21 декабря

№ 35 (163)

Поверхностная книга о Маяковском
	цитат из Аристотеля и Горация, на которые
	‚он опирается при характеристике поэтики
	Маяковского. Автору, очевидно, невдомек, что
при разборе стиля основоположника поэзии
социалистического реализма в высшей сте-
пени странно исходить из формул, данных
античными поэтами и философами.

Много грубых ошибок содержит в себе гла-
ва «Об особенностях поэтической лексики
Маяковского». И. Гуторов пытается показать,
что Маяковский разрабатывал богатство рус-
ского литературного языка. Однако использо-
вание Маяковским русского литературного
	языка. его предшественников сводится в MYO
	бражении.И. Гуторова лишь в применение
поэтом древнерусских, церковно-славянских
и библейских слов. Переходя к вопросу о но“
ваторстве Маяковского в области поэтической
лексики, И. Гуторов несколько раз подчерки-
вает, что до революции поэт ориентировался
на «жаргон окраин». Если бы все это было
так, то Маяковский не был бы новатором
поэтического языка и его поэзия не была бы
общедоступной; народной, ибо известно, что
язык, превращающийся в жаргон, перестает
служить обществу, как целому, деградирует
и обрекает себя на исчезновение.

Необходимым качеством каждого научно“
го труда является исторический подход к
рассматриваемому явлению. В книге И. Гуто-
рова есть специальная глава «Идейно-тема=
тическая эволюция творчества Маяковского».
Но при рассмотрении проблем поэтического
мастерства Маяковского автор часто нару-
шает принцип историзма. Характеристику
творческих приемов Маяковского он подтвер-
ждает цитатами из стихов разных лет, при“
водя иногда в качестве образцов творчества
ранние, незрелые стихи поэта.

Книга содержит многочисленные неточно-
сти и искажения в цитатах, в том числе и в
цитатах из стихов Маяковского, что евиде-
тельствует о небрежности автора, а также о
Безответственности редактора книги И. Tepe-
xopa. .

Псевдонаучность, поверхностность, отсут“
ствие самостоятельной творческой разработ-
ки проблем поэтики Маяковского делают кни-
гу И. Гуторова непригодной для советских
учителей, на которых она рассчитана. Учнед-
гиз не разобрался в представленном ему ав-
тором материале и безответственно отнесся к
	‘вадаче разработки вопросов художественного
	мастерства Маяковского.
И. АГЕЕВ...
	гой переносится работа т. Долинского
«О социалистическом реализме в киноискус-
стве». В плане работы сектора на 1950 год зна-
чится тема т. Юренева «Советская кинокоме“
дия периода Великой Отечественной войны и
послевоенной сталинской пятилетки», но год
уже на исходе, а работа не готова, и срок се
окончания переносится на 1951 год. Не опуб-
ликовано ни одной работы и других научных
сотрудников сектора,

Казалось бы, создание специального сектора
истории кино должно было внести оживление
в разработку вопросов теории и истории
кино, привлечь к этому делу свежие творче
ские силы, Этого не`случилось: Разработкой
теории и истории кино как до создания сек-
тора, так и сейчас занимается, по существу,
один и тот же узкий круг людей. Они являют
ся основными авторами проспекта по истории
кино в Академии наук СССР, им же поручено
составление учебника по истории кино в
Государственном институте кинематографии.
И понятно, что сроки окончания работ и там
и здесь срываются. у .

В таком состоянии научной работы в обла-
сти киноискусства повинны руководство Ин-
ститута истории искусств Академии наук
СССР и Министерство кинематографии CCCP.
Создается впечатление, что Mynuerepctso
кинематографии He заинтересовано в ра“
боте сектора. Иначе чем же можно объяс-
	нить, ‘например, тот. факт, что лица, работа-
	ющие: над историей кино, не имеют возможно-
сти пользоваться фильмами Госфильмфонда и
вынуждены судить о кинокартинах только по
газетным и журнальным рещензиям? В секто-
ре не созданы элементарные условия для
научной работы.

_ Министерству кинематографии СССР и ру-
ководству Института истории искусств Ака-
демии наук СССР пора заинтересоваться ра-
ботой сектора истории кино, привлечь к его
деятельности творческий актив кинематогра-
фии и превратить сектор в организационный
‘научный центр по вопросам теории и истории
киноискусства.

