10 декабря: 1950 г., № 344(162)

ToD
НИ
				ГУРА и

0911 COUHY
	А что касается перспектив, то о них недву-
смысленно сказал на днях британский ми-
нистр финансов Гейтскелл: «Мы не в состоя-
нии позволить себе повысить потребление.
Но это, возможно, даже слишком оптимисти-
ческий прогноз». Другими словами, предстоит
не повышение, а снижение уровня жизни.
Если же говорить о самой главной стране ка-
питалистического мира — Соединенных Шта-
тах Америки, не пострадавших от войны, а
нажившихся на мировых войнах, то и там,
несмотря на обилие военных заказов, уро-
вень промышленного производетва все еще
ниже уровня 1943 года. Приговором капита-
лизму звучит признание буржуазных эконо-
мистов, что в течение всего первого полусто-
летия ХХ века в США былс только два ко-
ротких периода, когда промышленное произ-
водство расптирялось; период первой мировой
войны и период второй мировой войны, и что
только агрессия в Корее помогла США избе-
жать в этом году жесточайшего экономиче-
ского кризиса. Недаром нью-йоркекая биржа
отметила поражение американских интервен-
тов немедленным падением курса акций и
спекулятивных оптовых цен.

Помимо Советского Союза, только в стра-
нах народной демократии, строящих по на-
шему примеру социализм, происходит все
нарастающее расширение промышленного и
ссльскохозяйственного производства. Страны
народной демократии идут к раецвету, богат-
ству, народному счастью. Радостно отметить,
что на путь свободы и счастья вступил и
великий китайский народ, который непре-
менно создаст у себя современную индустрию
и высокопродуктивное сельское хозяйство.

-На опыте Советского Союза и стран народ-
ной демократии трудящиеся всего мира ви-
дят, что коммунизм несет народам мир и
невиданный подъем благосостояния и куль
туры трудящихся и открывает перед ними
широчайшие возможности творческого роста.
Коммунизм ‘и трудовой народ неразделимы.
Как нельзя уничтожить народ, так нельзя
уничтожить и коммунизм.

Народы, ставшие на путь коммунизма, яв-
ляются самыми пламенными и реанительными
борцами за мир. Вокруг них объединяются
все сторонники мира.

Напрасно империалисты ищут спасения на
путях войны; она не принесет им ничего,
кроме гибели. «Мы должны использовать все
больше наших ресурсов для военных целей
и все меньше — для гражданского потребле-
ния»,— заявил Трумэн в Сан-Франциско по-
сле свидания с генералом Макартуром. Но
никакие ресурсы не помогут империалистам
изменить в свою пользу неумолимый ход
истории. События в Корее наглядно показа-
ли, что народы, борющиеся за свою независи-
мость, непобедимы. Их сила в единстве, в со-
дружестве народов, в том счастье, которое
обрели миллионы людей, сбросившие с себя
иго империализма и начавиие строить но-
вую жизнь.

Сейчас, когда дело идет о жизни народов,
сотни миллионов простых людей на всем зем-
ном шаре обращают свои взоры, исполнен-
ные надежды, на страну, идущую во главе
прогрессивного движения человечества, —
Советский Союз. С каждым днем правда о
жизни советского народа, строящего комму-
визм, становится достоянием все большего
числа людей, Советский человек горд тем, что
его. Родина ‘пролагаег дорогу к свободе и
счастью народов, что она являетея ко-
лыбелью цивилизации, которая впервые в
истории будет с полным правом названа че-
ловеческой.

На рубеже двух полустолетий сотни мил-
лионов простых людей обращают свои взоры
к великому Сталину. Имя товарища
Сталина — самое дорогое и любимое имя для
трудящихся во всех уголках земного шара.
Это имя — символ победы демократических
сил в годы второй мировой войны. Это имя —
знамя мира в послевоенный период. Победа
идей Ленина и Сталина в любой стране озна-
чает освобождение угнетенных, содружество
наций, благосостояние тружеников, широчай-
ший культурный прогресс,

Народы отстоят мир. Самое сильное, самое
главное, что воодущевляет их на отпор под-
жигателям войны,— это великие успехи со-
ветского народа, строящего коммунизм под
испытанным водительством великой партии

Ленина- Сталина.
B. AEOHTBEB.

