и значительного
слектакля могут быть устранены театром.
Спектакль «Вторая любовь», тепло принимае-
мый зрителем, обогащает репертуар МХАТ
сделавшего новый шаг вперед в работе над
темами о жизни советских людей,
		Серьезные недостатки журнала
	И агитация»
	«Пропаганда
	За последнее время ‘содержание журнала
Ленинградского областного и городского ко-
митетов ВКП(б) «Пропаганда и агитация»
значительно улучшилось. На страницах жур-
нала стали чаще появляться статьи по от
дельным вопросам  марксистско-ленинской
теории, по организации и методике ‘пропа-
гандистекой работы, систематически публи-
куются методические советы руководителям
кружков по изучению истории ВКП(б) и
консультантам по изучению произведений
классиков марксизма-ленинизма. Немало ин-
тересных и актуальных статей помещается
журналом на общеполитические темы и в
специальном разделе «В помощь агитатору».

Однако. журнал «Пропаганда и агитация»
все еще слабо удовлетворяет возросшие за-
просы своих читателей, особенно запросы то-
варищей, занимающихся политическим са-
мообразованием. Свыше 100 тыс, коммуни-
стов Ленинградской партийной организации
самостоятельно изучают историю партии,
философию, политэкономию, внешнюю поли-
тику СССР и международные отношения.
Этим многочисленным‘ кадрам журнал ока-
зывает недостаточную помощь. На страницах
журнала редко встречаются лекции и кон-
сультации для самостоятельно изучающих
марксистско-ленинскую теорию, вовсе He
публикуются ответы на вопросы читателей,
слабо освещается опыт политического само-
образования коммунистов. р
	большинстве статей на общеполитиче-
ские и теоретические темы и статей в по-
мошь пропагандистам, опубликованных в
журнале, читатель найдет для себя содер-
жательный материал. Однако в журнале
нередко встречаются статьи, написанные на
невысоком идейно-теоретическом уровне, а
порой содержащие ошибки. В статье С. Ки-
селева, посвященной роли русского народа
в мировой истории (№ 1 за 1950 год), совер-
шенно не освещена роль русского народа в
спасении Европы от татарского ига и в осво-
бождении славян. Заявляя, что декабристы
разработали «программу освобождения наро-
дов России от гнета царизма и крепостниче-
ства», С. Киселев не дает классовой харак-
теристики декабристов, не приводит оценки
этого движения В.И. Лениным. Читатель
не найдет глубокого обоснования важнейшего
вопроса темы — почему именно русский рабо-
чий класс стал авангардом международного
пролетариата, Статья А. Гончарова (№ 20 за
1950 год), рассказывая о ходе подготовки и
проведении вооруженного восстания в октяб-
ре 1917 г., почему-то ограничивается Петро-
градом. Партия большевиков готовила социа-
листическую революцию во всей стране, и
т. Гончарову надо было подробно осветить это
в своей статье. Серьезные недостатки имеют-
ся и в статье Т. Ухмыловой «К двадцатиле-
тию ХУТ съезда ВКП(б)» (№ 11 за 1950 год).
В ней не раскрыты такие важные вопросы,
выдвинутые на съезде, как вопрос о разли-
чии капиталистической и социалистической
системы хозяйства, о преимуществах ссциа-
лизма перед капитализмом, 06 общем кризи-
се капитализма, о социалистических нациях,
о развитии культуры народов СССР.
	Отдельные ошибки имеют место в некото-
рых методических советах пропагандистам,
опубликованных в журнале. Так, например,
A. Кочнева в статье «Как провести занятия
по УТ главе «Краткого курса истории ВКП(б)»
(№ 5 за 1950 год), упомянув в начале статьи
© том, что большевики боролись за превра-
шение войны империалистической в войну
гражданскую, совершенно упускает этот
важнейший лозунг большевиков, когда раз-
бирает вопросе «Большевистские лозунги в
период первой мировой войны» (стр. 44—45).
Л. Кочнева не упоминает при разборе этого
вопроса и другого лозунга большевиков —
лозунга «поражения своего правительства в
империалистической войне». Предлагая про-