А. ГРОШЕВ.
т. БАБУКИНА.
	ленных в его книге проблем. В. главе «PMT
мика Маяковского» он не показал, в. чем со-
стояла та реформа русского стихосложения,
которая была произведена гениальным ноэтом.
Более того, И. Гуторов  настолько запутался в
вопросе о новаторстве Маяковского, что ре
шил ухватиться за неверные, раскритикован-
ные нашей печатью положения о том, что для
современной поэзии важно новаторство Мая-
ковского только в области содержания поэзии,
а не ее формы. Поэтому конечный вывод
главы о том, что ритмика Маяковекого яв-
ляется новым шагом во всей мировой поэзии,
остался недоказанным. и повис в воздухе.

Следует также отметить, что И. Гуторов
не всегда указывает, откуда он заимствовал
то или иное суждение, ту или иную мысль.
На стр. 158 он утверждает, что «в дореволю-
ционное время Маяковский под прекрасным
понимал все то, что имеет ярко очерченные
признаки жизни, то есть хорошо и красиво
то, что: . _

И поет,
И благоухает,
И пестро сразу...»

Это: неточное, более того, неверное, аполи-
тизное определение эстетического идеала
молодого Маяковского не является плодом
раздумий самого И. Гуторова. Оно заиметво-
вано им из студенческой работы, опублико-
ванной в «Вестнике Московского университе“
та» («Серия общественных наук», Ne 1, 1950,
стр. 131), причем в этом заимствовании есть
	^иить одно отличие от источника-в нем
	искажена цитата из Маяковского.

К числу основных недостатков работы
И. Гуторова относится отсутетвие анализа
особенностей поэтического мастерства Мая-
ковского в связи с идейным содержанием его
поэзии. В главе «Об изобразительных еред-
ствах Маяковского» приводятся многочислен-
ные примеры сравнений, гипербол, инверсий,
аллитераций, но в большинстве случаев не
раскрывается их смысловое значение, их
связь с идейным новаторством поэта.

Зачастую И. Гуторов дает путаные и заум-
ные определения литературных терминов.
«Слово в художественной литературе, — пи-
шет он,— выступает как особая категория
поэтической речи, на отличие которой указы-
вал еще Аристотель, называя ее «услажда-
ющей>..» (стр. 68). С такого бессмысленного
определения художественного слова и. гуто-
ров начинает анализ изобразительных
средств Маяковского. Стремление автора к
наукообразности сказывается и в обилии
	ПРОЕКТЫ ВМЕСТО РАБОТЫ
	живой практической деятельности кинемато”
графии.

В 1947 году был создан специальный сектор
истории кино при Институте истории ис
кусств Академии наук СССР. Предполагалось,
что сектор явится тем центром, который смо-
жет объединить лучшие научные силы в об-
ласти киноискусства: историков, критиков,
рецензентов, специалистов смежных искусств.
На сектор возлагалась разработка важных,
животрепешузих проблем теории и истории
киноискусства. На’ деле же получилось иное.
Сектор объединил всего лишь пять человек
штатных научных сотрудников, которые за
три года сушествования сектора получили в
институте около полумиллиона рублей, но не
опубликовали ни одной рукописи, ни одной
статьи. Вся деятельность сектора за этот пе
риод выражалась главным образом в узких
заседаниях, на которых рассматривались
планы и темы будущих работ и принимались
решения об установлении новых сроков сда-
чи еше не написанных рукописей.

Перед сектором была поставлена серьезная
задача создать проспект, который мог бы
быть положен в основу шеститомного труда
по ‘истории кино. Около двух лет велись ра-
боты по подготовке этого проспекта, а затем
выяснилось, что методологические принципы,
положенные сектором в основу составления
истории кино, порочны, и проспект был. за-
бракован самими же составителями. В 1949 го-
ду сектором планировался выпуск сборника
«Вопросы советского киноискусства». Все те
же пять работников сектора готовили статьи
и монографии для этого сборника. Но сбор-
ник выпущен не был.

За последний год сектор возобновил работу
над проспектом, но теперь уже не щшеститом-
ной истории кинематографии, а двухтомника
по истории советского киноискусства. Свыше
тридцати заседаний посвятил сектор обсужде-
нию проспекта. В сентябре текущего года
проепект был, наконец, утвержден, но вскоре
самим же сектором вновь признан неудовле-
творительным и-подлежащим переработке.