Силы мира побе
	Народы мира уверенно смотрят в будущее.
Успех Второго Всемирного конгресса сторон-
ников мира, давшего конкретную программу
борьбы за мир, героическая борьба корейско-
го народа, единодушный протест народных
Mace против нового агрессивного выступле-
ния Трумэна 30 ноября ярко показывают, как
неуклонно растут и укрепляются силы мира
и демократии, как все более широкие мас-
сы вовлекаются в активную борьбу за мир и
свободу, срывая коварные планы империали-
стических поджигателей новой войны.

Последние события на международной аре-
не не являются какими-то случайными и
единичными фактами. Они выражают общую
закономерность, общее направление разви-
тия мировой истории в наш век, в век ком-
мунизма. Поражение американских войск в
Корее — не отдельный эпизод, а поучитель-
ное историческое событие, вызвавшее расте-
рянность в лагере врагов мира, демократии
и свободы и заставившее многих из них
серьезно задуматься над судьбами своего
обречённого на провал кровавого дела, Аме-
риканская пресса, на все лады обсуждая при-
чины и следствия поражения интервентов в
Корее и предлагая всевозможные выходы
из создавшегося положения, неизменно при-
ходит к выводу: что-то неблагополучно во
всей ‘американской агрессивной политике.
Но что именно неблагополучно,—это вне
пределов ее понимания.

Ближе других к истине подошел видный
лейборист правого толка член парламента
Стэнли Эване, сравнивший одного из глав-
ных виновников преступлений американских
империалистов в Корее Макартура с быком,
ворвавшимся в магазин фарфоровых изделий.
На митинге в своем избирательном округе
Эванс заявил: «Макартур отводит себе роль
нового политического мессии, который при-
зван освободить мир от коммунизма силой
оружия. Но этого нельзя сделать... нельзя
уничтожить коммунизм».
	Невозможность «уничтожить» коммунизм
и полавить освободительное движение наро-
дов начинают понимать многие представи-
тели американской и английской буржуазии.
А ведь «идея» уничтожить коммунизм ле
жит в основе не только американской агрес-
сии в Корее, на острове Тайван и во Вьетна-
ме, но и в основе всей американской внеш-
ней политики, отвергающей принципи сосу-
зцествования на земном. шаре различных со-
циальных систем и направленной на уста-
новление мирового господства Уолл-стрита.

На днях английские консерваторы поспе-
ттили исключить из своей партии делегата
Второго Всемирного конгресса сторонников
мира врача Вударда. Вот что сказал по этому
поводу Вудард: «Я никогда в жизни не ви-
дел такой большой глупости. Все, что эти
глупцы могли сделать, так это попытаться
заставить меня сказать, что я против ком-
мунизма. Я сказал им, что имеется по край-
ней мере один миллиард людей на земле,
которые верят в коммунизм, и что их нель-
зя сбрасывать со счетов. Мы должны сотруд-
ничать с ними, если мы хотим мира». И да-
же американский сенатор Бэрд, принадле-
жащий к демократической партии, партии
Трумэна, по-своему выразил ту же мысль о
невозможности навязать силой оружия де
сяткам народов «американский образ жиз-
ти», который он называет, разумеется, «де-
мократией». «Мы не можем,— заявил он,—
заниматься тем, чтобы во всем мире превра-
щать в демократов людей, которые не хотят
быть демократами», то есть не хотят жить
под властью греческих монархо-фашистов,
баодаев, лисынмановцев, гоминдановцев...

Этот весьма существенный едвиг в мыш-
лении значительной части буржуазии, отрез-
вленной ходом войны в Корее, не коснулся,
повидимому, правящей клики СИА. Это по-
спешил засвидетельствовать сам президент
Трумэн в своем заявлении 30 ноября. Ou
прямо заявил, что хочет войны, а не мира.
Но за истерическим выступлением Трумэна
последовала мощная волна всеобщего возму-
шения, решительный протест народных масе
всех стран мира. Выступая в Национальном
собрании Франции, Жак Дюкло сказал, что,
угрожая распространить войну на весь мир,
«Трумэн вызвал волну возмущения и гнева,
чего он, разумеется, не ожидал. В этом со
всей очевидностью сказались результаты
кампании по сбору подписей под Стокгольм-
	Издательство «Искусство» выпустило в
1949 году книгу проф. А. Сидорова «Графика».
Эта книга является первой попыткой дать
исторический обзор развития советской гра-
фики, подвести итоги работы советских
художников-графиков за 30 лет (с 1917 по
1947 r.).