пагандистам разобрать вопрос о движущих
силах Февральской революции, Л. Кочнева
обращает их внимание на то, что революция
победила так скоро и решительно вследствие
слияния совершенно разнородных классовых
потоков, но она даже не упоминает о том, что
гегемоном Февральской революции явился
пролетариат, возглавляемый большевиками,
что он повел за собой миллионные массы кре-
стьянства, одетые в солдатские шинели, и
что союз этих двух классов решил исход
борьбы. с царизмом. «Революцию, — писал
		Ленин, — совершил пролетариат, он проявил
героизм, он проливал кровь, он увлек за со-
бой самые широкие массы трудящегося и
беднейшего населения...» (Соч., т. 23, стр. 303).
	В ряде статеи и методических указаниях,
помещенных в журнале, вопросы истории и
теории большевизма не связываются с бое-
выми вопросами современности, излагаются
абстрактно. Например, в методических ука-
заниях, составленных кафедрой философии
Ленинградского государственного педагоги-
ческого института им. Герцена, о проведении
занятий в кружке по вопросам историческо-
го материализма (№ 2 за 1950 год) в разделе,
посвященном вопросу «Три особенности про-
изводства», не раскрыт характер социалисти-
ческого способа производства, не показаны
его черты и преимущества, ничего не гово-
рится о полном соответствии производитель-
ных сил и производственных отношений при
социализме, об отсутствии кризисов. пере-
производства в советском социалистическом
хозяйстве, ‘об общественной собственности на
средства производства в СССР, являющейся
основой социалистических производственных
отношений ит. д. А без этих вопросов теряет
ценность и само, методическое указание.
В статье А. Александровой «Как провести
занятия по теме «Партия большевиков в пе-
риод перехода на мирную работу по восста-
нозлению народного хозяйства» (№ 17 за
1950 год) ничего не говорится о необходимо-
сти осуществления основных принципов
новой экономической политики во всех стра-
нах, переходящих от калитализма к социа-
лизму, о значении опыта проведения нэпа
в СССР для строительства социализма в страт
нах народной демократии.
	В разделе «Организация и методика про-
	паганды» журнал помещает интересные, по?
лезные статьи, В частности, заслуживают
внимания статья А. Лукиной об опыте ра-
боты семинаров консультантов при Петро-
градском РК ВКЦ(б), статья консультанта
А. Жукова и другие. Однако некоторые
важные вопросы партийной пропаганды поч-
ти не находят отражения на страницах жур-
нала, например, опыт работы семинаров пар-
тийного актива, вечерних партийных школ,
кружков по изучению биографий В, И. Ленина
и И. В. Сталина и‘ другие. Журнал почти
совсем не обобщает опыт руководства пар-
тийным просвещением со стороны партий-
ных комитетов. Секретари партийных коми-
тетов очень редко выступают на страницах
журнала по вопросам пропаганды. :
Некоторые статьи по вопросам организа-
ции и методики партийной пропаганды но-
сят общий характер. Так, А. Александров в
статье «О практике лекционной пропаганды»
(№ 13 за 1950 год), правильно доказывая не“
обходимость повышения качества, идейного
содержания лекций, ничего не говорит об
	опыте работы лекторских групп горкома и.
	райкомов партии, об организации контроля
за содержанием лекций, с работе лекторов
над лекциями и повышении ими своего идей-
но-теоретического уровня,

Вопросы организации и методики агита-
пионно-массовой работы журнал освещает
плохо. Материалы по этим вопросам публи-
куются главным образом в период избира-
тельных кампаний. Повседневный опыт pa-
боты агитколлективов или отдельных агита-
торов обобщается неудовлетворительно; та-
кие вопросы, как борьба агитаторов за тех-
нический. прогресс, выполнение производ-
ственных планов, повышение производитель-
ности труда, повышение качества продукции,
снижение себестоимости и т. п, журнал за-
трагивает очень редко.