Не лучше обстоит дело и с подготовкой
научных монографий работниками секто-
ра. Из одного годового плана B apy-
	НЕЗАБЫВАЕМЫЕ ДНИ
		ловеческий тип. Природный русский ум ибы-
страя смекалка, недоверчивость и простоду-
шие, неистребимый юмор и несгибаемая во-
ля-—такой характер создает Ильинский, и по-
тому его матрос Шибаев есть наш, народный,
образ в широком смысле слова.

В пьесе есть сцена, происходящая в шпион-
ском логове мадам Буткевич. Шибаев яв-
ляется одним из исполнителей сталинского
плана разгрома контрреволюционного под-
полья как раз в тот наиболее критический мо-
мент, когда контрреволюция должна была вы-
ступить в Петрограде с оружием в руках. В
«салон» к мадам Буткевич, где собрались гла-
вари подполья, является Шибаев с питерски-
ми рабочими и матросами. Сцена написана
умелой рукой, смотрится с интересом. С. Фа-
деева, играющая матерую шпионку мадам
Буткевич, сочетает полное моральное паде-
ние и продажность с классовой ненави-
стью к революции, к народу. Заключительный
аккорд картины в «салоне» мадам Буткевич —
это, конечно, большое мастерство, где автор
и артист соединяют предельную сценическую
выразительность. ПТибаев со своей находчи-
востью сумел заполучить в «салон» еще одно-
го «гостя». Гость оказался представителем
американской разведки ес дипломатическим
паспортом. Американец пытается шуметь и
угрожать Шибаеву.

— Я- Америка!..— заявляет он с такой убе-
жденностью, будто в одном этом слове заклю-
чена какая-то мистическая сила.

И будто между прочим, с какой-то лишь
чуть-чуть заметной презрительностью и вме-
сте с тем с неподражаемым спокойствием Ши-
баев кратко отвечает:

— Америка, тихо.

Все. Идет занавес. Зрительный зал покры-
вает эту сцену восторженными аплодисмен-
тами. Вот образец того, как настоящее худо-
жественное мастерство может предельно точ-
но выразить большие настроения и чувства
‚наших людей.

ГГибаеву противопоставляется в пьесе ан-
глийский шпион Дэксе, родившийся и вырос-
ший в России. Дэкс в исполнении Б. Телеги-
на-—фигура сильная, реалистическая. Это—
настоящий профессионал-шпион, диверсант,
беспощадный враг, трезвый и  хладнокров-
ный. Не в пример Эгару, в лице которого
В. Владиславский сумел представить англий-
скую породу твердолобых, породу черчиллей,
Дэкс понимает, какие могучие народные си-
лы вызвала к жизни социалистическая рево-
люция. По ходу пьесы развертывается насто-
ящий поединок молодого большевика-чекиста
Шибаева с крупным зверем английской раз-
ведки.

‘Автор сумел показать обреченность враже-
ского стана. Генерал Родзянко, поручик Нек-
людов, военспецы Рыбалтовский и Буткевич —
какие это верные типические лица того вре-
мени. Артисты Е. Велихов (Родзянко),
А. Ржанов (Буткевич), И. Комиссаров (Ры-
балтовский), А. Коротков (Неклюдов) создали
редкостный артистический ансамбль, отра-
жающий высокие черты искусства Малого те-
атра.

В то же воемя надо признать, что рабочие,
крестьяне, трудовая революционная интелли-
генция не получили в пьесе своего художе-
ственного выражения. У Вс. Вишневского
все моряки да моряки. Куда же девался мо-
	тучий питерский пролетариат?’ Те лица, что
	появляются на сцене, бледны и схематичны.
Куда девался солдат, вчерашний крестьянин,
	вримкнувигий к Октябрю: Русского ‘ револю-
	ционного солдата не увидишь даже в эпизоде.

В чьесе «Незабываемый 1919-й» яркие худо-
жественные достоинства чередуются с отдель-
ными авторскими промахами, что и делает
пьесу несколько неровной, но горячий, страст-
ный идейно-целеустремленный талант писа-
	‘тел я=больтневика` перекрывает его ‘отдельные
	авторские оитибки, :

Пьеса и сцектакль, где дана пусть непол-
ная, но живая историческая картина борьбы
нашего народа за власть Советов, пьеса и
спектакль, где создана такая незабываемая
сцена, как «Вагон Сталина», пьеса и спек-
такль, где мы видим дорогие народу черты
великого образа,— производят на зрителя
	`’больттое впечатление.
	Содержание пьесы Вс. Вишневекого «Неза-
бываемый 1919-Й», поставленной Малым‘ теал-
ром, составляют исторические события. Эти
события развернулись в пьесе широкой кар-
Они не померкли, не утратили поко-
ряющей живости, а иног
ее да и поразительной