Советская общественность ждала, что проф.
Сидоров в своей книге проследит развитие
реалистического искусства с самого начала
революции, покажет четко и ясно ведущую
роль партии в борьбе советского реалистиче-
ского искусства против формализма, вскроет
вредную, антинародную сущность формализ-
ма, даст глубокий анализ и развернутую ха-
рактеристику творчества художников, пока-
жет, как художники своим творчеством слу-
жили и служат народу, проанализирует ра-
боты не только художников Москвы и Ленин-
града, но и других крупных центров страны.
Однако книга «Графика» этих ожиданий не
оправдала.

Автор, собрав в своей книге обширный ма-
териал, не сумел показать, как в ходе строи-
тельства социализма:росла и развивалась: со-
ветская графика, он не сумел раскрыть того,
как коммунистическая партия своим повсе-
дневным и постоянным руководством направ-
ляла творчество художников-графиков по ‘пу-
ти социалистического реализма.

Книга проф. А. Сидорова является бесси-
стемным сборником отрывочных, зачастую
политически неверных, субъективных оценок
произведений художников-графиков. :

Вместо четкой политической оценки худо-
жественных произведений графики проф. Си-
доров оперирует в книге поверхностными
определениями, почти на каждой странице
книги смакует и вдохновенно расхваливает
«свободные  росчерки», - «завитки линий»,
«комбинации черных пятен» формалистов,
подменяя этим конкретный анализ произве-
дений. Автор книги мало и неясно говорит э
реализме, о борьбе передовых художников
против формализма и космополитизма в
изобразительном искусстве.

Автор не показал ясной линии развития
реализма в графике, и это один из крупных
недостатков его книги.

Нельзя сказать, что у проф. Сидорова со-
всем нет попыток проследить эту линию раз-
вития. Они есть, Но сделано все это автором
так невнимательно, беспорядочно, так раз-
бросано по книге, что читателю почти невоз-
можно представить правильный путь разви-
тия, каким шло советское изобразительное
искусство.

Нечеткостть и колебания в оценке произве-
дений советских графиков, в подборе иллю-
стративного материала в книге не случайны.
Автор книги еше до сих пор не освободился
от прошлых ошибок. Он пытается критико-
вать формалистов, но вместо этого у него по-
лучаются реверансы в сторону формализма.
Когда автор говорит о реализме, его перо
вяло движется по бумаге, когда же он пере-
ходит к разбору творчества идеологов форма-
лизма, речь его льется свободно, стиль и эпи-
		ским Воззванием, запрещающим применение
атомной бомбы. Мы, коммунисты, гордим-
ся, что содействовали сторонникам мира всех
взглядов и вероисповеданий в сборе миллио-
нов подписей, которые выражают волю наро-
дов к миру».

Отпор, данный Трумэну в эти дни, на-
глядная, очевидная победа движения сторон-
ников мира. Законы 0б определении поня-
тия агрессии; о недопустимости применения
средств массового истребления, о том, что
правительство, которое первым применит
атомную бомбу, должно считаться военным
преступником, — законы, которые правитель-
ства западных держав отказались включить
в международное право, все же приняты на-
родами на их конгрессе в Варшаве, Агрессо-
ры почувствовали силу народного движения
за мир. И хотя правящие круги США отнюдь
не отказываются от своей агрессивной поли-
тики, но уже от их прежней самоуверенности
не осталось и следа. Нет‘единства в лагере
империализма. Трумэн оказывает нажим на
своего младшего партнера — Англию. Он на-
стаивает на продолжении. гонки вооружения,
на создании новых и новых дивизий армии
атлантического блока в Западной Европе,
на агрессивных действиях против Китайской
Народной Республики. Агрессоры маневриру-
ют, потому что получили отпор, потому что,
зарвались свыше своих сил. Но они не отка-
зываются от своих кровавых замыслов.