Со страниц журнала «Пропаганда и аги-
тация» почти совсем исчез отдел «Критика
и библиография». Из 11 последних номеров
он имеется лишь в трех номерах журнала.
Краткие аннотации вышедших книг, кото-
рые помещает иногда журнал, не могут за-
менить данного отдела.

Ленинградскому, обкому и горкому ВКП(б)
необходимо исправить недостатки своего
журнала, поднять идейно-теоретический урэ-
вень публикуемых статей, сделать журнал
«Пропаганда и агитация» более глубоким и
	живым по содержанию.
В МИХЕЙКИН,
	ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ
		ского поэта-демократа первой половины ХХ
века Махмура.
- ee OR

Несколько десятков народных песен и ска-
зов, посвященных борьбе за мир, собрала
фольклорная‘экспедиция, организованная Ин-
ститутом языка и литературы Академии на-
ук Эстонской ССР.

ee *

В Горловке состоялось торжественное OT-
крытие нового клуба «Шахтер». Это - 150-й
клуб, построенный для горняков Сталинской
области за время, прошедшее после преды-
дущих выборов в местные Советы.

жж

Экспедиция Академии наук Казахской

ССР завершила обследование памятников
	старины в Бостандыкском, Кировском, Цахта-
Аральском районах Южно-Казахстанской об-
ласти. Здесь обнаружены развалины древних
городов и поселений.
# ++
9 декабря в г. Рязани открылась выставка
работ рязанских художников. В произведени-
ях живописи, графики, скульптуры отображе-
но хозяйственное и ‘культурное строитель“
стБО в области.
  жж
Двадцать концертов на избирательных уча-
стках дала бригада студентов старших курсов
Горьковской государственной консерватории.
Перед избирателями выступают также уча-
‚щиеся музыкального училища и детская
капелла.
		подлинному мастерству, новатореству в зэна-
чительной мере лежит через глубокое изу-
чение жизни. Декада показала, что именно
в тех случаях, когда писатели отстают от
жизни, теряют ее пульс, в произведениях
сказываются засилие устаревших традиций,
бросается в глаза шаблонное решение худо-
жественных задач. Так случилось, например,
с некоторыми произведениями азербайджан-
ской литературы. В интересной по теме и
замыслу пьесе «Большая любовь» драматург
Д. Меджнунбеков ‘из-за недостаточного зна-
ния во многом оказался в плену старых дра-
матургических канонов, подменил в поисках
занимательности настоящую живую жизнь
шаблонными приемами драматургической
«интриги». Недостаточно глубокое знание
жизни, схематизм в обрисовке героев и со-
бытий имеют место в рассказах А. Велиева,
Рзакули-заде и даже в таком в целом заме
чательном романе, как «Тайна недр» М. Су-
лейманова. Слабым знанием жизни объяс-
няется также сохранение в ряде произведе-
ний поэзии условных, отвлеченных образов
и поэтических средств старой восточной ли-
тературы, элементов псевдонародности. Азер-
байджанская поэзия давно встала на, путь ре-
ализма, но малейшая оторванность от жизни,
неглубокое знание предмета всегда вызы-
вают на поверхность обветшалые тралиции
восточной поэтики, обременяют поэзию тя-
	‘желым грузом риторики. Необходимо поэто-
	му борьбу за полнокровное отражение жиз-
ни сочетать с усиленной борьбой против вся-
ких проявлений отвлеченности, условности
и риторики в изображении.
	Наиболее отстающим ‘участком азербай-
джанской литературы является критика, не
давшая до сих пор серьезных работ о произ-
ведениях на современные темы, не ведущая
последовательной борьбы с идеализацией
прошлого, теорией «единого потока», прояв-
лениями буржуазного национализма. Кри-
тика проглядела появление порочной книги
разоблаченного буржуазного националиста
Г. Гусейнова «Из истории общественной и
философской мысли B Азербайджане
ХХ века». Обсуждение произведений азер-
байджанских критиков на комиссии по кри-
тике ССП СССР лишний раз подтвердило,
что литературная критика в Азербайджане
далеко не выполняет своих задач, не помо-
гает писателям в борьбе за дальнейшее по-
вышение идейного и художественного уров-
ня произведений.
	Проведенная в атмосфере дружбы и
братства, декада азербайджанской литера-
туры и искусства вооружила деятелей азер-
байджанской литературы и искусства новы-
ми знаниями и идеями, вдохновила на
новые произведения о борьбе советского
народа, руководимого великим Сталиным, за
победу коммунизма в нашей стране. ~
	Я. КИРСАНОВ,
Зав. отделом пропаганды и агитации
HK ЕП(б) Азербайджана.
	К новому расцвету литературы Азербайджана
	В последнее время этот жавр получил осо-
бенно широкое распространение в азербай-
	джанской литературе. В стихотворениях «За-
	ря ветает с Востока», «Лондонская старуха»,
«Смерть Эдуарда Мазе», «Негр говорит» поэт
Самед Вургун страстно разоблачает звериный
лик международного империализма, порабо-
щающего народы, вынашивающего планы но-
вой мировой войны. С большой поэтической
силой Сулейман Рустам раскрывает в сбор-
нике «Два берега» тему двух миров — счаст-
ливого социалистического Азербайджана и
изнывающего под империалистическим гне-