«Незабываемый 1919-й» — первая в coper-
ской драматической литературе пьеса, в ко-
торой сделана серьезная попытка создания
образа Иосифа Виссарионовича Сталина в
эпоху гражданской войны и интервенции, в
конкретных условиях лета 1919 года когда
белогвардейщина по плану военного мини-
стра Англии Черчилля стремилась захва-
тить Петроград, а предатели и изменники в
советском тылу готовили сдачу Петрограда.
Значительность пьесы состоит в том, что
в ней выражена художественно-историческая
правда. Образы Ленина и Сталина освешают
солнечным светом все это произведение.

Пролог к пьесе повествует о том, как
Ленин, окончательно разуверившиеь в ре-
шимости и способности главного командова-
ния отстоять Петроград, просит от имени ЦК
партии товарища Сталина отправиться на
петроградский фронт и действовать там, как
в Перми и Царицыне, представляя Созетское
правительство. Просто, без излишней сцени-
ческой патетики, драматург раскрывает чер-
ты сталинского гения; он показывает в пъесе
покоряющую скромность товарища Сталина.
Драматург показывает, какую могучую силу
обнаруживает товарищ Сталин, когда он го-
ворит Ленину:

«Скажу по секрету, Владимир Ильич,
что думаю обойтись без присылки резер-
вов. За счет внутренних сил Петрограда...
Я уверен, что это возможно. Отвлекать вни-
мание других фронтов, просить помощи не
намерен».

Значительная, характерная реплика. Здесь,
пожалуй, и дается ключ к образу. Важно, что
«по секрету», а не для широковещательных
обещаний, важно, что «за счет внутренних
сил ПЦетрограда», которые хорошо знает
Сталин и в которых он твердо уверен.

В целом пролог все же повествователен
и лишь вводит зрителя в курсе исторических
событий.

Но есть в пьесе вторая картина — «Вагон
Сталина». Какая это сильная сценическая
картина! Простота, как известно, самая труд-
ная вещь вообще в искусстве, а в драматур-
гии в особенности. И радует то, что нашлось
у автора пьесы, у исполнителя роли (Б. Гор-
батова), у постановщиков спектакля то драго-
ценное чувство меры и правды, которое и вы-
разило волнующие черты великого характера
в их возвышенной и только этому великому
характеру присущей простоте. Найдя ‘сущ-
ность выражения образа, и автор и театр до-
стигли сильного и богатого красками сцени-
ческого действия, когда товарищ Сталин в
своем вагоне поздней ночью принимает вы-
вванных им военных деятелей Петроградско-
го фронта.

Сильно и убедительно раскрыта в пъесе
тромадная тема великой любви и преданности
нашего народа болышевистской партии, род-
ному Сталину. В картине, которая называет-
ся У автора «Борьба за форт», есть одно за-
мечательное место, маленькая сцена, только
штрих, но какой! Молодой матрос Пота-
тов заготовил для ветречи с Иосифом
Виссарионовичем что-то вроде письма, кото-
рое он и мечтал прочесть в подходящий мо-
мент. И вот такой момент пришел. Волнуясь
и от волнения еше больше вдохновляясь,

громко и четко читает матрос свое обращение.

перед товарищем Сталиным.

«Прошу разрешить настоящую судьбу
мою. Взиду надвинувшихея событий на
Красный Петроград, мое молодое коммуни-
стическое сердце не желает находиться бес-
полезным организмом...» — : Е

Выпалил подряд, но тут же сказал с обидой
уже «от себя»: 4

— В резерве стоим, товарищ Сталин.

И снова по записке с вдохновенным азар-
TOM:

— Всецело желаю оказать содействие! — и
опять от себя, с великой просьбой. — Пустите
в разведку. Дабы, — заканчивает по записке
с жаром,- поделом наказать затравщиков
Англии и их наймитов.

Эта маленькая сцена в исполнении молодо-
‚го артиста В. Боголюбова надолго запоми-
наелся.