Правящая клика США продолжает свой
реакционный, милитаристекий курс. Нет не-
достатка в людоедских и кровожадных при-
зывах сенаторов, конгрессменов, крунных
дельцов, влиятельных генералов. В ярости
от понесенного поражения они требуют рас-
	°птирения войны, открытого нападения на ми-
	ролюбивые страны, применения всех ередетв
массового истребления. Этот звериный вой
имсет целью еше больше отравить ядом
войны; шовинизма и зоологической ненави-
сти к свободолюбивым народам сознание каж-
дого американца. Вот почему так злободнев-
но ‘и своевременно звучит сейчас призыв
мира — запретить пропаганду новой войны,
карать пропагандистов агрессии.
	Соединенные Штаты Америки продолжают
оставаться основным центром пропаганды
новой войны. Но и в США растут ряды сто-
ронников мира, подлинных американских
патриотов, не желающих, чтобы Америка
играла роль мирового жандарма и палача.
Все большее число американцев — людей сза-
мых различных верований и убеждений —
поднимает голос протеста против проповед-
ников агрессии и крестового антикоммуни-
стического похода. Благородной любовью к
своей родине проникнуто заявление амери-
канцев — участников ‘Второго Веемирного
конгресса сторонников мира: «Именно пото-
му, что ‘мы хотим спасти нашу страну от
катастрофы и сохранить возможность демо-
кратического прогресса, мы заявляем вам и
прежде всего нашему собетвенному народу:
мы должны вернуть мир Корее, мы должны
удержать нашу страну от ужасной войны
против`Народной республики Китая, мы не
должны принести войну Европе, нам необ-
XOIMMO соглашение между Соединенными
Штатами и Советским Союзом и долгий пе-
риод мирного сосуществования этих двух со-
пиальных систем». .
	Важнейшим фактором, определяющим вею
современную обстановку, является тот итог,
который подводят в конце нынешнего года
экономисты у нас в СССР и в странах народ-
ной демократии, с одной стороны, и в капи-
талистических странах — с другой, итог хо-
зяйственного и культурного развития двух
миров в послевоенное пятилетие. Наша  про-
мышленность, так пострадавшая от фашгиет-
ского нашествия, уже производит почти на
три четверти больше продукции; чем до всй-
ны; мошь. советской страны дает ей возмож-
ность приступить к решению таких задач,
как строительство в короткие сроки гран-
диозных сооружений на Волге, Днепре, Аму-
Дарье; национальный доход Советского Сою-
за вырое на шестьдесят процентов; социали-
стическое сельское хозяйство СССР ветупи-
ло в полосу нового мощного подъема.

И совсем иные «итоги» подводит капитали-
стический мир. Капиталистические страны
Западной Европы не достигли даже низ-
кого «уровня жизни» довоенного времени,
	ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ
	0 жаное художественного чтения
	Жанр художественного слова пользуется у
советских слушателей большой популярно-
стью.

За последние годы чтецы-профессионалы,
мастера художественного слова проделали
плодотворную работу по созданию нового ре-
пертуара’ большой политической значимости.
Ими создан на основе лучших классических и
советских произведений репертуар для эс-
традных концертов. В то же время они
усиленно работают и над созданием цельных
тематических программ, позволяющих слу-
	 птателю глубже воспринять основную идею
	и образы исполняемого произведения. В порт-
феле концертных организаций имеется мно-
го программ из классической русской, со-
ветской и зарубежной литературы:

К сожалению, многие из этих программ не
доходят до слушателя и лежат в портфелях
концертных организаций без движения.

Учитывая, что жанр художественного сло-
ва является одним из важных проводников
духовной культуры, большим  подепорьем
учащимся в усвоении курса литературы,
действенным средством пропаганды правиль-
ной, чистой русской речи, мы ечитаем такое
положение с жанром совершенно недопусти-
мым. .

В Москве есть несколько концертных орга-
низаций: Городская филармония, Государ-
ственная эстрада, Областная филармония, Га-
строльбюро, которые имеют в своих штатах
или на договорах артистов-чтецов. Кроме то-
го, на разовых началах артистов-чтецов ис-
пользуют также и другие организации. Одна-
ко работа во всех этих организациях по про-
паганде жанра художественного слова ведет-
ся зачастую беспланово и неудовлетвори-
тельно.
	Необходимо обратить внимание на проник-
новение в жанр художественного слова мало-
квалифицированных чтенов, не имеющих
данных для творческой работы”и дискредити-
рующих жанр. Значительная часть таких
«артистов» подвизается на сценах благодаря
практикуемой кое-где своеобразной «частной
антрепризе», которая вербует не состоящих в
организациях, бесконтрольно работающих
халтурщиков, спекулирующих идеей пропа-
ганды советской литературы. .