том Южного Азербайджана.
	Теме революционно-демократической борь-
бы трудящихся Ирана против деспотического
режима Реза-Шаха, разоблачению подлых
политических интриг англо-американских
империалистов в Иране посвящен большой
роман М. Ибрагимова «Наступит день». Автор
ярко и убедительно показывает в романе на-
растание освободительного движения в
Иране, глубокую любовь трудящихся Ирана
к советскому народу, их жгучую ненависть
к американо-английским империалистам, за-
кабаляющим страну, ведущим гнусную игру
против СССР.
	Высокую оценку получила повесть С. Ра-.
	гимова «Шамо», представляющая собой боль-
ое полотно о жизни азербайджанской де-
ревни накануне революции, гражданской
войны в Азербайджане и о новых людях,
растущих в процессе борьбы за победу со-
ветского строя в Азербайджане под руковод-
ством бакинской партийной организации.
	Рядом значительных произведений была
представлена на декаде ‘азербайджанская
драматургия. Пьеса «Утро Востока» Э. Мамед-
ханлы повествует о борьбе за установление
советской власти в Азербайджане. Остальные
пьесы — «Вешние воды» И. Эфендиева, «Доб-
ро пожаловаты» С. Рахмана, «Заря над Кас-
пием» И. Касумова, «Большая любовь»
Д. Меджнунбекова, «В горах» С. Ахундова по-
священы теме послевоенного социалистиче-
ского строительства. Нефтяники, создающие
морские промысла‘на Каспии, строители и
горняки, осваивающие недра Дашкесана, кол-
хозники, выводящие новую породу овец и
выращивающие высокие урожаи, — вот. герои
современной драматургии Азербайджана,
	Характерной чертой нынешней декады
азербайджанской литературы явилось ‘обилие
имен молодых писателей. Талантливые, ори-
гинальные стихи пишут поэты Г. Гусейн-заде,
Б. Вагаб-заде, Н. Гянджали, 3. Джабар-заде,
А. Бабаев и другие. Тематика этих стихотво-
рений разнообразна и содержательна: сталин-
ская дружба народов, борьба народов за мир,
величественные успехи коммунистического
строительства в нашей стране.
	Под непосредственным влиянием азербай-
джанской советской литературы’ находится
творчество прозаиков и ‘поэтов Южного
Азербайджана, создавших много новых та-
лантливых произведений, воспевающих ге-
роическую борьбу трудящихся ‘Южного
Азербайджана против иранских реакционеров
и американо-английских захватчиков.
	Декада азербайджанской литературы и
искусства в Москве — важный этап в духов-
ной жизни азербайджанского народа. Декада
явилась смотром сил на одном из самых от
ветственных ‘участков  коммунистического
воспитавия трудящихся. Она показала не-
сомненные достижения азербайджанской ли-
тературы, ее значительный рост в послевоен-
ный период. Вместе с тем были вскрыты
также серьезные недостатки азербайджан-
ской литературы. Прежде всего следует от-
метить, что при всех своих достижениях
деятели литературы и искусства Азербайджа-
на находятся все еше в большом долгу перед
своим народом, перед великой советской ли-
тературой, в сокровищницу которой каждая
национальная республика вносит свой вклад.