Вс. Вишневскому мало удался образ матро-
са Воронова — члена Революционного Всен-
ного Совета. Воронов должен был олицетво-
рять новые силы нового класса, растущие в
борьбе и раскрывающие‘ свои огромные спо-
собности. Такие люди поднимались до реше-
ния больших дел, но образ Воронова этими
качествами не обладает. Этот пробел в ходе
пьесы заполняет матрос Шибаев —уполномо-
ченный Особого отдела.

Шибаева в исполнении И. Ильинского мож-
но причислить к классическому образу рево-
	Учебно-педагогическое издательство выпу-
стило недавно книгу И. Гуторова «Поэтиче-
ское мастерство В. В. Маяковского».

Вопрос о поэтическом новаторстве Маяков-
ского-один из важнейших в изучении его
творчества. В статьях и исследованиях на эту
тему содержится ряд неверных утверждений,
а научная монография о поэтике Маяковско-
го до сих пор еще не создана. Поэтому к теме
о поэтическом мастерстве Маяковского следо-
вало бы отнестись с особенной ответствен-
ностью и вниманием. К сожалению, книга
И. Гуторова не отличается ни серьезным под-
ходом к теме, ни научной глубиной, ни добро-
совестностью овладения материалом. Она
представляет собой поверхностную компиля-
цию различных и зачастую противоположных
мнений и высказываний о Маяковском и его
поэтике.

Отсутствие у автора ясного представления
об основных проблемах поэзии Маяковского
дает себя знать на протяжении всей книги,
Правильные мысли перемежаются в ней с
неверными. утверждениями. Противоречия
встречаются иногда в пределах одной страни-
пы. Ярким примером тому является первая
глава книги «Эстетика футуризма и поэтика
Маяковского». В ней ставится очень важный
вопрос об отношении Маяковского к футу-
ризму, но именно только ставится, а не раз-
решается.

И. Гуторов не дает ясной оценки самого
футуризма. Так, на стр. 14 автор, опираясь на
высказывание А, М. Горького, характеризует
кубо-футуристов как течение антисоциальное
и антидемократическое, Но буквально через
четыре строчки он пишет, что у кубо-футури-
стов «анархическое переплеталось с демокра-
тическим». На стр. 20 И. Гуторов говорит о
вредном влиянии футуризма на раннее твор-
чество Маяковского. Однако в другом месте
он высказывает в корне ложную мысль о том,
что именно футуризм привел Маяковского к
революционной романтике и даже... к ленин-
скому пониманию мечты. «Эта черта «будет-
ланетва» поэта. — пишет автор, имея в виду
	устремленность футуристов ` в будущее, -
	дала ему возможность в дальнейшем своем
творчестве возвыситься до революционной
романтики, до понимания ленинской мечты»
(стр. 16).

Основываясь не на самостоятельном науч-
ном анализе творчества Маяковского, а на
суждениях, заимствованных у различных
критиков и писателей, автор не смог удовле-
творительно разрешить ни одной из постав-
	Советское киноискусство росло и мужало
вместе со всей страной и под направляющим
руководством партии достигло значительных
успехов. Лучшие советские кинофильмы
продемонстрировали высокую  идейность,
	‘большое художественное мастерство, богат-
	ство и разнообразие изобразительных форм.
Олнако было бы ошибочным за этими усие-
	.хами ве видеть творческих недостатков в ра
	ботё отдельных мастеров кино и трудностей,
которые предстоит преодолеть работникам
кинематографии в дальнейшем развитии
своего искусства. Перед советским киноискус-
ством стоит задача повышения идейно-худо-
жественного уровня выпускаемых фильмов,
В свете этой задачи особо остро встает вопросе
о теоретическом обобщении богатого опыта
истории советского киноискусства,
	К сожалению, разработка теории и истории
киноискусства резко отстает от практики и
не оказывает необходимого влияния на совер-
тенствование мастерства творческих работ-
ников кино. Еще не создан такой научный
труд, где был бы обобщен огромный опыт со-
ветского кино, раскрыты особенности нашего
киноискусства в свете марксистско-ленин-
ской эстетики. А потребность в таком теоре-
тическом обобщении назрела давно.