Пентральное и Городское лекционные бюро
	Великий поэт нашей советской эпохи
В. Маяковский в результате своих поездок за
границу создал непревзойденные образцы
ярких политических и сатирических: стихо-
творений, с огромной художественной силой
	разоблачающих лживую, лицемерную мораль
	и варварскую «цивилизацию» капиталистиче-
ского Запада. Мы знаем также и многие дру-
гие произведения советских писателей, прав-
диво показывающие подлинное лицо буржу-
азной культуры, охваченной, маразмом и
разложением, Рядом с этими произведения-
ми по меньшей мере странно выгля-
дит очерк А. Твардовского «На хуторе в Тю-
ре-фиорде», опубликованный в девятом номе-
ре журнала «Новый мир».

В составе делегации деятелей ссветской
культуры А. Твардовский побывал не так дав-
но в ряде скандинавских стран. Его очерк—
своего рода отчет об этой поездке. Что же
привлекло внимание А. Твардовского и чем
OH посчитал необходимым поделиться с чита-
телями?

В начале очерка дается беглая зарисовка
внешнего вида Стокгольма. Стокгольм - сто-
лица капиталистической Швеции, правители
которой пресмыкаются перед Уолл-стритом..
Стокгольм-—родина Воззвания, ставшего се-
годня символом мошного движения сторон-
ников мира. Но об этом А. Твардовский не
говорит ни слова. Он пишет только о внеш-
ней красоте Стокгольма, о «суровом трудо-
вом упорстве» и о «созидательной энергии»
каких-то абстрактных, внеклассовых людей,
которых мельком увидел он из окна машины
и которых, кажется, больше ничего в мире се-
гояня не интересует, как только. благоустрой-
ство своего города.

Основное содержание очерка составляют
впечатления А. Твардовского от посещения
норвежского хутора в Тюре-фиорде. Хозяин
хутора с гордостью показывает гостям свое
хозяйство: двенадцать гектаров обрабатывае-
мой земли, собственный трактор, каменный
скотный двор с бетонными полами, с кормуш-
ками, автопоилками и электрическим освеще-
нием, семнадцать коров и пять лошадей. И
все это дышит сытостью и довольством, ло-
тпади здесь «упитанные», коровы «грузные»,
= сам хозаин-олицетворение буржуазного
	и Всесоюзное общество по распространению
политических и научных знаний недавно
прекратили выступления артистов, иллю-
стрирующих лекции. Аналогичное положе-
ние создалось в Мосэстраде и Государствен-
ной филармонии. Таким образом, каналы
проникновения озвученных произведений
советской литературы и классики в массы
значительно сузились.

Разве нельзя при одной из концертных
организаций создать отдел литературных
концертов во главе с художественным руко-
водителем, объединив всех ведущих масте-
ров художественного слова для работы по
единому художественному плану? Что ме-
тцает создать на московских концертных пло-
щадках широкую сеть литературных лекто-
риев? В свое время это мероприятие было
осуществлено. На одной из первых таких лек-
торийных плошадок-—во Дворце культуры
крупнейшего завода страны —скоро будет от-
мечаться двухеотая «литературная пятница»,
а недавно на заводе имени Сталина была от-
мечена сотая «литературная среда». Однако
эта прекрасная инициатива почему-то пока
еще не получила широкого развития.

В Москве и Московской области имеется
большое количество высших учебных заве-
дений, научно-исследовательских институтов,
школы, заводы, фабрики, библиотеки, санато-
рии, подмосковные колхозы. Разве нельзя
создать здесь широкую сеть площадок для
литературных концертов, распространив сре-
ди учащихся, рабочих и служащих дешевые
абонементы на несколько циклов концертов?

Комитет радиоинформации, довольно широ-
ко использующий микрофон для выступле-
ний чтецов, нередко привлекает неквалифи-
пированных чтецов, допускает низкое Kae
чество исполнения. Мастера художественного
слова выступают у микрофона редко.

Много раз обращались ведущие мастера
художественного слова по всем этим вопро-
сам в Комитет по делам искусств СССР, но
дело пока не улучшилось. Пора навести по-
рялок в такой важной области концертной
деятельности, какой является жанр художе-
ственного слова.
	Д. Журавлев, С. Фадеева, Э. Каминка,
А. Шварц, Н. Першин, С. Магдесян,
Н. Эфрос, П. Ярославцев, В. Львова.
	процветания и культуры. Это, как пишет ав“
тор, —пятидесяти- или шестидесятилетний че-
ловек «в темном костюме, белом воретничке,
с румяным лицом пожилого здоровяка..., ко-
торый по внешности у нас сошел бы и за пре-
подавателя средней школы, и за бухгалтера
крупного колхоза, и за районного врача, и за
прораба строительства, и за редактора толето-
го журнала», Всех советских людей переще-
голял, оказывается, своей внешней культурой
норвежский хуторянин-капиталист,