Жизнь Советского Азербайджана, созида-
тельный труд рабочих, колхозников и интел-
лигенции несравненно шире, богаче и мното-
образнее, чем это показано в произведениях
наших писателей. Поворот к современной
тематике должен стать еще более решитель-
ным. Они должны глубже охватывать и
отображать важнейшие отрасли народной
жизни — борьбу и труд славных бакинеких
нефтяников, азербайджанских хлопкоробов,
строителей Мингечаура, Сумгаита и Даш-
кесана.
	В последнее время по инициативе
товарища Сталина правительством CCCP
принят ряд решений, осуществление которых
преобразит лицо Азербайджана, обеспечив
дальнейший, еще более мощный подъем его
экономики и культуры. С величайшим вооду-
невлением встречено трудящимися респуб-
лики это новое ‹ проявление сталинской
заботы об азербайджанском народе. Сталин-
ская забота ко многому обязывает работни-
ков идеологического фронта, Долг писателей
и работников искусства Азербайджана — не-
устанно крепить живую связь с жизнью, ак-
тивно вторгаться. в жизнь, показывать в
своих произведениях все великие сталин-
ские преобразования.

Прошедшая декада доказала, что наиболь-
тих успехов азербайджанская литература
достигала в тех случаях, когда она ближе
соприкасалась с жизнью, когда произведения
рождались в результате пристального изу-
чения жизни. Жизнь подсказывает нэ толь-
ко новые темы, образы и идеи, но и каче-
ственно новое решение встающих перед
писателем художественных задач. Путь к
	Особенно отрадно, что за последние годы на
метился определенный поворот наших писа-
телей к показу героического труда.и прекрас-
ного духовного облика строителей коммуни-
стического общества — рядовых рабочих, кол-
хозников, интеллигенции Азербайджана.
Именно этой благородной, наиболее важной
теме современной советёкой литературы по-
свяшены написанные за последние годы ро-
маны «Тайна недр» М. Сулейманова, «Апше-
рон» Мехти Гусейна, «Мингечаур» (первая
часть) А. Садыка, повесть «У нас в Астаре»
Г. Сеидбейли, рассказы писателей М. Д. Па-
шаева, Г. Мусаева, поэма Самед Вургуна «Му-
гань», многие стихотворения поэтов С. Ру-
стама, Расул Рза, А. Джамиля и других.
В этих произведениях немало удачных по-
пыток раскрыть полный внутренней красо-
ты и гармонии образ советского человека —
тламенного патриота Родины, носителя пе-
	‚реловых идей, высоких моральных качеств.
	Великие ‘образы основателей и вождей
большевистской партии и Советского госу-
дарства — В. И. Ленина и И. В. Сталина се
любовью воссоздаются в литературах всех
советских ‘республик. Лейтмотив поэмы Ра-
сул Рза «Ленин» — благодарная хвала совёт-
ского человека, счастливого строителя комму-
низма, бессмертному Ленину. Через всю поэ-
му проходит образ товарища Сталина — вер-
ного друга и соратника Ленина, гениального
продолжателя ленинского дела, великого
вдохновителя и организатора всех побед со-
ветского народа.