Нельзя сказать, что У нас нет организаций
и учреждений, призванных заниматься науч-
но-исследовательской работой в области ки-
ноискусства, Назовем прежде всего Государ-
ственный институт кинематографии, где
имеются кафедры по всем основным спе
циальностям кинематографии. Не так давно
создан Госфильмфонд, который может ока-
зать немалую помощь в научной системати-
зации фильмофондов и разработке научной
фильмографии. При Московском Доме кино
существуют секции теории и кинокритики.
Вопросами теории и истории кино занимают-
ся также в Ленинграде, Киеве, Тбилиси.
Почему при наличии всех этих организаций
и учреждений разработка истории кино до
сих пор не сдвинута с мертвой точки? Это
объясняется прежде всего тем, что названные
организации работают изолированно, вне свя-
зи друг с другом, и зачастую оторванно от
		Марксизм- ленинизм против догматизма
и начетничества
		нии. В речи на ХУП1 съезде партии товари
Сталин показал, что это положение Энгельса
не соответствует исторической обстановке, в
которой находится Советский Союз, окружен-
ный  капиталистическими государствами.
Товариш Сталин ‘разгромил начетчиков и
талмудистов, которые, цепляясь за формулу
Энгельса, требовали роспуска советских госу-
дарственных органов, постоянной армии. и
тем самым хотели обречь нашу страну на
полное бессилие перед лицом враждебного
империалистического лагеря с его вооружен-
ными до зубов армиями и разведкой.
Товариш Сталин подчеркнул необходимость
всемерного укрепления социалистического
государства. Товарищ Сталин в ответе на
письмо А. Холопова в связи с вопросами
языкознания Указал, что вывод Энгельса об
отмирании государства при социализме и
вывод русских марксистов о необходимости
укрепления социалистического государства в
условиях капиталистического окружения яв-
ляются правильными каждый для своего вре
мени, для своей исторической обстановки.
Поэтому неправильно отбрасывать одну фор-
мулу как безусловно неверную, а другую воз-
водить в неизменную догму. Товарищ Сталин
подчеркивает, что формула советских маркси-
стов правильна для периода победы социа-
лизма в одной или нескольких странах, а
формула Энгельса правильна «для того пе-
риода, когда последовательная победа социа-
лизма в отдельных странах приведёт к победе
социализма. в большинстве стран и когда со
здадутся, таким образом, необходимые усло-
вия для применения формулы Энгельса».
Другим примером творческого решения
сложнейших вопросов является данный
товарищем Сталиным анализ перспектив ки-
тайской революции. Выступая в конце 1926
года с речью в китайской комиссии Икки,
товарищ Сталин указывал: «Ленин говорил,
что китайцы будут иметь в скором времени
свой 1905 год. Некоторые товарищи поняли
это так, что у китайцев должно повториться
точь-в-точь‘ то же самое, что имело место У
нас в России в 1905 году. Это неверно, това-
рищи. Ленин вовсе не говорил, что китай-
ская революция будет копией революции
1905 года в России. Ленин говорил лишь о
том, что У китайцев будет свой 1905 год; Это
значит, ‘что, кроме общих черт революции
1905 года, китайская революция будет иметь
ее свои специфические особенности, кото-
	Однако в начале ХХ века обстановка суще-
ственно изменилась. Домонополистический
период капитализма кончился, капитализм
вступил в монополистическую стадию своего
развития. Экономическая и ‘политическая
власть сосредоточилась в руках монополий,
мир был поделен между крупнейшими импе-
риалистическими хищниками, мировая война
вскрыла гнилость хапиталистической сиете-
мы, В этих условиях вождь пролетариата
Ленин показал, что в эпоху империализма
неравномерность экономического и политиче-
ского развития есть безусловный закон капи-
тализма, и пришел к выводу о возможности
победы социализма первоначально в одной,
отдельно взятой стране.

Товарищ, Сталин в своей работе «Марксизм
и вопросы языкознания» жестоко высмеивает
начетчиков и талмудистов, которые требуют,
чтобы один из этих выводов был отброшен,
а другой распространен на все времена. «Но
марксисты ‘не могут не знать, - говорит
товарищ Сталин‚—что начетчики и талмуди-
сты ошибаются, они не могут не знать, что
оба эти вывода правильны, но не безусловно,
а каждый для своего времени: вывод Маркса
и Энгельса — для периода домонополистиче-
ского капитализма, а вывод Ленина — для
периода монополистического капитализма».
	Товарищ Сталин отстоял от врагов. и pas-
вил дальше ленинское учение о возможности
победы социализма в одной стране и двинул
вперед марксистскую теорию, сделав вывод о
возможности победы коммунизма в одной
стране в условиях капиталистического окру-
жения. Этот сталинский вывод является пу-
теводной звездой для советского народа и все-
го лагеря социализма. .