Хозяйство кулака ведут два работника, ко-
торые, как подчеркивает автор, мало чем от-
личаются от хозяина по внешности. Работ-
ники занимают отдельный домик. Осмотрев
его, А. Твардовский пишет: «Опрятные, чи-
стенькие комнатки © аккуратно заправлен-
ными постелями и тумбочками, застланными
одинаковыми салфеточками, и на каждой тум-
бочке по иллюстрированному журнальчику!
Скажите, что плохо, скажите, что все ваши
колхозные трактористы имеют такие комнаты
и постели и тумбочки, —как бы вопрошает хо-
зяин, раскрывая перед нами двери комнаток,
отворачивая на кухонке кран над раковиной,
чтобы показать, ‘что из него течет вода, вклю-
чая и выключая свет без нужды».
	Советский читатель был вправе ожидать от
А. Твардовского глубокого разоблачения этого
мнимого, показного благополучия, за. кото-
рым скрывается самая беспощадная эксплуа-
тация батраков. Но автор очерка свел все Ae
ло только к тому, что у работников нет «сво-
его угла» и что они лишены возможности же
ниться, так как хозяин не станет держать
семейных. Вместо того чтобы развенчать кар-
тину буржуазного довольства и внешней
культуры и показать эксплуататорский ха-
рактер кулацкого хозяйства, А. Твардовский
с серьезным видом начинает доказывать
недостаточную рентабельность кулацкого хо-
зяйства, говорит о недостаточно высоком удое
коров на хуторе, о невысоком проценте жира
в их молоке, об отсутствии подачи теплой во-
ды на скотный двор и т. п.

_ Очерк «На хуторе в Тюре-фиорде» непра-
вильно изображает современную норвежскую
действительность,
		В ложном свете...
		(О книге А. Сидорова «Графика»)
	теты становятся высокопарными. так, говоря
о гравюре Н. Купреянова «Крейсер «Авро-
ра», автор безапелляционно причисляет ее к
числу достижений советской графики. Он пи-
шет: «Н. Н, Купреянов впоследствии не
создавал более таких отчетливо революцион-
ных тематических вещей» (стр. 23). А на ре
продукции с этой гравюры, помещенной здесь
же, изображены какие-то непонятные ги-
гантские спирали и круги, какие-то космиче-
ские новообразования и под ними крохотный
трудно рассматриваемый кораблик, на борту
которого едва заметен дымок, как от спички.
Сия «гравюра» и должна изображать знамени-
тый залп «Авроры». Эту явно формалистиче-
скую гравюру проф. Сидоров’ пытается пре-
поднести читателю как «особое достижение»
в передаче революционных идей,

Отлично понимая, что нельзя открыто ку-
рить фимиам чуждому нам «творчеству» фор-
малиста В. Фаворекого, проф. Сидоров дает
ему такую характеристику: «Для В. А. Фавор-
ского, как и для его многих учеников, техни-
ческие возможности выражения переключа-
лись в самодовлеющее формотворчество. Вме-
сто человеческих фигур во многих гравюрах
В. А. Фаворского тех лет стали выступать ма-
некены, очерченные круглящимися парал-
лельными линиями безупречно послушного
резца. Открылась дорога и к формализму и к
идеализму. Советской графике был причинен
большой вред» (стр. 36).

Прочитав этот абзац, читатель сделает пра-
вильный вывод, что В. Фаворский — форма-
лист, идеалист, принесший огромный вред со-
ветскому искусству, погубивший массу та-
лантливой молодежи. Но это не мешает авто-
ру в другом месте книги заявлять: «Наиболее
новым явлением в деятельности мастеров
графики, работавших в Москве, был рас-
цвет гравюры на дереве, превратившийся
в своеобразное направление отнюдь не только
технического характера. Советская ксилогра-
фия приобрела мировую известность. Неко-
торые художники, работавшие в этой области,
сделались признанными учителями мастеров
дружественных и родственных нам славян-
ских стран» (стр. 34).