Все большее место находит в творчестве
писателей Азербайджана тема дружбы наро-
лов. Эта могучая движущая сила советского
	‘общества ярко отражена в стихотворениях
	С. Рустама, Расул Рза и других поэтов. Осо-
бенно полно и сильно эта тема раскрыта в
романе А. Абульгасана «Бастионы дружбы»
и в поэме Мамед Рагима «Над Ленингра-.
дом» — в наиболее значительных произведе-
ниях азербайджанской литературы о Вели-
кой Отечественной войне советского народа.
	Советский человек привык связывать свой
самоотверженный труд во имя победы ком-
мунизма в нашей стране с той всемирно-исто-
рической ролью, которую играет, сейчас на
международной арене наша могучая Роди-
на — боевой авангард лагеря мира, демокра-
тии и социализма, надежда, оплот и светоч
прогрессивного человечества. Естественно
поэтому глубокое внимание советских людей
к событиям, происходящим за рубежами на-
шей Родины. Мысли и чувства, вызываемые
в советских тружениках этими событиями,
находят себе правдивое выражение в художе-
ственной публицистике наших писателей.
	Закончилась декада азербайджанской лите-
ратуры и искусства, проходившая в обстанов-
ке большого творческого подъема. Выступле-
ния азербайджанских писателей, поэтов,
драматургов и мастеров музыкального и хо-
реографического искусства Советского  Азер-
байджана нашли теплый и дружеский прием
у трудящихся столицы нашей Родины —
Москвы. ,

искусства в Москве, как и смотры литератур
и искусств других народов СССР, явилась
‘еше одним замечательным свидетельством
животворной силы ленинско-сталинской на-
циональной политики большевистской пар-
тии, новой яркой демонстрацией нерушимой
дружбы народов нашей страны.’

Вдохновляемые заботами большевистской
партии и родного Сталина, трудящиеся Азер-
байджана с помощью великого русского наро-
да претворили в жизнь задачу, поставленную
И. В. Сталиным еще 25 лет назад: «превра-
тить Азербайджанскую республику в образец
для угнетенных народов Востока и в знаме-
носца их освобождения от ига империализма».
Сегодняшний Азербайджан — это форпост
социализма на рубеже Востока, передовая со-
ветская республика с высокоразвитыми про-
мышленностью и сельским хозяйством, с бога-
той и многогранной культурой.

О высоком уровне духовной жизни азер-
байлжанского народа, возрожденного и окры-
ленного советской властью, партией Ленина—
Сталина, дают яркое ‚представление азербай-
джанская литература и искусство. р
‚ Смелое и разностороннее воплощение полу-
чили в азербайджанской литературе и искус-
стве новые духовные качества советского че-
ловека, величие и радость его свободного
труда, грандиозный размах социалистических
преобразований в Азербайджане, могучая си-
ла советского патриотизма и сталинской
дружбы народов. Взволнованное, правдивое
выражение нашли в художественных произ-
ведениях глубокая благодарность, беззаветная
верность и сыновняя любовь азербайджанско-
то народа к гениям человечества, TBODIIAM
народного счастья — В. И. Ленину и И. В.
Сталину.

Важнейшее, определяющее значение для
азербайджанской литературы и искусства, как
и для всей духовной жизни народов СССР,
имели решения ЦК `ВКП(б) по идеологиче-
ским вопросам, проведенные партией дискус-
сии в различных областях науки и гениаль-
ные труды товарища Сталина по вопросам
языкознания, явившиеся новым вкладом в
сокровищницу марксистско-ленинской тео-
рии, вооружающие всех работников идеоло-
гического фронта.

Представленные
литературы и иску

на декаде произведения
сства говорят о плодотвор-
ном стремлении наших писателей к. овладе-
нию методом социалиетического реализма, к
высокоидейному и художественно полноцен-
ному творчеству, к широкому и. смелому во-
плопению в искусстве современной темы.