К каким печальным последствиям приво-
дит схоластический, начетнический подход к
известным формулам и положениям марксиз-
ма, показывает пример Плеханова. Догмати-
чески и ограниченно восприняв марксист-
ский тезис о том, что общественное сознание
определяется обтцественным бытием, Плеха-
нов выступил против ленинского учения о
необходимости внесения социалистической
сознательности в стихийное рабочее движе-
ние. В статье «Рабочий класс и социал-демо-
кратическая интеллигенция» Плёханов, жон-
глируя цитатами из марксистских книг, при”
зывал разделаться с учением Ленина о. сти-
хийности масс и сознательности социал-де-
мократии. В «Письмах из Кутаиса» товарищ
	В спектакле показана лишь одна страница
жизненного пути И. В. Сталина. Но как, ог-
ромна эта страница! Ее не исчерпала драма-
тургия пьесы, ее хватило бы для полотна
эпического романа.

Ключ к пониманию этой художественной
неисчерпаемости великого образа состоит в
том, что здесь времени тесно, а делам про-
сторно.

И каким делам!

В каждом из них — история победоносного
советского народа. В каждом из этих иетори-
ческих дел — сталинский гений, простой, как
правда, и мудрый, как сам народ.
			рые должны наложить свой особый отпечаток.
на революцию в Китае» (Соч., т. 8, стр. 357—
358). i

Разоблачив догматиков, которые узко, на-
четнически восприняли указание Ленина,
товарищ Сталин вскрыл особенные, специфи-
ческие черты китайской революции. Он под-
черкнул, что эта революция, будучи буржуаз-
но-демократической, направлена своим остри-
ем против всех форм господства иностранно-
го империализма в Китае и носит характер
национально - освободительной революции.
Товарищ Сталин вскрыл слабость китайской
буржуазии по сравнению с русской буржуа-
зией в 1905 году и подчеркнул, что роль ру-
ководителя китайской революции, вождя ки-
тайского крестьянства должна неминуемо по-
пасть в руки китайского пролетариата и его
партии. Товарищ Сталин показал, что суще-
ствование Советского Союза, его революцион-
ный опыт и бескорыстная помощь облегчают
борьбу китайского пролетариата против им-
периализма и феодальных пережитков в Ки-
	mae. Победа китайского народа блестяще
подтвердила анализ, данный товарищем
Сталиным.
	Исходя из опыта русских марксистов, .ки-
тайские коммунисты под руководством Мао
Цзе-дуна подвергли критике приверженцев
догматизма в своей среде, которые отрицали
ту истину, что «марксизм — не догма, а руко-
водство к действию», и лишь устрашали лю-
дей отдельными словами и фразами, вырван-
ными из текста марксистских книг. Только
творческое применение марксистекого метода
к своеобразным условиям китайской действи-
тельности позволило китайским коммунистам
найти верные пути к победе народа над ино-
странными империалистами и реакционной
кликой Чан Кай-ши. .

Исходя из основных положений марисизма-
	‚ленинизма, учитывая опыт строительства co
	цпиализма в Советском Союзе, успешно при-
меняют и развивают марксистско-ленинскую
теорию коммунистические партии стран на-
родной демократии.

Исключительное значение для борьбы про-
тив догматизма и схоластики в науке имеет
выступление товарища Сталина на Первом
всесоюзном совешании стахановцев. Стаха-
новцы своими трудовыми подвигами опроки-
нули прежние технические нормы, освящен-
ные старой наукой; при этом стахановцы на-
толкнулись на сопротивление отсталых слоев
научно-технической интеллигенции, которые
догматически подходили к установленным
нормам, боялись пересмотреть их в свете но-
вой практики, ссылаясь на каноны науки.
Товарищ Сталин вскрыл ошибочность и вред
такого догматического подхода,
	(Окончание на 4-й стр.).
		Основоположники- марксизма-ленинизма
и критический, револю-

всегда подчеркивал
нионный дух своего учения, несовместимый
a4 eens ee AMT ABE
	ПРЕ ИТ Зо

с косностью и схоластикой, начетничеством
и застоем мысли. Рожденное в ожесточенных
боях за победу нового общественного строя,
это учение сочетает в себе строгую научность
и боевой революционный дух. Марксизм-
ленинизм дает ответы на коренные вопросы,
волнующие человечество, и именно поэтому
является великой силой в переустройстве
обшества на новых, социалистических нача-
лах,

Сила марксистско-ленинской теории заклю-
чается в  конкретно-историческом подходе
к каждому явлению природы и общества.
Великий Ленин, говоря об общественных от-
ношениях, подчеркивал, что марксисты «кри-
тсрий своей оценки этих отношений видят
совсем не в абстрактных схемах и т. п, вздо-
ре; а в верности и соответствии ее с действи-
тельностью» (Соч. т. 1, СТР. 177).