Читатель подумает, что эти мастера были
подлинно советскими, подлинно идейными
художниками. Кто же эти художники? Ока-
зывается, «наиболее заметны были,— пишет
А. Сидоров, — работы В. А. Фаворского,
А. И. Кравченко, П. Я. Павлинова»,

Патетика у автора моментально пропадает,
когда`он начинает говорить о деятельности
советских графиков-реалистов А. Ермолаева,
В. Шеглова, лауреата Сталинской премии
Н. Жукова. Вепоминая как бы мимоходом
иллюстрации блестящего мастера-реалиста
Д. Кардовского, автор книги более чем сдер-
жанно говорит о прекрасных рисунках этого
художника к книге «Петр р: «Они были вы-
	полнены тщательно и точно, но вряд ли очень
увлеченно» (стр. 12). Автор совершенно не го-
ворит. об иллюстрациях Д. Кардовсекого к
«Робинзону Крузо» (1935 г.), о его большой
графической серии к «Декабристам», насы-
щенной подлинным реализмом и идейностью,
о блестящих акварелях к «Ревизору» Гоголя.

Для характеристики творчества художни-
ков-реалистов у проф. Сидорова нехватает
слов. Но вот когда он добирается до явно
импрессионистского творчества «группы 13»,
то вся его сдержанность сразу пропадает,
«Для всей этой группы, — пишет он,— харак-
терен особый прием рисования пером и
кистью... который может быть назван эскиз-
ным, свободным, приблизительным. Введение
приемов набросочного рисунка в.книгу, в пе-
чать и в иллюстрацию последовало в качестве
эксперимента, принесшего небезинтересные
плоды» (стр. 69).

Особенной похвалы А. Сидорова удостои-
лись рисунки художника «группы 13»
Н. Кузьмина к «Евгению Онегину»,
«Применяя приемы свободного графического
роечерка, —пишет А. Сидоров,-—Н. В. Кузьмин
создал из «Евгения Онегина» 1933 года безус-
левно оригинальную книгу. Он пыталея ил-
люстрировать Пушкина как бы «между
строк». Мы допускаем правомерность такого
приема» (стр. 70—71). Здесь уже не просто
любование формализмом, а явное его оправ-
дание и защита.

Типичное предпочтение формалистических
качеств реалистическим проявляется у авто-
ра, когда он сопоставляет работы художни-
ков Н. Купреянова и П. Соколова-Скаля.
Художник П. Соколов-Скаля, по словам авто-
ра, стремился характеризовать героев, «как
живых людей, портретно, реалистически точ-
ными и живописно выразительными приема-
ми». Характеризуя работы Купреянова, автор
пишет: «Внешне композиции Н. Н. Куноея-
нова были интереснее, но оказывались фор-
мальными и беспомощными в характеристи-
ке действующих людей»,

В понятиях нашего зрителя и читателя хо-
рошю только живое, реальное изображение
людей, а потому и рисунки с этими качества-
ми интереснее, а по А. Сидорову выходит,
наоборот, интереснее формалистические ри-
сунки Купреянова.

Серьезным недостатком книги «Графика»
является и то, что она создает впечатление,
будто работа по графике почти вся сосредо-
точена только в Москвеи Ленинграде, немно-
го на Украине и в Грузии, словно в осталь-
ных наших союзных республиках графикой
художники и не занимаются.

Неудачно подобран иллюстративный ма-
териал книги. Здесь субъективные оценки
автора сыграли ‘свою отрицательную роль.

Книга «Графика» не дает правильного
представления о развитии советской графики
и не может быть рекомендована для изуче-
ния советского изобразител-ного искусства,
	Проф. П. МАЛЬБОВ.
Лауреат Сталинской премии.
	Халтурщики-конъюнктурщики
	няетея промерзанием грунта». Для солидно“
сти Мачерет подкрепляет эти изумительно
«свежие» истины различными терминами из
строительно-технического справочника.
	Итак, «статья» готова. Но не это главное,
Главное — ошеломить редакторов сопроводи-
тельным письмом: «Я инженер-строитель
с 20-летним стажем инженера и главного ин-
женера. Располагая материалами по передо-
вым методам... по новейшей технике и но-
вым механизмам... могу систематически...» и
т. д. и т. п. Остается вложить в конверты, за-
клеить, опустить в почтовый ящик и ожидать
гонорара по адресу «Москва, почтовый ящик
№ 822». Служебный и домашний адрес Маче-
рет предусмотрительно замалчивает,
	Другой халтурщик-конъюнктурщик, некто
М. И. Лапшин из гор. Горького, решил  ис-
пользовать в целях получения гонорарной
мзды одну из злободневных тем об американ-
ском образе жизни. Выдавая свою безграмот-
ную стрянню-селянку из отрывочных фактов,
собранных в разных газетах и журналах, за
статью, он рассылает ее в «Уважаемые редак-
ции» далеких газет, думая, что там сидят про-
стофили. Сей халтурщик пера невзыскате-
лен. Он милостиво разрешает: «Если статья
велика, можете ее сокращать, переставлять,
вымарывать. Согласен! Настоящий материал
мною был предложен Горьковской радиоре-
дакции, где я неоднократно публиковался,
Для них она оказалась слишком объемна, ве-
лика. Сокращать собственноручнф не стал
(пусть, — решил, —терзают вдали). Областная
газета «Горьковская коммуна» кишмя кишит
авторами. Туда я и не обращался. Вот причи-
ны, которые привели к Вам».
	Так вот и промышляют халтурщики-конЪ-
юнктурщики, изготовляя творог посредством
выковыривания его из ватрушек. Надо ска-
зать, что есть одно обетоятельство, весьма
способствующее халтурщикам пера. Его спра-
ведливо подметил сотрудник газеты «Забай-
кальский рабочий» т. Румянцев, приславший
опусы халтурщиков. Он пишет: «Очевидно,
«дикие авторы» учитывают, что ТАСС и его
Прессбюро очень плохо обеспечивают газеты
квалифицированными материалами на злобу
дня из международной и внутречней жизни»,
	Тов. Румянцев прав. Работники многих
других газет высказывают такое же мнение о
деятельности Пресесбюро ТАСС.
	Перефразируя известную поговорку, можно
	сказать: чем халтурщик не шутит, когда
Пресебюро спит.

Д. БЕЛЯЕВ,
	РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

Халтуртцики пока, к сожалению, еще не
перевелись. Здесь речь идет о халтурщи-
ках пера. Подвизаются они, имея перед со-
бой одну цель: погоню за гонорарной мздой.
И в этом отношении они очень похожи на од-
ного щедринского героя, который «изготов-
лял» творог посредством выковыривания его
из ватрушек. Способ этот не требует ни хло-
пот, ни болыпой затраты времени, ни ума,
ни таланта — сиди и выковыривай.
	Главная забота халтурщика пера — это
определить конъюнктуру. Для этого он име-
ет: газеты, журналы, отрывной календарь и
вид из окна квартиры, скажем, на Соколь-
нический парк. Посмотрит халтурщик в
окно и видит, как с берез неслышен, невесом
спадает желтый лист. Посмотрит на кален-
дарь — сентябрь,

— Ага, значит, осень. Чем же интересует-
ся в данную осень общественность?

Берет халтурщик газеты и читает заго-
ловки статей.
	— Так-е! Значит, для газет сельскохозяй-
ственных районов сейчас очень необходимы
материалы о зимовке скота. Очень хорошо!
Будем писать о зимовке скота. Пока Пресс-
бюро ТАСС догадается да собирается, мы
это мигом сварганим. `

Садится халтурщиЕе за пишущую машинку
	и начинает «творить». знания предмета у
него нет. Отсутствие мысли он прикрывает
	туманом ученых терминов, позаиметвован-
	ных из энциклопедического справочника за
1867 год. Так, например, обыкновенное моло-
ко у него выглядит как «секрет млечных же-
лез млекопитающих, представляющий собой
эмульсию жира в коллоидном растворе бел-
ков»,
	— Прочитают, — думает халтурщик, — про-
винциальные простофили и скажут: «Ух, и
сильно ученый автор, раз так непонятно и
заковыриесто пишет»,
	Таким способом промышляет гонорарную
мзду некий И. Г. Мачерет. Учитывая конъ-
юнктуру, он решил спекульнуть на том, что
в каждом городе, в каждом районе нашей
страны развернуто огромное строительство
жилищ, производственных сооружений и
т. п. Раз везде строят, соображает этот хал-
турщик-конъюнктурщик, значит, все газеты
нуждаются в соответствующих материалах.
И вот Мачерет, запасиштись копиркой, сидит
и печатает статью «Производство строитель-
ных работ в зимнее ‹время»: «Необходимо
укрыть известковые ямы от промерзания,
проложить и утеплить необходимые на зиму
водопроводы и паропроводы». «В зимних ус-
ховиях производство земляных работ затоуд-
	ан
Типография газеты «Правда» имени Сталина. Ua, № лае
	Адрес редакции: Москва, Старая площадь, дом 4, немн. 258.  Телофоны: И 6-63-60, Д 3-38-52.