Ленин, отстаивая метод Маркса от догма-
тиков и оппортунистов, стремившихся выхо-
лостить марксистекое учение, свести его к
сумме застывших схем и формул, подчерки-
вал, что суть, живая душа марксизма заклю-
чается в конкретном анализе конкретной
ситуации. Подходя к решению сложных во-
просов  российской действительности, опреде-
ляя пути и задачи революционной борьбы про-
летариата, Ленин требовал творческого раз-
вития и применения марксистского учения.

«Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса, —
писал Ленин,— как на нечто законченное и
неприкосновенное; мы убеждены, напротив,
что она положила только краеугольные камни
той науки, которую социалисты должны дви-
тать дальше во всех направлениях, если они
не хотят отстать от жизни. Мы думаем, что
для русских социалистов особенно необходи-
ма самостоятельная разработка теории Мар-
кса, ибо эта теория дает лишь общие руково-
дящие положения, которые применяются в
частности к Англии иначе, чем к Франции,
к Франции иначе, чем к Германии, к Герма-
нии иначе, чем к России» (Соч. т. 4, стр.

191—192).

Образцом творческого подхода к сложней-
шим проблемам всемирно-исторического раз-
вития является ленинское решение вопроса
о возможности построения социализма в or

a amnatToe. Mapre и
	ОВО Иа.

кой, отдельно вз

Энгельс, изучая до
OE Oe по восходящей
	тализм, развивает
хинии, пришли в соро
	ABIUMNCA Ce eee ea ary
~ annoOkoOBhlx rosax mpowiaoro
	этих условиях проле“
	Ю. ЖДАНОВ
	Сталин показал всю ошибочность взглядов
Плеханова. который отстал от новых вопро-
	сов и, твердя старые формулы. обрекал пар-
	тию на пассивность, отводил ей по сути дела
место в обозе рабочего движения. лишал ее
роли передового сознательного борца и вож-
дя пролетариата. .

Известно, что Плеханов, буквоедски и на-
четнически воспринимая марксизм, выступил
против ленинского Учения о возможности
побелы социализма в нашей стране. Плеха-
нов, будучи автором ряда ценных произве-
дений по теории марксизма, в результате
догматического отношения к этой теории,
нежелания и неумения видеть и анализиро-
вать новые факты порвал с духом этой тео-
рии, с методом. марксизма и скатился в Aa-
герь врагов революции.

В октябре 1911 года товарищ Сталин писал:

«Русская революция ниспровергла немало
авторитетов. Ее. мощь выражается, между
прочим, в том, что она не склонялась перед
«громкими именами», брала их на службу,
либо отбрасывала их в небытие, если они не
хотели учиться у нее» (Соч. т. 3, стр. 386).

К числу таких авторитетов И. В. Сталин
относил и Плеханова.

Товариш Сталин в борьбе с врагами пар-
тии отстоял творческий марксизм и поднял
на новую ступень теорию марксизма-
ленинизма. Труды товарища Сталина дают
образцы решения сложнейших проблем нау-
ки, анализа новых общественных явлений.
Товарищ Сталин Учит вдумчивому отноше
нию в выводам и положениям марксизма,
учит анализировать условия, при которых
возникли и для которых верны те или иные
выводы, учит, каким образом эти выводы мо-
тут быть улучшены или изменены на основе
учета нового опыта. :

Образцом такого подхода является реше-
ние, данное товарищем Сталиным вопросу о
государстве при социализме.

В свое время Энгельс, исходя из формулы
марксизма о том, что социализм должен
победить одновременно во всех основных
странах, сделал вывод об отмирании государ-
ства после победы социалистической револю-
	века к выводу,

тарская. революц

что в 27°.

ия может
Ад Я В
	порока р aay A
одновременио во всех или в большинстве ци-
7. Этот вывод вполне ©о-

вилизованных стран.
ответствовал ТОЙ исторической обстановке, в

условиях‘ которой он был сделан.